ДЖИДДУ

 

КРИШНАМУРТИ

 

 

ДЖИДДУ КРИШНАМУРТИ (1895-1986) - человек, который из любви к миру и истине отказался от роли Учителя человечества, хотя с детства слышал от теософов, что в этом его предназначение.

 

 

Кришнамурти родился в 1895 году в Маданапали в ортодоксальной брахманской семье. Малыша заметил Чарльз Ледбитер, один из лидеров Теософского обще­ства. Пораженный красотою ребенка, его яркими эк­статическими переживаниями и видениями, Ледбитер решил, что Джидду — тот самый человек, которого искали теософы: это новый Учитель мира, живой Майтрейя, предыдущим воплощением которого был Иисус Христос.

Отец, Нараян Кришнамурти, охотно отдал сына на воспитание, и попечительницей мальчика стала глава Теософского общества Анни Безант. Учителя рекомендовали дать Джидду европейское воспитание и образование, но наложили запрет на любое вмешательство в духовную жизнь ученика.

В декабре 1906 года Кришнамурти был принят в эзотерическую секцию Теософского общества. Анни Безант сразу и навсегда уверовала в Кришна­мурти и глубоко полюбила его. В 1911 году она от имени Теософского общества основала Орден Звезды Восто­ка с отделениями по всему миру. Этот Орден должен был стать основой будущего миропорядка под руко­водством Джидду (в Голландии, Индии, США, Авст­ралии и других странах).

Год спустя члены Теософского общества неофици­ально признали Кришнамурти главой Ордена. Но не все согласились с таким решением. Теософы, которых возглавил Рудольф Штейнер, образовали самостоятель­ное Антропософское общество.

До 1921 года Кришнамурти жил в Англии, где полу­чил домашнее воспитание. Он познакомился с писателями, художника­ми и музыкантами и пользовался большим успехом у интеллигенции и снобов. Когда его спрашивали, трудно ли быть инкарнацией божества, он отвечал, что его сейчас куда больше волнует, кто выиграет Уимблдонский турнир.

В конце 1921 года Кришнамурти ненадолго съездил в Индию, а после конгресса Теософского общества, проходившего в Австралии, отправился в Калифор­нию. Здесь началось его интенсивное духовное пробуждение. Кришнамурти, как никогда прежде, стал соответствовать роли Учителя мира и Мессии. Он давал наставления своим последователям, излучал радость и сочувствие. Убежденный в собственной способности сделать всех счастливыми, он поражал окружающих глубокими духовными прозрениями. Теософы с радостью констатировали слия­ние сознания человека с сознанием Майтрейи. В интервью «Ассошиэйтед Пресс» в апреле 1927 года Анни Безант заявила: «Учитель мира здесь». В начале 1929 года она написала Кришнамурти, что хотела бы оставить пост главы Теософского общества, сидеть у его ног и слушать то, что он говорит. Джидду ей этого не позволил.

Но ведущие теософы в своей эйфории не заметили, го уже три года Мессия говорил странные вещи, которые не укладывались в теософскую доктрину. И вот 3 августа 1929 года Кришнамурти в присутствии трех тысяч членов Общества, собравшихся его слушать, объя­вил о своем решении распустить Орден Звезды. Он говорил о безусловном вреде как веры в авторитет, так и подчинения ему, а также заявил, что к истине нет дорог и нелепо думать, будто какая-либо организация способна вести или может заставить людей идти задан­ным путем. А тем, кто действительно хочет что-то по­нять и сотрудничать, не нужна никакая организация и авторитет, особенно авторитет Учителя мира. Будда и Христос не претендовали на божественность, которую навязывали им ученики своим поклонением. Джидду считал, что нужно освободить человека от страхов, обус­ловленности и ограничений, а не строить ему новые клетки из религий, сект, теорий или философий. Чтобы понимать мир, нужно быть свободным.

Теософское общество поспешило откреститься от Кришнамурти, чтобы выдержать этот страшный удар. Вскоре все фонды Ордена были ликвидированы, а об­ширные владения и поместья возвращены первоначаль­ным владельцам. Для Анни Безант это оказалось кру­шением планов всей жизни, но ее вера в Кришнамурти не поколебалась. До самой смерти в 1933 году Безант считала, что Джидду лучше знает, как поступать, и делала все, чтобы он мог продолжать свою деятель­ность. Однако разрыв с теософами не был окончательным. Теософские залы всегда были от­крыты для Кришнамурти, теософские общества печа­тали его труды.

Кришнамурти приехал на родину в 1947 году, через два месяца после провозглашения ее независимости,. Просыпающаяся после многовекового застоя страна переживала жесточайший кризис. Восторги по поводу свободы длились недолго и сменились разоча­рованием и отчаянием. Миллионы людей были вынуж­дены бросить свои дома и имущество и отправиться неведомо куда. Многие интеллигенты с ужасом наблю­дали плоды своей многолетней борьбы.

Новая Индия уже была готова услышать Кришнамурти. И он проявился — как заряд энергии любви, сострадания и истины, который накопился за годы, про­веденные во внешнем бездействии. Этот поток не иссяк до самой его смерти в 1986 году.

(Из предисловия к книге Дж. Кришнамурти «Вне насилия»)

«Мы построили, общество насилия и мы, как чело­веческие существа,— жестоки. Мир, который нас окру­жает, и созданная нами культура — продукты наших усилий, нашей борьбы, нашей боли, крайних форм прояв­ленной нами жестокости. Самый важный вопрос, на который я пытаюсь ответить: можно ли положить предел этому бесконечному насилию, которое мы носим в себе?»

«Мы жестоки. На протяжении всей истории своего существования люди были и остаются жестокими. Будучи человеком разумным, я хочу найти выход, узнать, как выйти за пределы мира, в котором царит насилие. Что для этого можно сделать? Я вижу, что насилие сотворило с этим миром, как оно разрушило все формы добрых отношений, привело общество к агонии, какие при­несло несчастья. Я повторяю, что хочу жить по-насто­ящему умиротворенной жизнью, в которой будет изоби­лие любви, а насилие исчезнет. Как же этого достичь?»

 

 

Ресурсы Интернета:

http://www. — сайт — есть на английском языке.

 

http://www. — сайт — есть на русском языке.

 

Сочинения:

Кришнамурти Дж. У ног учителя — (Архив ZIP - 34 Кб, Редактор Word97).

Кришнамурти Дж. Свобода от известного — (Архив ZIP - 148 Кб, Редактор Word97).

Кришнамурти Дж. О самом важном — (Архив ZIP - 461 Кб, Редактор Word97).

Кришнамурти Дж. Бомбейские беседы — (Архив ZIP - 93 Кб, Редактор Word97).

Кришнамурти Дж. Книга жизни — (Архив ZIP - 16 Кб, Редактор Word97).

Кришнамурти Дж. Начало познания (часть 1) — (html).

Кришнамурти Дж. Начало познания (часть 2) — (Архив ZIP - 76 Кб, Редактор Word97).

Кришнамурти Дж. Вне насилия — лекции 1970 года в Санта-Монике, Сан-Диего, Лондоне и Риме.

 

Литература:

Биография Кришнамурти.

Померанц Г.С. Джидду Кришнамурти и проблема современного религиозного нигилизма.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz