- Религиозные конфессии:
- Общественные организации:
Меннониты
- Васильева М. В. Пацифизм в анабаптизме второй четверти XVI века // «Вестник Поморского университета», Архангельск, № 8, 2008
- Классен П. Как немецкие меннониты оказались в России
- Клиппенштейн Л. Отказ от военной службы по мотивам совести в меннонитских общинах царской России // «Долгий путь российского пацифизма». М., ИВИ РАН, 1997
- Чертков В. Г. "Где брат твой?". Об отношении русского правительства к людям, не могущим становиться убийцами. England. 1898 — на стр. 15-16 см. об издевательствах в дисциплинарном батальоне над молодыми российскими меннонитами за их отказ от службы в армии
- Клиппенстайн Л. Проблема военной повинности менонитов в советской России (1917-1939 гг.) // «Из истории миротворчества и интеллигенции». Сборник памяти Т.А.Павловой, М., ИВИ РАН, 2005
- Саватски У. Пацифисты-протестанты в Советской России между двумя мировыми войнами // «Долгий путь российского пацифизма». М., ИВИ РАН, 1997
- Саватски У. Меннониты в оценке российских и советских представителей власти. Официальные архивные свидетельства // «Из истории миротворчества и интеллигенции», М., ИВИ РАН, 2005
- Грег Дик. На земле мир (в формате PDF) — В течение некоторого времени чувствовалась необходимость в написании новой книги для изучения темы непротивления. Такое исследование должно было затрагивать и современные вопросы, а также подтвердить Библейскую основу этого исторического учения Церкви. Эта книга, написанная по просьбе Церковного совета по проблемам мира, направлена на восполнение этой нужды.
- Джон Уэнгер. Христианское миролюбие (2000-е) — Миролюбие в Новом и Ветхом Завете.
- Это мое наследие. Краткая история Божьей Церкви, 2001 — фрагмент о положении меннонитов в США и Канаде во время Второй мировой войны — и полностью в PDF.
- Тиссен-Нэйшен М. Политика Иисусова и политика Джона Ховарда Йодера: экуменический вклад меннонитов в миротворчество // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000
- Нил Блау. Не воздавайте злом за зло (1989-1999) — Если же единственный способ победить в войне – это совершить преступление, то её лучше проиграть. Скажите, где в истории человечества вы найдете войну, которой христиане сказали бы «нет» во имя теории «справедливой войны»? Кто же является действительно христианином – тот, кто во имя Христа отказывается убивать, или тот, кто во имя своей нации убивает или готовится сделать это без сомнения?
- Миротворчество и христианское разрешение конфликтов. Составители Оксана Бевз и Долтон Раймер, СПб, «Библия для всех», 2007
Этот сборник состоит из перевода статей и глав из книг, созданных различными американскими христианскими авторами. Эти авторы принадлежат к анабаптистам (меннонитам) Северной Америки. Основные темы, которые они затрагивают в своих работах, — миротворчество и церковь, библейское понимание конфликта, разрешение конфликтов в церкви и христианское лидерство.
обратно в библиотеку
Квакеры
Квакеры — конфессия, возникшая во время Английской революции, в 1640-е гг. Основатель — Джордж Фокс. Квакеры известны неприятием насилия в любой форме, а также широкой социальной деятельностью, направленной на утверждение в обществе идеалов гуманизма и пацифизма. Число последователей квакерства в мире на сегодняшний момент составляет порядка 360.000 человек. Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке (преимущественно в США), Африке (в Кении) и Европе (в Великобритании).
См. также разделы Джонатана Даймонда, Питера Брока и Т.А.Павловой.
- Джон Паншон. Квакеры и мир сей. История Общества Друзей для русских читателей. М., 1998
- Нобелевская премия мира 1947 года // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. М.: Прогресс, 1992
- Павлова Т. А. Принцип ненасилия в учении ранних квакеров: документальное оформление доктрины // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000
- Павлова Т. А. Джордж Фокс, ранние квакеры и проблемы пацифизма // Пацифизм в истории. М., ИВИ РАН, 1998
- Ван ден Дунген П. О Джоне Беллерсе и его плане европейского мира (1710) // «Из истории миротворчества и интеллигенции» М., ИВИ РАН, 2005
- Грушко К. П. Стивен Греллет и практика ненасилия в первой половине ХIХ в. // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни»
- Вольтер. Философские письма (1734 г.) — письма 1, 2, 3, 4 — о квакерах
- Война Агнца — из книги: Асланов Л.А. "Культура и власть". Философские заметки. М., Изд-во ИТРК, 2001.
- Леонид Перно. "Общество Друзей" (квакеры) // «Голос Толстого и Единение», М., № 6, 1917-18 гг.
- МакФадден Д. От квакерского служения к квакерскому присутствию: квакеры в Советской России, 1917-1927 // «Долгий путь российского пацифизма». М., ИВИ РАН, 1997
- Эмиль Фукс Христос в трагические времена (1949) — рассказ немецкого квакера о его жизни в Германии во времена нацистов.
- "Гринпис" // «Ясная Поляна», Рига, 1989, № 7 — листовка с изложением основных принципов организации, их близость взглядам квакеров.
- Перри К. «Опыт ненасилия в британском движении за мир в 80-ые годы» // «Этика ненасилия». М., 1991 — автор является пресс-секретарем Службы мира квакеров, Великобритания.
- Обращения российских протестантских Церквей по поводу Российско-Украинского конфликта. 1-8 марта 2014 года
- Гонконгское месячное собрание в 2013 году.
- Лиз Колинг. Пражские квакеры в 2014 году.
- Дэвид Ноубл. Молитвенное собрание в Исландии.
- Райан Шосслер. О квакерском сообществе в Монтеверде (Коста-Рика).
- Бо-Кыом Джин. О корейских квакерах.
- Квакерство в Восточной Германии. Интервью с Ульрихом Тширнером.
- Молитвенная группа в провинции Смоланд (Швеция): ее рождение и развитие.
- Варшавское собрание Друзей в 2014 году.
- Барселонское месячное собрание (Испания) в 2014 году.
- Квакеры в изобразительном искусстве.
- Урсула Уиндзор. Теология и Мир.
- Джордж Амосс. Основание квакерского пацифизма.
- Сергей Бадаев. Трудная дорога к миру.
- Вадим Илинский. Свидетельство о Мире, как я понимаю его.
- Мэри Эллен МакНиш. О любви. Обращение к Британскому годовому собранию.
- Джон Вулман. Информация для Википедии.
- Лукреция Мотт. Информация для Википедии.
- Сергей Татевосов. Сладость квакерства. История бизнеса Кэдбери.
- Биография Руфуса Джонса (1863-1948).
- Байард Растин. Краткая биография.
- Абрахам Йоханнес Масти. Информация для Википедии.
- Уильям Пенн и его «священный эксперимент».
- О психиатрической больнице «Ретрит».
- История Марка Хейлера. Отрывок из книги «Отказавшиеся убивать».
- Санитарная Служба Друзей. Информация для Википедии.
- Американско-советский поход за мир, Сан-Франциско — Москва, 1960-61 годы.
- Квакерская антивоенная акция перед Белым Домом. Вашингтон, 1969.
- Проповедь мира и справедливости. Интервью с Джорджем Лейки.
- Ширли Уэй. В поиске жизни в мире, прямо сейчас….
- Розмари Эппс. Австралийские квакеры провели серию семинаров по ненасилию в Афганистане.
- Этель Ливермор. Заявление британских квакеров по поводу сокращения государственных расходов на социальные нужды.
- Тюремные капелланы в Великобритании.
- Беседа с Карен Портер. Антивоенное движение в американской глубинке.
- Социальный и политический активизм современных квакеров.
- Джозеф Оледжак. Почему я перестал платить налоги.
- Марина Юдкевич. Каждый четвертый хочет любить. Остальные — воевать.
- Война – не решение. Интервью с Дайаной Рэндалл.
- Росс Хеннеси. Жизнь без страха и вины.
обратно в библиотеку
Баптисты
- БАПТИСТЫ —
http://www.baptist.org.ru/html/main.htm - евангельские христиане-баптисты
- РУССКИЙ БАПТИСТЪ —
http://www.rusbaptist.stunda.org - независимый сайт евангельских христиан-баптистов
- Савин А. И. «Эта работа … произведет соответствующее впечатление и на Европу». Из документов руководства ОГПУ СССР о методах борьбы с религиозными организациями в первой половине 1920-х годов. // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. 2005, № 2 — в первую очередь это была борьба с антимилитаризмом протестантов.
- Савин А. И. Альтернативная гражданская служба в советской России в 1920–1930-е годы: нормативно-правовое поле и практическая организация // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009.
- Савин А. И. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) — ВКП(б) и евангельские церкви в 1922 — 1929 гг. // Государство и личность в истории России. Материалы региональной научной конференции. Новосибирск, 2004.
- Военный вопрос в братстве ЕХБ — Подборка документов и цитат, 1920-е гг.
- Воспоминания об отказниках от оружия // Прохоров К. Подвиг веры: уникальные свидетельства о жизни христиан в СССР, 2009.
- Марцинковский В. Ф. Записки верующего. Из истории религиозного движения в Советской России (1917-1923). Прага, 1929 —
автор, один из руководителей Христианского Студенческого движения в России, в главе «Вопрос о военной службе» подробно описывает свой отказ от военной службы в 1919 году и заседание Народного Суда, признавшего за ним это право.
- Грачев Ю. С. В иродовой бездне. М., «Благовестник», 1994 — в автобиографическом романе куйбышевского баптиста есть размышления о службе в армии и описание собственного отказа в конце 1930-х гг.
- История евангельских христиан-баптистов с 1905 по 1944 год. Собрал из разных источников И. П. Плетт — небольшой фрагмент о репрессиях за отказ от службы в армии во время Второй мировой войны на Украине и в Белоруссии.
- Надежда Бессмертная. Какое наше время? — содержит небольшое воспоминание об отце, отказавшемся от службы в армии в 1941.
- Антонов Я. И., Антонова Л. И. Отказ от оружия в разгар войны — из автобиографии одного из лидеров СЦ ЕХБ Я.И.Антонова и воспоминаний его жены об отказе от ношения оружия во время Второй мировой войны и последующих репрессиях.
- Демобилизованные в небо — пять небольших биографий молодых баптистов, замученных в советской армии за отказ от присяги и ношения оружия.
- Водневский Н. Ответы на вопросы о войне // Водневский Н. Хочу знать, Киев, Свет на Востоке, 1991.
- Плешко П. Т. Война.
- Игорь Петровский. Отлучить или прославить? (Отношение к воинской службе в ранней церкви. Между миссионерским милитаризмом и раннехристианским пацифизмом).
- Алексей Иванов. Размышление пацифиста.
- Виктор Рягузов. Любить врагов.
- Kонстантин Прохоров. О христианском пацифизме.
- Гололоб Г. А. Развитие идеи пацифизма в Ветхом Завете.
- Гололоб Г. А. Была ли Ранняя Церковь пацифистской?
- Обращения российских протестантских Церквей по поводу Российско-Украинского конфликта. 1-8 марта 2014 года
обратно в библиотеку
Духоборы
Духоборы (или: духоборцы) появились в России в XVIII веке. Содействие всякой власти, поддерживаемой насилием, особенно служба в армии, считается ими недопустимым. Обрядность у духоборов сведена к минимуму, они не признают священства и отрицают все внешние таинства. В настоящее время 30.000 духоборов проживает в Канаде, 30.000 в СНГ и 500 человек в США.
- ДУХОБОРЫ — http://www.duhobor.ru
- Духоборцы. Историко-генеалогический архив — http://www.doukhobor.ru — на сайте имеется обширная библиотека по истории духоборческого движения.
- Некоторые черты об обществе духоборцев. Записка 1805 года. М., «Посредник», 1906
- Бирюков П. И. Гонение на христиан в России в 1895 г.
- Бирюков П. и Чертков В. Положение духоборов на Кавказе в 1896 году.... Издание Владимира Черткова, № 4, London, 1897.
- Веригин П. В. Декларация братской жизни (1898 г.)
- Зибаров Н. С. О сожжении оружия духоборами. Издание «Свободного Слова» № 28. Purleigh, England, 1899.
- Поздняков В. Рассказ духоборца Васи Позднякова. Издание «Свободного Слова» № 52. Christchurch, England, 1901.
- Обращение канадских духоборов ко всем людям. Изд. «Свободной Мысли», № 11, Onex, Geneve, 1901.
- Духоборцы в дисциплинарном батальоне. Сб. ст. и док. Вып. 1. Christchurch (Hants), 1901.
- Приложение: Виктор Шпанец. Лобное место. Воронежский дисциплинарный батальон. М., 1930.
- Сулержицкий Л. А. В Америку с духоборами. (Часть первая, часть вторая, часть третья, часть четвертая). М., «Посредник», 1905.
- Бодянский А. М. Духоборцы. Вып. I, Харьков, 1907 — интересны рассказы духоборов, а также авторская статья и обширные комментарии по поводу движения "духоборов-свободников" и вообще психологии религии.
- Бирюков П. И. Духоборцы: Сборник статей, воспоминаний, писем и других документов. М., «Посредник», 1908.
- Черткова А. Что поют русские сектанты. Выпуск первый: "Псалмы и стишки" духоборцев. М., 1910 — Записано по духоборческим голосам. Подобраны ноты.
- Бонч-Бруевич В. Д. Духоборы в канадских прериях. Часть I, Пг., «Жизнь и знание», 1918. (DjVu)
- Туган-Барановский М. И. Величайшая в мире коммунистическая организация (община духоборов) // «В поисках нового мира. Социалистические общины нашего времени», М., «Всерос. центр. союз потребит. о-в», 1919.
- Муратов М. В. Духоборы в Иркутской области. Иркутск, 1923 (тир. 100 экз.) — история небольшой обособленной иркутской общины духоборов; глава вторая посвящена отказам от службы в армии.
- Балабанов Г. О. О призыве в Советскую Армию духоборов и молокан // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000
- Иван Веригин Приветствие... всемирной конференции 1982 года // Всемирная конференция. Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы. Москва 10-14 мая 1982 года". Издание Московской Патриархии, Москва, 1983
- Тарасов К. Канадские духоборы как миротворцы // «Долгий путь российского пацифизма». М., ИВИ РАН, 1997
- Бирюкова Людмила. Канадские духоборы // Российский «Кто есть кто». 2000, № 3
- Аносова И. А. Канада — вторая Родина духоборцев: интеграция и культурная локализация. Мир России, 26.10.2006
- Родионов А. А. О духоборах — главы из книги: СССР - Канада. Записки последнего советского посла. М., 2007
- Иникова С. А. Проблемы этноконфессиональных групп Духоборцев и Молокан // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. М., 1998 — положение этих общин в нашей стране в 1980-90-е годы.
обратно в библиотеку
Молокане
Молокане (или: духовные христиане) отпочковались от духоборов в конце 60-х годов XVIII в. Подобно духоборам не признавали никаких посредников между Богом и человеком, кроме Христа, никакого священства, церковной иерархии, храмов с украшениями, иконами и свечами. Но, в отличие от духоборов, не отвергали догмат о триедином Боге, основывали свое вероучение на Библии и никогда не вступали в острый конфликт с государством. Истинным смыслом жизни, спасения и блаженства человека молокане считали раскрытие заложенного в него Богом доброго начала, нравственного совершенства людей.
- МОЛОКАНЕ —
http://www.molokan.narod.ru — есть обширная библиотека, достаточно полно представлены периодические издания молокан от дореволюционных до современных
- Материалы по истории молокан-прыгунов —
http://molokan.info — последователи М.Г.Рудометкина, есть книги по истории движения и авторские статьи
- Костомаров Н. И. Воспоминания о молоканах // Н.И.Костомаров. «Раскол. Исторические монографии и исследования», М., 1994 — Молокане отвергают всякое различие сословий; по их учению, все люди равны между собою, все братья; не должно быть ни благородных, ни неблагородных; равным образом, всякие внешние знаки отличий, титулы, чины, по их мнению, суета и противны евангельскому учению. Война есть дело самое богопротивное: войска не должно быть, и потому кто убежит из войска, того не должно преследовать: он делает хорошо, избежав греха.
Укрывание дезертира есть по молоканскому понятию дело хорошее.
- Гроссман В. С. Добро вам! (1962-63) — отрывок из повести, путевых заметок об Армении, беседа с молоканином. Можно представить себе быт и душевный настрой молокан в 1960-х гг., увиденный благожелательным взглядом известного советского писателя.
- Нитобург Э. Л. Молокане в Америке // «США — ЭПИ», № 10, М., 1997.
- Иникова С. А. Проблемы этноконфессиональных групп Духоборцев и Молокан // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. М., 1998 — положение этих общин в нашей стране в 1980-90-е годы.
обратно в библиотеку
Назарены
Современное название: Апостольская Христианская Церковь (Apostolic Christian Church). Была основана в начале 1830-х годов Самуэлем Генрихом Фрёлихом, молодым швейцарским семинаристом. Распространена в США, Венгрии, Румынии. Протестантская конфессия, по своим взглядам близка к анабаптистам XVI в. Члены церкви жестоко преследовались за отказ от службы в армии.
обратно в библиотеку
Адвентисты Седьмого Дня
- АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ —
http://www.adventist.ru
- Хайнц Д. Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000
- Лабренц Н. Г. Мои приключения на каторге // Благая весть, Пг., 1917, 1918 — и другие материалы из журнала русских АСД.
- Антон Бругер Два письма перед казнью (1943) — немецкого адвентиста-реформиста.
- Хайнц Д. Адвентисты Седьмого Дня и отказ от участия в военных действиях в Российской Империи // «Долгий путь российского пацифизма». М., ИВИ РАН, 1997
- Хайнц Д. «Чистое государство» и антимилитаризм: В. А. Шелков и «Верные и свободные адвентисты седьмого дня» в Советском Союзе // «Из истории миротворчества и интеллигенции». М., ИВИ РАН, 2005
- Церковь христиан адвентистов седьмого дня и реформ — для нас наиболее интересны третий-шестой разделы этой книги: «Право не стрелять!», «Христиане АСД России в отстаивании принципа невоюющих» и др.
- Обращения российских протестантских Церквей по поводу Российско-Украинского конфликта. 1-8 марта 2014 года
обратно в библиотеку
Свидетели Иеговы
обратно в библиотеку
Толстовцы
ОТДЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА, посвященная Л.Н.Толстому и его последователям
- Поповский М. А. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977, London, OPI, 1983.
- Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-е — 1930-е годы. Сост. Рогинский А. Б., М., «Книга», 1989.
- Уильям Эджертон. Толстой и толстовцы // «Новый мир», № 3, 1989.
- Материалы о толстовцах из сборников «Возвращение памяти», Вып. 1 (1991), 2 (1994), 3 (1997), Новосибирск.
- Рашковская М. А., Рашковский Е. Б. "Милые братья и сестры..." // «Религии мира. История и современность. 1989-1990», М., «Восточная литература», 1993.
- Нежный А. И. Голоса из могилы. Фрагмент из книги: «Комиссар дьявола», М., «Протестант», 1993.
- Шенталинский В. Донос на Сократа // «Новый Мир» 1996, № 11.
- Саломони
Антонелла. Эмигранты-толстовцы между христианством и анархизмом (1898-1905 гг.) // «Русская эмиграция до 1917 года – лаборатория либертарной и революционной мысли», СПб., «Европейский Дом», 1997.
- Петухова Т. В. Коммуны и артели толстовцев в советской России (1917—1929 г.), Ульяновск, УлГТУ, 2008.
- Гордеева И. Радикально-пацифистское движение в России в XX веке // «Знание — Сила», 2013.
- Роллан Р. Ответ Азии Толстому (1928 г.) — дополнительная глава к биографии Л.Н.Толстого, посвященная его переписке с мыслителями и общественными деятелями различных стран Азии, особенно с молодым М.Ганди: Мы воспроизводим здесь в выдержках письмо, написанное Толстым за месяц до смерти, в котором русский апостол набрасывает целый план кампаний в духе непротивления; индийскому Махатме суждено было дать впоследствии могучее применение этому плану.
- Уильям Эджертон. Загадка влияния учения Л. Толстого на мировое сообщество // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни., М., ИВИ РАН, 2000.
- Черепица В. Н. Счастье жить для других: Западнобелорусские последователи религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. 1921—1939 гг., Гродно, ГрГУ, 2007.
- Мельникова И. Толстовское учение и общественно-религиозное движение Иттоэн: неизвестное письмо Нисиды Тэнко Л.Н Толстому // Doshisha Society for the Study of Language and Culture, 12(1), 2009 — в Японии.
- Воробьев И. А. Толстовские колонии в Англии во второй половине 1890-х годов // «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта». 2011. Вып. 6.
обратно в библиотеку
Православие и ненасилие
Высшие Иерархи Русской Православной Церкви и других православных Церквей традиционно, со времен Византии, были слишком близки государственной власти, чтобы хоть в какой-то мере исповедовать ненасилие. Но в православии простого народа изредка можно найти проповедников и исповедников христианского учения непротивления.
обратно в библиотеку
International Fellowship of Reconciliation (Международное Содружество Примирения)
IFOR основано в 1914 году, в Кембридже, английским квакером Генри Ходкиным и немецким лютеранином Фридрихом Зигмунд-Шульцем; в 1915 было создано американское Содружество. Постепенно группы FOR были организованы в 48 странах с центром в Голландии. Организация представлена в ООН и ЮНЕСКО. Среди ее членов — 6 нобелевских лауреатов. Изначально это была христианская межконфессиональная организация, но сейчас среди ее членов есть иудеи, буддисты, мусульмане, индуисты, а также люди, не принадлежащие ни к какой определенной конфессии.
IFOR поддерживает отказников от военной службы; участвовует в ненасильственном сопротивлении Второй Мировой войне; протестует против интернирования американских японцев. IFOR содействует межрассовому пониманию, выступает против сегрегации в США и против апартеида в ЮАР, активно участвует в движении М.Л.Кинга. В эпоху маккартизма IFOR способствует проведению митингов по всей стране в защиту прав человека и свободы слова, выступает против холодной войны между США и СССР. Активно участвует в кампаниях против войны во Вьетнаме и движении за ядерное разоружение.
Члены IFOR: Отказываются участвовать в какой бы то ни было войне… деятельность направлена… к содействию доброй воли между расами, народами и классами… Изыскивают возможности активного ненасильственного вмешательства… Стремятся к созданию такого социального устройства, …в котором ни один человек или группа людей не были бы эксплуатируемы и угнетаемы для выгоды или удовольствия других.
обратно в библиотеку
War Resisters' International (Интернационал Противников Войны)
War Resisters' International (WRI) — основан в 1921 году, штаб-квартира в Лондоне, отделения имеются более чем в тридцати странах. В 1923 году в США была основана Лига противников войны. WRI отмечает два торжественных дня: 15 мая — Международный День отказника от службы в армии; 1 декабря — День заключенных за участие в антивоенном движении. Каждый вступивший в WRI подписывал Декларацию, в соответствии с которой обязывался отказываться от военной службы, работы на военных заводах и пр.,
не принимать участия ни в какой войне, будь она международной или гражданской, работать в целях общего разоружения, устранения всех источников войны и создания нового социального и международного порядка на основе пацифистских принципов.
Члены WRI продвигали идею ненасильственной борьбы как метод социальной борьбы; тесно сотрудничали с секциями гандистского движения. WRI помогал спасать людей от преследования при Ф. Франко и при А. Гитлере. WRI осудил вторжение СССР в Чехословакию в 1968 г., помогал наладить печать антивоенного самиздата там, где это было запрещено, от соцстран до ЮАР, устраивал кампании против принудительного призыва, предоставлял убежище беженцам и отказникам от военной службы. Международная Сеть Отказников, связанная с WRI, оказала поддержку людям, сопротивляющимся войне в Персидском Заливе 1991 г. Затем в еще большем масштабе — во время войны на Балканах, где вместе с другими пацифистскими организациями WRI участвовал в эксперименте по международному ненасильственному вмешательству в военный конфликт.
Информационные бюллетени WRI на русском языке.
Все, кроме № XX, скопированы в архиве WRI (Амстердам, Нидерланды).
- № 1, 1923
- № 6, Сентябрь 1924
- «Противник Войны». № XX, 1928 (DOC) — из архива толстовца И.И.Горбунова-Посадова.
- № 27, Декабрь 1930
- № 28, Весна 1931
- № 29, Лето 1931
- Вместо бюллетеня. Май, 1933
- № 35, Весна 1934
- № 36, Сентябрь 1934
обратно в библиотеку
Московская группа «Доверие»
Московская группа «Движение за установление доверия между Востоком и Западом» (1982-1989). Независимое антивоенное движение в СССР. Поддерживало людей, отказывавшихся от службы в армии по религиозным и политическим убеждениям. Было сравнительно массовым: 40 членов и около 2000 сочувствующих. Преследовалось властями. С 1987 года выпускало периодическое издание «День за днем».
обратно в библиотеку
Christian Peacemaker Teams (Христианские Отряды Миротворцев)
Christian Peacemaker Teams (CPT) — международная организация, созданная в 1988 году для поддержки миротворческих групп, работающих в зонах военных конфликтов по всему миру. CPT считают, что они могут снизить уровень насилия с помощью прямых ненасильственных действий, обучения ненасильственным действиям и мониторинга соблюдения законов о правах человека. CPT определяет цель своей работы как: "…взять на себя задачу уменьшить насилие, встав у него на пути". В настоящее время в CPT состоят свыше 30 активистов, занятых полный рабочий день, и более 150 резервистов. Офисы располагаются в Торонто и в Чикаго.
- Христианские Отряды Миротворцев — статья для Википедии, составленная на основе англоязычной Википедии; особенно подробно рассмотрены события с захватом четырех членов CPT в качестве заложников во время военных действий в Ираке.
обратно в библиотеку
обратно в библиотеку
Сайт управляется системой
uCoz