ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ПРОЕКТА
"ВНЕ НАСИЛИЯ" |
ЖОРЕС, ЖАН (Jaures Jean) (1859–1914) — деятель французского и международного социалистического движения, борец против колониализма, милитаризма и войны, историк.
Жорес лучше, чем многие, сумел понять неразрывную связь между реакционной внутренней политикой и внешней империалистической политикой, подготовляющей эту войну. Он не только лучше иных понял эту связь, но и гораздо конкретнее, действеннее, смелее, чем другие, боролся против этой страшной для народов опасности — против милитаризма, колониализма и войны. Избранным страницам из истории борьбы Жореса против этого триединого врага и посвящены его статьи, помещенные в настоящей книге.
Мадлен Ребериу. Жан Жорес — народный трибун
Жан Жорес. Избранные статьи и речи
АНАТОЛЬ ФРАНС (Anatole France) (настоящее имя: Франсуа Анатоль Тибо — François-Anatole Thibault) (1844–1924) — французский писатель, член Французской академии, лауреат Нобелевской премии по литературе (1921).
Как литературный критик и общественный деятель Анатоль Франс придерживался прогрессивных взглядов: выступал против монархистов, клерикалов, националистов, империалистов; сотрудничал с «Лигой защиты прав человека», социалистами и профсоюзниками; верил в мирный приход социализма. Поддержал Э.Золя и Ж.Жореса в деле Дрейфуса, выступал против русско-японской войны, сотрудничал с группой «Кларте», в 1920 стал председателем «Комитета по защите томящихся в тюрьмах борцов против войны». Вместе с М.Горьким выступил в защиту эсеров, подвергнувшихся репрессиям со стороны большевиков.
ЛАГЕРЛЁФ, СЕЛЬМА ОТТИЛИЯ ЛОВИЗА (Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf) (1858–1940) — шведская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе (1909).
СЕМЕНОВ, СЕРГЕЙ ТЕРЕНТЬЕВИЧ (1868–1922) — крестьянин-писатель, литературный ученик Л. Н. Толстого.
Родился в бедной крестьянской семье, в 11 лет ушел в Москву на заработки. После прочтения народных рассказов Л. Н. Толстого сам захотел писать рассказы из знакомой ему крестьянской жизни. В 1886 г. он принес Л. Н. рассказ «Два брата», который был им одобрен. По совету Л. Н. молодой писатель уехал из города в свою родную деревню, где и провел почти всю свою жизнь. В 1905 г. С. Т. Семенов участвовал в «Крестьянском союзе», за что был приговорен к ссылке в Олонецкую губернию. По ходатайству Толстого она была заменена высылкой за границу. До 1908 г. Семенов прожил в Англии, у В. Г. Черткова. В 1909-13 гг. издательство «Посредник» выпустило «Крестьянские рассказы» уже в 6 томах. В 1912 г. Академия наук отметила это издание премией.
Архимандрит СПИРИДОН (в миру КИСЛЯКОВ, ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВИЧ) (1875–1930) — священнослужитель Русской православной церкви; общественный деятель, писатель, автор антивоенных произведений.
Родился в крестьянской семье, занимался миссионерством в Сибири и на Алтае среди старообрядцев и коренных народностей, резко выступал против их насильственного обращения в православие. В 1905 году Спиридон стал духовником Читинской тюрьмы и Нерчинской каторги.
Первая Мировая война бросила вызов взглядам Спиридона, он не может смириться с мыслью, что официальная церковь поддержала массовое человекоубийство, проклинает тот день, когда Церковь в четвертом веке завязала роман с государством, запретив отказ от службы в армии под страхом отлучения. Спиридон однозначно склоняется к евангельской традиции, и через несколько недель после начала войны произносит проповедь в Андреевском Афонском подворье в Одессе, которая кончается словами: «пока христиане будут вести войны, до тех пор они ни в коем случае не имеют права называть себя христианами». Все это находит отражение в его «Исповеди» (1916) и книге «Царь Христианский» (1920).
ВОЛОШИН, МАКСИМИЛИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1877–1932) — русский поэт, художник-пейзажист, последователь антропософии.
Летом 1914 Волошин приезжает в Швейцарию, где вместе с единомышленниками более чем из 70 стран приступает к постройке «Гетеанума» — храма святого Иоанна, символа братства народов и религий. В 1916 году Волошин возвращается в Россию и пишет письмо военному министру с отказом от военной службы. В годы Гражданской войны он спасает в своем доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных.
ТРЕГУБОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1858–1931) — известный последователь Л.Н.Толстого.
Учился в духовной семинарии, затем увлекся взглядами Л.Н.Толстого. Выступал за свободу совести, изучал и поддерживал штундистов, молокан, малёванцев и трезвенников. За выступление в защиту гонимых духоборов Трегубов был отправлен в ссылку в Эстонию, затем уехал в Англию. Участвовал в толстовских изданиях, налаживал отношения с западными социалистами и синдикалистами. Стал проповедовать организацию всеобщей мирной стачки вместо кровавой революции и мирной, безоружной армии взамен обычной. В 1905 вернулся в Россию, возглавил официально зарегистрированную общину толстовцев в Петербурге. В 1914 подписал антивоенное воззвание, в связи с чем больше года провел в тюрьме.
После революции служил в Наркомземе в должности инструктора по организации сектантских общин, с 1923 являлся официальным уполномоченным духоборов, был участником пяти съездов Советов. Ходатайствовал за притесняемых и арестованных толстовцев, духоборов, молокан, трезвенников. В 1930 давний знакомый Л. Н. Толстого крестьянин М.П.Новиков написал открытое письмо против сплошной насильственной коллективизации. Трегубов сопроводил это письмо своей запиской и отправил в различные инстанции и лично И.В.Сталину. Оба автора были арестованы. Трегубов скончался по дороге в ссылку в казахском посёлке Сузак.
НОВИКОВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1870–1937) — близкий знакомый Л. Н. Толстого, крестьянин-писатель. За смелую критику действий правительства и антивоенную деятельность многократно подвергался преследованиям со стороны царского и советского правительств.
ЯРНЕФЕЛЬТ (или: ЕРНЕФЕЛЬТ), АРВИД (Järnefelt, Arvid) (1861-1932) — финский писатель, последователь и переводчик Л. Н. Толстого.
Окончил Гельсингфорсский университет, получил солидное юридическое образование. Позже проникся идеями Л. Н. Толстого, стал одним из первых переводчиков Толстого на финский язык, в течение многих лет переписывался с ним и приезжал в Ясную Поляну. В 1895 он подал в отставку со службы в губернском суде, купил участок земли, где основал крестьянское хозяйство, обучал грамоте местных жителей.
Первый же роман «Отечество» (1893) принес литературную известность. Сознание неблагополучия общества и приверженность автора идеям непротивления и самоусовершенствования отражены в романах «Братья» (1900), «Елена» (1902), «Чада земли» (1905), пьесе «Самуэль Кроэль» (1907) и др. В 1910-е писатель подолгу жил и работал в Европе. В 1914 подписал антивоенное воззвание толстовцев. В последние годы жизни опубликовал роман о гражданской войне в Финляндии и три тома воспоминаний «Роман моих родителей» (1928—1930).
НАЖИВИН, ИВАН ФЕДОРОВИЧ (1874-1940) — русский писатель, долгое время разделявший взгляды Л. Н. Толстого, автор воспоминаний о нем.
Отец писателя был лесоторговцем, из крестьян. Несколько лет Наживин прожил в Европе, затем поселился с женой в деревне. Революцию 1905 года воспринял как предвестие еще большей катастрофы. Л. Н. Толстой высоко ценил его роман «Менэ… Тэкел… Фарес…» (1907). В издательстве «Посредник» в свое время был выпущен целый ряд рассказов Наживина: «Братья», «В стенах», «В сумасшедшем доме», «Соседи» и др., переводы стихотворений Э. Кросби, составленные им сборники «Голоса народов», «Кто такие сектанты». Затем Наживин основал свое издательство «Зеленая палочка» в толстовском духе; здесь вышли: «Моя исповедь», сборник статей Э. Карпентера «Цивилизация» и др. В 1913 отошел от толстовских взглядов. После 1917 эмигрировал. В последнее время в России возродился интерес к И. Ф. Наживину, но исключительно к его поздним историческим романам.
"Не неизвестному солдату, который где-то когда-то как-то осквернил Божью землю кровью человеческой, должны мы ставить памятники, но неизвестному предку, впервые открывшему лен, неизвестному поэту, впервые подметившему неподвижность Полярной Звезды, неизвестному мыслителю, восторженно прошептавшему первую молитву. Всех их били, бьют и будут бить святейшие синоды, папы, чекисты, артиллеристы, кавалеристы, сотни черные, и сотни красные, и сотни белые, и сотни всякие, а они все стоят бессменно на страже своего сокровища, у чаши святого Грааля, у святых огней Человечности. Пусть даже нет у них ни малейших шансов на победу, но все же, все же правы только они, только они святы, только в них человеческая гордая и прекрасная жизнь! И что же в них самое главное, самое существенное? Самое существенное в них это: будь самому себе верен до конца и ничего не бойся: она все таки вертится!"
МОРЕЛЬ (или: МОРЕЛ), ЭДМУНД ДЕНЕ (Edmund Dene Morel) (1873–1924) — английский журналист, политик и антивоенный активист.
С 1893 года публиковал статьи, осуждающие французскую и бельгийскую колониальную политику, основал «Общество по проведению реформ в Конго». Его книга «Красный каучук» (1906) вызвала волну возмущения в Европе и привела к тому, что бельгийский король Леопольд II был вынужден прекратить зверскую эксплуатацию народа Конго (см. брошюру М.Твена).
Во время Первой мировой войны Морель участвовал в британском пацифистском движении, был одним из основателей и секретарём «Союза демократического контроля» и членом Либеральной партии, а после войны — Независимой рабочей партии. В сентябре 1917 был осужден за передачу секретных документов Р.Роллану.
АЛЛЕН, КЛИФФОРД (Allen Reginald Clifford, 1st Baron Allen of Hurtwood) (1889–1939) — известный британский политик, в 1922-1926 гг. глава Независимой рабочей партии, редактор ряда периодических изданий лейбористов. Во время Первой мировой войны был председателем Антимобилизационного комитета, трижды был заключен в тюрьму за отказ от военной службы. Часть времени заключения провел в одиночной камере на хлебе и воде, был выпущен в конце 1917 г. по состоянию здоровья.
ПОНСОНБИ, АРТУР (Arthur Ponsonby, 1st Baron Ponsonby of Shulbrede) (1871–1946) — известный британский политик, писатель и общественный деятель. По своему происхождению принадлежал к высшей придворной знати.
С 1894 занимал различные посты в министерстве иностранных дел, был членом Либеральной партии и Палаты общин. Понсонби резко критикует внешнюю политику Великобритании, выступает против увеличения военных расходов и военного соглашения с Россией (1907), способствовавшего окончательному оформлению Антанты, считая, что подобная политика содействует подготовке и развязыванию мировой войны. Позднее категорически выступает против участия в ней Великобритании. Совместно с Э. Д. Морелем, Б. Расселом и др. Артур Понсонби создает «Союз демократического контроля», который становится ведущей антивоенной организацией Великобритании, активно сотрудничает с Интернационалом противников войны.
После Первой мировой занимает различные должности в лейбористском правительстве; в 1924 становится зам. министра иностранных дел. В 1925 Понсонби публикует заявление об отказе в поддержке любых правительств, прибегающих к решению проблем с помощью военной силы; сам он верил в разрешение всех конфликтов в третейском суде. За два года петицию с поддержкой этого предложения подписали 128.770 человек. В 1930 Артур Понсонби был возведен в звание пэра и стал лидером Лейбористской партии в Палате лордов. В 1935 ему пришлось подать в отставку из-за несогласия с политикой партии в отношении санкций против Италии за вторжение в Абиссинию.
Когда объявлена война, первой её жертвой становится правда.
ВИКМАН, АЛЬБЕРТ (Wickman Albert) (1884-1942) — шведский баптистский проповедник, основатель массового антивоенного движения «Белая Армия» во время Первой мировой войны.
Викман проповедовал мир еще в 1912 г., а с началом войны стал на автомобиле ездить по стране с проповедями, в которых он осуждал участие в военных действиях, исходя из несовместимости их с христианской моралью. Сам подвергался тюремному заключению за отказ от службы в армии. Движение было многочисленным — свыше 30 тыс. человек. В 1919 г. большая часть участников этого движения вошла в «Шведское объединение за мир и арбитраж», а меньшинство, с Альбертом Викманом, основало радикально-пацифистскую организацию «Шведская миссия всеобщего мира» — около 4 тыс. Вступая в «Шведскую миссию всеобщего мира», люди давали клятву перед Богом ни при каких обстоятельствах не оказывать пособничества войне, не работать на военных предприятиях и т. п. Миссия имела свой орган — газету «Фредсмиссионерен», которая издается до настоящего времени. Достижением стало принятие в 1920 г. закона о праве на отказ от воинской службы по идейным убеждениям. Движение также способствовало сохранению нейтралитета Швеции.
НИКОЛАИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ (Georg Friedrich Nicolai) (1874–1964) — немецкий физиолог, пацифист и эмигрант.
Г. Ф. Николаи — доктор медицины, приват-доцент по кафедре физиологии в Берлинском университете. В 1910 году опубликовал исследование по электрокардиографии.
В 1914 году, в связи с началом Первой мировой войны и опубликованием заявления 93 представителей германской интеллигенции, поддерживавших участие Германии в войне, выпустил свой антивоенный манифест «Воззвание к европейцам», который вместе с ним подписали выдающиеся ученые — Альберт Эйнштейн и Вильгельм Ферстер. Не собрав остальных подписей, и, следовательно, не имея возможности напечатать свое «Воззвание», Николаи, на свою личную ответственность, включил его в курс лекций о войне, который он собирался прочесть в летнем семестре 1915 года. Вскоре он был арестован и заключен в крепость Грауденц. Здесь, без всякой помощи, почти без книг, он написал «Биологию войны», рукопись которой удалось переправить в Швейцарию, где в 1917 году в Цюрихе вышло первое издание этой книги. В этом же году Данцигский военный суд приговорил его к новому тюремному заключению сроком на пять месяцев. В Германии книга распространялась подпольно в сотнях экземпляров.
В 1922 году Г. Ф. Николаи уехал в Южную Америку, где занимался врачебной деятельностью и преподаванием в Аргентине и Чили. Николаи активно выступал против социал-дарвинизма. В 1930-е годы написал книгу по истории национал-социалистического движения, в которой охарактеризовал национализм как явление, представляющее собой величайшую опасность для дальнейшего развития человечества.
РОЛЛАН, РОМЕН (Rolland Romain) (1866–1944) — французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1915 года; общественный деятель, участник антивоенного движения.
ГАНДИ, МОХАНДАС КАРАМЧАНД (1869–1948) — один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог. По образованию юрист. В 1893-1914 жил в Южной Африке. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный конгресс. Ганди непосредственно руководил борьбой за независимость. После завоевания Индией независимости (1947) и раздела ее на два государства (Индийский Союз и Пакистан) Ганди выступил против начавшихся индо-мусульманских погромов и был убит членом индуистской экстремистской организации. Прозван в народе Махатмой («Великой душой»).
НАЙДУ, САРОДЖИНИ (Naidu Sarojini) (1879 — 1949) — индийская поэтесса, участница движения за независимость Индии от Великобритании.
В молодости писала стихи на английском языке. Училась в университете Мадраса, затем в Лондоне и Кембридже. По призыву Махатма Ганди Сароджини приняла активное участие в кампании гражданского неповиновения в борьбе национально-освободительного движения Индии, подвергалась арестам. В 1925 стала первой женщиной-президентом Индийского национального конгресс, в 1930 — одним из организаторов "соляного похода" М. Ганди, а в 1947 стала первой женщиной-губернатором — штат Уттар-Прадеш.
ХАН АБДУЛ ГАФФАР, БАДШАХ ХАН (Khan Abdul Ghaffar Khan) (ок. 1890 — 1988) — лидер исламского ненасильственного движения за независимость на Северо-западной границе британской Индии (на территории нынешнего Пакистана), основатель первой в мире профессиональной ненасильственной армии.
ДЖИДДУ КРИШНАМУРТИ (1895–1986) — человек, который из любви к миру и истине отказался от роли Учителя человечества, хотя с детства слышал от теософов, что в этом его предназначение.
ОСЕЦКИЙ, КАРЛ фон (von Ossietzky Carl) (1889–1938) – немецкий публицист-антифашист, пацифист, лауреат Нобелевской премии мира 1935 года, узник концлагеря.
ЕГЕРШТЕТТЕР (или: ЯГЕРШТЕТТЕР), ФРАНЦ (Jägerstätter, Franz) (1907–1943) – австрийский католик-францисканец, фермер, казненный за отказ от военной службы. В 2007 году католическая церковь причислила его к лику блаженных.
(если ссылка не открывается – см.)
НЕТТЛАУ, МАКС ГЕНРИХ ГЕРМАН РЕЙНХАРТ (Max Nettlau) (1865–1944) — немецкий анархист и историк анархизма.
Родился в пригороде Вены, в 1885 переехал в Лондон, где присоединился к Социалистической Лиге, познакомился с Уильямом Моррисом, Эррико Малатестой и П.А.Кропоткиным. В 1889 присутствовал в качестве делегата на учредительном съезде Социалистического Интернационала. С 1938 года жил в Амстердаме, где работал архивариусом в Институте социальной истории.
БОРХЕРТ, ВОЛЬФГАНГ (Wolfgang Borchert) (1921–1947) — немецкий поэт и писатель, основоположник западногерманской антимилитаристской литературы.
Прожил короткую, мучительную жизнь. Актер по профессии, Борхерт был призван в армию, затем арестован по обвинению в антифашистской деятельности и приговорен к смертной казни, которая была ему заменена отправкой на передовую. Тяжело раненный и смертельно больной Борхерт вернулся на родину и снова был арестован. После войны вел нищенское существование и вскоре умер от болезней, полученных на фронте.
За последние два года своей жизни написал множество новелл, притчей и зарисовок о войне, о пребывании в тюрьме, о разрушенных городах. Особое значение получил манифест «Тогда остается только одно!»
РЕМАРК, ЭРИХ МАРИЯ (Erich Maria Remarque) (1898–1970) — классик немецкой литературы и эмигрант, автор всемирно известных антивоенных произведений: романа "На Западном фронте без перемен" и др.
ЭЙНШТЕЙН, АЛЬБЕРТ (Albert Einstein) (1879–1955) — самый известный физик XX века, творец теории относительности, один из создателей квантовой физики.
ЖОЛИО-КЮРИ, ФРЕДЕРИК (Frederic Joliot-Curie) (1900–1958) — французский физик и химик (Ноб. премия 1935 г.), директор Национального центра научных исследований и Комиссар по атомной энергии Франции.
Член компартии Франции, один из основателей и лидеров просоветского и прокремлевского Всемирного Движения сторонников мира и Пагуошского движения ученых, его речь легла в основу антивоенного Стокгольмского воззвания, собравшего более 600 миллионов подписей.
Сознают ли трудящиеся, что из восьми часов их работы на заводах и на полях четыре часа используются для того, чтобы оплатить расходы на вооружение и на содержание солдат? Эти четыре часа идут на подготовку и разрушение того, что создается в течение других четырех часов.
…Если все те, кого хотят превратить в солдат будущей войны, все те, от кого хотят, чтобы они производили оружие, если все те, кто дает жизнь, станут активными сторонниками мира, тогда войны не будет… Стоит только пробудиться сознанию и активности широкой общественности, как всякая попытка навязать народу войну станет практически невозможной…
Проблема состоит не в том, чтобы знать, какое звено — генеральный штаб, или министр, или совещание министров с правом вето или без права вето — может выносить решение о начале атомной войны. Проблема состоит в том, чтобы знать, согласится ли человечество на руины и разрушения, смерть сотен миллионов живых существ, нищету для уцелевших, вероятное появление уродов и даже возможность уничтожения всякой жизни на планете.
МАРТЭН, АНРИ (Henri Martin) (р. 1927) — французский коммунист, участник движения в защиту мира.
В 1945-1947 находился в составе французских войск во Вьетнаме. 13 марта 1950 был арестован в Тулоне за выступления против "грязной войны". Военно-морской трибунал приговорил его к пяти годам заключения. Однако в связи с мощным движением протеста Кассационный суд в мае 1951 отменил этот приговор. В поддержку Мартена выступили Ж.-П.Сартр, А.Камю, Ж.Кокто и др. В июле 1951 военно-морской трибунал Бреста за "попытку деморализации армии" вновь приговорил его к 5 годам заключения в каторжной тюрьме со строгой изоляцией. В результате движения за освобождение Мартена правительство вынуждено было 2 августа 1953 досрочно освободить Мартена. С 1954 Мартен — один из секретарей Союза республиканской молодежи Франции; с мая 1964 — член ЦК ФКП и секретарь одной из федераций ФКП в Париже.
ШВЕЙЦЕР, АЛЬБЕРТ (Albert Schweitzer) (1875–1965) — теолог, философ, музыкант и врач, уроженец Эльзаса.
Основал больницу в Африке для помощи туземцам, где работал врачом. Чтобы собрать средства для больницы, Швейцер совершал поездки в Европу, читал лекции, давал концерты, чем завоевал славу во всём мире. Став лауреатом Нобелевской премии мира, построил на полученные средства деревушку для прокаженных. Постоянно напоминал о атомной угрозе и призвал всех простых людей мира объединиться и потребовать от своих правительств запрещения испытаний ядерного оружия. За несколько дней до кончины Швейцер подписал требование немедленно прекратить преступную войну во Вьетнаме.
КИНГ, МАРТИН ЛЮТЕР (Martin Luther King) (1929–1968) — баптистский священник из штата Алабама (США). В возрасте 26 лет он принял решение: “Мой народ пришел в движение. Я должен идти вместе с ним”. С этого момента и до своей смерти Кинг боролся за права человека в США, особенно за права цветного населения.
Кинг разработал и использовал тактику массового ненасильственного сопротивления (бойкоты транспорта, “сидячие”, “лежачие”, “коленопреклоненные” демонстрации). На идеи, которыми он завораживал и увлекал за собой массы людей, оказали влияние труды У.Л. Гаррисона, Льва Толстого и Махатмы Ганди. Сам Кинг принцип ненасильственных действий считал “жизненной философией, которая определяет не только мое участие в борьбе за расовую справедливость, но и мою связь с людьми, связь с самим собою. Я остаюсь верен этому принципу”.
В 1957 г. Кинг организует “паломничество свободы” — поход на Вашингтон, в котором участвовало 27 тысяч американцев. В 1961 г. проводились “рейсы свободы”. Каждый участник этих акций должен был придерживаться следующих правил: “Не отвечай ударом на удар и оскорблением на оскорбление. Воздержись от насмешек. Всегда веди себя вежливо и дружелюбно… Помни о любви и отказе от насилия”. За свою деятельность в октябре 1964 г. баптистский пастор был награжден Нобелевской премией мира.
РАСТИН, БАЙАРД (Bayard Rustin) (1912–1987) — афро-американский квакер, социалист, лидер движения за гражданские права и антивоенного движения.
В 1941 присоединился к антивоенной организации «Международное братство примирения» (FOR), во время Второй мировой войны провел два с половиной года в тюрьме за отказ от военной службы по религиозным убеждениям. С 1953 по 1955 Растин был исполнительным директором «Лиги противников войны», а с 1955 — помощником и советником М.Л.Кинга, разрабатывал стратегию массовых ненасильственных действий, организовывал бойкоты и демонстрации. Самым значительным достижением стал марш на Вашингтон 1963 года, в котором приняли участие свыше двухсот тысяч человек. С 1964 года до самой смерти Растин возглавлял Институт А.Ф.Рандолфа, при поддержке свыше 200 известных ученых, профсоюзных и религиозных лидеров разработал план ликвидации безработицы в США в течение десятилетнего периода. В 1972 стал почетным председателем Социалистической партии Америки. В 1970-80-х помогал беженцам из коммунистического Вьетнама и Камбоджи. За всю свою жизнь Растин подвергался арестам за деятельность в поддержку гражданских прав и участие в антивоенном движении свыше двадцати раз.
БУЛГАКОВ, ВАЛЕНТИН ФЕДОРОВИЧ (1886–1966) — последний секретарь Л.Н.Толстого, участник антивоенного движения, один из руководителей «Интернационала Противников Войны».
В 1914 за распространение антивоенного воззвания более года провел в тюрьме, потом добровольно отправился на фронт в качестве санитара. В 1917-1922 был активным участником толстовского движения, редактировал журнал «Истинная свобода». За участие в «Комитете помощи голодающим» был, как и все его участники, арестован. В 1923 за активную антимилитаристскую и правозащитную деятельность был выдворен за границу. Проехал по многим европейским странам с лекциями о взглядах Л.Н.Толстого и М.Ганди, духоборах и антивоенном движении. В.Ф.Булгаков входил в состав руководства «Интернационала Противников Войны», сотрудничал с «Германской лигой прав человека и гражданина». Переписывался с А. Эйнштейном, Р.Ролланом и др. Поддерживал отношения с русскими эмигрантами, в 1934 близ Праги основал «Русский культурно-исторический музей». В 1941 был арестован немцами и отправлен в концлагерь. В 1948 принял советское гражданство и вернулся в СССР; в течение почти 20 лет был хранителем Дома-музея Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Вернулся он совсем другим человеком: хвалил И.В.Сталина, ругал В.Г.Черткова, критиковал взгляды Л.Н.Толстого в угоду советской идеологии, за что от него отвернулись остававшиеся в СССР толстовцы. В 50-60-х, вместе с "оттепелью", и В.Ф.Булгаков попытался вернуться к убеждениям своей молодости: в это время он написал многотомные, до сих пор не опубликованые, мемуары «Как прожита жизнь» и др., с позиций, представляющих собой нечто среднее между толстовскими и советскими взглядами.
СОРОКИН, ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–1968) — известный российско-американский социолог.
В молодости позитивист, участник революционного движения, заместитель А.Ф.Керенского по науке, после Октябрьской революции за обоснованную критику новой власти был выдворен из страны. В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, в 1964 был избран президентом Американской социологической ассоциации. Опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание («Социальная мобильность», «Современная социологическая теория» и др.).
В 1949 П.А.Сорокин создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму, в котором исследовал практики развития этого чувства среди разных групп людей. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его работы: «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Пути и власть любви» (1954) и др., пока еще недоступные русскоязычному читателю.
Часть шестая. Флуктуация войн в системе межгрупповых отношений.
Часть седьмая. Флуктуация внутренних беспорядков в системе межгруповых отношений.
Глава шестая. Преступления, войны, революции, самоубийства как симптомы и последствия кризиса. (1941)
Лучше всего с этого текста и начать изучение его работ.
Письмо Центрального Комитета Сознательных Отказчиков. Ноябрь 1957. Подписано П.А.Сорокиным, А.Дж.Мастом и др. — Пер. с англ. А.Фетисова.
к оглавлению
ГРАЧЕВ, ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1911–1973) — российский, самарский баптист, автор обширных мемуаров, проповедей и ряда других сочинений.
РАССЕЛ, БЕРТРАН (Bertrand Russell) (1872–1970) — английский философ-логик, математик, пацифист, общественный деятель, член палаты лордов, лауреат Нобелевской премии по литературе (1950).
ТРОКМЭ (или: ТРОКМЕ), АНДРЕ (Trocme Andre) (1901–1971) и МАГДА (Trocme Magda) (1901–1996) — французский протестантский пастор и его жена, участники ненасильственного сопротивления во время оккупации Франции, превратившие городок Ле Шамбон-сюр-Линьон в убежище для преследуемых нацистским режимом, в первую очередь — евреев; "Праведники народов мира", участники "Международного братства примирения" и антиядерного движения.
ЛЕКУАН, ЛУИ (Lecoin Louis) (1888–1971) — французский общественный деятель, публицист, анархист и пацифист.
Немногие пацифисты, за исключением толстовцев в сталинской России и противников войны в гитлеровской Германии, отдавших свою жизнь во имя своих принципов, сделали столь много для пацифистского движения, как Луи Лекуан. Всего за свое решительное сопротивление милитаризму и войне он провел в заключении двенадцать лет. Благодаря его усилиям во Франции были признаны права отказников от военной службы по убеждению.
КЛАВЕЛЬ, БЕРНАР ШАРЛЬ АНРИ (Clavel, Bernard Charles Henri) (1923–2010) — известный французский писатель, член Гонкуровской академии; активный участник антивоенных, правозащитных и благотворительных организаций, противник смертной казни.
КРОНИН, АРЧИБАЛД ДЖОЗЕФ (Cronin, Archibald Joseph) (1896–1981) — известный шотландский (английский) писатель. Первые романы: «Замок Броуди», «Юные годы» и др. по своему гуманистическому направлению явно напоминают произведения Ч. Диккенса.
Сын католика и протестантки, стал внеконфессиональным христианином еще тогда, когда в Великобритании царила религиозная нетерпимость. Врач по профессии, в Первую мировую войну служил хирургом в военно-морском флоте. Затем в шахтерском городке, был назначен медицинским инспектором рудников Великобритании. Роман «Цитадель» заметно способствовал проведению реформ здравоохранения.
ИНЬЯЦИО СИЛОНЕ (Ignazio Silone) (настоящее имя: Сегондино Транквилли — Secondino Tranquilli) (1900–1978) — итальянский писатель и общественный деятель. Был одним из основателей Итальянской коммунистической партии, с 1930 отошел от коммунистического движения.
ДОЛЬЧИ, ДАНИЛО (Dolci, Danilo) (1924–1997) — итальянский писатель, поэт, социолог и общественный деятель, католик. Известен своей ненасильственной борьбой за улучшение жизни самых бедных жителей Сицилии и активным противодействием мафии. Получил прозвище "Ганди из Сицилии". Лауреат Международной Ленинской премии и Премии Махатмы Ганди.
К сожалению, на русском языке были напечатаны лишь небольшие фрагменты из его книг, описывающие тяжелую жизнь итальянских бедняков и никак не отражающие взгляды автора.
ШЕЛКОВ, ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ (1895–1980) — проповедник, многолетний руководитель движения «адвентистов-реформистов» в СССР, политзаключенный.
С самого начала своего появления в США, в 1860-х адвентисты седьмого дня отказывались от военной службы с оружием в руках. Во время Первой мировой войны большинство европейских адвентистов отреклось от этих взглядов, а меньшинство было изгнано и в 1926 в Германии оформилось в свою отдельную организацию «реформистов». В СССР лидером этого направления с 1949 по 1982 был В.А.Шелков. Он организовал подпольное издательство «Верный Свидетель», написал несколько книг в защиту VI заповеди ("не убий") и свободы совести, сотрудничал с диссидентами. В общей сложности провел в местах лишения свободы 26 лет, долгое время жил на нелегальном положении, в 1945 приговаривался к смертной казни. Как и оба его предшественника Шелков умер в заключении.
ГАЛАНСКОВ, ЮРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1939–1972) — российский диссидент, поэт.
Взгляды Галанскова были довольно эклектичны: они включали в себя элементы анархизма, пацифизма, социализма, радикального антикоммунизма, православного консерватизма; он участвовал в правозащитном движении и был членом Национально-Трудового Союза; сочетание разгильдяйства и святости. Будучи последовательным сторонником ненасилия, попытался организовать первую в СССР незаивисимую пацифистскую организацию: «Всемирный союз сторонников всеобщего разоружения», написал для будущей организации проект программы и собирался печатать журнал в "социал-пацифистском" духе. В 1967 году был арестован и приговорен к семи годам лагерей строгого режима, где он и умер от невовремя сделанной операции.
ХЕННЕСИ (или: ХЕННАСИ), АММОН ЭШФОРД (Hennacy, Ammon Ashford) (1893–1970) — американский пацифист, христианский анархист, член «Движения Рабочих-Католиков» и «Индустриальных Рабочих Мира», противник смертной казни, вегетарианец.
Во время Первой мировой войны был осужден за антивоенную деятельность на два года тюрьмы. Хеннеси не признавал судебной системы и не обращался к полиции за защитой. Был принципиальным отказником от уплаты налогов, потому что они идут на вооружение. Участвовал в антиядерном движении и движении против войны во Вьетнаме. Вел простую жизнь на ферме. Считал, что больше всего на него повлияли Лев Толстой и Махатма Ганди.
«Пацифизм между войнами похож на вегетарианство между приемами пищи».
«В России враги свободному рабочему бюрократы и коммунисты, в Соединенных Штатах — бюрократы и капиталисты».
«Анархист — это тот, кто не нуждается в полицейском, заставляющем его вести себя правильно».
«О, судья! Прокляты твои законы! Хорошие люди не нуждаются в них, а плохие не подчиняются им».
ДЭЙ (или: ДЕЙ), ДОРОТИ (Dorothy Day) (1897–1980) — американская журналистка и общественная деятельница. Успешно сочетала католическую веру с анархическими и пацифистскими убеждениями. Вместе с Питером Морином в 1933 году основала «Католическое Рабочее Движение» (или: «Движение Рабочих-Католиков») (The Catholic Worker Movement) и газету «Рабочий-Католик». Участники движения организовывали коммуны, помогали бездомным, защищали интересы бедняков мирными, ненасильственными методами, постоянно участвовали в антивоенном движении, становились отказниками от службы в армии. В 1995 году насчитывалось 134 коммуны Рабочих-Католиков, и только три из них за пределами США; в 2008 — уже более 185 коммун в 11 странах.
Две небольшие биографии Дороти Дэй, написанные участниками движения, хорошо дополняют друг друга. В качестве приложения к ним дан фрагмент из Пастырской конституции «О Церкви в современном мире» ("Gaudium et Spes") 1965 года, осуждающий военные преступления и поддерживающий католиков, отказывающихся от службы в армии по моральным соображениям.
МИРОЛЮБИВАЯ СТРАННИЦА (Peace Pilgrim) (настоящее имя: Милдред Лизетт Норман — Mildred Lisette Norman) (1908–1981) — американская пацифистка и вегетарианка.
Начиная с 1952 года она странствовала по США, с заходом в Канаду и Мексику, и прошла пешком более 40.000 км, не имея ни своего дома, ни денег. Ее посланием были слова: «Вот путь к миру: преодолевайте зло добром, ложь — правдой, а ненависть — любовью». Ее часто приглашали выступать в церквях, университетах, и даже на местном и национальном радио и телевидении. Она не принадлежала к какой-либо организации или церкви, и не породила массовое движение своих подражателей, но она многих заставила задуматься о мире и ненасилии, морально поддержала и вдохновила на самостоятельные антивоенные действия. Закончила свою жизнь в пути — погибла в автомобильной катастрофе.
ПОЛИНГ, ЛАЙНУС КАРЛ (Linus Carl Pauling) (1901–1994) — американский химик, кристаллограф, лауреат двух Нобелевских премий: по химии (1954) и премии мира (1962), а также Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1970).
В 1955 году подписал Манифест Рассела — Эйнштейна. В июне 1961 года Полинг и его жена созвали конференцию в Осло (Норвегия) против распространения ядерного оружия. Полинг также составил проект предлагаемого договора о запрещении таких испытаний. В июле 1963 года США, СССР и Великобритания подписали договор о запрещении ядерных испытаний, в основе которого лежал этот проект.
СПОК, БЕНДЖАМИН МАКЛЕЙН (Benjamin McLane Spock) (1903–1998) — всемирно известный американский педиатр и общественный деятель.
В начале 1960-х годов выступил за запрещение испытаний ядерного оружия, стал сопредседателем общественной организации Национальный комитет за разумную ядерную политику (СЕЙН). Был активным противником агрессии США во Вьетнаме, участвовал в антивоенных демонстрациях и митингах. В 1968 г. был предан суду за призывы к американской молодежи уклоняться от службы в армии и участия в войне во Вьетнаме. Впоследствие активно участвовал в антивоенном движении в составе общественной организации «Мобилизация за сохранение жизни». Выступал за замораживание ядерных арсеналов, полное запрещение испытаний ядерного оружии и ядерное разоружение. Несколько раз арестовывался за участие в антивоенных акциях протеста против милитаристского курса США.
СИГЕР, ПИТЕР (Peter Seeger) (1919-2014) — известный американский певец и политический активист; преследовался в эпоху маккартизма.
Сигер считается ключевой фигурой в возрождении народной музыки в США в середине XX века и в появлении музыки протеста. С 1940-х годов и до последних лет жизни он выступал на митингах и демонстрациях, поддерживал антивоенное движение и борьбу за социальные права. Предложил М. Л. Кингу песню «We Shall Overcome», и она стала настоящим гимном его движения.
ЛЕННОН, ДЖОН УИНСТОН ОНО (John Winston Ono Lennon) (1940-1980) — всемирно известный англо-американский рок-музыкант, один из основателей и участник группы «The Beatles»; писатель, художник и политический активист.
Книга представляет общественно-политическую деятельность Джона Леннона и Йоко Оно, с 1966 по 1972 год. Борьба против войны во Вьетнаме, взаимоотношения с хиппи и «новыми левыми» (Джерри Рубиным, Эбби Хоффманом, Тариком Али и др.) ― и так вплоть до участия в благотворительном концерте в помощь детям-инвалидам. Попутно ― об аналогичной деятельности других музыкантов: Мика Джагера, Боба Дилана и др. Особенно интересны Ч. III «Авангардист в борьбе за мир», Ч. II «Рок против революции» и Ч. V «Поэт-песенник "Новых левых"». Ясная, стабильная антивоенная позиция Леннона и его крайне противоречивое отношение к «Новым левым» и революции вообще. В основу книги положено досье, собранное ФБР, и масса публикаций в малотиражных изданиях «новых левых» и рок-музыкальных журналах.
МОХАММЕД, АЛИ (Muhammad Ali) (урожденный: Кассиус Марцеллус Клей — Cassius Marcellus Clay) (1942-2016) — американский боксер-профессионал, олимпийский чемпион, общественный деятель.
В 1964 вступил в организацию «Нация ислама», сменил имя и стал мусульманским священником; в результате чего в 1967, во время войны во Вьетнаме, отказался проходить военную службу. Был лишен всех титулов и отлучен от бокса более чем на три года, приговорен к пяти годам тюрьмы, но под давлением общественности через четыре года оправдан. Активно участвовал в антивоенном движении, выступал на митингах. По окончании спортивной карьеры серьезно занялся благотворительной деятельностью, был послом доброй воли ЮНИСЕФ.
КОВИК, РОНАЛЬД (Ronald L. Kovic) (род. 1946) — американский ветеран, инвалид Вьетнамской войны; впоследствии активный участник антивоенного движения.
Родился в День независимости США. В 1964 пошел добровольцем в Корпус морской пехоты, отслужил в Южном Вьетнаме два срока, в результате ранения оказался парализован ниже груди. Из-за своей инвалидности и полученного во Вьетнаме опыта он прошёл через период глубокой депрессии, а затем вступил в ряды антивоенного движения. 12 раз был арестован за участие в акциях протеста. В 1974 возглавил группу инвалидов войны, устроивших голодовку с требованием расследовать состояние дел во всех заведениях министерства по делам ветеранов. В 2000-е активно выступал против войны в Ираке.
В 1974 написал автобиографическую книгу «Рождённый 4-го июля». На основе истории Рона Ковика в 1978 был поставлен фильм «Возвращение домой», а в 1989 по его книге Оливер Стоун снял одноимённую военную драму с Томом Крузом в главной роли.
РОМЕРО-и-ГАЛЬДАМЕС, ОСКАР АРНУЛЬФО (Oscar Arnulfo Romero y Galdamez) (1917–1980) — монсеньор Ромеро, архиепископ Сан-Сальвадорский, общественный деятель.
Активно занимался правозащитной деятельностью, осуждал США за оказание военной помощи правительству Сальвадора. Через день после проповеди, в которой он призвал сальвадорских солдат как богобоязненных христиан прекратить насилие и нарушения прав человека, не стрелять в свой народ во время гражданских волнений, архиепископ Ромеро был убит во время богослужения.
Эти события нашли отражение в известном фильме Оливера Стоуна «Сальвадор» (1986)
ФРИШ, МАКС (Max Frisch) (1911–1991) — известный швейцарский писатель и архитектор.
В начале второй мировой войны Макса Фриша призвали в армию. Впечталения от службы легли в основу его книг: «Листки из вещевого мешка», «Солдатская книжка» и др. Фриш ясно увидел, что армия такой небольшой страны, как Швейцария, бесполезна для отражения агрессии со стороны любой крупной европейской державы, даже если в эту армию вступит все население Швейцарии. Единственное, для чего она может с успехом использоваться — для разгона мирных демонстраций своих же граждан.
Швейцария провозгласила нейтралитет еще в 1515 году. После окончания холодной войны возникло движение «Швейцария без армии», стремящееся к полной ликвидации вооруженных сил. В 1986 году появилась альтернативная гражданская служба. 26 ноября 1989 был проведен референдум — за проголосовала одна треть граждан. Итогом размышлений Фриша на эту тему стала книга «Швейцария без армии?»