Среди гибельных последствий нынешней войны самую большую опасность для будущего таит в себе возрастающая с каждым днем разобщенность между интеллигенцией и миром труда. Во всех странах немало говорили о "Священном Единении" между ними. Однако единение это, которое правительства поддерживали и поощряли в собственных видах, всегда осуществлялось в ущерб международному единению и тем, кто в различных странах стремился его осуществить. И, надо сказать, в любой стране никто не сделал больше для подавления такого рода устремлений, чем широкие слои интеллигенции. Надо ли напоминать о всех проявлениях вражды и национального высокомерия, которые без устали выказывали академии, университеты и общества литераторов? Можно считать совершенно установленным, что у национализма не было более яростных поборников, чем люди умственного труда. Слишком часто мы наблюдали, как в странах, где произошла революция, в Германии например, студенческие корпорации охотно пополняли ряды белой гвардии, и реакция пользовалась их услугами для подавления новых идей. Как далеко в прошлое ушли те времена, когда в 1830 году студенты Политехнического института и высших школ Парижа возводили баррикады и вели за собою восставший народ! Сегодня интеллигенция, кажется, жаждет слиться со средними классами; она полностью приняла их ограниченность и предрассудки, их корыстный консерватизм и бросается в объятия реакции из боязни социальных перемен, грозящих упразднить ее привилегии. И отсюда в толще народной возникает огромное разочарование в отношении тех, кто, выходя нередко из недр народа, должен был бы, естественно, стать его советчиком и вожаком; разочарование это легко переходит в злобу. Так, например, в России некоторое время тому назад наблюдалось сильное гонение на интеллигенцию; и если с тех пор согласие, повидимому, восстановилось, то подозрительность все еще сохраняется. Те же самые признаки, только с меньшей степенью остроты, можно обнаружить в Германии, во Франции и в Италии, и мера зла может быть понята по тому ожесточению, с какой оно порою прорывается наружу. Лозунг "Долой интеллигентов!" сделался, кажется, популярным в некоторых рабочих кругах, среди людей разумных, но озлобленных прошлыми изменами. Ничто не может быть пагубнее для человечества, чем разрыв между мыслью и трудом. Мысль тогда утратит всякую связь с источниками новой жизни, она иссохнет, подобно запыленным фолиантам, лежащим на полках библиотек, или — того хуже — рискует превратиться в орудие угнетения в руках эксплуататоров. А люди труда, лишившись путеводной звезды, бросятся в гущу беспорядочной борьбы, которая все обратит в развалины и помешает всякому долговечному преобразованию общества.
Мы должны приложить все силы, чтобы рассеять столь роковое взаимное непонимание. И это необходимо сделать одновременно и в отношении интеллигенции и в отношении народа. У нас есть на то право. Мы представляем собою горстку мыслителей различных стран, которые неизменно придерживались идей международного братства все четыре года господства тирании. Сегодня этого уже недостаточно. Мы должны объединиться, чтобы расширить нашу деятельность. Все мы — частица охваченных единым порывом прогрессивных сил, поднявшихся на борьбу против деспотического прошлого. Гигантский оплот консервативных начал, которые парализуют свободное развитие человечества, сцементирован одновременно и идеями и интересами. Что касается интересов, то их не любят обнаруживать. Зато идеи охотно рекламируют, и идеи эти зачастую весьма смертоносны: жадность и насилие облекаются в одежды идеализма. Наша роль в начавшемся сражении, наше кровное дело — схватиться грудь с грудью с этими пагубными идеями. Наша обязанность — рассеять мираж кровавого национализма, патриотизма, проникнутого духом нетерпимости, который, быть может, сыграл немалую и даже благотворную роль в свое время, но сегодня способен лишь привести к напрасным жертвам, бесплодным жертвоприношениям, к опустошениям и гекатомбам, и при этом не только не даст новых посевов, но на века разорит землю. Надо вместо старых богов вдохновиться свежим дуновением правды и жизни, надо освободить человечество от пут всевозможных ограничений — материальных и нравственных, — от окостенелых и вредоносных предрассудков, которые связывают его по рукам и ногам.
Ныне работники физического труда ткут во всем мире гигантское полотно; с помощью своих мощных профсоюзных объединений, кооперативных обществ, союзов и советов они стремятся улучшить условия жизни общества посредством всемерного увеличения объема производства, роста благосостояния и расширения материальных ресурсов; перед нами же, работниками умственного труда, стоит задача освободить людей от пут национализма, от кастовых перегородок и расовых предрассудков, от суеверий, которые их душат. Возвратим миру тружеников возможность дышать полной грудью, пусть дышат они вместе с народами всей земли, — ведь только такое, единственно нормальное дыхание позволит миру труда осуществить свое истинное предназначение. Речь не идет о том, чтобы оторвать человека от родной почвы. Писателю, художнику труднее, чем кому бы то ни было, отказаться от своих национальных и иных традиций, не калеча при этом самого себя. Человек науки, человек мысли обязан своему народу методами и формами мышления, с помощью которых он вносит свою лепту в общий труд. Но ведь и дерево, нерасторжимо связанное корнями своими с землей, черпает истоки жизни не только из почвы, но также из воздуха и света. Подобно дереву, и человек должен окунуться в гигантский поток мысли, который омывает всю землю. Пусть же объединятся работники физического и умственного труда, все те, кто верит в грядущее возникновение нового мира — более свободного, более достойного и более счастливого, мира, в котором силы производящие и силы творческие будут гармонично сочетаться, а не уничтожать друг друга, как это наблюдается сегодня отчасти вследствие нашей взаимной враждебности, нелепой и преступной! Прогресс человечества зависит от нас. Будем же неустанно надеяться и действовать: пусть люди умственного труда освещают путь, который прокладывают люди физического труда! Отряды тружеников различны. Цель работы — одна.
Август 1919 г.
В оригинале статьи "За единение работников физического и умственного труда" имелся подзаголовок — "Комментарий к "Декларации независимости духа". Впервые появилась в английской газете "Форейн афферз" в августе 1919 года. Вошла в "Пятнадцать лет борьбы"; на русском языке ранее не печаталась.
Изд: Р.Роллан. Собрание сочинений в 14 тт., т. 13, М., "ГИХЛ", 1958
Пер: с французского Я. Лесюка
Date: 16-17 декабря 2002
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)