Ромен Роллан

Против негативного пацифизма
(Письмо Марианне Раузе)

Дорогая Марианна Раузе,

Я с живейшим сочувствием прочел брошюру, которую вы мне прислали. Вы ясно и открыто изложили свои взгляды. Мне нравится, что вы не замыкаетесь в рамки одной партии, когда решительно выступаете против всякого милитаризма. Ставя себе целью объединить всех, кто восстает против насилия, от кого бы оно ни исходило и в чем бы оно ни выражалось, вы делаете большое и гуманное дело.

Разрешите мне, однако, поделиться с вами некоторыми соображениями относительно того, чего, на мой взгляд, недостает вашей доктрине и что могло бы придать ей неоспоримую убедительность для всех.

Ее недостаток в том, что она слишком (почти исключительно) анти — то есть негативна.

В дискуссии международного значения между Ганди и Тагором по поводу "Отказа в сотрудничестве", о которой я недавно писал, Тагор высказал свое внутреннее предубеждение "ко всякому "нет!". На что Ганди ответил: "Отказ не менее необходим, чем согласие, деятельность людей слагается из того и другого". И это справедливо. Но в вашей доктрине освещена преимущественно только негативная сторона (антивоенная, антипатриотическая и вытекающая отсюда необходимость восстаний, стачек, упразднения армий и т. д.). Видимо, вы считаете, что в настоящий момент это самое существенное и неотложное. Здесь я не согласен с вами и объясню вам почему.

Вы явно недооцениваете противника — воинствующую родину. А чтобы победить, нужно не только знать собственную силу, но уметь беспристрастно оценить и силу противника. Я подразумеваю не только грубую силу, которую при всей ее кажущейся несокрушимости сравнительно легко сломить. Я имею в виду подлинную силу — силу моральную.

Да будет же дозволено мне, убежденному интернационалисту, навсегда отвергнувшему догмат родины и ненавидящему всякий милитаризм, громогласно заявить: родина ныне еще представляет собой могучий идеал; миллионы людей во всех странах горячо верят в нее, и вера эта несравненно более искренна, шире распространена и более живуча, нежели религия. Если сами мы от нее отрешились, не следует закрывать глаза на то, что она существует и что в лагере родины помимо наглых, циничных скептиков-капиталистов и политиков, помимо человеческого стада послушно, не размышляя, бредущего туда, куда его гонят, есть и моральная элита, которая любит отчизну безкорыстной любовью и верит в нее, как в древности верили в Христа! Я переписываюсь с молодежью многих стран, и мне неоднократно приходилось видеть, как патриотизм поглощал ее страстную жажду самопожертвования, потребность служить другим людям, не думая о себе. Прискорбно, что эти силы пошли по ложному пути, однако пренебрегать ими не следует. В человеке высокой души жажда самопожертвования естественна, прекрасна и сама по себе здорова. Не бороться нужно с ней, а развивать ее, направляя на более высокую и достойную цель.

Вот в чем должна состоять положительная задача противников милитаристической родины и войны. Старому идеалу надо противопоставить новый, не боясь зажечь в сердце современного человека пламя новой веры.

А у меня создалось впечатление, что в своей книжке вы боитесь и избегаете слов: "вера", "душа"; на стр. 139 вы просите извинения, что употребили это последнее слово. Но, дорогие друзья, существует ли душа, или нет, "hoc signo vinces" (* сим победиши (лат.). *), победить вы можете, лишь поступая так, словно она есть и вы уверены в своем бессмертии.

Не думайте, что в предстоящей борьбе вы выступаете как многочисленное и сознательное большинство против аморального меньшинства. Вы элита, моральное меньшинство, противостоящее большинству, в котором соединяются корысть и самопожертвование, ложь и пламенная вера. Чтобы вам одолеть его, недостаточно сил, которые дает разум и логика, на помощь надо принять скрытые в нас сверхчеловеческие силы: веру в вечные ценности, в любовь и братство людей. Нам не нужен бог или кумир, чтобы верить (но вера нужна). Божественное в нас, в самом человечестве, его надо только пробудить!

Не будем себя обманывать, друзья мои. Новая вера, такая, как та, что исповедуем мы — человеческое братство, единство всех на земле, — одерживает победу лишь ценой долгих и мучительных испытаний, жертв, подвижничества. Если вы не готовы мужественно, с героической радостью все претерпеть, лучше не вступайте на этот путь! Не говорите: "Достаточно провозгласить нашу истину — и стены врага падут". Скажите себе, что вас ждут страдания. Но пусть у вас достанет веры в великое дело "человеческого согласия и взаимопомощи", чтобы пострадать за него и найти в этом счастье.

Итак, главная и самая неотложная задача наших дней — это пробудить такую веру.

Свидетельством той веры пусть служат уже сейчас какие-то реальные дела, утверждающие принцип братства (как это принято у квакеров, но с еще большей широтой, непредвзятостью и великодушием), а не просто переговоры и отрицании.

1. Помощь жертвам существующего гнусного порядка и "продолжающейся войны" — во всех странах — и в первую очередь, как самое убедительное доказательство человеческого братства, помощь странам, которые принято называть вражескими, — особенно несчастным немцам, умирающим медленной смертью от голода и холода. (Сбор пожертвований, прием немецких детей во французские семьи и т. д.)

2. Действенная помощь французскому народу. Вместо воинской повинности установить повинность гражданскую (см. проекты, которые приняты или рассматриваются в скандинавских странах, в Голландии и в Швейцарии (*) ), — не гражданскую повинность в военное время, а именно сейчас в мирной обстановке и не для работ, которые прямо или косвенно могут быть связаны с нуждами войны, но работ общественно-полезных и благотворительных: по борьбе с эпидемиями и стихийными бедствиями, восстановительные работы или осушка болот и т. д. Отвергая повинность, несущую смерть и разрушение, мы должны заменить ее повинностью, которая оберегала бы жизнь и достояние наших братьев как в своей стране, так и в других странах. Вы спросите о формах такой повинности? Это я предоставляю придумывать вам. Но знайте, что доктрина, которая отказывается приносить жертвы бесчеловечному делу, не вызываясь на жертвы ради дела гуманного, никогда не будет понята. Только такими жертвами вы завоюете уважение, а постепенно и признание людей.

23 ноября 1923 г.

P. P.

(* Из всех этих организаций особенно следует отметить швейцарскую "Международную гражданскую службу", основанную и руководимую Пьером Серезолем. После 1923 г. благотворительная деятельность этой организации распространилась и на зарубежные страны, в частности на Францию, где на юге оказывалась помощь пострадавшим от наводнения. В настоящее время помощь оказывается и за пределами Европы, в Индии, где ведутся восстановительные работы после землетрясения 1934 г.

(Примечание 1935 г.) — Р. Р. *)

Примечания

"Против негативного пацифизма" — послесловие к книге Марианны Раузе "Англия", изд. 1923 г. Включено автором в сб. "Через революцию — к миру". На русском языке печатается впервые.



Изд: Р.Роллан. Собрание сочинений в 14 тт., т. 13, М., "ГИХЛ", 1958

Пер: с французского В. Курелла

Date: 16-17 декабря 2002

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Сайт управляется системой uCoz