Махатма Ганди

 

о ненасилии и самоопределении

(избранное)

Люди о Ганди

 

“Пока на свете существует угнетение и деградация человеческого духа, люди всегда будут обращаться к Махатме Ганди, чтобы утвердить свое достоинство. Оружие ненасильственного сопротивления, которое он дал человечеству, сейчас применяется в других странах и в другой обстановке. Мир справедливо считает Ганди величайшим индийцем после Будды”

(Индира Ганди)

 

“...В этом маленьком, физически слабом человеке, было что-то твердое, как сталь, несокрушимое, как скала, что-то такое, с чем не могла совладать никакая физическая сила, как бы велика она ни была... Он обладал каким-то царственным величием, внушавшим окружающим невольное почтение... Он говорил всегда просто и по существу, без лишних слов. На слушателей действовала абсолютная искренность этого человека, сама его личность; казалось, в ней сокрыты неисчерпаемые источники внутренней силы... Обретя внутренний мир, он излучал его на окружающих и шел по извилистым путям жизни неустрашимо, твердым шагом”

(Джавахарлал Неру)

 

“Возможно, грядущие поколения вряд ли поверят, что такой человек из обыкновенной плоти и крови ходил по этой земле”

(Альберт Эйнштейн)

Махатма Ганди о ненасилии*

 

         “...Те, кто открыл закон ненасилия в море насилия, были несравненно гениальнее Ньютона. Они были и более великими воинами, нежели Веллингтон**. Зная, как пользоваться оружием, владея им, они поняли его бесполезность и учили измученный мир тому, что его спасение -- в отказе от насилия...”

         “...Ненасилие вовсе не означает смиренного подчинения воле злоумышленника. Это скорее противопоставление всех душевных сил обиженного злой воле тирана. Ненасилие -- не удел трусости, оно всегда героизм. В то же время владение ненасилием требует от человека гораздо большего искусства, нежели оно необходимо фехтовальщику со шпагой. Человек, владеющий методом ненасилия, способен бросить вызов всему могуществу несправедливой империи и отстоять свою честь и достоинство...”

         “...С незапамятных времен история действительно обезображена постыдными для человечества войнами... Это происходит потому, что история отражает лишь события, связанные с нарушением всеобщего закона ненасилия, присущего человеку и человеческому обществу. Сила духа и нравственность человека, будучи естественным даром природы не являются предметом истории... Заключенное в человеке зло нередко берет верх, однако этим вовсе не отменяется закон ненасилия, в котором гармонично соединены любовь и истина. Жизнь не смогла бы торжествовать над смертью, если бы в ней не главенствовал этот закон. Жизнь являет собой вечный триумф над могилами... Мнение, что закон ненасилия достаточно хорош для индивидуумов, но не для широких масс людей, для всего человечества, является самой большой и горькой ошибкой...”

 

         “...Да, история в самом деле свидетельствует о бесконечных войнах, но мы стремимся создать новую историю человечества, теперь уже без войн и насилия, и я говорю об этом как выразитель чаяний моего народа. Человеку суждено заменить закон джунглей законом осознанного братства.

         ...Не верить в возможность прочного и постоянного мира -- значит не верить в природу человека. Миллионы таких же людей, как я, может быть, останутся неудачниками, доказывая свою правоту. Но это будет их собственная неудача, а не доктрины ненасилия...”

 

---------------------------------------

*          Ненасилие (на древнеиндийском ахимса) -- подразумевает полное не          применение физической силы при сопротивлении злу, непротивление злу          насилием.

**        Веллингтон -- английский генерал, хваставшийся несокрушимой мощью      Британской империи и мировой         славой ее оружия

         “...Моя обязанность -- указать народу все законные средства борьбы с обидчиками. Нация, которая желает стать самостоятельной, должна знать все пути и способы достижения свободы. Обычно в качестве последнего средства прибегают к насилию. Сатьяграха*, напротив, представляет собой абсолютно ненасильственный метод борьбы. Я считаю своей обязанностью разъяснить населению, как и в каких пределах им пользоваться. Не сомневаюсь, что английское правительство -- правительство сильное, но не сомневаюсь также и в том, что сатьяграха -- в высшей степени действенное средство.

 

         “...Я твердо убежден, что если бы оставался лишь один выбор -- между трусостью и насилием, я рекомендовал бы насилие... Я скорее предпочел бы, чтобы Индия прибегла к оружию для защиты своей чести, нежели чтобы она из-за трусости оказалась или осталась беспомощной жертвой своего собственного бесчестия...”

 

         “...Национализм в моем понимании означает, что моя страна должна обрести свободу, что, если нужно, вся моя страна должна умереть, чтобы человечество могло жить...”

 

         “...Я считаю, что ненасилие несравненно выше насилия и что способность прощать благороднее стремления наказывать... Милосердие украшает солдата. Однако воздержание от насилия является прощением лишь тогда, когда есть сила для наказания. Оно бессмысленно, когда его симулирует беспомощное существо. Но я не считаю Индию беспомощной, я не считаю себя беспомощным существом...

         “...Я не прошу Индию практиковать ненасилие потому что она слаба. Я хочу, чтобы она практиковала ненасилие, зная о своей силе и мощи. Для реализации ее силы не требуется никакого владения оружием. Кажется, что нам это нужно, так как думаем, что мы -- не более чем кусок плоти. Я хочу дать Индии осознать, что у нее есть душа, которая не может погибнуть и которая может победно возвыситься над любой физической слабостью и бросить вызов материальной структуре всего мира.”

         “...Если он (этот метод ненасилия) потерпит неудачу, то не из-за какой-либо присущей ему внутренней слабости. Он может потерпеть неудачу, не встретив надлежащего отклика. Тогда возникнет

 

----------------------------------------

**        Сатьяграха (букв. “упорство в истине”) -- ненасильственные методы политической борьбы за независимость и справедливость, проявляющиеся в двух формах: гражданского неповиновения и несотрудничества с властями

действительная опасность. Благородные люди, неспособные далее мириться с национальным унижением, захотят излить свое возмущение. Они прибегнут к насилию. По моему убеждению, они

погибнут, не избавив ни себя, ни свою родину от обид. Если Индия

последует доктрине меча, она может одержать временную победу. Но тогда Индия перестанет быть гордостью моего сердца. Я предан Индии потому, что я обязан ей всем. Я абсолютно уверен, что ей предназначена особая миссия в мире...”

(из статьи М. Ганди “Доктрина меча”, опубликованная в 1920 году

 перед началом кампании гражданского неповиновения)

 

         “...Ненасилие способно остановить и сокрушить любую силу, в том числе и парализовать мощь британской империи.

         ...Ненасилие требует противопоставления грубой, аморальной и несправедливой силе угнетателя всех духовных и интеллектуальных резервов отдельного человека или целой нации. Согласитесь, что сознательное принятие на себя страдания или даже смерти за торжество истины не означает покорности злу или бездействия.

         ...Ненасилие как раз и есть бунт, но с той лишь разницей, что он проявляется не на кулаках и в кровавых погромах, а стоической непокорностью души и воли человека поступкам злодея или несправедливого государства со всей его машиной управления, армией, полицией, тюрьмами...”

 

         “...Главное различие между массовым гражданским сопротивлением и индивидуальным заключается в том, что в последнем участвует человек как совершенно независимый субъект и его неудача не затрагивает других людей. При массовой же кампании неудача одного обычно неблагоприятно отражается на остальных... Если при массовой сатьяграхе необходимо руководство проведением кампании, то при индивидуальной в нем нет нужды; при коллективных выступлениях государству легче справиться с неповиновением, тогда как иметь дело с индивидуумом ему куда сложнее...”

 

         “...Почему миллионы людей позволяют убедить себя убивать других или идут на сознательный риск быть убитыми или искалеченными на войне, но так мало находится людей даже среди самых неистовых пацифистов, которые были бы готовы отдать свою жизнь за дело мира?”

 

         “...В стране, несомненно, имеется партия насилия. Ее силы растут. Члены этой партии такие же патриоты, как и лучшие из нас. Более того, принесенные ею большие жертвы -- ее заслуга. Никто из нас не превзойдет эту партию в отваге. Но, восхищаясь ее мужеством, я не веря в ее методы. Эту партию не увлечешь речами, резолюциями и даже конференциями. Только действиями можно убедить ее.”

 

         “Мы ежедневно расплачиваемся дорогой ценой за бессознательную ошибку, которую допускали, смешивая пассивное сопротивление с ненасильственным. Если бы я не допускал и сам этой ошибки, мы не были бы свидетелями этого унизительного и бесчеловечного братоубийства.

         У вашего врага, нередко мнимого, есть свое понимание цели, свое человеческое достоинство, ему так же дорога жизнь, как и вам.

         Сатьяграх* не должен проявлять к нему ненависти и лишать его жизни. Больше того, вы не сатьяграх, если молча, пассивно наблюдаете, как убивают вашего врага. Вы должны защитить его даже ценой своей жизни...

         ...Ненасилие, которое практиковалось на протяжении истекших тридцати лет, было ненасилием слабых. Индия не имеет опыта ненасилия сильных...”

         “...Великие державы свободны в любой день воспринять ненасилие и тем самым покрыть себя неувядающей славой и заслужить всеобщую благодарность последующих поколений. Если они, преодолев страх, разоружатся, то помогут тому, чтобы и в остальных странах возобладал здравый смысл. Но затем великие державы должны будут отказаться от империалистических амбиций и эксплуатации так называемых нецивилизованных или полуцивилизованных наций.

         Трудно ожидать, чтобы великие нации, следуя своим привычным курсом, вот так, вдруг, одновременно начали двигаться в противоположном направлении и, руководствуясь общечеловеческими ценностями шли от победы к победе. Однако ясно одно: если сумасшедшая гонка вооружений будет продолжаться, она непременно приведет к такому массовому истреблению людей, какого еще не было в истории. Если и будет победитель в этой войне, то его единственным завоеванием станет его же жалкое примитивное существование, какое он только может себе представить. У человечества нет никакого спасения от неминуемой гибели, кроме ка честное и безусловное принятие доктрины ненасилия.”

 

         “...Для меня любовь к родине соединена с любовью ко всему человечеству. Я патриот оттого, что я человек и человечен. Я не исключение. Желая служить Индии, я не причиню зла ни  Англии, ни Германии. Империализму нет места в моей жизни... Патриот уже не патриот, если он равнодушен к человечеству.

 

---------------------------------------

*          Сатьяграх -- участник ненасильственного сопротивления

         Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбил меня с ног. Я не хочу жить в домах других людей как незваный гость, как нищий или раб...”

Сайт управляется системой uCoz