КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ КАЖДОГО

1913

71-72

Библейские тексты на непротивление злу.

Истина, кротость и правда — вот сила, пред которой падут народы.

Пс. 44, 4-5.

Если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он жаждет, напой его водой, ибо делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его и Господь воздаст тебе.

25, 21-22.

Если увидишь даже осла врага твоего упавшем под ношею своею, то не оставляй его, помоги ему развьючить его.

Исх. 23, 4 —5.

Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, скоро увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи за земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Предай Господу путь твой, и Он совершит и выедет, как свет, правду

 

твою и справедливость твою как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

Пс. 36. 1-11.

Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа, т. е. кто в сознании своей правоты и невинности верит и твердо надеется, что правда и добро восторжествуют, тот подставляет ланиту свою биющему его.

Плач. Иерем. 3, 27, 30-32.

И должно общество спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища, куда он убежал, чтобы он жил там.

Числ. 35, 25.

* * *

Торжественно шествует век золотой,

Рождается счастье на свете;

Века возрожденья широкой волной

Заблещут по миру, и свет неземной

Откроется в Божьем завете.

---

Откроется истина в мире скорбей,

Войдет в него с песней победной,

И зло победится не звоном мечей,

А дивною силой Господних речей

И тайной святой, заповедной.

---

И тайной осветится все на земле,

Что было темно и неясно;

Окончены муки, блужданья во мгле,

И люди с восторгом пойдут на челе,

Охвачены силою властной.

---

Нежданная радость свободных сынов, —

Единая, вечная паства, —

И свет несказанный Господних даров —

Сольются в одну неземную любовь

Широкого, светлого братства.

М.

(87-88)

Труд и трудовые колонии.

Как взяться за труд.

Всякие учения о лучшем будущем человечества будут оставаться пустыми разговорами до тех пор, пока для праздных и вредных членов общества, которые пожелали бы изменить свою жизнь или хоть приготовить лучшую своим детям, не будет открыт ясный и определенный путь к основанию жизни на истинно-полезном для человечества труде. Поэтому из всех знаний нашего времени для живых духом людей праздного сословия нет более ценных знаний, чем опыт тех людей, которым удалось принять хоть некоторое участие в подобных производствах.

Несмотря на ничтожность нашего опыта, видя уже более десяти дет, что никто об этом не говорит, мы выскажем все, что представляется несомненным в этом важном деле, хотя бы только для того, чтобы побудить более опытных людей вспомнить о тех — теперь уже, я думаю, не десятках, а сотнях людей, которые всей душой стремятся к честной, полезной жизни и не имеют понятия о том, как к ней приступить.

Предварительное условие, которое надо соблюсти начинающему нравственно прозревать человеку, это то, чтобы не спешить и всеми силами стараться удержаться при своем прежнем способе кормления до тех пор, пока он не увидит, что все основное в его новом мировоззрении стало ясно и твердо. Сделать сгоряча шаг выше своей совести и душевных сил очень легко, но опасно и может повлечь за собой целый ряд душевных страданий и неудач.

Решая оставить свой нечестный способ кормления себя или тот способ, к которому он готовится в учебном заведении, человек должен возможно скорее найти другой способ кормления.

Выпор способа кормления для человека, никогда не видавшего вблизи производительного труда, это вопрос, быть может, самый серьезный и трудный, какой только ему может встретиться. Первое, что надо понять в этом вопросе, это то, что вопрос этот чисто практический и что его можно разрешить только на деле и делом и помочь в его разрешении могут только люди уже долго и прочно живущие своим трудом. Теории же, всякие книги и руководства, так же как и общение с единомышленниками и особенно соединение всяких беспомощных говорунов в общины могут только запутать и повредить начинающему.

По этому начинающему искание нового пути жизни надо стараться глубоко затаить в себе все свои несогласия с жизнью мира, отбросить на время всякие споры о вегетарианстве, о работе без животных, о непитии чая и т. п. очень верных взглядах, но которые в устах человека, неспособного прокормиться, за которого другие мучают животных и людей, не имеют никакого жизненного практического значения и способны только вызвать раздражение у людей дела, и, отбросив и затаив все это, обратиться к людям дела. Единственное, чего надо решительно не допускать, это пьянства, куренья, разврата и личного участия в убийстве животных; с привыкшими к пьянству (им же теперь имя легион) по возможности не следует иметь никакого дела.

 

89

Для того чтобы решить, какой избрать способ производства, надо уяснить свое имущественное положение. Человек, обладающий хотя бы несколькими десятинами земли или суммой денег, достаточной для приобретения ее и обзаведения (на последнее надо считать вдвое более, чем на землю), может думать завести собственное хозяйство. Впрочем, иногда можно хорошо хозяйничать и на арендованных землях, но для этого нужен большой опыт. Если же ни земли, ни денег нет, то надо изучать ремесла или, что хуже всего, готовиться служить в имениях садовником, огородником, пчеловодом и т. п. Есть еще самое простое общественное положение так называемого черного рабочего или батрака, но навряд ли найдутся выросшие в праздном сословии люди, способные долго выносить его, да и за исключением разве некоторых малонаселенных мест, где этот труд сносно оплачивается, нет никакого смысла избирать этот род деятельности. Таким образом существуют только четыре вида производительной работы, между которыми можно выбирать: хозяин (собственник или арендатор), ремесленник, служащий у помещиков и предпринимателей и чернорабочий, — и третий нежелателен, а последний непосилен.

Хозяйство. Если есть возможность быть хозяином, то надо выбрать местность и род хозяйства. Если есть возможность выбора местности, надо выбирать здоровую и такую, чтобы там в изобилии производились продукты самой первой необходимости: хлеб, картофель, сено, лес. При выборе же рода хозяйства необходимо помнить, что в основу его должно лечь по возможности производство продуктов, подобно хлебу, пользующихся всеобщим спросом и не скоро портящихся. Доходных и полезных отраслей в хозяйстве может быть очень много, но все они без риска могут развиться только, постепенно при основном производстве. Из односторонних же коммерческих предприятий известно, что из ста удаются только десять. Из таких побочных прибыльных и полезных отраслей особенного внимания заслуживают пчеловодство, плодовые питомники, огородное семяноводство и гораздо более хлопотливые — молочное, огородное и ягодное дело. Избрав в общих чертах и с помощью опытных людей дела местность и в общих чертах род хозяйства, следует в этой же местности поступить года на два в учение, по возможности в подобное же и непременно в доходное хозяйство и по возможности выговорить себе, кроме содержания, хотя самую небольшую плату.

Пройдя дважды на деле весь круг хозяй-

 

90

ственных работ, увидя изнутри так называемый деловые, т. е. действительные, не разговорные отношения людей и приемы купли и продажи, человек с открытыми глазами может взяться за дело.

Ремесла. В случае отсутствия возможности завести хозяйство горевать особенно нечего, так как для твердо убежденного человека ремесленный труд может дать еще больше независимости, чем ведение хозяйства, всегда очень связывающее человека.

Трезвый и добросовестный ремесленник, по крайней мере в России, составляет большую редкость и обыкновенно не успевает исполнить всех работ, которые ему предлагают.

Ремесел надо стараться по возможности знать, два основных и одно побочное. Главное надо помнить, что ремесло, чтобы быть честным и серьезным делом, должно быть направлено на служение производителям. По этому первое условие — это не поступать в учение к мастерам, работающим на богатых.

Основными ремеслами могут быть: печное, жестяное и лудильное, шорное (изготовление сбруй для лошади), портняжное (есть целые села в России, где мужчины уходят портняжничать из деревни в деревню, живя и харчась у своих заказчиков и зарабатывая около 60 к. в день).

Сапожное иногда бывает очень прибыльно, но тяжело для здоровья. Кирпичное, иногда даже производство простого сырцового кирпича, особенно если глина находится на собственной земле, бывает очень доходно, но это одно из самых тяжелых ремесел. Что касается столяров и кузнецов, то их как будто особенно много и к тому же ремесла эти не из легких. Слесарное же по-видимому служит исключительно богатым. Есть люди, иногда целые семьи, покупающие жатвенные машины, конные и паровые молотилки и разъезжающие с ними, убирая и обмолачивая хлеб, зарабатывая таким образом в течение нескольких летних месяцев пропитание на весь год и принося великую помощь хлебопашцам. Подобное предприятие и прибыльно и интересно, так как дает возможность видеть страну и людей. Машины многими фирмами продаются в кредит. Но и в этом деле надо быть чрезвычайно осторожным и непременно прежде проработать один год на практике у специалиста.

Наконец, кроме всех этих основных занятий человечества, очень большого внимания заслуживают и вспомогательные ремесла, к которым человек с слабым телом и привычным к работе умом всегда будет особенно подходящ. Таковы ремесла акушер-

 

91

ское и фельдшерское с условием лечить бедных и честно, т. е. не отделываться от них пропиской вредных телу и кошельку лекарств, а серьезно вникать в их положение, просвещая их относительно основных условий здоровья и естественных приемов лечения и жизни, знакомство с которыми могло бы обновить всю неголодную часть деревенских жителей, которые вырождаются от темноты среди неисчислимых соблазнов цивилизации еще быстрее живущих впроголодь. То же надо сказать и о службе в честных, действительно серьезных книгоиздательствах и свободных, служащих одной истине, школах, а также и в не имеющих дела с вредными или бесполезными предметами потребительских обществах. Эти ремесла при серьезном к ним отношении обыкновенно бывают тяжелее простых, и потому при соблюдении указанных условий их нельзя считать уклонением от труда.

Нельзя здесь не упомянуть и о писательстве. Честных и серьезных людей в этой области в наш гнусный век сказочных гонораров, продажной прессы и всеобщего стремления к легкой наживе почти совсем нет. А потребность в письменном уяснении и распространении основных истин, необходимых для спасения человеческих обществ, никогда не была так громадна, как теперь, когда миллионы грамотных гибнут духом от лживого и глупого учения и чтения. Чтобы быть полезным производителем в печати, надо 1) быть мыслителем, т. е. обладать цельным миросозерцанием, переплавленным и выкованным собственными усилиями; 2) что очень трудно, надо чтобы это миросозерцание включало в себя все значительные истины, известные в наше время, чтоб оно стояло в уровень с веком; 3) надо знать истины большой важности и быть уверенным, что никто не выражал и не выразит их с такой же точностью и полнотой, и 4) надо обладать хоть некоторой способностью и умением кратко и отчетливо всем доступно выражать свои мысли. Во всех остальных случаях кормиться писательством гораздо вреднее и постыднее, чем воровать. Истинное писательство — тяжелое служение, никогда не приносящее гонораров. Поэтому, чтоб не впасть в умственную проституцию, всякому писателю необходимо ремесло.

Таковы основные ремесла. Из побочных каждому необходимо столярное для домашнего обихода. Кроме него побочными ремеслами могут быть: стекольное, малярное, кровельное, корзиночной, пчеловодное (в очень благоприятных местностях оно способно давать большие доходы и составлять основу хозяйства). В хлебных местностях есть люди, зараба-

 

92

тывающие летом по нескольку рублей в день, насекая зубы на серпах; некоторые обходят пол-России, с помощью небольшой машинки насекая зубы на поперечных пилах. Странствующие точильщики на окраинах обыкновенно имеют хороший заработок.

Вообще стоит только в производящей стране войти в близкое соприкосновение с производителями, чтобы увидать множество честных и полезных занятий, способных дать пропитание.

Изучить ремесло можно только поступив к ремесленнику, живущему своим трудом. Ремесленники обыкновенно берут к себе учеников 14—16 лет на 4—5 лет, выпуская их мастерами ко времени отбывания воинской повинности. Однако для изучения ремесла, если учащийся не будет бегать по побегушкам, вполне достаточно двух лет, а для печного, жестяного и всех побочных (кроме пчеловодного) достаточно и одного года. И хотя с трудом, но в местности, где производство идет бойко, вероятно возможно будет найти мастера, который бы согласился так сократить срок учения. Самое главное при заключении условия, это добиться того, чтобы мастер кормил и одевал, а на второй год еще и платил что-нибудь ученику. В печном же ремесле плату надо требовать со второго месяца. Необходимо требовать платы потому, что в противном случае или если учащийся вызовется сам платить за свое обучение, мастер будет только занимать выгодного ученика. Платя же ему, он будет стараться держать его постоянно в работе и учить, чтобы извлечь из него побольше пользы.

Таковы главнейшие условия, без соблюдения которых невозможна серьезная перемена способа кормления. К сожалению те десятки молодых людей, оставивших гимназии и университеты, и взрослых, оставивших свою службу, которых мне пришлось видеть, меньше всего думали об учении производству. И в этом причина всех их неудач, почти столь же многочисленных, как и их попытки.

В. Л.

 

Международный союз ручного труда.

24-го января на открытом собрании Калужского Отдела Теософического Общества был прочитан доклад, который по новизне идеи и по прогрессивному значению основной мысли можно назвать одним из предвестников нового общественного сознания, которому предстоит перестроить всю нашу современную жизнь,

 

93

Докладчицей была Александра Логиновна Погосская, случайная гостья в России, уже давно переселившаяся в Лондон, где ее идеи нашли более понятливых слушателей, чем в России, может быть и потому, что идейная пропаганда В. Морисса и Джона Рёскина подготовила сознание англичан к воспринятию ее идей, далеко опередивших свое время.

Г-жа Погосская настолько выдающееся явление, что, говоря о ее докладе, хочется хотя бы двумя-тремя штрихами очертить ее облик. Ее высокая, прямая фигура, несколько суровая голова с серебряными волосами и с молодым огнем часто загорающихся умных черных глаз, ее образная речь, в которой каждое слово является результатом, глубоких внутренних переживаний, тяжелой жизненной борьбы и страстного протеста против всей фальши и условности современной жизни, — все это невольно притягивает и вызываете интерес к ней самой и к ее мыслям. Еще молодой женщиной, не стерпя мертвящих условий, которыми отличалась русская жизнь 80-х годов, г-жа Погосская уговорила своего мужа эмигрировать в Америку. Приехав в Флориду с четырьмя малолетними детьми в совершенно первобытную местность, ей пришлось взяться за все отрасли труда: помогать при постройке дома, копать колодец, выращивать овощи и относить их за несколько миль на рынок, стирать, стряпать, растить своих детей, а для пополнения бюджета шить негритянкам платья, давать уроки музыки и все это делалось одной парой рук.

Если прибавить, что все это происходило в раме первобытного флоридского леса, на невозделанной почве, в соседстве с дикими зверями, под периодическими ливнями, которые застали переселенцев, когда еще не было крыши над их головой, то можно себе представить весь размер этой героической школы труда, через которую прошла г-жа Погосская. И она прошла ее не даром: она вынесла из нее уважение к личному труду и привычку «не сбрасывать свою ношу на чужие плечи», как это делают, по ее выражению, обеспеченные классы европейского общества.

Г-жа Погосская остается верна своим заветам и до сих пор: несмотря на свои 64 года, она не держит прислуги, все делает для себя сама и нисколько этим не тяготится, несмотря на огромный труд, который несет в своем лондонском складе, где ей приходится руководить большим торговым делом и в то же время неустанно вести пропаганду своих идей *). Возвратив-

1) Она утверждает, что многие виды болезней неврастении и дурных настроений поддержива-

 

94

шись из Америки, г-жа Погосская, всегда интересовавшаяся крестьянским ручным трудом, принялась работать в этой области. Она начала разыскивать старинные узоры, в которых еще отражалась ненарушенная связь с природой и сказывалась самобытность молодого народного творчества; а когда она убедилась, что красота этих образцов зависит более всего от растительной окраски, она решила возобновить это почти утерянное крестьянами искусство. Ей удалось восстановить много художественных старинных образцов ручного труда, начиная с цветных вышивок и кончая изделиями по дереву, металлу и т. д.

В начале она работала для русского земства, создала в разных местностях России несколько пунктов, где крестьяне работали по ее художественным образцам. Но в России ей было слишком трудно работать в рамках чиновничьего отношения к задуманному широкому делу, и она перенесла свою деятельность в Англию, где нашла гораздо больше сочувствия и внимания.

В самое последнее время ей удалось заинтересовать своими идеями несколько выдающихся людей и с их помощью создать Международный Союз Ручного Труда, представителем которого избран Вальтер Крэн, известный в Англии художник, отец декоративного искусства Англии, друг и последователь Морриса. Цель союза — поднять идею труда, создать новое отношение к труду, как к выражению любви и взаимопомощи. Для достижения этой цели предполагается: а) идейная пропаганда; б) ограждение национальных ремесел и искусств и поощрение всех форм ручного труда, в которых проявляется народное творчество; в) объединение — посредством периодических выставок, конференций и других средств — ручного труда всех стран в таких образцах, в которых бы наиболее полно выразилась вся красота народного творчества.

Образец такой выставки был устроен г-жой Погосской в прошлом году в Англии. Особенность этой выставки состояла в том, что она была бесплатная и изделия на ней не продавались.

На выставке были крестьянские изделия многих стран и целью ее было показать, во-1-х, что всякое самобытное народное творчество, сохранившееся в своей чистоте, за-

 

ются в наших культурных классах недостатком физического труда, и что представители этих классов были бы здоровье, жизнерадостнее, счастливее и энергичнее, если бы они побольше работали руками. Труд, по ее убеждению, обладает огромной целительной силой, он вызывает обмен между нашим организмом и жизненной силой невидимого мира.

 

95

ключает в себе все элементы красоты и, во-2-х что единение народов на почве труда может быть могущественным средством для водворения международного мира. Английские кустари, ткущие из русской пряжи, сицилийские вышивальщицы, работающие по тканям, сделанным уэльскими ткачами, шелковые вышивки жителей города Лидса по холсту, вытканному в костромских деревнях, это — такие явления, которые, проникнув в сознание трудящихся, могут стать прочным фундаментом для дружественных международных отношений.

По поводу русских народных изделий докладчица дала нам интересную справку относительно того, что русские изделия стали на одно из первых мест на европейских рынках с тех пор, как изделия Японии вышли из моды. Это случилось благодаря тому, что Япония перешла к машинному производству и вместо прежних чудных изделий вырабатывает на иностранные рынки такое колоссальное количество дешевой дряни, что сама уничтожила свою былую славу.

Центральной идеей доклада является необходимость бескорыстного труда, как фундамента для новой общественной этики и для более совершенного общественного строя. По мнение докладчицы, труд не всегда носил тот характер принудительности и взаимной эксплоатации, который он носит теперь. Когда-то труд был в гармонии с природой и с творческими силами самого человека, и тогда он был не проклятием, а желанным и любимым проявлением человеческих сил и способностей.

И в наше время там, где крестьянский труд поставлен в сносные политические и экономические условия, он все еще является таким любимым трудом.

Когда народы еще не переходили к машинному производству и капиталистическому строю, и каждая семья производила большинство всех нужных для нее вещей сама, в ее труд вкладывалась любовь и творческая изобретательность, отчего и труд носил характер красоты и оригинальности.

Когда же совершилось первое преступление, повлекшее за собой настоящее положение вещей? Оно совершилось тогда, когда человек впервые взвалил на плечи другого свой труд, пользуясь своей силой. Это сложение своей ноши на плечи другого и положило основание рабству (откуда и самое название работа) и, по мере того, как эгоизм одних за счет других был возводим в закон, начали вводиться и все грехи в нашу европейскую культуру.

Труд во всех своих видах отражает всегда и везде нравственный облик своего

 

96

творца — человека. В настоящее время идея труда понизилась до такой степени, что его начинают считать за «зло и проклятье», и это немудрено: все принудительное, все основанное на эгоистических соображениях, не может заключать в себе элементов привлекательности, а следовательно и любви. Но до тех пор, пока в основу человеческого труда не будет положен закон любви и взаимопомощи, никакие реформы и внешние улучшения не помогут. Более грубые формы эксплоатации будут заменяться более тонкими формами, а принцип останется тот же. Большинство будет, по-прежнему, стремиться получать для себя — при наименьшей затрате — как можно больше продуктов чужого труда, и это одинаково приложимо и к богатым и к бедным, и к хозяевам, и к работникам; разница только в масштабе вожделений, а основа, самое настроение — одно и то же как у тех, так и у других. Чтобы этого не было, необходимо, чтобы люди трудились не за плату, а добровольно, не для себя, а для других. Другого исхода нет и быть не может. Все остальное будет паллиативом, смягчением греха, а не устранением его. В наше время непонимание необходимости и святости труда дошло до того, что стали избегать самого слова «труд». Его заменили «деятельностью», а труд оставили для простонародья.

Идеалом для современных людей сделалось возможное сокращение часов труда и возможно большое вознаграждение. В других сферах жизни этика поднялась несравненно выше. Так, когда молодая девушка выходит замуж за богатого старика с единственной целью иметь хорошую обстановку, к этому все относятся неодобрительно и она сама старается скрыть свой мотив. Ей стыдно. А взять после «молодых» мечтаний о служении общему благу, о науке и т. п. должность продавщицы спиртных напитков, это — не стыдно, это делается открыто и такой «труд» считается выше труда кухарки или дворника. И это неизбежно, потому что для современного человека главный вопрос вовсе не в самом труде, а в размере заработка.

Все в земной жизни дается опытом, и труд человеческий прошел через большой цикл опыта, через длинный ряд ошибок и искажений и привел человечество к тому положению, в котором оно страдает и бьется в настоящее время. Ошибки и искажения не проходят даром, они ведут к диссонансам жизни, а диссонансы не перестанут мучить нас, пока мы не разрешим их в гармонию.

Что же могут сделать усилия отдельных людей в таком коренном вопросе жизни?

 

97

Мы можем изменить наше отношение к труду.

Труд, который делается из-за заработка, без любви, без сознания его ценности для всех, есть рабский труд: он тот же рабский и в наше время, хотя современные рабы не ходят голые и не носят цепей, как в древности. Все, кто имеет возможность, сваливают свой труд на чужие плечи и не только не отвечают за это благодарностью, но в большинстве случаев относятся с презрением или по меньшей степени с равнодушием к тем, которые работают за них. Это несправедливое отношение отражается на трудящихся, и они начинают смотреть на свой труд, как на «зло и проклятие» и ненавидеть его.

Кто не хочет жить как бессмысленный винт в действующей машине, а желает отвечать за свои поступки перед своею совестью, тот должен изменить свое неправильное отношение к труду по крайней мере в своей личной жизни.

Нужно начать с того, чтобы уничтожить резкую грань, которая отделяет физический труд от умственного труда и побольше делать собственными руками; а затем, приучить себя относиться с благодарностью к тем, кто работает на нас и считать денежное вознаграждение лишь временным злом, которое с эволюцией нравственного сознания должно замениться чувством любви и взаимопомощью и свободным служением на пользу всех.

Труд, как товар на рынке, есть такое же рабство, как и труд древних рабов, он только замаскирован заработной платой. Единственный свободный труд есть тот, который делается без корысти, с любовью к труду и совершенно независимо от прибыли, которую он принесет для своего творца. В таком труде будут все элементы, придающие творчеству красоту: любовь, гармония с законами природы, свободное служение.

Вот в коротких словах содержание прекрасного доклада г-жи Погосской.

Z. Письмо из Калуги.

(Вестник Теософии № 4 1912 г.)

 

Крестьянин-Святой.

«Двух людей я почитаю и никого третьего. Во-первых, измученного трудом ремесленника, который, помощью добытого из земли Орудия, прилежно завоевывает Землю и делает ее собственностью человека. Почтенна для меня жесткая Рука, скрюченная, грубая,

 

98

но в которой тем не менее заключается искусная сила, неотъемлемо-царственная, как бы Скипетр этой Планеты. Почтенно также суровое лицо, все загорелое от непогоды, загрязненное, с его грубым умом; ибо это есть лицо Человека, живущего по-человечески. О ты, благодаря твоей грубости тем более почтенный, — и даже еще потому, что мы должны жалеть тебя столько же, сколько любить! Брат, грубо помыкаемый! Для нас так гнулась твоя спина, для нас так искривлены твои прямые члены и пальцы; ты был нашим рекрутом, на которого пал жребий, и ты был так изувечен, сражаясь в наших битвах. Ибо и в тебя также был вложен Богом созданный образ, но ему не суждено было развиться: он должен был остаться скрытым под коркой толстых наростов и искажений Работы, и твоему телу, как и твоей душе, не суждено было знать свободы. Но работай, работай: ты исполняешь свой долг, что бы из того не вышло; ты работаешь для безусловно необходимого, для насущного хлеба!»

«Другого человека я почитаю, и притом еще гораздо выше: Того, кого можно видеть работающим ради духовно-необходимого, не ради хлеба насущного, но ради хлеба Жизни. Не исполняет ли и он также своего долга, стремясь к внутренней Гармонии и раскрывая ее, делом или словом, во всех своих внешних стремлениях, высоки ли они или низки? Но выше всегда, когда его внутреннее и внешнее стремление одинаковы, когда мы можем назвать его Художником, не земным Ремесленником только, но вдохновенным Мыслителем, который, помощью сделанного на Небе Орудия, завоевывает для нас Небо! Если бедный и смиренный работает, чтобы мы имели Пищу, то не должен ли великий и славный работать обратно для него, чтобы он имел Свет, имел Руководство, Свободу, Бессмертие? — Этих двух, на всех их степенях, я почитаю: все остальное — мякина и прах, которые пусть ветер уносит куда хочет.

«Невыразимо трогательно, однако, когда найдешь оба достоинства соединенными, и когда тот, кто должен работать внешне, для низших потребностей человека, работает также внутренно, для высших. Я не знаю ничего возвышеннее в этом мире, чем Крестьянина-Святого, если только таковой теперь еще может быть где-нибудь встречен. Такой человек приведет тебя назад в самый Назарет; ты увидишь сияние Неба исходящим из самых смиренных глубин Земли, подобно свету, сияющему среди великой тьмы».

Карлейль.

 

99

После цивилизации.

Обвеянный первым нежным ветром весны в то время,

Как снег еще лежал на земле —

Ушедши из города в большие леса, я блуждал среди великого молчания белых лесов, ожидавших в красоте и величии своем

Товарища своего, Человека:

Там, в видении, из обломков городов и цивилизации,

Восстала предо мною новая жизнь;

Медленно из развалин былого, — подобно молодому завитку папоротника, который развертывается из своей темной почки.

Из этой почки разлагающегося общества, — из смутного скопления разбитых верований, обычаев, идеалов;

Из неверия и недоверия и бесчестия, из страха, подлейшего изо всех чувств (ибо в смятении жизни сильнейший давит под своею ногою слабейшего);

Из жалких рядов кирпичных строений с их дешевым пошлым убранством, с их подозрительными взглядами, с дверями, запертыми от всех;

Из учтивых жилищ сытой лени; из бесцельной жизни богатства;

Из грязных мастерских дурной работы, дурно сработанной;

От товаров, которые не суть товары, но выброшены грудами на базарах и в окнах лавок;

От поддельной пищи, напитков, одежды, литературы;

Из лжи и притворства торговли, дешево покупающей и дорого продающей; из крокодиловой симпатии народов друг к другу;

Из обмана купцов, играющих роль благодетелей, из обмана жрецов и ученых, живущих паразитами;

Из лжи и притворства Пола, нечистым дыханием обволакивающего глубочайшие инстинкты юноши и девушки, мужчины и женщины;

Из отчаяния и неверия, охватившего все общество — богатого и бедного, образованного и невежественного, отдающего деньги в рост, раба своего жалованья, прачку и художника;

Из общего всем чувства невыносимого давления и напряженности современной задачи;

Из грязи разлагающегося общества

Взгляни!

Я увидел воскресение новой жизни.

———

Зимние леса вокруг простирались в такой тишине!

Каждая ветка была отягчена снегом, легкая вода краснела, журча в оврагах,

 

100

над нею стоял пар в тихом нежном воздухе!

Стройная лиственница высилась вершиною над деревьями, воздух дрожал пением растаявших ручьев.

О, звуки вод, ликующие, вечно, вечно стремящиеся! О, тайные звуки оврагов!

Тайна земли, растущая, рыдающая, звенящая о себе!

Медленно, строясь, поднимаясь, атом за атомом;

Собираясь, сосредоточиваясь вокруг нового центра, — или лучше сказать, вокруг старого вновь открытого центра, —

Перед мною вырастала, возникала новая жизнь, новое общество.

Я видел человека, вновь готового жить вместе с Природою.

(Старая история блудного сына, возвращающегося, любимого;

Старая история долгого отчуждения, долгого уклонения в ничтожное.)

Дитя возвращалось в родной дом, снова становилось товарищем зимних лесов;

Товарищем звезд и вод, слышащим непосредственно их слова (более явственно, нежели из уст науки);

Близкое соприкосновение, дорогая мать так тесно сплетшаяся с сыном, — под ясными сумерками неба, куда вьются молодые вершины дерев;

Хижины на склоне горы, дружелюбные солнцу и ветрам, внизу чистое незапятнанное озеро;

Ежедневное купание в естественных бегущих водах, или в морских волнах, рядами наступающих на берег; наслаждение попирать босою ногою землю;

Немногие потребности, проникнутая радостью лучезарная жизнь, — совершенное отсутствие вопросов о населении и продовольствии

(Никакого спеха, никакого усилия перегнать другого: каждый делает свое дело и берет свою награду;

Не сомневаясь в награде, подобно тому, как нога или рука не сомневаются в том, что кровь прильет в жилы сообразно потребности);

Обильные общие склады, наполненные произведениями Искусства, Истории и Науки, в дополнение к скромным домашним очагам;

Сладкая и необходимая работа дня;

Все это я видел, — все это ждет человека, товарища Природы.

За ним осталась цивилизация, — странное напряжение прошедшего;

Материки, империя, религии, войны, переселения, — все в нем сосредоточилось;

Неизмеримые знания, крылатые огромные

 

101-102

силы, — он может ими пользоваться, и может их оставить;

И человек среди всего этого сравнительно равнодушный, переходящий к другим областям в своих исканиях.

Тишина, нисходящая после долгой борьбы, достоинство отдохновения после труда;

Геркулес, окончивший свои двенадцать подвигов, сидящий подобно божеству на великом склоне Олимпа, —

Взирающий вниз на землю, где он был некогда смятым.

Э. Карпентер.

(Перевод С. Орловского.)

 

Трудовые колонии за 1912 год.

I.

Колония на х. Высоком, о которой сообщалось в календаре за 1912 год, прекратила свое существование. Основатели этой колонии предполагают устроиться в новом месте и на новых началах, более свободных.

II.

Община в имении Ржевск (Воронежской губ.), сведения о которой были даны в календаре за 1912 г., все еще окончательно не организовалась; лица, ею интересующееся, могут обращаться за справками по след. адресу: ст. Митрофановка, Юго-восточных ж. д., имение Ржевск. И. А Беневскому.

———

Очень прошу всех интересующихся поселением на земле, в особенности лиц, уже осуществивших на деле это поселение, сообщать всякого рода сведения о своей жизни, условиях труда, указывать на ту или другую сторону жизни, памятуя, что эти сведения очень дороги в интересах большого осуществления дела устроения трудовой жизни.

Адрес: Москва, Петровка, магазин «Посредник», А. С. Зонову.

А. 3.

 

 

Литература.

Бондарев Т. Торжество земледельца или трудолюбие и тунеядство. С предисл. Л. Н. Толстого. Ц. 8 к.

Крапоткин П. Поля, фабрики и мастерские. Земледелие, фабрично-заводская и кустарная промышленность и ремесла. Изд. 2-е. 80 к.

Толстой Л. Н. Земля и труд. (О хлебном труде и др.). Изд. Поср. 15 к.

Толстой Л. Н. Так что же нам делать? 2 вып. 40 к.

Кривенко. Физический труд, как необходимый элемент образования. 1 р. 50 к.

А. Энгельгард. Письма из деревни. 2 р.

Кривенко. Культурные скиты. 95 г. 1 р. 25 к.

Исаев. Земледельцы из образованного класса. „Русск. Мысль". 1892 г. № 10 и 1894 г. № 4.

Г. Василевский. Интеллигентная земледельческая община Криница. Ц. 85 к.

Д. В. Зайцев. Бегите из городов. Ц. 7 к.

Ушинский. Труд в его психическом и воспитательном значении.

Генри Торо. Вальден или жизнь в лесах. Изд. Посредника. 1 р. 20 к.

Семенов. В родной деревне. Издание Посредника 1 р.

Беневский И. Христианская община и земледелие. Ц. 3 к.

 

Война.

Из „Франциска Ассизского".

Он скорбел и думал:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Неужель не кончится во-век

Брань народов, стоны жертв и крики?

Не поймет безумный человек,

Что война — пред Богом грех великий!

Он садится на корабль — спешит

В лагерь крестоносцев, к Диаметте,

И мечтает, сердцем прост, как дети,

Что людей словами убедит

Кончить брань. А в лагере солдаты

И вожди веселием объяты:

Оттого у добрых христиан —

Праздник, что вчера во славу Бога

И святой Пречистой Девы, — много

Перебили пленных мусульман.

Со словами мира и с молитвой

Он идет к неверным в грозный стан.

Меж двумя войсками перед битвой

По дороге встретился отряд

Сарацин, и в плен святой был взят.

За шпиона приняли, схватили,

Безоружного, связав, избили,

К полководцу привели в шатер.

Пред вождем доверчивый, спокойный,

Он поднял свой детский ясный взор,

Говорил, что надо кончить войны,

Что у всех народов Бог один,

Этой речью, доброй и простою,

Тронут был суровый Меледин.

Он поник в раздумья головою

И сказал: «Кто б ни был ты, монах,

Я тебя обидеть не позволю:

Мудрость Господа в твоих речах;

С миром отпущу тебя на волю!

Все, что хочешь, у меня возьми.

Ты гяур иль нет, но меж людьми

Больше всех ты истинного Бога

Сердцем чтишь!» Франциск не уходил,

Он владыку робко вопросил,

И мольба во взоре и тревога:

«Кончит ли султан войну? В ответ

Грозный вождь с улыбкой молвил: «Нет».

Но в подарок, пожалев о госте,

Предложил он из казны своей

Много золота, слоновой кости,

И парчи, и дорогих камней.

На сокровища не бросив взгляда,

Нищий отвернулся и молчал,

Головой лишь грустно покачал

И шепнул: «Мне ничего не надо».

Но готовы слезы из очей

Хлынуть, губы у него дрожали,

Как порой у маленьких детей

От обиды жгучей и печали...

Он в последний раз с мольбой взглянул

И тихонько вышел от султана...

Трубный звук и топот, гром и гул,

Уж готовы к битве оба стана.

«Бог и Магомет Его пророк!»

Мусульмане с верой восклицали,

И с такой же верой: «С нами Бог!»

Паладины грозно отвечали...

Дм. Мережковский.

 

Вооруженный мир.

В настоящее время в Европе стоит под ружьем 4.250.000 чел. И на все это тратятся огромные суммы денег, более миллиарда.

 

119

Высчитано, что каждое столетие в Европе война уносит 20 мил. человек. О материальных жертвах говорить не приходится — они не исчислимы.

Больше всего войн выпало на долю Турции. В последнее столетие при 59 мирных годах, она провела 37 лет в военных действиях. Затем идут: Испания — 31 год войны, Франция — 27, Россия — 24, Италия — 23, Англия — 21, Австро-Венгрия — 17, Нидерланды — 14, Германия — 13, Португалия — 12, Швеция — 10, Дания — 9. Полным миром Европа наслаждалась в 1816 — 1818 гг., 1841 — 1877 г., 1879 — 1881 и 1886 — 1896 годах.

Самой кровопролитной войной прошлого столетия была восточная война 1853—1856 гг.; во время этой войны союзники — турки, англичане и французы потеряли 70.000 чел., русские 128.700 чел. Если же принять в расчет погибших от повальных болезней, то общая потеря людей во время этой войны достигает колоссальных цифр: у союзников — 252.000 чел., у русских 256.000 чел., с обеих же сторон — свыше полумиллиона человеческих жизней. Больше всего погибло под Севастополем: союзники потеряли 54.000, русские 120.670 чел. Одних гранат и бомб союзники выпустили 1.356.000 и 28 миллионов ружейных патронов; русские — 1.027.000 снарядов и 16½ мил. пуль. С обеих сторон истрачено 4½ мил. пудов пороху. Штурм Малахова кургана стоил союзникам 573 офицеров и 9.576 солдат, а русским — 362 офиц. и 11.690 солдат, т. е. в один день погибло 23.000 человеческих жизней.

Пагубно действуют во время войны болезни. Классический пример в этом смысле представляет война 1812 года. 24 июня Наполеон перевел через Неман 363.000 чел., обратно же переправилось через Неман едва только 8.000 чел.

Из статьи П. С. (Журнал „Пробуждение").

 

Над полями битв.

Приди, приди ко мне, ирония святая,

Приди, чтобы я мог склониться пред тобой!

Две нации ведут упорный бой,

Две нации льют кровь, изобретая

Орудья к истреблению людей.

Все знания, все торжество идей

Несет цивилизованная раса

На бойню человеческого мяса,

И скошенной травою с двух сторон

Ложится окровавленная масса.

Как варвары доисторических времен,

В чаду войны, под скрежет и проклятья,

 

120

Друг друга бешено губить стремятся братья,

Как кафры, обращаются в зверей

По самовластной прихоти, — но в небо

Несется вопль оставшихся без хлеба

И без угла вдовиц и матерей,

И над тобой, планета проклятая,

Лишь стон стоит в неистовой борьбе...

Приди ж, приди ко мне, ирония святая,

Приди, чтоб поклонился я тебе!

Д. Минаев.

 

Международный институт мира.

В прошлом году знаменитый американский миллиардер Карнеджи пополнил длинный список своих пожертвований новым: он создал громадный фонд для организации института мира. В настоящее время это учреждение открыло свою деятельность.

Во главе института под почетным председательством президента Соединенных Штатов стоит совет из 24 лиц, ученых, политиков и финансистов. Самый институт состоит из трех отделов: отдела международного права, отдела экономики и истории и отдела международного воспитания и общения. Задачи первого отдела: содействие развитию международного права путем организации научных работ, лекций и соответствующих изданий; научное содействие переговорам государств, затрагивающим область международного права; разработка и кодификация правовых норм, соответствующих возрастающим потребностям народов на почве взаимных правовых отношений; пропаганда убеждения, что взаимоотношения народов должны основываться на идее международной справедливости. Во главе отдела стоит проф. Дж. Браун Скотт, бывший делегатом Соединенных Штатов на второй Гаагской конференции, редактор журнала, посвященного вопросам международного права.

Задачи второго отдела: изучение экономических причин и следствий войн; изучение влияния различных таможенных систем на общественное мнение и на взаимные отношения между народами; изучение влияния современных военных бюджетов на народное хозяйство и соотношения между военными издержками и международным благосостоянием. Во главе отдела — проф. колумбийского университета Дж. Бэтс Кларк, известный экономист.

Задачи третьего отдела: привлекая к сотрудничеству существующие общественные организации, преследующие однородные цели, содействовать международному гостеприимству, вообще международному благожелательному и дружественному общению; распространение св-

 

121

дений, которые бы знакомили общественное мнение с причинами, характером и следствиями войн и со средствами избегать их и предупреждать; оказывать содействие и поддержку учреждениям и организациям, признанным способными служить целям, которым посвящена деятельность института. Во главе третьего отдела стоит ректор колумбийского университета Ник. Муррэй Буттлер.

Институт является учреждением вполне международным в том смысле, что к участию в его работах привлекаются деятели всех цивилизованных стран. Руководители первого и третьего отделов еще заняты предварительными хлопотами, второй же отдел уже приступили к организации своих работ. В ответ на предложение проф. Бэтс Кларка ряд выдающихся экономистов Англии, Германии, Франции, Австро-Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии, Дании, Японии и Аргентины выразил согласие и желание немедленно приступить к обсуждению конкретной программы работ отдела. С этой целью отделом была созвана международная конференция в Берне, заседавшая с 21-го июля по 1-е августа. В работах конференции принимали участие проф. Луйо Брентано, проф. Бем-Баверк, П. Леруа-Болье, А. Жид, проф. Филиппович, сенатор Лафонтэн, бывший

 

122

итальянский министр Луццати и другие лица, в том числе один японец. Все расходы по поездке в Берн и содержание во время конференции покрыты (согласно уставу) институтом.

 

Школы мира на Западе.

Из статьи в «Вестнике Воспитания» мы узнаем, что на Западе возникло среди педагогов течение, объявившее войну войне.

В 1904 году во Франции была основана первая «школа мира», называющая себя «национальной кооперацией пасифистской молодежи Франции». Основатель этого дела — Г. Тиве. Задачи школы мира состоят в реформе современной педагогики согласно началам мирового братства и в подготовлении сознательных деятелей и борцов в пользу мира. Школы эти должны распространять в обществе отвращение к войне. Действительными членами коопераций могут быть лица не моложе 17 и не старше 35 лет.

Кооперация устраивает периодически собрания, ведет пропаганду в школах, устраивает чтения, лекции и т. п.

В Соединен. Штатах в 1908 г. учреждена «школьная лига мира», которая пользуется большим успехом.

 

Фредерик Пасси.

30 мая 1912 года скончался в Париже известный деятель во имя международного мира — Фредерик Пасси. Родился он в 1822 году и всю свою жизнь посвятил горячей пропаганде идеи вечного мира. В 1847 г. при его деятельном участии была учреждена «Международная лига мира», в которой он был главным секретарем.

Он принимал огромное участие в создании Междупарламентского Союза Мира и Третейского суда. Его журнальная деятельность в 1867 году способствовала предотвращению войны между Францией и Германией из-за Люксембурга.

В 1901 году Ф. Пасси получил за свою деятельность в пользу мира Нобелевскую премию.

 

154

Из писем о любви от учителя
Абдул-Бага Абассы.

Он Бог.

О ты! которого привлекает слабость духа Божьего, знай, что:

Любовь есть тайна Божественного откровения.

Что она лучезарное проявление Его,

Что она духовное осуществление Его,

Она свет божественного царства,

Она дыхание Духа Божия в душу человека,

Она проявление истины во внешнем мире,

Она необходимая связь между внешним миром и Богом.

Она дает возможность высшего блага как в мире материальном, так и в духовном,

Любовь — это путеводный свет во мраке ночи.

 

155

Любовь — это связь творца с творением.

Любовь — это причина совершенствования просвещенного человека.

Любовь — это наивысший закон мира.

Любовь — это единый закон, устанавливающий порядок между всеми существами.

Любовь — для ищущей души — это путь к открытию тайн, сокрытых, в мире Бесконечного.

Любовь — это животворящий дух в теле мира.

Любовь—это путь к просвещению народов в этом смертном мире.

Народы, убежденные в этом, блаженны.

Но если сердца народов лишены божественной благодати — любви к Богу — они бродят в пустыне невежества, впадают в бездну погибели, ввергаются в пучину отчаяния, из коей нет уже выхода.

Они подобны самым низшим существам.

В этом путь Ель-Бага.

В этом религия Ель-Бага.

В этом закон Ель-Бага.

Абдул-Бага-Абасс.

(Перевод Л. Н. Толстого.)

 

Письмо современного вождя бэаизма 1)
Абдул-Бага-Абасс — Первому
всемирному конгрессу рас.

Когда, путешествуя по миру, мы замечаем в какой-либо стране благоденствие, мы приписываем его существование любви и содружеству между жителями. Если, напротив, все кажется подавленным и обедневшим, мы можем быть уверены, что это есть следствие вражды и отсутствия единения между обитателями страны.

Несмотря на то, что подобное состояние вещей очевидно для проезжающего путника, как часто сами люди продолжают оставаться во сне нерадивости или заниматься спорами и раздорами и даже готовы убивать своих собратьев.

Рассмотрите вдумчиво вечное соединение и разъединение феноменальной вселенной. Объединение и осмысленное сочетание есть причина жизни. Разъединение частиц приносит убыль, слабость, рассечение и разрушение.

Посмотрите на разновидности цветов в саду. Они как бы возвышают красоту один другого. Когда в человеческом царстве являются различия в цвете, идеях и характере, и когда они находятся под контролем силы

1) См. ст. „Персидские мудрецы". Баб и Бага-Улла. Календарь для каждого на 1911 год.

 

156

единства, они также выказывают присущую им красоту и совершенство.

Первоначально соперничество между различными расами человечества обусловливалось борьбой диких зверей за существование. Эта борьба не нужна более, нет взаимная зависимость и кооперация считаются способствующими высочайшему благосостоянию нации. Продолжающаяся и теперь борьба вызывается предрассудками и ханжеством.

В настоящее время никто кроме силы Божественного Слова, которое заключает в себе реальность всех вещей, не может привлечь умы, сердца и души мира под тень небесного Духа Единства.

Свет слова светит теперь повсюду. Расы и нации, с их различными верованиями, подпадают под влияние Слова Единства в любви и в мире.

Благословенный Бага-Улла сравнивает существующий мир с деревом, людей с его плодами, цветами и листами. Все должны быть свежи и сильны, причем достижение ими красоты и соразмерности зависит от любви и единения, с которым они поддерживают друг друга и ищут жизни вечной. Друзья Бога должны стать в этом мире вестниками этого милосердия и любви. Они не должны останавливаться на недостатках других. Непрестанно они должны думать о том, как они могут приносить пользу другим, проявлять служение и сотрудничество. Таким образом должны они смотреть на каждого чужестранца, отстраняя предрассудки и суеверия, могущие мешать дружественным отношениям.

В настоящее время благороднейшим является тот, кто осыпает своего врага перлами великодушия, кто является светом маяка для лишенных руководства и угнетенных. Это повеление Бага-Уллы.

О дорогие друзья! Мир подобен полю брани и его расы чужды одни другим. Мрак различия окружает их и свет благости тускнеет. Основы общества разрушены и знамена жизни и радости опрокинуты. Вожди народов как-бы тщеславятся пролитием крови. Дружба, прямота и верность презираются...

Призыв Бага-Уллы, это призыв к третейскому суду, к миру, к любви, к лойяльности. Его знамя развевается уже 50 лет, призывая всех без различия расы и вероисповедания.

О вы, друзья Бога! Признайте этот чистый свет; научите людей, находящихся в неведении, воспевать мелодии Царства Божия, пока мертвое тело человечества не оживится новою жизнью. Руководите народом Божиим. Внушите ему подражать жизни святых, ранее отошедших. Будьте благи в действительности, не по внешности только. Будьте отцами для

 

157

сирот, лекарством для больных, сокровищем для бедных, защитою для несчастных.

Где пребывает любовь, там свет! Где пребывает вражда, там мрак!

О друзья Бога! Боритесь, чтобы рассеять мрак и раскрыть скрытое значение вещей, пока их реальность не станет ясной и установленной в глазах всех.

Этот конгресс есть одно из величайших явлений. Англия навеки прославилась тем, что устроила его в своей столице. Легко принять истину, но трудно быть стойким в ней, ибо испытания многочисленны и тяжки. Хорошо известно, что Британцы тверды, и

 

158

не легко уклоняются в сторону, не имея ни намерения начинать что-либо на одну минуту, ни готовности покидать что-либо из-за пустяков. По истине, в каждом предприятии они выказывают стойкость.

О народы! Сделайте так, чтобы не осталось словами, но стало делом. Некоторые конгрессы только усиливают различия. Пусть у вас не будет так! Пусть ваши усилия клонятся к нахождению гармонии! Пусть Братство почувствовается и будет видимо среди вас! пронесите его живительную силу по всему миру. Я буду молиться о том, чтобы этот конгресс принес великие плоды!

 

164

Влияние Л. Н. Толстого в Болгарии.

Мне кажется, что нет другой страны — исключая, может быть, России — где влияние могучей проповеди Л. Н. Толстого, было бы так сильно и плодотворно, как это у нас в Болгарии.

Мы, болгары, маленький народ — немножко больше чем, например, Московская губерния. Следовательно, книжный рынок у нас совсем ограниченный. Но, несмотря на это, у нас уже переведены почти все сочинения и статьи Льва Николаевича. Некоторые из них имели уже несколько изданий и разошлись во многих тысячах экземпляров. Кроме того, у нас, за последние 10 лет, выходили подряд, один после другого, четыре ежемесячных журнала, посвященные исключительно пропаганде идей Толстого: "Новое Слово", "Л. Н. Толстой", "Жизнь" и наконец "Возрождение".

Особенно заметное влияние на наше общество имел журнал "Возрождение", и его брошюры. "Возрожденская" литература нашла себе сочувствие во всех слоях народа, — и среди простых рабочих и крестьян, и среди обыкновенных городских чиновников, ремесленников и купцов, и среди учителей и учащейся молодежи.

Интересна история возникновения кружка "Возрождение". Несколько молодых людей,

 

165

бросивши кто университет, кто службу, кто богатое положение, и имея в руках всего 300 рублей, открыли на них примитивную типографию, поселились в деревне около города Бургаса и начали свою издательскую деятельность, сами работая в типографии и в поле. На последние оставшиеся у них 13 рублей они купили бумагу для первого номера журнала. Дальше дело пошло живее и живее, но скоро община была закрыта. Но возрожденцы не унывают; они продолжают печатать свои издания, сами берут чемоданы

 

166

и сумки и ходят и разъезжают по городам и деревням, продавая свои книжки.

Чем кончится это молодое еще движение, разрастется ли оно в бурный поток, как прошлое богомильство, отражая свое действие на всю общественную жизнь болгарского народа, или нет — покажет будущее.

Но, все-таки мы бы желали видеть и у других народов то, что делают энергичные последователи Льва Николаевича у нас.

Болгарин.

 

Date: май 2014

Изд: «Календарь для каждого» за 1913. Под ред. А. С. Зонова и И. И. Горбунова-Посадова.

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)