Ромен Роллан

 

ПРЕДТЕЧИ

(1916-1919)

 

XIII. В ЗАЩИТУ Э. Д. МОРЕЛЯ

 

Э. Д. Морель, секретарь «Union of Democratic Control», был арестован в Лондоне в августе 1917 г. и приговорен к шести месяцам тюремного заключения, в условиях жесткого общеуго­ловного режима, по смехотворному (и к тому же ложному) обви­нению в том, что он будто бы пытался переслать в Швейцарию Ромэну Роллану одну из своих политических брошюр, разре­шенных в Англии*. Женевское «Revue Mensuelle» запросило Ромэна Роллана, каково его мнение об этом деле, которое в то время было очень мало известно, так как на континент попа­дали только статьи, позорящие Э. Д. Мореля, сфабрикованные в Англии и переведенные на все языки. Ромэн Роллан ответил:

 

* Впоследствии, освободившись, Э. Д. Морель, к негодованию слушате­лей, публично разоблачал в Англии беззакония, имевшие место в процессе, и всю изнанку дела, в котором обнаружилось влияние нескольких темных личностей, чьи преступные интересы были когда-то задеты Морелем в бесстрашной кампании, которую он поднял в печати в связи с вопросом о Конго. См. The Persecution of E. D. Morel (Glasgow Reformer's series, 1919).

 

Вы спрашиваете меня, какого я мнения об аресте Э. Д. Мо­реля?

Я не знаком с Э. Д. Морелем лично*.

 

* Теперь я с ним знаком и в равной мере люблю его и восхищаюсь им, так как, в моих глазах, это один из тех у кого самая чистая совесть в Европе. (Примечание 1923 г.)

 

Но по всему тому, что я о нем знаю, по его деятельности во время войны, по его героической борьбе против преступлений цивилизации в Африке, по его проницательным статьям о войне, слишком редко воспроизводимым в швейцарских и французских журналах, — я считаю его человеком большого мужества и креп­кой веры. Он всегда смело служил истине, одной только истине, не считаясь с опасностями и с ненавистью, скапливающимися на его пути и — что встречается гораздо реже и что бывает гораздо труднее — не считаясь с собственными симпатиями и привязан­ностями, не считаясь даже со своей родиной в тех случаях, когда истина и родина не могли ужиться вместе.

Эта черта соединяет его с семьею всех великих служителей веры — с первыми христианами, с реформаторами столетия битв, со свободными мыслителями героических эпох, — со всеми теми, кто превыше всего ставил свою веру в истину, в какой бы форме она им ни являлась (божественной ли, мирской ли, но всегда равно священной)*.

 

* Я и не думал тогда, что выразился так удачно. Впоследствии Э. Д. Морель сообщил мне, что он гордится тем, что в числе его пред­ков по материнской линии — Филипп, граф Горн, обезглавленный по при­казу герцога Альбы.

 

Прибавлю, что всякий человек, подобный Э. Д. Морелю, — великий гражданин даже тогда, когда он указывает своей родине на совершаемые ею ошибки, и в особенности тогда, когда он на них указывает, и именно потому, что он на них указывает. Те же, кто набрасывает покров на свои ошибки, — это слуги неспо­собные или же льстивые. Всякий мужественный, всякий правди­вый человек приносит честь своей родине,

А затем государство может, если хочет, нанести ему удар, так же, как оно нанесло удар Сократу, так же, как оно наносило удары стольким другим, кому впоследствии оно воздвигает не­нужные памятники. Государство не есть родина. Государство — всего лишь управитель ее, — хороший или дурной, смотря по об­стоятельствам, но всегда могущий впасть в ошибку. В его руках сила — оно ею пользуется. Но с тех пор, как человек — чело­век, эта сила всегда оступалась на пороге свободной души.

Р. Р.

15 сентября 1917 г.

(Надпечатано в «Revue Mensuelle», Женева, 1917 г.)

 

 

 

Пер: с французского Д.Г.Лифшиц

Изд: Р.Роллан. Собрание сочинений, т. XVIII, Л., "ГИХЛ", 1935

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Date: 12-16 февраля 2008