КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ КАЖДОГО
1909
31
Пророчество
Исаии.
"Утихнет гул борьбы
кровавой,
Угаснет пыл вражды навек,
Иною доблестью и славой
Гордиться будет человек:
То будет доблесть дум
высоких,
То будет слава добрых
дел, —
И там, где в мраке смут
жестоких
Сверкала сталь и щит
звенел,
На тучных нивах в чистом
поле
Высокий колос зашумит,
И песня пахаря на воле
Отрадой светлой
зазвучит!.."
С. Фруг.
37
Пролитая
кровь.
(Еврейская
легенда).
Когда царь Навуходоносор
взял Иерусалим и вступил в храм, его привели в палату священников.
Царь в ужасе отпрянул и
остановился у входа. На полу, подобно горячей воде в котле кипела кровь и
бурлила, вздымаясь пышной розовой пеной.
Пар опьянил
Навуходоносора, и он, как прикованный, не двигался с места.
— Это жертвенная кровь
волов, баранов и овец, — смущенно вставили священники.
38
Царь велел зачерпнуть из
большого жертвенника ковш крови и сравнил.
Кровь не походила на ту,
что кипела на полу. Навуходоносор воспылал гневом и закричал:
— Скажите ли вы мне, что
это за кровь, или я сдеру с вас мясо железными гребнями и трупы брошу на
съедение хищным птицам!..
Испугались священники.
— Помилуй, государь! Мы
откроем тебе всю истину. Жил среди нас священник Захария,
и праведной жизни он был человек. Голосом, подобным прибою морскому, он звал
людей на служение Богу и громом громил наши недуги, предсказывая пожары, мор и
рабство. Все, что сбылось теперь. Но встала на него злоба людей, и его убили.
Его закололи здесь в храме Божием, пред алтарем, в то самое время, когда
проповедь лилась из уст его. И вот, с тех пор кровь товарища нашего кипит и
вопиет к небу о мщении и обвиняет убийц пред праведным престолом Бога.
— О, если так, — воскликнул
царь, — то я умиротворю и искуплю, и успокою ее.
И он велел зарезать всех
священников над кипящею кровью пророка.
Кровь продолжала кипеть и
не успокоивалась.
Разгневавшись, царь велел
зарезать на том же месте еще множество учеников школ и маленьких детей.
Но кровь продолжала
кипеть и не успокоивалась.
Тогда он собрал тысячи
прекрасных юношей и девиц, зарезал их всех на одном камне и смешал их кровь с
кровью пророка.
Кровь продолжала кипеть и
не успокоивалась.
— Захария!
Захария! — воскликнул тиран. — Неужели тебе еще мало?
Хочешь ли ты, чтобы я уничтожил всю Иудею?
Кровь продолжала кипеть и
не успокоивалась.
— Горе мне, горе мне! — схватился
за голову царь. — Если за кровь одного человека должно столько людей
пострадать, то что ж ожидает меня, пролившего кровь десятков и сотен тысяч
людей?
И неудержимо одна за
другой хлынули слезы из глаз.
Он плакал и бил себя в
грудь.
И как только первые капли
слезы, скатившись со щеки, упала на землю и смешалась с кровью пророка, — кровь
перестала кипеть и успокоилась.
„Эдем",
колония близ Ораниенбурга
под Берлином.
Основание.
В мае 1893 г. сошлись в Берлине 18 приверженцев
земельной реформы, бывших одновременно и вегетарианцами, и основали колонию для
плодоводства „Эдем" в виде зарегистрованного
товарищества на паях. В первом уставе было определено, что принимать участие и
быть членами могут только вегетарианцы. Главные принципы земельной реформы с самого
начала нашли свое осуществление в постановлении общего для всех товарищей владения
землею и строениями. Таким образом созданная работою „общественности" прибавочная
стоимость земли с основания колонии была навсегда сохранена за этой
„общественностью", так как во всех трудных положениях и кризисах развития,
которые конечно пришлось перенесть молодому предприятию,
был неизменно соблюден принцип земельной реформы, как то показывает история колонии
и теперь — по крайней мере по человеческому разумению — более уже не может пасть.
Образованное таким путем поселенческое товарищество имело целью — создать
„садовый город" и доставить своим членам возможность предаться здоровому
занятию и жить вдали от вредных влияний большого города в центре собственного
„родного участка".
Торговое плодоводство и
огородничество и удовлетворение всех потребностей посельщиков
по возможности в черте колонии должны были дать участникам базу существования.
Основатели первоначально располагали небольшими средствами: только 18 паями (в 500
марок каждый) и рассчитывали на большой интерес, который проявлялся в кругах единомышленников
к поселенческому делу.
Местоположение.
К западу от Ораниенбурга
были куплены 150 моргов 1) полевой и луговой земли довольно плохого
качества за приблизительно 36.000 марок с незначительной уплатой наличными и
обеспеченным на целый ряд лет остатком купчей суммы. Осенью 1893 г. начались
первые культурные работы в имении и в 1894 г. были выстроены общественный дом для
управления и жилых помещений, как и первые хозяйственные постройки.
Распределение.
Земля была измерена и разделена на 85
„родных участков" в 1⅛, морга (2800 квадр. метров) — после были нарезаны
еще 20 „родных участков" размером в 1200 квадр. метров приблизительно, — а
остальная
—————
1) Примечание. 1 морг равен приблизительно ¼
десятины, марка — 50 коп.
61
часть, около 50 моргов, была
предназначена сейчас же для общественного пользования и на дороги, места для
игр и работ. В самой задней, отдаленнейшей части было очень скоро устроено
воздушное и солнечное купанье, которое посещается очень охотно. Летом 1905 г.
товарищество прикупило 36 моргов смежной земли, заплатив однако за морг уже
1200 марок. Это новое приобретение состоит из хорошей пахотной земли и ценно
для Эдема, так как им владение колонии всем фронтом примыкает к шоссейной дороге.
Производство.
„Родной участок" должен служить посельщику первым делом для удовлетворения своих потребностей,
а затем давать известный доход от продажи не употребленных для самого себя
продуктов плодоводства и огородничества. 1) Тот, кто желает заняться
исключительно плодоводством — с целью полного заработка — должен обрабатывать 2
или 3 таких участка или использовать свое свободное время в общинном предприятии
за обычную плату в качестве садового работника или на стороне в качестве рабочего
по строительной или иной подобной части. Обработка одного родного участка
требует только около трети полной рабочей силы 2). На общем участке
земли товариществом разведен питомник, а на отведенных для этого клиньях оно
занимается правильным плодоводством, ягодоводством и
огородничеством для продажи. Так как некоторые арендаторы „родных участков"
или не живут еще в колонии или заняты другими делами, то садопроизводству
товарищества приходится также брать на себя (по поручению) уход за такими участками
и известное число товари-
—————
1) Примечание. Новые посельщики,
несведущие в плодоводстве, обучаются заведывающими
делопроизводством и опытными товарищами.
2) Примечание. Во избежание недоразумений должно быть однако
тут же специально оговорено, что при этом имеется в виду привычная и здоровая
рабочая сила. Начинающий заниматься садоводством в течение нескольких лет
выучки будет, может быть, находить, особенно вначале, достаточно работы на
своем участке, а слабые и больные лица едва ли будут в состоянии достигнуть
такой работоспособности; с большей задачей они никак не справятся. Тогда вместо
рабочей силы нужна, конечно, другая основа существования. Такую основу в виде
дающего ренту капитала или дающего прибыль занятия, — в подобном случае посельщик должен иметь в запасе. Товарищество не может быть
привлечено к удовлетворению клонящихся к обеспечению претензий.
62
щей находит верный заработок в этом производстве.
Таковым заведывает дельный специалист, имеющий помощниками
знающих дело сотрудников. „Родные участки" в течение лет все засажены,
считая на каждый около 150 плодовых деревьев и ягодных кустов (в междурядной
посадке), и частью дают уже хороший сбор. Урожаи частью перерабатываются в собственной
консервной, с приспособлением пара и других современных нововведений, на
отличающиеся прочностью продукты. Эти произведенные без брожения и каких бы то
ни было искусственных примесей варенье, мармелад, желэ
и компот из разных фруктов, вследствие своего превосходного качества находят все
более в более сочувствия и распространения в публике.
При последнем подсчете в Эдеме
насчитывалось круглым числом 25000 плодовых деревьев и несколько сот тысяч ягодных
кустов и растений. Для проведения интенсивной культуры была устроена с затратой
около 25000 марок оросительная сеть для всей земли, соединенная с водопроводом Ораниенбурга. Водным путем ежегодно подвозились 6ольшие
массы Берлинского уличного сметья на удобрение и
обогащение песчаной почвы перегноем, приготовлялся усердно компост и клались в почву
также известь и минеральные соли. Имеющиеся на продажу деревья уже дают прибыль.
Спаржа и другие овощи и богатые урожаи ягод уже вознаградили труды колонистов и
доброкачественность продуктов всюду признается. Выставленные на губернских и
государственных выставках плодоводства плоды принесли товариществу уже не мало
знаков отличия и одобрения. Министерство земледелия живо интересуется колонией
и летом 1901 г. министр земледелия доказал на деле свой интерес, выдав пособие
на наем заведывающего садопроизводством
и беспроцентную ссуду на несколько лет. В собственноручном письме он с похвалою
отозвался о произведенной работе и данном примере: „подходящей обработкой и
культурой извлекать большие урожаи из почвы, самой по себе бедной".
Организация
кредита.
С 1894 года до сих пор было тоже уже
построено известное число домов и теперь (к концу 1906 г.) стоят на земле
товарищества: Общинный дом, в котором находятся помещения заведующих,
собственная школа колонии и зала для собраний (служащая одновременно к
читальней), затем два пансионных и ресторанных здания для многочисленных летних
и зимних гостей, мастер-
63
ские и хозяйственные постройки и 45 семейных домов больших или меньших
размеров. На все это потребовалось, конечно, гораздо более денег, чем могло
собрать своими паями товарищество, возросшее за это время до 120 человек. Удалось
получить еще несколько ссуд под залог земли, между ними 95000 марок от города Ораниенбурга, который научился ценить значение расцветающей
колонии, 20000 марок от доброжелателя на устройство водопровода, и в конце концов
сошлись несколько человек из числа членов и соединились в Ораниенбургское
строительное и кредитное общество, собрав сперва 30000, а потом еще 70000 марок
основного капитала и создав таким образом кредитное учреждение, которое, как общеполезное
работающее без цели наживы, предназначается добывать поселению необходимые для
постройки деньги. Это общество, вербующее участников пока только в близких,
интересующихся делом кругах (не смотря на такое самоограничение) до настоящего
времени успело уже снабдить товарищество капиталом в ¼ миллиона марок,
выпустив свои, гарантированные обеспечивающим залогом и поручительством облигации,
которые приносят интересы из 4 процентов годовых и ежегодно погашаются тиражом по
определенным частям. С помощью этой организации колония должна быть понемногу
совершенно застроена.
Членство и
устав.
В 1901 году товарищество изменило
свой устав так, что противники одного алкоголя, могут сделаться членами, а в арендаторы
могут поступить люди, которые не придерживаются ни одной из указанных реформ личной
жизни, но согласны на ограничение права пользования, запрещающее им производство
и продажу алкоголя и мяса во всех видах, а также держание убойного скота в колонии.
На этом основании поселилось несколько арендаторов. Летом 1906 года устав был опять
изменен и теперь предположение членства гласит просто:
Кроме
того считается предположением для приобретения членства, что каждый
присоединяющейся старается в постоянном самовоспитании вести облагороженный
образ жизни и стремиться следовать принципам естественного порядка жизни.
На этот раз опять было постановлено,
что „родные участки" предоставляются только членам.
64
Право
наследственного строительства 1).
(Прежде применялась вместо него своеобразная
форма наследственного арендного отношения). Следовательно, каждому участнику
приходится платить товариществу ежегодный налог за пользование землею. Этот налог
поверяется с пяти на пять лет и может быть изменен, если этого требуют изменившиеся
хозяйственные условия колонии. Для такого изменения необходимо соответствующее
решение большинства, состоящего по меньшей мере из ¾ совета и
наблюдательной комиссии, выбранных самими товарищам в общем собрании. Таким образом
предполагаемое повышение налога всецело находится в руках самих участвующих,
которые не постановят увеличения бремена, если таковое не требуется выгодой
товарищества.
В настоящее время арендная плата
обходится в 1 до 3½ пфенинг. за квадр. метр,
смотря по более или менее удобному положению участка.
Что стоит
и что дает „родной участок".
Так как товарищ приобретает за
ежегодный арендный взнос только право пользования голой землей, то он должен иметь
достаточно средств, чтобы или занять эту землю интенсивным разведением плодов и
приплачивать малость в течение первых бездоходных годов или купить имеющуюся
готовой плодовую посадку (т. е. находящееся на земле в виде деревьев ценности).
Во всяком случае потребуются для „родного участка" площадью в 2800 квадр.
метров 1500—2000 марок основного капитала, так как не располагающее большим капиталом
товарищество не может давать неограниченного кредита. Уход за таким участком поглощает
на аренду, воду, удобрение, поденное жалованье и интересы на основной капитал около
350 марок ежегодно и дает ежегодно при полном урожае 2) и участии
—————
1) Примечание. § 1012. Земельный участок может быть
обременен таким образом, что тому, в пользу которого происходит обременение,
представляется отчуждаемое и передаваемое по наследству право иметь постройку
над или под поверхностью участка (право наследственного строительства),
§ 1013. Право наследственного
строительства может быть распространено на пользование частью участка, не
требующейся для постройки, если это пользование, принося выгоду, способствует
пользованию постройкой.
2) Примечание. Полный урожай получается приблизительно
через 12 — 15 лет после окончания засадки; в предшествующих годах следует
соображаться с соответственно меньшими урожайными итогами.
65
в прибыльной товарищеской организации
продажи и переработки продуктов 600 — 800 марок валовой выручки за фрукты по неопроверженным расчетам товарищества и имеющимся опытам.
Таким образом остается прибыль в 250 — 450 марок в год, к которой можно
причислить еще стоимость поденных работ в 120 марок, включенную в сумму годовых
издержек в 350 марок, если колонист или его семья сама исполняет все работы по
уходу. Так как мы в начале слышали, что обработка „родного участка"
требует приблизительно только ⅓ рабочей силы, то посельщик
может заработать ежегодно еще 500 — 600 марок, занимаясь каким-нибудь ремеслом или
в делопроизводстве товарищества, и составить себе таким образом доход общей
суммой в 900 — 1200 марок 1), который при деревенском припасном хозяйстве обеспечивает значительно лучший образ жизни,
чем кажущейся большим доход современного городского промышленного рабочего.
Этот принужден расходовать на наем квартиры и т. п. значительно большие части
своего заработка и относительно здоровья поставлен в гораздо худшие условия, чем
его товарищ на собственном клочке, испытывающий чувство глубокого удовлетворения,
что он своим существованием твердо держится на почве всякого производства, на
матери земле, на которой коренится.
Школа и
общественность.
Само собой разумеется, что в товариществе
с самого начала нашли себе место стремления к социально-этическому
преобразованию общественной жизни. В сравнении с незначительными средствами,
имеющимися в распоряжении колонистов при больших хозяйственных требованиях на
отстройку, они принесли значительные жертвы, чтобы напр., иметь собственную
школу для своих детей. Обучение производится предпочтительно на вольном воздухе
по наглядной методе.
Посельщики и в других отношениях стараются
придать более богатое содержание своей жизни совокупным самообразованием и
ценными беседами. Этой цели служат совещательные товарищеские собрания,
соответствующие временам года празднества и игры, чтения, рефераты с теневыми
картинками, библиотека, состоящая приблизительно из 800 томов, и т. д.
* * *
Показанный в Эдеме путь по нашему мнению
правильный, чтобы с успехом отдаться
—————
1) Примечание. Около 60% всех плательщиков податей в
Пруссии имеют годовой доход ниже или до 900 марок.
66
внутренней колонизации и достигнуть
улучшения аграрных условий. С несравненно большими средствами и силами, которые
находятся в распоряжении городских и сельских обществ для проведения такой
колонизации, могли бы быть достигнуты скорее большие успехи, чем маленьким товариществом
среди противодействующего строя хозяйственной жизни при отнимающем время,
деньги и силу искании необходимо нужных средств для устройства поселения.
Через несколько лет этот, созданный в
тиши неустанным ревностным трудом, пример новообразовательной
силы учений, касающихся реформы земельных отношений и обновления жизни, должен подействовать
наружу и от представителей, последователей и почитателей этих учений тогда
будет зависеть, скоро ли и с каким успехом будут образовываться новые примеры,
новые рассадники этих идей. Пока же каждый сочувствующий этому движению должен радоваться,
видя работу Эдемских пионеров и сам каким-бы то ни было образом — непосредственно,
споспешествуя их работе!
Без сомнения и в России найдутся
сторонники такого начинания, желающие повторить опыт на родине и добиться того
же результата. Пусть они откликнутся, обменяются мыслями и сплотятся для дела!
Ф. Р. I.
Колония
„Опыт".
С Королевской улицы, центра Брюсселя,
электрический трамвай увозит пассажиров мимо дворцов и парков за город; через полчаса
начинается густой лес. Там, сойдя с поезда и повернув влево по тропинке, слегка
поднимающейся в гору, путешественник достигает небольшой фермы, окруженной
лугами, садами и купами деревьев. Это ферма деревушки Стокель.
3 апреля 1905 г. явился туда некий Эмиль Шапелье, в сопровождены
жены и двухлетнего ребенка; багаж их составляла постель, стол, старый диван,
два стула и походная кухня. Семья приехала туда, чтобы основать колонию «мирных
анархистов», отрицающих всякие насильственные действия в борьбе с современным
строем европейского общества, предпочитая служить личным примером «новой жизни».
Каждый член колонии пользуется безграничной свободой, делая, что ему угодно или
ничем не занимаясь. В колонии нет никакого главы, нет и личного капитала. Все,
что зарабатывается, общими ли силами, отдельным ли трудом, вносится в общую
кассу.
Колония называется «Опыт. Кроме семьи
Шапелье, в состав ее вошли двое молодых
67
людей и четверо детей, считающихся
как бы общими: о них все заботятся, все их воспитывают по своему разумению.
Колонисты Стокеля
вегетарианцы. Они ведут мирную жизнь, занимаясь земледелием, садоводством и
разведением домашней птицы. Избыток продуктов продается в Брюсселе, но так как эти
доходы далеко не покрывают расхода по найму фермы, покупке одежды, книг и изданию
газеты «Освободитель», то для увеличения средств колонисты продают брошюры, излагающие
ученье мирного анархизма. Один из членов колонии умеет разрисовывать фарфор,
что также составляет предмет торговли колонии.
Колонистам Стокеля
приходится упорно бороться с материальными невзгодами. Даже их домашняя птица,
до 200 кур, им не принадлежит: один из окрестных фермеров, уехавший на
несколько месяцев, оставил им эту птицу, так сказать, на прокат, предоставив в
обмен за корм птицы — яйца и приплод.
Самое большое помещение фермы —
кухня, которая служит в дурную погоду общей гостиной. В свободное время
колонисты беседуют или же кто-либо из них читает лекцию на международном языке
эсперанто.
Колония в Средней Азии.
Верстах в 60 от Ташкента, по старому почтовому
тракту на Чимкент, среди безлюдной степи, близ речки Келес,
одиноко стоит выстроенный летом 1907 года небольшой дом. Вокруг — никаких
хозяйственных построек, ни кустика, ни деревца... В этом доме, затерявшемся в
глуши туркестанских степей нашла себе приют семья почитателей Л. Н. Толстого
(15 человек), или, как они сами себя называют, «чистых христиан». Основана она
В. А. Р—н, бывшим артиллерийским офицером. Он вел раньше разгульную жизнь, но
затем круто изменился и стал искать путей к новой, лучшей жизни. Попались ему
под руку нравственно-философские сочинения Л. Н. Толстого и увлекли его.
Женитьба на молодой женщине, умной, сердечной, укрепила в нем стремление к нравственному
возрождению. К Р—н примкнуло больше десятка людей, жаждавших успокоиться на
мысли, что они ведут «праведную» жизнь. Образовалась община, арендовавшая 500 десятин
казенной земли. Закуплены земледельческие орудия, скот, телеги, лошади.
Принимаются в общину все желающие присоединиться с единственным условием — разделять
труды.
Колония Каспи.
У станции Каспи, Закавк.
ж. д. приобретен участок земли в 11 десятин и здесь же заарендован участок земли
в 20 десятин на 12 лет и на такой же срок
69
усадебное место у самой станции жел. дор. в 1800 кв. сажен. На заарендованном участке есть
мельница. Под пашней 17 десятин, под леском 13 десятин. Имеется в виду или приобретение
от Банка или аренда земель здесь же площадью в 500 и более десятин, лежащих у
станции железной дороги. Покупная стоимость земель не превышает ста рублей за
десятину, а арендная плата не свыше 10 рублей за каждый год аренды. Земли лежат
в долине реки Куры и обливаются водами притока Куры — речки Мяхура.
Климат континентальный — сухой. Местность подвержена ветрам, почему сильной
невыносимой жары не наблюдается и при этом местность совершенно свободна от лихорадок
и тифа. Зимы без снежного покрова, работы возможны круглый год. Построечным материалом
служит песчаник и гранит. Есть известь и глина. По реке Кура сгоняют вниз сосновый
лес, а у самой дачи Каспи, в горах, растет лиственный лес. Почва местами
тяжелый суглинок, а чаще супесок при водопроницаемой подпочве. Произрастают
здесь виноградные
Вид колонии
на горе Верита.
лозы, орехи, персики, абрикосы,
сливы, груша, яблонь, ягодные кустарники, хлеба и луговые травы и особенно
хорошо идет люцерна.
Тесное общение одних при интернатном поселении и выделение себя при подворном расселении
других, объединенных в интересах производства, потребления и сбыта в одну
планомерно-хозяйственную единицу, вот что составляет задачу колонии Каспи.
Цель учредителей колонии объединить
людей для любовного общения и коллективного труда.
Земледельческая колония служащих
Китайско-восточных дорог.
Группа лиц, служащих на жел. дор. в Харбине, организует общество земледельцев для
устройства колонии в Приморской области.
70
В виду того, что члены общества,
каждый в отдельности, не имеют средств для самостоятельного ведения хозяйства,
то решено, что вся данная обществу земля должна находиться в обязательном
общественном пользовании в течение первых 5-ти лет с начала обработки, а по
истечении этого срока каждый член общества может выделиться из общины на
хуторское подворное владение, при чем тогда вся земля должна быть размежевана
на участки, по числу мужских душ и передана отдельным лицам по жеребьевке 1).
Пай каждого по 200 р. для покупки
земледельческих орудий, построек, для первых переселенцев. Кроме того каждый
будет вносить по 10 руб. в месяц в течение одного года на образование запасного
капитала, предназначаемая на переселение в колонию оставшихся в Харбине членов,
для увеличения рабочего инвентаря на их долю и возведение построек.
Земля дается обществу правительством
по 15 дес. на каждую мужскую душу.
На Монтэ Верита.
Безумие жизни современного, так называемого,
«культурного» человечества, ее все увеличивающееся разногласие с требованиями
—————
1) На таких началах организуется колония на Кавказе
близ Батума, где 9 человеками куплена земля и в
настоящее время засаживается садом. Адрес для писем в эту колонию: Батум почтовый ящик № 103 — Ф. А. Ушакову.
71
разума и совести, ее все увеличивающаяся
бедственность заставляют уже многих и многих людей искать выхода из всей этой
лжи в безумия в иную лучшую, более разумную, более добрую жизнь.
Одной из таких попыток переустройства
жизни является колония вегетарианцев на горе Верита (Правда,
Истина) в южной Швей-
Поселенцы
колонии на горе Верита.
царии, на берегу прекрасного озера Маджоре.
Основана она 8 лет тому назад состоятельным
голландцем Оденковен-Гофман. Он был слабого здоровья
и должен был постоянно лечиться. Леченье, как это бывает в огромном большинстве
случаев, было совершенно бесплодно. Г. Оденковен
пришел, наконец, к заключению, что причиной его болезни является ненормальная
городская жизнь и что, следовательно, чтобы излечиться, нужно вернуться к жизни
деревенской, заодно с природой, к физическому труду. Поселившись на горе Верита, он вскоре пришел к убеждению, что он по мере сил
должен помочь тем, которые подобно ему мучились и мучаются в неестественных, мучительных
условиях городской жизни.
Так понемногу возникла эта интересная
колония, в которую стекаются теперь усталые, измученные люди со всех концов
Европы, чтобы хоть на время вырваться из ядовитой во всех отношениях —
моральном, умственном и физическом — атмосферы города.
Колонисты живут в небольших, очень
просто-обставленных домиках, живописно
72
раскинутых среди зелени по склону
горы. Все время они проводят на воздухе, купаясь, гуляя, работая в саду или
даже просто лежа нагишом на солнце (солнечные ванны). Можно очень и очень
пожалеть, что производительному, полезному для всех труду отводится мало места,
но с другой стороны нельзя не согласиться с г. Оденковен,
что трудно, почти невозможно избалованных, испорченных людей превратить в полезных
тружеников. В последнее время, однако, г. Оденковен делает
попытки серьезно поставить в колонии ремесла, которые и теперь уже существуют здесь
в зародыше, и обслуживать всю колонию трудом самих колонистов, избегая труда
наемного.
Пища колонистов состоит почти
исключительно из фруктов и овощей. Не только мясо, но и молоко, сыр, масло и
всякие приправы, как соль и перец, совершенно изгнаны; даже хлеб употребляется
лишь в самых редких случаях. Фрукты и овощи употребляются, большею частью, в
естественном, т. е. сыром виде. Очень интересно, что такое же питание приняли и
русские мужики, духоборы — «свободники», и что в обоих
случаях оно дало и дает прекрасные результаты 1). К сожалению, на
стол тратится в колонии слишком много (дешевле 1 р. 50 к. в день в колонии
устроиться нельзя). Опыт «свободников» — не говоря уже
о других,
—————
1) О духоборах—„свободниках"
смотри подробнее в моей книге „Голоса народов" (ц. 40 к.).
73
как опыты разных отшельников, напр.,
индийских или русских крестьян, и т. п. показал, что свои потребности в области
питания можно не только без всякого ущерба, но с величайшей выгодой сильно
сократить 1).
Костюм колонистов сильно упрощен.
Большую часть года они ходят босиком и с непокрытыми головами. Одежда их широка,
удобна, красива, большею частью, белого цвета и такая, что ее можно мыть. Такой
костюм можно иметь в колонии за 5 руб.
Руководство всей колонией лежит на г.
Оденковен и всякий вступающий в нее должен в известной
степени подчиняться заранее установленному образу жизни. Среди членов колонии
есть и платные, и такие, которые платят за все своим трудом и уча-
74
ствуют в прибылях. Но «прибылей» пока еще
не было и, надо надеяться, не будет... Этот опыт упрощения и оздоровления жизни
дает прекрасные результаты и известность колонии растет с каждым годом.
Несмотря на указанные недостатки — сравнительно малое место, отведенное
полезной физической работе, некоторая изысканность в пище, — недостатки,
которые сознаются и самим основателем колонии, нельзя не пожелать таким начинаниям
полного успеха. Слишком строгим судьей людей быть, вообще не следует, а в данном
случае, в особенности, и невольно в заключение хочется повторить слова г. Оденковен из его письма ко мне: «все понять — значит все простить».
Ив. Наживин.
Война.
Следствие войны.
Распространяться на тему о 6едствиях,
какие влечет за собой война, кажется лишним: никто, ведь, не сомневается в том,
что бедствия те велики и ужасны. Но следует остановиться и призадуматься над тем
явлением, что неоспоримое сознание бедственности и ужаса до того сроднилось с нашим
представлением о войне, что утратило всякую силу для вызова в наших чувствах и
поступках какого-либо противодействия. Видно недостаточны силы бедствий,
недостаточно обширности зла, чтобы воодушевить человечество и вызвать его на
противодействие, если бы полное убеждение в антиэтических
началах известного дела было бы достаточным стимулом для вызова отвращения к нему;
если бы это отвращение высказывалось бы беспрестанно и рельефно, то содействия
ему было бы меньше и поход словом и делом против войны был бы резче и привел бы
к ее упразднению.
Много есть зол, сопутствующих военной
системе, о которых следует сказать несколько слов и которые не всем близко
знакомы. В числе этих зол на первом плане стоят нравственные последствия войны,
которых удостаивают обыкновенно весьма малым вниманием, а нет сомнений в тои,
что все как социальные, так и политические соображения неизбежно должны
клониться к нравственным целям, потому что общественное благосостояние всегда
уменьшается пропорционально упадку нравственности, и все просвещенные политики
знают, что лучшей поддержкой государства всегда была и будет народная
нравственность.
Часто повторяющиеся бедствия притупляют
чувствительность и потому при соображениях о войне вообще, все невозвратимые утраты,
все горести и бедствия отдельных семейств и лиц, которые бывают естественным последствием
каждого сражения, незаметно от рассуждающего отходят на второй план. Тысячи лиц
в тиши уединения льют слезы, кто по муже, кто по отце, убитых на поле сражения,
— а мир тех слез не видит; тысячи семейств, лишившись главы семьи, опускаются в
безнадежную бедность, лишаются всяких средств жизни и обрекаются на голод и холод,
— а мир не заботится о них. Какое дело этим несчастным до того, кто остался
победителем на поле сражения: утрата друга, защитника, кормильца не может быть
оплачена пустым звуком о славе, присоединение какой-нибудь области может удлинить
и без того длинный титул государя страны, но блеск короны лучами своими не
может осветить семейного беспросветного горя.
Из ненапечатанной книги Д. Даймонда ,,Война, ее причины, следствия".)
87-88
Убито и
умерло от ран и болезней за последнее пятидесятилетие в больших войнах.
В Крымскую компанию . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 750.000 чел.
Итальянскую войну 1859 г. . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45.000 „
Американскую междоусобную 1860 — 1865
гг. . . . . . . . 800.000 „
Австро-Прусскую 1866 г. . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45.000 „
Мексиканскую, Кохинхинскую
и Морокскую . . . . . . . . . . 65.000 „
Франко-Германскую 1870 г. . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .215.000 „
Русско-Турецкую 1877 г. . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225.000 „
Зулу и Афганскую войны 1879 года . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 40.000 „
Русско-Японскую. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486.779 „
——————
2.671.779 чел.
Расходы на
армию и флот в разных государствах.
СТРАНЫ. |
Расход в мил. рублей на: |
Из каждых 100 руб. всего бюджета расходуется на арм. И флот |
||
Армию. |
Флот. |
Всего. |
||
Великобритания Россия Германия Соед.
Штаты Франция Италия |
274,6 374,9 344,0 236,0 269,6 107,4 |
316,4 104,9 122,0 221,0 121,9 47,9 |
591,0 479,0 466,0 457,0 381,5 155,3 |
44,2 23,7 42,2 31,0 28,2 23,2 |
Война.
«Война,
война»! несется клич,
Повсюду шумная тревога,
Она идет, как страшный бич.
Как злое наказанье Бога.
———
Она идет,
за ней во след
В сиянье беспощадной славы
Несется адский шум побед
И поражений вздох кровавый.
———
Под
страшным именем солдат
Они идут на гул сраженья, —
И убивает брата брат
Без всякой искры сожаленья.
———
Она
идет — и вот кругом
Встают жестокие картины:
Истреблены дома огнем,
В крови и горы и долины.
———
Внимая
голосу войны,
Идут бессмысленные люди,
И под удар обращены
Их жизнью дышащие груди.
———
Но не
услышат нежных слов
Они, угасшие так рано
Под пулей меткою врагов,
Под дикий грохот барабана!
———
Уста
несчастных матерей
Сквозь сон твердят слова молитвы
За их любимых сыновей,
Погибших жертвой грозной битвы.
———
Война,
проклятая война,
Не ты ли нам еще от века
Как наказанье суждена
За преступленья человека?
Л.
Медведев.
89
Главные пункты, выставляемые
защитниками войны и их опровержение.
I. Война божественна.
1) Война столько же божественна,
сколько божественно всякое злоупотребление силы, сколько божественны все другие
формы борьбы за жизнь и от всякой другой борьбы за существование отличается
только безумной кровожадностью своей и стихийной разрушительностью.
II. Если мы уничтожим войну, то в человечестве
умрет доблесть, самоотвержение, геройство, презрение к смерти.
2) Презрение к смерти звук пустой.
Все живое любит жизнь, не может не любить ее. Искренние и храбрые воины откровенно
сознаются в страхе смерти, но это не мешает им делать свое дело и мужественно и
спокойно умирать, когда это нужно. На всех поприщах жизни, на всех аренах деятельности
человечество велико в своей доблести, в своей способности к самоотвержению, к геройству.
Надо ли это доказывать? Врач, рабочий, инженер, сестра милосердия, ученый в лаборатории,
пожарный на пылающей крыше, путешественник, мать, гражданин... все умеют умирать
— надо ли это доказывать?
III. Если мы уничтожим войну, то
человечество впадет в летаргию и выродится.
3) Старая сказка. Этими сказками
тысячелетия держат в руках человечество и пугают его. Надо думать, что как перед
уничтожением рабства, крепостничества, так и перед уничтожением каннибальства,
человечество пугали такими же сказками. Но оно отказалось от каннибальства, отказалось
от рабства, откажется и от войны — и не выродится оно, а, напротив, возродится
к новой жизни, к новым, прекрасным формам общественности.
IV. Война облагораживает расу.
4) Это несомненно... так как все
лучшее, молодое, сильное, отважное, доблестное было зарезано, задушено, растоптано
на войне и продолжение расы предоставлено чахоточным, калекам, глухонемым и всем
прочим, по непригодности своей не взятым на войну. О да, война облагораживает расу...
V. Раз существуют национальности,
государства, то должны быть армии и войны.
5) Близится эпоха замирения человечества,
близится эпоха — назовем ее — вооруженного права, т. е. так же, как в обществе
отдельная личность, если она даже и слаба, спокойно пользуется своим правом,
которое гарантирует ей сила общества, — так же как наступит скоро пора,
когда отдельные общества спокойно будут пользоваться своими правами, которые им
будет гарантировать сила всего человечества. Неуклонно, неотвратимо, как законы
жизни — идет эпоха замирения человечества. Новая, небывалая эра настанет...
вздрогнет человечество от счастья, к новой жизни восстанет. Ты победишь, Исаия
— „И перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы... Не поднимет народ на
народ меча, и не будет более учиться воевать"...
90
VI. Народ воспитывается и нравственно
совершенствуется на войне — и приходит в состоянье нравственного упадка, если не
проникнут воинственным духом.
6) Всякий, знающий страшную
деморализацию, которую вносит война в народную жизнь, и огрубение нравов, соединенное
с поразительным понижением духовной жизни страны может ответить на этот довод только
усмешкой.
VII. И,
наконец, мир — это утопия, это химера, так как война есть нормальное
состояние всего живущего, ибо человечество воевало, воюет и... следовательно,
будешь воевать.
7) Вечный мир — утопия, химера... Но
объединение Германии, Италии, но проложение транс-атлантического
кабеля и веротерпимость, железная дорога и уничтожение пыток... и пр. и пр. — все
клеймилось словом „утопия". Вы говорите — это утопи? Значит, она
претворится в жизнь. Так шла история.
Из книги
„Война и ее будущее".
Л. Мович.
Будущий
мирный прогресс.
Наиболее просвещенные народы, получив
право располагать своей кровью и своими богатствами, постепенно будут поучаться
считать войну самым роковым бичом, самым величайшим из преступлений. Народы
поймут, что они не могут сделаться завоевателями, не утрачивая своей свободы,
что вечные союзы суть единственное средство сохранения их независимости, что
они должны искать безопасности, а не могущества. Мало-по-малу исчезнут и коммерческие
предрассудки, ложные торговые интересы утратят свою ужасную власть обливать
землю кровью и разорять нации под видом их мнимого обогащения. Так как народы
сблизятся, наконец, в принципах политики и нравственности, так как каждый из них
ради собственной выгоды привлечет чужестранцев к более ровному разделу тех благ,
которые он получает или от природы или от труда, то все причины, которые производят
и увековечивают национальную ненависть, мало-по-малу исчезнут; они не будут доставлять
более поводов для воинственных стремлений.
Учреждения, более удачно комбинированные
чем проекты вечного мира, занимавшие досуги и утешавшие души некоторых философов,
ускорят развитие братства между нациями; войны между народами, так же, как и
убийства, будут считаться жестокостью, унижающей и возмущающей природу,
позорящей страну и тот век, летописи которого запятнаны такою жестокостью.
Кондорсе.
91
Мирные
думы.
А.
Плещеев.
103
Социализм
и единый налог 1).
Генри
Джорджа.
Всюду в цивилизованном мире останавливает
на себе внимание мыслящих людей безумная растрата производительных сил и
безработица или невольная праздность трудящихся.
Социалисты предлагают покончить с этим
зрелищем путем уничтожения конкуренции, путем отрицания за каждым человеком права
свободно располагать собой. Они желают, чтобы правительство взяло в свои руки
все дело производства и обмана, чтобы такие-то люди там-то приставлялись им к одному
делу, а такие-то к другому.
Мы, люди, называвшие себя, за неимением
лучшего термина, сторонниками единого налога, предлагаем избавиться от этого
зрелища более легким и надежным путем. Мы, собственно, сторонники равноправия, поборники
—————
1) Статья эта есть извлечение из письма Генри Джорджа к
одному из его австралийских друзей, недавно опубликованного в газетах. Оно было
переведено на русский язык дочерью Л. Н. Толстого М. Л. Оболенской, незадолго
перед ее смертью, и для друзей Генри Джорджа является дорогим напоминанием о ее
глубоком сочувствии его идеям. Ред.
104
неотъемлемых прав человека,
приверженцы естественного порядка, и мы предлагаем, вместо уничтожения конкуренции,
устранения препятствий к ней, — вместо новых стеснений свободы, предоставление
каждому свободы делать все, что кто пожелает, лишь бы ею не нарушилась равная свобода
прочих людей.
Подумайте, отчего происходит
хроническая безработица, переполнение рабочего рынка, ведущее к падению
заработной платы, отчего так много людей наперерыв предлагают свои услуги во всяких
делах и занятиях, отчего на всякого, дающего работу, люди смотрят повсюду как на
своего благодетеля. Разве происходит это не оттого, что в самых простых,
первичных, основных занятиях, имеющих дело с природой, люди лишены из-за
искусственных препятствий доступа к естественным силам и богатствам земли,
почти безграничным, способным удовлетворять в какой угодно мере всякий запрос на
них со стороны нуждающихся людей?
И единый налог, — налог, взимаемый с земли
по ее ценности, независимо от внесенных в нее улучшений, — сделал бы то, что
владение землей стало бы бесполезно для всякого неработающего на ней, сделал бы
невыгодным и невозможным обычный теперь захват земли людьми, которые сами на
ней не работают и другим не позволяют работать. Он открыл бы доступ к земле для
огромной массы желающих на ней кормиться. В то же самое время, отбирая в пользу
общества огромные деньги, поступающие теперь в карманы неработающих собственников
земли, налог этот сделал бы излишними все те налоги, которые так увеличивают повсюду
дороговизну жизни и так стесняют производство. Облегчив положение людей,
работающих на земле, он облегчил бы положение и всех вообще трудящихся. В их среде
уменьшилась бы конкуренция со стороны людей, где ни попадя ищущих работы, и
всюду возрос бы спрос на их труд со стороны работающих на земле. Люди
избавились бы от необходимости соваться туда, где никто в них не нуждается, по
той простой причине, что места, где в них нуждаются, были бы открыты для них, и
всюду они имели бы хороший заработок. И при такой-то свободной конкуренции
стало бы выясняться свободной волей людей, скольким из них и кому из них надо
посвящать себя каждой из многочисленных отраслей промышленности, чтобы обеспечить
обществу самое деятельное производство и самое расчетливое распределение.
Растрата производительных сил и средств не была бы вполне устранена, ибо к ней
ведут, в сущности, все новые изобретения, открытия и приспособления. Но
остановить такую растрату значило
105
бы остановить прогресс, невозможный
без опыта.
Только бы соблюдено было условие
равной свободы, только бы открыт был для всех людей одинаковый доступ к земле,
к естественным благам и к благодеяниям развивающейся цивилизации, и свобода
отдельных личностей поступать так, как они желают, не нарушая только равной
свободы других, — вела бы к величайшему благу для всех.
И здесь коренное и непримиримое
различие во взглядах между социалистами и сторонниками единого налога.
106
Социалисты предлагают бороться со
злом, происходящим от стеснений, путем еще больших стеснений, путем усиления власти.
Мы же, сторонники единого налога,
предлагаем бороться со злом путем уничтожения стеснений, путем свободы, путем добровольной
кооперации и умаления власти, путем ослабления бюрократизма, уменьшения насилия
и водворения законности путем приближения к, так сказать, анархии высшего типа.
И потому нельзя одновременно
следовать социализму и единому налогу, как нельзя одновременно идти на восток и
на запад.
Б и о г р
а ф и и.
Ламенэ.
Большие умы и горячие сердца тех
людей, которые оставляют после себя глубокий след, представляют в своей жизни с
особенною яркостью те самые ступени развития, которые проходятся, в большей или
меньшей степени, всеми обыкновенными людьми.
Ступени эти такие: 1) детская,
внушенная вера, полное подчинение авторитету, спокойное и уверенное общение со
всеми окружающими; 2) углубление в сущность этой внушенной и принятой по доверию
веры, невысказанные сомнения в ее истинности и особенный задор в ее утверждении
и распространении. Одобрение и восхваление со стороны окружающих; 3) попытка
очистить принятое за веру вероучение от всего ложного, излишнего, суеверного,
улучшить его и на нем основать жизнь; разрыв с прежде сочувствовавшими, их
недоброжелательство, и, наконец, 4) совершенное освобождение от принятого по
доверию учения, признание только того, что согласно с разумом и совестью, сознание
своего одиночества среди людей и единства с Богом, высокая и сильная любовь малого
числа близких, и страх и ненависть большинства в конец.
Все люди, хотят они или не хотят этого,
более или менее сознательно проходят эти ступени. Сначала 1) полное доверие, потом,
2) иногда чуть заметные, но все-таки сомнения, потом 3) иногда самые слабые, но
все-таки
Ламенэ.
попытки кое-как утвердить свое понимание
жизни и, наконец, 4) становление лицом к лицу с Богом, полное познание истины,
одиночества и конец. Все люди проходят эти состояния, но у Ламенэ
они проявились особенно сильно и плодотворно.
Фелиситэ Ламенэ родился
в Бретани в 1782 г. В 1816 г. он был посвящен в священники. Хотя Ламенэ был всегда религиозен с детства, он пошел в священники
не по одному своему желанию. Из писем Ламенэ видно,
что он стал священником только потому, что на этом настаивали его близкие.
Родные его, видя его религиозность, хотели употребить ее на пользу церкви. И
действительно, Ламенэ, сделавшись священником, все
силы свои посвятил на служение своей католической церкви, в истинности которой
он не сомневался. Ламенэ видел упадок веры в обществе
и народе и старался поднять ее, доказав ее истинность преимущественно тем, что
католичество самая распространенная религия, признаваемая большинством
человечества. По его тогдашнему мнению, истинность не постигается отдельным
человеком, истина постигается только совокупностью людей. Наибольшее количество
признает католичество, и потому истинность католичества несомненна. А так как
католичество представляет из себя высшую истину, то этой истине должно
подчиняться и государство. Государство не может быть без религии, религия без
церкви и церковь без папы.
107
Таково было тогда убеждение Ламенэ. В этом духе написано им одно из первых его сочинений:
«Опыт о равнодушии в делах веры». Это был первый фазис душевного состояния Ламенэ, — веры без сомнений. Так как Ламенэ
возлагал надежды на государственную власть, как на защитницу католической религии,
то эти мысли сблизили его с крайними защитниками монархической власти, и он
стал писать в газете «Консерватор». В газете этой он занимал исключительное
положение, и в то время, как сотрудники его писали в защиту и пользу монархии, Ламенэ всегда и прежде всего имел в виду религию;
монархическая власть интересовала его только в той мере, в которой она могла
содействовать торжеству католичества. Но скоро Ламенэ
увидал, что интересы власти и религии не только одинаковы, но большей частью
противоположны, так что даже иногда власти выгодно притеснять религию. Увидав
это Ламенэ изменил свой взгляд и, перейдя в другую
газету, стал уже от власти требовать не помощи для религии и союза с ней, а
полной свободы и невмешательства в дела религии. Ламенэ
не мог остановиться и на этом и вскоре пошел еще дальше и стал требовать
отделения церкви от государства и, осуждая правительственную власть, невольно
стал на сторону революционеров, оправдывая революцию 1830 года. Это был второй
фазис душевного состояния Ламенэ.
Во время революции 30-го года Ламенэ стал в сотрудничестве с Монталамбером,
Лакордером издавать журнал «Будущность», в котором
проповедовал: 1) отделение церкви от государства; 2) гарантию личности, 3)
уничтожение палаты пэров и крайностей централизации; 4) уничтожение
обязательного ценза и установление всеобщего голосования. В этой газете он
высказывал мысль о том, что как государственная власть не должна вмешиваться в
церковные дела, так и церковная власть не должна участвовать в государственных
делах, и потому папа должен отказаться от светской власти, а духовенство — от
государственного жалованья. Такие мысли не могли найти сочувствия в Риме.
Предвидя это, Ламенэ поехал туда, надеясь убедить
папскую власть в необходимости таких уступок ради удержания народов во власти
церкви. Но в Риме Ламенэ не был принят папой, и на
его предложение ему не дали никакого ответа. Уже сильно разочарованный в
надежде обновить католичество, Ламенэ вернулся в Париж
и еще некоторое время продолжал издавать свой журнал, в котором высказывал
мысль о необходимости изменения форм католичества для того, чтобы оно могло
108
продолжать властвовать над народами.
Это был третий фазис.
В 1832 году вышла папская энциклика,
осуждавшая все мысли, выражаемые Ламенэ, и, как ни
тяжело было Ламенэ отказаться от всего того, чему он
верил и служил, он признал неизлечимость, неисправимость католичества. С этого
времени он прервал все сношения с Римом и написал свое знаменитое сочинение «Слова
верующего». В форме библейских псалмов и евангельских притч, Ламенэ в этом сочинении нападает на существующий
экономический и политический строй, стоящий в противоречии с требованиями религии.
Книга эта тотчас же была осуждена папой. И тогда Ламенэ
уже совсем отделился от церкви и посвятил последние годы своей жизни служению
народу; это был 4-й и последний фазис.
Последние годы своей жизни Ламенэ провел вдали от политической деятельности, почти в
уединении и бедности, посвятив себя исключительно литературным занятиям. Он
между прочим кончил набросок «философии» и написал одно из лучших комментарий к
своим четырем евангелиям.
Основная мысль Ламенэ,
которую он выражал во всех книгах, статьях и речах (когда он был депутатом в
парламенте) в том, что народ должен быть сам решателем своих судеб и
устроителем своей жизни. Как и в защите католической церкви, он руководствуется
тем же принципом, что носителем истины и нравственного совершенства может быть
не отдельный человек, а совокупность людей — толпа, нация и в своем пределе
человеческий род. Предоставляя полную власть народу, Ламенэ
однако не переставая доказывал, что никакие внешние реформы и перемены в
области государственного устройства не могут улучшить положение народа, если
народ не будет постоянно стремиться к нравственному совершенствованию. Желайте
лишь справедливости — говорил он народу. — Справедливость всегда восторжествует.
Уважайте право даже тех, кто попирает ваше право. Пусть безопасность и
собственность всех без исключения будет для вас священна. Долг для всех и
всегда обязателен. Если вы раз нарушите долг, где вы остановитесь? Беспорядку не
помогают беспорядком. В чем обвиняют вас ваши враги? В том, что вы хотите
заменить вашим господством их господство, хотите злоупотреблять властью, как
злоупотребляют они, — в том, что вы питаете мысли о мести, тиранические намерения.
Отсюда неопределенный страх в умах, которым ваши враги ловко пользуются, чтобы
продолжать ваше рабство. Ничто невозможно в социальной области
109
без духовной работы в общественных
глубинах», — говорил он.
К социалистическим, коммунистическим
системам Ламенэ относится всегда отрицательно. По его
мнению, учения эти не принимают во внимание законы человеческой природы,
заменяя естественный ход жизни насилием власти. Он не одобрял эти учения
преимущественно за то, что все они имели в виду лишь материальные цели и не
признавали необходимости религии. Во всяком общественном устройстве он считал
необходимые не материальные, а духовные цели, достигаемые победой разума и
долга над страстями.
В начале 50-х годов Ламенэ заболел и, почувствовав, что болезнь его была
смертельной, позвал своего друга Барбэ и назначил его
распорядителем при его жизни в доме во время болезни и после смерти по завещанию.
Кроме того, он оставил письменное заявление, что желает быть погребенным среди
бедных и как бедный; на могиле просил не ставить никакого памятника; тело
должно быть принесено прямо на кладбище и не вносить в церковь. Несмотря на все
попытки духовенства вернуть его к церкви, Ламенэ, как
и раньше, на все такого рода попытки отвечал кротким, но решительным отказом
принять священника. Он умер спокойно и твердо с той же живой верой в Бога, с
которой жил все время своей сознательной жизни. Последние слова его были: «Я
чувствую, что конец пришел, надо покориться воле Божией, мне будет хорошо,
когда я буду с Ним». И в самые последние минуты он повторил несколько раз: «Это
счастливая минута». Он умер 27 февраля 1854 года.
Дело Ламенэ
очень большое и далеко неоцененное. Он, как и все большие умы и горячие сердца,
проложил тот путь, по которому неизбежно пойдет и идет уже человечество, путь
освобождения от внешней, отрешенной от жизни, ложно христианской веры и
установление того основного христианского учения, которое изменяет как жизнь
отдельного человека, так и всего человечества.
Л.
Толстой.
Давид Торо.
Торо несомненно принадлежит к одним
из самых замечательных и выдающихся писателей Нового Света, как по
оригинальности, свежести, глубине, необыкновенной силе и заразительности своей
мысли, так и по своей полной, прекрасной, чистой и честной жизни. Кроме того он
один из тех ред-
110
ких людей — «представителей
человечества» — у которого дело не расходится с мыслью.
Вот как характеризует Торо известный
американский писатель и его друг Эмерсон: «Торо не
был знаком ни с одним ремеслом, умер холостяком, жил в полном одиночестве, никогда
не ходил в церковь, ни разу не участвовал в выборах, всегда отказывался платить
свои подати, не ел мяса, не пил вино, не курил табак, и хотя и был естествоиспытателем
— никогда не брал ружья для охоты».
Торо родился в маленьком городке Конкорде,
недалеко от Бостона, в штате Масачузетс, в 1817 году.
Отец его имел маленькую мастерскую для карандашей. Доходы,
Давид Торо.
которые она давала, чуть-чуть
покрывали расходы семьи.
После окончания первоначального
образования, 16 летний Торо поступил в Харвардскую
коллегию. Там он пробыл 4 года. По его мнению занятия в университете не дали
ему ничего особенно важного, нужного. — Там я, говорит Торо, выучился только
выражать ясно свои мысли, чему помогли не профессора, a некоторые книги и мои собственные рассуждения.
После университета, Торо занимает
некоторое время место учителя, потом бросает его, находя себя неспособным на
это. Тогда он отдается изучению естественных наук и философии, часто
предпринимая большие экскурсии.
Еще с детства Торо обожал природу.
111
Когда ему было 6 лет, он с большим удовольствием
ходил пасти коров своего отца среди тихих холмов и маленьких озерцев в окрестностях Бостона; и еще тогда красота природы
очаровывала его мечтательную душу.
Люди современного цивилизованного
мира отдалены от природы и душою и телом. Не таков, однако, был Генри Торо:
среди природы он чувствовал себя как дома. По словам Эмерсона,
он обладал необыкновенным развитием органов чувств: видел простым глазом, как в
лупу, слышал невооруженным ухом, как в трубу, а его память фотографически верно
сохраняла все то, что он видел и слышал.
В 1845 году Торо поселился близ маленького
озерца Вальден, недалеко от Конкорда. Там он построил
себе небольшой деревянный — стоивший ему всего 46 рублей — домик, взял с собой
некоторые инструменты, обрабатывал небольшой, акра в 3, кусок земли, без помощи
скота, жил с ограниченными потребностями и в полном одиночестве, созерцая
иногда по цельным дням природу, странствуя по лесам, работая над своими
сочинениями на стволах упавших деревьев.
Особую радость доставляло ему общение
с животными. Раз, работая в своем огородике, Торо почувствовал, что маленькая
птичка села на его плечо, это поразило и сильно обрадовало его. И, чтобы не
испугать ее, он замер, не шевелясь целых два часа!
Вот что пишет Торо о результатах своей
жизни: «В течение более пяти лет я жил исключительно трудом своих рук и нашел,
что, работая так только шесть недель в год, я могу покрыть все свои издержки...
Всю зиму и большую часть лета я был совершенно свободен и целиком отдавался
умственному труду».
Но в это время спокойная, тихая жизнь
«ученого отшельника» была нарушена приходом сборщика податей. Торо отказался
уплатить требуемые подати, говоря, что он, живя вне государства и его
покровительства, не считает себя обязанным перед ним. За это он был посажен в тюрьму.
Скоро, однако его мать, против его воли, освободила его. После этого события
жизнь его принимает другой характер. Он живет то в городе, работая на фабрике,
то среди природы. Часто предпринимает большие экскурсии. В одной из них он сильно
простудился и умер. Это было 6-го мая, 1862 года.
Последние его слова были: «я радуюсь,
что после моей смерти люди узнают как много я их любил!»
112
Из книг Торо переведены на русский
язык пока только три: «Опыт упрощения жизни», «О гражданском неповиновении» и
«Философия естественной жизни».
Х. Досев.
К а б и р .
Кабир — индийский религиозный реформатор, живший во второй половине
XV и начале XVI века. Он учил вере в единого Бога,
всемогущего и всеблагого, образом которого на земле служит человек. Человек вечен,
но, поскольку он не сознает свою связь с Богом и свое происхождение от него, он
подвержен постоянным перерождениям в новых жизнях. Раз он познал себя в Боге,
его перерождения кончаются и он вступает в вечное общение с божеством. Рай и ад
такие же существования, как и жизнь здесь на земле, и так же временны, как она.
Богу надо поклоняться лишь в духе, а не в храмах и через идолов, «ибо, — говорит
Кабир, — если Господь обитает в храмах, чье же жилище
мир? Кто видел Его восседающим среди идолов, или кто находил Его в святилищах,
куда направляют стопы свои богомольцы?» И Кабир сказал:
«Зачем вы бреете головы, кладете земные поклоны, совершаете омовения в реках? Вы
проливаете кровь и зовете себя чистыми и хвалитесь добродетелями, а, дел ваших не
видит никто. Зачем вы очищаете уста свои, перебираете четки, совершаете омовения,
молитесь в храмах и пока вы молитесь или ходите на богомолье в Мекку и Медину,
сердце ваше полно обмана? Индиец постится каждый одиннадцатый день, а
мусульманин весь Рамазан; кто же создал остальные месяцы и дни, что вы чтите
только эти?» И так же горячо, как он восставал против обрядности, убивающей
истинную веру, Кабир восставал и против основы всей индийской
общественной жизни — касты: «каждый муж и каждая жена, которые когда-либо родились
— одной природы с вами», говорил он. Нравственность, которую он проповедовал,
была проста: не убивай, ибо жизнь есть дар Божий и создания Божии не могут отнимать
ее; не лги, ибо все зло в мире и даже неведение Бога происходит от лжи; живи вдали
от мира, ибо только в тишине и уединении ты можешь беспрепятственно отдаться мысли о Боге. Слушайся во всем своего учителя, но выбирай себе не слепого и испытуй его раньше, и узнай учете его и дела его: «ибо если
учитель слеп, то что станется с учеником? Когда слепой ведет слепого, оба они
падут в пучину».
113
Учителю надлежит быть добрым и терпеливым
с учеником: он может наказать его только увещанием, если же он не раскается и
не исправится, то учитель может отказать ему в привете; если же ученик и тогда
не исправится, то единственным и последним наказанием может быть только
удаление из общины.
Таким учением, соединенным с самою
широкою терпимостью, которая всегда составляла отличительную черту индийских религий,
Кабир стремился объединить и индийцев, и мусульман.
Одна из многочисленных легенд о Кабире повествует о
том, как и после смерти он сумел чудом примирить и тех и других, заспоривших об
останках учителя.
Когда умер Кабир,
говорит предание, над телом его заспорили мусульмане и индийцы: мусульмане хотели
погре6ения останков учителя, индийцы требовали сожжения, и каждый стоял за свой
обычай, и спор шел и примирения не было. Как вдруг кто-то сдернул покров с тела
Кабира и — о чудо — тело учителя исчезло, а там, где
оно было, теперь лежали цветы. Индийцы взяли половину цветов, сожгли их и над пеплом
насыпали могильный холм, а мусульмане взяли другую половину цветов, погребли их
и построили над ними гробницу.
Шри-Рамакришна-Парамагамза.
В одной из глухих деревень Бенгалии в
бедной браминской семье родился 20 февраля 1835 г. ребенок. Родители его были
из самых правоверных. Жизнь истинно правоверного брамина — это одно сплошное самоотречение.
Заниматься, по закону, он может далеко не всяким делом, а особенно не может он отдаться
какому-нибудь светскому делу. В то же время он не должен принимать ни от кого
приношений. Можно себе представить, как сурова бывает иногда жизнь в таких условиях.
Но при всей их бедности, жена брамина никогда не позволит пройти бедному
путнику деревней без того, чтобы не накормить его. Это считается в Индии самой
высокой обязанностью всякой матери семейства и так как она мать, она ест всегда
последней в доме, только тогда, когда накормит всех". Поэтому-то на мать и
смотрят в Индии как на Бога. И мать ребенка, о котором мы говорим, и была
именно такою матерью.
Отец его умер, когда он был еще совсем
ребенком. Он поступил в школу — мальчик-брамин должен учиться, так
114
как каста его позволяет ему лишь ученые
профессии. Ученики не платят за учение ничего: знание считается священным, и
человек не может торговать им.
У мальчика был старший брат, ученый
наставник; к нему-то и отдан был он на воспитание. Спустя некоторое время юноша
пришел к убеждению, что цель светского обучения — только известные материальные
выгоды, и поэтому он решил бросить все это и посвятить себя прио6ретению
духовных знаний. Он поселился в окрестностях Калькутты и сделался жрецом при
храме, что для брамина считается очень позорным.
В храме было, как всегда, изображение
Божества. Юноша должен был совершать богослужение перед этим изображением
каждое утро и каждый вечер и вот понемногу им овладела, переполнила все его
существо одна мысль: «есть ли что-нибудь за этим изображением? Верно ли, что
есть в мире Бог? Правда ли, что Он есть, что Он руководит вселенной, или же все
это — только
выдумка? Есть ли в религии вообще что-нибудь реальное!» Эта идея овладела
юношей, и вся его жизнь сосредоточилась теперь на ней.
Целые дни он только и думал и
повторял со слезами: правда ли, что Ты существуешь, Боже, или же Ты — лишь
красивая выдумка? В конце концов ему стало невозможным оставаться долее жрецом.
И он оставил свою должность и, удалившись в соседний лес, стал жить там. О
своей жизни в лесу он говорил, что тогда он не замечал ни восхода, ни захода
солнца: не знал, как и чем он живет. Он совсем забыл о себе, забывал о пище. За
ним в это время с любовью присматривал один из родственников, который клал ему
пищу в рот и он механически проглатывал ее. И так проходили дни, недели, месяцы
в постоянном стремлении души овладеть истиной. В это время в те места приехала
женщина, прекрасная собою и обладавшая огромными знаниями. Женщины в Индии
также отрекаются от мира, отказываются от своей собственности, от замужества и
посвящают себя служению Богу. Прибыв туда, она услыхала о необыкновенном юноше
в лесу, отправилась к нему, и это была первая помощь ему со стороны. Узнав о
его страданиях, она сказала: «Сын мой, благословен человек, которого посещает такое
безумие! Весь мир безумен: одни помешались на богатстве, другие на удовольствиях,
третьи на славе и на тысяче других вещей. Блажен человек безумный о Боге! Мало
таких людей на земле»… Женщина эта оставалась вблизи юноши в течение нескольких
лет, поучая его всем суще-
115
ствующим в Индии формам религии, посвящая в различные
способы, которыми yogi (посвященные) достигают высшего знания в как бы направляя,
делая гармоничной и стройной эту могучую реку духа...
Потом явился в том лесу один странствующий
нищий, ученый человек мыслитель.
Он не верил в действительное существование
внешнего мира, он думал, что это призрак, и поэтому он никогда не входил в дома,
а оставался всегда, и в зной, и в бурю, под открытым небом. Он стал говорить
юноше о философии Вед, но скоро к своему удивлению убедился, что ученик знает не
меньше его. Он провел с ним несколько месяцев, потом посвятил его в синниазины и ушел.
Затем он вступил в сношения со всеми
сектами, которые существуют в Индии и всюду он искал, всюду учился, отдаваясь
делу всем сердцем. Он исполнял все, что в данной секте считалось нужным исполнять.
Таким образом он на деле узнал, что цель всех религий одна, что все они учат
одному и тому же, что вся разница лишь в методах и в языке.
В поте лица добытые перлы духа, на приобретение
которых он отдал три четверти своей жизни, теперь можно было отдавать другим.
Теперь началась его миссия. Его проповедь была совсем особенной: он никогда не
играл роли проповедника. Он всегда говорил: «если я что и говорю доброе; это
Бог говорит; я тут ни при чем». Он никогда никого не искал. Его убеждение было:
сперва сладь с собой, сперва достигни мира духовного, а результаты придут сами
собою. Это великая истина. Прежде чем давать, приобретите сами; прежде всего
займитесь собой. Это величайшая обязанность, какую только вы можете исполнить.
Познайте же истину сами, а людям скажите о ней потом; они придут. Народ стекался
тысячами, чтобы посмотреть на этого удивительного человека, чтобы послушать его
речи, каждое слово которого было исполнено силы и света.
Он часто повторял: «религия может быть
передаваема и принимаема более действительно, чем чтобы то ни было другое в
мире. Религия не в воздвигании храмов, не в посещении
церковных служб, не в книгах, не в словах, не в лекциях, не в организациях,
религия в связи между душою человека и Богом, в осуществлении этой связи. Как
бы мы ни рассуждали, как бы иного рассуждений других мы ни слушали,
удовлетворит нас только одно — личный опыт, личное осуществление, и опыт этот доступен
каждому, если мы только захотим попытаться. Первый шаг на этом пути это
116
самоотречение. Мы должны отречься от своей
личности насколько это возможно. Свет и мрак, мирские наслаждения и блаженство
общения с Богом несовместимы.
Все религии мира не противоречат, не
враждебны одна другой, все они только различные проявления одной, вечной религии.
Одна бесконечная религия существовала вечно и будет вечно существовать и эта
религия выражается в различных странах различно. Поэтому мы должны относиться с
уважением ко всем верованиям и пытаться принять все их, насколько только это
для нас возможно. Религия проявляется не только в зависимости от времени и
места, но и в зависимости от личных свойств человека. В одном она проявляется
как энергичная деятельность, в труде, в другом — в глубокой набожности, в третьем
— в мистических исканиях, в четвертом — в его рациональной философии.
Первая часть жизни этого человека
была посвящена работе над собой, приобретению благ духовных, а оставшиеся годы
ушли на раздачу этих благ. Народ шел к нему толпами и он беседовал с людьми по
двадцати часов в сутки и это не день, не два, а в течение долгих месяцев, пока
тело его не надломилось под тяжестью этого страшного напряжения. Его глубокая
любовь к людям не позволяла ему отказать в помощи никому, даже самому
последнему из тех тысяч людей, которые искали его помощи. Постепенно у него
развилась опасная горловая болезнь.
Однажды он сказал своим ученикам, что
в этот же день он освободится от тела. Повторяя священные слова из Вед, он погрузился
в глубокое созерцание и незаметно отошел в вечность.
Человека этот был из глухой деревушки
Бенгалии, без всякого образования, только всем напряжением своей воли познал он
истину и передал ее другим, оставив после себя лишь нисколько юношей, чтобы
поддерживать и распространять ее. А теперь имя его, имя Шри-Рамакришны-Парамагамзы, знает вся Индия, знают миллионы людей.
Вот в немногих словах то, что говорит
Шра-Рамакришна современному миру: «Не заботьтесь о
вероучениях, не заботьтесь о догматах, о вашей секте, о церквах, — все это
ничтожно в сравнении с сущностью жизни человека; сущность это — Дух, и чем более
развит в человеке этот Дух, тем могущественнее человек в делании и достижении
добра, блага. Сперва добейтесь, достигните этого и никого не осуждайте, так как
во всяком вероучении, во всякой секте есть доброе. Покажите всей вашей жизнью
что ре-
117
лигия — это не звук пустой, не имена, не
секта, что религия — это жизнь в духе, осуществление такой жизни.
Только те могут понять это, кто
почувствовал это. И только те, кто поднялся в этот мир духа, могут сообщать
духовную жизнь другим, могут быть великими учителями человечества, только они —
силы света... Прежде всего осуществляйте истину в своей личной жизни.
Из книги в „Долине
скорби"
И. Наживина.
Жечков.
Влияние западно-европейской «цивилизации»
на наше болгарское общество чувствуется все сильнее и сильнее. Грязная, бесплодная
политическая борьба, погоня за роскошью и безделием,
дикая свалка за жирный кусок, портят все больше и больше болгарский народ,
убивая в нем характер былого славянства, — доброту, простоту, трудолюбие,
взаимопомощь, религиозность.
Но против этой все уничтожающей
«цивилизации» — под влиянием идеи Л. Н. Толстого — в Болгарии появилось новое
движение, ратующее за наступление настоящей религиозной цивилизации, труда,
доброты, простоты и свободы. Много хороших людей выступали на это поле битвы, но
одною из самых светлых, благородных энергичных личностей среди них был недавно
(6-го сентября, 1907 г.) умерший от тифа юноша Димитрий Георгиевич Жечков.
Он родился в 1887 году, в городе
Бургасе, в очень богатой и влиятельной семье. Еще гимназистом, 16 лет, он увлекся
сочинениями Л. Н. Толстого. Они были для него как бы откровением, давая ему
понятное, правильное, отвечающее его душе, разрешение всех тех вопросов жизни,
которые давно терзали его ум. Понятно, что у него появи-
118
лось сразу желание передать другим то,
что он сам узнал. И он переводит без устали многие статьи и сочинения Л. Н.
Толстого, в том числе и «Современную науку» Карпэнтера.
После окончания гимназии он мечтал
посвятить себя служению крестьянам — учить их детей. Но слезы и просьбы матери
и отца переменили его решение, — он едет за границу, в Германию, посещает факультет
философии в Берлине, Лейпциге и других городах, где изучает старательно философские
системы. Эти новые знания, потом окружающая его богатая и развратная жизнь навели
его на сомнения. Проходят два, полных душевных страданий и исканий, года. И он снова,
но теперь уже с большей уверенностью и энтузиазмом, возвращается к прежним взглядам.
Его уже отталкивает пустая жизнь богатого студента. Он бросает университет,
живет полгода в Швейцарии, среди своих друзей, устроивших на берегу женевского озера
временную, небольшую общину. Потом он возвращается в Болгарию, принимает энергичное
участие в устройстве земледельческой общины, работает в ее типографии,
участвует в редакции ее органа «Возрождение», там, в общине, он ухитряется
отделять от своего, сплошь занятого работой, времени минуты на то, чтобы вести
свою большую переписку, переводить любимые сочинения и писать статьи для
журнала.
Крупные его переводы на болгарский
язык: «Анархизм» Эльцбахера, и «О жизни», «Круг Чтения»,
«О значении русской революции», «О Шекспире и о драме» Толстого.
Летом 1907 г. Жечков
предпринимает большое путешествие по Болгарии, — с целью распространения сочинений
Л. Н. Толстого. По дороге он заболел тифом и принужден был лечь в Софийской
больнице, где его хрупкое здоровье не выдержало и он умер 6 сентября, того же
года.
Хр. Досев.
Date: май 2014
Изд: «Календарь для каждого» за 1909. Под
ред. А. С. Зонова и И. И. Горбунова-Посадова.
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)