Статья Ю. Галанскова "Организационные проблемы движения за полное и всеобщее разоружение и мир во всем мире" была написана автором с целью распространения ее среди сторонников движения, главным образом, путем рассылки по почте в штаб-квартиры и центры движения, а также в целях персонального обращения к виднейшим представителям этого движения.
Однако по ряду технических и юридических трудностей сделать это не удалось. И редакция будет признательна всякому, кто найдет нужным проделать эту, на наш взгляд, важную работу.
Разумеется, и автор и редакция готовы выслушать любую позитивную и негативную критику в свой адрес по существу затронутой проблемы, от кого бы эта критика ни исходила. Для нас это важно еще и по той причине, что наше отечественное движение в настоящее время, по меткому выражению автора, носит "бюрократически-официозный" характер и, являясь по своей сущности вульгарно-академическим институтом, нацелено на выполнение узко специфической функции в общем пропагандистском механизме государства, что, естественно, обрекает это движение на бесплодность.
Автор будет благодарен всякому, кто сможет прислать ему (или присылать систематически) любые материалы документального, политического, этического и религиозного характера, имеющие прямое или косвенное отношение к затронутому вопросу. Ибо в недалеком будущем автор намерен начать выпуск социал-пацифистского журнала и одновременно создать в России "Союз сторонников полного и всеобщего разоружения", разумеется, при условии, если он прежде не будет подвергнут юридической и административной расправе. Л такая опасность для автора всегда существует. Дело в том, что создание такого "Союза" в условиях тоталитарного государства равносильно прорыву в системе глобальной монополии на право организации и объективно ведет к повышению политической и идеологической активности и, следовательно, к ослаблению политической и идеологической монополии.
Но система глобальной монополии допустима и оправданна (а следовательно, и жизнеспособна) только на каком-то историческом промежутке времени. Выполнив свою историческую роль, система глобальной монополии теряет всякий смысл, превращается в систему глобального торможения и в силу этого, в зависимости от комбинаций общественных отношений, подлежит постепенной или ускоренной ликвидации.
Так что создание свободных организаций в России — это процесс сложный, но исторически неизбежный. В этой (дай Бог бескровной) войне за свободу сторонники демонополизации всегда могут проиграть бой, но они неотвратимо выиграют воину, если термоядерная война не опрокинет вообще всю нашу подлую цивилизацию.
Тот, кто верит в возможность достижения разоружения и мира в результате нескончаемых переговоров и разговоров о разоружении и мире, кто думает, что различные соглашения и частичные уступки хоть сколько-нибудь приближают человечество к разоружению и миру, тот не понимает самой сущности дела и, поддавшись прекраснодушию сентиментальных болтунов, проявляет непростительную наивность.
Можно, разумеется, вести бесконечные переговоры, печатать декларации, заключать соглашения, создавать комитеты и подкомитеты по вопросам разоружения, можно даже на какое-то время приостановить испытания ядерного оружия, можно, в зависимости от обстоятельств, сокращать или увеличивать численность войск и размеры ассигнований на военные расходы, но от этого милитаризм не перестанет быть милитаризмом, от этого не исчезнет международная напряженность и постоянная угроза ядерной катастрофы.
Сторонники всеобщего и полного разоружения должны ясно понимать, что разоружение и мир во всем мире не могут быть достигнуты в результате только политических усилий правительств, что всякие переговоры, соглашения и частичные уступки в вопросах мира и разоружения создают только иллюзию деятельности в направлении обеспечения разоружения и мира, дезориентируя, таким образом, общественное сознание, и что действительное, полное и всеобщее разоружение и мир во всем мире мыслимы и возможны только как социально-психологический продукт экономического и нравственного развития человечества в направлении осуществления экономической справедливости и нравственного совершенства. Так что, в некотором смысле, каждый, кто хочет мира, обязан готовиться к войне с противниками утверждения на земле этой социальной справедливости и нравственного совершенства. Мы обязаны готовиться к этой войне против социально-психологической базы всякой войны, и мы эту войну обязаны организованно начать. И пусть не напоминают нам непротивленцы, что благими намерениями вымощен ад, ибо мы вовсе не собираемся шагать через трупы ближних. Мы только призовем каждого перешагнуть через труп собственной глупости и порочности. Мы призовем каждого вырваться из ямы взаимной вражды на простор взаимопомощи.
На сегодняшний день жизнь человеческая слишком греховна, чтобы рай на земле мог быть утвержден в результате каких-либо переговоров и соглашений между прекраснодушными болтунами. Может быть, прекраснодушные политиканы и рады бы в рай — да грехи не пускают, поэтому все их демагогические призывы оказываются на деле всего лишь сентиментальной болтовней. И не случайно вся официальная и неофициальная политика ходит вокруг проблемы мира и разоружения, как кот вокруг горячего молока.
Обычно говорят, что разоружение — гарантия мира, но это пустая фраза. Ибо только в международном масштабе организованная работа ради мира и крайнее напряжение всех миролюбивых сил являются единственной гарантией разоружения и мира. В мире современных противоречий разоружение просто не может быть достигнуто без соответствующей, выработанной для этой цели ценой постоянной самоотвержен ной работы готовности жить в разоруженном мире.
Яблоко должно созреть, но оно должно и может созреть только в потоке солнечного тепла и жизненной влаги.
Яблоко должно и может созреть, но яблоко может и не созреть, если червь вражды и паразитизма будет пожирать его сердцевину, если глупые свиньи будут подрывать корни дерева, и если человечество будет забавлять себя в это время пустяками. Много, очень много проблем в человеческой голове, но где-то в арсенале лежит бомба, которая однажды размозжит эту легкомысленную голову. Поэтому именно немедленно — сегодня — нужно оказать самое решительное сопротивление милитаризму и начать самую серьезную работу ради разоружения и мира.
Организация движения за полное и всеобщее разоружение и мир является одной из основных задач ООН. Поэтому организационные проблемы этого движения неразрывно связаны с организационными проблемами самой Организации Объединенных Наций.
В настоящее время ООН существует как добровольное объединение государств. Следовательно, в известном смысле, Организация Объединенных Наций могла бы быть названа Организацией Объединенной Власти. В силу различных объективных причин между интересами государственной власти и интересами народа в рамках одного государства всегда существуют известные противоречия. За то, что интересы всякой государственной власти и интересы народа всегда взаимно противоречивы, говорит, например, факт постоянной смены власти и порой даже в форме насильственного свержения ее. Например, интересы гитлеровской власти и интересы немецкого народа, несмотря на кажущееся совпадение, в действительности не совпадали. Гитлеризм только фальсифицировал это совпадение. В итоге гитлеризм принес немцам колоссальные бедствия.
Итак, через ООН, являющуюся в действительности международной организацией объединенной государственной власти, эта государственная власть через своих представителей осуществляет свою международную деятельность с позиций государственной власти и в интересах государственной власти, но не всегда с позиций народа и в интересах народа, так как интересы государственной власти и подлинные интересы народа в той или иной мере всегда взаимно противоречивы. Из этого следует, что в ООН, наряду с интересами государственной власти, должны быть представлены интересы народа. Но интересы народа в ООН могут быть представлены в форме персонального представительства только при условии создания массовых организаций, осуществляющих свою деятельность под организационным руководством ООН внутри государств-членов ООН. Через посредство этих организаций ООН могла бы распространить свое влияние на все слои населения всех государств. Эти массовые организации ООН должны способствовать проведению в жизнь решений ООН, вести работу в направлении защиты прав человека, международной охраны труда, охраны здоровья, движения за полное и всеобщее разоружение и мир во всем мире и т. д. Вполне возможно, что для целей деятельности этих массовых организаций государства-члены ООН могли бы выделить в распоряжение ООН незначительные территориальные участки в столицах и крупнейших городах для размещения на этих суверенных территориях соответствующих административно-издательских центров. Только таким образом организм ООН может получить жизненную силу миллионов своих работников. Для этого ООН должна преодолеть ограничивающие ее деятельность рамки международного парламентаризма и пустить жизненные корни во все слои населения всех государств. Только в таком смысле реорганизации ООН сможет наиболее эффективным образом осуществлять свою международную деятельность. Только таким образом организованная деятельность ООН сможет вовлечь широкие слои населения в сферу международной жизни. Вот о чем должны подумать теоретики ООН и юристы-международники. Вот чего должна потребовать мировая общественность от своих правительств. Вот ради чего правительство любого государства могло бы поставить этот вопрос перед ООН, продемонстрировав всему миру свое истинное понимание задач международной жизни.
Полное и всеобщее разоружение и мир во всем мире — основной вопрос современности. Поэтому в сфере международной деятельности ООН организационные и теоретические проблемы, связанные с этим вопросом, необходимо выделить особо.
В настоящее время работа ради мира организована совершенно неудовлетворительно и носит, в основном, или бюрократически-официозный, или стихийный и часто случайный характер.
Организационный примитивизм сковывает возможности движения, не позволяет организовать связь и информацию, мешает разработке стратегических и тактических вопросов этого движения.
В этом смысле прежде всего необходимо четко определить исходный принцип организации движения.
Движение за полное разоружение и мир во всем мире может быть организовано в форме единой массовой организации, непосредственно подчиненной Генеральной Ассамблее ООН или какому-либо другому главному органу ООН и, в силу этого, обладающей специфической организационной автономией и специфическим организационным иммунитетом и распространяющей эту организационную автономию и этот организационный иммунитет на свои массовые организации, пронизывающие все слои населения всех государств.
Почему наиболее целесообразен такой организационный принцип? Именно потому, что, объединяя на взаимоприемлемой основе все антивоенные и антимилитаристские силы различных наций в единую, специфически автономную и обладающую специфическим иммунитетом структуру, он в то же время позволяет антивоенным и антимилитаристским силам каждой отдельной нации вырваться идейно и организационно из-под влияния узконациональной ограниченности. Ибо, по естественным причинам, всякое государство, исходя из своих узконациональных интересов, стремится узаконить всякие антивоенные и антимилитаристские тенденции, возникающие внутри нации, в форме академических институтов, допустимых с точки зрения официально-государственного гуманизма, или же в форме организаций-придатков, выполняющих специфическую функцию в общем пропагандистском механизме. Последнее особенно характерно для государств тоталитарного типа. Такая опека антивоенных и антимилитаристских организаций со стороны государства опутывает эти организации сетью национальных предрассудков, убивает творческую инициативу и обрекает их на бесплодность.
Ноябрьский номер "Курьера ЮНЕСКО" за 1964 год полностью посвящен вопросам разоружения и мира.
В статье "Ядерное оружие и будущие поколения" двукратный лауреат Нобелевской премии Лайнус Полинг пишет:
"Мы вынуждены теперь изгнать воину из мира так, как это предвидел Альфред Нобель. Но это трудная и сложная проблема. И вес же я считаю, что каждый должен согласиться с этим выводом. Долг каждого — любыми доступными ему путями способствовать созданию мира, из которого будет изгнана война".
Здесь мы сразу же должны возразить Полингу в том смысле, что "изгнать войну из мира... любыми доступными... путями" нельзя.
Полинг призывает человека в борьбе за мир и разоружение встать на "любые" доступные ему пути только потому, что не видит наиболее эффективных путей, по которым могло бы развиваться движение. Тем самым Полинг как бы признает, что пути, по которым в настоящее время развивается движение, не являются достаточно эффективными.
Далее, цитируя из заявления норвежского стортинга,
"Война все больше и больше предстает в глазах общественности "как пережиток доисторического варварства", "бич рода человеческого", Полинг пишет:
"Мы подошли теперь к такому периоду мировой истории, когда мы должны уничтожить этот пережиток доисторического варварства, этот бич человечества".
Но если мы серьезно намерены "уничтожить" войну, "этот пережиток доисторического варварства, этот бич человечества", мы должны серьезно подумать о том, как это сделать.
Обеспечить разоружение и мир, создать общество разоруженных государств и умов — задача чрезвычайно сложная. Для этого необходима работа, организованная в соответствии с масштабом и важностью поставленной задачи.
В статье "Курьера" "Экологические последствия разоружения" высказывается явно ошибочное, на мой взгляд, положение:
"В наш век быстрых перемен мы вполне можем стать свидетелями переговоров о заключении многостороннего соглашения о разоружении".
Однако "в наш век быстрых перемен" мы являемся "свидетелями" бесконечно долгих и бесплодных разговоров о разоружении. Более того, если мы позволим себе быть всего лишь "свидетелями" бесплодных разговоров о разоружении, то "в наш век быстрых перемен" мы вполне будем свидетелями, участниками и жертвами дальнейшей милитаризации мира и вполне можем стать участниками и жертвами все уничтожающей термоядерной войны.
Непонимание важности именно организационных проблем движения за полное и всеобщее разоружение и мир во всем мире, а также непосредственно связанная с этим неразвитость стратегических и тактических концепций этого движения сказывается всюду.
Профессор истории международных отношений Эдинбургского университета Ричи Колдер, отмечая, что
"При всеобщем разоружении проблема переустройства рабочей силы и реконверсии промышленности не сложнее, чем была проблема сокращения вооружений и свертывания военной промышленности но окончании второй мировой войны", здесь же пишет:
"Все; что нам нужно — это решимость пойти па всеобщее разоружение".
Но вот о том, где взять эту необходимую нам "решимость", эдинбургский профессор, к сожалению, ничего не пишет.
Вместе с тем, нужно отметить, что "Курьер" ЮНЕСКО сообщает читателю ценные объективные данные, связанные с проблемой разоружения и мира. Например, Л. Полинг пишет:
"Взрыв 20-мегатонпой бомбы над любым городом приведет к его полному разрушению и к 1-ибели большей части его населения. При взрыве образуется воронка диаметром в 20 км; в радиусе 50-100 км возникнут пожары, которые превратятся в гигантский огненный шквал; люди подвергнутся па1убному воздействию мгновенного излучения высокой энергии и последующих радиоактивных выпадений. Будут убиты даже находящиеся на расстоянии 300 км от места взрыва. По моим подсчетам, мировые запасы составляют около 16 тысяч таких 20-мсгатонных бомб или их эквивалент. Во всем мире нет 16 тысяч крупных городов..."
В заключение мне хотелось бы особо подчеркнуть ошибочность мысли о том, что разоружение является гарантией мира. На мой взгляд, это пустая фраза. Пора бы и понять, что только в международном масштабе организованная работа ради разоружения и мира является единственной гарантией разоружения и мира и что организация этой работы должна идти в направлении создания массовых организаций, действующих во всех слоях населения всех государств и обладающих в какой-то мере организационной автономией и организационным иммунитетом в целях обеспечения необходимой для работы этих организаций свободы рук. Поэтому, на мой взгляд, в настоящее время наиболее необходимо сосредоточить внимание всех сил, работающих ради мира и разоружения, на организационных вопросах этого движения.
Москва, 1966 год
«Юрий Галансков». Ростов-на-Дону, «Приазовский край», 1994