ГЛАВА ВТОРАЯ

——————————————

ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

И ОФИЦИАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

1815-1914 ГОДОВ

 

В период между гражданскими войнами Французской революции и началом первой мировой войны идея защиты мира стала принимать современные формы — пацифизма и пацифицизма (либерального интернационализма). Религиозно-философская идея мира постепенно превращается в идейно-политическое течение международного миропорядка и уважения прав народов, становящееся идеологической основой ряда общественных движений. К началу XX в. около 3 тыс. активистов мира в Европе и Северной Америке примерно из 100 организаций составляли транснациональное движение, называемое ими пацифизмом1. Подъем гражданских миротворческих инициатив с различными подходами к проблеме мира, а также ряд попыток заключить официальные соглашения по ограничению военных действий — таковы темы, которые затрагиваются в этой главе.

Войны эпохи Французской революции привлекли внимание к невиданным для того времени людским потерям, что и стало одной из первопричин создания первых гражданских обществ мира по обе стороны Атлантического океана.

Новоявленные «друзья мира» вышли из протестантских церквей, члены которых уже вели борьбу против рабства в Северной Америке. Эти люди, принадлежавшие к белой расе, мужскому полу и среднему классу, стремились убедить своих сограждан, что война противоречит заповедям Иисуса Христа и что это — коллективное убийство, а не законное средство достижения политических целей. Общества друзей мира, как они себя именовали, отличались от ранних «церквей мира», где мир представлялся нормой морали для людей, уже живущих по этому принципу. Новые общественные миротворческие группы повсеместно обращались к законодательным и исполнительным органам страны, официальным организациям и известным лидерам, а также к богобоязненным христианам.

Эти защитники мира создали новый словарь понятий. Евангельская речь заменялась новым языком политической экономии, социологии, международного права, истории и антропологии. К середине столетия «друзья мира» уже созывали международные конгрессы, привлекавшие интеллектуальных и политических лидеров Европы и Северной Америки.

Исторический прогресс XIX в., изменивший лицо западной цивилизации, в частности индустриализация, колонизация ранее

 

93

 

недоступных континентов, расширение мировой торговли и т.д., а также растущий опыт в ряде стран Европы конституционного и демократического управления оказали сильное влияние на общественную антивоенную деятельность. Большая война могла бы подорвать ресурсы заводов и фабрик, что поставило бы под угрозу торговлю даже между нейтральными странами. Содержание армий и офицерской элиты в европейских государствах требовало дополнительных налогов. В ответ на это представители средних классов, модифицируя религиозные и нравственные установки ранних англо-американских обществ мира стали придавать особое значение прагматическим соображениям и постепенно включать новые демократические идеалы, в частности права человека, в проекты достижения международного мира. До Американской и Французской революций большинство идеологов допускало возможность абсолютной власти монархов. После же такие взгляды становятся анахронизмом. Проекты миролюбивого устройства общества теперь предполагали, что справедливый миропорядок будет основан на принципах соблюдения гражданских прав.

Символом подающего надежды гражданского движения мира стал широко освещаемый в печати первый Международный Конгресс мира, состоявшийся в 1849 г. в Париже под председательством знаменитого французского писателя Виктора Гюго.

В период с 1854 по 1871 г., когда Крымская война в России, гражданская война в Америке и войны за национальное объединение Италии и Германии показали ужасающую разрушительную силу современного оружия, казалось, что история повернула вспять.

Однако после того, как в 1871 г. замолчали пушки, активисты мира вновь быстро завоевали позиции, но уже в новых сферах.

В течение последних 30 лет XIX в. их общества и публикации распространились по всей Европе и Северной Америке, причем к движениям мира присоединились и женщины. В 1889 г. ведущие юристы Франции и Англии создали Межпарламентскую конференцию по вопросу Международного арбитража, позже переименованную в Межпарламентский союз. С того же года стали собираться всеобщие Конгрессы мира, которые через два года создали в Берне (Швейцария) Международное бюро мира2. Оба этих «Интернационала мира» были призваны привнести новое видение проблемы мира в общественные отношения. «Две философии, две эры цивилизации, — говорила широкоизвестный лидер миротворческого движения Берта фон Зутнер, при вручении ей Нобелевской премии мира, — ведут упорную борьбу друг с другом, и новый дух решимости вытесняет старый (док 2.11).

Итак, молодое движение мира вступило в борьбу за международную систему, строящуюся на порядке и законности и

 

94

 

призванную сменить старую, основанную на иерархии авторитарной власти, милитаризме и войне.

Вторая часть этой главы документально показывает сформировавшиеся к XX в. различные направления миротворческого мышления, с их специфическими программами: либеральный интернационализм, экономическая критика войны, социальная справедливость, включая идеи социализма; протест против колониальной эксплуатации и отказ подчиняться неправедной власти, включая христианское непротивление и прагматическое несотрудничество.

Хотя все защитники мира и выступали за международный миропорядок, представляется важным выделить среди них пацифистов-интернационалистов, так как они связывали такой миропорядок с развитием международных отношений.

В своем большинстве интернационалисты принадлежали к средним классам. Большую роль среди них играли либеральные экономисты, выступавшие за торговлю, свободную от государственного контроля, некоторые выдвигали идеи созыва конгресса всех наций, Международного суда, даже Европейского союза. Многие из них подчеркивали важность принципов международного права и соглашений, призывали к решению конфликтов до объявления войны путем переговоров, посредничества и арбитража.

Развернулась международная кампания за заключение международных договоров, содержащих принципы арбитража. Кампания приобрела еще больший размах после успешного решения таким путем конфликта, связанного с нарушением Великобританией нейтралитета в ходе гражданской войны в Америке (1861-1865).

Начиная с XX в. в программах интернационалистов появилось требование о создании международной организации. Для большинства активистов мира, включая членов Межпарламентского союза, либеральный интернационализм являлся единственным подходом, который мог реально получить поддержку правительства. Среди наиболее известных представителей этого движения в Европе был Фредерик Пасси, первый лауреат Нобелевской премии мира (1901 г.). В США либеральный интернационализм ассоциировался с фондом Карнеги, а в царской России со сторонниками Павла Милюкова. Их позиция заключалась не в отказе от войны любой ценой, напротив, ряд деятелей этого движения считали создание международной армии или полиции условием поддержания мира.

Интернационалисты выступали против войны с экономических позиций в связи с разрушениями и ущербом, а также с тем, что гонка вооружений отнимает ресурсы у мирных отраслей промышленности (кстати, так же считал и древнегреческий историк Ксенофонт). Развитие экономики, по их мнению, требует условий для мирных открытых обменов, которые про-

 

95

 

цветают при свободной торговле и прекращаются с ростом военного производства и отвлечением капитала на его нужды.

Более общий подход к проблеме мира, чем международное и экономическое урегулирование, был разработан в XIX в. демократическими республиканцами и социалистами. В некотором смысле они разделяли взгляды И. Канта о приверженности республиканских правительств международному миропорядку, включив в аргументацию идеи социальной справедливости.

Демократы-республиканцы утверждали, что угнетенный народ сам никогда не откажется от своего неотъемлемого права на свободу, от права на национальное самоопределение, светское образование, отделение церкви от государства, всеобщего избирательного права, конституционных правительств и гарантий прав человека. Так, например, Европейский пакт, создавший арбитражный суд, считался бы незаконным, если подписавшие его стороны не высказались бы против контроля России над Польшей или господства Великобритании над Ирландией. Некоторые к правам человека причисляли и вопрос о предоставлении женщинам избирательных прав. К концу столетия миротворческие и суфражистские кампании часто проводились совместно.

Для социалистов идея справедливости подразумевала и перераспределение богатств, и изменение контроля над собственностью. Многие из них настаивали на размежевании с демократами и республиканцами, несмотря на относительную слабость и тех и других по отношению к правящим кругам. Тем не менее социалистические теоретики не смогли уйти от вопросов войны и мира, хотя изначально эти проблемы и не были для них основными. I Интернационалом (Международное Товарищество Рабочих) (1864-1870), созданным К. Марксом в качестве партии индивидуальных членов, ставились проблемы антимилитаризма, воинской повинности, отношения к пацифистам и др. Во времена II Интернационала (1889-1914), представлявшего собой федерацию партий и профсоюзов Европы, Северной Америки и Японии, идейно-политические противоречия по проблемам войны и мира привели к формированию как движения классовой пролетарской солидарности, так и патриотического течения в международном революционном движении того времени.

Некоторые защитники мира, соотнеся идею о социальной справедливости с ростом империализма, отвергали право на создание колониальных империй путем войны. Но лишь немногие из них, сомневаясь во врожденном превосходстве американцев или европейцев и их нравственном долге вести за собой другие народы, утверждали, что Запад, навязывая свою культуру другим народам, противоречит своим же идеалам. Подобно Исократу Уильям Старр Джордан предупреждал своих собратьев-американцев против угрозы империализма: «Величие страны определяется не столько размерами ее территории, сколько

 

96

 

справедливостью, мудростью, добродетелью ее народа и благосостоянием каждого в отдельности»3.

Третьим направлением миротворческого движения стал отказ от сотрудничества с неправедной властью. Первоначально связанная с непротивлением в религиозных общинах, эта идея имела в виду социальную ответственность личности в том понимании, которое отражено в книге американского писателя Генри Дейвида Торо.

К религиозным призывам английских и американских активистов мира начала XX в. добавилась мощная проповедь Льва Толстого в России об отчуждении от государства, о непротивлении злу насилием и отказе от службы в армии. Только, если человек отказывается делать зло, утверждал Толстой, зло и не будет совершено. Эта позиция нашла широкую поддержку в США и Великобритании.

Тем временем возникли прагматические формы несотрудничества с государством, например в Венгрии и Финляндии. Деятельность, направленная на мобилизацию населения на ненасильственное сопротивление господству властей, предвосхитили идею ненасильственной борьбы, разработанную в XX столетии индийским лидером М. К. Ганди.

Третья часть главы посвящена правительственным переговорам о заключении договоров об ограничении военного производства. Серия международных конвенций, начиная с создания в 1864 г. Международного Красного Креста и включая Гаагские конференции мира (1899 г., 1907 г.), сформировала новый уровень в понимании проблемы мира — регулирование и сдерживание войн посредством международных соглашений. Это были кратковременные договоры, запрещавшие определенные виды вооружений, и долговременные соглашения, касающиеся участи раненых и пленных, а также попытки мирного разрешения конфликтов. Все это подготовило почву для заключения более сложных многосторонних международных соглашений XX столетия.

Однако в августе 1914 г. ни одно из подписанных великими державами соглашений, ни мирные гражданские инициативы, будь то буржуазные или социалистические, не смогли предотвратить взрыва, которого боялись все мыслящие люди. Тем не менее XIX в. создал прецеденты для XX: образование общественных миротворческих организаций, различные подходы к проблеме мира, а также попытки межправительственных переговоров ради обуздания войны.

 

97

 

Часть I

инициативы и организации

 

В 1815 г., когда европейские дипломаты собрались в Риме с целью ликвидировать последствия Французской революции и правления Наполеона, в Соединенных Штатах и Великобритании небольшие группы частных лиц провели свои собрания для организации обществ, противостоящих войне. Так начался век гражданских движений против войны, за установление законности, с помощью которой можно было бы разрешать конфликты между цивилизованными государствами.

К 1914 г., когда разразилась первая мировая война, активисты мира уже действовали от Урала до Скалистых гор, в Японии и Австралии. Какие аргументы они выдвигали и что представляли собой организации, которые они создавали? Сначала это были верующие. Возмущенные пролитой кровью и грабежами на протяжении 25 лет войн и революций в Европе и, в меньшей степени, в Соединенных Штатах, простые граждане и религиозные лидеры создали общества мира в Нью-Йорке в 1815 г., и в Лондоне и в Бостоне (Массачусетс) в 1816 г. Их целью было убедить лидеров общественности и правительства, что в христианских государствах война аморальна и неприемлема.

Примером такого подхода может служить широко распространенное в то время эссе об обычаях войны (док. 2.1), в которой основатель Массачусетского общества, священник Н.Уорчестер (1758-1837) объединяет как религиозные, так и идущие от житейского опыта каждого человека аргументы против войны.

По мере распространения миротворческих обществ по всему Европейскому континенту религиозная риторика ранних активистов движения мира изменялась в пользу гражданских и практических аргументов за установление закона в отношениях между цивилизованными народами.

Этот переход от призывов, основанных на учении Иисуса Христа, к рационалистическим, прагматическим и юридическим аргументам, отражен в памфлете Анджело Умильты, освещавшем деятельность Международной лиги мира и свободы (1867-1936) (док. 2.2) Созданная на бурном Всемирном конгрессе в Женеве, который проходил под председательством итальянского революционера и патриота Джузеппе Гарибальди, Лига представляла демократическое, или радикальное, крыло европейского движения мира. Она связала международный мир с гражданскими и политическими правами.

В 1864-1869 гг. были предприняты усилия, направленные на расширение и развитие сотрудничества с I Интернационалом. Однако они не увенчались успехом, потому что радикальные демократы и социалисты разошлись во взглядах на сущность демократии.

Массовый характер стало приобретать привлечение в движения мира женщин в течение XIX в. В Германии, где позже политическая культура станет враждебной феминизму и миру, труды Маргарет Леонор Селенки (1860-1923) привели к небывалой поддержке Гаагской конференции мира (1899 г.) со стороны женских ассоциаций. Селенка провела широкую кампанию среди женщин по сбору подписей под петициями и за проведение демонстраций в поддержку конференции в Европе, Северной Америке и Японии (док. 2.3). Ее высказывание «пацифизм есть естественное состояние женщины» широко распространилось в эпоху до первой мировой войны среди активистов мира.

В XIX в., в эпоху народного просвещения, идея о том, что мира можно достичь путем распространения образования среди народа, также получила широкое распространение. В начале XX в. в Соединенных Штатах Люсия Эмс Мид (1856-1936) в свою программу борьбы за социальные преобразования и права женщин добавила вопрос о мире. Веря в постепенное изменение общественных отношений, она утверждала, что необходимо ввести в этих целях новую систему обучения, которая бы готовила учителей (а соответственно и учеников) к осознанию возможности установления власти закона.

Л.Э.Мид ввела новое определение патриотизма и высказала новый взгляд на историю, которые имели в своей основе не военные и политические события, а общечеловеческий прогресс (док. 2.4). Деятели просвещения из Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и, в меньшей степени, Германии так же, как и Л.Э.Мид, активно выступали за мир.

В царской России, где политическая деятельность удерживалась в строгих рамках, в начале XX в., за десятилетие до начала мировой войны, общества мира были созданы в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Риге и Таллинне. Московское общество мира было основано в 1909 г. (док. 2.5) членами Государственной думы, профессорами международного права и членами партии «Народная свобода». Одним из ярких сторонников международного мира в царской России был Павел Николаевич Милюков (1859-1943), профессор истории, лидер кадетской партии, а позже в марте — мае 1917 г. министр иностранных дел Временного правительства (док. 2.6).

 

 

№ 2.1

Из статьи Н.Уорчестера «Обычай войны» (1815 г.)

 

Война столь долго пользовалась у всех народов успехом, что об ее чудовищных преступлениях хоть и говорилось, но мало;... К ней обычно относились как к необходимому и неизбежному злу. Может это действительно и так в том состоянии, в котором

 

99

 

находится общество и мышление человечества. Но... можно ли это состояние общества и взгляды цивилизованных людей заменить настолько, чтобы упразднить этот варварский обычай?..

Некоторые могут утверждать, что никто, кроме Всевышнего, не может сделать так, чтобы война прекратилась, а мы должны ждать тысячу лет... но Бог исполняет свою волю через людей и их намерения... И если лишь через тысячелетия карающий меч прекратит свою разрушительную работу, это, возможно, и будет благословением Бога за благодеяния просвещенных людей...

Война между двумя народами в основном является результатом влияния небольшой группы честолюбивых и беспринципных людей. До тех пор, пока основная часть народа будет находиться не у дел, до тех пор будут объявляться войны.

Большая часть цивилизованных народов испытывает такое отвращение к войне, ... что требуются большие усилия и старания, чтобы разжечь страсти... [Когда народы цивилизованы и принадлежат к христианскому миру], необходимо большое напряжение, чтобы возбудить то, что называется военным духом... И тогда, если надо приложить огромные усилия, чтобы преодолеть отвращение к войне... мы можем быть вполне уверены в том, что правители не найдут достаточной поддержки, чтобы начать войну, если она будет строго оборонительной. Как только прекратятся захватнические войны, забудутся и оборонительные.

...Каждый солдат должен помнить, что захватническая война — это преступление и что никакое правительство на земле не имеет права принудить его проливать кровь в бессмысленной и агрессивной войне...

Жертвовать человеческими жизнями во имя ложной национальной гордости или ради честолюбия или скупости правителей ничем не лучше, чем приносить человеческие жертвы молоху... Тот же языческий обычай....

Если бы глаза народа были открыты на зло и иллюзии войны, не проще ли было бы образовать конференцию наций и организовать высший справедливый суд для разрешения национальных противоречий? Почему бы такой суд не мог состоять из самых выдающихся представителей каждого народа, а согласие с решениями этого суда не стало бы делом национальной чести...

Пусть каждый христианин серьезно задумается о пагубной природе духа, который воители явно стремятся разжечь, и сравнит его с душой Иисуса, ибо где тот христианин, который не содрогнется от мысли о смерти ради этого духа войны... Можно ли создать сильное общество мира в каждом христианском государстве, целью которых была бы поддержка правительства и удержание народа от войны?.. Создадим издательство... чтобы наполнить каждую страну газетами, трактатами, периодическими изданиями... [Пусть воспитание в духе мира займет место в] семье, школе, академиях и университетах... Дадим возможность

 

100

 

политическим и церковным деятелям, а также всем людям всех слоев общества, умеющим писать или говорить, посвятить свои таланты делу распространения света мира и любви... и пусть «никогда больше не поднимается меч».

The First American Peace Movement. N.Y., 1972.

P. 4-6, 8, 14, 17, 20.

 

 

№2.2

Из лекции А.Умильты «К друзьям мира» (1891 г.)

 

Основанная в сентябре 1867 г. в Женеве под руководством Виктора Гюго и почетным председательством Джузеппе Гарибальди, Международная лига мира и свободы является ассоциацией свободных, преданных идее мира людей любой национальности... Иммануил Кант считает, что политика должна быть сферой применения этики и что человеческая жизнь неприкосновенна. Основываясь на принципе автономии человеческой личности, Лига борется за то, чтобы уважение независимости и неприкосновенности народов являлось первичной предпосылкой. Из принципа свободы вытекает принцип равенства, который... ведет к солидарности интересов и братству всех людей и народов в действительно цивилизованном обществе.

Народ, будь он многочисленным или малочисленным, создается ... природой, языком, традициями, историей, а также волей тех, кто в него входит. Посягать на свободу, независимость, территориальную целостность цивилизованного народа... все равно что ворваться в дом своего соседа, выгнать его на улицу и завладеть его собственностью...

Таким образом, война между цивилизованными народами есть преступление: так называемое право воевать не существует, его спутали с правом на самозащиту, священным правом.., безусловным долгом каждого, кто любит свою семью, свой народ и свободу. История развития человечества достигла периода, когда закон управляет отношениями между гражданами... Поэтому то, что возможно, целесообразно и необходимо для обеспечения безопасности и счастья граждан в каждом государстве, должно быть возможным, целесообразным и необходимым для обеспечения безопасности и процветания между различными государствами...

...Сторонники Лиги никогда не устанут повторять, что человек и цивилизованные народы имеют одни и те же нужды, одни и те же интересы, права и обязанности... С 1867 г. Лига отстаивает свои позиции. Ее основным стремлением является прекращение войны... путем создания федерации, нейтрализации и арбитража. Сторонники Лиги... верят, что положение о том, что со-

 

101

 

циальный вопрос неразрывно связан с политическими вопросами [и] должен быть... разрешен мирно, путем применения тех же самых основных идеалов — независимость человеческой личности... свобода, справедливость, солидарность, интеллектуальное и профессиональное образование, свободное и обязательное, путем гарантий безопасности, взаимопомощи, которые постепенно распространятся во всех слоях общества.

Сокращение и уничтожение постоянных армий, являющихся бичом Европы и основной причиной нынешнего финансового кризиса и поражения в соревновании с Америкой, — вот цель, которую многие общества [мира] стремятся достичь.

Лига — это школа гражданского воспитания; ...программой ее является демократизация Европы... Участники Лиги понимают необходимость для Европы отказаться от ее милитаристских режимов... и создать федерацию, либо столкнуться с вырождением. Участники Лиги стремятся к прекращению войны и установлению ultima ratio. В своей газете «Соединенные Штаты Европы», название которой отражает ее программу, Лига развивает принципы, на которых основана разработанная ею система поддержания мира: нейтрализация, федерация, арбитраж.

Umita A. L'Oeuvre de la Lige Internationale de la paix et de la liberte. Neuchantel, 1981.

 

№ 2.3

Из предисловия к книге М. Л. Селенки

«Международная демонстрация женщин

в связи с мирной конференцией» (1899 г.)

 

Настоящая публикация адресована... всем тем женщинам, которые приняли участие в демонстрации, состоявшейся 5 мая 1899 г. по случаю начала работы международной Конференции мира в Гааге4... [Она есть] свидетельство прочной памяти их сотрудничества в незабываемом порыве, когда... женщины всего цивилизованного мира встали бок о бок, образовав прочную цепь единства. [Настоящая публикация] имеет целью пробудить в женских кружках.., до сих пор находящихся в стороне от движения мира и движения за эмансипацию женщин, сочувствие и отвагу. Оказать помощь... в решении важных гуманитарных вопросов, которым оба эти движения отдают свою энергию... Этой международной акцией, в которой участвовало несколько миллионов женщин, они показали, что их голос может решительно прозвучать во имя решения важнейшего вопроса... Этот голос не должен больше замолкнуть.

В тот день, когда я ознакомилась с рескриптом царя (Николая II), мне показалось: женщины всей земли должны знать об

 

102

 

этом ... Движение... вступило на широкую арену, распространяя циркуляр представительниц движения женщин тех стран, где оно уже успело завоевать определенные позиции... Результат был поразительный: [представители 18 стран из 23] с энтузиазмом присоединились к движению. [Митинг был организован даже в Японии]. Этот успех был тем более знаменателен, что в Японии такого рода демонстрации были явлением совершенно новым. Не остановившись на этом, японские женщины основали общество, насчитывающее более 8 тыс. членов... которое помимо того, что оно представляло движение мира, взяло на себя задачу улучшения социального положения японской женщины... Из европейских государств особенно активно в женское движение... включилась Россия, под руководством главного врача Санкт-Петербургского детского госпиталя Анны Шабановой... Правда, русские женщины имели мало надежды на успех, учитывая тот факт, что публичные выступления, особенно политического характера, были в России запрещены; поэтому тем больше заслуживают похвалы решимость и энтузиазм этих женщин, которые [преодолели] такое препятствие. 15 мая состоялось 15 публичных митингов [возможно, первые открытые выступления женщин в этой стране]. В Испании также... состоялись первые публичные митинги женщин... В целом надо отметить, что манифестация, в которой приняли участие женщины трех континентов, прошла по плану, на 565 состоявшихся одновременно ассамблеях женщины стояли бок о бок, демонстрируя свою активную позицию и способность воодушевляться благородной целью. Все это показало, что их сила — в организации. Конференция в Гааге продемонстрировала, что та пассивная роль, которую играли женщины до последнего времени в вопросах международной политики, несовместима с той ответственностью, которая открывается в связи с повышением их социального положения... с выполнением их недавно признанных социальных задач...

Конференция в Гааге... поразила слух и воображение целого поколения женщин, которые... в борьбе за свои новые права потребовали привилегию новых обязанностей.

Не были ли вопрос о мире и вопрос о женщинах на заре человечества сродни друг другу? Оба... содержат в себе сильную этическую основу, оба связаны с самыми неотложными социальными и экономическими нуждами.

Печат. по: Selenka M.L. Die Internationale Kundgebung der Frauen zur Friedenskonferenz: 15 mai 1899. Munich, 1900, S.I-IX.

 

103

 

№ 2.4

Из книги Л.Э.Мид

«Патриотизм и мир: как преподавать их в школах»

(1910 г.)

 

Один профессор колледжа, который не имел ни малейшего представления о движениях мира, недавно процитировал высказывания некоторых экстремистов, которые, по его мнению, хотели изъять из истории все упоминания о войне... [и] которые стремились превратить молодых американцев в изнеженные существа пренебрежительным отношением к милитаризму. Возможно, это были люди, стремившиеся фальсифицировать историю, уничтожив любое упоминание о войне. Ни в новой школе Лиги мира, ни во всем движении мира таких деятелей нет. Сегодня это самый неизученный вопрос в проблеме движения [мира]. Далекое от того, чтобы быть негативным, немужественным и сентиментальным, это движение отличается воинственностью, реализмом и требует высочайшего мужества и отваги. Оно затрагивает животрепещущие проблемы, касающиеся финансов и нравственности. Лига состоит не из чудаков и не стремится добавить новую нагрузку к учебным программам. Кроме одного или двух часов, посвященных 18 мая — Дню мира, ничего более не будет изменено в школьном расписании. Лига мира стремится к изменению акцента в обучении и взглядах определенной части учителей; к расширению связей между школой, народом и семьей. Для этого необходимо уничтожить расовые предрассудки и шовинизм, а также избегать некоторых нынешних ошибок, цена которых намного больше, чем все затраты на обучение. Целью... является подготовка тех учителей, которые еще не изучили движение, чтобы они осознали его размах и свою ответственность за развитие широкого взаимопонимания и чувства справедливости. Это повлечет за собой возникновение стремления делать добро, а не угрожать своему соседу. Сегодня многие физики и инженеры отказываются принимать участие в создании оружия разрушения.

Первое, что следует подчеркнуть, это то, что мир и справедливость будут установлены между государствами до того, как они будут установлены внутри их, хотя это положение и противоречит общепринятому. Международный суд в Гааге и международные соглашения не предотвратят гражданскую войну, линчевания и убийства. Всеобщий мир, в смысле справедливости и блага на всей земле, может быть достигнут лишь в неопределенном будущем... когда все люди станут братьями. Но всеобщие деловые интересы остановят войну между народами за 1000 лет до того, как человечество переработает на своей социальной фабрике распущенность, невоздержанность и зло...

[Движение мира] стремится заменить дезорганизованность планеты организованностью... подчинить народы праву, как мы

 

104

 

подчиняем решениям суда отдельных людей, города и государства. Способов принуждения будет три: небольшая армия международной полиции, общественное мнение и экономический бойкот или прекращение всех отношений, как крайняя мера наказания. Ошибкой, которую обычно допускали [в этом вопросе] неискушенные люди, было мнение, что только военные эксперты разбираются в военных нуждах народа... [Человек], который потратил 40 лет на изучение военных игр, не может... разобраться в новой науке о всемирной организации и о возможности урегулирования всемирным судом международных проблем.

...Каждый учитель должен знать наизусть следующее. Во всех трех войнах еще до установления в нашей стране республики от вражеских пуль погибло около 15 тыс. человек, однако ежегодно от излечимого туберкулеза умирает в десять раз больше наших граждан! За последние четыре года от несчастных случаев погибло на 60 тыс. человек больше, чем было убито и умерло от ран за четыре года гражданской войны. Ежегодно от пожаров у нас сгорает в 6-7 раз больше зданий, чем во всей Европе. Мы преступно истощили наши леса, водные запасы, землю и полезные ископаемые. Наш единственный враг мы сами.

Mead L.A. Patriotism and Peace: How to Teach Them in Schools. Boston, 1910. P. 7-18.

 

№ 2.5

Из устава Общества мира в Москве

(1909 г.)

 

«...2. Цели общества:

а) научная разработка и популяризация основ международного права и распространение в обществе здравых понятий о международном мире, о третейском суде и международных конференциях мира;

б) для достижения этой цели Общество путем печати и живого слова знакомит публику с фактами сближения народов на научном, экономическом, литературном и благотворительном поприщах...

в) общество старается о распространении гуманных воззрений на пленных, раненых, женщин и детей в военное время, а также заботится о сохранении в неприкосновенности памятников религии, древности и произведений искусства;

г) общество берет на себя задачу служить справочным бюро по всем вопросам международного мира, облегчает сношения между лицами, интересующимися этими вопросами, составляет библиотеку соответствующих сочинений и архив справочных по этой части сведений».

Общество мира в Москве. М., 1913. Вып. 3, 1912-1913 гг. С.85-86.

 

105

 

№ 2.6

Из книги П. Н. Милюкова

«Вооруженный мир и ограничение вооружений»

(1911 г.)

 

Идея мира не так стара, как факт войны. Но все же эта идея имеет весьма почтенную давность. И в своем развитии она прошла несколько ступеней, которые постепенно приблизили ее к той твердой и окончательной постановке, в которой она является теперь перед нами...

Первая форма, в которой является идея мира, есть форма морального требования, обращенного к совести человека, во имя предписаний религии. Позднее, когда церковь вошла в государственные рамки, война была санкционирована церковной властью. Но всегда оставались кружки и секты, стремившиеся к восстановлению духа и учения первоначального христианства христианский протест против войны дошел и до нашего времени. Только недавно он воплотился в учение о «непротивлении злу» величайшего из наших писателей5. Как безусловное требование веры и совести, это учение не боялось вступить борьбу с законами и требованиями государства, вызывая преследования и создавая жертвы. Последовательно развитое, оно есть вообще отрицание закона и государства во имя свободной общения людей в духе любви и братства.

При всей нравственной высоте и красоте этого учения, при всем несомненном и огромном значении его для создания настроений, благоприятствующих делу мира, проповедь мира, как известного правового порядка человеческих отношений, не может стать на точку зрения «непротивления». Наша ближайшая задача есть не упразднить законы и право, сделав их ненужными и уничтожив все перегородки между людьми. Наша задача, напротив, создать и укрепить эти перегородки, ограждающие круг личного действия каждого и делающие его неприступным в этом собственном круге проявлений его воли. Свободная личность, защищаемая правом, есть личность, огражденная извне, поставленная под защиту закона и права. Защита эта только и может быть — защита силой. «Противление злу» в известных случаях есть гражданский долг и обязанность. Без защиты права самими носителями этого права не может водвориться то торжество закона и права, которое есть ближайшая задача усовершенствованного общежития.

Надо прибавить к сказанному, что мир, основанный на совести, война, отрицаемая во имя требований морали, это и есть то понимание войны и мира, которое вызвало законное недоверие и сомнение со стороны противников "пацифизма". Именно такая проповедь и давала оправдание очень распространенному взгляду на защитников мира, как на утопистов, беспочвенных моралистов, людей «не от мира сего».

 

106

 

Такой взгляд мог бы иметь основания, если бы проповедь мира ограничивалась морально-религиозными требованиями или хотя бы смотрела на него, как на свое главное оружие. Но действительность не соответствует этому представлению о "пацифистах". Уже очень давно проповедь мира была поставлена и на другие основания, более реальные. Если нельзя основать мир на велении совести, то нельзя ли основать мир на начале прямо противоположном, на силе?

Завоеватели всех времен, действительно, провозглашали идею общего мира как последнюю цель и оправдание своих завоеваний...

Однако же идея универсальной власти есть, по существу, идея господства одной нации над всеми другими.

...До тех пор, пока нации и государства считались собственностью монархов, их вотчиной, было трудно говорить о создании правовых отношений между народами. Только тогда, когда каждое отдельное государство превратилось в правовое, сделалось субъектом, а не объектом права, стало возможным основать на праве и взаимные отношения наций. Таким образом, и основать идею мира на соглашении можно было лишь тогда, когда соглашение это могло быть заключено от имени народов, а не властителей... Международный мир... мог быть создан только путем правовой надстройки над правовыми государствами, только правовой международной организацией цивилизованных наций...

...Борьба за правовую организацию человечества сама ведется уже организованным и систематическим образом. Многочисленные существующие организации, объявившие «войну войне», охватывают все цивилизованное человечество, находясь друг с другом в постоянной, правильно организованной связи. «Общества мира», «Межпарламентский союз третейского суда» и, наконец, Гаагские конференции правительств составляют три последовательные ступени развития всего движения в пользу мира. Эти учреждения являются в то же время тремя этажами стройного здания пацифизма.

Основной фундамент и, так сказать, нижний этаж широко разветвленной пацифистской организации, так называемые «общества мира», скоро будут насчитывать уже целое столетие существования...

...31 октября 1888 г. ... основан был междупарламентский союз третейского суда и мира и назначен первый его конгресс в Париже во время выставки 1889 г. ...При всем своем влиянии междупарламентский союз не есть «парламент мира». Но это уже и не простая организация свободных «обществ мира». На базисе этих обществ междупарламентский союз явился вторым этажом международной постройки. Здание оставалось бы, однако, недостроенным, если бы вслед за свободным выражением общественного мнения и за свободным обменом мыслей ответ-

 

107

 

ственными политиками разных стран не были организованы и правильные отношения по вопросам мира между самими представителями правительств...

Милюков П.Н. Вооруженный мир и ограничение вооружений. СПб., 1911. С.84-88, 90, 95-99.

 

 

Часть II

ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА

 

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

 

Программы общественных организаций защитников мира ставили целью убедить правительства и народы в том, что альтернативы военным действиям могут защитить народы, что цивилизованные государства не имеют права начинать военный конфликт из-за любого предлога и что войну может заменить власть закона. Будучи всегда в меньшинстве, они подвергали сомнению общепринятое утверждение, что война является политической реальностью, божьей карой, фатальной необходимостью. Однако большинство людей не верили, что сторонники мира могут предложить практические альтернативы войне, которые могли бы защитить национальные интересы и суверенитет страны.

Однако еще до появления обществ мира Василий Федорович Малиновский, русский дипломат и директор Царскосельского лицея выдвинул идею создания Общеевропейского союза, или совета (док. 2.7). Он выступал в защиту демократии, равноправия народов и государств и разрабатывал первые планы отмены крепостничества. Его миротворческие концепции обеспечили преемственность между идеями мира XVII и XVIII столетий и либеральным интернационализмом XIX в.

Активисты мира в Великобритании и Северной Америке осознали, что их антимилитаристские национальные кампании требуют параллельных акций и в других странах. Лондонское общество мира (позднее Британское общество мира) в 30-е годы XIX в. стало направлять своих представителей и лекторов в Европу и распространять там специальную литературу. В 1843 г. английские активисты мира с участием американцев организовали Конгресс мира.

Международный конгресс, состоявшийся пять лет спустя в Брюсселе, явился итогом совместной деятельности, проходившей под руководством бельгийского экономиста Огюста Вистера, члена английского законодательного собрания, активиста мира и сторонника свободной торговли Ричарда Кобдена и американского кузнеца-самоучки Элиу Барритта. В середине XIX в. ми-

 

108

 

ротворческие группы сформировали международное движение, распространявшее идеи либерального интернационализма.

Элиу Барритт (1810-1879) считал, что с посланием мира надо обращаться к широчайшим народным массам, а не только к властным структурам и всю свою жизнь посвятил этой задаче. Лига всеобщего братства, которую он основал в Англии и Соединенных Штатах, насчитывала до тысячи рабочих и фермеров. В обращении к Международному конгрессу мира (3 848 г.) (док. 2.8) Э. Барритт в качестве модели будущего ввел понятие «конгресса наций», которое впоследствии было развито его соотечественником Уильямом Лэддом (1778-1841), основателем Американского общества мира (1828 г.).

Виктор Гюго пошел еще дальше, утверждая, что в соответствии с исторической логикой Европа в будущем превратится в Соединенные Штаты Европы. А происходить это будет параллельно с образованием единой нации из разделенных и воюющих между собой провинций. Известный как писатель и драматург Гюго (1802-1885) согласился занять место председателя на Международном конгрессе мира в Париже в 1849 г. Он понимал неосуществимость создания такого порядка в ближайшем будущем, но его речь (док. 2.9) отражала оптимизм революционной Европы до победы возродившихся контрреволюционных и антиреспубликанских сил.

Во второй половине XIX в. идея Сообщества наций, подчиненного власти закона, привлекала все большее число сторонников. Однако в то же время система международных отношений была пронизана гонкой вооружений, соглашениями между крупнейшими странами Европы, соперничающими Европейскими союзами великих держав, протекционистскими тарифами, а также расширением экспансии за океаном, в которой участвовали и Соединенные Штаты. Международное движение мира, действовавшее с 1889 г. в рамках Всеобщих конгрессов мира и межпарламентских конференций (позднее — Межпарламентский союз), вело упорную борьбу с воинствующим национализмом и постоянными международными конфликтами. В этом контексте Иван Новиков (1849-1912) (известный на Западе как Жак Новиков), автор 17 книг по вопросам социологии и мира, призывал пацифистов расширить юридические аргументы. Он предупреждал либеральных интернационалистов, что нищета, и социальная несправедливость не могут быть ликвидированы установлением международного мира (док. 2.10).

Эта идея привлекла внимание выдающихся защитников мира. Так, известная австрийская писательница и пацифистка Берта фон Зутнер (1843-1914) не раз предупреждала активистов мира, что излишне широкий подход к проблеме мира может оттолкнуть делегатов Центральной Европы и религиозных кругов. Она стала одним из лидеров миротворческого движения после удивительного успеха своего романа «Долой оружие!» (1889 г.),

 

109

 

который был переведен на 18 языков и выдержал к 1914 г. 40 изданий. После русско-японской войны и революции 1905 года России фон Зутнер примкнула к более активной миротворческой позиции И. Новикова, хотя и не смогла отказаться от своей надежды на арбитраж как основу широкой пропаганды. Фон Зутнер, будучи первой женщиной-лауреатом Нобелевской премии мира, рассматривала будущее в самом широком смысле как два различных видения политической власти, борющейся за миро вой контроль (док. 2.11).

Альфред Фрид (1864—1921), издатель «Вахты мира» и известный активист мира в Германии до начала мировой войны пришел к выводу, что анализ движения И. Новиковым требует полного пересмотра его стратегии: пропаганда мира должна основываться на научном подходе к международным отношениям, а не на призывах к порядочности. А. Фрид был сторонником того, что он называл «революционным пацифизмом» (док. 2.12) По его мнению, защитники мира для своих действий должны выбирать такой аспект, где и правительство и частные общества могли бы соединить и связать проблемы международного доверия и национальных обязательств. Как и А.Фрид, американский философ Уильям Джеймс (1842-1910) призывал сторонников мира не только оплакивать разрушительную силу милитаризма, но и положить ему конец. В своей книге «Моральный эквивалент войны» (док. 2.13) У. Джеймс убеждает сторонников мира разработать проблему психологической и моральной альтернативы войне, ее страстям и волнениям, а также замену обучения самому предмету войны. Это помогло бы создать мост над пропастью, которая разъединяет классы общества и является колыбелью милитаризма.

Мировоззрение таких людей, как У.Джеймс, А.Фрид, Б. фон Зутнер и И.Новиков, представляло собой стремление связать идею мира между народами с практическими вопросами безопасности и социальной справедливости в обществе начала XX в.

 

№ 2.7

Из книги В. Ф. Малиновского «Рассуждения о мире и войне»

(1903 г.)

 

Европа довольно уже приготовлена к миру. Законы, нравы, наука и торговля соединяют ее жителей и составляют уже из нее некоторый род особенного общества. Даже языки, отделяющие один народ от другого, не делают важного препятствия в обхождении ее жителей, оные большею частию сходны между собой и некоторые из них могут служить всеобщими для европейцев.

 

110

 

Многие европейцы одного происхождения, и все почти перемешаны. Они должны стыдиться считать друг друга неприятелями. Они все имеют многие добродетели, достойные почтения и подражания. Имя европейца должно было быть общее всем народам просвещеннейшей в свете страны и почтенно во всех народах прочих частей света. Можно надеяться, что наступит это блаженное время, когда Европа, подобно одному отечеству всех ее жителей, не будет более терзаема войнами. Но для чего мы будем отсрочивать сие блаженство? Дли чего не остановим тотчас бедствия войны? Или мы не довольно еще оных испытали?

 

Общий союз и совет

 

Всякий союз заключается для частной выгоды двух или нескольких народов. Но общий союз Европы может заменить все выгоды сих частных, с таким преимуществом, что оныя не будут вредить взаимной всех пользе.

В сем намерении вместо трактатов должны быть законы для утверждения независимости и собственности земель и народов и для учреждения поступков всех народов между собою. Для наблюдения сих законов должен учредиться общий совет, составленный из полномочных союзных народов. Сей совет должен сохранять общую безопасность и собственность, и заранее предупреждать всякое нарушение тишины, решить предложенные споры народов по установленному порядку, и решения его должны быть всеми союзными единодушно приведены в действие, а дабы какою дружбою не склонялись народы к пристрастному решению, то не должно между ними быть никакого особенного условия.

...В случае неисполнения решения общего совета непокоряющиеся державы исключаются от всех общих выгод и всякого сношения, и в случае упорства общая сила употребляется для соблюдения закона. И никогда никакой самовольный и беззаконный поступок одной державы в рассуждении другой не должен быть оставлен без наказания, так что ниже примирение обиженного не может тому помочь, ибо никто не властен уменьшить святость и непременность законов, единожды принятых для установления тишины и безопасности...

Можно считать учащение войны от содержания посланников, столько ж, как и от содержания непременных армий.

...Первые законы должны быть о границах с общими положениями по возможности ума человеческого на всякие возможные непредвиденные случаи между соседями. Для избежания разногласий ... иностранные державы должны подлежать одинаковым законам без всякого исключения.

 

111

 

...Для удержания войны должно отнять побуждение к оной через лишение всякой надежды приобретения и пользы и потому все европейские державы, означив точно свои границы, признают их взаимно непременными и гарантируют их целостность.

Малиновский В. Ф. Рассуждения о мире и войне. СПб., 1903. С. 12, 86-88, 89, 93-94.

 

№ 2.8

Из выступления Э. Барритта

на Международном конгрессе мира в Брюсселе

(1848 г.)

 

Первейшей задачей... которую должен выполнить Конгресс наций, является создание определенного Кодекса международного права. Об этом говорили выдающиеся юристы, об этом свидетельствует столетний опыт... Требуя создания международного суда и ясного кодекса международного права, мы вовсе не говорим о каких-то серьезных нововведениях в установившиеся обычаи народов, в их утвердившиеся принципы. [Мы призываем к созыву международной ассамблеи] с целью пересмотреть и переделать существующий кодекс международного права и представить его на рассмотрение национальных судов...

...Давайте предположим, что ... каждый миллион жителей [выбирает своего представителя в Конгресс наций]; затем мы созываем Ассамблею [350 членов]... приблизительно как в британской палате общин... Основным делом этого внушительного сената... будет создание комитета по вопросам международного права... Члены его [изучают] все существующие на земле законы... Затем эти положения обсуждаются дипломатами и принимаются, а затем представляются на рассмотрение национальным судам... [Спустя шесть месяцев мы получаем] четкий, хорошо систематизированный кодекс, общий закон для всех народов...

...Затем сенат начинает вторую стадию своей работы и приступает к созданию Большого международного суда, или постоянного Высокого суда наций, призванного разрешать все серьезные вопросы, связанные с разногласиями между представляемыми им государствами, в соответствии с принятым кодексом... По два юриста от каждой нации [назначаются] для создания судейской коллегии, [которая] должна сразу же заменить созвавший ее конгресс. Создание такого Высокого суда наций... откроет новую эру в надеждах человечества. Жизненное пространство — это важнейший вопрос для развития каждой нации... Но с появлением такого вопроса.., не должна возникать мысль о войне... Каждая страна скажет своему правительству: «Есть закон, есть судьи! Пусть они рассмотрят наш вопрос, а мы

 

112

 

подчинимся их решению». Вместо земли... сотрясаемой грохотом пушек воюющих армий и потоками пролитой крови, мы предоставим на рассмотрение вопрос о правах и чести... дела Англии против Франции, Пруссии против Дании, Мексики против США... Верховный суд Соединенных Штатов часто занимается судебными процессами между штатами: ...Нью-Йорк против Вирджинии, Огайо против Пенсильвании, часто встречаются в списке дел... Никогда жители того или иного штата при этом не прибегают к оружию.

Сообщество наций медленно приближается... к созданию общей семьи. Наступило время свести... эти социальные и национальные тенденции в четкую систему.

The Peace Congress at Brussels on the 20th, 21st and 22nd September 1848. L., 1848, p. 24-34.

 

№ 2.9

Из вступительного слова В. Гюго

на Международном конгресса мира в Париже

(22 августа 1849 г.)

 

... Господа! Эта святая, эта великая мысль — мир во всем мире, неразрывное единение всех наций, признание Евангелии высшим законом, замена войны мирным посредничеством — осуществима ли она?.. Да!..

... Если бы кто-нибудь четыре века назад, в те времена, когда община воевала с общиной, город воевал с городом, если бы тогда кто-нибудь сказал Лотарингии, Пикардии, Нормандии ... и Бургундии: «Придет день, когда вы не станете больше воевать; день, когда вы не станете больше посылать одних вооруженных людей против других ...Правда, Вам еще придется улаживать разногласия ...но знаете ли вы, чем вы замените войска... кавалерию, пехоту, пушки, фальконеты, копья, сабли? Вы замените их избирательной урной, и этот ящик даст вам... верховное собрание... которое для каждого из вас станет частицей его жизни, будет общею душою всех вас ... велением которого мечи выпадут из рук и которое каждому заявит ... «Долой оружие»...

Если бы кто-нибудь сказал это в те времена, все позитивные умы, все серьезные люди, все великие политики... воскликнули бы: «Ну и мечтатель! Ну и фантазер!»

...все мы, находящиеся здесь, заявляем, обращаясь к Франции, Англии, Пруссии, Австрии, Испании, Италии, России: «Настанет день, когда и у вас оружие выпадет из рук ... когда война между Парижем и Лондоном, между Санкт-Петербургом и Берлином, между Веной и Турином покажется столь же нелепым абсурдом и... невозможной, как в наши дни была бы бессмысленна... война между Руаном и Амьеном, между Босто-

 

113

 

ном и Филадельфией. Настанет день, когда ты, Франция, ты, Россия, ты, Италия, ты, Англия, ты, Германия — все вы, нации континента, не утрачивая ваших отличительных черт... сольетесь в некоем высшем единстве и образуете европейское братство... Настанет день, когда единственным полем битвы будут рынки, открытые для торговли... и умы, открытые для идей... когда ядра и бомбы будут заменены избирательными бюллетенями, всеобщим голосованием народов, мудрым посредничеством великого верховного сената, который будет для Европы тем, чем парламент является для Англии... сейм для Германии... законодательное собрание для Франции... когда пушки будут выставлять в музеях, как сейчас выставляют там орудия пыток, и люди будут изумляться, что такое варварство было возможно. Настанет день, когда мы воочию увидим два гигантских союза государств — Соединенные Штаты Америки и Соединенные Штаты Европы... [которые] скрепив свою дружбу рукопожатием через океан, будут обмениваться своими произведениями искусства, гениальными дарованиями... как они поднимают новь на всем Земном шаре, заселяют пустыни, под оком создателя совершенствуют все созданное им и ради всеобщего благоденствия сочетают воедино... — братство людей и могущество Бога! И этого дня не придется ждать четыреста лет...

Глядите сколько великих открытий делает окрыленный им человеческий дух... как сокращаются расстояния!.. Еще немного времени, и человек будет обегать землю... [и] электрический провод единодушия обоймет весь Земной шар и охватит вселенную.

И вот, Господа, когда я глубже вникаю в это великое целое... когда я размышляю о ... всеобщем мире, когда я сопоставляю то, что провидение делает для всеобщего мира, с тем, что политика делает против всеобщего мира, в мой ум закрадывается горестная мысль.

... народы Европы из года в год расходуют на содержание своих армий ... два миллиарда франков, а если принять в расчет ...военное снаряжение — не меньше трех миллиардов. Добавьте сюда убытки, вызванные тем, что два с лишним миллиона людей... затрачивают время и труд... и вы придете к выводу, что постоянные армии обходятся Европе в четыре миллиарда франков.

...Если бы за последние тридцать два года эта колоссальная сумма ... была употреблена [на развитие сельского хозяйства, образования, промышленности, торговли, навигации, науки и искусства] — знаете ли вы что бы произошло? Изменилось бы лицо мира... нищета исчезла бы бесследно.

И знаете ли вы, что исчезло бы вместе с нищетой? Революция!

Гюго В. Собр. соч.: В 15-ти. Т. М., 1956. Т. 15. С. 207-213.

 

114

 

 

№ 2.10

Из воспоминаний И.Новикова о Всеобщем конгрессе мира

(1901 г.)

 

XIX век видел успех одной из величайших революций в истории — демократизацию цивилизованных обществ... Теперь правительства существуют для народа, а не [наоборот].

Когда интересы масс стали центральной проблемой, вопрос нищеты приобретает внушительную и непреодолимую силу. Никто не может больше закрывать глаза на положение миллионом отверженных, составляющих низшие слои общества, и ждать, пока сильные мира сего осознают это.

...социалисты [утверждают], что мы бедны, потому что плоды труда рабочих распределяются неравномерно. Рабочий не получает полного вознаграждения за свою работу. Владелец присваивает себе долю, превышающую ту, на которую он имеет право... Однако, признав это, социалисты правы лишь до определенного момента... их решение проблемы бедности оказалось недостаточным...

...Существуют две возможности получения жизненных благ. Первая предполагает обработку земли и полученных продуктом (земледелие, производство и обмен), другая же предполагает экспроприацию результатов труда других (разбой, воровство, завоевание)...

Наши современные социальные учреждения выросли из идеи, что разбой — дело прибыльное.

Вместо того чтобы посвятить силы развитию планеты... люди [создали] армии и военный флот для захвата соседних территорий.

Как же нам стать богаче?.. Только путем неукоснительного уважения прав соседей... [что] означает: 1) ни одно общество не обязано подчиняться насильно навязываемому ему решению, если оно противоречит его интересам... Международные разногласия... должны быть представлены на рассмотрение судов; 2) ни один народ не может без его на то согласия насильно быть подчиненным чьему-либо политическому контролю... Национальные границы будут устанавливаться добровольным решением граждан, выраженным в плебисците.

[Только пацифисты] призывают народы... к мирному урегулированию международных разногласий... однако их позиция слишком сдержанна. Видя, насколько тяжело достичь международного регулирования спорных вопросов даже таким безболезненным путем, как передача их на добровольный арбитраж, пацифисты отступают от решения этой задачи. Они боятся отпугнуть правительства, [требуя] федеративного союза цивилизованных государств. Пацифисты совершенно не правы в этой своей сдержанности... Народные массы можно привлечь только ярким сияющим светом.

 

115

 

Партия пацифистов не должна бояться напугать правительства... Она должна иметь прогрессивную программу, так как у нее есть особое предназначение в обществе — открывать новые горизонты, указывать путь... народам и правительствам.

...Чтобы пробудить интерес у народа, ему надо обещать, например, средний доход в 10 тыс. франков на семью, достойную человека жизнь, мясо не только по воскресеньям, как хотел Генрих IV, а на каждый день. Одним словом, люди должны понять, что убогая бедность, в которую их загнали, должна прекратиться... Именно потому, что только пацифисты и федералисты и могут решить проблему бедности, их справедливо называют народными трибунами, будущими спасителями человечества.

Peace and Civilization: Selections from the Writings

of Jacques Novicow / Ed. S.Cooper. N.Y., 1971.

P. 315-325.

 

 

№ 2.11

Из Нобелевской лекции Б. фон Зутнер

«Эволюция движения мира» (18 апреля 1906 г.)

 

Давайте оглянемся в сегодняшнем мире и решим, правы ли мы, утверждая, что пацифизм принесет прогрессивное развитие и положительные результаты. Ужасная война, беспрецедентная в мировой истории, недавно разразилась на Дальнем Востоке [Русско-японская война, 1904-1905 гг.]. За войной последовала революция.., пошатнувшая колосс Российской империи... Повсюду в Центральной и Западной Европе... недоверие, угрозы, бряцанье оружием, травля, лихорадочное сосредоточение военно-морских сил и перевооружение. Воздвигнуты укрепления, построены подводные лодки, заминированы целые регионы, и все это с таким энтузиазмом, как если бы нападение на соседа являлось неизбежнейшей и наиважнейшей функцией государств. Даже опубликованная программа второй Гаагской конференции... фактически провозгласила ее военным советом. Может ли народ перед лицом всего этого продолжать считать, что движение за мир несет прогресс?

...Мы должны понимать, что столкнулись две философии, две эры цивилизации и что новый решительный дух побеждает шумный и агрессивный старый. Обещание новой жизни еще слабо и бесформенно, но уже широко распространилось и готово выжить. В стороне от движения мира проложил себе дорогу процесс интернационализации и унификации. Развитию этого процесса способствуют технический прогресс, развитие коммуникаций, экономическая взаимозависимость и тесные междуна-

 

116

 

родные связи. Инстинкт самосохранения человеческого общества подсознательно руководит человеческим разумом. Он восстает против постоянно совершенствующихся методов уничтожения и разрушения человеческой цивилизации.

...Наследники старого порядка всегда находили могущественного союзника в лице естественного права и свойственной человеку инертности в отношении к переменам. Итак, пацифизм стоит перед лицом трудной борьбы. Вопрос о том, восторжествует ли насилие или закон в межгосударственных отношениях, — самый насущный из всех проблем нашего богатого событиями времени...

Защитники мира прекрасно осознают, сколь незначительны источники личного влияния и силы... От решения этой проблемы [зависит], будет ли Европа лежать в руинах [или] станет процветающей цивилизацией.

Nobel Lectures: Peace, 3 vols. / Ed.

F.W.Haberman. Amsterdam, 1972. Vol. 1. P. 84-90.

 

 

№ 2.12.

Из книги А. Фрида «Основы пацифизма»

(1909 г.)

 

...Существует реформистский и революционный пацифизм... Реформистский пацифизм направлен против внешних проявлений войны... и не изучает ее причин. Истоки войны кроются в анархии международных отношений, где используется агрессия для разрешения противоречий. Реформистский пацифизм не борется против международной анархии... Современная политика в большей степени направлена на сохранение мира, чем реформистский пацифизм. Эта деятельность осуществляется главами государств, министрами, парламентариями и дипломатами, [руководствующимися] идеей «поддержания» мира... Они стремятся продлить перемирие... Такова и пропорция реформистского пацифизма, [который призывает] исключить войны путем простого сокращения вооружений и создания международной юрисдикции.

Революционный же пацифизм направляет свои усилия против причин войны. Искоренив источники войн и постепенно установив порядок вместо анархии в международных отношениях, революционный пацифизм [дает новое определение] понятию «мир» в современной мировой системе.

...Глобальная организация намного прогрессивнее, чем полагают многие современники... Однако еще нет осознанного понимания человечеством этого положения... Пацифизм в своей

 

117

 

основе является не более чем проблемой интеллектуального пробуждения.

Тем не менее, мы, пацифисты, не становимся просто средством... усовершенствования внутреннего мира наших современников... Мы живые свидетели этого процесса...

...Война — это государственная акция, которая изначально представляла собой волю одного индивида или поддерживавшей его группы... Небольшая группа стремится подчинить себе... массы. Все слова о патриотизме, национальной чести, героизме и т.п. являются частью этой подготовки, где скрывается истинная природа взаимоотношений... преувеличиваются факты, разжигается угроза... делается все, чтобы взбудоражить народные массы... Утверждение о том, что вопрос о войне... решается... самими народами — это грубейшая пародия... Мы рассуждаем об Англии, которая, очевидно, борется за военное превосходство с Германией; о Франции, которая стремится к реваншу; об Италии, которая домогается контроля над Адриатикой; о России, которая стремится господствовать над Константинополем, и т.д., тогда как все это — лишь небольшая кучка людей, культивирующих эти домогательства... Мы должны создать структуры, которые станут сдерживать этот разгул народной ненависти.

Итак, поняв источники войн, существующих внутри государств... [мы должны работать над иммунитетом масс]. Однако мы можем рассчитывать только на расширение круга людей отказывающихся от аргументов сторонников войн. [В этом состоит] фундаментальное различие между реформистским и революционным пацифизмом.

Силы анархии слишком могущественны, а ментальность народных масс столь устойчива, что не следует ожидать быстрого процесса «иммунизации»... поэтому следует создавать вторую линию обороны... чтобы сдерживать народные страсти...

Мы находим такого рода институты в особых международных соглашениях, целью которых является уберечь массы от излишней эмоциональности... Первая конференция в Гааге привела к созданию... международных комиссий по расследованию... которые созываются в случае внезапно вспыхнувших кризисов...

...Целью второй части нашей программы является содействие естественным процессам роста организаций, [связанных] с развитием техники... Техника расширяет связи, которые являются действующей силой для формирования организаций.

...Международное сотрудничество и осознанное объединение различных интересов становятся признаками развития процесса всеобщей организации... обществ, союзов, синдикатов, трестов, бюро, секретариатов и международных съездов... Эти международные союзы начнут осознавать свою миротворческую силу... Закон последует за этими взаимоотношениями... В тот момент, когда среди людей устанавливаются определенные отношения, для контроля над ними зарождаются и соответствующие нормы.

 

118

 

Деятельность пацифистских движений [должна ускорить] внедрение идей справедливости в законотворчестве.

Fried A. Les bases du pacifismes: le pacifisme

reformiste et le pacifisme revolutionaire. P., 1909.

 

 

№ 2.13

Из статьи У. Джеймса «Моральный эквивалент войны»

(1910 г.)

 

Война против войны становится уже не просто воскресной экскурсией или загородной прогулкой. Военные чувства слишком глубоки, чтобы исчезнуть из наших идеалов, так как ничего лучшего, чем слава и позор народов и отдельных лиц, пока не придумано...

Современная война так дорогостояща, что мы считаем торговлю по сравнению с грабежом лучшим средством. Однако современный человек унаследовал врожденную драчливость и любовь своих предков к славе. Демонстрация иррациональности и ужасов войны пока не влияют на него, а ужасы в его глазах превращаются в достоинства. Война — это жизнь сильных.

Сегодняшние взгляды цивилизованного человека странным образом запутаны. Военные инстинкты и идеалы мощные, как никогда, соперничают с... критическим подходом, который отчаянно сдерживает их первобытную свободу. Многие писатели показывают звериную сущность военной службы. Чистый грабеж и господство более не считаются моральными мотивами, и поэтому теперь отыскиваются предлоги, чтобы приписать их своим врагам...

Сегодняшние апологеты войны рассматривают ее с религиозных позиций. Война для них — нечто таинственное... постоянное обязательство человечества...

Пацифисты должны [знать] эстетические и этические взгляды своих оппонентов... Пока антимилитаристы не предложат ... морального эквивалента войны, аналогов, если можно так сказать, материального эквивалента гневу горячности, до тех пор им не удастся изменить своего положения. И, как правило, они будут терпеть поражение. Долги, штрафы и санкции, о которых они пишут в утопиях, слишком слабы и скучны, чтобы затронуть человека с милитаристским мышлением.

Единственным исключением из этого правила является пацифизм Л. Н. Толстого, который благодаря глубокому пессимизму в отношении земных ценностей и страха перед Богом, создает моральную основу там, где нет страха перед врагом...

...Все человеческие качества приобретают достоинство, когда известно, что ты служишь обществу, которое нуждается в тебе. Если общество гордится тобой, то и твоя гордость возрастает в

 

119

 

соответствующей пропорции. Нет такого коллектива, который бы более, чем армия, мог бы питать подобную гордость. Однако нужно признать, что только чувства, которые отражают мирную космополитическую индустрию, способны пробудить достоинство и стыд от мысли о твоей принадлежности к этому коллективу... Где жестокие «да» и «нет» в безоговорочном долге?

Теперь, сказав так много для вашей подготовки, я предлагаю свою собственную утопию. Я глубоко верю в царство мира и грядущий приход своего рода социалистического равновесия. Для меня фатальный взгляд на войны не имеет смысла... Когда целые народы становятся армиями... война из-за своей чудовищности становится абсурдной и невозможной...

...Но я не верю в то, что мир должен быть или будет вечным на этой планете, пока даже миролюбивые государства сохраняют старые элементы армейской дисциплины. Мирная процветающая экономика не может быть экономикой ради удовольствия. В более или менее социалистическом будущем, к которому движется человечество, мы должны коллективно подчинить себя [дисциплине] с тем, чтобы освоить эту еще не полностью гостеприимную для нас планету... Воинские добродетели должны быть крепко сцементированы: бесстрашие, презрение к мягкотелости, отказ от собственнических интересов, повиновение приказу должны еще оставаться той скалой, на которой воздвигнуто государство...

Разрешите мне более конкретно пояснить мою мысль... Если бы сейчас, и в этом состоит моя мысль, действительно существовала вместо воинской повинности, служба на несколько лет для всего молодого поколения, чтобы подготовить часть армии, созданной для борьбы против природы ... несправедливость имела бы тенденцию к выравниванию... Воинские идеалы мужества и дисциплины были бы вплетены в нити роста людей. Никто не остался бы слеп, как слепы сейчас высшие классы в отношении человека к земле, где он живет, и постоянного недовольства его жизнью в высшем обществе. Угольные и железорудные шахты, грузовые поезда, рыболовные флотилии в декабре, мойка посуды, окон, чистка одежды, строительство дорог и туннелей, работа в литейных цехах и кочегарках, строительство небоскребов — вот к чему можно призвать в соответствии со своим выбором нашу золотую молодежь, с тем, чтобы расстаться с ребячливостью и вступить в общество со здоровыми интересами и трезвыми идеалами. Они отдали бы свою пинту крови, внесли бы свой вклад в бессмертную войну человека против природы, могли бы гордо шагать по земле ... и стали бы прекрасными отцами и учителями будущего поколения.

...Я говорил о «моральном эквиваленте» войны. Когда-то война была единственной силой, которая могла держать в узде целое общество и, пока эквивалент такого порядка только формируется, я верю, что война должна идти своей дорогой. Но у

 

120

 

меня нет никаких сомнений, что [такой моральный эквивалент может быть найден]... Военный склад характера может быть воспитан и без войны... Единственное, в чем мы теперь нуждаемся, — это в формировании мирного склада характера, как в прошлые века формировался военный склад характера.

Memories and Studies N.Y., 1912. P. 167-196.

 

 

КРИТИКА ВОЙНЫ И МИЛИТАРИЗМА

С ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ

 

В течение XIX в. либеральные политические экономисты утверждали, что процветание общества требует мира, что экономическое развитие зависит от состояния внутренней торговли и финансов, подрываемых войной и гонкой вооружений. В Великобритании манчестерская экономическая школа, выступившая первой с позиций «свободной торговли и мира», ассоциировалась с именем Ричарда Кобдена, члена палаты общин, чьи взгляды обрели многих сторонников. В 1849 г. на Международном конгрессе мира в Париже Р.Кобден призвал активистов мира выступить против военных займов у банков или частных лиц (док. 2.14). Сокращение денежных и кредитных ресурсов в пользу «денег для войны» было бы основным, по его мнению, шагом в борьбе против организованного убийства. Сохраненные денежные средства могли бы быть вложены в многочисленные полезные проекты.

Положения, разработанные Р.Кобденом, были использованы польским банкиром и предпринимателем Иваном Блохом (1836-1902), опубликовавшим шеститомный труд о технических, экономических и политических последствиях современной войны (док. 2.15). Будучи приглашен к царю Николаю II для изложения своих взглядов, И. Блох, по-видимому, оказал влияние на принятие решения о созыве в 1899 г. первой Гаагской конференции мира6. Изучая влияние войны на современную экономику Европы, И. Блох пришел к выводу, что социальный миропорядок и сама цивилизация будут разрушены, если великие державы пошлют свои армии на поле брани. В добавление к злоупотреблению капиталами и подрыву экономики европейских государств гонка вооружений также подверглась критике за лицемерие, скрывавшее алчность.

Этот вопрос был впервые поднят английским журналистом и активным сторонником мира Джорджем Хербертом Перрисом (1866-1920) в 1913 г. на Всеобщем конгрессе мира в Гааге, последнем перед первой мировой войной (док. 2.16).

 

121

 

№ 2.14

Из речи Р. Кобдена

на Международном Парижском конгрессе мира

(1849 г.)

 

Постановили: Конгресс осуждает любые займы и кредиты, направленные на ведение амбициозных и захватнических войн.

Мне предоставлена честь внести резолюцию, осуждающую... займы в военных целях. Моя цель — способствовать миру посредством удержания денег на военные цели. Я предлагаю конгрессу обратиться к совести всех тех, у кого есть деньги для ссуды. Я не говорю о тех нескольких банкирах, которые родились ростовщиками еще до начала мироздания. Они, в действительности, являются лишь посредниками, взимающими деньги у мелких капиталистов. Только из сбережений и накоплений купцов, промышленников, торговцев, фермеров и лиц, получающих ежегодную ренту цивилизованной Европы, воинственно настроенные правительства могут удовлетворить свои нужды, и именно к ним мы обращаемся с призывом... не поддерживать варварскую систему, препятствующую торговле, подрывающую промышленность, уничтожающую капитал и труд и пирующую на слезах и крови своих собратьев... Война стала дорогим удовольствием. Вопрос уже стоит не о луках и стрелах, мечах и щитах. Исход боя теперь решает артиллерия, а каждый пушечный заряд стоит от 12 до 15 франков. Я от всего сердца желаю, чтобы это стоило в десять раз больше.

Следствием этого является то, что, когда отставшие от Европы страны начинают военные действия, они вынуждены прибегать к ресурсам более цивилизованных государств — иначе говоря, брать займы. Так как же используются эти деньги, занятые из сбережений, добытых честным производством? Что такое война в наши дни? Знает ли она, что такое милосердие? Давайте посмотрим. Я держу в руке отрывок прокламации, изданной в городе Пест 19 июля и подписанной «Хейнау»7. Заранее прошу прощения за оскорбление ваших чувств. Итак, я читаю: «Каждый, кто словом или действием, или ношением революционных знаков и символов осмелится поддержать мятеж, каждый, кто оскорбит моего солдата или солдата наших бравых союзников, словом или ударом, каждый, кто вступит в преступные сношения с врагами короны или будет разжигать пламя восстания путем злонамеренного распространения слухов или будет столь неблагоразумен, чтобы хранить оружие и не сдаст его в определенный моей прокламацией день, будет казнен без малейшей отсрочки прямо на месте, где было совершено преступление, независимо от обстоятельств или пола».

...Я спрашиваю вас, взяла ли война что-либо от христианского милосердия? Отказались ли современные воители от варварских обычаев древности? Что касается меня, я не вижу различий

 

122

 

между Аттилой и Хейнау, между готами пятого века и готами девятнадцатого. Но мы обращаемся к тем, кто своими займами сейчас нанимает и оплачивает людей, совершающих эти жестокости, и мы говорим: «Это вы зажигаете факел, обращающий в пепел мирные и безобидные деревни. На вашей совести лежит бремя этих преступлений против человечества!»

Мне скажут, что бесполезно взывать к чувствам людей, которые с мелочью, бесполезно залежавшейся в кармане, думают лишь о своих пяти процентах. Я берусь доказать... что мир открывает для сельскохозяйственного капитала такое поле деятельности, какое никогда не дадут поля сражений, и что для размещения промышленного капитала существует более выгодная сфера, чем партнерство с Хейнау и К°.

Report of the Proceedings of the Second General Peace Congress, held in Paris, 22-24 August 1849. L., 1849. P. 78—79.

 

№ 2.15

Из книги И.Блоха

«Будущее войны в техническом,

экономическом и политическом отношениях»

 

С недавних пор война стала еще ужасней, чем раньше, из-за усовершенствования оружия разрушения и систем боевой подготовки и техники, в прошлом не известных. Угрожающими также являются факт многочисленности армий и подготовка солдат в полевых условиях [что создает до ныне невообразимые] сложности... Не может быть никаких сомнений в том, что разрушительная сила современных видов огнестрельного оружия несравнимо больше, чем раньше... Огонь пехоты и артиллерии создает беспрецедентную силу, в то время как помощь раненым будет затруднена из-за дальнобойности оружия. Дым недолго будет прикрывать оставшихся в живых свидетелей страшной битвы, и любое продвижение будет оцениваться с позиции возможного уничтожения. Из этого, а также из того факта, что основная масса солдат была недавно призвана с полей, фабрик и мастерских, становится ясным, что изменились даже физические условия войны. Кроме того, антивоенная пропаганда в армиях западных государств может зайти далеко как претворение в жизнь социалистических теорий, подрывающих основы монархии.

...существующее положение не может больше продолжаться. Народы стонут под бременем милитаризма... Мы видим во Франции и Германии подготовку новых артиллерийских орудий, нового бездымного пороха. Миллионы потрачены на строительство военных судов и крейсеров... Могут ли сегодняшние

 

123

 

нескончаемые требования денежных средств у парламентов на вооружение продолжаться и не привести к социальным взрывам?.. Еще серьезнее экономические и социальные потрясения, которые война повлечет за собой со всеобщей мобилизацией мужского населения, перерывами в морских коммуникациях, остановкой производства и торговли, ростом цен на жизненно необходимые продукты и разрушение системы кредитов. Неужели... правительства [не] найдут возможностей... [удержать] свои армии, удовлетворить требования бюджета... [и] накормить нуждающееся гражданское население?

В будущей войне ... вместо профессиональных солдат появятся целые народы со своими личными добродетелями и слабостями... Соперничающими элементами будущей войны будут все моральные и интеллектуальные ресурсы наций, все силы современной цивилизации, все технические достижения... — общие плоды культуры цивилизованного общества.

...Европейские государства [сами должны задать себе вопрос], к чему ведет это вооружение и это истощение, какова будет природа будущей войны ...возможно ли вообразить урегулирование вопроса путем такого катаклизма, как ... война между пятью великими державами с десятью миллионами солдат?., на двадцать, сорок лет миллионы потрачены на бесплодное вооружение, которое не может быть использовано как средство разрешения международных разногласий...

Очевидно, что война в конце концов становится бесполезной. Вопрос состоит в том... когда европейские правительства и народы признают эту очевидную истину?

Block Jean de. The Future of War in its Technical, Economic and Political Relations. Boston, 1902. , P. 69-72, 74-75, 78-79.

 

№ 2.16

Из обращения Дж. X. Перриса

«Ко Всеобщему конгрессу мира»

(1913 г.)

 

В этом году мы впервые в истории движений мира получили... нечто вроде научного анализа способов, которыми военная техника поставляется в три крупнейшие страны мира. В случае с Германской империей доктор К. Либкнехт представил на рассмотрение рейхстага результаты своих исследований. Во Франции Ф. Делези обобщил полученные им результаты в небольшом памфлете... Я лично также провел подобное исследование о крупнейших производителях вооружений Британской империи... Открытия К. Либкнехта и исследования, проведенные

 

124

 

в Англии и Франции, доказывают, что по существу все ведущие страны мира больны одной болезнью.

...Я думаю, что для тех, кто не знаком с международным движением мира и кто считает пацифистов людьми сентиментальными, естественно утверждать, что вооружения... это национальное оружие... Эти люди искренне верят, что великие имена Круппа, Шнейдера, Армстронга и других заслуживают уважения... что вооружения необходимы для сохранения мира на земле... и что эти промышленники являются превосходными гражданами... действующими под контролем уважаемых правительств, которые дают им заказы.

Но люди, изучающие эту гнусную торговлю... знают, что действительность ... далека от этого. Торговля оружием приносит огромные доходы. Общий капитал семи британских компаний ... составляет 30 млн фунтов... эти фирмы, благодаря своей конкурентоспособности, превратились в международные монополии. Утверждение, будто одна компания конкурирует с другой и заключает честные торговые сделки с правительством, чистый обман... Вспомните о фирме «Дойче муниционе унд ваффен-фабрик»... [имеющей] значительную долю во французских компаниях и провокационно влияющей на парижскую прессу, [разжигая] дух соперничества и зависти [в борьбе] за заказы на вооружение... В Англии мы имеем сочетание британской и германской нобелевских компаний — это англо-германский взрывной альянс!.. Нет ничего, что помешало бы работать вместе французу и немцу, или французу и англичанину, если это сулит им выгоду.

И те и другие патриоты... В качестве свидетельства патриотизма этих торговцев я остановлюсь на фирме «Армстронг, Уитворт энд К°»... Главой является некий сэр Эндрю Ноубл. Я прошу обратить внимание на непредвзятость его патриотизма. Он баронет, кавалер рыцарского ордена Великобритании, член португальского ордена Иисуса Христа и рыцарь ордена Карла III, короля Испании. Он награжден орденом Священной сокровищницы Японии первой степени, орденом Большого крепа Итальянской короны, а также турецким, чилийским и бразильским знаками отличия. Его патриотизм безусловно широкомасштабен, но он не похож на наш патриотизм, так как основывается на денежных интересах. «Армстронг» собирается строить военные суда для некоторых стран... Фирма постоянно снабжает все части света бронированными листами... Если она продает военный корабль иностранному государству, то это, в свою очередь, становится поводом для увеличения британского флота, что означает новые заказы Армстронгу!..

Многие из вас, без сомнения, презирают... химическую фирму «Поззуолли — Армстронг компани», загрязнившую выбросами Неаполитанский залив. Здесь мы видим, как Великобритания помогает поддерживать военную силу союзника Германии. В Ге-

 

125

 

нуе действует также «Ансальдо — Армстронг компани». Все эти компании основаны не только в Италии, есть и в Турции...

Вы также помните странный, загадочный треугольник, связывающий судьбы Дальнего Востока с Россией, Японией и Китаем. «Армстронг компани» производит в Японии бронированные листы для артиллерии. Она стремится также получить военные заказы в Китае. Одновременно совместно с двумя другими британскими фирмами, «Максимз энд Джон Граун энд К°», а также совместно с «Блум энд Восс» (Гамбург) и «Шнейдер», этот тройной альянс строит новый флот для России, — ценой голода, поразившего [российское] крестьянство...

Другой британский синдикат строит флот для Португалии, которая всегда балансировала на грани банкротства. У фирмы Армстронга, Виккерса и Брауна имеется крупный заказ от Канады на строительство кораблей, эксплуатирующий невинный народный патриотизм этой колонии. Какая же страна является врагом Канады?..

...[Военная промышленность], не имеющая пределов своей жадности, границ своей... безжалостной эксплуатации слабости и глупости человеческой натуры... Единственный интерес этих фирм состоит в том, чтобы поссорить между собой народы. Они проповедуют национализм... который, как хамелеон, меняет свою окраску с каждым новым заказом. Некоторым интересно узнать... откуда берутся винтовки и военное снаряжение у индийских кланов, у работорговцев в Персидском заливе, у сомалийцев, у революционеров ... На самом деле в торговле смертью нет никакой совести... Эти крупные компании продают смертоносное оружие кому угодно...

...Дело Международного конгресса мира... и движения — это дело спасения, спасения правительств от тех, кто вводит их в заблуждение своей испорченной и продажной торговлей... спасение некоторых наших сторонников от болезни и тяжелого труда, возложенного на них бременем, которое они должны нести... Я надеюсь, вы поможете мне... сломать не только ту фальшивую репутацию национальной гордости, которую используют эти фирмы, но также предрассудок, заключающийся в том, что оружие солдата якобы является защитой национальной чести и могущества.

Bulletin officiel du XXme Congres Universel de la Paix. La Haye, 18 au 22 aout 1913. Berne, 1913. P. 44—51.3.

 

126

 

 

Date: октябрь 2011, декабрь 2013, июль 2014

Изд: Мир/Peace: Альтернативы войне от античности до конца второй мировой войны. Антология.

Институт всеобщей истории РАН. М.: Наука, 1993.

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)