ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ПРОЕКТА
"ВНЕ НАСИЛИЯ"

Антология ненасилия / XIX век (1815-1914 гг.)

Джонатан Даймонд

Джонатан Даймонд

ДАЙМОНД, ДЖОНАТАН (Dymond Jonathan) (1796–1828) — английский писатель, квакер.

В 1825 году Даймонд принял участие в ежегодном собрании «Общества мира» в Лондоне и создал филиал этого общества в Эксетере. Считал войну первостепенным злом, даже по сравнению с рабовладением. Приветствовал всех, кто хотел искренне работать на благо мира, независимо от их конфессии. В своих работах Даймонд вывел пацифистские аргументы против войны за рамки чисто библейского понимания, свойственного более ранним поколениям квакеров, обращался к более широкой рационалистической аргументации, доступной всем людям.

обратно в библиотеку

Уильям Ллойд Гаррисон

Уильям Ллойд Гаррисон

ГАРРИСОН, УИЛЬЯМ ЛЛОЙД (Garrison William Lloyd) (1805–1879) — основатель Американского общества борьбы с рабством, секретарь Общества непротивления в Новой Англии, публицист и поэт.

обратно в библиотеку

Эдин Баллу

Эдин Баллу

БАЛЛУ, ЭДИН (или: БАЛУ, АДИН) (Ballou, Adin) (1803–1890) — американский священник, христианский анархист, всю свою жизнь посвятивший проповеди непротивления, глава общины Hopedale (в Бостоне).

обратно в библиотеку

Теодор Паркер

Теодор Паркер

ПАРКЕР, ТЕОДОР (Parker, Theodore) (1810–1860) — американский унитарианский священник, противник рабства и войны США с Мексикой.

Паркер был настолько популярен как проповедник, что смог создать в Бостоне организацию, успешно противодействующую закону о возвращении беглых рабов. В "Кружок Паркера" входили У.Л.Гаррисон и Г.Д.Торо. Паркер был противником смертной казни и выступал за улучшение прав заключенных. Его сочинения вдохновляли А.Линкольна и М.Л.Кинга.

обратно в библиотеку

Генри Дэвид Торо

Генри Дэвид Торо

ТОРО, ГЕНРИ ДЭВИД (Henry David Thoreau) (1817–1862) — американский писатель и публицист. Автор книг “О гражданском неповиновении”, “Уолден или жизнь в лесу” и др.

Торо был проповедником упрощенных, “естественных” форм жизни, в политическом устройстве — близок к анархизму: в 1845 г. он построил себе хижину в лесу и прожил в ней два с половиной года, занимаясь сельским трудом. В Бостоне в 50-е годы существовал "Кружок Паркера", объединявший решительных сторонников освобождения негров. В него помимо Теодора Паркера входили Торо и многие друзья последнего — Эмерсон, Олкотт, Уильям Чаннинг. Антирабовладельческие настроения охватили и жителей Конкорда. Все члены семьи Торо разделяли взгляды аболиционистов. Сам он был активным сторонником движения: участвовал в так называемой "подземной дороге", т. е. помогал переправляться в Канаду беглым рабам, критиковал рабство в своих теоретических и публицистических сочинениях.

Цитаты из книг Торо:

“Я думаю, что мы прежде всего должны быть людьми, а уже потом подданными. Нежелательно воспитывать в себе уважение к закону такое же, как к добру. Закон никогда не делает людей более справедливыми, а, напротив, вследствие уважения к закону хорошие люди делаются наполнителями несправедливости”.

“Как удивительно то, что мир терпит и воспринимает из высших откровений истины только самые древние и теперь уже несвоевременные, но всякое прямое откровение, всякую самобытную мысль он считает ничтожною, иногда прямо ненавидит!”

обратно в библиотеку

Хуан Баутиста Альберди

Хуан Баутиста Альберди

АЛЬБЕРДИ, ХУАН БАУТИСТА (Alberdi Juan Bautista) (1810-1884) — аргентинский государственный деятель, дипломат, социолог, писатель; его сочинения послужили основой для конституции Аргентинской республики.

В 1864 году началась Парагвайская война, длившаяся до 1870 года. Против Парагвая сражались Бразилия, Аргентина и Уругвай. В результате Парагвай оказался полностью разгромленным, от его прежней территории остались клочки, была уничтожена большая часть парагвайского населения. В знак протеста против этого Альберди ушел со всех государственных постов и стал активно выступать против позиции аргентинского правительства и против войны вообще. Написал книгу «Преступление войны», переведенную на многие языки мира, выдержавшую несколько изданий в Латинской Америке и пользующуюся там большой популярностью и по сей день. В книге "Преступление войны" Альберди осудил войну как уголовное преступление и выдвинул тезис об ответственности правительств за развязывание войны. В его книге сочетался христианский пацифизм с либеральным, то есть он как бы являлся предшественником и Берты фон Зуттнер и Л.Н.Толстого.

обратно в библиотеку

Анри Дюнан

Анри Дюнан

ДЮНАН, АНРИ (Dunant Henry) (1828-1910) — швейцарский предприниматель и общественный деятель, основатель Международного Красного Креста, первый Нобелевский лауреат мира (1901 г., вместе с Фредериком Пасси)

Выбор Нобелевского комитета вызвал противоречивые суждения, некоторые считали, что попытки Дюнана смягчить последствия войны ведут к ее узаконению. Однако премией отмечался прежде всего вклад Дюнана в мирное сотрудничество народов.

обратно в библиотеку

Карл Клейн

Карл Клейн

КЛЕЙН, КАРЛ (Klein Karl) (1838-1898) — французский (эльзасский) сельский священник.



обратно в библиотеку

Виктор Гюго

Виктор Гюго

ГЮГО, ВИКТОР МАРИ (Hugo Victor Marie) (1802–1885) — всемирно известный французский писатель, член Французской Академии; публицист, общественный деятель, политэммигрант.

Гюго был участником и организатором ряда антивоенных конгрессов. Был сторонником объединения европейских стран в Соединенные Штаты Европы. Выступал против смертной казни как за политические, так и за уголовные преступления. Во время Парижской Коммуны защищал жертв сначала красного, а потом белого террора. За свои гуманистические взгляды и сам Гюго и его семья неоднократно подвергалась репрессиям.

обратно в библиотеку

Берта фон Зуттнер

Берта фон Зуттнер

ЗУТТНЕР, БЕРТА фон (von Suttner Bertha Felicie Sophie) (1843–1914) — австрийская писательница, деятель международного антивоенного движения, первая женщина-лауреат Нобелевской премии мира.

обратно в библиотеку

Шарль Рише

Шарль Рише

РИШЕ, ШАРЛЬ РОБЕР (Charles Robert Richet) (1850–1935) — французский физиолог и бактериолог, Нобелевская премия по медицине 1913 года. С 1914 член Парижской Академии Наук; в 1932 вице-президент, в 1933 президент.

Принимал активное участие в борьбе за мир — в духе Берты фон Зуттнер.

обратно в библиотеку

Николай Сазонтович Ильин

Николай Сазонтович Ильин

ИЛЬИН, НИКОЛАЙ САЗОНТОВИЧ (1809–1890) — автор мистических сочинений, основатель религиозного движения «Десное Братство» или «еговистов-ильинцев» (иногда: «иеговисты»).

Капитан артиллерии в отставке, Н. С. Ильин в 1850 написал религиозное сочинение «Сионская весть». Основываясь на Апокалипсисе он предвозвещал грядущую в скором времени битву между Богом и Сатаной и затем установление на земле царства Божьего. В 1859 Н. С. Ильин был отправлен на Соловки, в монастырь на 20 лет, а его последователи распространились на Урале, в Средней Азии, на Кавказе и на Украине. В сочинениях Ильина резко обличаются церковное христианство и земные власти; его последователи празднуют субботу и ветхозаветные ограничения в пище, отказываются от военной и полицейской службы, иногда от уплаты налогов, — за что подвергались репрессиям и в царское время, и в советское, и в настоящее.

Так как еговисты суть рабы мира и любви, то посему они не должны иметь при себе никакого оружия и ни только не убивать, но даже и кровь человеческую не проливать — Н. С. Ильин.

обратно в библиотеку

Неплательщики

НЕПЛАТЕЛЬЩИКИ — протестное народное движение, появившееся в Пермском крае в 1862 году.

Первоначально движение было чисто социальное, но вскоре превратившееся в религиозное, позаимствовав у старообрядцев Страннического толка ("бегунов") учение о близком Конце Света и царе-антихристе. Определенного ярко выраженного лидера не имело. Неплательщики отказывались от уплаты налогов, военной службы, зачастую от документов и хождения в церковь. Контактировали с народовольцами и, позднее, с анархо-коммунистами. Участники подвергались серьезным и незаконным репрессиям и ссылке, благодаря чему неплатильщики распространились по Уралу и Сибири. Небольшие общины существуют до сих пор в Якутии и Восточной Сибири.

обратно в библиотеку

Василий Кириллович Сютаев

Сютаев Василий Кириллович

СЮТАЕВ, ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ (1819–1892) — крестьянин Тверской губернии, основатель религиозно-нравственного учения, повлиявший на Л.Н.Толстого.

Сютаев обосновывал своё учение единственно на Новом Завете, который он знал наизусть. "Истинное христианство в любви — где любовь, там и Бог". Все неустройства жизни, по мнению Сютаева, происходят от недостатка любви среди людей; от того же зависит и величайшая несправедливость — война. К осуществлению своего идеала Сютаев и его последователи стремились путём самосовершенствования. Они старались жить безупречно, говорить всегда правду, делиться всем и со всеми; не ходили в церковь, не признавали таинств, отрицали присягу. Сын Сютаева при поступлении в военную службу отказался присягать и брать оружие, за что был отправлен в дисциплинарный батальон.

Сютаева посещали Л.Н.Толстой, А.С.Пругавин, К.П.Победоносцев. И.Е.Репин написал с него картину «Сектант» (1882 г.). Л.Н.Толстой: "Да, удивительно! Мы с Сютаевым совершенно различные, такие непохожие друг на друга люди ни по складу ума, ни по степени развития, шедшие совершенно различными дорогами, пришли к одному и тому же совершенно независимо один от другого!" "За всю мою жизнь два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне мое миросозерцание. Люди эти были не русские поэты, ученые, проповедники, — это были два живущие теперь замечательные человека, оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу, — крестьяне Сютаев и Бондарев".

обратно в библиотеку

Александр Капитонович Маликов

Книга о А.К.Маликове

МАЛИКОВ, АЛЕКСАНДР КАПИТОНОВИЧ (1839–1904) — участник народнического движения; основатель религиозно-этического учения о "богочеловеках".

Его взгляды получили распространение в среде русской радикальной интеллигенции в 1870-х годах, в самый разгар "хождения в народ". Вместе со своими последователями пытался устроить коммуну в Америке. Как полагают, взгляды А. К. Маликова на насилие и ненасилие, государственное и революционное, повлияли на Л. Н. Толстого.

обратно в библиотеку

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

ОТДЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА, посвященная Л.Н.Толстому и его последователям

ТОЛСТОЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828–1910) — великий русский писатель, мыслитель и общественный деятель.

обратно в библиотеку

Павел Иван Бирюков

Павел Иван Бирюков

БИРЮКОВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1860–1931) — известный последователь и биограф Л.Н.Толстого, издатель и общественный деятель.

Родился в Костромской области, в дворянской семье; учился в Морской академии, работал в «Главной физической обсерватории» в Петербурге. С конца 1880-х стал сотрудничать с толстовским издательством «Посредник». В 1892 трудился в столовых Самарской губернии, устроенных Толстым во время голода. В 1895 ездил на Кавказ для исследования духоборческого движения и преследования их со стороны правительства. За составленное им воззвание в поддержку гонимых духоборов «Помогите!» в 1897 был отправлен в ссылку. Жил в Англии и Швейцарии, активно участвуя в пропаганде толстовских взглядов, издавал журнал «Свободная мысль». Выпустил книгу по истории духоборов и написал очерк о малёванцах. Двадцать лет собирал материалы для подробнейшей биографии Л.Н.Толстого в 4-х томах. В начале 1920-х годов помогал развитию религиозных коммун в СССР. В 1923 уехал в Канаду к духоборам, где под его руководством были открыты школы и библиотеки.

обратно в библиотеку

Иван Иванович Горбунов-Посадов

Павел Иван Бирюков

ГОРБУНОВ-ПОСАДОВ (наст. фамилия: ГОРБУНОВ), ИВАН ИВАНОВИЧ (1864–1940) — поэт, переводчик, педагог, глава толстовского издательства «Посредник».

Родился в посаде Колпино, близ Петербурга, в семье инженера-механика. С 1884 стал последователем Л.Н.Толстого. Начал сотрудничать с издательством «Посредник»: сначала распространяя издания по петербургским фабрикам и заводам, по пригородным деревням; потом как автор стихов и рассказов, редактор и составитель сборников. В 1891 активно участвовал в помощи голодающим крестьянам, организованной Л.Н.Толстым.

В 1897, в связи с высылкой за границу основателей «Посредника» В.Г.Черткова и П.И.Бирюкова, Горбунов-Посадов становится его главой. «Посредник» активно выпускает сочинения Л.Н.Толстого и близких по взглядам авторов — Горбунов-Посадов девять раз подвергается судебному преследованию; за напечатание «Круга Чтения» Л.Н.Толстого он был приговорен к заключению в крепость сроком на один год. Издательство становится лидером в области сельскохозяйственной литературы; знакомит русского крестьянина и его детей с классикой мировой литературы и с жизнью других народов, избавляя от расовых предрассудков и искусственно внушенной вражды к другим народам; пропагандирует вегетарианство, гуманное отношение к животным, кооперативное движение, борется с алкоголизмом, выпускает недорогую литературу для детей и юношества. В 1907—1918 И.И.Горбунов-Посадов со своей женой редактирует радикальный педагогический журнал «Свободное Воспитание», а в 1909—1918 — журнал для детей «Маяк».

В 1917-18 были выпущены ранее запрещенные произведения И.И.Горбунова-Посадова. Он активно включается в общественную жизнь. В 1917 под редакцией Горбунова-Посадова вышло два номера журнала «Обновление жизни». В 1921 И.И.Горбунов-Посадов и В.Г.Короленко организовали в Полтаве помощь голодающим. С 1921 «Посредник» практически прекратил свою деятельность. После смелого выступления на юбилее Л.Н.Толстого в 1928, Горбунова-Посадова перестали печатать. В настоящее время происходит возрождение интереса к его творчеству.

обратно в библиотеку

Евдоким Никитич Дрожжин

Евдоким Никитич Дрожжин

ДРОЖЖИН, ЕВДОКИМ НИКИТИЧ (1866–1894) — последователь Л.Н.Толстого, сельский учитель.

Отказался от службы в армии и, пройдя ряд мытарств в дисциплинарном батальоне, заболел и умер от чахотки. Это был первый мученик толстовского движения — к отказывавшимся от службы в армии до него судьба была более благосклонна: Залюбовский был отправлен в Туркестан на полтора года и на один год в дисциплинарный батальон; Хохлов после двух недель в сумасшедшем отделении был признан негодным по болезни и отпущен; Любич послан на Китайскую границу в нестроевые роты и т.п.

обратно в библиотеку

Петр Васильевич Ольховик

Петр Васильевич Ольховик

ОЛЬХОВИК, ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1875) — последователь Л.Н.Толстого, крестьянин.

Я знаю (...) Ольховика, крестьянина, отказавшегося от военной службы, за это приговоренного в дисциплинарный батальон и на пароходе обратившего конвойного солдата Середу. Середа, поняв то, что сказал Ольховик о грехе военной службы, пришел к начальству и сказал, как говорили это древние мученики: "Не хочу быть с мучителями, присоедините меня к мученикам", и его стали мучить, послали в дисциплинарный батальон, а потом в Якутскую область.

(Л. Н. Толстой. Две войны, 1898.)

обратно в библиотеку

Леопольд Антонович Сулержицкий

Леопольд Антонович Сулержицкий

СУЛЕРЖИЦКИЙ, ЛЕОПОЛЬД АНТОНОВИЧ (полное имя: ЛЕВ ЛЕОПОЛЬД МАРИЯ) (1872–1916) — русский театральный режиссер и художник, сподвижник К.С.Станиславского и учитель Е.Б.Вахтангова.

Был близок взглядам и семье Л.Н.Толстого. В 1895 отказывался от службы в армии, в связи с чем был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем отправлен на военную службу на южную границу, где считалось, что он служил — так и не взяв в руки оружия. В 1898, по просьбе Л.Н.Толстого, сопровождал первую группу духоборов, переселявшихся в Канаду, выполняя обязанности переводчика и переговорщика с властями.

обратно в библиотеку

Кондрат Алексеевич Малёваный

К. А. Малёваный

МАЛЁВАНЫЙ, КОНДРАТ АЛЕКСЕЕВИЧ (или: МАЛЕВАННЫЙ, КОНДРАТИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ) (1845–1913) — крестьянин Киевской губернии, проповедник собственного религиозного учения.

Последователи Малёваного в ожидании скорого конца света и наступления на земле царства мира и справедливости отказывались от военной службы и работы на помещиков, от употребления вина и мяса; преследовались и при царской и при советской власти. В 1891 Малёваный был помещен в киевскую больницу умалишенных, куда от Синода были присланы православные миссионеры, "поправлять" его в православной вере. Затем переведен в казанскую психиатрическую лечебницу, из которой был освобожден в 1905 по «Высочайшему манифесту о веротерпимости».

обратно в библиотеку

Пётр Васильевич Веригин

П. В. Веригин

ВЕРИГИН, ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ (или: ПЁТР ГОСПОДНИЙ) (1859–1924) — лидер большей части духоборов в Российской империи и в Канаде в 1887—1924 годах.

Был помощником руководительницы духоборов Л.В.Калмыковой; после ее смерти большая часть духоборов признала Веригина своим лидером, но все общественное имущество властями было передано брату покойной, а Веригин отправлен в ссылку. Там он познакомился с учением Л.Н.Толстого, показавшимся ему близким к исконному духоборческому. Под влиянием Веригина духоборы отказались от службы в армии, сожгли имевшееся у них оружие, стали вегетарианцами. Последовали жесточайш