Ю.А. Велембовская БЕРТРАН
РАССЕЛ |
Жизнь
английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела — это почти
вековая история Европы. Родившись в период расцвета Британской империи, в XX в.
он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, распада колониальной
системы и дожил до ядерной эпохи.
Рассел
известен во всем мире как крупный философ — глава современной ему английской
философии субъективного идеализма, основоположник английского неореализма и
неопозитивизма [1], как автор двухтомной "Истории
западной философии" [2], как выдающийся логик и математик, а
также общественный деятель, один из идеологов и организаторов британского
антивоенного движения и Пагуошских конференций ученых всего мира, начало
которым в
Общественно-политическая
деятельность Рассела широко отражена в зарубежной историографии, где по-разному
оцениваются и эта деятельность Рассела, и его вклад в антивоенное движение [5]. В отечественной историографии
специального исследования, освещающего его общественно-политическую
деятельность, пока не существует. Подавляющее большинство посвященных ему работ
либо обращены к его философскому наследию, либо носят популярный характер [6] В последние годы интерес к Расселу
возрос, и настало время осознать, что "Бертран Рассел — это целый мир,
полный многообразия и красок" [7] и "более глубокое освоение его
идей, по-видимому, только начинается" [8].
В
основу настоящего очерка легли в первую очередь не переведенные на русский язык
произведения самого Бертрана Рассела. Это его воспоминания, многочисленные
статьи, телеинтервью, переписка, а также теоретические исследования. Такая
обширная источниковая база позволяет не только осветить участие Рассела в
борьбе за мир в 1955-1970 гг., но и изучить основы его антивоенной платформы,
проследить эволюцию общественно-политических взглядов ученого и соотнести их с
его мировоззрением в предшествующий период, где и следует искать истоки будущих
идей.
У ИСТОКОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Бертран
Артур Уильям Рассел родился 18 мая
Знатным
происхождением Рассела во многом можно объяснить его убежденность в своем
"праве на голос", уверенность в том, что к нему будут прислушиваться.
Но времена меняются, и то, что в XIX в. было очень важным, в XX уже утратило
ценность. Американский расселовед А. Райен видел трагедию Рассела в том, что
этот либерал-аристократ пытался воздействовать на публику в век, когда одно
лишь происхождение права на голос не гарантировало: "Хотя Бертран
Рассел сам не часто упоминал о своем титуле и редко пользовался имевшейся у
него возможностью доносить свои взгляды до палаты лордов, он воспринимал как
само собой разумеющееся доступ к представителям правительства, которым он
обладал" [9] Однако, как отмечала дочь Рассела Кэтрин
Тэйт, для него, как и для других членов семьи, привилегии означали прежде всего
определенные обязанности. Кроме того, они чувствовали себя в долгу перед теми,
кто не обладал их преимуществами [10].
Семья
Расселов во все времена выделялась своим либерализмом на общем фоне английской
аристократии. Расселы славились как поборники либеральных взглядов еще с XVII
в. В
Родители
Рассела всегда находились на позициях радикального либерализма. "Что
касается вопросов войны и мира, предмета, ставшего основным в политической
деятельности самого Рассела, то его отец придерживался удивительно
прогрессивных для своего времени взглядов. Эмберли подошел ближе, чем кто-либо
другой в XIX в., к отстаиванию того, что в веке XX назвали бы пацифизмом... он
раньше других выдвинул идею о мировом правительстве, которую его сын
проповедовал лет 70 спустя" [12]. Впрочем, самой ярой
"радикалкой" в семье была мать Рассела, отстаивавшая права женщин
столь активно, что навлекла на себя гнев королевы Виктории.
Родители
Рассела умерли рано. Бертрана и его старшего брата воспитывала бабушка в
атмосфере, сочетавшей аристократическое уединение и свободомыслие. Домашние
учителя и тщательно подобранная библиотека способствовали его образованию и
обеспечили богатый досуг, необходимый как для чтения, так и для размышления.
Бабушка Рассела была под стать остальным членам семьи. "Мать моего отца
была значительно более радикальных взглядов, чем лорд Джон, — вспоминал о
ней Рассел, — и после его смерти стояла на позициях, которые сам он вряд ли
бы разделил, хотя при его жизни она зачастую оказывала некоторое влияние на его
взгляды" [13].
Конечно,
говорить о прямом влиянии на Рассела идей его предков было бы достаточно
рискованно. Однако в 1910- 1920-е годы он был безусловным сторонником идей
Милля и, по сути дела, оставался либералом вплоть до 60-х годов, когда участие
в создании Комитета ста "перевернуло всю его жизнь" 14]. Словом, дух либерализма, витавший в
доме Расселов, определенно повлиял на формирование его взглядов.
В
конце
Рассел
увлеченно занимался математикой, логикой, философией, в
В
эти же годы Рассел пытался проявить себя на поприще политическом. В
Впрочем,
до
Первая
мировая война стала для Рассела огромным эмоциональным потрясением. "Я
вынужден был пересмотреть свои взгляды на человеческую природу..., — писал
он позже. — Раньше я полагал, что любовь к своим детям — естественное
родительское чувство, но война убедила меня, что оно встречается крайне
редко". Тем более нестерпимо было ему видеть полное равнодушие к
военным проблемам со стороны кембриджского окружения. Оказалось, что их
интеллектуальная честность имеет свои пределы. "До тех пор я думал, что
большинство интеллектуалов любит истину, но вот вновь обнаружилось, что едва ли
десять процентов из них предпочитают правду собственной популярности"
[15], — отмечал Рассел.
Война
— переломный этап в биографии ученого. Испытывая глубокое чувство
ответственности перед современниками, Рассел занял активную пацифистскую
позицию. Он примкнул к Союзу демократического контроля, основанному сразу же
после начала войны критиком внешней политики Великобритании Э.Д. Морелом.
Проводя активную антивоенную пропаганду, члены организации ратовали за
учреждение органа демократического контроля за внешней политикой правительства,
за создание международного совета для гарантии соглашений по спорным вопросам,
а также за сокращение вооружений. Рассел выступал на многочисленных митингах,
за что в
В
эти годы Рассел написал ряд статей по проблемам войны и мира. В них главной
причиной первой мировой войны он называл империализм: рассматривая войну в
психологическом аспекте, он связывал ее начало с завистью, которую испытывали
немцы по отношению к англичанам, сумевшим создать свою империю. И впоследствии
многие явления политической жизни Рассел пытался объяснять природой человека и
психологией политиков. В годы войны Рассол писал о возможностях создания
единого мирового правительства. Но многое из того, что он декларировал, не
имело серьезного обоснования. Его рассуждения были подчас абстрактны и далеки
от реалий международной жизни, выводы отличались политической наивностью. "Он
слишком часто заявлял, — писал Райен, — что дела приняли дурной оборот
потому, что у руля стоят глупые и злые люди, если же к власти придут
добродетельные и умные, то на земле воцарится рай Божий" [16].
Благодаря
участию в антивоенном движении Рассел неожиданно для самого себя стал героем
левых сил. В
Война
и те ужасы, которые она с собой принесла, заставили ученого усомниться в
людской добродетели и навели на мысль о необходимости изменить человеческую
психологию путем правильного воспитания и образования с детства. Рассел, как
всегда увлеченно, занялся написанием статей по этим новым для него проблемам.
Собственные
дети появились у Рассела, когда ему было уже более 50 лет. (Первый раз Рассел
женился еще в
Хотя
конкретная школьная программа волновала Рассела значительно меньше, нежели
проблема воспитания в целом, когда наступила пора отдавать дочь и сына в школу,
он и его жена Дора совершили почти что родительский подвиг: внимательно изучив
программы всех известных им школ, они не сделали выбора в пользу ни одной из
них, а создали собственную программу и организовали в
Проблемы
воспитания вывели Рассела на тесно связанные с ними вопросы семьи и брака. В
Заметим,
что любовь к женщине играла весьма существенную роль в судьбе самого Рассела,
на протяжении всей его долгой жизни. Официально он женился четыре раза, однако
число его сердечных привязанностей было несоизмеримо больше. Так же страстно,
как он отдавался занятиям наукой, философией, политикой, Рассел мог увлечься
женщиной. Во время бурных, хотя чаще всего непродолжительных романов он
зачастую забрасывал все остальные дела. Подобно другому титану духа — И.-В.
Гете, он черпал в любви силы для творчества, затем охладевал к предметам своей
страсти и оставлял их. Свободные взгляды на семью и брак сильно подпортили
репутацию Рассела. Позже публика задавалась вопросом: как может рассуждать о
морали человек, женатый уже в четвертый раз?
В
Однако
в это время Рассел не выдвигал еще сколько-нибудь радикальных политических
идей. В
С
1938 по
Вернувшись
на родину, Рассел с удивлением для себя обнаружил, что отношение к нему сильно
изменилось. Либерализм Рассела был вполне созвучен общественному мнению
англичан, голосовавших в
К
концу войны Расселу исполнилось уже 73 года — возраст, когда подавляющему
большинству людей хочется спокойной, стабильной жизни. Большинству, но не
Расселу. Бомбы, сброшенные в августе
Главное,
что теперь занимало ум Рассела, это то, как донести свои идеи до широкой
аудитории, как заставить к себе прислушаться. Середина XX века... Одного
знатного происхождения, одних научных заслуг уже явно недостаточно. К тому же
давно ушли в прошлое толстые политические журналы XIX в., на страницах которых
он мог вести серьезную полемику и благодаря которым был бы, вероятно, услышан.
Теперь требовались новые формы воздействия на умы современников, и поиском этих
форм Рассел и занялся со свойственной ему неукротимой энергией.
МАНИФЕСТ ЭЙНШТЕЙНА — РАССЕЛА.
УЧЕНЫЕ В БОРЬБЕ ЗА МИР
Трагедия
Хиросимы и Нагасаки потрясла Рассела, стала импульсом для его размышлений о
реальности всемирной ядерной катастрофы и — как следствие — о путях ее
предотвращения. Его жизнь начиная с
Однако
ошибочно было бы полагать, что позиция Рассела все эти годы оставалась неизменной.
Так, в
Светлым
фоном для всех тех мрачных событий внешней политики, за которыми Рассел следил
с неослабевавшим вниманием, стали его любовь и брак с Эдит Финч,
преподавательницей университета из США. Если считать, что Рассел всю жизнь
искал женщину, которая могла бы стать его единомышленницей, то тогда, кажется,
на склоне лет ему действительно повезло. Эдит Финч не меньше мужа была увлечена
общественно-политическими проблемами, оказывала активную поддержку во всех его
начинаниях; позже она вместе с ним участвовала в многочисленных демонстрациях и
митингах. Они много путешествовали по Европе, а затем поселились вместе с
внуками Рассела в Северном Уэльсе.
1
марта
Реакцией
Рассела на испытания в Тихом океане стало его рождественское радиообращение
"Угроза человечеству" в
Именно
тогда он решил составить текст заявления, которое подписали бы известные и
уважаемые ученые как из капиталистических, так и из социалистических стран.
Подобное заявление, считал он, могло бы стать призывом к будущим решительным
действиям. Но прежде чем взяться за составление текста, Рассел решил написать
письмо крупнейшему физику XX в. Альберту Эйнштейну, еще в 40-е годы
неоднократно выступавшему против применения ядерного оружия, чтобы выяснить,
что тот думает о подобном плане. Эйнштейн встретил идею Рассела с энтузиазмом,
но ответил, что сам он, к сожалению, вряд ли сможет оказать реальную помощь,
так как тяжело болен, однако подписать будущий расселовский текст согласился.
Заодно он сообщал имена нескольких известных ученых, которые, по его мнению,
тоже поддержат данное предложение. Воодушевленный Рассел составил текст и
послал его Эйнштейну. Известие о смерти великого ученого застало Рассела 18
апреля
Подпись
Эйнштейна еще вовсе не означала успеха дела. Большинство других ученых, в
частности великий датский физик Нильс Бор, к которым Рассел обращался с
просьбой подписать заявление, даже не удостоили его ответом. В июне Рассел все
же решил обнародовать текст заявления и обратился за помощью к редактору
журнала "Обсервер". Необходимо было организовать пресс-конференцию,
на которой Рассел собирался зачитать текст, подписанный к тому времени
несколькими учеными. Время подготовки к конференции Рассел характеризовал как
"ужасное". Телефон в его доме звонил не переставая — Рассел прилагал
все усилия, чтобы на конференции присутствовали не только журналисты, но и
представители мира ученых.
Получивший
название "Манифест Эйнштейна — Рассела" был обнародован 9 июля
Рассел
предвидел, что гонку вооружений остановить будет крайне сложно и на каждом
новом витке будут появляться все более смертоносные виды оружия. Однако, считал
он, согласованные действия ученых — людей, лучше других понимающих последствия
ядерной катастрофы, могут немало способствовать выработке нового мышления — как
на уровне глав правительств, так и на уровне простых людей всего мира. Помимо
Эйнштейна и Рассела, Манифест подписали немецкий физик Макс Борн, французский
исследователь Фредерик Жолио-Кюри, польский физик Леопольд Инфельд,
американский химик Лайнус Полинг, английский ученый-ядерщик Сесиль Ф. Пауэлл и
японский теоретик в области атомной физики Хидеки Юкава. Ученые предостерегали
человечество о возможности самоуничтожения в ядерной войне. Они предлагали
ученым мира периодически собираться вместе, дабы содействовать сохранению и
упрочению всеобщего мира.
Пришло
время коммунистам и антикоммунистам работать вместе, писал Рассел. Первую
конференцию ученых Запада и Востока с согласия и одобрения индийского
правительства решено было провести в январе
Второй
серьезной проблемой, помешавшей проведению конференции по разоружению, стала
нехватка денежных средств. Рассел и его сподвижники не хотели, чтобы
конференция была скована догмами какой-либо авторитетной организации. Задача же
найти организацию или частное лицо, которые согласились бы финансировать конференцию,
не претендуя при этом ни на какое влияние на ее ход и цели, казалась
непосильной. Рассел уже совсем было отчаялся, как вдруг получил письмо от
своего приятеля Сайруса Итона, американского промышленника, одного из
руководителей Кливлендской финансовой группы, который не только готов был
предоставить деньги, но и предлагал помочь организовать первую конференцию в
своем родном городке Пагуош в Канаде. Еще несколько ученых-энтузиастов взяли на
себя организационные вопросы, и в июле
Сам
Рассел не смог принять в ней участия, так как был в то время серьезно болен
-врачи подозревали у него рак горла, — однако с неослабевавшим интересом следил
за тем, как проходили заседания: друзья звонили и писали ему каждый день. На
конференцию прибыли 22 ученых различных специальностей из СССР, США, Австрии,
Австралии, Великобритании, Канады, Китая, Польши, Франции и Японии. Заседания
проводились одновременно на английском и русском языках. Конференция
продемонстрировала реальность сотрудничества ученых не только различных научных
и политических взглядов, но и принадлежавших к противоположным идеологическим
лагерям.
Конференция
получила название Пагуошской, а движение сторонников мира, которое она
инициировала, стало называться Пагуошским движением. Возглавил движение
постоянный комитет из пяти членов, его председателем был избран сам Рассел. На
этот комитет были возложены обязанности по подготовке будущих конференций.
Важной стала выработка формы проведения всех последующих конференций: участники
тесно общались друг с другом не только в течение пленарных заседаний, но и в
свободное время, что позволяло им ближе познакомиться друг с другом и прийти к
лучшему взаимопониманию.
В
ходе первой конференции были учреждены три комиссии: по исследованию опасности
использования атомной энергии; по контролю за использованием ядерного оружия,
сформулировавшая основные цели разоружения, впоследствии детально обсужденные
на дальнейших конференциях; по составлению свода общественных обязанностей ученых.
"Первая Пагуошская конференция опубликовала заявление, которое было
официально поддержано Академией наук Советского Союза, тепло принято в Китае,
но значительно менее широко и не сразу оглашено на Западе" [26], — отмечал Рассел.
Вслед
за первой конференцией последовали две другие — вторая Пагуошская конференция
весной
"Наиболее
очевидным достижением Пагуошского движения, — писал
Рассел, — стал вывод... о необходимости заключения договора о частичном
запрещении ядерных испытаний, распространявшемся на наземные ядерные испытания
в мирное время. Я лично до сих пор не удовлетворен этим частичным
запретом" [27].
Человек,
страстно увлекавшийся, но также быстро охладевавший к своим проектам, Рассел
вскоре пришел к выводу о том, что решения, принятые на конференциях ученых,
малоэффективны и имеют малое влияние на реальное развитие внешнеполитических
событий. Кроме того, ему не нравилось, что многие консервативные ученые
относятся к нему без должного уважения. Последний раз Рассел выступил на
очередной Пагуошской конференции (всего таких конференций при его жизни
состоялось 19) с речью в сентябре
Рассел
искал новые, более эффективные формы воздействия как на общественное мнение,
так и на политику правительств. Первая половина
ПОЛЕМИКА С ЛИДЕРАМИ ЯДЕРНЫХ
ДЕРЖАВ
Важным
этапом в деятельности Рассела стала его переписка с первым секретарем ЦК КПСС
Н.С. Хрущевым и госсекретарем США Дж.Ф. Даллесом. В ноябре
Рассел
писал, что для людей всей планеты — вне зависимости от их политических
убеждений — основной заботой должно стать выживание человечества: "Ядерная
война не принесет победы ни одной из сторон, а лишь уничтожит и ту, и
другую". Стремление к мировому господству — будь то к военному или к
идеологическому, подчеркивал он, занимало умы многих людей в прошлом и
неизменно заканчивалось трагедией. Так было с Филиппом II Испанским, с
Людовиком XIV Французским, с Гитлером в новейшей истории. В нынешней ситуации
ново не то, что подобные попытки не могут увенчаться успехом, а то, сколь
грандиозной катастрофой они обернутся.
Ученого
тревожило распространение ядерного оружия еще и потому, что это, считал он,
неизбежно приведет к международной анархии. Ведь каждое государство стремится к
лидерству, к тому, чтобы диктовать миру свои собственные условия. А ядерное
оружие, предостерегал Рассел, — хороший шанс продемонстрировать свою силу и
вовремя пригрозить. "Если бы все независимые государства возглавлялись
правителями, обладающими хоть каплей здравого смысла, от шантажа их удерживал
бы страх, что их граждане тоже погибнут", — подчеркивал он. Однако
опасность заключается в том, писал он, что бразды правления той или иной
страной время от времени попадают в руки безумцев, таких, например, как Гитлер.
Именно поэтому СССР и США необходимо достичь соглашения, предотвращающего
дальнейшее распространение ядерного оружия. К тому же на гонку вооружений
тратятся и в СССР, и в США колоссальные средства. Если же гонка вооружений не
будет приостановлена, населению этих стран, предупреждал он, останутся лишь
самые ничтожные средства к существованию, а учебная программа школ и
университетов пропитается духом ненависти и страха.
Обращаясь
к лидерам двух держав, Рассел выражал надежду, что они не останутся
равнодушными к подобной перспективе развития событий. Именно сейчас, писал он,
когда угроза гибели человечества как никогда более реальна, нужно принять
конкретные меры по ее предотвращению. Прежде всего. Востоку и Западу нужно
научиться взаимному уважению, подчеркивал Рассел, угроза силой навсегда должна
покинуть внешнюю политику. Первым же конкретным шагом, по его мнению, могла бы
стать встреча лидеров двух держав.
Первым
на письмо Рассела откликнулся Хрущев. Его ответ был опубликован в
"Нью-стейтсмен" 21 декабря
Ответ
Даллеса, опубликованный 8 февраля
Второе
письмо Хрущева Расселу, фактически явившееся откликом на заявления Даллеса,
было выдержано уже в значительно более резких, нежели первое, тонах. Веками
войны развязывались, отмечал он, христианами, а вовсе не коммунистами.
Коммунизм же, продолжал Хрущев, вырос не из насилия, а из неизбежности
исторического процесса борьбы рабочего класса против капиталистической
диктатуры; капитализм развязывал колониальные войны, а события в Венгрии были
не чем иным, как подавлением контрреволюции. Советский Союз, заявлял он, всегда
искренне желал мира. Коммунизму, безусловно, принадлежит будущее, писал Хрущев,
а мировая война наверняка явится катализатором для распространения
коммунистических идей. Ссылаясь на подъем революционного движения после первой
мировой войны и возникновение социалистического лагеря после разгрома фашизма в
В
ответах Хрущеву и Даллесу Рассел благодарил их за внимание к его идеям, но с
сожалением констатировал, что высказанные ими позиции еще раз подтвердили
неготовность обоих политиков к сближению. Хрущев и Даллес, словно два рьяных
фанатика, не понимали, что любая война может обернуться гибелью всего
человечества. Каждый из них был уверен в победе своей системы, забывая простую
истину: в ядерной войне победителя быть не может. Рассел взывал к их разуму: "Мы
все в опасности, в смертельной опасности... В сравнении с этой опасностью все
другие проблемы неважны... Я не предлагаю, чтобы борьба между коммунистами и
антикоммунистами закончилась. Я предлагаю лишь, чтобы эта борьба не велась
военными методами" [30].
Итак,
ни самостоятельные выступления Рассела, как это ярко продемонстрировала его
переписка с Хрущевым и Даллесом, ни совместные выступления ученых мира на
Пагуошских конференциях не привели к тем результатам, на которые он
рассчитывал.
ОТ КАМПАНИИ ЗА ЯДЕРНОЕ
РАЗОРУЖЕНИЕ К АКЦИЯМ ГРАЖДАНСКОГО НЕПОВИНОВЕНИЯ
Начиная
с выступления
В
это время у Рассела и его сподвижников зародилась идея о развертывании Кампании
за ядерное разоружение. Сама концепция ядерного разоружения принадлежала, по
словам Райена, к пацифистскому направлению антивоенной мысли; ее основной
постулат — войны оправданы лишь в редчайших случаях, а потому политика всех без
исключения правительств должна быть взвешенной и миролюбивой; в ядерный же век
во внешней политике требуется во много раз большая осторожность. Итак, Рассел
пришел к выводу, что обладание ядерным оружием не принесет ни одному из
государств ничего, кроме смертельной опасности. Особенно же это относилось к
таким сравнительно небольшим странам, как Британия.
На
такие рассуждения навели Рассела и конкретные шаги английского правительства. В
феврале
Официальное
рождение Кампании за ядерное разоружение (Си-Эн-Ди) связано с собранием
сторонников этой идеи в Сентрал-холле в Вестминстере 17 февраля
С
первых же дней существования Кампания за ядерное разоружение развернула бурную
деятельность. По всей стране создавались ее комитеты, позже получившие название
региональных, проводились многочисленные митинги и демонстрации. Но движение с
самого начала не было единым. В рамках объединенного Комитета во главе с
председателем сосуществовали несколько групп, стоявших на разных антивоенных
платформах. Одной из них являлся Комитет прямого действия, возглавлявшийся
Майклом Рэндлом, — движение пацифистское и анархическое по духу, сторонники
которого проповедовали открытый протест и гражданское неповиновение. К этому
комитету имел непосредственное отношение и Рассел. В апреле именно он стал
одним из инициаторов похода из Лондона в городок Олдермастон, где был
расположен научно-исследовательский центр по разработке ядерного оружия, и
проведения там митинга.
Председатель
Си-Эн-Ди не поддерживал и не одобрял подобных действий, а потому и не оказал
Комитету прямого действия сколько-нибудь существенной помощи. Лишь увидев,
насколько успешным оказался марш
Но
уже спустя год Рассел осознал, что и Олдермастонские марши ограниченны и по
целям, и по составу участников. "Мне казалось, что они вырождаются в
нечто напоминающее ежегодный пикник..., — отмечал Рассел. — Необходимо
было постоянно искать новые и свежие формы оппозиции опасной ядерной политике,
чтобы приобретать новых сторонников, притягивать и удерживать людей противоположных
взглядов" [31].
В
мае
К
этому времени относятся попытки Рассела синтезировать антивоенные идеи в единую
концепцию. При этом он был убежден, что его нынешняя общественно-политическая
позиция не идет вразрез с предшествующим периодом, ведь со времени первой
мировой войны эти идеи всегда занимали важное место в его мировоззрении. "Моя
взрослая жизнь пришлась на очень мрачный период, а сделала его мрачным война и
постоянный страх перед войной", — писал он в
Рассел
не был безоговорочным пацифистом. Он признавал, что бывают войны, которых
невозможно избежать. Такие, как Война за независимость США, которую Рассел
относил к "справедливым войнам". Нельзя было, по его мнению, избежать
и второй мировой войны, хотя в результате ее, к несчастью, сложилась ситуация,
когда стало вполне реальным начало третьей мировой войны. Причины этой ситуации
ученый усматривал в неумении политиков и общественности выносить серьезные
уроки из истории. Гонка вооружений, писал он, уже привела однажды, в
Рассел
недоумевал и по поводу наивности общественного мнения. Ввиду появления новых
видов оружия должны были бы, считал он, измениться и виды антивоенной борьбы,
однако они остались на уровне XVIII в. "Вина лежит не только на
политиках, но также и на народе. И вина народа — не только в его равнодушии.
Она в еще большей степени состоит в том, что политические воззрения народа
вызваны его принадлежностью к той или иной национальной группе, хотя нации и с
экономической, и с военной точки зрения стали уже опасным анахронизмом",
— писал ученый. В связи с этим основную задачу Рассел видел в том, чтобы
подняться над расовыми и национальными предрассудками, преодолеть извечное
противостояние Восток-Запад. О тех националистических чувствах, которые могли
себе позволить по отношению друг к другу люди прошлого, сейчас, по его мнению,
не может быть и речи: "Они могли быть грешны и все же иметь надежду на
будущее. Мы — нет. Если мы погрязнем в пороке, у наших детей уже не будет
будущего" [33].
В
статье "Угроза человеку", опубликованной в
"Боюсь,
надежда эта иллюзорна, — писал Рассел. — Как бы далеко
ни заходили в мирное время споры о запрещении водородной бомбы, с началом войны
с ними уже никто не станет считаться... потому, что если одна сторона будет
производить бомбы, а другая нет, то первая наверняка выйдет
победительницей". Поведение государств, находящихся по обе стороны
"железного занавеса", ученый сравнивал с поведением дуэлянтов, ни
один из которых не хочет сдаваться, дабы его не сочли трусом. Лишь
вмешательство друзей может предотвратить трагическую развязку. В данном случае
роль этих "друзей" должны были бы, по его мнению, взять на себя
нейтральные страны, тем более что жизнь их народов тоже находится под угрозой.
Ради того, чтобы сохранить жизнь на Земле, стоило, с точки зрения Рассела,
преступить через многие свои комплексы и амбиции. "Перед нами открыт —
если мы выберем его — постепенный путь к счастью, знанию и мудрости. Неужели мы
выберем вместо этого смерть, лишь потому, что не смогли позабыть о своих
ссорах?" [34], — взывал ученый к здравому смыслу
политиков и общественности.
Дальнейшее
развитие эти идеи получили в книге "Здравый смысл и ядерная угроза",
увидевшей свет в конце
Рассел
хотел доказать: пока политическая ситуация развивается в том же русле,
существует опасность, что ядерная война может начаться в любую минуту. Однако
даже если война не начнется, всегда может произойти какой-нибудь инцидент,
который обернется трагедией. Это может быть простая случайность или какое-то
природное явление, в результате которого одна сторона решит, что другая начала
войну, и не замедлит нанести ей ответный удар [36]. И подобная ситуация вполне реальна,
добавлял Рассел, поскольку ни одна из двух великих ядерных держав не сознает
всей истинной опасности, ведь и Хрущев, и Эйзенхауэр мыслят и действуют, как
политики доядерной эпохи:
Намечая
конкретную антиядерную программу, Рассел подчеркивал, что необходимо сделать
все для предупреждения каких бы то ни было войн вообще, а значит, и Западу, и
Востоку нужно коренным образом пересмотреть свой подход к внешней политике.
Прежде всего надо прекратить взаимные обвинения, затем достичь договоренности о
запрещении ядерных испытаний, принять декларацию, подтверждающую готовность
СССР и США решать конфликты невоенными методами, их взаимную готовность сделать
все для нераспространения ядерного оружия на другие страны, а также для
предупреждения случайной войны [36]. Рассматривая конкретные шаги на пути к
взаимному сближению двух политических лагерей, Рассел выдвигал идею создания
Комитета по примирению — международного органа, который занимался бы решением
вопросов, связанных с конфликтными ситуациями, и главным образом с
территориальными проблемами. Дальнейшее развитие эта идея получила в его книге
"Есть ли у человека будущее?", опубликованной в
Книга
"Здравый смысл и Ядерная угроза" имела очень большой успех, однако
большинство людей, по мнению автора, нашло в ней лишь то, что хотело найти. Как
характерный пример поверхностного понимания его идей даже со стороны известных
ученых, Рассел привел эпизод, произошедший после вручения ему премии ЮНЕСКО
Весь
Важной
вехой в антивоенной деятельности Рассела стала его встреча в июле
Рассел
начал работу по подготовке этого движения. Вместе с Шенманном он составил
список возможных членов будущей организации и занялся рассылкой писем. Но
сведения об их проекте просочились в газеты, и в "Ивнинг стэндард" появилась
статья, где говорилось, что Бертран Рассел занимается созданием некоей новой
организации. В Си-Эн-Ди разразился настоящий скандал. Ее председатель заявил,
что Рассел действует за его спиной. Никакие объяснения ученого приняты во
внимание не были, а в конце
Движение
за массовое гражданское неповиновение получило название Комитета ста — по числу
энтузиастов, первыми поставивших свои подписи под заявлением, в котором они
выражали готовность нарушать закон в знак протеста против ядерной политики
Великобритании. Речь не шла о серьезных правонарушениях, имелись в виду лишь
пикетирования военных баз и сидячие забастовки. Членами Комитета были в
основном молодые инициативные выходцы из Си-Эн-Ди и Комитета прямого действия.
"Отношение
Рассела к гражданскому неповиновению не было прямолинейным,
— писал Райен. — Он всегда считал, что нельзя подчиняться тому
правительству, действия которого глупы или аморальны... однако настороженно
относился к общей установке действовать согласно своей совести, так как совесть
некоторых людей может привести их па неверный путь". Рассел, по словам
Райена, не разделял крайних настроений того же Шенманна, рисовавшего себе в
мечтах, как на улицы выйдут сотни тысяч сторонников гражданского неповиновения.
Ученый хорошо понимал, что не в их силах поднять все население Великобритании.
Но он не разделял и идей ненасильственного сопротивления в духе Махатмы Ганди. "Все,
к чему он (Рассел — Ю.В.) призывал, — это достаточная
огласка и максимальное влияние на правительство" [39], — отмечал Райен.
Первой
акцией гражданского неповиновения должна была стать сидячая демонстрация возле
здания Министерства обороны 18 февраля
Памятным
событием
В
речи на суде Рассел уверенно заявил, что ничуть не считает себя виновным,
потому что верит: гражданское неповиновение есть "самый эффективный
способ, деятельности во имя спасения нашей страны и всего мира" [41]. Приговоренный к двухмесячному
заключению, он был помещен в больничное крыло лондонской тюрьмы. Это событие
вызвало шквал протестов: не только по всей Британии, но и далеко за ее
пределами прошли забастовки и манифестации. Наибольшее количество участников
собрал марш Комитета ста к зданию британского парламента 17 сентября
Однако
до победы было далеко. За тюремной решеткой оставались еще несколько лидеров движения,
арестованных по тому же обвинению, что и Рассел; кроме того, ряд видных
деятелей Комитета был задержан полицией в условиях жуткой неразберихи 17
сентября, когда едва ли можно было найти грань между теми, кто заслуживал
ареста, а кто нет. В результате Комитет ста фактически был обезглавлен -там
осталось считанное количество умных, опытных людей. "Комитет начал
ослабевать..., — отмечал Рассел. — Его члены принялись вести длинные
дискуссии о том, должен ли Комитет посвятить себя исключительно вопросам
ядерного разоружения или он должен бороться против всех внутриполитических...
беззаконий. Это были пустая трата времени и распыление сил" [42].
Рассел
продолжат ратовать за активную антивоенную борьбу. Так, выступая на митинге на
Трафальгарской площади 29 октября
В
июне
Рассел
продолжал вести активную самостоятельную общественную деятельность. В июле
В
это время Рассел работал над новой книгой "Есть ли у человека
будущее?", послужившей логическим продолжением "Здравого
смысла...". Оценивая сложившуюся международную ситуацию, автор обвинял
правительства западных стран в непоследовательности проводившейся ими политики
и в ложности их призывов к "свободному миру": так, британское
правительство, отмечал он, выказало дружелюбное отношение Португалии, хотя
португальцы притесняют коренное население Анголы; в Испании под властью Франке
свободы ничуть не больше, чем в Советской России при Хрущеве, однако Запад
всячески симпатизирует Испании; а высадка англо-французских войск в районе
Суэцкого канала имела ничуть не менее насильственный характер, нежели
подавление СССР мятежа в Венгрии — с той лишь разницей, что первая не
увенчалась успехом [46]. Все это доказывало, по мнению Рассела,
что политика Запада значительно больше подвержена влиянию идеологии
истэблишмента, чем это может показаться на первый взгляд. Политические амбиции
затуманивали глаза деятелей Запада и Востока. В ядерный век они позволяли себе
совершенно не думать о том, что из-за их любви или нелюбви к коммунизму под
угрозой оказываются миллионы жизней народов Индии и Африки.
Рассматривая
конкретные шаги на пути к сохранению прочного мира, Рассел вновь выдвинул идею
создания некоего единого органа управления миром, которому подчинялись бы вооруженные
силы всех стран. Для реальной дееспособности такого органа, подчеркивал он,
необходимо наделить его и законодательной, и исполнительной властью. Самое же
главное, хотя и самое трудноосуществимое, по его мнению, условие — власть
военная. Для этого все государства, считал Рассел, должны подписать соглашение
о сокращении своих вооруженных сил до уровня, необходимого лишь для поддержания
внутренней безопасности. В условиях, когда отдельные государства будут
практически лишены собственных армий, не понадобятся слишком большие
международные вооруженные силы, а значит, их содержание не станет очень
обременительным. Для того чтобы обеспечить независимость решений и деятельности
данного органа, в его Состав должны входить представители разных стран. "Структура
этого органа должна быть, безусловно, федеральной, — писал Рассел. — Отдельные
государства могут сохранять автономию в любой области, не касающейся вопросов
войны и мира" [47]. Количество представителей отдельных
государств в этой структуре должно быть прямо пропорционально численности их
населения, указывал он, а регулировать отношения членов федерации должна как
единая мировая конституция, так и конституции входящих в нее стран,
гарантированные мировой конституцией.
Нарисовав
такую идеальную модель, Рассел обратился к конкретным шагам по ее воплощению.
Наиболее насущной проблемой, по его мнению, явилась необходимость разрядить
психологическую атмосферу, царящую в отношениях Запада и Востока. Только в том
случае, если оба лагеря осознают масштаб нависшей угрозы и поднимутся над
своими политическими амбициями, есть надежда на успех. Первоочередной акцией на
пути к миру, считал Рассел, должно стать официальное заявление США и СССР о
том, что в ядерной войне не может быть победителей и что она станет гибелью для
всего человечества. За этим должен последовать временный — на два года —
мораторий, в течение которого каждая страна обещает воздерживаться от каких бы
то ни было ядерных испытаний.
Основной
задачей, по плану Рассела, на время моратория станет работа по созданию — на
основе равного представительства стран двух лагерей, а также нейтральных
государств — Комитета по примирению. Этот комитет должен заняться выработкой
основных принципов мирного существования. Другое важнейшее дело на время
действия моратория — реорганизация и усиление Организации Объединенных Наций: "ООН
должна быть открыта всем желающим вступить в нее странам, не только Китаю — что
особенно насущно, — но также Восточной и Западной Германии".
За
запретом на проведение ядерных испытаний, указывал Рассел, должны последовать
соглашения по нераспространению ядерного оружия и всеобщая договоренность о
прекращении его производства. Для решения мирных задач, намечал Рассел, нужно
уладить территориальные проблемы, из которых самая сложная и взрывоопасная —
проблема Германии и Берлина. В заключение Рассел пояснял, что это только
программа в общем виде, она может быть более детально разработана. "И
Востоку, и Западу следует прекратить ненавидеть и бояться друг друга, им
следует осознать, каким благом может стать для них стремление к совместной
работе. Ведь зло исходит из наших сердец, и именно из наших сердец необходимо
его вырвать" [48], — не без патетики заключил он.
К
началу 1960-х годов антивоенная концепция Рассела в целом оформилась. В основе
ее лежала его глубокая уверенность в том, что стремление к войнам не присуще
природе человека как таковой, а является результатом традиций и прежде всего
неправильного воспитания. Задача общества в ядерный век состояла, по его
мнению, в изменении системы воспитания и образования своих граждан, а также в
создании широких возможностей для удовлетворения природного стремления человека
к приключениям и авантюрам. "Нужно, чтобы у всех была возможность
полазить по горам, не тратя при этом огромного количества денег, или
отправиться на Северный или на Южный полюс, если захочется" [49], — писал ученый.
Коренная
переоценка ценностей в душе каждого человека в конце концов приведет, считал
Рассел, и к радикальному изменению национальных интересов. Политика же
государства как выразителя этих интересов должна быть направлена на решение
любых международных проблем невоенными методами. Осуществлять государственную
политику станут в этих условиях лидеры, свободные от догм доядерной эпохи,
которые смогут добиться решения острых внешнеполитических вопросов.
Международные отношения будут в таком случае основываться исключительно на
взаимном уважении и доверии. А функции по контролю за международной
стабильностью возьмет на себя единый орган управления миром. Антивоенная
программа Рассела была рассчитана на долгосрочную перспективу, однако и в
современной ему действительности он видел реальные рычаги влияния общественного
мнения на государственную политику в международной сфере.
И
в работе "Есть ли у человека будущее?", и в "Здравом
смысле...", и в более ранних статьях Рассела по антивоенным проблемам
очень сильны "просветительские" нотки. Старик, бомбивший письмами
лидеров двух держав, лорд, участвовавший в акциях гражданского неповиновения,
Рассел в глубине души оставался все тем же идеалистом, каким был и в
Однако
сам он свято верил в то, что призывы его рано или поздно будут услышаны, и
проблема лишь в том, как прокричать их погромче. При этом его активная позиция,
безусловно, оказывала реальное влияние на развитие политической ситуации в
критические моменты обострения международной обстановки.
"ПОБЕДА БЕЗ ВОЙНЫ".
УРОКИ КАРИБСКОГО КРИЗИСА
Одним
из важнейших этапов в деятельности Рассела стало вмешательство в ход Карибского
кризиса [50] — в тот самый момент, когда "начало
широкомасштабной ядерной войны казалось только вопросом нескольких часов"
[51]. В течение всего кризиса Рассел был
настроен резко антиамерикански. В посвященной истории Карибских событий книге
"Победа без войны" политическую подоплеку кризиса ученый
характеризовал как противозаконный характер американской блокады Кубы.
Правительство же Кубы, по его мнению, не предприняло никаких противоправных действий
в отношении США. Причина американских претензий, отмечал Рассел, заключалась
исключительно в том, что Белому дому пришлось не по душе новое кубинское
руководство, которое поставило главной своей задачей спасение тысяч своих
соотечественников от голодной смерти. Новый режим на Кубе означал бы, по словам
Рассела, резкое снижение доходов американских миллионеров.
Оценивая
роль СССР в конфликте, Рассел подчеркивал: "Вопрос о том, на самом ли
деле размещали русские свои ракеты на Кубе или нет, в значительной степени
менее важен, нежели действия, предпринятые президентом (США. — Ю .В.),
так как ракеты размещались к тому моменту уже по всему миру. Однако именно
политика сочетания военной блокады с угрозой ядерной войны поставила
человечество на грань гибели" [52]. Поэтому Рассел целиком и полностью
возлагал вину на президента США Джона Кеннеди, который, по словам ученого,
дошел до того, что открыто угрожал СССР ядерным нападением в случае, если
русские не примут его условий.
Объясняя
свое отношение к СССР, Рассел делал акцент на том, что никогда не был настроен
прокоммунистически; его симпатии и антипатии во время Карибского кризиса зависели
исключительно от действий конкретных политических лиц на фоне реальной ядерной
угрозы. Спустя год после этих событий Рассел написал: "Идея о том, что
я настроен более антиамерикански, нежели антирусски, — невежественная вражеская
пропаганда... Когда русские начали ядерные испытания, я первым написал письмо
советскому правительству, чтобы выразить яростный протест, а затем
организовывал демонстрации... Единственный случай, когда я был более
благосклонен к России, нежели к Америке, — это Карибский кризис" [53].
22
октября — в канун запланированного на полночь выступления Кеннеди по Би-Би-Си —
Рассел обратился в прессе к своим соотечественникам с призывом не ложиться
спать в эту ночь и слушать речь президента США. Заранее предполагая, что
выступление Кеннеди будет выдержано отнюдь не в антивоенном духе, ученый
заявил: "Вполне вероятно, что уже через неделю вас всех не будет в
живых — к удовольствию американских безумцев... Я хочу убедить всех тех, кто
любит жизнь, выйти на улицы нашей страны и продемонстрировать наше желание
жить" [54]. Поскольку речь президента вполне
соответствовала ожиданиям Рассела — Кеннеди объявлял о введении
"карантина", фактически морской и воздушной блокады Кубы, — то на
следующий день, когда СССР и Куба отказались принять условия США и возникла
непосредственная опасность прямого военного столкновения США и СССР, а в мире
началась настоящая паника, Рассел решился на еще один ответственный шаг и
направил телеграммы Кеннеди и Хрущеву. Обращаясь к первому, Рассел писал: "Ваши
действия безрассудны. Угроза жизни человечества. Никакого мыслимого оправдания.
Цивилизованный человек осуждает это... Прекратите безумие". Хрущеву
Рассел телеграфировал: "Я призываю Вас не поддаваться на провокацию...
Мир поддержит Вашу осторожность... Резкие действия обернутся гибелью
человечества" [55].
В
этот же день Рассел направил письма премьер-министру Великобритании Гарольду
Макмиллану, лидеру лейбористов Хью Гейтскеллу, генеральному секретарю ООН У
Тану и в течение ближайших дней получил от них ответы со словами одобрения. Он
также активно выступал перед журналистами. 24 октября из-под его пера вышла
листовка, текст которой предельно прост. "Вы обречены умереть... —
обращался он к людям всего мира, — Почему? Потому что богатым американцам не
нравится кубинское правительство... Что вы можете сделать? Вы можете выйти на
улицы" [56]. Распространение листовки взял на себя
Комитет ста, в прессе она так и не была опубликована.
До
Рассела дошли слухи, что в ответ на его телеграмму Хрущев распространил через
ТАСС письмо в его адрес. Новость быстро облетела все средства массовой
информации, и уже к вечеру Рассела осаждали толпы журналистов, требовавших его
комментариев к письму, которого он сам еще и в глаза не видел. "Они
внезапно осознали, что я отнюдь не безразличен к кризису на Кубе" [57], — вспоминал Рассел.
Текст
письма был получен Расселом только на следующий день, 25 октября, через
советское посольство в Лондоне. В нем, в частности, говорилось: "Мне
понятно Ваше волнение и беспокойство. Хочу заверить Вас, что Советское
правительство... не даст спровоцировать себя неоправданными действиями
Соединенных Штатов Америки и сделает все для того, чтобы ликвидировать чреватую
непоправимыми последствиями ситуацию, которая сложилась в связи с агрессивными
действиями США" [58].
Полностью
возлагая ответственность за случившееся на Соединенные Штаты, Хрущев
подчеркивал, что, если Белый дом будет и впредь продолжать свою
"пиратскую" политику, СССР вынужден будет прибегать к средствам
обороны, чтобы защитить свои права и международные права, записанные в
международных соглашениях и зафиксированные в Уставе ООН.
Это
письмо вселило в Рассела надежду и оптимизм, и он в тот же день телеграфировал
Кеннеди, призывая его сделать шаг навстречу миролюбивой инициативе Хрущева и
предотвратить любое военное столкновение, поскольку первые же выстрелы могут
обречь на неудачу попытку любых переговоров [59]. Но США в отличие от СССР оказались
значительно менее дальновидны. Кеннеди вновь и вновь заявлял, что не верит в
миролюбивую инициативу СССР и не доверяет словам Хрущева. Как пример лживости
советского руководства, приводилось заявление представителя СССР в ООН
В.А.Зорина о том, что никакого размещения советских ракет на Кубе не
производится.
Оправдывая
СССР, Рассел писал: "Вскоре после заявления Зорина Хрущев опроверг его
и признал наличие на Кубе советских ракет. "Гардиан" же сообщает,
что, судя по сообщениям "Рейтер", Зорин был, скорее всего, неверно
информирован. И это, кажется, похоже на правду, поскольку Россия не
предпринимала никаких попыток скрыть размещение своих ядерных ракет на Кубе и
осознавала, что США полностью осведомлены об их наличии. Зорин был вскоре
смещен с поста представителя России в ООН, и это, несомненно, связано с его
лживым заявлением. Необходимо также помнить, что Зорин был сталинистом
невероятнее всего, не одобрял хрущевской политики" [60].
26
октября Рассел направил Хрущеву телеграмму с выражением поддержки, заявляя, что
возлагает надежды лишь на его терпение и разум. В этот же день Рассел телеграфировал
Ф. Кастро: "Я глубоко сопереживаю Вам и осажденному народу Кубы...
Защита Кубы от американского вторжения может сейчас означать лишь уничтожение
всей человеческой расы. Я прошу Вас смиренно принять незаконные требования
американцев, касающиеся вывода вышеназванных ракет. Это. устранило бы
предпосылки вторжения".
Обращаясь
к У Тану, Рассел просил его лично отправиться на Кубу, чтобы осуществлять
своего рода арбитраж, инспектировать базы и попытаться составить условия
заключения возможного договора. С аналогичной просьбой обращался к У Тану и сам
Кастро. Однако США в резкой форме отказались от помощи ООН. Ситуация
становилась все напряженнее.
В
отчаянии Рассел 28 октября писал Кастро: "Отказ США от Ваших предложений
по выводу советских военных баз с Кубы в ответ на вывод американских баз из
Турции совершенно необоснован и является симптомом паранойи... Поэтому, мне
кажется. Вам следует демонтировать советские базы на Кубе под гарантией
инспекции ООН, требуя только взамен — когда ООН даст необходимые гарантии, —
чтобы была снята американская блокада Кубы. Я думаю, до сведения мировой
общественности должно быть доведено, что подобная акция предпринимается лишь в
ответ на шантаж" [61].
Уже
поздним вечером 28 октября стало известно, что Хрущев обещал ликвидировать все
ракетные базы на Кубе, вывести ракеты и советских эмиссаров с Кубы и больше не
поставлять на Кубу ракеты. США в свою очередь давали согласие на отмену
"карантина", обязались уважать неприкосновенность границ Кубы, а
также отказывались от размещения своих ракет в Турции, у границ СССР.
Ученый
очень внимательно следил за переговорами Хрущева и Кеннеди, и после 28 октября,
когда договоренность о мирном урегулировании кризиса была достигнута, не
уставал повторять, что люди всего мира целиком и полностью обязаны Хрущеву тем,
что остались в живых. В обращении к прессе Рассел заявил: "Если слова
когда-либо подкреплялись делами, то именно это продемонстрировал Советский
Союз" [62].
Рассел
наивно полагал, что весь мир будет теперь славить миролюбивую политику СССР и
лично Хрущева. Однако позиция США мало изменилась, Кеннеди в телеграмме Расселу
писал: "В то время как все Ваши выступления — критические по отношению
к Соединенным Штатам, в них нисколько не принимается во внимание тайное
размещение советских ракет на Кубе. Я полагаю, Ваше внимание должно быть
обращено не только к ворам-взломщикам, но и к тем, кто поймал этих
взломщиков" [63].
Рассел
воспринял эти слова Кеннеди в штыки: "Никто не может обвинить кубинцев
в том, что они взломщики, поскольку они не покидали своего острова. Что
касается русских, то они пришли по приглашению кубинцев и были ничуть не
большими взломщиками, чем американские вооруженные силы в Британии и Западной
Европе" [64]. Хрущеву же Рассел вечером 28 октября
телеграфировал: "Я хочу выразить Вам свою искреннюю признательность за
ту величайшую осторожность, которую Вы продемонстрировали в условиях крайне
тяжелого кризиса" [65].
Основной
задачей Рассела после завершения кубинских событий стало стремление убедить
современников в том, что в существующей международной ситуации подобный кризис
может повториться в любой момент и никто не сможет гарантировать его
благополучного разрешения. Необходимы были тщательно подготовленные переговоры
между СССР и США. И первым, считал Рассел, должен сделать шаг навстречу
Советский Союз. Об этом он писал еще в упоминавшемся выше письме Хрущеву от 26
октября.
Карибский
кризис послужил усилению антиамериканских настроений Рассела. Всегда
недолюбливавший американцев и никогда не упускавший случая поддеть их за их "легковерность,
самодовольство и безумное высокомерие", Рассел очень часто критически
отзывался и о внутренней, и внешней политике США. Однако именно Карибский
кризис, как писал Райен, окончательно "убедил его в том, что Америка
находится во власти кровожадных генералов, шпионов ЦРУ, производителей оружия и
разносчиков мифов для глупцов" [66].
Позиция
Комитета ста в период Карибского кризиса, когда многие его члены продемонстрировали,
с точки зрения Рассела, крайнюю недальновидность, усилила его постепенно
нараставшее недовольство работой этого Комитета, который все более превращался
в бюрократическую организацию, терял свою былую мобильность. Так, очередная
демонстрация в сентябре
Несмотря
на разрешение Карибского кризиса, а также на подписание министрами иностранных
дел СССР и Великобритании и госсекретарем США в августе
ФОНД МИРА БЕРТРАНА РАССЕЛА
В
В
это же время Рассел занимался проблемами положения арабских беженцев — посылал
своих представителей в Израиль для анализа обстановки; изучал положение евреев
в Восточной Европе, желавших воссоединиться со своими родственниками в Израиле;
стремился помочь освобождению политических заключенных в более чем 40 странах.
Круг проблем, волновавших Рассела, был очень широк, и вскоре он понял, что,
даже имея около себя преданных соратников, не в состоянии контролировать всю
эту колоссальную работу. "К тому же, — вспоминал он, — расходы
на поездки и переписку... становились больше, чем позволяли мои личные
средства" [67].
С
лета
Однако
,вскоре возникли некоторые юридические трудности: благотворительную
организацию, носящую имя Рассела, зарегистрировать оказалось невозможно, и
потому решено было создать два фонда — Фонд мира Бертрана Рассела и
Атлантический фонд мира, который и получил статус благотворительной организации.
Оба фонда должны были работать сообща, но в обязанности первого входили
изучение проблем войны и мира и публикация результатов исследований, второй же
имел своей целью решение более сиюминутных практических задач, в первую очередь
финансовых.
Круг
спонсоров оказался довольно широким: бельгийская королева Елизавета,
премьер-министр Индии Д. Неру, лауреаты Нобелевской премии физики М. Борн и Л.
Полинг, а также многочисленные деятели искусства, организовывавшие концерты,
выставки, распродажи произведений искусства, все средства от которых
перечислялись на счет Фонда. Содействие оказывали и члены британского
правительства. Но были и некоторые трудности, главным образом связанные с тем,
что деятельность Фонда должна была подчас сохраняться в тайне — особенно в тех
случаях, когда дело касалось освобождения политических заключенных. Поэтому на
постоянный приток средств рассчитывать было нельзя.
Разъясняя
цели и задачи обоих фондов, Рассел писал в феврале
Структура
Фонда была проста. Основное управление находилось в руках Совета директоров.
Существовал также Совет спонсоров, которые разделяли основные цели и задачи
Фонда, но не могли по тем или иным причинам принимать участие в решении
насущных задач. Планировалось создать также Совет консультантов, обладавших
специальными знаниями в разных областях. Штаб-квартира Фонда должна была
разместиться в Лондоне, вместе с Международным секретариатом. В ближайшем
будущем Фонд намечал открыть филиалы в разных частях света, в первую очередь в
Нью-Йорке и Бейруте, где удалось подобрать соответствующий штат сотрудников.
Уже за несколько месяцев своего существования Фонд успел сделать немало: его
представители начали работу в различных горячих точках, была организована
широкая переписка с представителями Движения за мир в разных странах и даже с
главами государств.
Большое
внимание уделял Рассел в эти годы "неотрегулированности германского
вопроса", без решения которого, считал он, сохранение мира является
утопией. Статус Западного Берлина, по мнению Рассела, с самого начала не
устраивал Запад: "Очевидно, что русские в любой момент могут
оккупировать Западный Берлин и тогда единственным выходом для Запада станет
ядерная война" [70]. Раздел Германии после второй мировой
войны на два государства противоположной социальной и идеологической ориентации
навсегда связал их судьбу с проблемой ядерного разоружения. Германская
проблема, писал ученый, имеет и другую плоскость. В Восточной Германии пришло к
власти коммунистическое правительство, в то время как население в подавляющей
своей части было настроено антикоммунистически. Правительство это пришло к
власти с помощью русских и их вооруженных сил, строительство же Берлинской
стены в
"Восточная
Германия, — писал Рассел, — фактически является территорией,
завоеванной русскими и управляемой ими так, как они считают нужным. Эта
ситуация... нестабильна. Она зависит только от военной мощи и ни от чего
больше". Национальное объединение является весьма желательным для всех
немцев, хотя, отмечал он, нельзя забывать и о том, что нацисты за время своего
правления внушили всем другим народам такой страх перед Германской империей,
что простые люди с ужасом думают о возможности такого объединения..
"Что
же можно сделать, чтобы найти разумное и мирное решение этой проблемы?
— рассуждал Рассел. — Запад должен предложить освобождение и объединение
Германии, Восток же, вероятно, должен согласиться, в том случае, если Германия
будет разоружена. Но немцы никогда не согласятся на принудительное разоружение,
навязанное только им. Лишь всеобщее разоружение сделает разоружение Германии
приемлемым для немцев... Сложно представить себе какое-либо решение германской
проблемы, которое было бы приемлемо и для немцев, и для остального мира, кроме
воссоединения в сочетании со всеобщим разоружением" [71].
Рассел
продолжал вести активную антивоенную пропаганду в прессе. Желающие ознакомиться
с его взглядами имели теперь для этого все возможности — они могли читать его
интервью в газетах или смотреть по телевидению.
Однако
его выступления становились все более резкими, все чаще — и в шутку, и всерьез
— его называли "выжившим из ума стариком". Ходили слухи, что
Рассел давно уже болен и все письма, которые к нему приходят, читают его
секретари и они же пишут ответы. Рассел попытался отвести от себя подобные
обвинения, заявив, что всегда прочитывает всю свою почту и лишь изредка
привлекает помощников, чтобы ответить на письма — когда у него самого слишком
мало времени. Впрочем, читая статьи и письма Рассела 1960-х годов, нетрудно
заметить, как с каждым годом он становился все более резким в оценках. И в
первую очередь это касалось его отношения к США. "Скептик Рассел,
полагавший, что и добро, и зло творится людьми случайно, — писал по этому
поводу Райен, — казалось, исчез навсегда, уступив место Расселу, видевшему
во всем тайный заговор. Единственным источником зла для него был американский
империализм. Будь то внутренние дела Америки, запутанная греческая политика,
Ближний Восток или что бы то ни было еще, — повсюду ему виделась рука ЦРУ"
[72].
ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ
В ОЦЕНКЕ РАССЕЛА
Важным
этапом в антиамериканской направленности агитации Рассела стала его
деятельность, связанная с событиями во Вьетнаме. Уже с начала 60-х годов
события в Индокитае привлекали к себе пристальное внимание ученого. "Именно
из западных газет, — написал он впоследствии, — я впервые узнал об
американском вмешательстве (в дела Вьетнама. — Ю.В.), и на
основе тех же самых сообщений впервые осознал варварский характер войны"
[73]. Ни одна из газет, утверждал Рассел, не
ставила своей целью дать ясную картину того, что происходило во Вьетнаме,
однако публиковавшиеся отрывочные сведения раскрывали многое.
Отношение
Рассела к вьетнамской войне базировалось не только на сообщениях американских
газет, но и на том материале, который собирал для него отправившийся во Вьетнам
Кр. Фарли, а также получаемом от двух представителей Северного Вьетнама в
Лондоне и Париже. Война во Вьетнаме вызывала возмущение Рассела не только как
проявление агрессивной американской политики, но и как пример грубого попрания
прав любого народа.
Для
Рассела, проклинавшего Британскую империю еще задолго до
Американская
агрессия во Вьетнаме оказалась в ряду причин резкой критики Расселом
внешнеполитического курса Великобритании. 15 февраля
Подробно
разбирая политику лейбористов на основе текста их предвыборного манифеста, а
также материалов "Таймс", "Гардиан", "Дейли
уоркер", "Морнинг ньюс" и других газет и оценивая ту
внешнеполитическую программу, с которой лейбористы пришли к власти в
Рассел
был крайне обеспокоен равнодушным отношением общественности к событиям во Вьетнаме,
характерным даже для представителей Движения за мир. Этими мыслями он поделился
с читателями в статье "Война и зверства во Вьетнаме", написанной 13
марта
Эту
же мысль Рассел развивал в феврале
В
такой ситуации государственные деятели оказывались в полной растерянности.
Любой исход войны, возможный в прошлом, в настоящем сделался уже нереален. На
сегодняшний день существует лишь два варианта: мир без войн или гибель всего
человечества. "Америка же, столкнувшись с новой ситуацией, выработала
новую политику, цель которой передать ей как можно больше из того, что
принадлежало западноевропейским державам", — подчеркивал Рассел,
вспоминая при этом, как США последовательно вытесняли бывшие колониальные
империи из их владений, устанавливали в уже освободившихся странах свои
марионеточные правительства. Процесс этот имел особенности на разных континентах,
но он, несомненно, достиг своего апогея в странах Центральной Африки и
Юго-Восточной Азии, где, объявив представителями законной власти кучку
проамерикански настроенных деятелей, США оказывали им военную и материальную
поддержку.
"Американская
активность в данных регионах возможна лишь вследствие превосходства в
вооружениях Америки над Россией. Во время Карибского кризиса
Какие
же конкретные шаги должны были быть предприняты, с точки зрения Рассела, в
В
статье "Угроза в Юго-Восточной Азии", опубликованной в марте
"Мы
решили... что война должна быть закончена немедленно и что единственный способ
ее закончить — безоговорочно поддерживать правительство Северного Вьетнама и
Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама"
[79], — вспоминал Рассел. По инициативе
Фонда Рассела решено было развернуть Кампанию солидарности с Северным
Вьетнамом.
4
июня
Участники
Кампании в будущем составили ядро Международного трибунала по военным
преступлениям. Летом
На
первом заседании Рассел предложил назначить несколько комиссий, которые
займутся расследованием отдельных сторон вопроса. При этом Рассел подчеркивал,
что за всю свою долгую жизнь не помнит такого кровавого безумия, которое имеет
сейчас место во Вьетнаме. Заседание прошло успешно, и решено было провести
следующее в начале
Между
тем Рассел продолжал свою публицистическую деятельность, направленную против
вьетнамской войны. 18 июня
Война
во Вьетнаме, по мысли Рассела, отражала не что иное, как стремление
американских капиталистов удержать контроль над природными богатствами этого
региона, а потому ничем не отличалась от вторжения немцев в Восточную Европу.
Вместе с тем стойкость и мужество вьетнамцев напоминали Расселу поведение самих
американцев во время Войны за независимость, а потому, считал он, события во
Вьетнаме не могут оставить их равнодушными, тем более если они перестанут
закрывать глаза на очевидные факты американской жестокости во Вьетнаме.
"Представьте
себе, что враг бомбит Соединенные Штаты ... уже в течение двенадцати лет... Что
бы вы делали, если бы оккупационная армия использовала... отравляющие газы и
химические средства в каждом занятом ими городе и деревушке?"
[82] — обращался к американцам Рассел. К
тому же нельзя забывать, говорил он, что каждый день из американского бюджета
на войну во Вьетнаме тратятся огромные суммы, и это при том, что 66 млн.
американцев живут за чертой бедности. Рассел призывал американцев оказать
поддержку Трибуналу по военным преступлениям, который находился на этапе своего
формирования.
В
работе Трибунала, по замыслу Рассела, должны были принять участие общественные
деятели, юристы и писатели из всех стран мира; показания на Трибунале будут
давать жертвы вьетнамской войны, а задачей ученых станут подсчет точного
количества использовавшегося химического оружия, а также оценка масштабов и
последствий его применения. Все слушания предполагалось записать на магнитофон,
затем опубликовать. Помимо этого планировалось снять документальный фильм,
основанный на показаниях свидетелей. Главная задача участников Трибунала
состояла в том, чтобы дать исчерпывающую картину войны и этот кошмар больше не
повторился. Война во Вьетнаме, считал Рассел, может стать варварской
репетицией, подобно войне в Испании 1936-1939 гг. Трибунал должен вынести
приговор и призвать виновных к ответу, заявил он в заключение.
В
ноябре
Трибунал
призван был разобраться в происходящем. За первые девять месяцев
1.
Противоречит ли агрессия США во
Вьетнаме международному праву?
2.
Использовала ли американская армия —
хотя бы в качестве эксперимента — новые виды оружия или запрещенные его виды
(газы, специальное химическое оружие, напалм и т. д.)?
3.
Имели ли место целенаправленные
бомбардировки невоенных объектов, таких, как больницы, школы и т. д., и если
да, то в каких масштабах?
4.
Подвергались ли вьетнамские пленные
бесчеловечному обращению, пыткам и увечьям? Проводились ли против гражданского
населения незаконные репрессии, в частности, уничтожение заложников?
5.
Создавались ли принудительные трудовые
лагеря, имела ли место депортация населения или другие акции, имеющие целью
истребление населения, которые юридически можно было бы рассматривать как акты
геноцида?
Если
хотя бы на один из этих вопросов Трибунал ответит "да", то следующая
задача — решить, на ком конкретно лежит ответственность за происходящее.
Как
и Фонд Рассела, работу Трибунала должны были спонсировать представители прогрессивной
общественности. Среди пожелавших принять участие в работе Трибунала были:
немецкий писатель и философ Гунтер Андерс, французский ученый и писатель
Жан-Поль Сартр, французская писательница Симона де Бовуар, лидер
афро-американцев Стоукли Кармайкл, бывший президент Мексики Ласаро Карденас,
лидер британских тред-юнионистов Лоуренс Дейли.
В
конце
В
выступлениях Рассела в рамках вьетнамской кампании можно выделить два основных
направления. Первое связано с его негодованием по поводу агрессивной политики США,
жаждавших, по его мнению, развязать мировую войну. Второе определялось его
глубоко укоренившейся еще задолго до
Параллельно
с Трибуналом Рассел продолжал работу и в обоих фондах. У Фонда Рассела
появились филиалы в Аргентине, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Индии,
Италии, Японии, Филиппинах и США. Но деятельность Трибунала многих отталкивала,
и это негативно сказывалось на отношении к Фонду. Так, "главы трех
африканских государств, ранее спонсировавшие Фонд, сложили с себя обязанности,
и несложно предположить, кто стоял за их дезертирством" [85], — писал Рассел. Ощущалось все более
острая нехватка денежных средств. Большим материальным подспорьем Фонду
послужила продажа Расселом архива своей семьи канадскому университету
Мак-Мастер в
Последние
годы жизни Рассел провел в Уэльсе вместе с женой и внуками. Почти до самой
смерти 2 февраля
Одним
из последних политических выступлений Рассела стало его обращение летом
Конечно,
Рассел до конца дней своих оставался политически наивен, однако наивность эта
проистекала из его непоколебимой веры в человечество, в его желание и
способность изменить мир. "Беспокойный старик", неоднократно
будораживший общественное мнение, Рассел стал для многих живым символом борьбы
за мир. Таких людей, как Бертран Рассел, Лев Толстой, Махатма Ганди, Мартин
Лютер Кинг, Андрей Дмитриевич Сахаров, одержимых любовью к человечеству,
история знает немного, но, возможно, именно благодаря им понятия "человек",
"личность" и обретают сегодня все более высокий смысл. Оставаясь
зачастую непонятым, Рассел всегда руководствовался только тем, что подсказывала
ему совесть, и, можно сказать, сам был совестью британской нации.
Литература:
1. Подробнее см. Колесников А.С. Философия Бертрана
Рассела. М., 1991.
2. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.
3. Russell В. The Authobiography of Bertrand Russell, v. 3.
Toronto, 1970, p. 318.
7. Колесников А.С. Указ. соч., с. 3.
8. Яковлев А.А. Предисловие к эссе Б. Рассела. —
Квинтэссенция: философский альманах. М., 1990, с. 414.
10. Clark R.
Bertrand Russell and His World. London, 1981, p. 5.
13. Russell В. The Life of Bertrand Russell in Pictures and in His
Own Words. Nottingham, 1972, p. 15.
15. Russell В. The Life of Bertrand Russell..., p. 31.
17. Tait К. My Father Bertrand Russell. New York, 1975, p. 5-6.
18. Russell B.
Marriage and Morals. London, 1929.
21. Russell В. The Authobiography..., р. 7,8.
23. Russell В. The Authobiography..., р. 90.
28. Впоследствии эти письма были изданы отдельной
книгой. См. Russell В. The Vital Letters
of Russell, Khrushchev, Dulles. London, 1958.
30. Ibid., р. 15-16, 17, 23, 32. 35, 69, 76.
31. Russell В. The Authobiography..., р. 137.
32. Russell В. Fact and Fiction. London, 1961, p. 222, 223.
38. Russell В. The Authobiography..., р. 138.
39. Ryan A. Op.
cit., p. 194, 195.
35. Russell В. Common Sense and Nuclear Warfare. London, 1959, p.
7.
36. Russell B.
Bertrand Russell Speaks His Mind. London, 1961, p. 154.
37. Russell B. Has Man
a Future? London, 1961.
40. Russell В. The Authobiography..., р. 150.
46. Russell В. Has Man a Future?.., p. 43-44.
49. Russell В. Bertrand Russell Speaks His Mind, p. 43.
50. О Карибском кризисе см. Фурсенко А.А. Карибский
кризис
51. Russell В. Unarmed Victory. Harmondsworth, 1963, p. 18.
53. Russell B. The
Authobiography..., p. 247.
54. Russell B.
Unarmed Victory..., p. 29.
59. Russell В. Unarmed Victory..., p. 39.
66. Ryan А. Ор. cit., р. 182, 202.
67. Russell В. The Authobiography..., p. 221.
73. Russell B. War
Crimes in Vietnam. London, 1967, p. 29.
74. Russell В. The Authobiography..., р. 236-237.
76. Russell В. War Crimes in Vietnam..., p. 43.
77. Ibid., р. 75, 76, 77, 79. 106
79. Russell В. The Authobiography..., р. 236.
82. Russell В. War Crimes in Vietnam..., p. 116, 118.
83. Russell B. The
Authobiography..., p. 313.
84. Russell В. War Crimes in Vietnam..., p. 130.
85. Russell В. The Authobiography..., p. 313.
86. Рассел скончался 2 февраля
87. Цит. по: Изаков Б. Указ. соч., с. 162.
Велембовская Юлия
Александровна — преподаватель
Московской государственной школы № 57.
Впервые напечатано в: Новая и новейшая история, № 6,
Текст взят с сайта: www.vivovoco.rsl.ru