Данная библиотека создана в попытке ликвидировать вакуум философской летературы по ненасилию.
Здесь есть труды, считающиееся классикой, литература по восточной философии, основа которой — непричинение зла, а также произведения современных авторов.
Надеюсь, эта библиотека поможет вам разобраться в том, что такое ненасилие, и как его можно
претворить в жизнь.
С уважением, Алексей.
Библиотека поделена на разделы:
Избранное — здесь собраны только основные тексты по теме ненасилие и пацифизм.
к оглавлению
Уильям Ллойд Гаррисон
ГАРРИСОН, УИЛЬЯМ ЛЛОЙД (Garrison William Lloyd) (1805–1879) — основатель Американского общества борьбы с рабством, секретарь Общества непротивления в Новой Англии, публицист и поэт.
- Краткая биография
- Гаррисон У.Л. Провозглашение… (Декларация чувств) (1838 г.) — Мы признаем нехристианскими и незаконными не только самые войны — как наступательные, так и оборонительные, — но и все приготовления к войнам: устройство всяких арсеналов, укреплений, военных кораблей; признаем нехристианским и незаконным существование всяких постоянных армий, всякого военного начальства, всяких памятников, воздвигнутых в честь побед или павших врагов, всяких трофеев, добытых на поле сражения, всяких празднований военных подвигов, всяких присвоений, совершенных военной силой; признаем нехристианским и незаконным всякое правительственное постановление, требующее военной службы от своих подданных.
- Толстой Л.Н. Предисловие к английской биографии Гаррисона, составленной В.Г.Чертковым и Ф.Хола
- Толстой Л.Н. Гаррисон и его «Провозглашение» — Гаррисон как человек просвещенный светом христианства, начав с практической цели — борьбы с рабством, — очень скоро понял, что причина рабства не случайное, временное завладение южанами несколькими миллионами негров, но давнишнее и всеобщее, противное христианскому учению признание права насилия одних людей над другими.
- Паррингтон В.Л. Фрагмент из книги «Основные течения американской мысли» — Том II, М., «Изд. ин. лит.», 1962 — очерки об аболиционистах и трансценденталистах: Чаннинге, Нойзе, Гаррисоне, Уитьере, Бичер-Стоу, Эмерсоне, Торо, Паркере, Фуллер — интересны не только их биографии, но и отношение к ним окружающих людей.
к оглавлению
Эдин Баллу
БАЛЛУ, ЭДИН (или: БАЛУ, АДИН) (Ballou Adin) (1803–1890) — американский священник, христианский анархист, всю свою жизнь посвятивший проповеди непротивления, глава общины Hopedale (в Бостоне).
- Краткая биография
- Сайт друзей Эдина Баллу: http://www.adinballou.org — есть биография, библиография, тексты основных произведений Баллу — всё на английском языке
- Балу А. Учение о христианском непротивлении злу насилием (1846 г.) С пред. И.И.Горбунова-Посадова. М., Посредник, 1908 — Каждого юношу считают долгом познакомить со всевозможными проявлениями человеческой жестокости и братоубийства — с битвами персов и греков, с кровавыми зверствами походов Цезарей, Фридрихов Великих, Наполеонов, истреблением друг друга североамериканцами и англичанами, французами и немцами, японцами и русскими, — но никому не приходит в голову отводить в так называемой истории … место для великих проявлений братства в человечестве. Когда же произойдет переворот во взгляде людей на насилие (а он неизбежно произойдет, — иначе люди будут века еще топтаться в слезах и крови друг друга), произойдет и переворот в нашем воспитании и образовании … Тогда в гимназиях вместо писаний сочинений о походах Юлия Цезаря и легионов его закованных в латы убийц будут, может быть, изучать книги, подобные предлагаемой книге Балу.
- Балу А. Катехизис непротивления и фрагменты других произведений А. Баллу — из трактата Л.Н.Толстого «Царство Божие внутри вас…» — один человек не должен убивать. Если он убил, он преступник, он убийца. Два, десять, сто человек, если они делают это, — они убийцы. Но государство или народ может убивать, сколько он хочет, и это не будет убийство, а хорошее, доброе дело. Только собрать побольше народа, и бойня десятков тысяч людей становится невинным делом. Но сколько именно нужно людей для этого?
- Балу А. Фрагменты произведений — из сборника Л.Н.Толстого «Путь жизни» — следовать учению непротивления трудно, но легко ли следовать учению борьбы и возмездия?… прочтите описание одного из тех ста тысяч сражений, которые вели люди в угоду закона борьбы. На этих войнах убито несколько миллиардов людей, так что в каждом из тех сражений загублено больше жизней, перенесено больше страданий, чем бы их накопилось веками по причине непротивления злу.
- Каллаур К. Л. Н. Толстой и Эдин Баллу: Духовное родство // Неизвестный Толстой в архивах России и США. М., АО «ТЕХНА-2», 1994 — переписка двух учителей непротивления (1889-1890) показывает общее и различное в их взглядах и темпераментах.
к оглавлению
Генри Дэвид Торо
ТОРО, ГЕНРИ ДЭВИД (Henry David Thoreau) (1817–1862) — американский писатель и публицист. Автор книг “О гражданском неповиновении”, “Уолден или жизнь в лесу” и др.
Торо был проповедником упрощенных, “естественных” форм жизни, в политическом устройстве — близок к анархизму: в 1845 г. он построил себе хижину в лесу и прожил в ней два с половиной года, занимаясь сельским трудом. В Бостоне в 50-е годы существовал "Кружок Паркера", объединявший решительных сторонников освобождения негров. В него помимо Теодора Паркера входили Торо и многие друзья последнего — Эмерсон, Олкотт, Уильям Чаннинг. Антирабовладельческие настроения охватили и жителей Конкорда. Все члены семьи Торо разделяли взгляды аболиционистов. Сам он был активным сторонником движения: участвовал в так называемой "подземной дороге", т. е. помогал переправляться в Канаду беглым рабам, критиковал рабство в своих теоретических и публицистических сочинениях.
Цитаты из книг Торо.
“Я думаю, что мы прежде всего должны быть людьми, а уже потом подданными. Нежелательно воспитывать в себе уважение к закону такое же, как к добру. Закон никогда не делает людей более справедливыми, а, напротив, вследствие уважения к закону хорошие люди делаются наполнителями несправедливости”.
“Как удивительно то, что мир терпит и воспринимает из высших откровений истины только самые древние и теперь уже несвоевременные, но всякое прямое откровение, всякую самобытную мысль он считает ничтожною, иногда прямо ненавидит!”.
- Торо Г.Д. Отрывки из эссе "О гражданском неповиновении". (1849 г.)
- Торо Г.Д. Полное эссе "О гражданском неповиновении" // Новые пророки. Торо. Толстой. Ганди. Эмерсон., СПб., "Алетейя", 1996
- Торо Г.Д. Полное эссе "О гражданском неповиновении" на английском.
- Торо Г.Д. Уолден или жизнь в лесу.(1854 г.) (html, 600k) Cкачать архив (rar, 248k)
- Торо Г.Д. Жизнь без принципа (1862 г.)
- Торо Г.Д. Поэзия // Поэзия США. М., "Художественная литература", 1982
- Эмерсон Р. В. Торо. Биографический очерк.
- Реферат о Генри Торо – биография, обзор филосовской позиции, книги Торо.
- Паррингтон В.Л. Фрагмент из книги «Основные течения американской мысли» — Том II, М., «Изд. ин. лит.», 1962 — очерки об аболиционистах и трансценденталистах: Чаннинге, Нойзе, Гаррисоне, Уитьере, Бичер-Стоу, Эмерсоне, Торо, Паркере, Фуллер — интересны не только их биографии, но и отношение к ним окружающих людей.
к оглавлению
Виктор Гюго
ГЮГО, ВИКТОР МАРИ (Hugo Victor Marie) (1802–1885) — всемирно известный французский писатель, член Французской Академии; публицист, общественный деятель, политэммигрант.
Гюго был участником и организатором ряда антивоенных конгрессов. Был сторонником объединения европейских стран в Соединенные Штаты Европы. Выступал против смертной казни как за политические, так и за уголовные преступления. Во время Парижской Коммуны защищал жертв сначала красного, а потом белого террора. За свои гуманистические взгляды и сам Гюго и его семья неоднократно подвергалась репрессиям.
к оглавлению
Берта фон Зуттнер
ЗУТТНЕР, БЕРТА фон (von Suttner Bertha Felicie Sophie) (1843–1914) — австрийская писательница, деятель международного антивоенного движения, первая женщина-лауреат Нобелевской премии мира.
- Краткая биография
- Зутнер Б. Долой оружие! (части 1, 2, 3) и (части 4, 5, 6, 7) (1889 г.) — СПБ., 2-е изд. Ф.Павленкова, 1903 — роман всем известен, но только по названию, на русском языке он не переиздавался уже столетие.
- Зутнер Б. Пытку долой! (1899 г.) — СПБ., 1903 — против вивисекции.
- Зутнер Б. Величайшая из всех побед — мир — СПБ., 1900 — из записной книжки участницы гаагской мирной конференции 1899 г.
- Зутнер Б. Мир и война (1900 г.) — СПБ., 1900 — из речь, произнесенная в Мюнхене.
- Зутнер Б. Нобелевская лекция Эволюция движения мира (18 апреля 1906 г.) // «Мир / Peace: Альтернатива войне от античности до конца второй мировой войны». М., «Наука», 1993 — фрагмент
- Письмо к Берте фон Зутнер. 9 октября 1891 — написано по прочтении романа «Долой оружие!» — отмене невольничества предшествовала знаменитая книга женщины, г-жи Бичер-Стоу; дай Бог, чтобы ваша книга предшествовала уничтожению войны.
- Чистякова М. Толстой и европейские конгрессы мира // Л. Н. Толстой. Лит. наследство. Т. 37/38. М., Изд-во АН СССР, 1939 — содержит фрагменты из переписки Л.Н.Толстого с Б. ф. Зуттнер и другими деятелями либерального пацифизма.
- Цвейг С. Берта фон Зутнер — связывая идеей мира друг с другом людей разных наций, она образовала цепочку, которую и сейчас усилиями миллионов солдат полностью не разорвать. Так эта героическая пропагандистка идей человечности дала нам запоминающийся урок того, как женщина, даже если ей законом отказано влиять на политику, так как она не имеет избирательных прав, все же нашла пути воздействия на людей — от сердца к сердцу, от души к душе — аргументами гуманизма пробуждая совесть в каждом, имеющем чувство ответственности.
- Беленчиков В. Я. Творчество Берты Зуттнер. Л., 1974
- Сдвижков Д. А. Против «железа и крови». Пацифизм в Германской империи. М., ИВИ РАН, 1999. (Глава I), (Глава II), (Глава III) — история возникновения и развития антивоенного движения в Германии с первой пол. 1914 г. Отношение к нему представителей различных слоев общества. Здесь же биографии лидеров этого движения: Б.ф.Зутнер, А.Фрида, О.Умфрида, М.ф.Эгиди и др.
- Сдвижков Д. А. Идеи ненасилия в образованных слоях Германии и России накануне Первой мировой войны // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000
к оглавлению
Лев Николаевич Толстой
ОТДЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА, посвященная Л.Н.Толстому и его последователям
ТОЛСТОЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828–1910) — великий русский писатель, мыслитель и общественный деятель.
- Биография в энциклопедии "Кругосвет"
- Страница Л.Н.Толстого в Фундаментальной Электронной Библиотеке
- Полное собрание сочинений Л.Н.Толстого 1928-1958 гг., в 90 томах (в формате PDF, 4.2Гб)
- Произведения Л.Н.Толстого в авторском чтении (MP3, 22.5Мб)
- Толстой Л.Н. Не убий никого
- Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви
- Толстой Л.Н. Христианство и патриотизм
- Толстой Л.Н. Патриотизм или мир?
- Толстой Л.Н. Доклад приготовленный для конгресса о мире в Стокгольме
- Толстой Л.Н. Две войны
- Толстой Л.Н. Неизбежный переворот отрывки из статьи
- Толстой Л.Н. Карфаген должен быть разрушен
- Толстой Л.Н. Церковь и государство
- Толстой Л.Н. Царство божие внутри вас... отрывки из статьи
- Толстой Л.Н. Солдатская памятка
- Письмо к Александру III. 8-15 марта 1881 — с просьбой помиловать революционеров, убивших Александра II.
- Письмо к М. А. Энгельгардту. январь 1882 («О непротивлении»)
- Письмо к Берте фон Зутнер. 9 октября 1891 — написано по прочтении романа «Долой оружие!» — отмене невольничества предшествовала знаменитая книга женщины, г-жи Бичер-Стоу; дай Бог, чтобы ваша книга предшествовала уничтожению войны.
- Чистякова М. Толстой и европейские конгрессы мира // Л. Н. Толстой. Лит. наследство. Т. 37/38. М., Изд-во АН СССР, 1939 — содержит фрагменты из переписки Л.Н.Толстого с Б. ф. Зуттнер и др. деятелями либерального пацифизма.
- Письмо к Эрнесту Кросби. 12 января 1896 («Письмо к американцу о непротивлении»)
- Письмо к А. М. Калмыковой, В. В. Девелю и Н. А. Рубакину. 31 августа 1896 («Письмо к либералам»)
- Письмо к Г. М. Волконскому. 4/16 декабря 1899 («По поводу Трансваальской войны») — англо-бурской войны
- Письмо к Николаю II. 16 января 1902 (MP3) — перечисление проблем России и предложения по их исправлению.
- Толстой Л.Н. и Веригин П.В. Переписка. СПб., «Дмитрий Буланин», 1995 — переписка с лидером духоборов.
- Письмо к В. Г. Короленко. 26-27 марта 1910 — по поводу статьи «Бытовое явление» о смертной казни
- Переписка с М. К. Ганди // Л. Н. Толстой. Лит. наследство. Т. 37/38. Кн. II. М.: Изд-во АН СССР, 1939.
- Роллан Р. Жизнь Толстого (1911 г.) — очень хорошая небольшая популярная биография.
- Роллан Р. Ответ Азии Толстому (1928 г.) — дополнительная глава к биографии Л.Н.Толстого, посвященная его переписке с мыслителями и общественными деятелями различных стран Азии, особенно с молодым М.Ганди: Мы воспроизводим здесь в выдержках письмо, написанное Толстым за месяц до смерти, в котором русский апостол набрасывает целый план кампаний в духе непротивления; индийскому Махатме суждено было дать впоследствии могучее применение этому плану.
- Швейцер А. Воспитатель человечества Толстой (1960 г.)
- Поповский М. А. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977, London, OPI, 1983.
- Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-е — 1930-е годы. Сост. Рогинский А. Б., М., «Книга», 1989.
- Уильям Эджертон. Толстой и толстовцы // «Новый мир», № 3, 1989.
- Нежный А. И. Голоса из могилы. Фрагмент из книги: «Комиссар дьявола», М., «Протестант», 1993.
- Лурье Я. С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века, СПб., «Дмитрий Буланин», 1993.
- Шенталинский В. Донос на Сократа // «Новый Мир» 1996, № 11.
- Саломони
Антонелла. Эмигранты-толстовцы между христианством и анархизмом (1898-1905 гг.) // «Русская эмиграция до 1917 года – лаборатория либертарной и революционной мысли», СПб., «Европейский Дом», 1997.
- Уильям Эджертон. Загадка влияния учения Л. Толстого на мировое сообщество. Пер. с англ. Т.А.Павловой // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни., М., ИВИ РАН, 2000.
- Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого, М., «Наука», 2006.
- Гордеева И. Радикально-пацифистское движение в России в XX веке // «Знание — Сила», 2013.
к оглавлению
Махатма Ганди
ГАНДИ, МОХАНДАС КАРАМЧАНД (1869–1948) — один из лидеров индийского национально-освободительного
движения, его идеолог. По образованию юрист. В 1893-1914 жил в Южной Африке.
В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный конгресс.
Ганди непосредственно руководил борьбой за независимость. После завоевания Индией
независимости (1947) и раздела ее на два государства (Индийский Союз и Пакистан)
Ганди выступил против начавшихся индо-мусульманских погромов и был убит членом индуистской экстремистской организации. Прозван в народе Махатмой («Великой душой»).
- Биография в энциклопедии "Кругосвет"
- Ганди М.К. Моя жизнь М., "Наука", 1969.
- Ганди М.К. Моя вера в ненасилие (Word) и (HTML) // Вопросы философии, № 3, 1992 г.
- Ганди М.К. Антология гуманной педагогики. М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998 — сборник статей о педагогике.
- Ганди М.К. фрагменты статей «Доктрина меча» (1920) и «Война или мир» (1926) // «Мир / Peace». М., «Наука», 1993
- Ганди М.К. «Как бороться с гитлеризмом» (1940) и «Всем японцам» (1942) // «Моя жизнь». М., «Наука», 1969
- Ганди М.К. О религии // Young India, 10-6-1926
- Несколько статей М.К. Ганди
- Слова Махатмы Ганди
- Толстой Л.Н. Переписка с М. К. Ганди // Л. Н. Толстой. Лит. наследство. Т. 37/38. Кн. II. М.: Изд-во АН СССР, 1939.
- Ганди М.К. Два письма к Адольфу Гитлеру 23 июля 1939 и 24 декабря 1940.
- Роллан Р. Махатма Ганди. // Собрание сочинений, т. XX, Л., "ГИХЛ", 1936 — самая лучшая биография М.Ганди на русском языке, но, к сожалению, доведенная только до 1920-х годов.
- Датта Д. Философия Махатмы Ганди. М., «Изд. ин. лит-ры», 1959 — лекции индийского философа и историка философии, составленные для американских студентов; сам автор много лет был тесно связан с гандистским движением.
- Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. 2-е изд. М., "Нука", 1969 (DjVu)
- Горев А.В. Махатма Ганди. 2-е изд. М., "Международные отношения", 1989
- Кристина Жордис. Махатма Ганди. (ЖЗЛ. Малая серия. Вып. 43), М., "Молодая гвардия", 2013 (DjVu)
- Оруэлл Дж. Размышления о Ганди // Человек, № 2, 2001 г.
- Полонская Л.Р. Махатма Ганди: Смысл жизни. Святой или политический деятель? // Новая и новейшая история, № 4, 1991 г.
- Мартышин О.В. Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди // Принципы ненасилия: классическое наследие. М. "Прогресс", 1991
- Рашковский Е. Б. Сатьяграха: революция ненасилия (PDF) // «Путь». М., 1993. № 4. (HTML)
- Девяткин С.В. Искусство сатьяграхи // Опыт ненасилия в XX столетии. Под ред. Р.Г. Апресяна. М. Аслан, 1996
- Рыбаков Р.В. Ненасильственная борьба за мир без насилия // Пацифизм в истории. М. ИВИ РАН, 1997
- Орлова Р.Д. Мартин Лютер Кинг и Ганди // «Народы Азии и Африки», 1971, № 2
- Мартышин Л.С. Политическая мысль Индии // «История политических и правовых учений. XX в.», М., «Наука», 1995 — отношение к насилию и ненасилию известных индийских политиков XX века: Б.Г.Тилака, А.Гхоша, М.К.Ганди, Р.М.Роя, Дж.Неру, С.Ч.Боса, Дж.Нараяна и др.
- Махатма Ганди — теоретик ненасилия
- О ненасилии и самоопределении. Люди о Ганди
- История Ганди: сатьяграха в Индии
- Ганди на суде // Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история.
к оглавлению
Жан Жорес
ЖОРЕС, ЖАН (Jaures Jean) (1859–1914) — деятель французского и международного социалистического движения, борец против колониализма, милитаризма и войны, историк.
- Краткая биография
- Франс А. Жан Жорес (1919 г.) — …ненависть была чужда Жоресу, и он жил в безмятежном спокойствии, свойственном человеку с чистой совестью.
- Арк. А-Н. Антимилитаризм и антипатриотизм. — фрагмент из книги История рабочего движения в Англии, Франции и Германии. «Пролетарий», Харьков, 1924 — краткое и ясное изложение взглядов Г.Эрве, Ж.Жореса, Ж.Геда и др. социалистов и синдикалистов по военному вопросу накануне Первой мировой войны.
- Молчанов Н. Н. Война войне. — глава из книги Жан Жорес (ЖЗЛ, 2-е изд). М., 1986. — …Не пройдет и шести месяцев, как начнется война. Я получаю столько писем с угрозами, и я не удивился бы, если бы оказался ее первой жертвой. Я прощаю того, кто меня убьет. Виновными будут те, кто даст ему оружие. Я мечтаю только о том, чтобы мне не пришлось слишком мучиться…
- Жан Жорес. Идея мира и солидарность пролетариата. Одесса, «Демос», 1905 — знаменитая непроизнесенная речь к немецким социал-демократам; воспроизведена полностью, с прижизненного издания.
- Жан Жорес. «Против войны и колониальной политики». Сост. и автор комм. М. Ребериу. М., 1961 — часть сборника
Жорес лучше, чем многие, сумел понять неразрывную связь между реакционной внутренней политикой и внешней империалистической политикой, подготовляющей эту войну. Он не только лучше иных понял эту связь, но и гораздо конкретнее, действеннее, смелее, чем другие, боролся против этой страшной для народов опасности — против милитаризма, колониализма и войны.
Избранным страницам из истории борьбы Жореса против этого триединого врага и посвящены его статьи, помещенные в настоящей книге.
Мадлен Ребериу. Жан Жорес — народный трибун
Жан Жорес. Избранные статьи и речи
- Приложение: Гюстав Эрве. Вместо войны - восстание. — классический пример анархистского антипатриотизма и антимилитаризма, начинающийся с антивоенного выступления, но заканчивающийся призывом к вооруженному восстанию и к худшей разновидности войны — гражданской.
к оглавлению
Ромен Роллан
РОЛЛАН, РОМЕН (Rolland Romain) (1866–1944) — французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1915 года; общественный деятель, участник антивоенного движения.
- Ромен Роллан // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. М.: Прогресс, 1992 — краткая биография.
- Роллан Р. Настанет время (1903 г.) — одно из первых художественных произведений, где главный положительный герой является отказником от службы в армии.
- Роллан Р. Пьер и Люс (1918 г.) — сочетание любовной истории и антивоенного пафоса.
- Роллан Р. Клерамбо. История свободомыслящего человека во время войны (1916-20 гг.) — антивоенный роман, известный по названию, но очень давно не переиздававшийся у нас.
- Роллан Р. Жизнь Толстого (1911 г.) — очень хорошая небольшая популярная биография Л.Н.Толстого.
- Роллан Р. Ответ Азии Толстому (1928 г.) — дополнительная глава к биографии Л.Н.Толстого, посвященная его переписке с мыслителями и общественными деятелями различных стран Азии, особенно с молодым М.Ганди: Мы воспроизводим здесь в выдержках письмо, написанное Толстым за месяц до смерти, в котором русский апостол набрасывает целый план кампаний в духе непротивления; индийскому Махатме суждено было дать впоследствии могучее применение этому плану.
- Роллан Р. Махатма Ганди (1923 г.) — самая лучшая биография М.Ганди на русском языке, но, к сожалению, доведенная только до 1920-х.
- Роллан Р. Над схваткой (1914-1915 гг.) — сборник антивоенных статей, само название которого стало нарицательным.
- Роллан Р. Предтечи (1916-1919 гг.) — продолжение сборника "Над схваткой".
- Роллан Р. За единение работников физического и умственного труда (Комментарий к "декларации Независимости Духа") (1919 г.)
- Роллан Р. Против негативного пацифизма (Письмо Марианне Раузе) (1923 г.)
- Роллан Р. Против националистической идеологии, порожденной французской революцией (1925 г.)
- Роллан Р. За Союз Социалистических Республик (Письмо в газету "Либертэр" относительно "Преследований в России") (1927 г.)
- Роллан Р. Письмо американскому другу в связи с судебным убийством Сакко и Ванцетти (1927 г.)
- Роллан Р. Долг интеллигенции в борьбе с войной (1927 г.)
- Роллан Р. Отказ от военной службы должен иметь социальную, а не индивидуалистическую и анархическую основу (1930 г.)
- Роллан Р. Письмо Пьеру Серезолю по поводу Лиги наций (1930 г.)
- Роллан Р. Переписка с Ранхэмом Брауном о заявлении А.Эйнштейна по поводу отказа от военной службы (1931 г.)
- Роллан Р. Письмо Анри Барбюсу о месте, которое революционное движение, созданное Амстердамским Конгрессом, должно предоставить людям, отказывающимся от военной службы по убеждению, и последователям Ганди (1932 г.)
- Роллан Р. Письмо болгарскому министру юстиции (1935 г.)
- Роллан Р. Спасите от топора палача немецких заложников мира! (1937 г.) — обращение в защиту К.Осецкого и др.
к оглавлению
Карл фон Осецкий
ОСЕЦКИЙ, КАРЛ фон (von Ossietzky Carl) (1889–1938) – немецкий публицист-антифашист, пацифист, лауреат Нобелевской премии мира 1935 года, узник концлагеря.
к оглавлению
Альберт Швейцер
ШВЕЙЦЕР, АЛЬБЕРТ (Albert Schweitzer) (1875–1965) — теолог, философ, музыкант и врач, уроженец Эльзаса.
Основал больницу в Африке для помощи туземцам, где работал врачом. Чтобы собрать средства для больницы, Швейцер совершал поездки в Европу, читал лекции, давал концерты, чем завоевал славу во всём мире. Став лауреатом Нобелевской премии мира, построил на полученные средства деревушку для прокаженных. Постоянно напоминал о атомной угрозе и призвал всех простых людей мира объединиться и потребовать от своих правительств запрещения испытаний ядерного оружия. За несколько дней до кончины Швейцер подписал требование немедленно прекратить преступную войну во Вьетнаме.
- Альберт Швейцер // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. М.: Прогресс, 1992 — краткая биография.
к оглавлению
Мартин Лютер Кинг
КИНГ, МАРТИН ЛЮТЕР (Martin Luther King) (1929–1968) — баптистский священник из штата Алабама (США). В возрасте 26 лет он принял решение: “Мой народ пришел в движение. Я должен идти вместе с ним”. С этого момента и до своей смерти Кинг боролся за права человека в США, особенно за права цветного населения.
Кинг разработал и использовал тактику массового ненасильственного сопротивления (бойкоты транспорта, “сидячие”, “лежачие”, “коленопреклоненные” демонстрации). На идеи, которыми он завораживал и увлекал за собой массы людей, оказали влияние труды У.Л. Гаррисона, Льва Толстого и Махатмы Ганди. Сам Кинг принцип ненасильственных действий считал “жизненной философией, которая определяет не только мое участие в борьбе за расовую справедливость, но и мою связь с людьми, связь с самим собою. Я остаюсь верен этому принципу”.
В 1957 г. Кинг организует “паломничество свободы” — поход на Вашингтон, в котором участвовало 27 тысяч американцев. В 1961 г. проводились “рейсы свободы”. Каждый участник этих акций должен был придерживаться следующих правил: “Не отвечай ударом на удар и оскорблением на оскорбление. Воздержись от насмешек. Всегда веди себя вежливо и дружелюбно… Помни о любви и отказе от насилия”. За свою деятельность в октябре 1964 г. баптистский пастор был награжден Нобелевской премией мира.
- Кинг М.Л. Есть у меня мечта… М., 1970 — единственный сборник работ М.Л.Кинга на русском языке
- Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию // Этическая мысль. 1991, М., "Республика", 1992
- Кинг М.Л. "Любите врагов ваших…"
- Кинг М.Л. Верую и вижу
- Кинг М.Л. Слова Мудрости
- Философия ненасилия: Шесть принципов — из книги "Путь к свободе", 1958
- Шесть стадий ненасильственного движения за социальные перемены. Составлено на основе "Письма из Бирмингемской тюрьмы" — из книги "Почему мы не можем ждать", 1963. Подготовлено Центром за ненасильственные социальные перемены им. М.Л.Кинга
- Словарь ненасилия Доктора Кинга. Подготовлен Центром за ненасильственные социальные перемены им. М.Л.Кинга
- Орлова Р.Д. Мартин Лютер Кинг и Ганди // «Народы Азии и Африки», 1971, № 2
- Кондрашов. С. Н. Жизнь и смерть Мартина Лютера Кинга. (Издание второе, исправленное), М., "Мысль", 1986 — давнишняя "советская" биография М.Л.Кинга.
- Миллер Р.У. М.Л. Кинг. Жизнь, страдание и величие М., 2004 — обширная биография, написанная американским журналистом, который двенадцать лет был помощником М.Л.Кинга и вел дневниковые записи.
- Киселев В. Ненасильственный опыт движения за гражданские права в США (50-ые -60-ые гг.) // Опыт ненасилия в XX столетии. Под ред. Р.Г. Апресяна. М. Аслан, 1996
- Джонсон Р. Мартин Лютер Кинг-младший и ненасильственная борьба за гражданские права в Америке // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни, М., ИВИ РАН, 2000
к оглавлению
Питирим Александрович Сорокин
СОРОКИН, ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–1968) — известный российско-американский социолог.
В молодости позитивист, участник революционного движения, заместитель А.Ф.Керенского по науке, после Октябрьской революции за обоснованную критику новой власти был выдворен из страны. В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, в 1964 был избран президентом Американской социологической ассоциации.
Опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание («Социальная мобильность», «Современная социологическая теория» и др.).
В 1949 П.А.Сорокин создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму, в котором исследовал практики развития этого чувства среди разных групп людей. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его работы: «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Пути и власть любви» (1954) и др., пока еще недоступные русскоязычному читателю.
- Биография в энциклопедии "Кругосвет"
- Страница П.А.Сорокина в Библиотеке Александра Белоусенко
- Страница П.А.Сорокина в Библиотеке Я.Г.Кротова
- Сапов В. В. "Творческая эволюция" Питирима Сорокина // П. А. Сорокин. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет (Социологическое наследие). М., "Наука", 1994.
- Сорокин П. А. Война и милитаризация общества (1922)
- Сорокин П. А. Рецензия на книгу Н. Бухарина «Теория исторического материализма» (1922)
- Сорокин П. А. Современное состояние России (1922)
- Сорокин П. А. Социология революции (1925)
- Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. — Самое фундаментальное исследование П.А.Сорокина, 4 тома, 1937-1941; здесь представлены отельные главы из сокращенного варианта книги, 1957 г. — исследование числа, интенсивности и других характеристик войн и революций с XVII по начало XX век.
Часть шестая. Флуктуация войн в системе межгрупповых отношений.
Часть седьмая. Флуктуация внутренних беспорядков в системе межгруповых отношений.
- Сорокин П. А. Кризис нашего времени.
Глава шестая. Преступления, войны, революции, самоубийства как симптомы и последствия кризиса. (1941)
- Сорокин П. А. Причины войны и условия мира. (1944)
- Сорокин П. А. Условия и перспективы мира без войны. (1944)
- Сорокин П. А. Таинственная энергия любви — глава пятая книги: Pitirim A. Sorokin. The Basic trends of our time. (1964)
- Сорокин П. А. Дальняя дорога: Автобиография. (1963) (Главы 1-11 и Главы 12-17) — автобиография П.А.Сорокина содержит обзор его поздних работ, пока еще неопубликованных в нашей стране.
- Сорокин П. А. Дальняя дорога. Главы 14-17 — особое значение автобиографии имеют главы, посвященные деятельности Гарвардского Исследовательского центра по созидающему альтруизму под руководством П. Сорокина.
Лучше всего с этого текста и начать изучение его работ.
к оглавлению
Бертран Рассел
РАССЕЛ, БЕРТРАН (Bertrand Russell) (1872–1970) — английский философ-логик, математик, пацифист, общественный деятель, член палаты лордов, лауреат Нобелевской премии по литературе (1950).
- Краткая биография
- Рассел Б. Воззвание к интеллигенции Европы (апрель 1915 г.) — фрагмент
- Рассел Б. Практика
и теория большевизма (1920 г.) — М., "Наука", 1991.
- Рассел Б. Свободомыслие
и официальная пропаганда (1922 г.).
- Рассел Б. О
юношеском цинизме (1929 г.).
- Рассел Б. Детская
любовь против жадности и жестокости (Отрывок из книги «О воспитании, особенно в раннем возрасте») — …в преподавании истории должны присутствовать все войны. Здесь самое главное — сочувствие несправедливо пострадавшим… Я должен живописать страдания, раны, гибель, ужас и позор войны, должен осудить всех ее поджигателей и всех, кто наживается на войне.
- Рассел Б. Происхождение
фашизма (1935 г.).
- Рассел Б. Сцилла и
Харибда — или коммунизм и фашизм (фрагмент).
- Рассел Б. Воздействие науки на общество (1951 г., фрагменты).
- Рассел Б. Здравый смысл и ядерная война (1959 г., фрагменты).
- Манифест Рассела — Эйнштейна (1955 г.) — …в связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран … находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов.
- Рассел Б. Интервью (Вудро Уайэтту, 1959 г.) — темы интервью: Власть, Национализм, Фанатизм и терпимость. — …в каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут.
- Рассел Б. Автобиография (в сокращении) — Иностранная литература, № 12, 2000 — эта часть автобиографии
посвящена, в основном, пацифистской, антивоенной деятельности Б.Рассела в
1914-1918 годах. Здесь же впечатления от поездок в Россию, Китай и Японию и от
собственных экспериментов в области педагогики.
- Члены английской делегации в гостях у друзей Л. Н. Толстого // «Истинная Свобода», № 3, июнь, 1920 — посещение толстовцев Б.Расселом, К.Алленом и др.
- Велембовская Ю.А. Бертран
Рассел. Ученый в борьбе против ядерной угрозы. — Новая и новейшая история,
№ 6, 1999 — статья почти целиком посвящена антивоенной и антиядерной
деятельности Б.Рассела в 1945-1970 годах: Пагоушское движение, активное участие
в разрешении Карибского кризиса, едва не перешедшего в третью мировую ядерную
войну, выступления против войны во Вьетнаме и вторжения советских войск в
Чехословакию.
- Трибунал Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме — журнал "Индекс / Досье на цензуру" — краткий очерк деятельности трибунала; включает фрагменты из речи Ж.-П. Сартра "О геноциде".
к оглавлению
Дороти Дэй
ДЭЙ (или: ДЕЙ), ДОРОТИ (Dorothy Day) (1897–1980) — американская журналистка и общественная деятельница. Успешно сочетала католическую веру с анархическими и пацифистскими убеждениями. Вместе с Питером Морином в 1933 году основала «Католическое Рабочее Движение» (или: «Движение Рабочих-Католиков») (The Catholic Worker Movement) и газету «Рабочий-Католик». Участники движения организовывали коммуны, помогали бездомным, защищали интересы бедняков мирными, ненасильственными методами, постоянно участвовали в антивоенном движении, становились отказниками от службы в армии. В 1995 году насчитывалось 134 коммуны Рабочих-Католиков, и только три из них за пределами США; в 2008 — уже более 185 коммун в 11 странах.
Две небольшие биографии Дороти Дэй, написанные участниками движения, хорошо дополняют друг друга. В качестве приложения к ним дан фрагмент из Пастырской конституции «О Церкви в современном мире» ("Gaudium et Spes") 1965 года, осуждающий военные преступления и поддерживающий католиков, отказывающихся от службы в армии по моральным соображениям.
- Джим Форест. Биография Дороти Дэй — написана бывшим главным редактором газеты «Рабочий-Католик» для «Энциклопедии истории католицизма в Америке».
- Марк и Луиза Цвик. Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви // «Хьюстонский Рабочий-Католик», № 5, 1997.
- Кондрашов С.Н. Протест // «Долгий взгляд на Америку», М., 1988 — фрагмент из книги очерков советского корреспондента газеты «Известия» об одном эпизоде антивоенного движения в США времен войны во Вьетнаме, основными участниками которого являлись Рабочие-Католики, в частности, Д. Форест. Написано очень ярко, сочувственно.
- Морель С. Движение "Католических Рабочих" — очерк написан голландским анархистом, посетившим США и участвовавшим в работе коммун Рабочих-Католиков.
- Джейн Аддамс и Эмили Грин Болч // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. М.: Прогресс, 1992 — краткие биографии двух американских общественных деятельниц, которых вполне можно рассматривать как предшественниц Дороти Дэй.
к оглавлению
Джин Шарп
ШАРП, ДЖИН (Gene Sharp) (род. 1928) — доктор наук, профессор, директор Института Альберта Эйнштейна (США). Известный исследователь политической философии, истории и социологии ненасилия. Автор многих трудов, в том числе трехтомного сочинения "Политика ненасильственных действий".
к оглавлению
Питер Брок
БРОК, ПИТЕР (Peter Brock) (1920-2006) — почетный профессор истории Университета Торонто.
Родился на острове Гернси (Великобритания). Будучи студентом Оксфорда, увлекся идеями голландского пацифиста Барта де Лигта (Bart de Ligt). За отказ от службы в армии в начале Второй мировой войны несколько месяцев провел в тюрьме, а затем на альтернативной службе в госпитале, где сблизился с квакерами. По окончании войны он поехал в составе квакерской благотворительной миссии в Польшу. Там в Ягеллонском университете в Кракове получил докторскую степень по истории. Затем переехал в Канаду и преподавал в Университете Альберты, Смит-Колледже, Колумбийском университете, а с 1966 года — в Университете Торонто, ставшим его домом.
Написал ряд книг по истории славянских народов: поляков, венгров, чехов, словаков, сербов и др. Но большая часть его работ посвящена истории пацифизма. Первая книга на эту тему, о последователях П.Хельчицкого, появилась еще в 1957 году, когда тема пацифизма не пользовалась такой популярностью, как в 1960-70, в связи с войной во Вьетнаме. В 1980-х годах Питер Брок подвел итоги, написав трехтомное исследование по истории пацифизма от средних веков до Первой мировой войны и устроив в 1991 году международную конференцию в Университете Торонто. В 1992 он участвовал в аналогичной конференции в Москве и стал членом редколлегии сборника "Долгий путь российского пацифизма" (М.: ИВИ РАН, 1998).
"Ни одна идеология, — писал оксфордский политолог Мартин Ceadel, — не обязана своему историку больше, чем пацифизм обязан Питеру Броку. Современный интерес к истории пацифизма и ненасилия в значительной степени является результатом его личных интересов и стремлений, его деятельности, которая началась, когда пацифизм еще не был модным предметом для изучения".
к оглавлению
Абдусалам Абдукеримович Гусейнов
ГУСЕЙНОВ, АБДУСАЛАМ АБДУЛКЕРИМОВИЧ (род. 1939) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук.
к оглавлению
Рубен Грантович Апресян
АПРЕСЯН, РУБЕН ГРАНТОВИЧ (род. 1953) — доктор философских наук, заведующий сектором этики ИФ РАН.
Основные публикации:
Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. (1995); Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. Трагедия человеческого сознания. (1996); Гусейнов А.А. Великие моралисты. (1995); Гусейнов А.А. Язык и совесть: Избр. Социально-философская публицистика. (1997); Гражданское участие: Ответственность, сообщество, власть (отв.ред. Р.Г.Апресян, 1997); Л.Н.Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке: (Материалы симпозиума) (Отв. ред. Б.О.Николаичев) (1996); Коновалова Л.В. Прикладная этика. Выпуск 1. Биоэтика. (1997); Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. (1996); Мораль и рациональность (отв. ред. Р.Г.Апресян, 1995); Межуев В.М. Между прошлым и будущим (1996); Ненасилие: Философия, этика, политика (под ред. А.А.Гусейнова, 1993); Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия (1985-1995) (Редакторы-составители А.А.Гусейнов, В.М.Межуев, В.И.Толстых, 1996); Судаков А.К. Абсолютная нравственность. Этика автономии и безусловный закон (1997) Трактаты о любви: Антология (сост. О.П.Зубец, 1995).
- Страница Р.Г.Апресяна на сайте Института философии РАН
- Этика ненасильственного разрешения конфликтов
- "Опыт ненасилия в XX столетии". Социально-этические очерки. Под ред. Р.Г.Апресяна. М., "Аслан", 1996. — Деятельность Л.Н.Толстого, М.Ганди, М.Л.Кинга, Гринпис, диссидентов и другие наиболее заметные практические воплощения идеи ненасилия в минувшем XX веке. Серьезный анализ явления ненасилия в целом.
-
Новая книга, вышедшая в июне 2002 года: «Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры» (Под. ред. Б.Коппитерса, Н.Фоушина, Р.Апресяна. М.: Гардарики, 2002. – 412 с.). Книгу можно скачать частями в формате pdf прямо отсюда:
к оглавлению
к оглавлению
Эти книги или статьи мне бы хотелось найти и выложить в библиотеке.
Если у Вас они есть в электронном виде пожалуста вышлите мне их по почте.
- Зутнер Б. В цепях. СПб., 1904.
- Жиркевич А. В. Пасынки военной службы. СПб., 1915.
- Интернационал и мировая война (Материалы, собранные Г. Грюнбергом). Пг., 1919.
- Лозовский А. Они и мы в борьбе против войны: Гаага и Франкфурт. М., Красная новь, 1923
- К. Цеткин. Борьба коммунистических партий против войны и военной опасности. М., 1923.
- Барбюс А. Свет из бездны: К чему стремится группа «Кларте». Украина, 1923
- Барбюс А. Речи борца. М., 1924
- Коммунистический Интернационал и война. М.—Л., 1928.
- Симанский П. Н. Паника в войнах. М.; Л., 1929.
- Рославлев У. Гандизм. М. Соцэкгиз, 1931
- Баевский Д. А. "Войны нам не надо!": антивоен. стачка 1916 г. в Бежице. Смоленск, Запгиз, 1934
- Коммунистическая партия Японии против режима войны, голода и бесправия. М., 1935
- Первое августа — международный антивоенный день. Л., 1939
- Первый всемирный конгресс сторонников мира. М., 1950
- Второй Всемирный конгресс сторонников мира. Варшава, 16—22 ноября 1950 г. М., 1951.
- Кузнецов Б.Г. Фредерик Жолио-Кюри — ученый и борец за мир. М., «Госкультпросветиздат», 1952
- Конгресс народов в защиту мира. М., 1954.
- Жолио-Кюри Ф. Пять лет борьбы за мир. М., Издательство ин. лит., 1955
- Эренбург И.Г. Совесть народов. М., «Советский писатель», 1956
- Борьба за мир: Материалы трех интернационалов. М., 1957
- Никольский В. За мирный путь развития Японии. М., 1958
- Пролетарская солидарность трудящихся в борьбе за мир (1917-1924 гг.). М., 1958
- Международная солидарность трудящихся в борьбе с наступлением реакции и военной опасности (1925—1927). М., 1959
- Намбудирипад. Махатма Ганди и гандизм. М., Иностранная литература, 1960
- Медведев Е. В., Миловидов А. С. Роль народных масс в современных войнах. М., 1960
- Международная пролетарская солидарность в борьбе с наступлением фашизма (1928—1932). М., 1962
- Видаль А. Анри Барбюс — солдат мира. М., 1962
- Щировский Ю. В. Борьба Французской коммунистической Партии против войны в Алжире. М., 1962
- Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. М., 1964
- Международная солидарность трудящихся в борьбе против фашизма и угрозы войны (1933—1939 гг.). М., 1965
- Жигалов И. И. Прогрессивные силы Великобритании в борьбе за разоружение и мир, 1956—1964. М., 1965
- Трушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967
- Борьба за мир: Материалы трех Интернационалов. М., 1967
- Наджафов Д. Г. Народ США против войны и фашизма. М., 1968
- Вощенков К. П. Народы в борьбе за мир. М., 1968
- Чхиквадзе В. М. Борьба за мир — неодолимое движение современности. М., 1969
- Перегудов С. П. Антивоенное движение в Англии и лейбористская партия. М., 1969
- Мартышин О. В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. М. Наука, 1970
- Лекомцева Г. З. Антивоенные традиции международного рабочего движения. М., Мысль, 1972.
- Павлова Т.А. Джон Беллерс и английская социально-экономическая мысль второй половины XVII в. М., 1979
- Покровская С. А. Движение против войны и фашизма во Франции, 1932—1949 гг. М., 1980
- Чернов А. В. Антивоенное движение в ФРГ. М., 1982
- Утешов С. К. Пацифизм и борьба за мир. Алма-Ата, о-во "Знание" КазССР, 1984
- Комаров Ю.Д., Кудрина Ю.В., Чернышова О.В. Антивоенное движение в скандинавских странах. М., 1985
- Антивоенное движение в Северной Америке и Западной Европе. М., 1986
- Калинин А. А. Современный пацифизм в Западной Европе. М., 1987
Смирнов Б. А. Антивоенный пафос и критика буржуазного образа жизни в американском театре XX века. Л., Знание, 1989.
- Капто А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. М., 1990
- Петухова, Т. В. Взаимоотношения толстовцев и советского государства (1917 – 1925). М., 1991
- Духоборцы и молокане в Закавказье. М., 1992
- Эйнштейн о мире. Составители и редакторы Отто Натан и Хайнс Норден. М., Наука, 1994
- Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение. Грозный, 1994
- Неизвестный Толстой: Из архивов России и США М., 1994
- Толстой и ненасилие: Материалы Всероссийской конференции М., 1995
- Русские старожилы Закавказья: молокане и духоборцы. М., 1995
- Политические конфликты: от насилия к согласию М., Институт социологии РАН, 1996
- Козлова А.Г. За педагогикой ненасилия – будущее. СПб., 1996
- Толстой и традиция ненасилия в двадцатом веке Материалы симпозиума. М., 1996
- Попов И. А. Рассказы из истории духоборцев. Екатеринбург, 1997
- Орлов Ю.М. Психология ненасилия. М., 1997
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997
- Пчелинцев А. В. Право не стрелять: альтернативная гражданская служба. М., "Паллада", 1997
- Толстой и современный мир Сборник научных статей в 2 частях. Тула, 1998
- Ненасилие: Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста. Череповец, 1999
- Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб., 2000
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М., 2000
- Обучаем детей ненасилию. Пособие для родителей. Череповец, 2002
- Сочинения инока Евфимия (тексты и комментарии) / Сост. А. И. Мальцева. Новосибирск, 2003.
- Сумский В.В. Фиеста Филипина: реформы, революции и активное ненасилие в развивающемся обществе. В 2 кн. М., 2003
- Оно Й. Память о Джоне. Екатеринбург, 2007.
Сайт управляется системой
uCoz