Джонатан Даймонд
ДАЙМОНД, ДЖОНАТАН (Dymond Jonathan) (1796–1828) — английский писатель, квакер.
В 1825 году Даймонд принял участие в ежегодном собрании «Общества мира» в Лондоне и создал филиал этого общества в Эксетере. Считал войну первостепенным злом, даже по сравнению с рабовладением. Приветствовал всех, кто хотел искренне работать на благо мира, независимо от их конфессии. В своих работах Даймонд вывел пацифистские аргументы против войны за рамки чисто библейского понимания, свойственного более ранним поколениям квакеров, обращался к более широкой рационалистической аргументации, доступной всем людям.
- Даймонд Дж. О войне (1823 г.) — несколько фрагментов из книги.
Есть некоторые люди, которые без всякого определенного рассуждения прямо почему-то заключают, что ответственность за государственные меры ложится только на тех, которые распоряжаются, или что правительство и цари решают вопросы о том, что хорошо или дурно для подданных, и что подданные обязаны только повиноваться... Человек не может снять с себя ответственности за свои поступки. И это видно из следующего: Если начальник велит вам убить ребенка вашего соседа, убить вашего отца, вашу мать, послушаетесь ли вы? Если же вы не послушаетесь, то и все рассуждение никуда не годится, потому что если вы можете не послушаться правителей в одном случае, то где же вы найдете тот предел, до которого вы можете повиноваться? Нет другого предела, кроме того, который определен христианством, и предел этот и разумен и исполним.
И потому мы полагаем, что обязанность каждого человека, считающего, что война несовместима с христианством, – кротко, но твердо отказаться от военной службы. И пусть те, которым приходится так поступать, пусть они помнят, что на них лежит великая обязанность. От их верности своей религии зависит – настолько, насколько она зависит от людей, – судьба мира в человечестве. Пускай они исповедуют свое убеждение и защищают его. И не одними словами, но и страданиями, если то будет нужно. Если вы верите, что Христос запретил убийство, не верьте ни суждениям, ни приказаниям людей, призывающих вас к участию в нем. Таким твердым отказом от участия в насилии вы привлечете к себе благословение, данное тем, которые слышат слова эти и исполняют их, и придет время, когда и мир почтит вас как участников в возрождении человечества.
- Jonathan Dymond. An Inquiry Into the Accordancy of War with the Principles of Christianity... (1823 г.).
- Jonathan Dymond. War: its causes, consequences, lawfulness, etc. (Being Chapter 19 of Essay 3 of The «Essays on Morality», 1828 г.) — отдельно печатаемый фрагмент на ту же тему из другой его книги «Размышления об этике».
обратно в библиотеку
Уильям Ллойд Гаррисон
ГАРРИСОН, УИЛЬЯМ ЛЛОЙД (Garrison William Lloyd) (1805–1879) — основатель Американского общества борьбы с рабством, секретарь Общества непротивления в Новой Англии, публицист и поэт.
- Краткая биография
- Гаррисон У.Л. Провозглашение… (Декларация чувств) (1838 г.) — Мы признаем нехристианскими и незаконными не только самые войны — как наступательные, так и оборонительные, — но и все приготовления к войнам: устройство всяких арсеналов, укреплений, военных кораблей; признаем нехристианским и незаконным существование всяких постоянных армий, всякого военного начальства, всяких памятников, воздвигнутых в честь побед или павших врагов, всяких трофеев, добытых на поле сражения, всяких празднований военных подвигов, всяких присвоений, совершенных военной силой; признаем нехристианским и незаконным всякое правительственное постановление, требующее военной службы от своих подданных.
- Толстой Л.Н. Предисловие к английской биографии Гаррисона, составленной В.Г.Чертковым и Ф.Хола
- Толстой Л.Н. Гаррисон и его «Провозглашение» — Гаррисон как человек просвещенный светом христианства, начав с практической цели — борьбы с рабством, — очень скоро понял, что причина рабства не случайное, временное завладение южанами несколькими миллионами негров, но давнишнее и всеобщее, противное христианскому учению признание права насилия одних людей над другими.
- Паррингтон В.Л. Фрагмент из книги «Основные течения американской мысли» — Том II, М., «Изд. ин. лит.», 1962 — очерки об аболиционистах и трансценденталистах: Чаннинге, Нойзе, Гаррисоне, Уитьере, Бичер-Стоу, Эмерсоне, Торо, Паркере, Фуллер — интересны не только их биографии, но и отношение к ним окружающих людей.
- История литературы США. «Том 3. Литература середины XIX в.» — М., «Наследие», 2000 — очерки аболиционистах и трансценденталистах, особенно много и подробно о деятельности Гаррисона и Паркера и об отношении к ним Л.Н.Толстого; также очерки о Бичер-Стоу, Уиттьере, Лоуэлле; отдельный интерес вызывает очерк «Литература Гражданской войны».
обратно в библиотеку
Эдин Баллу
БАЛЛУ, ЭДИН (или: БАЛУ, АДИН) (Ballou, Adin) (1803–1890) — американский священник, христианский анархист, всю свою жизнь посвятивший проповеди непротивления, глава общины Hopedale (в Бостоне).
- Краткая биография
- Сайт друзей Эдина Баллу: http://www.adinballou.org — есть биография, библиография, тексты основных произведений Баллу — всё на английском языке
- Балу А. Учение о христианском непротивлении злу насилием (1846 г.) С пред. И.И.Горбунова-Посадова. М., Посредник, 1908 — Каждого юношу считают долгом познакомить со всевозможными проявлениями человеческой жестокости и братоубийства — с битвами персов и греков, с кровавыми зверствами походов Цезарей, Фридрихов Великих, Наполеонов, истреблением друг друга североамериканцами и англичанами, французами и немцами, японцами и русскими, — но никому не приходит в голову отводить в так называемой истории … место для великих проявлений братства в человечестве. Когда же произойдет переворот во взгляде людей на насилие (а он неизбежно произойдет, — иначе люди будут века еще топтаться в слезах и крови друг друга), произойдет и переворот в нашем воспитании и образовании … Тогда в гимназиях вместо писаний сочинений о походах Юлия Цезаря и легионов его закованных в латы убийц будут, может быть, изучать книги, подобные предлагаемой книге Балу.
- Балу А. Катехизис непротивления и фрагменты других произведений А. Баллу — из трактата Л.Н.Толстого «Царство Божие внутри вас…» — один человек не должен убивать. Если он убил, он преступник, он убийца. Два, десять, сто человек, если они делают это, — они убийцы. Но государство или народ может убивать, сколько он хочет, и это не будет убийство, а хорошее, доброе дело. Только собрать побольше народа, и бойня десятков тысяч людей становится невинным делом. Но сколько именно нужно людей для этого?
- Балу А. Фрагменты произведений — из сборника Л.Н.Толстого «Путь жизни» — следовать учению непротивления трудно, но легко ли следовать учению борьбы и возмездия?… прочтите описание одного из тех ста тысяч сражений, которые вели люди в угоду закона борьбы. На этих войнах убито несколько миллиардов людей, так что в каждом из тех сражений загублено больше жизней, перенесено больше страданий, чем бы их накопилось веками по причине непротивления злу.
- Каллаур К. Л. Н. Толстой и Эдин Баллу: Духовное родство // Неизвестный Толстой в архивах России и США. М., АО «ТЕХНА-2», 1994 — переписка двух учителей непротивления (1889-1890) показывает общее и различное в их взглядах и темпераментах.
обратно в библиотеку
Теодор Паркер
ПАРКЕР, ТЕОДОР (Parker, Theodore) (1810–1860) — американский унитарианский священник, противник рабства и войны США с Мексикой.
Паркер был настолько популярен как проповедник, что смог создать в Бостоне организацию, успешно противодействующую закону о возвращении беглых рабов. В "Кружок Паркера" входили У.Л.Гаррисон и Г.Д.Торо. Паркер был противником смертной казни и выступал за улучшение прав заключенных. Его сочинения вдохновляли А.Линкольна и М.Л.Кинга.
- Раздел Теодора Паркера в проекте Gutenberg — есть избранные статьи и речи в 3 томах
- Страница Теодора Паркера на сайте, посвященном трансценденталистам — есть статьи о нем и тексты основных произведений, на английском языке
- Стороженко Н. И. Апостол гуманности и свободы Теодор Паркер. М., «Посредник», 1900 —
Я еще припомню… один случай, когда закон требовал одного, а совесть совершенно другого. Вот текст этого замечательного закона: первосвященник и фарисеи требуют, чтобы всякий, кому известно местопребывание Иисуса Назарея, довел бы об этом до сведения властей, чтобы они могли немедленно арестовать его. Итак, по-вашему гражданский долг учеников Иисуса Христа состоял в том, чтобы выдать своего Учителя… Среди учеников Иисуса Христа нашелся один сильный и проникнутый чувством гражданского долга человек, который донес на Учителя римскому центуриону. Он тоже любил Иисуса Христа, но он имел настолько силы духа, чтобы подавить это чувство, чего не могли сделать такие слабые люди, как Иоанн, Мария. И при всем том — странное дело! — Иуда Искариот пользуется у нас дурной репутацией: его называют сыном погибели, а в Евангелии сказано, что дьявол вселился в него и внушил ему гнусный замысел. Но, впрочем, все мы жестоко ошибаемся… Иуда только честно исполнил свои конституционные обязательства… А между тем не только христиане, но даже фарисеи не захотели осквернить храм свой ценою этой крови. А все-таки по-моему мы сильно ошибаемся, называя Иуду Искариота предателем. Какой он предатель? Он — патриот; он сумел победить свои предрассудки; он нашел в себе силу совершить то, что ему было неприятно, он поддержал закон и конституцию, он спас единство союза. Слава ему!
- Теодор Паркер. О войне и государстве — отдельные цитаты из книг —
Я достаточно пожил, чтобы видеть весь ужас существующего порядка вещей. Государство основано на силе, а не на любви… "Христианское государство" — это такая же аномалия, как квадратный круг. Наши законы с самого начала отнимают чувство человеческого достоинства у одной половины человечества и приносят ее в жертву другой, быть может, худшей половине. Наши тюрьмы не исправляют, а создают преступников; семнадцать двадцатых преступлений совершаются против собственности; а это доказывает, что в начале собственности есть что-то неладное. Само общество производит преступников, а потом вешает их.
- Паррингтон В.Л. Фрагмент из книги «Основные течения американской мысли» — Том II, М., «Изд. ин. лит.», 1962 — очерки об аболиционистах и трансценденталистах: Чаннинге, Нойзе, Гаррисоне, Уитьере, Бичер-Стоу, Эмерсоне, Торо, Паркере, Фуллер — интересны не только их биографии, но и отношение к ним окружающих людей.
- История литературы США. «Том 3. Литература середины XIX в.» — М., «Наследие», 2000 — очерки аболиционистах и трансценденталистах, особенно много и подробно о деятельности Гаррисона и Паркера и об отношении к ним Л.Н.Толстого; также очерки о Бичер-Стоу, Уиттьере, Лоуэлле; отдельный интерес вызывает очерк «Литература Гражданской войны».
обратно в библиотеку
Генри Дэвид Торо
ТОРО, ГЕНРИ ДЭВИД (Henry David Thoreau) (1817–1862) — американский писатель и публицист. Автор книг “О гражданском неповиновении”, “Уолден или жизнь в лесу” и др.
Торо был проповедником упрощенных, “естественных” форм жизни, в политическом устройстве — близок к анархизму: в 1845 г. он построил себе хижину в лесу и прожил в ней два с половиной года, занимаясь сельским трудом. В Бостоне в 50-е годы существовал "Кружок Паркера", объединявший решительных сторонников освобождения негров. В него помимо Теодора Паркера входили Торо и многие друзья последнего — Эмерсон, Олкотт, Уильям Чаннинг. Антирабовладельческие настроения охватили и жителей Конкорда. Все члены семьи Торо разделяли взгляды аболиционистов. Сам он был активным сторонником движения: участвовал в так называемой "подземной дороге", т. е. помогал переправляться в Канаду беглым рабам, критиковал рабство в своих теоретических и публицистических сочинениях.
Цитаты из книг Торо:
“Я думаю, что мы прежде всего должны быть людьми, а уже потом подданными. Нежелательно воспитывать в себе уважение к закону такое же, как к добру. Закон никогда не делает людей более справедливыми, а, напротив, вследствие уважения к закону хорошие люди делаются наполнителями несправедливости”.
“Как удивительно то, что мир терпит и воспринимает из высших откровений истины только самые древние и теперь уже несвоевременные, но всякое прямое откровение, всякую самобытную мысль он считает ничтожною, иногда прямо ненавидит!”
- Торо Г.Д. Отрывки из эссе "О гражданском неповиновении". (1849 г.)
- Торо Г.Д. Полное эссе "О гражданском неповиновении" // Новые пророки. Торо. Толстой. Ганди. Эмерсон., СПб., "Алетейя", 1996
- Торо Г.Д. Полное эссе "О гражданском неповиновении" на английском.
- Торо Г.Д. Уолден или жизнь в лесу.(1854 г.) (html, 600k) Cкачать архив (rar, 248k)
- Торо Г.Д. Жизнь без принципа (1862 г.)
- Торо Г.Д. Поэзия // Поэзия США. М., "Художественная литература", 1982
- Эмерсон Р. В. Торо. Биографический очерк.
- Реферат о Генри Торо – биография, обзор филосовской позиции, книги Торо.
- Паррингтон В.Л. Фрагмент из книги «Основные течения американской мысли» — Том II, М., «Изд. ин. лит.», 1962 — очерки об аболиционистах и трансценденталистах: Чаннинге, Нойзе, Гаррисоне, Уитьере, Бичер-Стоу, Эмерсоне, Торо, Паркере, Фуллер — интересны не только их биографии, но и отношение к ним окружающих людей.
- История литературы США. «Том 2. Литература эпохи романтизма» — М., «Наследие», 1999 — очерки о трансценденталистах: Торо, Эмерсоне и др. — использовано много новых источников.
обратно в библиотеку
Хуан Баутиста Альберди
АЛЬБЕРДИ, ХУАН БАУТИСТА (Alberdi Juan Bautista) (1810-1884) — аргентинский государственный деятель, дипломат, социолог, писатель; его сочинения послужили основой для конституции Аргентинской республики.
В 1864 году началась Парагвайская война, длившаяся до 1870 года. Против Парагвая сражались Бразилия, Аргентина и Уругвай. В результате Парагвай оказался полностью разгромленным, от его прежней территории остались клочки, была уничтожена большая часть парагвайского населения. В знак протеста против этого Альберди ушел со всех государственных постов и стал активно выступать против позиции аргентинского правительства и против войны вообще. Написал книгу «Преступление войны», переведенную на многие языки мира, выдержавшую несколько изданий в Латинской Америке и пользующуюся там большой популярностью и по сей день. В книге "Преступление войны" Альберди осудил войну как уголовное преступление и выдвинул тезис об ответственности правительств за развязывание войны. В его книге сочетался христианский пацифизм с либеральным, то есть он как бы являлся предшественником и Берты фон Зуттнер и Л.Н.Толстого.
обратно в библиотеку
Анри Дюнан
ДЮНАН, АНРИ (Dunant Henry) (1828-1910) — швейцарский предприниматель и общественный деятель, основатель Международного Красного Креста, первый Нобелевский лауреат мира (1901 г., вместе с Фредериком Пасси)
Выбор Нобелевского комитета вызвал противоречивые суждения, некоторые считали, что попытки Дюнана смягчить последствия войны ведут к ее узаконению. Однако премией отмечался прежде всего вклад Дюнана в мирное сотрудничество народов.
- Анри Дюнан // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. М.: Прогресс, 1992.
- Анри Дюнан. Воспоминания о битве при Сольферино (1862). Изд. 3-е. Пред. Пьера Буассье. М., МККК, 2004. — Он делает все, чтобы рассказать правду о той стороне войны, которую, как правило, стараются тщательно замалчивать. Он хочет поделиться своим потрясением с читателями. Он готов провести их вслед за собой «за кулисы» полей сражений — сквозь зловоние и кровь. И книга удалась. Более того: из-под пера Дюнана выходит настоящий шедевр, одно из лучших произведений натуралистической школы. В дневнике братьев Гонкуров, обычно щедрых на язвительные замечания, записано: «Эти страницы наполнили мою душу волнением. Высокие чувства, которыми книга проникнута, касаются сокровенных струн сердца. Она прекраснее, в тысячу раз прекраснее, чем Гомер, чем «Анабасис» Ксенофонта, прекраснее всего... Эта книга заставляет проклясть войну».
Приложение:
- История МККК — краткая история Международного Красного Креста с их официального российского сайта.
обратно в библиотеку
Карл Клейн
КЛЕЙН, КАРЛ (Klein Karl) (1838-1898) — французский (эльзасский) сельский священник.
- Под громом пушек. Рассказы-воспоминания из франко-прусской войны 1870 г. Карла Клейна, сельского священника из Фрёшвейлера в Эльзасе. Пер. с нем. С. А. Порецкого. М., 1902 —
Библиотека для юношества под редакцией И. И. Горбунова-Посадова.
Книга содержит массу красивых иллюстраций. Здесь представлена в виде архива сканов.
- Под громом пушек. Рассказы-воспоминания из франко-прусской войны 1870 г. Карла Клейна. М., 1902 — та же книга, но в виде текста без иллюстраций.
обратно в библиотеку
Виктор Гюго
ГЮГО, ВИКТОР МАРИ (Hugo Victor Marie) (1802–1885) — всемирно известный французский писатель, член Французской Академии; публицист, общественный деятель, политэммигрант.
Гюго был участником и организатором ряда антивоенных конгрессов. Был сторонником объединения европейских стран в Соединенные Штаты Европы. Выступал против смертной казни как за политические, так и за уголовные преступления. Во время Парижской Коммуны защищал жертв сначала красного, а потом белого террора. За свои гуманистические взгляды и сам Гюго и его семья неоднократно подвергалась репрессиям.
обратно в библиотеку
Берта фон Зуттнер
ЗУТТНЕР, БЕРТА фон (von Suttner Bertha Felicie Sophie) (1843–1914) — австрийская писательница, деятель международного антивоенного движения, первая женщина-лауреат Нобелевской премии мира.
- Краткая биография
- Зутнер Б. Долой оружие! (части 1, 2, 3) и (части 4, 5, 6, 7) (1889 г.) — СПБ., 2-е изд. Ф.Павленкова, 1903 — роман всем известен, но только по названию, на русском языке он не переиздавался уже столетие.
- Зутнер Б. Пытку долой! (1899 г.) — СПБ., 1903 — против вивисекции.
- Зутнер Б. Величайшая из всех побед — мир — СПБ., 1900 — из записной книжки участницы гаагской мирной конференции 1899 г.
- Зутнер Б. Мир и война (1900 г.) — СПБ., 1900 — из речь, произнесенная в Мюнхене.
- Зутнер Б. Нобелевская лекция Эволюция движения мира (18 апреля 1906 г.) // «Мир / Peace: Альтернатива войне от античности до конца второй мировой войны». М., «Наука», 1993 — фрагмент
- Письмо к Берте фон Зутнер. 9 октября 1891 — написано по прочтении романа «Долой оружие!» — отмене невольничества предшествовала знаменитая книга женщины, г-жи Бичер-Стоу; дай Бог, чтобы ваша книга предшествовала уничтожению войны.
- Чистякова М. Толстой и европейские конгрессы мира // Л. Н. Толстой. Лит. наследство. Т. 37/38. М., Изд-во АН СССР, 1939 — содержит фрагменты из переписки Л.Н.Толстого с Б. ф. Зуттнер и другими деятелями либерального пацифизма.
- Цвейг С. Берта фон Зутнер — связывая идеей мира друг с другом людей разных наций, она образовала цепочку, которую и сейчас усилиями миллионов солдат полностью не разорвать. Так эта героическая пропагандистка идей человечности дала нам запоминающийся урок того, как женщина, даже если ей законом отказано влиять на политику, так как она не имеет избирательных прав, все же нашла пути воздействия на людей — от сердца к сердцу, от души к душе — аргументами гуманизма пробуждая совесть в каждом, имеющем чувство ответственности.
- Беленчиков В. Я. Творчество Берты Зуттнер. Л., 1974
- Сдвижков Д. А. Против «железа и крови». Пацифизм в Германской империи. М., ИВИ РАН, 1999. (Глава I), (Глава II), (Глава III) — история возникновения и развития антивоенного движения в Германии с первой пол. 1914 г. Отношение к нему представителей различных слоев общества. Здесь же биографии лидеров этого движения: Б.ф.Зутнер, А.Фрида, О.Умфрида, М.ф.Эгиди и др.
- Сдвижков Д. А. Идеи ненасилия в образованных слоях Германии и России накануне Первой мировой войны // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000
обратно в библиотеку
Шарль Рише
РИШЕ, ШАРЛЬ РОБЕР (Charles Robert Richet) (1850–1935) — французский физиолог и бактериолог, Нобелевская премия по медицине 1913 года. С 1914 член Парижской Академии Наук; в 1932 вице-президент, в 1933 президент.
Принимал активное участие в борьбе за мир — в духе Берты фон Зуттнер.
- Шарль Рише // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. М.: Прогресс, 1992 — краткая биография.
- Рише Ш. Война и мир. 1899 — рассказ об ужасах войны; перечисление целого ряда международных конфликтов, разрешенных с помощью третейских судов, и призыв все межгосударственные противоречия решать подобным образом.
- Рише Ш. Химера ли уничтожение войны? // «Календарь для каждого», 1912. Под ред. А. С. Зонова и И. И. Горбунова-Посадова. —
Произнести слово „химера" не так трудно, но мы бы желали предварительно знать, в чем собственно граница между химерой и действительностью. Нам кажется, что в общем химера ― вопрос времени. Собственно, то, что вчера было химерой, становится сегодня действительностью; невозможное для сегодняшнего дня осуществится завтра.
Что уничтожение войны возможно, что оно не химера, доказывается еще тем, что люди могут жить в мире в продолжение долгих годов, обходясь вполне без нее. Наша химера о мире сводится к тому, что мы мечтаем продлить, насколько это возможно, промежутки, отделяющие одну войну от другой, т. е. продолжить то состояние, в котором мы находимся вот уже почти 30 лет.
обратно в библиотеку
Николай Сазонтович Ильин
ИЛЬИН, НИКОЛАЙ САЗОНТОВИЧ (1809–1890) — автор мистических сочинений, основатель религиозного движения «Десное Братство» или «еговистов-ильинцев» (иногда: «иеговисты»).
Капитан артиллерии в отставке, Н. С. Ильин в 1850 написал религиозное сочинение «Сионская весть». Основываясь на Апокалипсисе он предвозвещал грядущую в скором времени битву между Богом и Сатаной и затем установление на земле царства Божьего. В 1859 Н. С. Ильин был отправлен на Соловки, в монастырь на 20 лет, а его последователи распространились на Урале, в Средней Азии, на Кавказе и на Украине. В сочинениях Ильина резко обличаются церковное христианство и земные власти; его последователи празднуют субботу и ветхозаветные ограничения в пище, отказываются от военной и полицейской службы, иногда от уплаты налогов, — за что подвергались репрессиям и в царское время, и в советское, и в настоящее.
Так как еговисты суть рабы мира и любви, то посему они не должны иметь при себе никакого оружия и ни только не убивать, но даже и кровь человеческую не проливать — Н. С. Ильин.
обратно в библиотеку
Неплательщики
НЕПЛАТЕЛЬЩИКИ — протестное народное движение, появившееся в Пермском крае в 1862 году.
Первоначально движение было чисто социальное, но вскоре превратившееся в религиозное, позаимствовав у старообрядцев Страннического толка ("бегунов") учение о близком Конце Света и царе-антихристе. Определенного ярко выраженного лидера не имело. Неплательщики отказывались от уплаты налогов, военной службы, зачастую от документов и хождения в церковь. Контактировали с народовольцами и, позднее, с анархо-коммунистами. Участники подвергались серьезным и незаконным репрессиям и ссылке, благодаря чему неплатильщики распространились по Уралу и Сибири. Небольшие общины существуют до сих пор в Якутии и Восточной Сибири.
обратно в библиотеку
Василий Кириллович Сютаев
СЮТАЕВ, ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ (1819–1892) — крестьянин Тверской губернии, основатель религиозно-нравственного учения, повлиявший на Л.Н.Толстого.
Сютаев обосновывал своё учение единственно на Новом Завете, который он знал наизусть. "Истинное христианство в любви — где любовь, там и Бог". Все неустройства жизни, по мнению Сютаева, происходят от недостатка любви среди людей; от того же зависит и величайшая несправедливость — война. К осуществлению своего идеала Сютаев и его последователи стремились путём самосовершенствования. Они старались жить безупречно, говорить всегда правду, делиться всем и со всеми; не ходили в церковь, не признавали таинств, отрицали присягу. Сын Сютаева при поступлении в военную службу отказался присягать и брать оружие, за что был отправлен в дисциплинарный батальон.
Сютаева посещали Л.Н.Толстой, А.С.Пругавин, К.П.Победоносцев. И.Е.Репин написал с него картину «Сектант» (1882 г.). Л.Н.Толстой: "Да, удивительно! Мы с Сютаевым совершенно различные, такие непохожие друг на друга люди ни по складу ума, ни по степени развития, шедшие совершенно различными дорогами, пришли к одному и тому же совершенно независимо один от другого!" "За всю мою жизнь два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне мое миросозерцание. Люди эти были не русские поэты, ученые, проповедники, — это были два живущие теперь замечательные человека, оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу, — крестьяне Сютаев и Бондарев".
обратно в библиотеку
Александр Капитонович Маликов
МАЛИКОВ, АЛЕКСАНДР КАПИТОНОВИЧ (1839–1904) —
участник народнического движения; основатель религиозно-этического учения о "богочеловеках".
Его взгляды получили распространение в среде русской радикальной интеллигенции в 1870-х годах, в самый разгар "хождения в народ". Вместе со своими последователями пытался устроить коммуну в Америке. Как полагают, взгляды А. К. Маликова на насилие и ненасилие, государственное и революционное, повлияли на Л. Н. Толстого.
обратно в библиотеку
Лев Николаевич Толстой
ОТДЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА, посвященная Л.Н.Толстому и его последователям
ТОЛСТОЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828–1910) — великий русский писатель, мыслитель и общественный деятель.
- Биография в энциклопедии "Кругосвет"
- Страница Л.Н.Толстого в Фундаментальной Электронной Библиотеке
- Полное собрание сочинений Л.Н.Толстого 1928-1958 гг., в 90 томах (в формате PDF, 4.2Гб)
- Произведения Л.Н.Толстого в авторском чтении (MP3, 22.5Мб)
- Полный свод мыслей Л.Н.Толстого (14 томов, PDF)
- Толстой Л.Н. Не убий никого
- Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви
- Толстой Л.Н. Христианство и патриотизм
- Толстой Л.Н. Патриотизм или мир?
- Толстой Л.Н. Доклад приготовленный для конгресса о мире в Стокгольме
- Толстой Л.Н. Две войны
- Толстой Л.Н. Неизбежный переворот отрывки из статьи
- Толстой Л.Н. Карфаген должен быть разрушен
- Толстой Л.Н. Церковь и государство
- Толстой Л.Н. Царство божие внутри вас... отрывки из статьи
- Толстой Л.Н. Солдатская памятка
- Письмо к Александру III. 8-15 марта 1881 — с просьбой помиловать революционеров, убивших Александра II.
- Письмо к М. А. Энгельгардту. январь 1882 («О непротивлении»)
- Письмо к Берте фон Зутнер. 9 октября 1891 — написано по прочтении романа «Долой оружие!» — отмене невольничества предшествовала знаменитая книга женщины, г-жи Бичер-Стоу; дай Бог, чтобы ваша книга предшествовала уничтожению войны.
- Чистякова М. Толстой и европейские конгрессы мира // Л. Н. Толстой. Лит. наследство. Т. 37/38. М., Изд-во АН СССР, 1939 — содержит фрагменты из переписки Л.Н.Толстого с Б. ф. Зуттнер и др. деятелями либерального пацифизма.
- Письмо к Эрнесту Кросби. 12 января 1896 («Письмо к американцу о непротивлении»)
- Письмо к А. М. Калмыковой, В. В. Девелю и Н. А. Рубакину. 31 августа 1896 («Письмо к либералам»)
- Письмо к Г. М. Волконскому. 4/16 декабря 1899 («По поводу Трансваальской войны») — англо-бурской войны
- Письмо к Николаю II. 16 января 1902 (MP3) — перечисление проблем России и предложения по их исправлению.
- Толстой Л.Н. и Веригин П.В. Переписка. СПб., «Дмитрий Буланин», 1995 — переписка с лидером духоборов.
- Письмо к В. Г. Короленко. 26-27 марта 1910 — по поводу статьи «Бытовое явление» о смертной казни
- Переписка с М. К. Ганди // Л. Н. Толстой. Лит. наследство. Т. 37/38. Кн. II. М.: Изд-во АН СССР, 1939.
- Хоуэллс У. Д. Философия Толстого (1887 г.)
- Роллан Р. Жизнь Толстого (1911 г.) — очень хорошая небольшая популярная биография.
- Роллан Р. Ответ Азии Толстому (1928 г.) — дополнительная глава к биографии Л.Н.Толстого, посвященная его переписке с мыслителями и общественными деятелями различных стран Азии, особенно с молодым М.Ганди: Мы воспроизводим здесь в выдержках письмо, написанное Толстым за месяц до смерти, в котором русский апостол набрасывает целый план кампаний в духе непротивления; индийскому Махатме суждено было дать впоследствии могучее применение этому плану.
- Швейцер А. Воспитатель человечества Толстой (1960 г.)
- Поповский М. А. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977, London, OPI, 1983.
- Синявский Б. По заветам Льва Толстого // «Известия». 07.01.1989.
- Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-е — 1930-е годы. Сост. Рогинский А. Б., М., «Книга», 1989.
- Уильям Эджертон. Толстой и толстовцы // «Новый мир», № 3, 1989.
- Материалы о толстовцах из сборников «Возвращение памяти», Вып. 1 (1991), 2 (1994), 3 (1997), Новосибирск.
- Рашковская М. А., Рашковский Е. Б. "Милые братья и сестры..." // «Религии мира. История и современность. 1989-1990», М., «Восточная литература», 1993.
- Нежный А. И. Голоса из могилы. Фрагмент из книги: «Комиссар дьявола», М., «Протестант», 1993.
- Лурье Я. С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века, СПб., «Дмитрий Буланин», 1993.
- Шенталинский В. Донос на Сократа // «Новый Мир» 1996, № 11.
- Саломони
Антонелла. Эмигранты-толстовцы между христианством и анархизмом (1898-1905 гг.) // «Русская эмиграция до 1917 года – лаборатория либертарной и революционной мысли», СПб., «Европейский Дом», 1997.
- Уильям Эджертон. Загадка влияния учения Л. Толстого на мировое сообщество // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни., М., ИВИ РАН, 2000.
- Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого, М., «Наука», 2006.
- Черепица В. Н. Счастье жить для других: Западнобелорусские последователи религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. 1921—1939 гг., Гродно, ГрГУ, 2007.
- Петухова Т. В. Коммуны и артели толстовцев в советской России (1917—1929 г.), Ульяновск, УлГТУ, 2008.
- Попов Владимир. Генерал от толстовства (В.Г.Чертков) // «Мирт», № 3(76) — 2011.
- Гельфонд М. Л. Этика ненасилия Л. Н. Толстого. М., 2013.
- Гордеева И. Радикально-пацифистское движение в России в XX веке // «Знание — Сила».
обратно в библиотеку
Павел Иван Бирюков
БИРЮКОВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1860–1931) — известный последователь и биограф Л.Н.Толстого, издатель и общественный деятель.
Родился в Костромской области, в дворянской семье; учился в Морской академии, работал в «Главной физической обсерватории» в Петербурге.
С конца 1880-х стал сотрудничать с толстовским издательством «Посредник». В 1892 трудился в столовых Самарской губернии, устроенных Толстым во время голода. В 1895 ездил на Кавказ для исследования духоборческого движения и преследования их со стороны правительства. За составленное им воззвание в поддержку гонимых духоборов «Помогите!» в 1897 был отправлен в ссылку. Жил в Англии и Швейцарии, активно участвуя в пропаганде толстовских взглядов, издавал журнал «Свободная мысль». Выпустил книгу по истории духоборов и написал очерк о малёванцах. Двадцать лет собирал материалы для подробнейшей биографии Л.Н.Толстого в 4-х томах. В начале 1920-х годов помогал развитию религиозных коммун в СССР. В 1923 уехал в Канаду к духоборам, где под его руководством были открыты школы и библиотеки.
- Биография П.И.Бирюкова на «Википедии».
- Страница П.И.Бирюкова в библиотеке М.Мошкова.
- Бирюков П. И., Трегубов И. М., Чертков В. Г. Помогите! — воззвание в защиту гонимых духоборов, 12 декабря 1896 г.
- Бирюков П. и Чертков В. Положение духоборов на Кавказе в 1896 году...
- Бирюков П. И. Духоборец Пётр Васильевич Веригин. Издание Международной Лиги Антимилитаристов, Женева, 1903.
- Бирюков П. И. Духоборцы: Сборник статей, воспоминаний, писем и других документов. М., «Посредник», 1908.
- Бирюков П. И. Биография Л.Н.Толстого в 4-х тт. (1905-1922 гг.)
- Бирюков П. И. Волки // «Цветник». М., «Посредник».
- Бирюков П. И. Греческий мудрец Диоген. М., «Посредник», 1894.
- Бирюков П. И. Родители и дети в произведениях Л.Н.Толстого. М., «Посредник», 1898.
- Бирюков П. И. Дионисий и пифагорейцы (1900)
- Журнал «Свободная мысль», Оне (Onex) Швейцария, август 1899 — сентябрь 1901.
- Бирюков П. И. Об анархизме // «Свободное Слово», № 1, декабрь 1901. Англия, Крайсчерч.
- Бирюков П. И. Социализм и религия // «Свободное Слово», № 4, апрель 1903.
- Бирюков П. И. Отказ адвоката Нэна от воинской повинности в Швейцарии. // «Свободное Слово», № 7, сентябрь-октябрь 1903.
- Бирюков П. И. Ян Тэрвей в Голландии // «Свободное Слово», № 11, май-июнь 1904.
- Бирюков П. И. Малёванцы. История одной секты. М., «Посредник», 1905.
- Бирюков П. И. Школа и жизнь. Кострома, 1909.
- Бирюков П. И. История моей ссылки // «О минувшем». Сборник. СПб, 1909.
- Paul Birukoff. The New Russia. London. I.L.P. Pref. Ph.Snowden. [1920?] (PDF) — краткий рассказ П.И.Бирюкова о послереволюционной России, изданный Независимой Рабочей Партией Великобритании; текст на английском (с машинным переводом).
- Бирюков П. И. Роль и значение сектантства в строительстве новой жизни // «Вестник Духовных Христиан Молокан» (Москва), № 1-2, 1925.
- Бирюков П. И. Отец и дочь. Переписка Толстого с дочерью Марией. Предисловие (1925)
- Толстой Л. Н. Письмо к П. И. Бирюкову. 19-20 апреля 1898 — о журнале «Свободное слово»
- Толстой Л. Н. Письмо к П. И. Бирюкову. 1 августа 1899 — о журнале «Свободная мысль»
- Горбунов-Посадов И. И. «О моих учителях и товарищах по работе» // «Сорок лет служения людям», М., 1925.
- Булгаков В. Ф. П. И. Бирюков // «О Толстом. Воспоминания и рассказы». Тула, 1978.
обратно в библиотеку
Иван Иванович Горбунов-Посадов
ГОРБУНОВ-ПОСАДОВ (наст. фамилия: ГОРБУНОВ), ИВАН ИВАНОВИЧ (1864–1940) — поэт, переводчик, педагог, глава толстовского издательства «Посредник».
Родился в посаде Колпино, близ Петербурга, в семье инженера-механика.
С 1884 стал последователем Л.Н.Толстого. Начал сотрудничать с издательством «Посредник»: сначала распространяя издания по петербургским фабрикам и заводам, по пригородным деревням; потом как автор стихов и рассказов, редактор и составитель сборников.
В 1891 активно участвовал в помощи голодающим крестьянам,
организованной Л.Н.Толстым.
В 1897, в связи с высылкой за границу основателей «Посредника» В.Г.Черткова и П.И.Бирюкова, Горбунов-Посадов становится его главой.
«Посредник» активно выпускает сочинения Л.Н.Толстого и близких по взглядам авторов — Горбунов-Посадов девять раз подвергается судебному преследованию; за
напечатание «Круга Чтения» Л.Н.Толстого он был приговорен к заключению в крепость сроком на один год.
Издательство становится лидером в области сельскохозяйственной литературы; знакомит русского крестьянина и его детей с классикой мировой литературы и
с жизнью других народов, избавляя от расовых предрассудков и искусственно внушенной вражды к другим народам; пропагандирует вегетарианство, гуманное отношение к животным, кооперативное движение, борется с алкоголизмом, выпускает недорогую литературу для детей и юношества.
В 1907—1918 И.И.Горбунов-Посадов со своей женой редактирует радикальный педагогический журнал «Свободное Воспитание», а в 1909—1918 — журнал для детей «Маяк».
В 1917-18 были выпущены ранее запрещенные произведения И.И.Горбунова-Посадова. Он активно включается в общественную жизнь.
В 1917 под редакцией Горбунова-Посадова вышло два номера журнала «Обновление жизни».
В 1921 И.И.Горбунов-Посадов и В.Г.Короленко организовали в Полтаве помощь голодающим.
С 1921 «Посредник» практически прекратил свою деятельность.
После смелого выступления на юбилее Л.Н.Толстого в 1928, Горбунова-Посадова перестали печатать. В настоящее время происходит возрождение интереса к его творчеству.
- Биография И.И.Горбунова-Посадова на «Википедии».
- Страница И.И.Горбунова-Посадова в библиотеке М.Мошкова.
- Горбунов-Посадов И. И. Песни братства и свободы. Том 1. 1882–1913 гг. М., 1928.
- Горбунов-Посадов И. И. Рох и его собака. М., «Посредник», 1912.
- «Братские песни». «Арфа». «Лира». Сб-ки стих. под ред. И. И. Горбунова-Посадова.
- Сборник «Цветник». Под ред. И. Горбунова-Посадова (Избранные рассказы).
- Горбунов-Посадов И. И. Война. Стихотворения (1914–1917 гг.). М., «Посредник», 1917.
- Горбунов-Посадов И. И. Опомнитесь, братья! М., «Посредник», 1917.
- Горбунов-Посадов И. И. Война войне! М., «Посредник», 1917.
- Горбунов-Посадов И. И. Война. Стихотворения (1914–1917 гг.). М., «Посредник», 1917.
- Горбунов-Посадов И. И. Что такое война. М., «Посредник», 1917.
- Горбунов-Посадов И. И. Святая ночь. М., «Посредник», 1917.
- Горбунов-Посадов И. И. Корабль дьявола. М., «Посредник», 1917.
- Горбунов-Посадов И. И. Мы, мертвые, говорим вам. М., «Посредник», 1917.
- Горбунов-Посадов И. И. Девять в минуту. М., «Посредник», 1918.
- Горбунов-Посадов И. И. Освобождение человека. Книга первая. М., «Посредник», 1918.
- Горбунов-Посадов И. И. Песни о Голоде. М., «Посредник», 1921.
- Горбунов-Посадов И. И. Три стихотворения.
- Горбунов-Посадов И. И. Предисловие // «Певцы народной жизни». О народных поэтах: Цыганове, Кольцове, Никитине, Сурикове и Дрожжине. Составил К. Хренов. М., [«Посредник»,] 1899.
- Горбунов-Посадов И. И. Долой насилие! // «Смертная казнь». Сб. стих. М., «Посредник», 1906.
- Горбунов-Посадов И. И. Несколько слов от издателя // И.П.Миролюбов (И.П.Ювачев). Шлиссельбургская крепость. М., «Посредник», 1907.
- Горбунов-Посадов И. И. Эрнест Кросби, поэт нового мира, 1908. — См. Э. Г. Кросби.
- Горбунов-Посадов И. И. Предисловие // Балу А. «Учение о христианском непротивлении злу насилием». М., Посредник, 1908. — См. Э. Баллу.
- Горбунов-Посадов И., Лукьянская В. Друг животных. Книга о внимании, сострадании и любви к животным. Гуманитарно-зоологическая хрестоматия. М., 1909.
- Горбунов-Посадов И. И. Сострадание к животным и воспитание наших детей. М., 1910.
- «Календарь для каждого». М., 1907–1918, вместе с А. С. Зоновым.
- Журнал «Обновление жизни». М., 1917, два номера, вместе с А. С. Зоновым и В. А. Шнейдерманом.
- Горбунов-Посадов И. И. В чем смысл нашей жизни (Из письма к рабочим) // «Обновление жизни», № 1, 1917.
- Горбунов-Посадов И. И. Бросайте Божьи искры // «Обновление жизни», № 2, 1917.
- Горбунов-Посадов И. И. К русским женщинам. М., «За мир», 1917.
- Горбунов-Посадов И. И. О смертной казни в Советской республике. Доклад ВЦИК и СНК, 18 авг. 1919.
- Горбунов-Посадов И. И. Об А. И. Архангельском, и его книге "Кому служить?" // Архангельский А. И. (Бука). «Кому служить?». М. Издание «Общества Истинной Свободы», 1920.
- Горбунов-Посадов И. И. В чем истина и жизнь. М., 1921.
- Горбунов-Посадов И. И. Речь на вечере памяти В. Г. Короленко, 1922.
- Горбунов-Посадов И. И. Речь при прощании с В. Ф. Булгаковым, высылаемым за границу, 1923.
- Горбунов-Посадов И. И. Речь на собрании МВО, посвященном десятилетию мировой войны, 26 июля 1924.
- Горбунов-Посадов И. И. Уничтожьте же, наконец, смертную казнь, 1925.
- Горбунов-Посадов И. И. «О моих учителях и товарищах по работе» // «Сорок лет служения людям». М., 1925.
- Горбунов-Посадов И. И. Толстой и судьбы человечества, 1928.
- «Сорок лет служения людям». Сборник статей, посвященных общественно-литературной и книгоиздательской деятельности И.И.Горбунова-Посадова. Под ред. Н.Н.Гусева и М.В.Муратова. М., 1925.
- Булгаков В. Ф. И. И. Горбунов-Посадов // «О Толстом. Воспоминания и рассказы». Тула, 1978.
- Горбунов-Посадов М. И. Воспоминания. Часть 1, М., 1995. Часть 2 (фрагменты), М., 2008.
Приложение:
- Горбунова-Посадова Е. Е. Друг Толстого Мария Александровна Шмидт. М., Издание Толстовского музея. 1929.
обратно в библиотеку
Евдоким Никитич Дрожжин
ДРОЖЖИН, ЕВДОКИМ НИКИТИЧ (1866–1894) — последователь Л.Н.Толстого, сельский учитель.
Отказался от службы в армии и, пройдя ряд мытарств в дисциплинарном батальоне, заболел и умер от чахотки. Это был первый мученик толстовского движения — к отказывавшимся от службы в армии до него судьба была более благосклонна: Залюбовский был отправлен в Туркестан на полтора года и на один год в дисциплинарный батальон; Хохлов после двух недель в сумасшедшем отделении был признан негодным по болезни и отпущен; Любич послан на Китайскую границу в нестроевые роты и т.п.
- Попов Е. И. Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина. 1866-1894. (Часть первая, часть вторая). С послесловием Л.Н.Толстого. 2-е изд., Purleigh, England, издание В. Черткова, 1898 —
биография; подробно описан быт и нравы дисциплинарного батальона конца XIX века.
- Горбунов-Посадов И. И. Памяти народного учителя Евдокима Никитича Дрожжина, замученного в 1894 году
Приложение:
- Виктор Шпанец. Лобное место. Воронежский дисциплинарный батальон. Изд-во политкаторжан. Дешевая историко-революционная библиотека, № 11-12. М., 1930.
обратно в библиотеку
Петр Васильевич Ольховик
ОЛЬХОВИК, ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1875) — последователь Л.Н.Толстого, крестьянин.
Я знаю (...) Ольховика, крестьянина, отказавшегося от военной службы, за это приговоренного в дисциплинарный батальон и на пароходе обратившего конвойного солдата Середу. Середа, поняв то, что сказал Ольховик о грехе военной службы, пришел к начальству и сказал, как говорили это древние мученики: "Не хочу быть с мучителями, присоедините меня к мученикам", и его стали мучить, послали в дисциплинарный батальон, а потом в Якутскую область.
(Л. Н. Толстой. Две войны, 1898.)
- Письма Петра Васильевича Ольховика, крестьянина Харьковской губернии, отказавшегося от воинской повинности в 1895 году. Письмо Л.Н.Толстого и другие сведения, относящиеся к этому делу. Изд. В. Черткова, № 5, Лондон, 1897
- Ольховик П. В. Три письма из ссылки // «Листки «Свободного слова», Крайсчерч, Англия, № 9, 1899; № 15, 1900; № 23, 1901.
обратно в библиотеку
Леопольд Антонович Сулержицкий
СУЛЕРЖИЦКИЙ, ЛЕОПОЛЬД АНТОНОВИЧ (полное имя: ЛЕВ ЛЕОПОЛЬД МАРИЯ) (1872–1916) — русский театральный режиссер и художник, сподвижник К.С.Станиславского и учитель Е.Б.Вахтангова.
Был близок взглядам и семье Л.Н.Толстого. В 1895 отказывался от службы в армии, в связи с чем был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем отправлен на военную службу на южную границу, где считалось, что он служил — так и не взяв в руки оружия. В 1898, по просьбе Л.Н.Толстого, сопровождал первую группу духоборов, переселявшихся в Канаду, выполняя обязанности переводчика и переговорщика с властями.
обратно в библиотеку
Кондрат Алексеевич Малёваный
МАЛЁВАНЫЙ, КОНДРАТ АЛЕКСЕЕВИЧ (или: МАЛЕВАННЫЙ, КОНДРАТИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ) (1845–1913) — крестьянин Киевской губернии, проповедник собственного религиозного учения.
Последователи Малёваного в ожидании скорого конца света и наступления на земле царства мира и справедливости отказывались от военной службы и работы на помещиков, от употребления вина и мяса; преследовались и при царской и при советской власти. В 1891 Малёваный был помещен в киевскую больницу умалишенных, куда от Синода были присланы православные миссионеры, "поправлять" его в православной вере. Затем переведен в казанскую психиатрическую лечебницу, из
которой был освобожден в 1905 по «Высочайшему манифесту о веротерпимости».
- Ян Полуян. Малёванцы — история религиозного движения «малёванцев» от сообщества Духовное христианство и материалы с киевского форума с координатами современных последователей.
- Бирюков П. И. Малеванцы // «Свободное Слово», Крайсчерч, Англия, 1904, №№ 12, 13, 14.
- Свидание с сектантом Малеваным в Казанской психиатрической больнице. // «Свободное Слово», 1904, №№ 17-18.
- Приветствие русскому народу от Кондрата Малеванного. С предисл. И. М. Трегубова. М., Посредник, 1907.
- Трегубов И. М. Малеванный и малеванцы // «Календарь для каждого», 1914.
- Толстой Л.Н. Христианство и патриотизм (1894) — в III главе сравнивается народное возбуждение от заключения франко-русского мирного договора и от проповеди К.А.Малёваного.
обратно в библиотеку
Пётр Васильевич Веригин
ВЕРИГИН, ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ (или: ПЁТР ГОСПОДНИЙ) (1859–1924) — лидер большей части духоборов в Российской империи и в Канаде в 1887—1924 годах.
Был помощником руководительницы духоборов Л.В.Калмыковой; после ее смерти большая часть духоборов признала Веригина своим лидером, но все общественное имущество властями было передано брату покойной, а Веригин отправлен в ссылку. Там он познакомился с учением Л.Н.Толстого, показавшимся ему близким к исконному духоборческому. Под влиянием Веригина духоборы отказались от службы в армии, сожгли имевшееся у них оружие, стали вегетарианцами. Последовали жесточайшие репрессии, и духоборам пришлось эмигрировать в Канаду. Веригин приехал к ним из 15-летней ссылки, объединил духоборов в одну коммуну и очень успешно руководил ею. Погиб от взрыва на железной дороге при невыясненных обстоятельствах.
- Веригин П. В. Декларация братской жизни (1898 г.) — краткое изложение взглядов Веригина и его сторонников
- Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина. Под ред., вст. ст. и прим. Владимира Бонч-Бруевича и пред. В. и А. Чертковых. Издание «Свободного слова», № 47. Christchurch, Hants, England, 1901.
- Толстой Л.Н. и Веригин П.В. Переписка. СПб., «Дмитрий Буланин», 1995.
- Бирюков П. И. Духоборец Пётр Васильевич Веригин. Международная Лига Антимилитаристов, Женева, 1903.
- Бирюков П. И., Толстой Л. Н. Гонение на христиан в России в 1895 г.
- Бирюков П. И. Духоборцы: Сборник статей, воспоминаний, писем и других документов. М., «Посредник», 1908.
- Туган-Барановский М. И. Величайшая в мире коммунистическая организация (община духоборов) // «В поисках нового мира. Социалистические общины нашего времени», М., «Всерос. центр. союз потребит. о-в», 1919.
обратно в библиотеку
Александр Михайлович Добролюбов
ДОБРОЛЮБОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1876–1945) — русский поэт-символист, во второй половине своей жизни ставший странником и проповедником, главой общины своих последователей — добролюбовцев.
- Страница А.М.Добролюбова в Библиотеке Максима Мошкова — стихи, проза, «Из Книги НевидИмой» (собрание проповедей и духовной поэзии, 1905).
- Черткова А.К. «Что поют русские сектанты». Выпуск третий: Духовные стихи и распевы разных сект. М., 1912 — нотно-музыкальный альбом, есть и псалмы добролюбовцев.
- Кобринский А. А. «Жил на свете рыцарь бедный...» (Александр Добролюбов: слово и молчание) // «Ранние символисты: Н.Минский, А.Добролюбов. Стихотворения и поэмы» (серия «Новая Библиотека поэта»), СПб., 2005 — наиболее полная биография А.М.Добролюбова, очень хорошо написана, но практически ничего нет о добролюбовцах.
- Пругавин А. С. Декадент-сектант. А.М.Добролюбов // «Неприемлющие мира. Анархическое течение в русском сектантстве». М., «Задруга», 1918 — интересно о добролюбовцах, а о самом А.М.Добролюбове многое вошло в статью А.А.Кобринского.
- Маковский С. К. Александр Добролюбов — яркое воспоминание, глава из книги «Портреты современников».
- Иванова Е. Александр Добролюбов // «Прометей». Т. 12, М., «Молодая гвардия», 1980 — статья написана советским автором и напечатана в советское время, с понятным уклоном; интересна только информация о добролюбовцах во второй половине статьи.
обратно в библиотеку
Леонид Дмитриевич Семенов
СЕМЁНОВ, ЛЕОНИД ДМИТРИЕВИЧ (1880–1917) — русский поэт-символист, внук выдающегося путешественника П. П. Семёнова-Тян-Шаньского. Был близок Л.Н.Толстому и А.М.Добролюбову, с которым странствовал по стране, работал у крестьян и проповедовал. В 1907 отказывался от службы в армии, за что некоторое время провел в психиатрической больнице. Убит в суматохе 1917 года.
обратно в библиотеку
Эрнест Говард Кросби
КРОСБИ, ЭРНЕСТ ГОВАРД (Crosby, Ernest Howard) (1856–1907) — наиболее известный пропагандист толстовских взглядов в США, писатель и общественный деятель.
Был представителем США в международном суде в Египте. Под воздействием сочинений Л.Н.Толстого оставил эту службу, посетил в 1894 году Ясную Поляну и вернулся в США, где активно распространял религиозно-философские, педагогические и социально-послитические взгляды Л.Н.Толстого. Участвовал в антивоенном и антиимпериалистическом движении. Собирал средства в помощь духоборам. Пропагандировал вегетарианство. Написал биографии Э.Карпентера и У.Л.Гаррисона.
обратно в библиотеку
Уильям Джеймс
ДЖЕЙМС (или: ДЖЕМС), УИЛЬЯМ (James William) (1842–1910) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта (1902 г.) — фрагменты из книги, относящиеся к теме нашей библиотеки; о квакерах и Л.Н.Толстом, размышления о перспективах ненасилия.
- Джеймс У. Моральный эквивалент войны (1910 г.) — В 1906 году в Стенфордском Университете Джеймс произнес речь «Моральный эквивалент войны», превращенную затем в эссе; здесь дана в сокращении.
- Джеймс У. The moral equivalent of war — полный вариант на английском.
обратно в библиотеку
Марк Твен
ТВЕН, МАРК (Twain Mark) (настоящее имя: Сэмюел Ленгхорн Клеменс — Samuel Langhorne Clemens) (1835–1910) — американский писатель-сатирик, журналист и общественный деятель.
Гуманист и демократ, в последние годы жизни участвовал в антиимпериалистическом движении, что нашло отражение в ряде произведений, наиболее известные из которых: памфлет «Человеку, Ходящему во Тьме» и рассказ «Военная молитва». Некоторые из подобных произведений были опубликованы после смерти автора.
Вместо этого мы учим патриотизму, который Самюэль Джонсон сто сорок или сто пятдесят лет назад назвал последним прибежищем негодяя — и я думаю, он был прав. Я помню, когда я был мальчиком, я слышал повторявшуюся бесчисленное количество раз фразу: "Моя страна, права или неправа — моя страна!". Как же абсолютно абсурдна эта идея. Как же абсолютно абсурдно учить этому молодёжь нашей страны! («True Citizenship at the Children's Theater», 1907)
обратно в библиотеку
Уильям Дин Хоуэллс
ХОУЭЛЛС (или: ГОУЭЛЛС), УИЛЬЯМ ДИН (Howells William Dean) (1837–1920) — американский писатель и литературный критик.
Автор нескольких романов в христианско-социалистическом духе. Вместе с Марком Твеном участвовал в Антиимпериалистической лиге.
обратно в библиотеку
Оливия Шрейнер
ШРЕЙНЕР, ОЛИВИЯ (Schreiner Olive) (1855–1920) — известная южноафриканская писательница.
Умеренно интересовалась феминизмом, социализмом, пацифизмом, вегетарианством. В своих художественных и публицистических работах выступала в защиту изгоев британской империи: буров, негров, евреев, индусов. Гневно обличала колонизаторскую карательную деятельность С.Родса и Чемберлена. Выступления Оливии получили такой резонанс во всем мире, что английские военные власти во время англо-бурской войны фактически держали ее под арестом. Вероятно, она стала первой писательницей, отправленной в концлагерь. Антивоенные статьи и памфлеты Шрейнер собраны посмертно ее мужем в книгу «Мысли о Южной Африке» (1928).
обратно в библиотеку
Михаил Александрович Энгельгардт
ЭНГЕЛЬГАРДТ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1861–1915) — русский публицист и социолог.
Учился в СПб университете; за участие революционном движении был сослан в имение отца в Смоленской губернии. В годы ссылки состоял в переписке с Л. Н. Толстым. Написал ряд биографий ученых для «Биографической Библиотеки» Павленкова, занимался переводами. Интерес представляют два его исследования: «Вечный мир и разоружение», «Прогресс, как эволюция жестокости».
Энгельгардт считал, что мораль включает в себя два элемента: интеллектуальный и эмоциональный. Первый из них — это сфера этических теорий, систем, вероучений, а второй, эмоциональный элемент является реальной силой, определяющей частные и групповые интересы и мотивирующей действия. И если в сфере моральных теорий наблюдается прогресс, то в эмоциональной сфере Энгельгардт наблюдает регресс, поскольку здесь «прогрессируют» насилие и жестокость.
обратно в библиотеку
Григорий Спиридонович Петров
ПЕТРОВ, ГРИГОРИЙ СПИРИДОНОВИЧ (1866–1925) — русский православный священник, писатель и общественный деятель, проповедник, весьма популярный в дореволюционной России.
- Витухновская М. А. Григорий Петров: «Будьте строителями жизни!» // «Родина», 2002, № 2.
- Петров Г. С. Война и мир. 2-е изд. СПб., 1904 — произведение своеобразное: из четырех очерков
три - пересказ чужих произведений, замечательны рассказ Ф.Коппэ и воспоминания
А.Дюнана. Обычно такие брошюры заканчиваются призывом либо к отказу от службы в армии (если это нелегальная брошюра), либо в поддержку третейских судов (если легальная), а эта совсем необычно заканчивается гимном в честь "Красного Креста".
обратно в библиотеку
Фердинанд Домела Ньювенгейс
НЬЮВЕНГЕЙС (или: НЬЮВЕНГЮЙС, НЬИВЕНХЁЙС), ФЕРДИНАНД ЯКОБ ДОМЕЛА (Ferdinand Jacobus Domela Nieuwenhuis) (1846-1919) — голландский социалист и журналист.
В молодости был лютеранским пастором; затем порвал с церковью, в 1878 основал в Амстердаме первое Социал-демократическое объединение, переписывался с К.Марксом, возглавлял голландскую делегацию на конгрессах 2-го Интернационала, в 1888-91 был депутатом парламента. Разочаровавшись в парламентской социал-демократии, присоединился к анархистам. Особое внимание уделял антимилитаризму, выступал за право на отказ от военной службы, предлагал 2-му Интернационалу ответить на объявление войны всеобщей стачкой, в 1904 основал Международный антимилитаристский союз, во время Первой мировой войны стоял на пацифистских позициях.
- Ньювенгейс Ф. Д. Милитаризм и отношение к войне анархистов и социал-революционеров — доклад для международного конгресса анархистов 1900 г.
- Домела Ньювенгюйс. Неужели и Галлифэ — социалист? // «Свободная мысль», № 4, Апрель 1900.
- Домело-Ньювенгейс Ф. Анархизм или милитаризм // «Свобода внутри нас». № 2, 18 Октября 1917 г.
- Дамье В. В. Анархисты, синдикалисты и Первая мировая война // «Актуальные проблемы истории Первой мировой войны». М., ИАИ РАН, 2014.
- Wolfram Beyer. The flaw in the peoples' army // «Peace News». № 2447, London, June–August 2002 — диспут с К.Либкнехтом о том, сохранится ли армия при социализме, и вообще об отношении социалистов к войне.
обратно в библиотеку
Карл Либкнехт
ЛИБКНЕХТ, КАРЛ (Liebknecht Karl) (1871–1919) — деятель германского и международного социалистического движения, один из основателей Компартии Германии.
Считал милитаризм важнейшим оплотом капитализма, требовал ведения специальной антивоенной пропаганды в партии и в социал-демократической молодежной организации.
В работе «Милитаризм и антимилитаризм», вызванной полемикой с Ф.Д.Ньювенгейсом, впервые в марксистской литературе обстоятельно проанализировал милитаризм в империалистическую эпоху и теоретически обосновал необходимость антимилитаристской пропаганды как одной из форм классовой борьбы пролетариата. За эту книгу в конце 1907 году был приговорен имперским судом по обвинению в "государственной измене" к полуторагодичному заключению. На Хемницком партийном съезде 1912 года Либкнехт призывал к укреплению международной пролетарской солидарности как решающего средства борьбы с милитаризмом. В апреле 1913 года с трибуны рейхстага назвал руководителей военных монополий во главе с «пушечным королем» Круппом поджигателями войны. 2 декабря 1914 года Либкнехт один голосовал в рейхстаге против военных кредитов. В 1916 году призывал к антивоенной демонстрации, за что был приговорен военным судом к 4 годам и 1 месяцу заключения. Убит националистами в 1919 году.
Либкнехт К. «Милитаризм и антимилитаризм в связи с рассмотрением интернационального движения рабочей молодежи», М., 1960.
- I часть. Милитаризм
- II часть. Антимилитаризм
обратно в библиотеку
Шарль Нэн
НЭН, ШАРЛЬ (Naine, Charles) (1874–1926) — швейцарский социалист, отказник от службы в армии, интернационалист.
Член правления Социал-демократической партии Швейцарии, редактор газет «Часовой» и «Народное Право», адвокат. Левые идеи Шарль Нэн воспринял от социалистов-антимилитаристов: Августа Бебеля, Карла Либкнехта, Жан Жорес и др., что повлияло на его отказ от военной службы в 1903 году.
С начала Первой мировой войны Нэн присоединился к интернационалистам, участвовал в Циммервальдской конференции, входил в состав Интернациональной социалистической комиссии. Он был против применения насильственных средств для достижения социалистических целей, поэтому в 1919 выступал за восстановление умеренного, центристского II Интернационала, в 1919-21 принимал участие в основании II ½ Интернационала.
обратно в библиотеку
Альберт Шкарван
ШКАРВАН, АЛЬБЕРТ (Škarvan, Albert) (1869–1926) — словацкий последователь Л.Н.Толстого, врач, переводчик, эсперантист.
В 1895 отказался от службы военного врача, был осужден на 4-месячное одиночное тюремное заключение и лишение диплома врача. После Шкарван должен был снова служить, но под давлением мировой общественности был выпущен из страны. Несколько месяцев он провел в Ясной Поляне в качестве врача, а затем вынужден был покинуть и России. С 1897 он проживал в толстовской коммуне в Англии, затем в Швейцарии. Активно переводил статьи, «Круг Чтения» и художественные произведения Л.Н.Толстого на словацкий, чешский, венгерский, немецкий, эсперанто. В 1910 вернулся на родину. С началом Первой мировой войны снова был арестован и интернирован.
Шкарван и сам стал прототипом героев нескольких художественных произведений. В 1994 в Словакии о нем снят фильм «Albert, Albert».
- Шкарван А. Мой отказ от военной службы. Записки военного врача. Изд. В. Черткова, № 13, Purleigh, England. 1898.
- Шкарван А. Мой отказ от военной службы — фрагменты, включенные в сборник Л.Н.Толстого «Круг чтения».
- Škarvan A. Zápisky vojenského lekára. Bratislava, «Tatran», 1991 — на словацком языке
- Богатырев П. Г. Глазами словацкого друга. Дневники и воспоминания Альберта Шкарвана // «Толстой и зарубежный мир», кн. 2 («Литературное Наследство», т. 75). М., «Наука», 1965.
- Albert Škarvan, lekár, prekladateľ a spisovateľ.
обратно в библиотеку
Эдуард Карпентер
КАРПЕНТЕР, ЭДУАРД (или: ЭДВАРД) (Carpenter, Edward) (1844–1929) — английский социалист, мистический анархист, философ и поэт.
На его общественно-политические взгляды: романтическое отрицание машинной западной цивилизации, возвращение к простой и естественной жизни на земле, оказали большое влияние Г.Д.Торо, У.Моррис и Д.Рескин; на поэзию — П.Б.Шелли и У.Уитмен, с которым его соединяла многолетняя дружба. Карпентер выступал против Англо-бурской и Первой мировой войны, писал о правах животных и вегетарианстве, сыграл заметную роль в появлении Фабианского общества и Лейбористской партии. Его сочинения высоко ценили Л.Н.Толстой и М.Ганди.
- The Edward Carpenter Archive by Simon Dawson — Веб-архив работ Эдварда Карпентера.
- Эдвард Карпентер. Петроград, «Новый человек», 1915 — биографический очерк.
- Эдвард Карпентер. Я поднимаюсь из тьмы. Избранные стихотворения в прозе — из книги «К будущей демократии» («Towards Democracy», 1883).
- Эдвард Карпентер. Идеал Англии («England's Ideal», 1887):
- Эдвард Карпентер. Цивилизация, ее причина и излечение (engl: «Civilisation: Its Cause and Cure», 1889):
- Эдвард Карпентер. Какая нам нужна наука?
- Эдвард Карпентер. Тюрьмы, Полиция и Наказание («Prisons, Police, and Punishment», 1905).
- Эдвард Карпентер. Безгосударственное общество («Towards Industrial Freedom», 1917) // «Анархия и власть». М., ИВИ РАН, «Наука», 1992. С пред. переводчика: К. М. Андерсон. «Романтический анархизм Эдуарда Карпентера».
обратно в библиотеку
Сайт управляется системой
uCoz