Статья голландского анархиста С. Мореля посвящена движению, сформировавшемуся вокруг газеты "Католический рабочий" в США. Эта газета выходит вплоть до наших дней. По информации некоторых товарищей, бывавших в США, эта газета пропагандирует идеи, близкие принципам анархизма. Во всяком случае, когда один мой приятель, историк анархистского движения и анархист, зашёл в Сан-Франциско в инфошоп (магазин анархистских газет), там он увидел и "Католический рабочий". Товарищ слегка удивился и сросил, почему здесь продают католическую прессу. В ответ он получил не менее удивлнный ответ: "Это же самая крунотражная анархистская газета США!". И неудивительно, так как в этой газете пропагандировались в том исле и идеи широкого самоуправления на прозводстве. Насколько это правда — сказать не могу. Судя по статье Мореля — это движение по большей части ориентировано на издание газеты и создание "снизу", на основе добровольной инициативы, домов для бездомных. Думаю, это ничуть не хуже "Фут нот бомбс". Но видно, что на заре своего зарождения, его активисты участвовали в забастовочном движении. В ряде случаев участники движения "Католических Рабочих" ориентируются на помощь прогрессивно мыслящих католических священников. Думаю, что практика этого движения с точки зрения анархистов-христиан должна быть изучена и критически осмыслена. Без апологии, но и без сектантского поливания грязью с априорными обвинениям в "клерикализме". Тем более, что его основатели и активисты не боялись вступать в конфликты и с духовенством. Я думаю, мы ещё в перспективе вернёмся к разговору об этом движении. А пока воздержимся от конечных выводов. — Дмитрий Рублев
(Взято с http://sibokt.livejournal.com/4963.html#cutid1)
Движение Католических Рабочих началось с инициативы 36-летней Дороси Дэй (Dorothi Day), которая пускала в свою квартиру бездомных для проживания. Она родилась 1897 г. в семье неверующего журналиста, сама Дороси стала верующей в ранние годы с 13 лет, позже бросила религию и вошла в редакцию социалистической газеты "Masses" (Массы). В 1930 году она попала в больницу, где работали католические религиозные сестры милосердия. Их преданность к пациентам произвела глубокое впечатление на Дороси и в конце концов она стала католичкой.
Экономический кризис 30-х годов в США со своей огромной безработицей и невозможностью многих платить за квартиру или даже за ночлег побудил ее снять квартиру в Нью-Йорке для бездомных. Ее работа велась в двух направлениях. С одной стороны у нее была достаточно наивная идея, что если все граждане у которых есть лишняя комната, отдадут ее бездомному человеку, то проблема бездомных будет решена. С другой стороны, она с друзьями агитировала за социальную справедливость посредством газеты "The Catholic Worker" (Католический Рабочий).
Название газеты она с друзьями выбрала с одной стороны в конкуренцию с газетой "The Communist Worker" (Коммунистический Рабочий), с другой стороны чтобы провоцировать иерархию Католической Церкви, которая в ее глазах, заботилась мало о судьбе бедных и нищих. Вначале эпискупу Нью-Йорка хотелось запретить употребление названия "Католический" без его на то разрешения, но в конце концов он не захотел скандала и оставил Дороси и ее друзей в покое.
Как следовало ожидать, идея приема бездомных в семейных квартирах не получила широкого отклика у населения. Но некоторые группы и индивиды стали следовать ее примеру и снимали квартиры для бездомных.
В настоящее время в США в движение входит больше 100 домов, они не все дома для проживания бездомных и нищих, как и видится из примеров, которые я привожу дальше. С недавних времен возникли похожие инициативы в других странах, в том числе в Австралии, Англии, Нидерландах, Германии.
Движение никогда не стало организацией. Все дома остались самостоятельными. Нет ни центрального комитета, ни даже центрального издания. Нью-Йоркская газета говорит только за Нью-Йорк, дома на других местах имеют свои собственные издания. С редким исключением дома являются зарегистрированные у государства или у официальной церкви: возможно по причине этого в местных альманахах католической церкви нельзя найти адреса домов Католических Рабочих. Не нужно искать разрешение открыть свой приют. На самом деле, движение Католических Рабочих прежде всего — идея. Делайте с ней что хотите, приспособите ее к Вашим идеям и местной обстановке, назовите Ваш дом как хотите. Нет догме или монополии.
По вопросам теологии и морали Дороси Дэй строго следовала официальному учению Католической церкви, но по социальным вопросам она следовала своей собственной совести. Один раз она и ее люди поддержали забастовку могильщиков эпискупства (епархии) Нью-Йорка. Сейчас в домах Католических Рабочих есть различные отношения к учениям официальной церкви, как в западном католическом мире вообще.
Я стал принимать участие в домах Католических Рабочих с 1998 года. В этом году я провел по 2 месяца в каждом из домов Католических Рабочих городов Де Мойнс и Денвер в Штатах. В Де Мойнсе рабочие, которых было около 10 человек, были почти все католиками, в Денвере участвовали три бывших католика и одна католичка (религиозная сестра).
В Де Мойнсе 5 дней в неделю дом предлагал нуждающимся людям из района останавливаться и отдыхать с 12 до 17 часов и ужинать. В Денвере предлагали помещение для одной семьи, одной пары (не обязательно муж и жена), двух одиноких женщин и двух одиноких мужчин.
В Де Мойнсе практически каждую неделю устраивались римско-католические мессы, куда приезжали друзья из города и реже участвовали обычные клиенты дома. В Денвере устройство религиозных церемоний (не обязательно католических или христианских) зависело от инициативы самых рабочих или друзей извне. Как в Де Мойнсе так и в Денвере мессы проходили в неформальной обстановке. В Денвере бывало, что священник читал мессу в джинсах и рубашке, что не значит, что он и присутствующие не показали уважения. Лично я считаю, что такая обстановка должна быть ближе к атмосфере "Последнего ужина Христа с апостолами" чем обычные литургии.
В 2000 году я провел почти 5 недель с Католическими Рабочими в Сан-Франциско. Голосом дома там была Барбара, еврейка и бывшая хиппи. В ядро группы входили еще один еврей, два католика, несколько протестантов и несколько людей, кто не показал свои религиозные или другие идейные направления.
Ядро из 15 человек дома Сан Франциско с помощью добровольцев извне проводили 5 дней в неделю завтраки и обеды для 200 человек, которые входили без всякого контроля.
Как и другие два дома дом в Сан Франциско работает на основе добровольных частных пожертвований. Исключение имеют дары в виде лишних запасов крупных магазинов и пекарней.
На самом деле, в такой богатой Америке, где большой процент населения, даже трудящиеся, живет за чертой бедности, бесплатные столовые можно считать целой отраслью промышленности. В Сан Франциско есть около 20 бесплатных столовых, в Денвере так же, в Де Мойнсе я таких данных не видел. Похожие числа касаются ночлегов и приютов.
Рабочих с откровенно анархистскими взглядами или ясными идеями об анархизме я вряд ли встречал в домах, где я жил. Тем не менее, структура этих домов была ясно анархистской и либертарной в смысле, что там не было директоров, начальников и т.д., хотя определенные люди имели больше влияния на дела чем остальные.
Следует повторить, что дома Католических Рабочих все самостоятельны. Я выбрал Де Мойнс, Денвер, и Сан Франциско, так как я считал, что там атмосфера будет достаточно либеральной. Есть дома, где религия играет более большую роль и даже такие, где от рабочих ожидают религиозный склад ума и их участие в религиозных службах, молитвах и т. д.