Ромен Роллан

Отказ от военной службы по моральным убеждениям должен иметь
социальную, а не индивидуалистическую и анархическую основу

За освобождение отказавшегося от военной службы по моральным убеждениям Эжена Гийо (*)

(* Ответ группе французских антимилитаристов и сторонников анархии. — Р. Р. *)

Являясь другом Толстого и Ганди, я всегда поддерживал священное право человека отказываться от военной службы по моральным убеждениям. Совершенно ясно поэтому, что я требую уважения этого права в отношении Эжена Гийо, выступая за освобождение его от воинской повинности.

Вместе с тем формулировка вашего протеста меня совершенно не удовлетворяет; в предлагаемой вами форме этот протест я подписать не могу. Потребовалось бы слишком много времени, чтобы привести здесь все те места, которые мне кажутся спорными. Я ограничусь лишь одной выдержкой из письма Гийо: "Являясь сторонником анархии, я не признаю идею родины; стало быть, мне нечего защищать, кроме самого себя".

Я не согласен с такой логикой или подобной альтернативой. Независимо от того, признаёт ли человек идею родины, или нет, он никогда не может быть одиночкой, а должен считаться с коллективом. Возражения против военной службы, диктуемые человеку его совестью, имеют отношение не к нему одному, а к целому коллективу; защищая свою собственную совесть, человек защищает и этот коллектив.

В высшей степени неуместно придавать глубоко социальному требованию форму чисто индивидуальной самозащиты. Если в этом и заключается концепция анархизма, то я лично не являюсь ее сторонником.

Мне кажется, что придавать зову совести чисто отрицательную форму отказа от службы было бы тяжелой ошибкой не только тактической, но и идейной. Отказ от военной службы приобретает свой смысл, проявляется во всей своей социальной значимости только в том случае, если к нему присоединяется необходимое дополнение положительного порядка в виде желания служить коллективу средствами более человечными, умными и возвышенными, чем это имеет место на военной службе, превращающейся в нелепую и смертоносную бессмыслицу. Мне хотелось бы обратить внимание на то, что пытаются предпринять в других странах, в частности, в Швейцарии — по инициативе Пьера Серезоля: люди, отказывающиеся от военной службы по моральным убеждениям, должны наметить формы национальной и международной гражданской службы, абсолютно не связанной с военным делом и могущей принести пользу при борьбе с общественными бедствиями — во время эпидемий, наводнений, при проведении санитарно-профилактических работ и т. п. Я придерживаюсь мнения, что каждый из нас обязан проводить какую-то социальную работу в интересах человеческого коллектива; общественная служба, действующая в интересах жизни и благосостояния всех, а не в целях смерти и разрушения, должна занять место устарелых и кровавых форм воинской повинности. Такую точку зрения я уже высказывал в свое время в письме к Марианне Раузе; та опубликовала его в своей книге "Против войны" (1923 г.).

8 января 1930 г.

Примечания

Статья "Отказ от военной службы по моральным убеждениям" — была написана 8 января 1930 г. и является ответом группе французских антимилитаристов и анархистов.



Изд: Р.Роллан. Собрание сочинений в 14 тт., т. 13, М., "ГИХЛ", 1958

Пер: с французского А. Дьяконова

Date: 16-17 декабря 2002

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Сайт управляется системой uCoz