ДЖИДДУ
КРИШНАМУРТИ
ДЖИДДУ
КРИШНАМУРТИ (1895-1986) - человек, который из любви к миру и истине отказался
от роли Учителя человечества, хотя с детства слышал от теософов, что в этом его
предназначение.
Кришнамурти родился
в 1895 году в Маданапали в ортодоксальной брахманской семье. Малыша заметил
Чарльз Ледбитер, один из лидеров Теософского общества. Пораженный красотою
ребенка, его яркими экстатическими переживаниями и видениями, Ледбитер решил,
что Джидду — тот самый человек, которого искали теософы: это новый Учитель
мира, живой Майтрейя, предыдущим воплощением которого был Иисус Христос.
Отец, Нараян
Кришнамурти, охотно отдал сына на воспитание, и попечительницей мальчика стала
глава Теософского общества Анни Безант. Учителя рекомендовали дать Джидду
европейское воспитание и образование, но наложили запрет на любое вмешательство
в духовную жизнь ученика.
В декабре 1906
года Кришнамурти был принят в эзотерическую секцию Теософского общества. Анни
Безант сразу и навсегда уверовала в Кришнамурти и глубоко полюбила его. В 1911
году она от имени Теософского общества основала Орден Звезды Востока с
отделениями по всему миру. Этот Орден должен был стать основой будущего миропорядка
под руководством Джидду (в Голландии, Индии, США, Австралии и других
странах).
Год спустя
члены Теософского общества неофициально признали Кришнамурти главой Ордена. Но
не все согласились с таким решением. Теософы, которых возглавил Рудольф
Штейнер, образовали самостоятельное Антропософское общество.
До 1921 года
Кришнамурти жил в Англии, где получил домашнее воспитание. Он познакомился с
писателями, художниками и музыкантами и пользовался большим успехом у
интеллигенции и снобов. Когда его спрашивали, трудно ли быть инкарнацией божества,
он отвечал, что его сейчас куда больше волнует, кто выиграет Уимблдонский
турнир.
В конце 1921
года Кришнамурти ненадолго съездил в Индию, а после конгресса Теософского
общества, проходившего в Австралии, отправился в Калифорнию. Здесь началось
его интенсивное духовное пробуждение. Кришнамурти, как никогда прежде, стал
соответствовать роли Учителя мира и Мессии. Он давал наставления своим
последователям, излучал радость и сочувствие. Убежденный в собственной
способности сделать всех счастливыми, он поражал окружающих глубокими духовными
прозрениями. Теософы с радостью констатировали слияние сознания человека с
сознанием Майтрейи. В интервью «Ассошиэйтед Пресс» в апреле 1927 года Анни
Безант заявила: «Учитель мира здесь». В начале 1929 года она написала
Кришнамурти, что хотела бы оставить пост главы Теософского общества, сидеть у
его ног и слушать то, что он говорит. Джидду ей этого не позволил.
Но ведущие
теософы в своей эйфории не заметили, го уже три года Мессия говорил странные
вещи, которые не укладывались в теософскую доктрину. И вот 3 августа 1929 года
Кришнамурти в присутствии трех тысяч членов Общества, собравшихся его слушать,
объявил о своем решении распустить Орден Звезды. Он говорил о безусловном
вреде как веры в авторитет, так и подчинения ему, а также заявил, что к истине
нет дорог и нелепо думать, будто какая-либо организация способна вести или
может заставить людей идти заданным путем. А тем, кто действительно хочет
что-то понять и сотрудничать, не нужна никакая организация и авторитет,
особенно авторитет Учителя мира. Будда и Христос не претендовали на
божественность, которую навязывали им ученики своим поклонением. Джидду считал,
что нужно освободить человека от страхов, обусловленности и ограничений, а не
строить ему новые клетки из религий, сект, теорий или философий. Чтобы понимать
мир, нужно быть свободным.
Теософское
общество поспешило откреститься от Кришнамурти, чтобы выдержать этот страшный
удар. Вскоре все фонды Ордена были ликвидированы, а обширные владения и
поместья возвращены первоначальным владельцам. Для Анни Безант это оказалось
крушением планов всей жизни, но ее вера в Кришнамурти не поколебалась. До
самой смерти в 1933 году Безант считала, что Джидду лучше знает, как поступать,
и делала все, чтобы он мог продолжать свою деятельность. Однако разрыв с
теософами не был окончательным. Теософские залы всегда были открыты для
Кришнамурти, теософские общества печатали его труды.
Кришнамурти
приехал на родину в 1947 году, через два месяца после провозглашения ее
независимости,. Просыпающаяся после многовекового застоя страна переживала
жесточайший кризис. Восторги по поводу свободы длились недолго и сменились
разочарованием и отчаянием. Миллионы людей были вынуждены бросить свои дома и
имущество и отправиться неведомо куда. Многие интеллигенты с ужасом наблюдали
плоды своей многолетней борьбы.
Новая Индия
уже была готова услышать Кришнамурти. И он проявился — как заряд энергии любви,
сострадания и истины, который накопился за годы, проведенные во внешнем
бездействии. Этот поток не иссяк до самой его смерти в 1986 году.
(Из предисловия к книге Дж.
Кришнамурти «Вне насилия»)
«Мы построили, общество насилия и
мы, как человеческие существа,— жестоки. Мир, который нас окружает, и созданная
нами культура — продукты наших усилий, нашей борьбы, нашей боли, крайних форм
проявленной нами жестокости. Самый важный вопрос, на который я пытаюсь
ответить: можно ли положить предел этому бесконечному насилию, которое мы носим
в себе?»
«Мы жестоки. На протяжении всей истории своего существования
люди были и остаются жестокими. Будучи человеком разумным, я хочу найти выход,
узнать, как выйти за пределы мира, в котором царит насилие. Что для этого можно
сделать? Я вижу, что насилие сотворило с этим миром, как оно разрушило все
формы добрых отношений, привело общество к агонии, какие принесло несчастья. Я
повторяю, что хочу жить по-настоящему умиротворенной жизнью, в которой будет
изобилие любви, а насилие исчезнет. Как же этого достичь?»
Ресурсы
Интернета:
http://www. — сайт — есть на английском языке.
http://www. — сайт — есть на русском языке.
Сочинения:
Кришнамурти Дж. У ног учителя — (Архив ZIP - 34
Кб, Редактор Word97).
Кришнамурти Дж. Свобода от известного — (Архив ZIP
- 148 Кб, Редактор Word97).
Кришнамурти Дж. О самом важном — (Архив ZIP - 461
Кб, Редактор Word97).
Кришнамурти Дж. Бомбейские беседы — (Архив ZIP -
93 Кб, Редактор Word97).
Кришнамурти Дж. Книга жизни — (Архив ZIP - 16 Кб,
Редактор Word97).
Кришнамурти Дж. Начало познания (часть 1) — (html).
Кришнамурти Дж. Начало познания (часть 2) — (Архив
ZIP - 76 Кб, Редактор Word97).
Кришнамурти Дж. Вне
насилия — лекции 1970 года в Санта-Монике, Сан-Диего, Лондоне и Риме.
Литература:
Померанц Г.С. Джидду Кришнамурти и проблема
современного религиозного нигилизма.