ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ПРОЕКТА
"ВНЕ НАСИЛИЯ"

Лев Николаевич Толстой

Эта страница целиком будет посвящена произведениям Льва Николаевича Толстого (1828–1910), относящимся к теме "ненасилие", его жизни и жизни его последователей — "толстовцев".

Л.Н.Толстой больше всех остальных в нашем европейском, христианском мире писал на тему ненасилия. Но "Нет пророка в своем отечестве", и потому в интернете проще найти подобную страницу на английском языке, чем на русском. Его взгляды более известны, более уважаемы на Востоке и на Западе, чем у нас, а недостатка в тех, кто перевирает его слова, по-прежнему нет. Хотелось бы, чтобы эта страница насколько возможно способствовала исправлению ситуации.

С уважением, Виталий.

Биография Л.Н.Толстого в Энциклопедии "Кругосвет"

П.И.Бирюков. Биография Л.Н.Толстого в 4-х тт. (1905-1922 гг.)

Страница Л.Н.Толстого в Библиотеке Максима Мошкова

Страница Л.Н.Толстого в Фундаментальной Электронной Библиотеке

Произведения Л.Н.Толстого

Полное Собрание Сочинений в 90 томах

Хронологический указатель публицистических произведений Л.Н.Толстого

с подробными комментариями, создан И.В.Петровицкой

Публицистика Л.Н.Толстого в картинках — 60 обложек различных изданий,

создан Юрием Аникеевым

Публицистика Л.Н.Толстого в прочтении Романа Алтухова

представлена большая часть религиозно-философских и публицистических

произведений, ряд писем и фрагменты из дневников.

Полный свод мыслей Л.Н.Толстого — в 14 томах.

Составлен В.Г.Чертковым и Ф.А.Страховым при участии самого Л.Н.Толстого. Издан стараниями В.А.Мороза и его помощников.

обратно в библиотеку

Критические статьи и биографии

См. также раздел СБОРНИКИ в нашей библиотеке

обратно в библиотеку

Последователи Л.Н.Толстого

Павел Иванович Бирюков

Павел Иван Бирюков

БИРЮКОВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1860–1931) — известный последователь и биограф Л.Н.Толстого, издатель и общественный деятель.

Родился в Костромской области, в дворянской семье; учился в Морской академии, работал в «Главной физической обсерватории» в Петербурге. С конца 1880-х стал сотрудничать с толстовским издательством «Посредник». В 1892 трудился в столовых Самарской губернии, устроенных Толстым во время голода. В 1895 ездил на Кавказ для исследования духоборческого движения и преследования их со стороны правительства. За составленное им воззвание в поддержку гонимых духоборов «Помогите!» в 1897 был отправлен в ссылку. Жил в Англии и Швейцарии, активно участвуя в пропаганде толстовских взглядов, издавал журнал «Свободная мысль». Выпустил книгу по истории духоборов и написал очерк о малёванцах. Двадцать лет собирал материалы для подробнейшей биографии Л.Н.Толстого в 4-х томах. В начале 1920-х годов помогал развитию религиозных коммун в СССР. В 1923 уехал в Канаду к духоборам, где под его руководством были открыты школы и библиотеки.

обратно в библиотеку

Иван Иванович Горбунов-Посадов

Павел Иван Бирюков

ГОРБУНОВ-ПОСАДОВ (наст. фамилия: ГОРБУНОВ), ИВАН ИВАНОВИЧ (1864–1940) — поэт, переводчик, педагог, глава толстовского издательства «Посредник».

Родился в посаде Колпино, близ Петербурга, в семье инженера-механика. С 1884 стал последователем Л.Н.Толстого. Начал сотрудничать с издательством «Посредник»: сначала распространяя издания по петербургским фабрикам и заводам, по пригородным деревням; потом как автор стихов и рассказов, редактор и составитель сборников. В 1891 активно участвовал в помощи голодающим крестьянам, организованной Л.Н.Толстым.

В 1897, в связи с высылкой за границу основателей «Посредника» В.Г.Черткова и П.И.Бирюкова, Горбунов-Посадов становится его главой. «Посредник» активно выпускает сочинения Л.Н.Толстого и близких по взглядам авторов — Горбунов-Посадов девять раз подвергается судебному преследованию; за напечатание «Круга Чтения» Л.Н.Толстого он был приговорен к заключению в крепость сроком на один год. Издательство становится лидером в области сельскохозяйственной литературы; знакомит русского крестьянина и его детей с классикой мировой литературы и с жизнью других народов, избавляя от расовых предрассудков и искусственно внушенной вражды к другим народам; пропагандирует вегетарианство, гуманное отношение к животным, кооперативное движение, борется с алкоголизмом, выпускает недорогую литературу для детей и юношества. В 1907—1918 И.И.Горбунов-Посадов со своей женой редактирует радикальный педагогический журнал «Свободное Воспитание», а в 1909—1918 — журнал для детей «Маяк».

В 1917-18 были выпущены ранее запрещенные произведения И.И.Горбунова-Посадова. Он активно включается в общественную жизнь. В 1917 под редакцией Горбунова-Посадова вышло два номера журнала «Обновление жизни». В 1921 И.И.Горбунов-Посадов и В.Г.Короленко организовали в Полтаве помощь голодающим. С 1921 «Посредник» практически прекратил свою деятельность. После смелого выступления на юбилее Л.Н.Толстого в 1928, Горбунова-Посадова перестали печатать. В настоящее время происходит возрождение интереса к его творчеству.

обратно в библиотеку

Иван Михайлович Трегубов

Иван Михайлович Трегубов

ТРЕГУБОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1858–1931) — известный последователь Л.Н.Толстого.

Учился в духовной семинарии, затем увлекся взглядами Л.Н.Толстого. Выступал за свободу совести, изучал и поддерживал штундистов, молокан, малёванцев и трезвенников. За выступление в защиту гонимых духоборов Трегубов был отправлен в ссылку в Эстонию, затем уехал в Англию. Участвовал в толстовских изданиях, налаживал отношения с западными социалистами и синдикалистами. Стал проповедовать организацию всеобщей мирной стачки вместо кровавой революции и мирной, безоружной армии взамен обычной. В 1905 вернулся в Россию, возглавил официально зарегистрированную общину толстовцев в Петербурге. В 1914 подписал антивоенное воззвание, в связи с чем больше года провел в тюрьме.

После революции служил в Наркомземе в должности инструктора по организации сектантских общин, с 1923 являлся официальным уполномоченным духоборов, был участником пяти съездов Советов. Ходатайствовал за притесняемых и арестованных толстовцев, духоборов, молокан, трезвенников. В 1930 давний знакомый Л. Н. Толстого крестьянин М.П.Новиков написал открытое письмо против сплошной насильственной коллективизации. Трегубов сопроводил это письмо своей запиской и отправил в различные инстанции и лично И.В.Сталину. Оба автора были арестованы. Трегубов скончался по дороге в ссылку в казахском посёлке Сузак.

обратно в библиотеку

Евдоким Никитич Дрожжин

Евдоким Никитич Дрожжин

ДРОЖЖИН, ЕВДОКИМ НИКИТИЧ (1866–1894) — последователь Л.Н.Толстого, сельский учитель.

Отказался от службы в армии и, пройдя ряд мытарств в дисциплинарном батальоне, заболел и умер от чахотки. Это был первый мученик толстовского движения — к отказывавшимся от службы в армии до него судьба была более благосклонна: Залюбовский был отправлен в Туркестан на полтора года и на один год в дисциплинарный батальон; Хохлов после двух недель в сумасшедшем отделении был признан негодным по болезни и отпущен; Любич послан на Китайскую границу в нестроевые роты и т.п.

обратно в библиотеку

Николай Трофимович Изюмченко

ИЗЮМЧЕНКО, НИКОЛАЙ ТРОФИМОВИЧ (1867–1927) — крестьянин села Обуховки Курской губернии. Под влиянием Е. Н. Дрожжина отказался от службы в армии, за что отбывал наказание сперва в Воронежском дисциплинарном батальоне, затем с 1894 в ссылке в Сибири. Из ссылки не вернулся, участвовал в кооперативном движении. Во время гражданской войны Изюмченко оказался на территории, занятой "белыми".

обратно в библиотеку

Петр Васильевич Ольховик

Петр Васильевич Ольховик

ОЛЬХОВИК, ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1875) — последователь Л.Н.Толстого, крестьянин.

Я знаю (...) Ольховика, крестьянина, отказавшегося от военной службы, за это приговоренного в дисциплинарный батальон и на пароходе обратившего конвойного солдата Середу. Середа, поняв то, что сказал Ольховик о грехе военной службы, пришел к начальству и сказал, как говорили это древние мученики: "Не хочу быть с мучителями, присоедините меня к мученикам", и его стали мучить, послали в дисциплинарный батальон, а потом в Якутскую область.

(Л. Н. Толстой. Две войны, 1898.)

обратно в библиотеку

Эрнест Говард Кросби

Эрнест Говард Кросби

КРОСБИ, ЭРНЕСТ ГОВАРД (Crosby, Ernest Howard) (1856–1907) — наиболее известный пропагандист толстовских взглядов в США, писатель и общественный деятель.

Был представителем США в международном суде в Египте. Под воздействием сочинений Л.Н.Толстого оставил эту службу, посетил в 1894 году Ясную Поляну и вернулся в США, где активно распространял религиозно-философские, педагогические и социально-политические взгляды Л.Н.Толстого. Участвовал в антивоенном и антиимпериалистическом движении. Собирал средства в помощь духоборам. Пропагандировал вегетарианство. Написал биографии Э.Карпентера и У.Л.Гаррисона.

обратно в библиотеку

Леопольд Антонович Сулержицкий

Леопольд Антонович Сулержицкий

СУЛЕРЖИЦКИЙ, ЛЕОПОЛЬД АНТОНОВИЧ (полное имя: ЛЕВ ЛЕОПОЛЬД МАРИЯ) (1872–1916) — русский театральный режиссер и художник, сподвижник К.С.Станиславского и учитель Е.Б.Вахтангова.

Был близок взглядам и семье Л.Н.Толстого. В 1895 отказывался от службы в армии, в связи с чем был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем отправлен на военную службу на южную границу, где считалось, что он служил — так и не взяв в руки оружия. В 1898, по просьбе Л.Н.Толстого, сопровождал первую группу духоборов, переселявшихся в Канаду, выполняя обязанности переводчика и переговорщика с властями.

обратно в библиотеку

Леонид Дмитриевич Семенов

Леонид Семенов

СЕМЕНОВ, ЛЕОНИД ДМИТРИЕВИЧ (1880–1917) — русский поэт-символист, внук выдающегося путешественника П. П. Семенова-Тян-Шаньского. Был близок Л.Н.Толстому и А.М.Добролюбову, с которым странствовал по стране, работал у крестьян и проповедовал. В 1907 отказывался от службы в армии, за что некоторое время провел в психиатрической больнице. Убит в суматохе 1917 года.

обратно в библиотеку

Альберт Шкарван

Альберт Шкарван

ШКАРВАН, АЛЬБЕРТ (Škarvan, Albert) (1869–1926) — словацкий последователь Л.Н.Толстого, врач, переводчик, эсперантист.

В 1895 отказался от службы военного врача, был осужден на 4-месячное одиночное тюремное заключение и лишение диплома врача. После Шкарван должен был снова служить, но под давлением мировой общественности был выпущен из страны. Несколько месяцев он провел в Ясной Поляне в качестве врача, а затем вынужден был покинуть и России. С 1897 он проживал в толстовской коммуне в Англии, затем в Швейцарии. Активно переводил статьи, «Круг Чтения» и художественные произведения Л.Н.Толстого на словацкий, чешский, венгерский, немецкий, эсперанто. В 1910 вернулся на родину. С началом Первой мировой войны снова был арестован и интернирован.

Шкарван и сам стал прототипом героев нескольких художественных произведений. В 1994 в Словакии о нем снят фильм «Albert, Albert».

обратно в библиотеку

Сергей Терентьевич Семенов

С. Т. Семенов

СЕМЕНОВ, СЕРГЕЙ ТЕРЕНТЬЕВИЧ (1868–1922) — крестьянин-писатель, литературный ученик Л. Н. Толстого.

Родился в бедной крестьянской семье, в 11 лет ушел в Москву на заработки. После прочтения народных рассказов Л. Н. Толстого сам захотел писать рассказы из знакомой ему крестьянской жизни. В 1886 г. он принес Л. Н. рассказ «Два брата», который был им одобрен. По совету Л. Н. молодой писатель уехал из города в свою родную деревню, где и провел почти всю свою жизнь. В 1905 г. С. Т. Семенов участвовал в «Крестьянском союзе», за что был приговорен к ссылке в Олонецкую губернию. По ходатайству Толстого она была заменена высылкой за границу. До 1908 г. Семенов прожил в Англии, у В. Г. Черткова. В 1909-13 гг. издательство «Посредник» выпустило «Крестьянские рассказы» уже в 6 томах. В 1912 г. Академия наук отметила это издание премией.

обратно в библиотеку

Михаил Петрович Новиков

М. П. Новиков

НОВИКОВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1870–1937) — близкий знакомый Л. Н. Толстого, крестьянин-писатель. За смелую критику действий правительства и антивоенную деятельность многократно подвергался преследованиям со стороны царского и советского правительств.

обратно в библиотеку

Арвид Янефельт

А. Янефельт

ЯРНЕФЕЛЬТ (или: ЕРНЕФЕЛЬТ), АРВИД (Järnefelt, Arvid) (1861-1932) — финский писатель, последователь и переводчик Л. Н. Толстого.

Окончил Гельсингфорсский университет, получил солидное юридическое образование. Позже проникся идеями Л. Н. Толстого, стал одним из первых переводчиков Толстого на финский язык, в течение многих лет переписывался с ним и приезжал в Ясную Поляну. В 1895 он подал в отставку со службы в губернском суде, купил участок земли, где основал крестьянское хозяйство, обучал грамоте местных жителей.

Первый же роман «Отечество» (1893) принес литературную известность. Сознание неблагополучия общества и приверженность автора идеям непротивления и самоусовершенствования отражены в романах «Братья» (1900), «Елена» (1902), «Чада земли» (1905), пьесе «Самуэль Кроэль» (1907) и др. В 1910-е писатель подолгу жил и работал в Европе. В 1914 подписал антивоенное воззвание толстовцев. В последние годы жизни опубликовал роман о гражданской войне в Финляндии и три тома воспоминаний «Роман моих родителей» (1928—1930).

обратно в библиотеку

Иван Федорович Наживин

И. Ф. Наживин

НАЖИВИН, ИВАН ФЕДОРОВИЧ (1874-1940) — русский писатель, долгое время разделявший взгляды Л. Н. Толстого, автор воспоминаний о нем.

Отец писателя был лесоторговцем, из крестьян. Несколько лет Наживин прожил в Европе, затем поселился с женой в деревне. Революцию 1905 года воспринял как предвестие еще большей катастрофы. Л. Н. Толстой высоко ценил его роман «Менэ… Тэкел… Фарес…» (1907). В издательстве «Посредник» в свое время был выпущен целый ряд рассказов Наживина: «Братья», «В стенах», «В сумасшедшем доме», «Соседи» и др., переводы стихотворений Э. Кросби, составленные им сборники «Голоса народов», «Кто такие сектанты». Затем Наживин основал свое издательство «Зеленая палочка» в толстовском духе; здесь вышли: «Моя исповедь», сборник статей Э. Карпентера «Цивилизация» и др. В 1913 отошел от толстовских взглядов. После 1917 эмигрировал. В последнее время в России возродился интерес к И. Ф. Наживину, но исключительно к его поздним историческим романам.

обратно в библиотеку

Валентин Федорович Булгаков

В. Ф. Булгаков

БУЛГАКОВ, ВАЛЕНТИН ФЕДОРОВИЧ (1886–1966) — последний секретарь Л. Н. Толстого, участник антивоенного движения, один из руководителей «Интернационала Противников Войны».

В 1914 за распространение антивоенного воззвания более года провел в тюрьме, потом добровольно отправился на фронт в качестве санитара. В 1917-1922 был активным участником толстовского движения, редактировал журнал «Истинная свобода». За участие в «Комитете помощи голодающим» был, как и все его участники, арестован. В 1923 за активную антимилитаристскую и правозащитную деятельность был выдворен за границу. Проехал по многим европейским странам с лекциями о взглядах Л.Н.Толстого и М.Ганди, духоборах и антивоенном движении. В.Ф.Булгаков входил в состав руководства «Интернационала Противников Войны», сотрудничал с «Германской лигой прав человека и гражданина». Переписывался с А. Эйнштейном, Р.Ролланом и др. Поддерживал отношения с русскими эмигрантами, в 1934 близ Праги основал «Русский культурно-исторический музей». В 1941 был арестован немцами и отправлен в концлагерь. В 1948 принял советское гражданство и вернулся в СССР; в течение почти 20 лет был хранителем Дома-музея Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Вернулся он совсем другим человеком: хвалил И.В.Сталина, ругал В.Г.Черткова, критиковал взгляды Л.Н.Толстого в угоду советской идеологии, за что от него отвернулись остававшиеся в СССР толстовцы. В 50-60-х, вместе с "оттепелью", и В.Ф.Булгаков попытался вернуться к убеждениям своей молодости: в это время он написал многотомные, до сих пор не опубликованые, мемуары «Как прожита жизнь» и др., с позиций, представляющих собой нечто среднее между толстовскими и советскими взглядами.

обратно в библиотеку

Разные тексты с сайта "Зеленая палочка" обратно в библиотеку

Из литературного альманаха «Голоса Сибири», Кузбассвузиздат, Кемерово обратно в библиотеку

С разных сайтов
обратно в библиотеку

Издания книгоиздательства "Посредник" (1885-1934)


обратно в библиотеку

Календарь для каждого Календарь для каждого

Издавался с 1907 по 1918 год в Москве под редакцией А. С. Зонова и И. И. Горбунова-Посадова. Помимо сведений о праздничных днях, астрономических сведений, мерах весов и прочих традиционных для календарей материалов, «Календарь для каждого» содержал ряд статей "толстовской тематики". Это сведения о распространении толстовских идей в мире, об антимилитаристском и вегетарианском движении; биографии философов и религиозных лидеров; пропаганда идей Генри Джорджа, физического труда, сельских коммун, борьбы с алкоголизмом; цитаты из сборников "Круг чтения" и "Путь жизни" Л.Н.Толстого, стихи и притчи и мн. др.

Избранные материалы из календаря:

обратно в библиотеку

Толстовские журналы

Архив Льва Николаевича Толстого (или: Журнал Ивана Ивановича)

Первое, нелегальное толстовское периодическое издание.

Сборник, выходивший в Москве в 1894—1896 гг. в количестве 40—60 экземпляров. Размножался на ремингтоне и мимиографе. Всего вышло 12 номеров. Редакторами были: №№ 1-4 — Ф. А. Страхов, №№ 5-10 — П. И. Бирюков, №№ 11 и 12 — В. Г. Чертков. (Муратов М. В. «Л. Н. Толстой и В. Г. Чертков по их переписке». М., 1934.)

Интересным событием в это время было начало нового периодического органа под редакцией Л. Н-ча, так называемого «Архива Л. Н. Толстого». Он был начат по инициативе Ив. Ив. Горбунова и долго назывался просто журналом Ив. Ив-ча. Но потом из предосторожности его стали называть «Архивом Л. Н. Толстого». Содержание его составляли те лучшие из присылаемых Л. Н-чу статей и писем, которые, по его мнению, могли бы быть с пользою распространены, но которых, по цензурным условиям, нельзя было печатать в России... Вот содержание первого номера: I. Реформация, долженствующая начаться с изменения сердца. II. Чего требует теперь Христос? Дж. Кенворти. III. Полемика, вызванная этой статьей на страницах журнала «Юный методист». IV. Новая эра. V. Торо (из журнала «Рабочий пророк»). Этот «Архив» просуществовал два года до нашей ссылки по духоборческому делу.

(Бирюков П. И. «Биография Л. Н. Толстого», книга вторая. М., «Алгоритм», 2000.)

обратно в библиотеку



Братский Листок Братский Листок

Первый и единственный номер газеты «Братский Листок» вышел в 1898 году в Англии (Mundon, Essex) под редакцией П. А. Буланже. В номер вошли статьи с изложением толстовских взглядов применительно к общественно-политическим вопросам, материалы о духоборах, штундистах, о Дж. Кенворти и Братской церкви, обзор других изданий, близких по духу.

В свет вышел только один номер этой газеты, который рассылался в запечатанных конвертах и переправлялся в Россию. Среди сектантов, судя по их письмам, этот листок имел большой успех. Издание листка прекратилось потому, что и Чертков и Бирюков нашли направление его слишком сектантским и евангелическим.

(Абрикосов Х. Н. Двенадцать лет вблизи Льва Николаевича Толстого.)

обратно в библиотеку

Листки Свободного Слова Листки Свободного Слова

В 1898 году в Англии, в Крайсчерче (Christchurch, Hants), В.Г.Чертковым и П.И.Бирюковым были напечатаны два сборника (два номера) «Свободное слово». С 1898 по 1902 под редакцией П. И. Бирюкова и В. Г. Черткова там же в Крайсчерче выпускалось периодическое издание «Листки «Свободного слова»: в 1898 выпущен 1 номер, в 1899 — 8, в 1900 — 15, в 1902 — 1 номер. С 1898 по 1905 — еще и периодические сборники «Свободное слово». Содержание номеров: новые статьи Л.Н.Толстого и его последователей, из переписки Толстого, отказы от военной службы, гонения на сектантов, в первую очередь на духоборов и штундистов, обличение полицейского режима, освещение российских и международных общественно-политических событий с христианской точки зрения: рабочего движения, студенческих и крестьянских волнений, положение Финляндии и пр.

Некоторые материалы из журнала в формате документа Word

обратно в библиотеку

Свободная Мысль

Выпускался в Швейцарии, в Оне (Onex) с августа 1899 по сентябрь 1901 П.И.Бирюковым.

«Свободная мысль» издавалась по следующей программе: «1. Передовые статьи. Обсуждение важнейшего с христианской точки зрения события в данное время во внутренней жизни нации или событий политических, международных... 2. Статьи, посвященные специальным вопросам о свободе совести и печати, о воинской повинности, о значении государства и церкви, о жизни рабочего и привилегированного класса, вопросы экономические. 3. Государственные, церковные и экономические явные и скрываемые во всех государствах, в особенности в России. 4. Религиозные и социальные движения разных времен и народов. 5. Религиозная наука. Происхождение священных книг. Описание различных религий и философских систем в простом, общепонятном изложении». Толстовские журналы играли активную роль в дискуссиях и обмене мнениями по таким вопросам, как совместимость социализма и религии, связь между насилием и революцией, реформа земельной собственности, характеристика христианского анархизма, различные компоненты современного анархизма. Кроме того, они дали широкую возможность для распространения идей выдающихся свободных мыслителей. Но эти журналы не ограничивались только постановкой вопросов чисто теоретического или морального характера. Они также выступали как настоящие боевые органы, которые в открытой полемике с царской цензурой распространяли, вероятно, самую полную и свежую информацию о социальном и политическом положении в России и о произволе самодержавия.

(Антонелла Саломони. «Эмигранты-толстовцы между христианством и анархизмом (1898-1905 гг.)» // Русская эмиграция до 1917 года — лаборатория либертарной и революционной мысли. СПб., «Европейский Дом», 1997.)

обратно в библиотеку

Свободное Слово Свободное Слово

Выпускался в Англии, в Крайсчерче (Christchurch, Hants), в 1901-1905 гг. В.Г. и А.К. Чертковыми. Последние №№ 19 и 20 напечатаны легально в Москве.

Наша заграничная жизнь ознаменовалась в это время началом нового периодического органа под названием «Свободное слово». В создании его Л. Н-ч принимал самое горячее участие: "Надо, чтобы: 1) Чтобы все сообщаемые сведения были так точны, чтобы нельзя было в них дать dementie. Для этого нужно иметь верных и осторожных корреспондентов. 2) Чтобы — особенно в первых номерах — не было видно исключительно религиозное направление (чтобы все было проникнуто религиозным духом в том, чтобы не было недоброжелательности, а напротив, любовь к людям, а осуждение и негодование только к поступкам и, главное, к нехристианским учреждениям), но чтобы не были, особенно сначала, высказываемы религиозные основы. 3) Чтобы было как можно больше разнообразия: чтобы были обличаемы и взятки, и фарисейство, и жестокость, и разврат, и деспотизм, и невежество. Я вот сейчас знаю а) как купцы для подавления стачек предложили устроить казарму на 100 казаков, дали на это 50000 р., чтобы всегда держать рабочих под страхом, b) знаю подкуп важного чиновника, c) обман чуда, d) заседание комиссии пересмотра судебных уставов, где уничтожают все последние остатки обеспечения граждан, е) цензурные ужасы, f) отношение в Петербурге к голоду, g) гонения за веру. Все это надо группировать так, чтобы захватывали как можно больше разнообразных сторон жизни. 4) Чтобы в выборе предметов и в освещении их преобладала (если можно, была бы исключительно) точка зрения блага или вреда народа, массы. 5) Чтобы излагалось все серьезным и строгим — без шуточек и брани — языком и сколь возможно более простым без иностранных и научных выражений. 6) Отделы же журнала мне представляются такими: a) обработанные статьи по какому-нибудь вопросу, хотя ваша о историческом значении священных писаний, или об общинах христиан, или о революции, или о солдатчине и т. п. Такую статью я предлагаю об отказах от военной службы; b) известия из России, радостные и нерадостные; c) политическое обозрение с христианской точки зрения; d) библиография... Главное, надо бояться неточностей и преувеличения, не только в фактах, но и в чувствах, в сентиментальности. Это два подводные камня". "Журнал должен иметь два отдела. Один современный, другой общий, философский, религиозный, научный, даже художественный, вроде фельетонов, т. е. в этом отделе будут помещаться то научные, то философские, то религиозные, то художественные статьи. Какие будут. Первый же отдел должен заключать в себе: 1) Передовые статьи: обсуждение важнейшего с христианской точки зрения события в данное время: духоборы, Китай, война исп.-амер. 2) Политическое обозрение: все считающиеся важными современные политические события с христианской точки зрения. 3) Государственные, церковные и экономические, явные и скрываемые преступления во всех государствах, в особенности в России. 4) Милитаризм. 5) Обманы веры. 6) Жизнь рабочего и привилегированного класса. 7) Критика художественная с христианской точки зрения. 8) Библиография — указание хороших и вредных книг... во второй же отдел войдут все те пункты: беллетристика, если она стоит того, т. е. первообразная, а иначе — нехорошо, свобода совести и все другие, пропущенные мною отделы, если будут по ним статьи. Самые важные и наиболее желательные: 1) Религиозная наука. 2) Государство и церковь и их истинное значение. 3) Нравственная гигиена. 4) Физический труд... Опасность главная по всему не в том, что будет серо — это не так опасно, а в том, чтобы не было сентиментально, т. е. чтобы не было выражений не испытываемого чувства".

(Бирюков П. И. «Биография Л. Н. Толстого», том третий. М., «Алгоритм», 2000.)



Некоторые тексты из журнала в формате документа Word обратно в библиотеку

Свободное Воспитание

Свободное Воспитание

Педагогический журнал, выпускавшийся А. Н. Коншиным в Москве, в 1907-1918 гг. под редакцией И. И. Горбунова-Посадова и его жены Е. Е. Горбуновой-Посадовой. В 1918 выходил под названием «Свободное воспитание и свободная школа». С 1909 года издавалась серия книг «Библиотека свободного воспитания».

Пропагандировал идею "свободного воспитания", ставившую во главу угла интересы и запросы самого ребенка, развивающегося как личность в процессе познания окружающего мира. Пропагандировал гуманное отношение к животным, изучение повседневной жизни других народов, развивающие игры, сочетание умственного и физического развития ребенка, обучение трудовым навыкам. Журнал знакомил с различными теоретическими направлениями и практическими воплощениями этих теорий за рубежом и в нашей стране: Ж.Ж.Руссо, Д.Дьюи, Э.Кей, М.Монтессори, С.Фор, П.А.Кропоткин, К.Н.Вентцель, А.У.Зеленко, С.Т.Шацкий и др. Резко критиковал официальную обычную школьную систему образования. Оказал определенное влияние на политику в области педагогики в первые годы советской власти. Журнал был легальный, многотиражный и пользовался популярностью, поэтому в библиотеках и сейчас можно встретить целые годовые комплекты.

обратно в библиотеку

Маяк

Маяк

Детский толстый литературно-художественный и научно-популярный ежемесячный журнал, выпускавшийся в Москве, в 1909-1918 гг. под редакцией И. И. Горбунова-Посадова и его жены Е. Е. Горбуновой-Посадовой. К каждому номеру дополнительно выпускалось отдельное приложение.

Предназначался для детей разных возрастов; особое внимание уделялось гуманному отношению к животным, описанию жизни других народов, много было переводных статей. Журнал был легальный, многотиражный и пользовался популярностью, поэтому в библиотеках и сейчас можно встретить целые годовые комплекты.

обратно в библиотеку

Всемирное единение, 1913-14 гг.

Орган человеческого единения во всех формах мысли и действия.

Международное непериодическое издание под ред. В. А. Шейермана. В состав редакции входили люди как являющиеся последователями Л. Н. Толстого (Е. И. Попов, П. П. Николаев, Х. Досев, В. А. Лебрен и др.), так не являющиеся таковыми (Е. Г. Шмит, А. Хайг и др.). Отделы: религия и философия, упрощение жизни, вегетарианство, кооперация, всеобщий язык, свободное воспитание, международные организации и конгрессы.

Первый выпуск вышел сразу параллельно на 4 языках: эсперанто, русском, английском и немецком. Второй выпуск вышел в трех отдельных вариантах на русском, английском и эсперанто.

обратно в библиотеку

Голос Толстого и Единение

Голос Толстого и Единение Единение

В 1916 г. при ближайшем участии В. Г. Черткова начало выходить «Единение» («журнал, посвященный обновлению жизни при свете разума и любви»). Редактором-издателем был А. И. Зонов, журнал выпускался раз в два месяца, каждый номер открывался публикацией неизданных текстов Толстого. Основные разделы журнала: религия и философия, кооперация, вегетарианство, всемирный язык, физический труд, борьба с алкоголизмом, хроника добрых поступков, литература и искусство, обмен мыслей. В 1916 г. вышло 3 номера, в 1917 — 2. С номера 3 (сентябрь) 1917 г. журнал стал выходить под единоличной редакцией В. Г. Черткова и получил новое название «Голос Толстого и Единение» (объем журнала — 16 полос большого формата). Раздел «Голос Толстого», которым по-прежнему открывался журнал, содержал подборки текстов Толстого, раздел «Единение» — статьи и заметки друзей и единомышленников Толстого, хронику событий и письма с мест. Журнал постоянно информировал читателей о деятельности Общества Истинной Свободы в Москве, печатал его отчеты, давал сведения о работе Курсов свободно-религиозных знаний. Публиковались наиболее важные декларации и выступления толстовцев по актуальным общественным проблемам. Под рубрикой «Мученики за братство и мир» помещались сведения о гибели противников насилия по обе стороны фронта в ходе гражданской войны. В 1917-18 гг. вышло 11 номеров журнала, в 1919 — всего один, в 1920 — три. На номере 3(15), объединенном с журналом «Истинная свобода», издание прекратилось.

(«Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы». М., 1989.)

обратно в библиотеку

Истинная Свобода

Истинная Свобода

В апреле 1920 г. вышел в свет первый номер журнала «Истинная Свобода», издаваемого совместно московским Обществом Истинной Свободы и Трудовой общиной-коммуной «Трезвая жизнь» (редакторы Вал. Ф. Булгаков и А. П. Сергеенко). Восемь вышедших номеров журнала представляют собой основной печатный источник по истории толстовского движения в России в период его наивысшего подъема. Список предполагаемых сотрудников, опубликованный на последней странице обложки, включает всех видных представителей движения. Тираж журнала доходил до 10 тысяч экземпляров. В «Истинной Свободе» печатались подборки изречений великих мыслителей, статьи на религиозно-философские темы, стихотворения, отзывы о новых книгах, хроника свободно-религиозного движения и мн. др. Среди важнейших материалов — доклад И. И. Горбунова-Посадова «О смертных казнях в Советской республике», направленный в августе 1919 г. в правительственные органы (№ 6, с. 4-15), отчет о 35-летнем юбилее издательства «Посредник» (№ 1, с. 11-16), обращение против еврейских погромов «В защиту гонимых» (№ 1, с. 21-23), отзыв В. Г. Черткова на воспоминания М. Горького о Толстом (№ 1, с. 30), отчет о лекции А. В. Луначарского «Толстой и Маркс» (№ 7, с. 22-24); особенный интерес вызывает раздел «Вести пробуждения», где регулярно печаталась обильная информация о деятельности толстовцев в разных уголках России. Журнал прекратился весной 1921 г.

(«Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы». М., 1989.)

обратно в библиотеку

Разные издания 1917-1921 гг.

Открытое слово - 1919 Искатель истины - 1 Путь к свету - 1 Братство - 1920 Братство - 1919 Обновление жизни - 1917









Летом 1917 г. было начато издание ежемесячного журнала «Обновление жизни» под редакцией И. И. Горбунова-Посадова, А. С. Зонова и В. А. Шнейдермана. Вышло всего два номера. Основное место в журнале занимали статьи и декларации редакторов, важные, в частности, для понимания настроений в толстовской среде после Февральской революции.

В 1919-1921 годах были попытки выпускать толстовские журналы не только в столице, но и в других городах: журнал «Братство» (Киев, вып. 1 — 1919 г., вып. 2 — 1920 г.), «Путь к свету» (Царицын, 1919, № 1, 2), «Искатель истины» (г. Балаково Самарской губ., 1921, № 1), «Открытое слово» (Харьков, 1919, № 1). Насколько нам известно, в последующие годы существовали лишь некоторые рукописные и ротаторные периодические издания. Из последних важнейшее — «Письмо Московского Вегетарианского Общества», ежемесячно печатавшееся в 1924-29 гг.

(«Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы». М., 1989.)

В архиве В. Г. Черткова (ГБЛ) имеются: Ротаторные и рукописные журналы, издававшиеся толстовцами в послеоктябрьский период на местах, например, еженедельный журнал «Рассвет» (Петровско-Лосинская слобода), «Голос мудрости и Единение юношества» (с. Мальвинино Буйского уезда Костромской губернии), «Общее дело» (Москва).

(Клибанов А. И. «Религиозное сектантство и современность». М., «Наука», 1969.)

Толстовская коммуна рядом с горой Змейкой у притока Мацесты — Дикарки (близ с. Семеновка, район Сочи) выпускала свой рукописный журнал «Голос из кельи» («Из кельи»), ред. Медведков В. Н. (1889-1940).

(См. Матвиенко О. «К истории толстовской коммуны в Сочи»)

обратно в библиотеку

Письмо Московского Вегетарианского Общества, 1924-29 гг.

У нас в доме печатались «Бюллетени Московского Вегетарианского общества»... Печатались они в нашей семье на ротаторе, оставшемся у нас от «Посредника». Восковки печатали на машинке я и Катя. Размножали на ротаторе Катя, я, Алеша, а после ареста и ссылки Алеши последний секретарь МВО — Ваня Баутин. Содержание бюллетеней было довольно разнообразным. Здесь были и статьи на религиозно-философско-моральные темы, и письма из провинции, и хроника работы вегетарианского общества, и вести из-за рубежа об интернационале против войны в Англии, и стихи... Внешне бюллетень был более чем скромным. Восковки для него доставались с большим трудом, так как частным лицам они не отпускались. Были они обычно низкого качества. Да и сам ротатор находился далеко не в идеальном состоянии, и мастера, который его привел бы в норму, не находилось. Так что бюллетени часто бывали либо очень бледными, либо, наоборот, жирными, с подтеками, но все равно для наших читателей это была манна небесная. Перед текстом была надпись "Члену Московского вегетарианского общества...", где от руки проставлялась фамилия. Из конспиративных, конечно, довольно наивных, соображений, тираж (насколько помнится, примерно 150 экз.), после того, как его раскладывали в конверты, клеили марки и надписывали адреса, разносили по почтовым ящикам по всему городу, дабы не смущать кого-то обилием единовременно опущенных одинаковых конвертов. Разумеется, мы все прекрасно понимали, что наши бюллетени все время внимательно читались "наверху". Да и в самом обществе были агенты, которых все довольно уверенно называли. Но до поры до времени общество продолжало существовать и столовая при нем тоже.

(Горбунов-Посадов М. И. «Воспоминания». Часть 2. М., 2008.)

Приложение: «Извещения о мероприятиях, проводившихся в Московском Вегетарианском Обществе в 1927-1929 гг.»

обратно в библиотеку

Издания кружка молодежи при МВО, 1924-25 гг.

В январе 1924-го, в Москве «толстовец» младшего поколения Юрий Неаполитанский, участник Кружка молодежи при МВО, начинает выпуск литературно-общественного и вегетарианского журнала «Общее дело», который размножался на ротаторе. Известно, что в 1924 году вышло не менее шести номеров, а в 1925-м — не менее трех. На журнале была пометка «на правах рукописи», заявлялось о его двухнедельной периодичности.

Это издание планировалось сделать «вегетарианского общественного мнения». Материалы издания были посвящены вегетарианским и религиозно-общественным проблемам, особенно много внимания уделялось антимилитаризму, христианскому анархизму, взглядам Л.Н.Толстого, М.Ганди, критике большевизма, религиозно-молодежному и международному пацифистскому движениям. Высказывания носили критический по отношению к большевикам характер. Одновременно это был орган оппозиции руководству самого МВО, которое редакция журнала называла «толстовцами-государственниками», упрекала в недостатке «деятельности и мужества» и резко критиковала за то, что оно якобы пользуется всяким случаем для публичного проявления своих симпатий к новому государственному строю.

Та же «оппозиционно настроенная молодежь» выпускала в 1924 году «Журнал Кружка Молодежи», сочетавший в себе рукописные и машинописные части (вышло не менее четырех номеров). Возможно, они же пытались издавать и «На пути: Журнал направления Л.Н.Толстого» (с пометкой «издание группы молодежи»).

(Гордеева И. Самиздат "толстовцев" 1920-х — начала 1930-х годов // Acta Samizdatica / Записки о самиздате: Альманах. Вып. 1(92). М.: ГПИБ; Мемориал, 2013.)

Собрание рукописей Государственного музея Л.Н.Толстого, Ф. 72 («История толстовского движения»); 978 док., среди них: Разные издания толстовских обществ: «Мирный вестник», «Общая жизнь» – журналы под ред. Ю. Неополитанского, [1920-ые], стеклограф и др.

обратно в библиотеку

Духовно-монистический бюллетень, 1929-30 гг.

Еще в 1924-1925 гг. Николаев, подобно Черткову, рассылал своим последователям свои гектографированные письма... На рубеже 1920-1930-х годов продолжение подобной «переписки» стало совсем опасным делом. Тем не менее представители одного из ответвлений «толстовства» — духовные монисты (последователи философа П.П.Николаева) — и в 1929 году — начале 1930-х годов выпускали свой ежемесячный самиздатовский журнал «Духовно-монистический бюллетень» (до июля 1930 года вышло не менее пятнадцати номеров).

(Гордеева И. Самиздат "толстовцев" 1920-х — начала 1930-х годов // Acta Samizdatica / Записки о самиздате: Альманах. Вып. 1(92). М.: ГПИБ; Мемориал, 2013.)

обратно в библиотеку

Ясная Поляна

Ясная Поляна

Издавался в Риге, в 1988-1991 гг. Г.А.Мейтиным. Первые 5 номеров печатались на пишущей машинке тиражом в несколько десятков экз. и распространялся среди знакомых главного редактора. Дайджест и №№ 6-8 — по нескольку сотен экз.; № 9-10 — 2000 экз.; № 11 и № 12 — по 3000 каждый. Печатались уже типографским способом и распространялись по почте, по всей стране.

Содержит ряд материалов, перепечатанных из толстовских изданий 1910-1920-х гг., а также воспоминания толстовцев более позднего периода: 1930-1980-х гг., нигде до того времени не опубликованные.


Отдельные статьи из журнала: обратно в библиотеку

Толстовский Альманах

Первый номер Альманаха

Издается с января 2016 года. Выпускается только в электронном виде: 196 стр., PDF. Подготавливается международным коллективом: Россия, Украина, Латвия, Казахстан, Германия и др.

Круг наших интересов: личность Л. Н. Толстого, его взгляды, жизнь его последователей и духовных наследников. Нам интересно все то, что было интересно в свое время ему и что было бы интересно человеку с подобными взглядами в современном мире. Это, прежде всего, христианское учение, дополненное духовным опытом всего человечества. Любовь к Богу и ближнему; евангельское учение о ненасилии — и в личной, и в общественной жизни, распространение его на всех живых существ; умеренность, трезвость и опрощение жизни, ясность и разумность мышления; решение социальных проблем через самосовершенствование и духовный рост каждого отдельного человека.

Мы хотели бы дать возможность печататься и тем, кто в настоящее время пишет в этом русле.

обратно в библиотеку

Сайт управляется системой uCoz