КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ КАЖДОГО

1915

 

91

Сила добра.

(Из „Древнего Патерика".)

1) Пришли братья к авве Антонию, и говорят ему: скажи нам слово, как спастись? Старец отвечает им: вы слышали Писание? сего и достаточно для вас. Они же сказали: мы и от тебя, отче, хотим услышать. Старец сказал им: Евангелие говорит: аще кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Матф. 5, 39.) Они говорят ему: не можем сего сделать. Старец

 

92

отвечает: если вы не можете обращать и другой, то по крайней мере — сносите (удар) в одну. И этого не можем, говорят они ему. Старец отвечал им: если и этого не можете сделать, то не платите человеку тем, что получили. Братья сказали: и сего не можем. Тогда старец говорит ученику своему: приготовь им немного кащицы, ибо они слабы. Если вы одно не можете, а другое не хотите, то что я вам сделаю? Нужно молиться!

2) Авва Макарий, находясь в Египте, застал человека прибывшего со скотом и грабящего его келью. Макарий как бы странник, ставши в воротах, навьючивал вместе скот и по долгом молчании отпустил его от себя, говоря: ничтоже внесохом в мир сей (I Тимоф. 6, 7.). Господь даде: яко Господеви изволися, тако и бысть (Иов. 1, 21). Благословен Господь во всем!

3) Некоторый брат, обиженный от другого брата, пришел к авве Сисою Фивейскому и говорит ему: такой-то брат обидел меня; хочу и я отомстить ему за себя. Старец же увещевал его: нет, чадо, предоставь лучше Богу дело отмщения. Брат сказал: не успокоюсь до тех пор, пока не отомщу за себя. Тогда старец сказал: помолимся, брат! И вставши, старец сказал: «Боже! Боже! мы не имеем нужды в твоем попечении о нас; ибо мы сами делаем отмщение наше». Брат услышав сие, пал к ногам старца, сказав: не стану судиться с братом, прости меня!

4) Пришли некогда разбойники в монастырь некоторого старца и сказали ему: мы пришли взять все, что есть в келлии твоей. Он же сказал: что вам угодно, чада, то и берите. Я так они взяли все, что нашли в келлии, и отошли. Но забыли они только денежный кошелек, который там был сокрыт. Взявши его, старец погнался за ними, крича и говоря: чада! возьмите, что вы забыли в келлии. Удивившись долготерпению старца, разбойники возвратили все в келлию и раскаялись, говоря друг другу: человек этот Божий!

5) Говорили о брате, соседе великому старцу, что он, приходя к нему, крал, если что находилось в келии его. Старец же видел его и не обличал его, но еще более работал, говоря: может быть брат этот имеет нужду. И великую скорбь находил старец, когда так трудился и, однако, находил свой хлеб в оскудении. Когда же старцу приспела кончина, то окружила его братия. Видя оного крадущего, говорит ему: приблизись ко мне! И целовавши руки его говорил: братие! я благодарен рукам сим, потому что через них иду в царство небесное. Брат, умилившись и раскаявшись, сде-

 

93

лался и сам искусным монахом от дел, которые видел у великого старца.

6) Два старца жили вместе и никогда не было у них распри. Сказал же один другому: сделаем и мы распрю, как другие люди. Он же, отвечая, сказал брату: не знаю, какая бывает распря. Он же сказал ему: вот я кладу кирпич посредине и говорю: он мой, а ты говоришь: нет, он мой. Это и будет началом. И сделали так. И говорит один из них: это мой. Другой же сказал: нет, это мой. И сказал первый да, да, он твой, возьми и ступай. И разошлись и не могли вступить в распрю между собою.

 

Из самой древней в мире книги.

(Мысли египетского старца Пта-Готепа).

———

Остерегайся кого-нибудь ранить словом.

Не будь высокомерен и сердце свое не возноси над своим знанием. Держись с несведущим, как с знающим: ибо не закрыт предел искусства, и не совершенен никакой художник в созданиях своих. Мудрость также трудно найти, как смарагд; рабыни же находят смарагд между каменьев простых.

———

Не ослабляй внимание того, кто занят. Забота его — обнимать свою задачу, от себя отрекаясь, по любви к тому, что сюда он влагает. Любовь к своему делу людей сближает с Богом.

———

Не будь трудного нрава для того, кто слева и справа около тебя. Дурно заноситься пред соседями своими, и не уметь уже управлять своими словами. Там, где лишь малая трудность, большое вырастает огорчение.

———

Ели ты хочешь быть вежливым, не требуй ответа громко у того, к кому обращаешься. Говори с ним отдельно, его не стесняя. Не вступай в пререкания с ним, прежде чем успеет он запечатлеть в уме предмет разговора. Если он явит свое неведение, — не стыдя, уважь его скорее. Не тесни, не толкай его словом. Не взрывай его, как

 

94

плугом, да не будет он кончен перед тобою. А не то не возвратится он к тебе и преимущество беседы твоей утратится.

———

Не повторяй излишек речи, не слышь его. Излияние жара это есть из души вскипевшей. Видя спорщика повторяющим, взгляни, не слыша, на землю. Не говори ничего на это. Сделай так, чтобы спорщик узнал, что есть справедливое, — он, который несправедливость зовет.

———

Если ты хочешь, чтобы было благим твое поведение, остерегись своенравия в приступах его. Это зловещий недуг, ведущий к разногласию; кто в него вступит, — не живет. Чума в том отцов, матерей, и братьев, и сестер; мужа с женою разводит; в этом источник всех зол. Если основанием ты взял справедливость, то иди по путям ее, и в ней избери свой дом; у своенравия дома нет.

———

Если великим ты стал после того, как был малым, умей не делать себе преимущества из того, что ты в первом ряду. Не ожесточай своего сердца по причине твоего возвышения. Ты не более, как управитель Божеских благ. Не ставь позади себя ближнего, который тебе есть подобный; будь ему как товарищ.

———

Если ты земледелец, собирай свою жатву на поле, которое великий дал тебе Бог. Не насыщай у соседей своего рта. Кто, будучи сильным, даже среди сторожащих берет себе все у ближних, как крокодил прожорливый, дети того суть предмет проклятия и ненависти.

———

Будь деятельным, покуда длится день твой, делай больше того, что сказано. Порицания достоин тот, кто не пользуется мгновениями своими. Не теряй ежедневного случая.

———

Если ты силен, относись с уважением к знанию и чти спокойствие слова. Повелевай лишь для того, чтоб направлять. Ведет к пороку — быть ограниченным.

 

139

Влияние Толстого в Голландии.

Маленькая приморская Голландия, с своим трудолюбивым земледельческим народом, представляет из себя довольно плодородную почву для сильного развития всевозможных прогрессивных идей. Кооперация, вегетарианство, свободничество, толстовство, теософия — все это движения, которые уже имеют свое влияние в частной и в общественной жизни голландского народа. Особенно же сильным духовным влиянием среди голландцев пользуется Толстой, с его проповедью о непротивлении, о братской трудовой, простой жизни, с его учением об усилении чистого религиозного сознания, ведущего к познанию Бога и слиянию с Ним в самом себе.

«Толстовская вера зиждется на высшем «я» человеке» — пишет голландец Лод-ван-Миероп в своей статье «Герой», в которой он рисует Толстого как героя всего человечества (в духовной области), который помогает последнему выйти из области зла, привычек и традиций и войти в новую, более высокую область, жизнепонимания и жизни.

«Совершенно естественно, что мы все, придерживающиеся одного направления в жизни, смотрим на него, как на нашего старшего брата, и любим его. — Он, великан в своих писаниях, в мыслях, в жизни, во многих отношениях нас поддержал и подкрепил жизнью, которая велика любовью...

«И в нашей стране очень и очень многие внимательно прислушивались к тому, что он высказывал людям, прислушивались, захваченные до глубины сердца той правдой, которой так проникнуто все, что он пишет.

«Для всех них проповеди Толстого не пропадали бесследно, они испытывали его могучее влияние, их жизнь часто потрясалась до основания, но в то же время становилась богаче. Исполненные благодарностью, смотрят они на восток, на героя духа, который снова пробудил человеческое в человеке.

 

140

«Он родился героем. Он останется героем и после смерти»...

«Толстого, как писателя — романиста, мы более или менее, знали раньше, — пишет другой голландский писатель Феликс Орт, — редактор свободно-религиозного и вегетарианского журнала, — но он не представлялся нам ярче других корифеев литературы.

В 1896 г. стало иначе.

Уже в следующем году идея «непротивления» настолько распространилась в Голландии, что ее последователи могли объединиться. И это повело к возникновению течения, известного под названием «Движение в пользу мира».

«Тогда единомышленниками была сообща основана типография «Мир», которая главным образом и должна была служить тому, чтобы сделать идеи Толстого и его единомышленников более доступными для народа. Периодический орган того же названия был основан для той же цели. Первый издатель и в то же время редактор «Мира» был человек, исповедующий то же миропонимание, что и Толстой. Вскоре крупные и мелкие социально-религиозные сочинения Толстого были напечатаны во многих изданиях и распространены в дешевых изданиях.

Естественным следствием этой пропаганды было то, что многие из наших соотечественников пробудились от духовного сна, но с другой стороны на это стали смотреть как на опасное явление.

Дальнейший ход духовного движения известен. Первое время с одушевлением стремились возможно более к совершенному проведению идеи непротивления в жизнь и думали достигнуть этого лучше всего в колонии, устроенной на принципах христианства, хотя сам Толстой видел в этих колониях только одну из переходных форм, и никак не непременное для всех устройство жизни. Однако, попытка устройства такой колонии (в Бларикуме) окончилась большими разочарованиями. Причиной была главным образом слишком большая самооценка со стороны многих, которые, хотя и брали на себя «крест непротивления», но не имели сил его нести. Были и другие, для слабых плеч которых оказалась слишком тяжелой жизнь общины...

Но все же эта эпоха не была бесплодной для духовного развития отдельных личностей и для истинной оценки идей истинного христианства. Духовная жизнь многих из нашего народа бесспорно обогатилась, и этим обогащением мы прежде всего обязаны Льву Толстому».

 

141

Влияние Толстого в Индии.

Не остался без влияния Толстой и в замкнутой Индии, — в стране мудрецов.

Его учение, столь иного соприкасающееся с буддизмом, браманизмом и магометанством, не могли не вызвать интереса к себе среди образованных индусов.

Книги Толстого читаются и издаются в Индии. В городе Мадрасе выходил даже журнал под редакцией индуса Четти, имеющий целью распространение взглядов Толстого. Существует и другой журнал: «Голос Индии», под редакцией ученого брамана, почитателя Толстого, Баба Премананд Барати, — в котором проповедуется между прочим, как писал об этом сам Баба Барати Толстому, — и возобновленное Толстым учение Христа.

Факт существования подобных изданий говорит нам о том влиянии, которое имеют на индусов идеи Толстого.

«Несмотря на крайний материализм Европы, — говорит Четти, — совершенно не склонной к благоговейному почитанию кого бы то ни было, Толстой служит предметом поклонения для очень многих, усталой душе которых его творения приносят мир и успокоение.

Многие из моих соотечественников и теперь уже смотрят на Толстого как на проявление божества. Портрет Льва Николаевича украшающий мою комнату, является иногда для приходящих ко мне предметом почти религиозного поклонения.

И живи Толстой не в Европе, а в Индии, он наверное бы уже считался Буддой или Шри-Кришной».

 

Влияние Толстого в Японии.

До русско-японской войны среди европейского читающего мира существовало мнение об японцах, как о народе трудолюбивом и кротком. Но после неожиданного военного искусства и спокойной смелости, которые японцы проявили в своей борьбе с русскими, это мнение изменилось. И теперь на японцев смотрят как на невежественный, воинственный и подчиненный Микадо народ. Это, конечно, справедливо до некоторой степени, но только относительно большинства японского народа, стоящего на низком уровне духовного развития. Меньшинство же, в своем более высоком миропонимании, стоит далеко от всех этих низких понятий своего народа.

И это очень хорошо видно по тому громадному влиянию, которое имеют на японцев религиозно-общественные взгляды Толстого.

Вот, например, что пишет японский писатель-толстовец о влиянии своего учителя на его родину:

«Влияние Толстого в Японии должно рассматриваться с нескольких сторон. В качестве переводчика на японский язык его религиозных книг: «В чем моя вера», «Исповедь» и «Краткое Евангелие», я чувствую себя вправе сказать несколько слов о его влиянии на религиозный мир Японии.

Когда в 1902 и 1903 годах вышли в Японии переводы вышеназванных книг, было интересно наблюдать, как религиозные мысли Толстого проникли в каждую извилину японского ума и, подобно пороху, скрытому в трещинах скал, взрывались с большой силой, потрясая до основания все существующие теории и принципы. Не только христиане, которые достаточно прогрессивны, чтобы быть на уровне современной мысли, пришли к познанию страшной реальности истины, таящейся в исповедуемой ими религии, но даже буддисты нашли источник вдохновения в книгах Толстого. Многое указывает, что обновление, обнаружившееся в последние годы в буддизме, имеет здесь свое начало.

Если бы влияние Толстого ограничивалось религиозным миром Японии, было бы слишком много сказать, что его мысль потрясла духовный мир Японии до основания. Но дело в том, что его книги нашли самых ревностных читателей и последователей среди молодого поколения Японии, стоявшего вне религии. Десяткам тысяч молодых японцев открылась религия Христа в смелом рельефе и простейшей форме, которые, сознательно или бессознательно, скрывались от их взоров под оболочкой догматов и суетных условностей. Свет, брошенный Толстым в область разума, быль подобен радию, проникающему столько слоев, сколько находится на его пути. Толстые панцири, существующие для охраны от заразы религиозных эпидемий, оказались слишком тонкими для яркого света разумения. Благодаря этому свету, люди нашли свою собственную религию, исходящую из глубины души, а не привитую внешним миром под именем церкви догматов. «Религиозное сознание» — вот самые популярные слова вскоре после появления у нас книг Толстого. До этого времени религия была чем-то вне нашего «Я». Это было чем-то, чему учили, но что не переживалось. Христиан было много, но как мало среди них действительно перерождалось к новой духовной жизни согласно проповеди Великого Учителя.

Как волшебный ключ, открывающий каждую потайную дверь, Евангелие, проповедуемое Толстым, подходило к скважинам всех человеческих сердец, открывая их созна-

 

143

нию таящиеся сокровища, которые нельзя променять на внешний мир. Так, по крайней мере, было со мной, когда я первый раз прочитал «Исповедь» и, судя по дальним откликам, которые были слышны вокруг меня, я нисколько не сомневаюсь, что подобное духовное возрождение происходило и с другими...

Есть много японцев, жизнь которых совершенно обновилась религиозным пробуждением под влиянием Толстого. Приведу один из многих примеров. Близ Киото, древней столицы Японии, живет небольшая группа толстовцев, которые посвящают свою жизнь услугам ближних, обрабатывая собственным трудом землю и проповедывая евангелие любви. И мало вожаков духовного мира в нашей стране, христиан, буддистов или стоящих вне религии, которые не обязаны так или иначе своим вдохновением в той или иной мере Толстому.

Ни одна эпоха в истории Японии не обнаружила такого глубокого религиозного стремления и такого энтузиазма по отношению к трудам по Евангелию, как теперешняя.

Не будет преувеличением, если скажу, что широкое влияние Толстого много способствовало пробуждению духовной жизни Японии, и ни один писатель японской истории после

 

144

19-го столетия не может упустить, что, по крайней мере, часть японской мысли вылилась в форму идеалов, выраженных в произведениях Толстого».

Перед концом этого краткого очерка, я не могу удержаться не процитировать слова одного из самых выдающихся современных японских писателей, последователя Толстого — Токи-Тома — об образе его жизни. Книги Токи-Тома, особенно его романтическая повесть «Нами-Ко», переведены на многие европейские языки. Токи-Тома автор хорошей биографии Толстого.

Теперь, — пишет Токи-Тома, — я живу на маленькой ферме в 10 верстах к западу от Токио. Я живу в крошечном домике с своей женой и с собакой. Я развожу картофель, помидоры и другие вещи. Я провожу день за днем, работая заступом, — обрабатывая землю и выпалывая сорные травы. Почва так быстро зарастает, особенно в эти летние дни. Все время, всю энергию я трачу на то, чтобы полоть, полоть и полоть.

«Может быть, таков уклад моей души, может быть, таков строй несовершенного мира. Однако я вполне счастлив. У нас прекрасный сон и хороший аппетит. У нас есть все, что нам нужно»...

Хр. Досев.

 

Буддизм в Европе.

Европа в настоящее время напоминает Римскую империю в первые века христианской эры, когда старая религия изжила себя, а новая еще не овладела умами народов. Как тогда официальный культ продолжал существовать, стояли храмы, приносились жертвы, а мыслящие и чувствующее люди бродили между эпикуреизмом, стоицизмом, культом Изиды и молодым христианством, так и ныне стоят еще здания «христианских» церквей, совершаются еженедельно богослужения, существуют теологические факультеты, духовные академии, церковные журналы, а мыслящие и чувствующие люди идут к материалистам или монистам, к позитивистами, теософам и др. Как никогда раньше, жив теперь в Европе дух искания.

Естествознание и история культуры окончательно сокрушили старое теологическое миросозерцание. Но история культуры открыла перед глазами Европы старые восточно-азиатские религиозно-философские системы, столь непохожие на христианство, иудаизм и ислам. Благодаря кропотливому труду ряда археологов и филологов, мы теперь имеем переводы древнейших индусских, буддийских, ламаитских, таосийских и конфуцианских священных сочинений и огромную литературу о религиях древнего Востока. Вся эта литература не прошла бесследно; она оказала громадное влияние на такие великие умы, как А. Шопенгауэр, Л. Н. Толстой и мн. др.; она породила целые движения, как напр., теософическое. «Ex oriente Lux» — «С Востока света». Это становится очевиднее с каждым годом. И многие крупные умы XIX и XX вв. начинают высказывать опасения, как бы Азия не раздавила окончательно маленькую, ветхую Европу и физически, и духовно. Владимир Соловьев пишет стихотворение «Панмонголизм» и ряд статей о «желтой опасности», Вильгельм II рисует картину, изображающую ангела с пламенным мечом, который указывает народам Европы на мрачный горизонт, изрыгающего пламя дракона и дремлющего Будду. «Народы Европы, берегите ваше священнейшее достояние!» — подписано под этой картиной. И уже зародилась целая литература на эту тему. Но чем больше кричат «истинно-европейские» люди, тем большие успехи делает в Европе азиатская культура.

Особенную чуткость проявляют культурные европейцы к буддизму. Читатель ахнет, когда узнает, что в последней четверти XIX века в Париже было не менее 100 тыс. сторонников буддизма и около 10 тыс., лиц, считавших себя настоящими буддистами. Столь колоссальные числа, правда, объясняются тем, что в свое время в Париже была мода на буддизм. Гимэ, основателю музея религий, и Миллуа, консерватору этого музея, принадлежит немалая заслуга в деле ознакомления французов с учением Будды, но главным апостолом, вдохновлявшим всех друзей и последователей Сакия-Муни, был Леон де-Рони.

В Лугано органом буддистов является «Coenobium». Возле Лозанны существует буддийская колония «CaritasYiharo».

От Швейцарии не отстает и Италия. В Умбрии также основывается буддийская колония.

В Венгрии буддисты пытались, впервые в Европе, добиться официального признания их религии государством, дабы возможно было преподавание буддийского закона в школах. Конечно, католическая церковь приложила все свои усилия к тому, чтобы опасный конкурент не был легализован. «Буддийский катехизис» Субхадры-Бикшу выдержал в венгерском переводе 5 изданий.

Пионером «желтой веры» в Германии является известный и почитаемый на Востоке ученый знаток палийского языка и литературы Bhikhu Nyanatiloka, чистокровный немец по происхождению. Семь лет провел он, единственный немец, в буддийских странах: в нездоровой Бирме и на знойном Цейлоне. Затем он приехал на короткое время в Европу и вскоре приобрел в лице Бауэра первого ученика из немцев. Последний поехал на Цейлон, не зная ни языка, ни обычаев страны, и ревностно предался изучению. Вскоре вернулся и учитель с рядом новых учеников — немцами Vappo, Bhadigo, Mahanamo и Sono и американцем Assaji. На необитаемом озерном островке Polgasduva молодая община начала возводить постройки, и ныне Island Hermitage, как называют

 

147

англичане этот «кокосовый остров», славится далеко за пределами Цейлона.

14-го февраля 1914 г. была совершена торжественная церемония принятия в этот орден двух новых европейцев: г. Ленга, недавнего вост.-прусского школьного учителя, и Ф. И. Бауэра (брата Kondanno), секретаря «Bund für buddhist. Leben» в Германии.

В 1905 г. в Лейпциге под редакцией Карла Зейденштюкера начал выходить журнал «Der Buddhist» и тогда же было открыто «Германское буддийское общество» с целью пропаганды. Вскоре затем в Бреславле появился «Die Buddhistische Welt», орган германского общества Пали, ставящего своей целью распространение знаний о буддийской литературе. 18 августа (н. ст.) 1912 года в Галле четырьмя членами о-ва Пали и несколькими буддистами было основано «Bund für Buddhistische Leben». Общество ставит своею целью самую широкую пропаганду буддийских идей, проповедь против милитаризма, проституции, алкоголизма, защита прав женщины и всех угнетенных и т. д. С 1-го января начал выходить их орган «Zeitschrift für Buddhismus» под редакцией д-ра В.Бона (Wolfgang Bohn), д-ра П. Дальке (Dahlke), Bhikhu Silakara. U. Kondanno, Bhikhu, Nyanatiloka, Assaji и др. европейских буддистов. 2-го января основана группа «Bunda» в Берлине и предполагается к основанию и в Мюнхене.

Л. Анкербранд и Bhikhu Nyanatiloka в настоящее время находятся в Тибете, куда они поехали как миссионеры, с целью проповеди чистого учения среди тамошних ламаитов, застывших в догматическом, церковном «буддизме». И ныне благоприятнее, чем раньше складываются обстоятельства. В последнее время многие тибетские ламы, побывавшие на Цейлоне, ознакомились с чистым буддизмом, очень быстро усвоили его и, одушевленные горячим желанием распространить истинную веру во всей своей чистоте, вернулись в Тибет.

Но Азия и Америка превзошли остальные европейские страны. Завоевав Индию, гордые бритты сами оказались в сфере влияния индийской культуры. Десятки и сотни филологов археологов раскрыли перед глазами изумленной Европы дивные по красоте и величию религиозные и философские системы индусов. Бескровные победы стали одерживать индийские иоги и пандиты и тибетские ламы над умами лучшей части англо-саксонской интеллигенции. В 1875 году в Нью-Йорке, под влиянием индийских пантеистических учений и цейлонского буддизма, основано теософическое общество (Theosophical Society), распространенное ныне по всему земному шару. Основателями общества были Елена Петровна Блаватская,

 

148

американец полковник Олькотт (Colonel Olcott) и несколько индусов и европейцев. Усердную проповедницу теософии приобрела Блаватская в лице известной английской социалистки Анны Безант (Annie Besant), нынешнего президента о-ва. Олькотт чуть ли не первый из «белых» открыто перешел в буддизм. Его «Буддийский катехизис», получивший одобрение Сумангалы, верховного главы цейлонского духовенства, ныне принят во всех школах сингалезов.

В 1889 году завоевана Бирма, и эта новая побежденная страна стала одерживать новые победы над умами и сердцами «победителей». Английский офицер Фильдинг, проделавший всю бирманскую кампанию, поет дифирамб «побежденному» народу и его удивительной религии. (Его книга «Душа одного народа» переведена на русский язык. Изд. «Посредник»), Английский журналист Эдвин Арнольд пишет чудную поэму «Свет Азии» (переведена, кажется, на все языки цивилизованных народов), сказание о жизни великого учителя:

„Сказанье о Будде, спасителе мира,

О князе Сиддартхе, о том,

Кому на земле и в пространстве эфира

Нет равного светлым умом,

О том, что учил всех усердней и ране

Закону о вечной блаженной Нирване".

Ученый профессор Рис-Дэвидс, автор наиболее серьезных исследований о буддизме, сам подпадает под влияние исследуемого учения, и ныне состоит президентом «Буддийского общества Великобритании и Ирландии (The Buddist Sosiety of Great Britain and Ireland), основанного шесть лет тому назад. Названное общество основано в Бирме, в Рангуне, но на его долю выпал такой успех, что пришлось открыть отделение его в Леверпуле и Эдинбурге. Его органом является «The Buddist Review».

В 1900 году в орден буддийских монахов вступил англичанин Гордон Дуглас и вслед за ним шотландцы Аллан Беннет Мак-Грегор (под именем Ananda Meteya) и Мак-Кехни. Последние весьма деятельно работали для своей идеи в Бирме, и Мак-Кехни через несколько лет вернулся в Англию в качестве буддийского миссионера. Сотни англичан под влиянием их проповеди обратились в учение Будды. В Бирме же живет и работает известный ученый и почитаемый деятель Bhikhu Silakara, англичанин родом. В Рангуне одна англичанка содержит буддийские школы для 400 девочек и 250 мальчиков.

На Цейлоне в вышеупомянутой общине подвизается американец Assaji, ученик Bhikhu Nyanatiloka.

Ничероп Кацуми.

 

149-150

Клуб счастливых.

На берегу Женевского озера, в местечке Клараи, существует вот уже несколько лет так называемый «Клуб счастливых». Возник он по инициативе известного художника А. Гос. Проникнутый любовью к человечеству вообще и в частности ко всем слабым, обездоленным и страдающим мира сего, весь горящий жаждой служения, этот талантливый художник, одинаково владеющий кистью и смычком, стал собирать около себя заброшенных детей и сначала просто вел с ними беседы, зазывал их к себе в студию, показывал им свои картины, играл им свои импровизации на скрипке, которая у него умеет и петь и плакать, и утешать и уносить в чудный волшебный мир красоты и гармонии. Однажды среди детей возник вопрос: почему они чувствуют себя такими счастливыми, когда беседуют с своим «большим другом», как они все называют А. Гос. И все дети стали просить художника почаще и в определенные часы и дни собирать их у себя, обещая вести себя хорошо, не только при нем, но и даже и на улице. «А хорошо бы нам основать клуб и выработать устав» предложил кто-то. Восторгом дети приветствуют это предложение и начинаются долгие бурные прения. Клуб основан. Его решено назвать Клубом счастливых. Вступающие должны соблюдать девиз клуба: «любить, прощать, молчать, делать добро». Члены получают печатную карточку с девизом клуба, на которой внизу напечатано: «Я обязуюсь, как член клуба счастливых, по мере возможности стараться мыслить только хорошие мысли». А. Гос выхлопотал позволение собирать детей в помещении общественной школы. Около 4 часов по четвергам дети всех возрастов теснятся радостными, возбужденными группами в дверях школы и приветствуют своего друга «гимном» клуба, сложенным ими самими и положенным на музыку художником. Затем начинается беседа, или какая-нибудь интересная и поучительная общая игра, разыгрывается пьеска, или шарада, или A. Gos рассказывает что-нибудь, или играет на скрипке. Определенной программы собраний нет: всегда царствует полная непринужденность и свобода. Дети ведут себя прекрасно; сами следят за порядком, сами дорожат тем, чтобы радостное настроение ничем не нарушалось. Клуб счастливых насчитывает 82 члена, принадлежащих к самым разнообразным по материальному положению и по культурности семьям, но в клубе различия исчезают, и дети чувствуют себя членами одной большой семьи.

С 1913 года открылась новая секция клуба счастливых — секция взрослых. Им вручается карточка с тем же девизом: «Любить, прощать, молчать, хорошо мыслить». На обороте напечатано: «клуб счастливых — это одна большая семья, связанная общим стремлением — хорошо мыслить. Ибо направление нашей мысли служит двигателем нашей жизни: всякая упорная мысль ведет к стремлению или желанию; упорное желание в свою очередь ведет к действию, к поступку, в хорошем как и в дурном».

 

Лига радости и служения.

При теософическом обществе образовался кружок, именующийся «Лигой радости и служения». Цель лиги — вносить свет и утешение в жизнь мира. Свою работу члены ее формулируют так:

1) Желая вносить в мир свет радости и утешения, члены Л. Р. стремятся прежде всего не причинять боли и страдания чему-либо живому и потому строго следят за своими мыслями, чувствами, словами и поступками.

2) Члены Л. Р. стремятся быть всегда наготове помочь, поддержать или утешить нуждающегося. Они стараются не пропускать ни одного случая дать эту помощь.

3) Член Л. Р. начинает свой день, вспоминая свое участие в лиге. Он спрашивает себя, кому бы он мог в этот день принести свет радости и утешения, и делает свободный дар любви. При этом он вспоминает также, что для выполнения своей задачи он сам должен быть светлым.

4) В полдень он старается вспомнить свою принадлежность к мировой Л. Р. и посылает в мир мысли света, мира и радости. Он говорит: да будет свет, да будет мир, да будет радость.

5) Как орден служения члены Л. Р. постоянно изыскивают новые и лучшие пути служения миру. Пока намечены следующее

 

151-152

виды служения: 1) праздничный обход больниц с цветами и подарками; 2) устройство елок и детских праздников для брошенных детей; 3) устройство чтений и концертов в народных аудиториях, а также приютах, богодельнях, больницах тюрьмах, и т. п. 4) Организация помощи слепым; 5) устройство приютов для выпущенных арестантов на время приискания заработка и пр.

 

Община „Начало века".

В шести верстах от Петербурга приютилась небольшая община, именующая себя «Началом века».

Название это имеет определенный смысл, долженствующий ознаменовать начало новой эры в жизни человека, исповедующего и исполняющего заветы благой и новой жизни.

Жизнь на новых началах — главное правило общины.

Не разрушая старое насильственным путем — стремиться создать справедливую, социальную жизнь, основанную на заповедях любви, братства, экономического равенства и свободы.

Главная задача — осуществить эти заповеди в жизни сейчас на практике, а не на словах в будущем.

Про существование этой общины я знал уже несколько лет, с отдельными членами переписывался и имел понятие о ее духовном содержании, но ближе ознакомиться с ней мне удалось только недавно.

Небольшой двухъэтажный домик, приобретенный год тому назад в собственность, был полон. Каждый общинник занимал отдельно квартиру со своей семьей. Квартиры небольшие — в три комнаты с кухней, отличались своей чистотой и опрятностью, несмотря на обилие детей.

Всего таких квартир — десять. Небольшой зал, занимающий нейтральное положение, служит местом для собраний и собеседований.

Меня пригласили в столовую. Большой, длинный стол, покрытый белой скатертью, уставленный фруктами, конфетами, печеньями по случаю праздника Пасхи. Все жильцы были налицо. На этот раз собрались для беседы с гостями.

Я пытаюсь выяснить, что собой представляет эта община. Не является ли она повторением многих общин, поддерживавшихся некоторое время, а потом, естественно, распавшихся.

Мне отвечают, что данная община ничего общего не имеет с общепринятыми коммунами. В коммуне нет места личности, все считают себя единым целым одного тела, меж тем как члены «Начала века» считают себя свободными от всего того, что связано со всякими запретами, решетками, цепями. По выражению одного члена:

— Человек сам норовит законопатить себя в какой-нибудь гробик, им же выдуманный.

Мы хотим быть человеками, свободными от всяких уз.

По этой причине каждая семья живет своей жизнью, и никто не вмешивается в ее внутренний распорядок.

— Разве мыслимо, — говорят они, — чтобы мы питались, одевались, думали по одному шаблону! Жизнь самая разнообразная по своим потребностям, желаниям и вкусам.

Каждая семья готовит для себя то, что ей нравится и хочется.

Все члены общины раньше работали на фабриках и заводах.

В настоящее время имеют свои мастерские: слесарную, токарную, столярную, кузнечную и др.

Весь инвентарь мастерских, как и дом, закреплен нотариальных порядком за всеми членами с оговоркой, что, в случае выбытия одного из них, он получает свою долю деньгами, согласно решению остальных.

Заработок распределяется не по количеству сделанной каждым работы, а соответственно потребностям его семьи.

Поэтому в их общине многосемейный и неважный работник получает больше, чем малосемейный или холостой, хотя более способный. Такое распределение объясняется тем, что члены «Начала века» считают причиной экономических бедствий неравенство раздела богатств по трудам и способностям.

Разве холостой работник может съесть больше того, что может? В состоянии ли он одеть на себя два костюма, когда ему нужен только один? Станет ли он занимать три комнаты, когда нужна одна?

Член нашей общины обеспечен и нет ему надобности копить для себя отдельно. Когда у него будет своя семья, он может быть уверен, что жена и дети его будут обеспечены, как жена и дети его товарищей.

 

153-154

Распределение заработка по потребностям — один из основных факторов этой оригинальной общины. С этой целью ведется правильная бухгалтерия записи и выдачи заработка соразмерно душам каждой семьи. Обратил я еще внимание на один в высшей степени важный факт — отношение общины к женщинам и детям.

Женщина в их глазах является источником жизни, поэтому она пользуется особым вниманием и заботой. На собраниях она имеет равный голос.

При мне вошла жена рабочего, за столом не было места. Несколько человек сразу поднялись, уступая ей свой стул.

Женщина — источник жизни, живой родник, разливающийся повсюду. Она не только человек, равный мне, но и мать-творец.

Вследствие такого отношения мужчин женщина резко выделяется своим развитием и сознательным отношением к своим обязанностям жены, матери и воспитательницы.

Дети пользуются исключительным вниманием всех без исключения.

Растение требует ухода и специалиста, молодые животные — также, почему же дети должны быть заброшенными и расти на задворках. В них вся наша надежда. Если они вырастут свободными и подготовленными к новой жизни, они сумеют лучше построить свое будущее чем их родители.

Более способные дети выделяются и воспитываются за счет всей общины.

Для малышей существуют у них ясли. Матери по очереди дежурят и возятся с ними. Еженедельно приходит женщина-врач, которая осматривает детей и дает советы.

Мы сидели за общим столом, пили чай, ели фрукты и вели беседы, в которых принимали активное участие женщины.

Время от времени пели песни, сочиненные поэтом-членом.

По содержанию своему песни эти носили религиозно-общественный характер и резко отличались от сектантских песен вообще.

Назвать эту общину сектантской нельзя. По своему стремлению к раскрепощению себя от всяких решеток и преград они скорее ярые индивидуалисты, по хозяйственному устройству они все-таки являются общинниками. Сами они называют себя членами "Начала века", имеющими выдвинуть в жизнь "нового человека".

Книжник.

Ив. Трегубов.

 

 

Date: май 2014

Изд: «Календарь для каждого» за 1915. Под ред. А. С. Зонова и И. И. Горбунова-Посадова.

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)