ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ПРОЕКТА
"ВНЕ НАСИЛИЯ" |
Руффини Ф. «Религиозная свобода: история идеи». М., ИВИ РАН, 1995. — 144 с. Тир. 700 экз. — книга написана итальянским историком в 1901 году и представляет собой целый этап в ходе исторического осмысления длительного пути сперва к терпимости, а затем к религиозной свободе, проделанного человечеством от античности до начала нового времени от Южной до Северной Европы, от Германии до Великобритании и Соединенных Штатов Америки. В книге Руффини наличествует предисловие, в котором в теоретическом плане ставятся проблемы толерантности, религиозной свободы, свободы церкви, свободы совести, свободы культа.
Гамон А. «Психология военной профессии». С пред. П.И.Бирюкова. Издание «Международной группы антимилитаристов», Женева, 1902, 266 с. — социологическое исследование французского ученого психологии профессиональных военных, изменений в их психике под воздействием самой профессии. Содержит массу фактического материала о преступлениях, совершенных военными разных стран над мирным населением, о воровстве и "дедовщине". В наше время всё это заурядно, но тогда книга вызвала скандал, обвинения — и стала популярной, была переведена на множество языков. Вторая часть этого издания содержит защиту автора от таких нападок. В качестве приложения дана статья П. И. Бирюкова о создании в Женеве в 1902 году «Международной группы антимилитаристов», которая и выпустила русский перевод этой книги.
Таубе М.А. «Христианство и международный мир». М., «Посредник», № CXXVII, 1905, 56 с. — популярная переработка первой главы III-го тома специального историко-юридического исследования, посвященного истории возникновения современного международного права. Эта отдельная глава имела в виду выяснить интересный и мало до сих пор затронутый в науке вопрос о влиянии христианства, как нового нравственного учения, на выработку идеи международного общения и мира, сложившейся в средние века в романо-германской Европе, откуда ее наследовала и современная нам международная жизнь. Выводы автора, особенно по вопросу о воззрениях первоначального христианства на войну, заинтересовали не только специалистов международного права, но и большую публику.
«Сборники песен и гимнов свободных христиан» — нотно-музыкальные альбомы, составленные А. К. Чертковой и напечатанные в Англии, Christchurch, Hants. Часть этих "песен и гимнов" — это переложение на музыку стихов русских поэтов-классиков, "толстовских" поэтов, а частью — неизвестных сектантов; причем стихи даны без подписей, что довольно своеобразно.
«Что такое "сектанты" и чего они хотят?», вып. I, с пред. И.Ф.Наживина, М., «Посредник», № 661, 1906, 96 с. — очерки разных авторов о сектантах и отдельных "религиозных отщепенцах". Ненасилие, отказы от службы в армии, принудительных работ и употребления паспортов; гонения и репрессии. Особенно впечатляет очерк «Не наш».
«Война». Рисунки Э. Холарека. С текстом из сочинений Л. Н. Толстого и других авторов. Под редакцией В. Черткова. Издание «Свободного Слова», 1906, 32 с. — альбом антивоенных рисунков чешского художника Эмиля Холарека (Emil Holarek, 1867-1919), работавшего в Праге и Мюнхене, с цитатами из известных антивоенных сочинений Л. Н. Толстого и других авторов.
Напечатан в Англии, в Крайсчерче (Christchurch, Hants).
«Что поют русские сектанты» — нотно-музыкальные альбомы, составленные А. К. Чертковой. Напевы записаны непосредственно от самих сектантов в Англии и в Москве, подобраны ноты и написаны предисловия.
Пругавин А.С. «Неприемлющие мира. Анархическое течение в русском сектантстве». М., «Задруга», 1918, 180 с. — очерки известного исследователя русского сектантства о тех, кто по своим взглядам близки к анархизму: о неплательщиках, богочеловеках, толстовцах и добролюбовцах. Ненасилие, отказы от службы в армии, уплаты налогов и употребления паспортов.
Туган-Барановский М. И. «В поисках нового мира. Социалистические общины нашего времени», М., «Всерос. центр. союз потребит. о-в», 1919, 128 с. — Известный русский экономист в своей работе проанализировал теорию и практику общин, коммун, кооперативных объединений: что способствует их успешному существованию, что препятствует; чем идеал людей, добровольно объединяющихся в коммуны, отличается от насильственного, революционного идеала. Самой многочисленной коммуной во времена написания книги была община духоборов, а в прошлом - сеть коммун, организованных моравскими братьями: в XVI-XVII вв. их было до 60.000 человек.
«Сорок лет служения людям». Сборник статей, посвященных общественно-литературной и книгоиздательской деятельности И.И.Горбунова-Посадова. Под ред. Н.Н.Гусева и М.В.Муратова. М., 1925. — 170 с. Тир. 1200 экз.
«Сорок лет служения людям». М., 1925:
«Война войне», М., «Издательство Ассоциации Художников Революционной России», 1925 — Альбом антивоенных картин, не только созданных советскими художниками в 1920-е годы и на тему Первой мировой войны, но и П. Рубенса, Ф. Гойи и др. Здесь же приведены фрагменты из антивоенных статей и художественных произведений.
Угроза новой империалистической войны — не фантазия, не пустые измышления, а живая реальность. Львиную долю бюджетов всех капиталистических государств составляют расходы на вооружение. Всякий капитал должен приносить проценты — это аксиома капиталистического мира. Колоссальные капиталы, вложенные в военное дело, могут быть реализованы только путем войны...
В связи с постановлением V конгресса Коминтерна, Ассоциация Художников Революционной России (АХРР) выпускает большой многокрасочный альбом-сборник "ВОЙНА-ВОЙНЕ"...
Паррингтон В.Л. «Основные течения американской мысли». Том I-III, М., «Изд. ин. лит.», 1962-1963. Серия "Для научных библиотек". Написана в 1927-1929 гг.
Кёстлер А., Камю А. «Размышления о смертной казни». М.: Праксис, 2003. Впервые издана во Франции в 1957.
Тема смертной казни, ее правомерности либо неправомерности как меры наказания человека за преступление, является одной из наиболее общественно значимых юридических и этических проблем для государств современного мира. Известнейший французский философ и писатель Альбер Камю и не менее известный английский писатель и публицист Артур Кёстлер были едва ли не первыми европейскими интеллектуалами, которые, со всей остротой и актуальностью поставили перед обществом проблему правомерности такого вида наказания.
«Трактаты о вечном мире». Предисл. Ф. В. Константинова. Вводная статья и прим. И. С. Андреевой. Сост. сб. И. С. Андреева и А. В. Гулыга. М., Соцэкгиз, 1963. — 279 с. Тир. 10 000 экз. — Трактаты и рассуждения известнейших философов XVI-XVIII веков о мирном договоре между правителями европейских стран, который смог бы навсегда предотвратить войну между этими странами. Долгое время такие рассуждения многими воспринимались как благоглупости, но в XX веке они воплотились в ряде международных соглашений и организаций, таких как Лига Наций, ООН и др.
«Антивоенные традиции международного рабочего движения». Под общ. ред. Я. Г. Тёмкина. М., «Мысль», 1972. — 556 с. Тир. 6000 экз. —
«История антивоенного движения в капиталистических странах Европы (1945-1976)», М., «Наука», 1981. — 408 с. Тир. 2650 экз. — Коллективная монография впервые в советской историографии рассматривает в совокупности историю антивоенных движений в Европе после Второй мировой войны. Авторы исследуют становление и деятельность антивоенных движений и организаций в Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Швеции, Финляндии, Дании, Греции, Австрии, странах Бенилюкса, анализируют социальные силы этих движений, показывают формы и методы их деятельности.
Ю. М. Климов. «Антивоенное движение под прицелом спецслужб». (Террор на службе империализма США) М., «Мысль», 1984. — 220 с. Тир. 50000 экз. — фрагменты из книги.
Книга советская, агрессивно-пропагандистская по содержанию и слишком сумбурная и неупорядоченная по стилю, с цитатами из речей К.У.Черненко и других коммунистических вождей. Интересно в ней только то, что относится к заявленной теме: небольшие зарисовки событий антивоенного движения на Западе в 1970-х — начале 1980-х, репресии со стороны правительства, спецслужб и "правых" группировок.
Приложение: Владимир Буковский. «Пацифисты против мира». Диалог. Paris, «La Presse Libra», 1982.
Небольшая брошюра противоположной идеологической направленности, так сказать, для равновесия; интересны и выводы: Эта статья написана не для банкиров и не для правительств. Я не жду от них помощи. Несмотря на все резкости, я хочу, чтобы ее прочли искренние люди, всерьез обеспокоенные проблемами мира и свободы. Возможно, им многое не понравится из мною сказанного. И все же, я надеюсь, они поймут основное: мир еще никогда не был сохранен истерическим желанием выжить любой ценой... Существует около 400 миллионов людей на Востоке, у которых украли свободу и обрекли на жалкое существование. Так уж получилось, что мир невозможен, пока они остаются в рабстве и только с ними (а не с их палачами) должны вы сотрудничать, чтобы обеспечить реальный мир на земле. Ваши недавние массовые демонстрации были бедствием, потому что на них, вольно или невольно, вы отождествили себя с правителями Восточной Европы. Было огромной ошибкой с вашей стороны гнаться за широким объединением любых общественных (и правительственных) сил просто ради количественного эффекта. Эта ошибка должна быть исправлена, если мы хотим жить мирно и свободно. обратно в библиотеку
«Во имя жизни». Зарубежные поэты о мире. Сост. и вступ. ст. М. А. Курганцева. М., «Правда», 1984. — 528 с. Тир. 100 000 экз. —
В сборник включены произведения поэтов XIX — XX веков многих стран Европы, Азии, Америки, Африки, вплоть до самых экзотических, посвященные проблеме защиты мира. Это самый обширный сборник стихотворений подобного рода.
обратно в библиотеку
Г. Н. Сапожникова. «Антивоенное движение в странах Европы в межвоенный период. 1917-1939». М., «Наука», 1985. — 150 с. Тир. 2050 экз. — Книга посвящена антивоенной борьбе народных масс в странах Европы в период между двумя мировыми войнами. Исследуются проблемы активизации и роста антивоенных сил, содержании и формы антивоенных движений, роль коммунистических партий, возглавлявших антивоенную борьбу. —
«Смертная казнь: за и против». Сост. О. Ф. Шишов, Т. С. Парфенова. М., «Юридическая литература», 1989. —
Не надо быть пророком, чтобы сказать, что недалеко то время, когда смертная казнь исчезнет из уголовных кодексов и для наших потомков самый спор о ее целесообразности будет казаться столь же странным, каким представляется теперь для нас вопрос о необходимости и справедливости колесования или сожжения преступников. (Н. С. Таганцев)
Приложение: «Против смертной казни». Под ред. М. Н. Гернета, О. Б. Гольдовского и И. Н. Сахарова. 2-е изд. М., тип. И. Д. Сытина, 1907.
Первое издание сборника статей и писем вышло в 1906 году, 2-е — в 1907. Некоторые статьи были перепечатаны в книге 1989 года. Здесь представлен ряд материалов, не вошедших в эту книгу: статьи свящ. Г. С. Петрова, А. М. Хирьякова, Б. Пруса, письма известных писателей: О. Мирбо, А. Франса, Г. Брандеса, Э. Ожешко и др. и лидеров социалистического движения: Э. Вандервельда, К. Гардена, Э. Карпентера, Р. Макдональда и многих других.
обратно в библиотеку
«Этика ненасилия». Под ред. А.А.Гусейнова и Р.Г.Апресяна. Сост. Философское об-во СССР. М., 1991. — 242 с. Тир. 700 экз. — Предлагаемая книга является научным итогом Международной конференции "Этика ненасилия" (Москва, ноябрь 1989 г.), созванной по инициативе одноименного научно-просветительского общества... Но это не значит, что ненасилие сводится к моральной позиции. Нет, оно является еще наукой, искусством и, что особенно важно, исключительно эффективным, более эффективным, чем насилие, методом общественных преобразований. Книга, цельная по теме и нравственному пафосу, содержит вместе с тем широкую панораму различных теоретических взглядов и практических методик. И она может стать своеобразным введением в теорию ненасилия, началом освоения этой важнейшей научной и жизненной проблемы.
«Принципы ненасилия: классическое наследие». Отв. ред. В. М. Иванов. М., «Прогресс», 1991. — 233 с. Тир. 10 000 экз. — В сборнике излагаются этические и общественно-политические концепции ненасилия, в том числе идеи Льва Толстого, Махатмы Ганди, современных пацифистов и сторонников ненасильственных действий.
Илюхина Р. М. «Российский пацифизм вчера и сегодня». М., ИВИ РАН, 1992. — 100 с. Тир. 600 экз. — Вполне возможно, что это — единственное обобщающее исследование по истории пацифизма в нашей стране. Особенно интересны три главы, посвященные наименее изученному периоду — послевоенным годам.
Йохан Низинг. «Общественная оборона как логическая альтернатива. От утопии к выбору». Московский исслед. центр социальных движений "Серсо". 1993. — 157 с. —
Настоящая книга предназначается для всех. Ведь поиски удовлетворительной альтернативы действующим системам безопасности — дело, касающееся каждого. А если предположить, что данной альтернативой может быть общественная оборона, то бессмысленно писать книгу, рассчитанную только на горстку специалистов. Общественная оборона вообще может существовать лишь тогда, когда её поддерживают и к ней проявляют интерес широкие круги общественности. Книга преследует две цели: стимулировать такой интерес и дать ещё один импульс общественной обороне, что фактически значит следующее: популяризировать существующие знания и развивать их дальше.
обратно в библиотеку
«Мир / Peace: Альтернатива войне от античности до конца второй мировой войны». Под ред. Чарлза Чэтфилда и Р.М.Илюхиной. М., «Наука» 1993. — 380 с. Тир. 570 экз. — Антология ключевых текстов и цитат по истории различных направлений пацифизма, ненасилия и антимилитаризма в Европе и США, с V в. до н.э. по 1945 год. В основном представлено политическое, либерально-социалистическое направление, а не религиозное. Многое впервые публикуется на русском языке.
«Ненасилие: философия, этика, политика», М., «Наука», 1993 — Тир. 900 экз.
Данная книга — первый опыт систематического исследования движения ненасилия в XX веке. В ней рассматриваются ключевые понятия концепции ненасилия, ненасильственные действия в их индивидуально-психологическом, групповом и национально-гражданском выражении, возможности ненасильственной политики. Среди авторов книги известные философы, историки, общественные деятели Австрии, Канады, Франции, США, СССР, Польши.
Интересные факты и мысли, к сожалению, тонут среди изобилия пустопорожних рассуждений.
Чернышева О. В. «Церковь и демократия. Опыт Швеции». М., «Наука», 1994. — Тир. 550 экз.
«Опыт ненасилия в XX столетии». Социально-этические очерки. Под ред. Р.Г.Апресяна. М., «Аслан», 1996 — Деятельность Л.Н.Толстого, М.Ганди, М.Л.Кинга, Гринпис, диссидентов и другие наиболее заметные практические воплощения идеи ненасилия в минувшем XX веке. Серьезный анализ явления ненасилия в целом. Но последняя статья, с изложением взглядов И.А.Ильина, скорее противоречит общей теме, чем дополняет её.
«Долгий путь российского пацифизма. Идеал международного и внутреннего мира в религиозно-философской и общественно-политической мысли России». Под ред. Т.А.Павловой, П.Брока, Р.М.Илюхиной, Л.Клиппенштейна и А.О.Чубарьяна. М., ИВИ РАН, 1997. — 374 с. Тир. 700 экз. — Настоящий труд, созданный международным коллективом исследователей, принадлежит к новому направлению в исторической науке — так называемым "peace studies", изучению теории и практики мирной доктрины. Уникальной его особенностью является попытка показать историю российской мирной идеи в ее международном и внутреннем аспектах, охватив при этом практически все этапы развития отечественной истории, от древнейшего периода до наших дней.
«Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М., ИВИ РАН, 1998. — 290 с. Тир. 600 экз. — Настоящий труд … посвящен исследованию проблем истории пацифизма в странах Европы, Азии и Америки на протяжении многих столетий — с древности вплоть до Второй мировой войны. Впервые в отечественной исторической науке он дает обобщенную картину развития пацифизма как теории и как конкретно-исторической практики. В частности исследуются проблемы становления пацифистской идеи, ее развития на заре Нового времени, появления обществ мира в Европе в XIX веке, создания пацифистской доктрины в Европе и Азии и воплощения ее в жизнь в деятельности антивоеных обществ.
«Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия». Сборник 4. «Мировая культура на пороге XXI века», М., МЭиМО РАН, 1999. (DOC) — Эта книга посвящена многозначному для глобальных и российских судеб, сложному и многосоставному всемирно-историческому феномену — феномену постмодернизации. Внедрение в современный мир электронных технологий и массовых коммуникаций коснулось самых основ человеческого существования, мысли, веры, общения. Авторы книги — трое ученых-востоковедов — попытались исследовать эту проблему применительно к специфическим условиям России, посткоммунистических пространств, Третьего мира.
Сдвижков Д.А. Против «железа и крови». Пацифизм в Германской империи. М., ИВИ РАН, 1999. — 333 с. Тир. 300 экз. — история возникновения и развития антивоенного движения в Германии с первой половины 1914 г. Отношение к нему представителей различных слоев общества. Здесь же биографии лидеров этого движения: Б.ф.Зутнер, А.Фрида, О.Умфрида, М.ф.Эгиди и др.
«Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000. — 300 с. Тир. 500 экз.
Хендерсон М. «Прощение: разрывая оковы ненависти». М., 2002, 260 с. — Каким образом люди, попавшие в плен и использованные своими врагами на строительстве железной дороги в Бирме, бывшие узники ГУЛАГа и нацистских концентрационных лагерей находят в себе силы простить тех, кто причинил им так много зла? Что заставляет целые народы — австралийских аборигенов, афро-американцев, чернокожих жителей ЮАР — искать примирения с теми, кто веками эксплуатировал их? И как могут те, кто притеснял других, приобщиться к благодати прощения? Удивительные герои Майкла Хендерсона, люди разных национальностей, исповедующие различные религии, находят в себе мужество разорвать порочный круг ненависти и сбросить с себя цепи, намертво приковывавшие их к страшным событиям прошлого.
«Мир возможен», под ред. Ларисы Скуратовской. Пер. с англ. Якова Кротова, М., 2002 —
Выбираем общее будущее: личная безопасность или военные разрушения. Сборник статей известных миротворцев из разных стран. Статьи тоже разного достоинства, отметим «Лояльность миру» и «Присутствие против насилия».
«Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители», М., «Наука», 2003. — 503 с. Тир. 1000 экз. — Предлагаемый труд - одна из первых попыток проследить, как заявлял себя в русском обществе на протяжении веков идеал мира, в котором бы не меч правил бал, а укоренились терпимость, сострадание, согласие во имя блага человека.
Здесь приведены избранные статьи из сборника.
«Блаженны миротворцы». М., Приход храма Святого Духа сошествия, 2003. —
Издание одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви.
«Из истории миротворчества и интеллигенции». Сборник памяти Т.А.Павловой, М., ИВИ РАН, 2005 — 176 с. Тир. 200 экз. — Сборник посвящен памяти Татьяны Александровны Павловой, исследователя истории Англии 17 века и миротворческого движения. Наряду с воспоминаниями о личных встречах с Т. А. Павловой в сборнике представлены статьи друзей и коллег, близкие ее интересам. Они посвящены истории инициатив и движений ненасилия в России и Советском Союзе, проблематике «человек и война», истории и историографии интеллигенции. Сборник продолжает традицию коллективных трудов по исследованию идей мира в истории, издававшихся Т. А. Павловой.
Гленн Пейдж. «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб., Изд-во СПБУ, 2005. — 186 с. — Эта книга предлагает всем, кто занимается политологией, а также просто заинтересованным и неравнодушным людям задуматься над вопросом «Возможно ли общество, которое не приемлет убийство?». Автор не просто дает положительный ответ на этот вопрос, но и предлагает свое обоснование возможности существования такого общества, а также рассматривает последствия признания реальности такой перспективы для политологии.
Гленн Дарленд Пейдж (р. 1929) — заслуженный профессор в отставке университета штата Гавайи, основатель и президент некоммерческого Центра за Глобальное Ненасилие в Гонолулу. Ветеран Корейской войны.
Мадиевский С.А. «Другие немцы. Сопротивление спасателей в Третьем Рейхе». М., «Дом еврейской книги», 2006. — 120 с. Тир. 1000 экз. — монография С. А. Мадиевского представляет собой исследование по социологии одного из видов Сопротивления в нацистской Германии. С риском для жизни те, кого именовали «пособниками евреев», а теперь называют «помощниками» или «спасателями», саботировали идеологию и политику режима в ключевом пункте — расовой теории и практике. В книге описаны виды и формы помощи евреям, варианты ее мотивации, репрессии за «пособничество», социально-психологические типы спасателей, их взаимоотношения с немецкой средой, с преследуемыми, друг с другом. Рассмотрены ретроспективные оценки и самооценки их деятельности, отношение к ней в послевоенном немецком обществе и освещение ее в историографии ФРГ.
обратно в библиотеку«Миротворчество и христианское разрешение конфликтов». Составители Оксана Бевз и Долтон Раймер, СПб, «Библия для всех», 2007 — 254 с. — Этот сборник состоит из перевода статей и глав из книг, созданных различными американскими христианскими авторами. Эти авторы принадлежат к анабаптистам (меннонитам) Северной Америки. Основные темы, которые они затрагивают в своих работах, — миротворчество и церковь, библейское понимание конфликта, разрешение конфликтов в церкви и христианское лидерство.
Шахова О.Ю. «Традиции ненасилия в истории культуры». Нижневартовск. Изд-во Нижневарт. гос. гуманитар, ун-та, 2008. — 160 с. Тир. 100 экз. — В монографии рассматривается историко-культурологическая традиция ненасилия в контексте формирования, содержания, условий и средств реализации идеала в культуре. Анализируются учения буддизма, джайнизма, даосизма, Христа с точки зрения вероятности реализации этого идеала. Исследуются основные положения современной концепции ненасилия.
«Антивоенные выступления на русском фронте в 1917 году глазами современников» (воспоминания, документы, комментарии). Автор-составитель С. Н. Базанов, М., ИВИ РАН, 2010 — 264 с. Тир. 300 экз. (PDF) — Сборник является первой крупной публикацией исторических источников об антивоенных выступлениях в действующей армии в период от Февраля к Октябрю. Документы показывают широкий спектр этих выступлений (проведение несанкционированных антивоенных митингов, отказы отдельных солдат и воинских частей исполнять боевые приказы, братания с противником, антивоенная деятельность большевиков на фронте и другое). Всесторонне представлены свидетельства современников (сторонников и противников продолжения войны) и оценка ими антивоенных выступлений. — Несмотря на заявленную объективность, здесь больше представлены сторонники продолжения войны.
Стволыгин К. В. «Отказы от военной службы вследствие убеждений в Российской империи». Минск, РИВШ, 2010 — 248 с. Тир. 100 экз. (PDF) — В монографии исследуются теоретический аспект проблемы отказов от военной службы вследствие убеждений; характер этих отказов у подданных Российской империи; обусловленность, сущность и противоречивость российской государственной политики в отношении лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям; раскрывается опыт организации альтернативной гражданской службы российских меннонитов в лесных командах.
Материал может быть использован законодательными, исполнительными и судебными органами, в учебном процессе при изучении прав человека. Адресуется гражданам, имеющим пацифистские убеждения, а также широкому кругу читателей.