Таким образом, французские рабочие неоднократно имели случай убедиться в том, что республиканская армия существует не только для того, чтобы завоевывать буржуазии новые рынки (колонии) во всех частях света, но также для того, чтобы укрощать рабочих, когда они делают попытку бороться с чрезмерной эксплоатацией этой буржуазии. Отсюда проповедь антимилитаризма, а также антипатриотизма, начавшаяся среди синдицированных рабочих, в особенности после образования Всеобщей конфедерации труда, т. е. с момента укрепления синдикального движения. Синдикалисты проповедывали уничтожение армии даже без замены ее народной милицией и довели до крайности мысль, высказанную Марксом, что „у пролетариев нет отечества". На одном из конгрессов федерации (в Марсели в 1908 г.) была принята резолюция, гласившая, что „рабочие, у которых нет отечества, должны ответить на об'явление войны всеобщей революционной стачкой". В синдикальных журналах и газетах синдикалистские организаторы и агитаторы призывались к поддержанию связей между солдатами и теми синдикатами, к которым они принадлежали до поступления на службу, к основанию среди солдат „касс непокорных", „касс солдатской копейки" и т. п. для проведения антимилитаристских и антипатриотических идей.
Особенно прославился проповедью антипатриотизма Эрве; одна из его книжек называется „Их отечество", т. е. отечество богатых. По мнению Эрве, завоевание Франции немцами ничуть не изменило бы положения рабочего класса, который эксплоатировался бы немцами не в большей степени, чем французами-соотечественниками. Все их (т. е. богатых) отечества одинаково хороши.
„Кто бы ни напал на страну, в которой мы живем, лучше уж начать восстание, чем итти на войну".
Эрве создал целое направление анти патриотизма во Франции, известное под названием „эрвеизма", и имел много последователей среди синдикалистов и анархистов. Сам Эрве отказался от своих взглядов, когда вспыхнула мировая война, и превратился в не менее рьяного патриота, чем большинство из его прежних последователей.
Что касается социалистов, то они в вопросах войны и патриотизма стояли на несколько иной точке зрения; они не относили себя к „безотечсетвенникам", но были сторонниками только вынужденной оборонительной войны. Жорес, который среди широкой французской публики считался „антипатриотом" и „врагом отечества", за что поплатился жизнью, на самом деле отнюдь не был сторонником идей синдикалистов; он был противником войны, усиления вооружений, продления срока военной службы, существования постоянной армии, он много работал в смысле предупреждения европейской войны, проповедывал необходимость деятельных международных выступлений против войны; но, имеете с тем, он немало писал и говорил о том, как, в случае нападения на Францию, организовать все, что необходимо для победы.
Немало защищали Гед и Вальян идею отечества, а также необходимость обороны его в случае нападения неприятеля и существования для этого вооруженной силы, но только не в форме постоянной армии, а народной милиции. Вместе с тем, на конгрессе в Нанси (1907 года) Поль Лафарг заявил, что пролетариат в случае войны встанет на защиту страны, но поставит условием, чтобы общественное богатство, которое он будет отстаивать, стало собственностью общества; а Гед выразил ту же мысль в 1913 году несколько иначе: „рабочий класс отстоит свою страну, чтобы затем, пользуясь полученной материальной силой, уже не вернуться к своему прежнему подчиненному положению".
Однако, когда грянула война, синдикалисты, вопреки своим теориям, вступили в ряды защитников отечества против нападения германцев. Социалисты Жюль Гед, Самба и Альберт Тома вошли в коалиционное или „национальное" министерство обороны.
Изд: Арк. А-Н. История рабочего движения в Англии, Франции и Германии. «Пролетарий», Харьков, 1924. Стр. 122-123.
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)