АБДУСАЛАМ
АБДУЛКЕРИМОВИЧ
ГУСЕЙНОВ
ГУСЕЙНОВ, АБДУСАЛАМ
АБДУЛКЕРИМОВИЧ (р. 1939) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент
Российской Академии наук.
Родился
8 марта 1939 в селе Алка-дар (Дагестан). В 1961 окончил философский факультет
МГУ, в 1964 — аспирантуру того же факультета. С 1965 по 1987 преподавал философию
и этику в МГУ. С 1987 — заведующий сектором этики ИФ АН СССР (ныне РАН), затем
руководитель Центра этических исследований, заведующий отделом, с 1996 — заместитель
директора того же института, одновременно (с 1996) заведующий кафедрой этики философского
факультета МГУ.
Кандидатская
диссертация — «Условия происхождения нравственности» (1964). Докторская диссертация
— «Социальная природа нравственности» (1977). Гусейнов сформулировал гипотезу
о стадиальном происхождении нравственности, взяв за критерий обособление
индивида от родо-племенной общности в качестве
самодеятельной личности. Он первым в отечественной философии в начале 70-х гг.
исследовал золотое правило нравственности как наиболее точное выражение
специфики моральной регуляции, способствовал его популяризации в обществе.
Смотрите работу «Золотое правило нравственности» (1979). Исходя
из единства теоретического содержания и нормативных целей этики, Гусейнов предложил
свою систематизацию историческо-этического процесса, в которой античная этика
предстает по преимуществу как учение о добродетелях, средневековая этика — как
учение о благах, а этика Нового времени представляет собой различные опыты теоретического
синтеза двух фундаментальных характеристик морали: произвольности и
общезначимости (смотрите работы «Введение в этику» (1985), «Краткая история
этики» (1987)).
В
конце 80-х годов Гусейнов возглавил новое направление исследовательской работы
— этика ненасилия; показал, что насилие и ненасилие следует интерпретировать
не только как альтернативные варианты, но и как исторически последовательные
стадии в борьбе за социальную справедливость; интерпретировал ненасилие как
такую конкретизацию принципа любви, которая блокирует возможности его
морализирующей фальсификации. Смотрите цикл теоретических статей в журнале «Вопросы
философии» за 1991-1996 годы, а также работы по философии Л.Н.Толстого — в его
статьях в журнале «Свободная мысль», 1994-1997 годы. В то же
время он исследовал и этическую составляющую учений Ницше, Маркса и Троцкого.
Гусейнов
предложил оригинальную интерпретацию важнейших этико-нормативных программ как
различных версий решений одной и той же проблемы единства добродетели и счастья
(смотрите работу «Великие моралисты» (1995)), конкретизировал понятие
моральной демагогии и описал морализаторство как фетишистскую форму сознания
(смотрите цикл статей на эту тему в журнале «Вопросы философии» 1990-е годы).
Им разрабатывается этическая теория, призванная соединить абсолютность нравственного
закона с неповторимостью (единственностью) каждого морального поступка. Основные
положения этой теории состоят в следующем: специфика морали связана с
модальностью сослагательного наклонения; моральные мотивы имеют своим
предметом не содержание поступка, а его возможность и образуют особый
(вторичный, контрольный) уровень мотивации; безусловность морали приобретает
практическую действенность в форме запретов. Этика и
моральное сознание образуют единый духовный комплекс, не укладывающийся в схему
науки и ее предмета.
Гусейнов
— редактор многих коллективных трудов: «Этика ненасилия» (М., 1991),
«Освобождение духа» (М., 1991). В 1992 году вышел сборник произведений
А.Швейцера «Благоговение перед жизнью», составителем и автором послесловия к которому являлся Гусейнов.
В 1993 под его редакцией выходит сборник статей «Ненасилие:
Философия, этика, политика». В 1995 году им выпущена
книга «Великие моралисты» с изложением учений Конфуция, Будды, Моисея, Христа,
Мухаммеда, Сократа, Эпикура, Л.Толстого и А.Швейцера. Гусейнов являлся одним из
редакторов-составителей сборника «Свободное слово. Интеллектуальная
хроника десятилетия (1985-1995)», вышедшего в 1996. В
1997 году вышел авторский сборник «Язык и совесть: Избранная социально-философская
публицистика».
Он
ведет разнообразную научно-организационную работу, является инициатором многих
обществ, и издательских проектов, среди которых — создание
научно-просветительского центра «Этика ненасилия», выпуск альманахов «Этическая
мысль» (1988, 1990, 1991, 2000-2007), книг серии «Библиотека этической мысли»,
Энциклопедического словаря по этике, издание ряда классических текстов. Гусейнов
является заместителем председателя научно-редакционного совета «Новой Философской
Энциклопедии» в 4 томах (М., 2000-2001), председателем секции этики и членом
президиума Российского философского общества, членом редколлегий журналов
«Философские науки», «Воскресение (новая Россия)», действительным членом Международной
Академии информатизации и ряда других обществ и академий.
Профессор
Гусейнов награжден дипломом ЮНЕСКО за
Полную библиографию научных трудов А.А.Гусейнова, с 1961 по 1998
годы можно найти в книге: «Этика: новые старые проблемы. К шестидесятилетию
А.А.Гусейнова». М., 1999, стр. 246-253.
Источники текста:
П.В.Алексеев «Философы России XIX-XX столетия», М., 2002
и др.