Ромен Роллан

Переписка с Ранхэмом Брауном
о заявлении А.Эйнштейна по поводу отказа от военной службы

Г. Ранхэм Браун, почетный секретарь общества "War Resisters' International" (* "Интернационал воздерживающихся от войны" (англ.). *), 16 февраля 1931 года прислал на имя Р. Роллана запрос, связанный с заявлением А. Эйнштейна, сделанным незадолго до этого (14 декабря 1930 г.) в нью-йоркском обществе "New History Society" (** "Общество новой истории" (англ.). **). Эйнштейн выступил с предложением использовать два метода противодействия войне. Первый из них сводился к тому, чтобы отказаться от всех видов военной службы, от всякого участия — прямого или косвенного — в войне или подготовке к войне. Эйнштейн утверждал, что "если вы сможете добиться такого положения, когда хотя бы два процента обитателей земного шара заявит еще с мирного времени о своем отказе участвовать а войне, судьба международных конфликтов окажется в ваших руках". Ибо "нельзя бросить в тюрьму два процента населения земли, так как во всех тюрьмах мира не нашлось бы достаточно мест". Второе предложение сводилось к тому, чтобы издать специальные международные законы, предоставляющие людям, открыто объявившим себя противниками войны, возможность выполнять в мирное время тяжелую и даже опасную работу — в интересах своей собственной страны или же на благо всего человечества.

Ранхэм Браун задал в связи с этим следующие вопросы:

1. Разделяете ли Вы точку зрения А. Эйнштейна, согласно которой отказ от всех видов военной службы является практическим средством упразднения войны?

2. Считаете ли Вы, что люди, выступающие с индивидуальными заявлениями об отказе от военной службы, должны найти поддержку у всех тех, кто является сторонником упразднения войны?

Ромен Роллан ответил Ранхэму Брауну (20 февраля 1931 г.):

Отказ от всякого участия в войне, будь то в прямом или косвенном виде, является для меня настоятельным требованием совести. У меня есть все основания приветствовать предложение профессора А. Эйнштейна хотя бы потому, что я сам всю свою жизнь придерживался подобной же линии поведения, в частности во время войны 1914-1918 годов.

Тем не менее, если Вы ставите этот вопрос не в плане морального долга, а в плане практической полезности, точка зрения профессора Эйнштейна представляется мне весьма спорной. Война отнюдь не окажется упраздненной в силу того обстоятельства, что "два процента обитателей земли откажутся воевать". Мне представляется, что профессор Эйнштейн недостаточно принимает в расчет эволюцию войны после 1914 года и тенденции ее будущего развития. Дело идет к использованию немногочисленных армий, составленных из специалистов, в распоряжении которых целые воздушные флотилии, вооруженные химическими бомбами, бактериологическими средствами и другими орудиями массового уничтожения. В подобных условиях правительства могли бы остаться нечувствительными к тому, что два или десять процентов населения соответствующих стран отказались от несения военной службы; правителям даже не обязательно пришлось бы сажать людей в тюрьмы: убийственный смерч угрожал бы в одинаковой степени как участвующим, так и не участвующим в боях.

Скажем ясно, не предаваясь иллюзиям: нет иного практического средства быстро уничтожить войну, кроме уничтожения источника войн — современной общественной и государственной системы. Практически правы революционеры: необходима социальная революция. И эта революция должна носить международный характер или же не иметь места вовсе.

Отсюда отнюдь не следует, что необходимо совершенно отказаться от принципа Непротивления. Ганди показал миру, что эффективнейшие революционные действия могут принять форму "отказа от повиновения без применения насилия". Однако для того, чтобы этот отказ выражался в реальных и достаточно энергичных действиях, нужно, чтобы он носил (как это имеет место в Индии) коллективный и подлинно организованный характер. Европе в этом отношении придется начинать почти что с азов. Однако учиться никогда не поздно! Пусть же "Интернационал сопротивляющихся войне" (*) организуется "на военную ногу"! (Стоит ли бояться этого слова? Ведь непротивление является величайшим из сражений.)

(* Здесь Ромен Роллан дает наименование общества, секретарем которого был Р. Браун, на французском языке. В переводе Ромена Роллана английское наименование приобретает несколько более энергичный смысл. — Прим. ред. *)

Что касается индивидуальных отказов от военной службы, проводимых отдельными людьми по своей собственной инициативе, то я их чту и одобряю; совершенно естественно, что все мы обязаны, в меру своих сил, помогать таким людям и поддерживать их действия. Речь идет, конечно, только о таких отказах, которые продиктованы бескорыстными побуждениями, то есть когда неприемлющий войну следует голосу совести и человеколюбия, а не руководится эгоизмом и трусостью. Забота о личном самосохранении является естественным чувством и сама по себе не заслуживает порицания, тем не менее подобному чувству не под силу соревноваться с теми общественными мотивами, с теми идеалами (правдивыми или лживыми), к которым постоянно взывает современный социальный порядок, стремящийся увековечить насилие якобы во имя интересов общества.

Я готов поверить (я даже убежден в этом), что великие личные жертвы, приносимые людьми, отказывающимися в современных условиях от несения военной службы, не окажутся бесплодными; такие люди могут своим примером вызвать к жизни новое евангелие и вскормить человечество своим хлебом и вином (в том смысле, в каком кровь упоминалась на тайной вечере); однако я не думаю, чтобы столь глубокие изменения человеческого духа могли совершиться ранее, чем через несколько поколений. Раз это так, нельзя надеяться, что подобные изолированные, раздробленные действия смогут предотвратить слишком близкую военную опасность — ту, что уже вырисовывается на горизонте. Для борьбы с этими войнами надо располагать более действенными средствами.

Мы еще поговорим об этих средствах в другой раз. В сегодняшнем письме я не выхожу за пределы, которые Вы сами поставили мне Вашими двумя вопросами.

Февраль 1931 г.

Ромен Роллан.

Примечания

Предлогом к "Переписке с Ранхэмом Брауном", почетным секретарем общества "War Resisters' International", послужило публичное выступление А. Эйнштейна о мерах предотвращения войны. Ранхэм Браун в письме от 16 февраля 1931 года просил Роллана высказать свое отношение к предложениям Эйнштейна. Роллан ответил 20 февраля того же года. Оба письма были опубликованы в книге "Через революцию — к миру". На русский язык ранее не переводились.



Изд: Р.Роллан. Собрание сочинений в 14 тт., т. 13, М., "ГИХЛ", 1958

Пер: с французского А. Дьяконова

Date: 16-17 декабря 2002

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Сайт управляется системой uCoz