Владимир Галактионович Короленко

К ДЕСЯТИЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ Л.Н. ТОЛСТОГО

Л. Н. Толстой был самым ярким представителем русской интеллигенции, и не только в том смысле, что он был гениальный художник, заметнейший в мире представитель русского художественного творчества, но и в том, что он чутко переживал все вопросы, которыми болела интеллигенция его времени. Правда, во многом он с нею расходился, ко многому в ней относился отрицательно, но никогда не относился равнодушно к вопросам, ее волновавшим. И русская интеллигенция, далеко порой расходившаяся с ним в практических и даже моральных выводах, никогда не относилась равнодушно к его личности, к его мысли и деятельности.

Наше общество в царствование Александра II пережило, как известно, период надежд. Казалось, перед нами открывается путь развития и правды. Но самодержавие истощило на краткий период реформ все свои творческие силы и остановило дальнейшее развитие страны. Жизнь остановилась, начала глохнуть и разлагаться. И прежде всего это почувствовала интеллигентская молодежь, то есть именно та часть общества, в которой должен бы совершаться насильственно задержанный общественный рост.

Тогда общество в этой именно молодой своей части начинает испытывать лихорадочное болезненное беспокойство... И вот, начиная с шестидесятых годов, в России возникает почти непрерывный ряд так называемых студенческих волнений.

Маркс был несомненно великий мыслитель, давший очень много для понимания экономических феноменов, но многие его взгляды вне этой области были односторонни и узки. Со времени марксизма принято считать ни во что такие, например, двигатели, как совесть. В расчет принимаются только интересы и силы для их поддержания. Достаточно, однако, сколько-нибудь внимательно вглядеться в историю, чтобы убедиться, что работа совести в человеческих душах часто сама становится значительной движущей силой. Так, перед Великой французской революцией, ранее, чем заговорили «классовые интересы», внятно говорила уже общественная совесть, говорила языком философов, энциклопедистов, встречавших приверженцев даже в тех классах, которым переворот был прямо не выгоден. Есть в работе человеческого ума и человеческой совести своя обязательность. Кто-то сказал: если бы материальные интересы этого потребовали, то даже дважды два четыре стало бы предметом спора. Мы видим однако, что часто бывает выгодно известным общественным категориям, чтобы дважды два было не четыре, а пять, но всегда такое дело обречено на скорую гибель. Перед Галилеем стояла альтернатива: или признать, что солнце вращается вокруг земли, или погибнуть на костре. Он уже смалодушествовал и готов был согласиться с инквизицией, но давление внутренней обязательности вывода прорвалось невольным восклицанием, которое грозило старику костром: «А все-таки она вертится».

То же можно сказать о работе совести. Человечество не даром жило тысячелетия. Каждое столетие откладывало свою долю нравственно обязательного в понятиях о добре и зле. Это может временно затемниться, но никогда совсем не исчезает.

В этом смысле русская интеллигенция переживает в течение нескольких поколений свою глубокую трагедию: ум и совесть диктовали одно, весь уклад жизни, реальные интересы требовали другого.

Вот почему с первой четверти прошлого столетия мы видим, что русское общество потрясается взрывами вне каких бы то ни было классовых интересов. Первые русские революционеры были привилегированные гвардейские офицеры. Затем после некоторого промежутка в России начинается ряд волнений учащейся молодежи, которые уже не прекращались до падения монархии. Каждое поколение молодежи как бы останавливается в раздумье на пороге жизни, выбирая один из двух предстоящих ему путей: путь подчинения, на котором ждут теплые места, обеспеченная карьера, одним словом, реальные интересы, или путь противления и борьбы. В большинстве жизнь брала свое: люди смирялись перед требованиями реальной жизни, но каждое поколение выделяло известный осадок, питавший в обществе и народе противоправительственное настроение. И это было в то время, когда классовые интересы еще молчали, а народ самые волнения среди оппозиционно настроенной интеллигенции объяснял раздражением господ против царей за освобождение крестьян.

В 70-х годах возникло среди русской интеллигенции довольно широкое «движение в народ». Как оно ни было наивно, все-таки это была попытка объяснить народу его действительные интересы и невыгодность для него самодержавного строя. Народ не двинулся, правительство ответило небывалыми репрессиями.

Оставалось или обратиться к медленному пути пропаганды, требовавшему времени и жертв, или перейти к борьбе собственными силами, без поддержки народных масс.

Альтернатива страшная, полная трагического значения. В 1877 году, во время одного процесса о пропаганде (процесс 50-ти), рабочий Петр Алексеев произнес яркую речь, в которой обрисовал роль русской интеллигенции в пробуждении рабочего класса: «Она одна пойдет с нами до тех пор, пока мозолистая рука рабочего люда не поднимется, чтобы свергнуть иго деспотизма». Но пока «мозолистая рука» еще не подымалась, и отдельные рабочие только от времени до времени увеличивали ряды жертв из интеллигенции, не придавая ей, казалось, реальной силы.

В воздухе уже носилась идея и предчувствие террора, последнего средства отчаяния и бессилия. Нужно сказать, что русская интеллигенция не сразу вступила на этот роковой путь. Известно, что Вера Ивановна Засулич, ответившая выстрелом в Трепова на грубое и оскорбительнее истязание политического заключенного Боголюбова, всю остальную жизнь была противницей террора и искала хотя медленного, но более прямого пути в социал-демократических организациях народных масс. Уже став на роковой путь террора, революционная интеллигенция то и дело обращалась к правительству с приглашением дать обществу политическую свободу, которая бы открыла русской интеллигенции возможность исполнить свое прямое назначение: служить в обществе ферментом жизненного роста. Вера Фигнер, одна из видных участниц цареубийства, говорила на суде, стоя перед возможностью смертного приговора: «Я считаю самым существенным, чтобы явились наконец условия, при которых интеллигенция получила бы наконец возможность развития своих сил и приложения их на общую пользу. Теперь таких условий не существует». Это повторялось много раз. В Якутской области я встретил молодых рабочих, учеников Халтурина, который произвел взрыв царского дворца. Они рассказывали, что он со слезами на глазах убеждал их работать над просветлением сознания рабочих масс, но заклинал не становиться на путь террора, которым уже шел сам...

Многие чувствовали, что это путь роковой и страшный, и нечто вроде коллективного предчувствия его опасности как бы носилось над тем поколением. Многие, быть может, удивятся, когда я скажу, что самая, так сказать, толстовская из всех толстовских теорий, — непротивление злу насилием, — навеки связанная с его именем, впервые возникла на почве чисто революционного брожения молодежи. Но это было именно так, и я знаю человека, в уме и совести которого она возникла ранее, чем у самого Толстого.

В 70-х годах был популярен среди революционной молодежи кружок так называемых чайковцев, названых так по имени основателя, Николая Васильевича Чайковского. Видным членом этого кружка был близкий друг Чайковского, Александр Капитонович Маликов, давно захваченный движением молодежи своего поколения. Он привлекался еще к каракозовскому делу, хотя и не был причастен к самому покушению. Он был сын крестьянина и по окончании университета поступил судебным следователем в один из заводских районов. Здесь первая же попытка борьбы за интересы рабочих против всесильных заводоуправлений вызвала его отставку и ссылку в Архангельскую губернию. Это толкнуло его на революционный путь, и, возвратясь из ссылки, он становится в Орле одним из основателей и деятельным членом чайковцев. Впоследствии я встречал его, будучи в ссылке в Перми. Это был человек пылкого темперамента с сильно проповеднической жилкой. Я знал его уже значительно успокоившимся, но и тогда по времени он загорался. Тогда его красноречие неслось бурным потоком, увлекавшим и его, и окружающих.

В этом-то пламенном уме возникла первая идея непротивления злу насилием. Это было нечто вроде пророческого наития. Один очевидец рассказывал впоследствии, что оставил Маликова в обычном революционном настроении, отправляясь с его наставлениями в революционную экскурсию по губернии, но, вернувшись довольно скоро, нашел его преображенным, пережившим переворот.

Трудно сказать, какой именно душевный процесс привел к этому революционера-интеллигента. Есть, быть может, нечто вроде коллективных предчувствий... Быть может, перед многими умами и перед многими совестями людей того поколения носилось предчувствие страшного выбора, который предстоял данному поколению в близком уже будущем, и чуткие совести невольно содрогались при этой альтернативе... Как бы то ни было, в Орле вокруг Маликова началось своеобразное революционное брожение на религиозной почве. «В каждой человеческой душе, — говорил Маликов, — есть Бог. Стоит найти его, и тогда человек преображается и становится неспособен на неправду. Значит, нужно нести и в народ, и к властям одинаково смелую проповедь высшей правды и ею победить существующее насилие и зло».

У Маликова явились последователи, горячо захваченные его проповедью, которые тотчас же, в свою очередь, двинулись на проповедь. Вскоре удивленные жандармы стали приводить новых потрясителей основ, которые на ярмарках и базарах открыто говорили о неправде существующего строя и царской власти с книгами Священного писания в руках. Так двинулись на проповедь артиллерийские офицеры Аитов и Теплов, при аресте которого на площади в Муроме найдены лишь выписки из Священного писания...

Так как вскоре обнаружилось, что душой движения был Маликов, то его вскоре же арестовали. Он следуя своей теории, стал проповедовать и в третьем отделении, озадачивая его членов смелыми нaпaдками на основы существующего строя и вместе проповедью кроткости. Эту проповедь слушала комиссия, в которую входили, между прочим, знаменитый в те времена жандарм Слезкин и не менее знаменитый прокурор Жихарев. Другие члены комиссии были люди того же типа. Они, разумеется, прослушали пламенную проповедь с большим интересом, может быть, даже были местами растроганы, во всяком случае пожимали руки красноречивому проповеднику, но... не могли все-таки допустить, чтобы открыто подрывались основы власти и существующего строя, хотя бы и при помощи Священного писания. Новым проповедникам пришлось уехать в Америку8 и там искать почву для проповеди нового социализма на христианской основе. Этот эпизод очень характерен в свою очередь для скитаний русских искателей правды, и я рассказываю о нем в другом месте.

Когда я встретился с Маликовым, в начале 80-х годов, это был человек пожилой, семейный и значительно уже успокоившийся. Он был обременен семейными заботами, но проповедническая жилка все еще по временам в нем сказывалась: он все еще строил планы, и порой в нем просыпался проповедник. Тогда волосы над крутым лбом вставали дыбом, глаза метали искры, и он весь дрожал от вдохновения. Но все-таки, он не был уже центром «богочеловеческого движения» (так называли в свое время кружок Маликова). Но его идея осталась. Она встретила на своем пути русского гениального писателя, такого же смятенного, также искавшего правды в человеческих отношениях, и засверкала в его изложении на весь мир. Пути скитальцев-богочеловеков, вернувшихся из Америки, случайно или неслучайно встретились по дороге с Л. Н. Толстым. Один из них стал учителем его детей, другой одно время управлял его имением. Маликов навещал их часто и рассказывал мне о своих беседах с Л. Н. Толстым. Есть все основания думать, что для Л. Н. Толстого, как известно, легко заражавшегося чужим искренним и цельным настроением, идея непротивления впервые явилась под влиянием пламенного красноречия Маликова.

Я привел этот эпизод в подтверждение мысли, что Л. Н. Толстой был не только гениальный и всемирно и известный писатель, но и русский интеллигент по преимуществу. Русский интеллигент, с его метаниями по бездорожьям, с его страстными исканиями правды, с преклонением перед непосредственной правдой народной, под которой он разумел главным образом душевную цельность и непосредственность. В другом месте я старался показать эту вечную тоску по непосредственности, всю жизнь не покидавшую Толстого. Она проводила его и в могилу. В одном из моих произведении, еще не увидевших света, я рассказываю о своем свидании с Толстым в Крыму, во время его болезни. Начинавшаяся тогда революционная борьба, в которой принимали уже значительное участие рабочие и народ, заставила дрогнуть интеллигентскую душу Толстого, и он невольно выражал сочувствие фактам борьбы и даже борьбы насилием.

Я не стану приводить здесь подробностей, — мое сообщение и без того затянулось. Закончу тем, с чего начал: Л. Н. Толстой является лучшим представителем русской интеллигенции, в ее требованиях правды, и метаниях в поисках этой правды и в ее трагедии. Даже такая, по-видимому, далекая от борьбы теория, как теория непротивления злу насилием, в сущности родилась среди кипения революционных страстей, и Толстой подслушал и уловил ее в смятенной русской интеллигентной душе. Это было невольное содрогание этой души перед страшными путями, на которые толкнула ее сила вещей.

Жизнь сложна. Можно не принадлежать к числу сторонников толстовской теории, можно отрицать ее, можно полемизировать с нею, как это делал в свое время и я, но невозможно не преклоняться перед красотой этой великой смятенной души, как можно не верить даже в реальное существование Христа и все-таки восхищаться высотой этого измечтанного человечеством образа.

В наше время, время общего ожесточения и порой нечеловеческой, а почти звериной борьбы, особенно важны напоминания о человечности, и я приветствую устроителей этого вечера, напомнивших нам о прекрасной, вечно взволнованной душе первого русского интеллигента.

Полтава,

20 ноября 1920 г.

Примечания

1. В.Г. Короленко и Л.Н. Толстого связывали добрые отношения, которые нашли отражение в трех встречах писателей (в 1886, 1902 и 1910 гг.) и их переписке. Короленко еще при жизни Толстого написал о нем несколько статей, в частности, к 80-летию писателя в 1908 г. «Лев Николаевич Толстой. Статья первая» и «Л.Н. Толстой. Статья вторая». На следующий день после кончины Толстого, 8 (21) ноября 1910 г., газета «Речь» поместила заметку Короленко «Умер». Затем последовала поездка Короленко на похороны писателя, написание им еще одной статьи о гиганте литературы «Великий пилигрим». В главе XI очерков «Земли! Земли!» Короленко вновь вернулся к воссозданию образа гениального мастера слова (см.: Короленко В. Г. Собр. соч. в 10-ти т., т. 8, с. 95—143). И как знаменательно, что недомогающий Короленко через два месяца после завершения своих «Писем к Луначарскому» нашел в себе силы откликнуться на приглашение принять участие в вечере, посвященном 10-летию со дня смерти Толстого. И хотя вследствие болезни писатель не смог присутствовать на вечере, написанное им выступление было там прочитано. Эта статья, помеченная 20 ноября 1920 г., оказалась одной из самых последних в ряду публицистических статей писателя. Впервые она была напечатана в 24-м томе Полного посмертного собрания сочинений Короленко в Харькове в конце 20-х годов (с. 307— 314), а затем к 80-летию со дня смерти Толстого в «Литературной России» (1990, № 46, 14 ноября). Публикуется по машинописному экземпляру с поправками автора: ОР РГБ, ф.135/1, к. 13, д. 730, л. 1-6).

2. Короленко еще в 80—90-х гг. XIX в. довольно серьезно изучал работы К. Маркса и Ф. Энгельса. В отличие от царивших в народнической среде настроений, он не испытывал по отношению к марксизму никакой враждебности, считая в 1898 г., что это «явление, во всяком случае, живое и интересное. Несомненно, что они (марксисты. — Сост.) вносят свежую струю, даже своими увлечениями, и уж во всяком случае заставляют многое, многое пересмотреть заново». В те годы Короленко искал союза с марксизмом на почве «человека» и «человечности». Однако он неоднократно высказывал резкую критику некоторых постулатов марксизма, считая его в целом «городским» мировоззрением, пригодным лишь для разрешения «городских вопросов». «...Ближайшие вопросы нашей жизни, гордиев узел политического дня, — далеко не в руках рабочего класса», — утверждал он, называя пролетариат лишь «союзником дела свободы» (см.: Бялый Г.А. В.Г. Короленко. М.-Л., 1949, с. 250—254, 256, 262, 274). Само собой разумеется, что еще большее неприятие Короленко вызвала трансформация многих марксистских положений в послереволюционные годы приносившая на практике неисчислимые бедствия и страдания.

3. Алексеев Петр Алексеевич (1849—1891) — рабочий-ткач, включившийся в революционную деятельность на фабрике Торнтона в Петербурге в начале 70-х гг. XIX в. В 1875 г. арестован и судим по процессу «50-ти». Приговорен к 10 годам каторги. На Кару прибыл в 1882 г., в 1884 г. вышел на поселение в Якутскую область. Короленко встречался с Алексеевым во время своих тюремных и ссыльных скитаний.

4. Взрыв в Зимнем дворце был произведен 5 февраля 1880 г. Халтуриным Степаном Николаевичем (1857—1882), работавшим там столяром под именем Степана Батышкова. В «Истории моего современника» Короленко сообщал, что одним из рабочих, учеников Халтурина, с которым он встречался в Якутской области, был А.П. Павлов, рассказывавший об осуждении террора Халтуриным, закончившим «жизнь виселицей после убийства военного прокурора в Одессе» (Короленко В.Г. Собр. соч. в 10-ти т., т. 7, с. 319).

5. Чайковский Николай Васильевич (1850—1926) прошел путь от руководителя политического кружка «чайковцев», основанного в 1869 г., эсера в 1906—1910 гг., одного из лидеров партии энесов в 1917 г. до лидера антисоветского Северного правительства в Архангельске и члена деникинского правительства на юге. После разгрома кружка «чайковцев» в 1874 г. стал последователем идей Маликова и эмигрировал с ним в Америку. Умер в эмиграции в Париже.

6. Короленко подробно описал жизнь и деятельность Маликова Александра Капитоновича (1839—1904), учение «богочеловеков», а также рассказал о последователях Маликова, офицерах Аитове Давиде Александровиче и Теплове Николае Никитовиче в третьей книге «Истории моего современника» и в статье о Л.Н. Толстом «Великий пилигрим» (см.: Короленко В.Г. Собр. соч. в 10-ти т., т. 7, с. 174—213; т. 8, с. 125—136). Короленко познакомился с Маликовым в 1880 г. в Перми и поддерживал с ним отношения долгие годы.

7. Каракозов Дмитрий Владимирович (1840—1866) — в начале 60-х гг. XIX в. был членом кружка учащейся молодежи во главе с его двоюродным братом Н.А. Ишутиным. 4 апреля 1866 г. стрелял в Петербурге в Александра II, но промахнулся. 3 сентября того же года повешен. После покушения Каракозова в стране были произведены многочисленные аресты.

8. В «Истории моего современника» Короленко рассказал не только о скитаниях в Америке Маликова, Чайковского и других «богочеловеков», но и об американской эпопее Линева Ивана Логгиновича, с которым писатель подружился в Якутской ссылке (см.: Короленко В.Г. Собр. соч. в 10-ти т., т. 7, с. 331—336).

9. Короленко имеет в виду уже упоминавшуюся выше главу XI «Разговор с Толстым. Максимализм и государственность» из очерков «Земли! Земли!», в которой рассказывалось о встрече с Толстым в Крыму в 1902 г.

С.Н.Дмитриев

ВЕЛИКИЙ ПИЛИГРИМ
(фрагменты)

(...)В 1880 году я был в административной ссылке в Перми. Там же в то время находился Александр Капитонович Маликов с семьей, которая состояла из жены (Клавдия Степановна Пругавина) и нескольких детей. О Маликове существует, хотя и небольшая, литература; его имя мелькало не раз в мемуарах из того времени, порой в судебных отчетах по политическим делам (Нечаевский процесс, Большой процесс), и, наконец, г. Фаресов посвятил ему систематический очерк. Это была фигура чрезвычайно характерная и яркая, — "вечный бродяга и искатель", кидавшийся по разным областям жизни и веры: начав карьеру судебным следователем на Урале, он пришел в резкое столкновение с властями на почве запутанных заводских отношений и был вынужден выйти в отставку. Потом он попал в ссылку в Архангельскую губернию. Оттуда его кинуло в Америку, в общину коммуниста Фрея, последователя "позитивной религии" Конта. В то время, когда я его узнал, это был человек лет за сорок, с некрасивым, но необыкновенно выразительным лицом, с гримасой вместо улыбки, с огромным запасом юмора и не меньшим запасом энтузиазма. Все мы хохотали, когда он рассказывал о своих похождениях в Америке, о коммунистической общине, о разных типах русских чудаков, бродивших по свету в поисках новой правды. Но порой эти юмористические рассказы сменялись проповедью. В один из периодов своей бродячей жизни, проживая в Орле с товарищами, Маликов сошелся с кружком "чайковцев". Это была группа людей, желавших политического переворота, но в основу своей "революционной" деятельности положившая начала чистейшей нравственности. Когда кружок был разгромлен и распался, одни участники рассеялись по разным революционным течениям вплоть до террористического. Другие пошли дальше в прежнем направлении. Развивая идею новой нравственности, они пришли к необходимости религиозной веры. Маликов, Аитов, Чайковский и некоторые другие стали проповедывать "богочеловечество", святость физического труда и... непротивление насилием. Аитов, бывший офицер, оставил службу и с каким-то товарищем отправился пешком по русским дорогам, всюду открыто проповедуя братство людей, отказ от военной службы и довольно туманные основы новой веры. Дело, конечно, кончилось арестом. В журнале "Вперед" была напечатана заметка о новом движении. Редакция предостерегала против этого "беспочвенного" увлечения и звала сектантов вернуться к общему делу на прежних началах.

После этого Маликов и уехал в Америку, чтобы там приобщиться к святости трудовой жизни. Основой ее признавался земледельческий труд.

Община Фрея потерпела неудачу. Маликов вернулся в Россию и поступил на железную дорогу. Семья росла, но неугомонный мечтатель смотрел на свою службу, как на переходную ступень: заработает денег, купит клок земли и будет жить на ней со всей семьей.

На этом я пока оставлю Маликова и его историю. История эта имела яркое и характерное продолжение, но я упомянул о ней лишь в связи с Л. Н. Толстым. В кружке Маликова были некто г-н Б. и А-ев; оба познакомились с Л. Н. Толстым; один из них жил довольно долго в Ясной Поляне в качестве учителя. У него часто бывал и Маликов. Едва ли можно сомневаться, что на восприимчивое художественно-чуткое воображение Л. Н. Толстого своеобразные интеллигенты должны были произвести сильное впечатление. С. Н. Кривенко впоследствии в своих очерках ("Культурные скиты") сделал ядовитое замечание, что Л. Н. Толстой принялся пахать и шить сапоги "после того, как другие уже отшились и отпахались". Правда состоит в том, что Толстой всегда стремился к опрощению жизни, увлекался всякой непосредственностью (и еще в юности старался пахать именно так, как это делал один из работников, Юфан). Теперь эти инстинктивные стремления углубились и окрепли. И, когда другие отпахались, Толстой остался на брошенной ниве...

О новом толстовском "направлении" я узнал именно от Маликова. Пока это были лишь общие очертания: великий художник, — одна из культурных вершин русского народа, — обращался к тому, о чем мечтали тогда мы все, брался за сапоги и за соху. Значит, в основе и наших стремлений лежат не одни незрелые юные увлечения. Маликов получал от Б-ва письма и рассказывал по ним о продолжающемся "опрощении" Толстого. Как это бывало часто у этого странного человека, в тоне его порой прорывались юмористические нотки... Но я усваивал главное: Толстой тоже тоскует в нынешних формах жизни, стремится к другим и ищет их в направлении "слияния с народом".

В 1881 году, во время реакции, наступившей после 1-го марта, мне пришлось расстаться с Пермью. "Новое веяние" умчало меня далеко на северо-восток Сибири. В сентябре этого года я уже был в Иркутске, где судьба свела меня с целой партией политических, пересылавшихся на Карийскую каторгу. Тут были, между прочим, "централисты", пересылавшиеся из страшных центральных тюрем, где они провели долгие годы точно заживо погребенными. Одни из них представляли старые течения идеалистического народничества. Другие принадлежали к самым последним фракциям народовольчества. На меня накинулись, как на свежего человека, с расспросами, и я помню до сих пор тесную группу людей с бритыми головами, в кандалах, жадно прислушивавшихся к моему рассказу. До них уже доходили слухи о душевном перевороте Толстого. И, забывая на время о своих спорах, все жадно ловили известия о том, что знаменитый русский писатель направляется в сторону, куда, несмотря на взаимные разногласия, обращались они все. В сторону отрицания существующих форм во имя опрощения и слияния с народом... И всем казалось, что за этим последуют дальнейшие акты исповедания их общей веры... Трудно представить теперь, с какой жадностью в те годы вся ссыльная Сибирь ловила приходившие из России известия об эволюции толстовских воззрений, пока не определилось, что Толстой проповедует новое христианство и "непротивление злу насилием"... Тогда интерес значительно упал. Рассеянная по каторжным тюрьмам, по глухим деревням и улусам Сибири оппозиционная, боровшаяся Русь охладела к Толстому. Великий писатель прошел мимо нее и отправился какой-то своей дорогой. Ему было, очевидно, не по пути с людьми, которые отдавали свободу и жизнь во имя пламенного, страстного "противления".

(...)Кабинет Толстого представлял сравнительно просторную, но невысокую комнату, в которую пришлось, помнится, подняться по двум или трем ступенькам. Мне невольно пришло в голову, не поднят ли пол этой комнаты нарочно, чтобы сделать ее несколько ниже других?.. Не помню теперь ее меблировки, помню только, что всюду виднелись книги, бумаги, а в одном месте лежала сапожная колодка. Теперь эта комната была тесно набита людьми.

Кроме нас с Златовратским и старика с круглыми глазами, который оказался знаменитым художником Николаем Николаевичем Ге, я вспоминаю теперь еще сына Ге, тоже Николая, затем Владимира Федоровича Орлова и еще г-на О-ва. Остальные рисуются в памяти безлично и смутно.

Орлова я немного знал. Это был старый нечаевец, переживший разные фазы, русского интеллигентского брожения, прошедший через нигилизм к какой-то странной религии, отчасти напоминавшей богочеловечество. Незадолго перед этим я видел его на вечере у Златовратского. Разговор шел о растерянности и апатии, охватившей молодежь в эти восьмидесятые годы. Двое или трое юношей сидели вокруг какого-то небольшого человека, подвижного, широкоплечего, с быстрыми темными глазами и курчавыми волосами. Я не слышал, о чем шла речь, но все общество, беспорядочно заполнявшее приемную Златовратских, повернулось к этой группе, когда курчавый человек внезапно вскочил со стула, с шумом откинул его, выпрямился и, сверкая глазами, громко крикнул своим молодым собеседникам:

— У вас нет бога? Вы не знаете, перед кем вам преклониться? Преклонитесь передо мною! Я — бог...

Я с любопытством подошел к этой группе. Молодые люди с любопытством смотрели на новоявленное божество, видимо, озадаченные его заявлением, а курчавый человек, сверкая глазами, говорил что-то быстро, пламенно и непонятно. Мне показалось в его речи что-то знакомое, и я вспомнил Маликова, когда он проповедывал свое богочеловечество. Только у Маликова все выходило более внушительно. Когда он увлекался, его некрасивое лицо загоралось вдохновением, голос вибрировал, гремел и отзывался глубокими, невольно волнующими нотами. У теперешнего оратора это было как-то мельче. Он как будто сердился. Было, пожалуй, пламенно, но не глубоко. Мне показалось, что опустошенная душа этого бывшего нигилиста случайно наполнилась маликовским содержанием. Вскоре он погас, так же внезапно, как и вспыхнул, только глаза его долго горели огоньком беспредметного гнева.

На мои вопросы Златовратский сказал, что Орлов человек очень хороший, в своем роде замечательный, и еще недавно написал рассказ "Пьяная ночь", который не может быть напечатан по цензурным условиям, но необыкновенный по силе и талантливости. Теперь он как будто толстовец. Лев Николаевич порой ходит к нему в Бутырки, где Орлов живет полунищим, полуфилософом с большой семьей, существующей на случайные заработки отца. Маликов, которого я видел незадолго, тоже много говорил об этом человеке. По его словам, Орлов то преклоняется перед Толстым, то ругает его. Между прочим, приходя в Бутырки, Толстой, как художник, любуется его обстановкой, оборванными и одичалыми детишками и, сидя среди этой мелюзги, повторяет благодушно:

— Как у вас хорошо! Как я вам завидую!

Примечания

Воспоминания были начаты в декабре 1910 года как отклик на смерть Л. Н. Толстого. При жизни автора не были опубликованы.

Журнал "Вперед" — орган народников, выходивший в 1873—1877 годы под редакцией П. Лаврова сначала в Цюрихе, затем в Лондоне.

Г-н Б. — Бибиков Алексей Алексеевич (1837—1914), бывший политический ссыльный по делу Каракозова.

А-ев — Алексеев Василий Иванович (1848—1919) — домашний учитель сына Л. Н. Толстого.

Кривенко Сергей Николаевич (1847—1907) — либерально-народнический публицист. Работал в "Отечественных записках", а затем в "Русском богатстве" и "Новом слове". В своих публицистических выступлениях вел резкую полемику против марксизма.



Изд: В.Г.Короленко. ««Была бы жива Россия!»: Неизвестная публицистика 1917-1921 гг.», М., «Аграф», 2002.

Date: 10 февраля 2010

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Изд: В.Г.Короленко. Собр. соч. Том 5. Б-ка «Огонек». Изд-во «Правда», М., 1953.

OCR: Ловецкая Т.Ю.

Сайт управляется системой uCoz