Часть IV

МИР ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

 

Началу первой мировой войны предшествовало широкое движение за социальные преобразования, которое в военные годы было приостановлено. Многие реформаторы, однако, пытались осуществить свои программы, даже в условиях войны. В странах Запада они стремились к ограничению возраставшей власти правительств, выступая за улучшение социального благосостояния, жилищных условий, общественных работ, а также положения женщин и рабочих. В Германии социалисты и другие силы, оппозиционные аннексии территорий, с начала войны не прекращали борьбу против централизации власти и репрессий, отстранив в конечном счете от власти военное правительство. Для большинства социалистов и других сторонников реформ война представлялась предпосылкой наступления эры мира, создающей благотворную почву для установления социальной справедливости. Для них, как например, для одного из лидеров немецкой социал-демократии, Карла Каутского (1854-1938), только мир мог бы создать «эпоху нормального социального развития», к будущему равенству в стране (док. 3.15)9.

Для той немногочисленной группы реформаторов, которые остро критиковали войну, мир не только мог бы способствовать реформам, но и сам являлся социальной реформой: подобно то-

 

184

 

му как война и социальная несправедливость имеют в своей основе деспотическую власть, мир и справедливость требуют социальной ответственности и участия в политической жизни. В этом смысле эти инакомыслящие реформаторы усиленно разливали и углубляли идеи соотношения проблемы мира с республиканскими формами правления, выдвинутые Иммануилом Кантом, а задолго до него и древними греками.

Джейн Аддамс (1860-1935), одна из ведущих и широко известных общественных деятелей в США, утверждала, что пропаганда мира во время войны является своевременной и патриотической деятельностью (док. 3.16)10. Она — чрезвычайно важна, — полагала Дж. Аддамс, потому что война не может разрешить международные конфликты.

Джейн Аддамс считала ее глубоко патриотическим делом в связи с содействием превращению национальных идеалов, таких как власть, основывающаяся на общественном согласии и гарантия прав меньшинств, во всеобщие принципы. Вместе с тем по мере развития движений мира обращалось внимание на роль политической деятельности всех защитников мира, начиная от пацифистов-интернационалистов вплоть до абсолютных сторонников ненасилия, и на значение концепции транснационализма в подходе к идеям мира как достижению социальных перемен, не имеющих национальных границ.

Такого рода смещение акцентов отразилось, в частности в английском женском антивоенном движении, получившем поддержку лейбористской партии и ориентировавшемся в своих взглядах на Женский альянс суфражисток. В то время как многие национальные отделения альянса раскололись во время войны, определенная часть этого движения попыталась подняться над разгоравшейся битвой.

Участницы антивоенного феминистского движения искали пути самовыражения и, в большинстве своем связывали источники войн с господством захвативших власть и живших по законам насилия мужчин. «Именно это, больше чем что-либо другое, мешало голосу женщины, вплоть до недавнего времени, быть услышанным в общественной жизни»11. Английская феминистка Мод Ройден (1876-1956) также пришла к выводу, что классовая несправедливость и несправедливость по отношению к женщинам являются результатом существования общества, где война является высшим судией. Мир станет следствием социальной справедливости (док. 3.17) 12.

Эта идея была обобщена и развита в трудах американского противника войны Рэндольфа Берна (1886-1918)13. Поддерживая точку зрения К. Каутского, что война — это «в первую очередь борьба власть предержащих», Р.Берн особо подчеркивал различие между государственными целями и интересами общества (док. 3.18), утверждая, что война укрепляет государственные структуры и ведется за счет народа. Как и К.Каутский,

 

185

 

Дж.Аддамс, М.Ройден и другие предшественники будущего послевоенного, ориентированного на реформу пацифизма, Р.Берн противопоставлял мир, понимавшийся им как справедливость, войне и социальному угнетению. Как и они, Р. Берн понимал, что международный миропорядок, каким бы важным он ни был, являлся лишь частью борьбы за мир и справедливость. Эта перспективная идея получила оформление в уставе будущей Международной организации труда (док. 4.3), созданной по Версальскому мирному договору: «Мир может быть установлен только на основе социальной справедливости».

 

 

№ 3.15

Из статьи К.Каутского «Интернационализм и война»

(1915 г.)

 

Война — это не классовая борьба, а в первую и основную очередь конфликт между правительствами, даже в демократических государствах и в тех государствах, где большинство народа с энтузиазмом поддерживает войну. Война объявляется правительствами против правительств и ведется правительствами. Естественно, правительства являются не чем иным, как законными представителями или инструментами определенных классов, но даже если государства с одинаковой экономической системой вступают в конфликт, один и тот же класс будет вести войну с обеих сторон, и этим классом никогда не будет пролетариат. Однако пролетариат заинтересован в результатах войны. Кажется, что никакие первоочередные интересы пролетариата не зависят от исхода войны, тем не менее победа одного правительства может косвенно способствовать его развитию и его борьбе, тогда как победа другого — затормозить его прогресс. Таким образом, даже осуждая саму войну, пролетариат должен встать на ту или другую сторону во время войны. Самым сложным для нас, социалистов, является вопрос об определении той стороны, которую надо поддержать...

Небольшие государства, участвующие в войне, да в не меньшей степени и большие, борются за свое существование. Однако положение больших стабильных наций отличается от положения малых. Под угрозой находится не их независимость и их целостность. Демократия и участие народа в политической жизни настолько развиты в этих странах, что потеря территории и ее насильственный захват другой нацией станет лишь источником ослабления и разложения самого победителя. Более того, требование аннексии части территории может спровоцировать сопротивление, которое существенно продлит войну... и принесет победителю больше вреда, чем пользы.

 

186

 

Таким образом, вряд ли можно ожидать нанесения ущерба неприкосновенности и независимости хотя бы одного из больших национальных государств, однако побежденный должен считаться с тем, что ему придется приспособиться к полностью изменившейся материальной базе, подорванной войной.

В некоторых случаях это может стать положительным стимулом к развитию новых, более высоких форм производства, но вред, принесенный войной, и страдания побежденного народа будут столь велики, что даже самый смелый сторонник социалистических преобразований найдет, что построить новое общество на этих руинах практически невозможно...

Интернационал сильнее всего в мирное время, и всего слабее во время войны... Интернационал, однако, не просто эффективен в мирное время, он является самым эффективным средством сохранения мира... В любом случае из всех факторов, действующих во имя поддержания мира, пролетариат — сильнейший. Его сила значительно возросла благодаря Интернационалу, включающему в себя все движения пролетариата отдельно взятых наций и поставившему единую цель в политике, направленную на сохранение мира, что превратило его в господствующую силу. Интернационал провозгласил, что мировая политика, гарантирующая каждой нации экономическое развитие, свободное от насилия, возможна. Что те, кто выдвинул такую международную политику, не намеревались предавать национальные интересы, о чем вполне достаточно свидетельствует позиция социалистических партий в странах, участвующих ныне в воине. Нет никакого основания полагать, что политика Интернационала оказалась только красивой утопией, рассыпавшейся от соприкосновения со страшной реальностью войны. Наоборот, эта политика имеет глубокие корни в условиях жизни пролетариата. Как только появится возможность для миротворческой деятельности, эта политика наполнится новой жизнью и новым смыслом...

Kautsky К. Die Internationalitat und der Krieg. В., 1915. S. 22, 31, 39.

 

№ 3.16

Из речи Д.Аддамс

«Патриотизм и пацифизм в военное время»

(16 июня 1917 г.)

 

Положение пацифиста в военное время очень сложное. Он вынужден отказаться от морально оправданной пропаганды, которую вел до того, как началась война. Когда пацифиста вместе с его соотечественниками охватывает волна огромного энтузиазма и он погружается в глубокое море патриотического чувства, то начинает осознавать, что добродетели, которые он восхвалял,

 

187

 

составляют резкий контраст с добродетелями, которые война, обостряющая чувство «особой» судьбы, выдвинула на передний план.

Однако в одном мы соглашаемся, и именно этого мы должны придерживаться в качестве абстрактной идеи всегда, даже после объявления войны, — это в том, что война, несмотря на проявление самых благородных качеств человеческого духа, не в состоянии решить злободневные международные проблемы, и более того, то, что проявится после войны, — что сама война запутала и усложнила проблемы, которые могли бы быть решены, если бы войны не было.

В суматохе того героического момента, когда нация вступает в войну, человеческий разум обращается назад к первичному патриотическому долгу и невольно эмоции текут вдоль привычного русла слепого восхищения мужеством солдата и презрения по отношению к тому, кто в час опасности выступает против войны. Мы, пацифисты, поэтому не удивляемся... что нас обвиняют... не только в неспособности реально оценить действительность, но и в том, что мы предатели и изменники. Все это еще больше возлагает на нас ответственность доказать, если мы можем, что в своих довоенных выступлениях мы выдвигали разумную и жизнеспособную альтернативу войне и что наша позиция вовсе не объясняется отсутствием патриотизма или предательством...

 

Пацифисты и пассивность. Сходство в произношении слов "passive" и "pacifism" часто вводит в заблуждение. Многие пацифисты... столь далекие от пассивного нежелания что-либо делать, утверждают, что следует использовать этот мировой кризис для создания международного правительства, способного провести необходимые политические и экономические преобразования. Мы прекрасно понимаем, что нельзя утверждать, что народы неспособны создать международную организацию, с помощью которой каждая нация, без угрозы для себя, могла бы выявить определенные тенденции в развитии других наций и способствовать им. Пацифисты верят, что в Европе 1914 года некоторые устойчивые тенденции вели к крупным переменам, которые в конце концов вызвали войну, потому что система мирного устройства не обладала возможностью повлиять на эти перемены без войны, не было и соответствующей международной организации, которая могла бы справиться с этой задачей. Концепция мира, основанная на равновесии силы и нерушимом статус-кво, была столь негативна, что нереализованные национальные интересы и подавленные жизненные силы привели к войне, потому что не было разработано никакого метода законного их выражения.

Мы не призываем поддержать идею викторианской эпохи, собрать добрых людей со всех стран вместе в Гааге или еще где-

 

188

 

нибудь, где они примут резолюцию, что «настоящим войны прекращены» и что «настоящим мир стал федерацией». Мы настаиваем на том, что мир должен быть политически организован государственными деятелями, как он уже был организован банкирами в финансовую систему или учеными в международную научную ассоциацию...

 

Применение военной силы или социальный контроль? В течение долгого времени целью нашего правительства и подобных правительств всего мира была замена применения военной силы полным согласием, воспитание и усиление свободной воли народа посредством демократических институтов и даже гарантии прав меньшинств. Этот многолетний процесс формирования внутреннего гражданского согласия по отношению к внешним действиям правительства был прерван и отброшен назад в военное время. Но мы понимаем, что когда-нибудь он должен быть восстановлен и вновь будет развиваться, возможно, даже на международной основе.

Некоторые из нас когда-то мечтали, что космополитические жители нашей великой страны могли бы по крайней мере объединиться в общем стремлении к социальным преобразованиям. Мы надеялись, что это объединение могло бы произойти без ощущения противостояния какому-то общему врагу, в противовес старому способу сплачивания народа, более пригодного для военных, а не социальных целей. Если сейчас это невозможно, давайте, по крайней мере, поставим дух сотрудничества над чувством горечи и будем помнить о пропасти, лежащей между социальным контролем и военным насилием.

 

Мир и справедливость. Мы, пацифисты, чей ум полон идеями достижения международной справедливости, всегда испытываем удивление, когда те, кто утверждает, что справедливость может быть установлена только путем войны, обвиняют нас в том, что мы выступаем за мир вне зависимости от справедливости... Многие пацифисты... прилагали усилия в деле установления социальной и политической справедливости с не меньшим рвением, чем сторонники силы, и мы понимаем, что стремление к справедливости стало ведущей идеей политической и социальной активности нынешнего поколения. Хотя это стремление к справедливости в отношениях человека с человеком, коллектива с коллективом или нации с нацией не лишено проблем, те, кто мечтает о широкой социальной справедливости во всем мире, пришли к убеждению, что справедливость между людьми и нациями может быть достигнута только путем понимания и товарищества и что умеренное чувство справедливости — единственное, которое сейчас находится в распоряжении современной цивилизации, не может устоять в буре войны. И не только потому, что война неизбежно порождает самые прими-

 

189

 

тивные антагонизмы, а потому, что дух борьбы сжигает все эти устремления, особенно в отношении к врагу...

Можно ли обвинить современных пацифистов с подобными убеждениями в эгоизме, если они отстаивают для Соединенных Штатов не изоляцию, не безразличие к моральным вопросам и судьбам свободы и демократии, а горячее стремление привести все нации земного шара к организованной международной жизни, достойной человека цивилизованного?..

Addams J. Peace and Bread in Time of War. N.Y., 1971. P. 1-22.

 

 

№ 3.17

Из статьи М.Ройден «Война и женское движение»

 

Женское движение во всех своих аспектах, а особенно, естественно, в политическом, является утверждением моральной силы как высшей действующей силы в мире. Если такой высшей властью является физическая сила, тогда правы милитаристы, и можно пренебречь любыми требованиями физически более слабого пола или небольшой слабой нации. Слабый не имеет прав в мире, которым управляет грубая сила. Ему только предоставляются некоторые привилегии, которые могут быть отменены или приостановлены.

Основным принципом женского движения было требование прав и обязанностей, но никогда привилегий... [Женщины] справедливо основывали свои требования на том великом принципе, что управление основано на согласии и что использование физической силы является не «высшей властью», а признанием поражения...

Хотя принципы милитаризма и феминизма диаметрально противоположны, многие люди не знают об этом... Тем не менее, противоречие существует, если между двумя основными принципами нет взаимодействия, человеческий разум не может следовать сразу двум. Один вытеснит и разрушит другой... Когда началась война и обычная политическая деятельность была приостановлена, феминистам показалось, что они должны непременно поднять вопрос о борьбе с настоящим врагом женщин (и цивилизации) — милитаризмом, как и то, что им придется внести свою долю в избавление женщин от физических мучении и материального бремени войны. В организациях, борющихся за всеобщее избирательное право, не было и речи об оппозиции самой войне, так как большинство их членов верило, что война навязана им и является с их стороны борьбой против милитаристских идеалов. Однако существовало глубокое убеждение, что дух милитаризма был опрометчиво отделен от факта войны...

 

190

 

Женщины вряд ли могут сослужить большую службу человечеству, чем увеличивая здоровый скептицизм по отношению к насилию, как методу навязывания идеалов... Война может претендовать на то, что в ней есть сила разрушения и она может расчистить почву. Но она никогда ничего не сможет построить или создать. Это не то средство, которым можно навязать светлые идеалы. С вредной идеей можно бороться, лишь выдвигая правильную идею.

Правы ли те, кто верит, что моральная сила является «высшей властью», против которой насилие безуспешно? Насилие — это выражение отчаяния. Совершенно очевидно, что, так как женское движение олицетворяет одни убеждения, а милитаризм — другие, они всегда будут противостоять друг другу. Победа одних становится поражением других... Но если моральная сила действительно является основой человеческих отношений, тогда женское движение стоит на твердой основе и неизбежно победит. Его победа станет шагом в деле установления постоянного мира не потому, что женщины меньше подвержены военной лихорадке, чем мужчины, или меньше расположены приносить великую жертву войне, а потому, что реализация их требований подразумевает утверждение того, что война отрицает.

Towards a Lasting Settlement / Ed. Ch.R.Buxton. L., 1915. P. 133-146.

 

 

№ 3.18

Из книги Р.Берна «Государство»

(1919 г.)

 

Для большинства американцев, принадлежащих к тем слоям общества, которые считают себя значимыми, война принесла чувство священного отношения к государству, которое, если бы у них было время задуматься, выглядело бы внезапной и удивительной переменой в их привычном образе мыслей. В мирное время мы часто пренебрегаем государством из-за политических убеждений, стремления занять определенный пост или из-за политики партии, к которой принадлежим, относя политические вопросы скорее к компетенции правительства, чем государства. Государство превратилось в некий туманный символ, о котором упоминается лишь в дни национальных праздников. Но стоит начаться войне, государство вновь обретает все свое значение. Правительство без мандата от своего народа, не посоветовавшись с ним, ведет все переговоры... которые постепенно ведут к столкновению с неким другим правительством и легко и неминуемо подводят страну к войне. Ради поддержания чувства национальной гордости все это подкрепляется перечнем оскорбле-

 

191

 

ний, которые якобы нанесли нам другие нации. Для сторонников либерализма и милосердия выдвигаются моральные цели, достижением которых оправдывается наше вступление в войну. Тем, кто тщеславен и агрессивен, мягко намекают о росте их значения в судьбах мира. И в результате даже в тех странах, где объявление войны теоретически находится в руках представителей народа, законодательный орган не может отклонить требование исполнительного органа, занимающегося всеми иностранными делами в абсолютной тайне и безответственности, о вступлении нации в войну... Тем не менее, как только война объявлена, народные массы, словно по мановению волшебной палочки, приходят к выводу, что это было сделано по их собственному желанию. За исключением небольшого числа недовольных, они позволяют организовывать и принуждать себя во всех областях жизни и превращаются в солидную фабрику по разрушению всего того, что может иметь другой народ, а затем, по установленной схеме развития событий приходят к неминуемому осуждению политики правительств... Патриот теряет чувство различия между государством, нацией и правительством.

В мирное время нация или страна формируют основу идеи об обществе. Мы неясно представляем себе рост населения за пределами определенной части географической поверхности Земли. Наше представление о стране подразумевает неполитические аспекты, связанные с народом, его образом жизни, характерными чертами, литературой и искусством, а также его характерными представлениями о жизни... Страна, как некая данность, группа людей, в которой мы родились и которая делает нас своей частью, своего рода гражданами мира, представляется основой нашего сознания, минимумом нашего социального восприятия. Это чувство по отношению к стране не находится в противоречии с понятием о мире, милосердии и жизни вообще. Однако государство является концепцией силы, конкуренции, оно воплощает определенную агрессивную группу... Государство — это страна, действующая как политическая единица, это группа, действующая как вместилище силы, как законодатель и справедливый судья. Международная политика — это «политика силы», потому что она зависит от отношений государств и является тем, чем злополучно и неизбежно являются сами государства — гигантскими концентрациями человеческой и промышленной силы, которые могут быть брошены друг против друга в войне. Когда страна действует как целое по отношению к другой стране или навязывает законы своим собственным жителям, или принуждает и наказывает отдельных представителей или меньшинства, она действует, как государство... С другой стороны, правительство... является остовом законодательной администрации и носителем силы общества. Правительство — это идея государства, воплощенная в практических действиях опре-

 

192

 

деленных, конкретных, могущих ошибаться людей... Правительство — это единственная форма, в которой мы можем лицезреть государство, однако никоим образом не идентичное ему. Тот факт, что государство является мистическим понятием, нельзя никогда забывать. Весь его блеск и значение скрыты правительственными органами, однако они руководят его деятельностью.

В военное время идеал государства приобретает четкие, рельефные очертания и вскрывает отношения и тенденции, которые до этого были спрятаны... Ибо война — это основа здоровья государства. Идеалом государства является неограниченная власть и влияние в рамках его территории... Война направляет поток целей и действий, который проникает до самых низших слоев общества и до самых мелких отраслей хозяйства... и государство становится тем, чем оно тщетно стремилось стать в мирное время, — безжалостным судьей и определяющей силой в людских делах, взглядах и мнениях...

[Современная война] не может существовать без военных институтов, а военные институты не могут существовать без организации государства... ибо она отвечает только требованиям государства, а не других институтов. Она не следует желаниям религиозных, промышленных и политических групп. И если кажется, что требования военной организации и военных институтов исходят не от государственных деятелей, а от народа, это означает, что они исходят от той части общества, которая одержима идеей государства и более обостренно ощущает государственный идеал...

Государство представляет все авторитарные, судебные, принудительные и воюющие силы в рамках общественной группы, это в некотором роде совокупность всего самого отвратительного для современного свободного созидательного духа, для любви к жизни, к свободе и для счастья. Война — это целительная сила государства. Только когда государство находится в состоянии войны, современное общество действует с чувством единодушия простого некритичного патриотизма при сотрудничестве всех служб, а это всегда было идеалом настоящего государства...

...Когда государство начинает функционировать и правящий класс видит свой интерес и выражение своей власти в сохранении государства, этот правящий класс может потребовать подчинения от любого незаинтересованного меньшинства. Таким образом государство становится инструментом с помощью которого устанавливается власть над всем народом в интересах класса. Правители охотно учатся наживать политический капитал на том уважении, которое вызывает к себе государство у большинства, и обращают его в общее сопротивление уменьшению его привилегий. Священность государства начинает отождествляться со священностью правящего класса, что позволяет ему оставаться у власти, заставляя думать, что, подчи-

 

193

 

няясь и служа ему, мы подчиняемся и служим обществу, нации, всему большому коллективу всех нас.

Bourne R. War and the Intellectuals: Essays by Randolph Bourne 1915—1919 / Ed. С. Resek. N.Y, 1964. P. 65--104.

 

 

Часть V

МИР КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК

 

В 1917 г. войне в Европе, казалось, не видно было конца. Цель войны — мир через победу — достигалась ценой колоссальных потерь воюющих стран. Однако в то же время усиливались идеи достижения мира ради предотвращения будущей войны: этот ужас не должен более повториться. С разгромом держав Центральной Европы в 1918 г. на мирных переговорах рассматривались оба варианта мира: завершения мировой войны на выгодных для победителей условиях и предотвращения следующей войны. В некотором отношении обе концепции мира были тесно взаимосвязаны.

Идея мира в новом миропорядке, вобравшая в себя предложения XIX в. и времен войны, основывалась на действующем международном праве и арбитраже. В первые годы войны возникли новые формулы, разработанные миротворческим движением. Среди них выделялись концепция мира Лафонтена (1914 г.) и резолюции, принятые спустя несколько месяцев на женском конгрессе в Гааге, содержавшие помимо призыва закончить кровопролитие принципы сохранения мира (док. 3.19). Различные миротворческие общества и группы практически во всех странах выдвигали мирные инициативы, наиболее значимыми из которых были, в частности, предложения Фабианского общества в Англии и Лиги по укреплению мира в Соединенных Штатах (док. 3.20). Все эти программы предопределили идеи создания международной организации и выдвинули ряд положений, которые впоследствии вошли в Устав будущей Лиги наций.

В выступлении в мае 1916 г. на митинге, организованном Лигой по укреплению мира в Вашингтоне, президент США Вудро Вильсон (1856—1924) поддержал идею создания ассоциации по поддержанию прочного мира и справедливости между народами. Такое понимание проблемы мира, став официальной программной целью Соединенных Штатов, когда они вступили в войну, получило более четкое определение в «Четырнадцати пунктах» В. Вильсона, изложенных в его речи 8 января 1918 г. (док. 3.21). Таким образом, идея достижения мира в целях пресече-

 

194

 

ния войны в будущем и, особенно, как форма послевоенной международной ассоциации государств перешла из области общественных дискуссий в сферу правительственной компетенции.

В разработке проектов создания Лиги наций приняли участие все великие державы, воевавшие против Германии и особенно англо-американский тандем, хотя французский политик и государственный деятель Леон Буржуа привнес не только французское видение международной организации, но и наследие довоенной миротворческой мысли. Лорд Роберт Сесил, известный английский дипломат и общественный деятель, представив английский проект, многое сделал для доработки окончательного варианта Устава в Париже.

Вильсон же был центральной фигурой в разработке Устава, так как для него и ряда других глав государств это было основной целью в войне14. Более того, Вильсон лично принимал участие в работе над проектом и координировал деятельность других. Проект создания международной организации включал в себя предложения Великобритании, по которым международная организация представляла бы собой созывавшиеся для разрешения разногласий конференции, а также план французской стороны, предполагавший создание постоянно действующего органа, который мог бы применять санкции против агрессора. Большое влияние на Вильсона оказали предложения, выдвинутые генералом Я.Х.Сметсом (1870—1950), министром обороны Южной Африки, бывшим членом британского военного кабинета.

Помимо заключения мирного договора или даже системы военной безопасности Я.Сметс предлагал установление нового миропорядка посредством политической и социальной трансформации общества (док. 3.22). Окончательный вариант его проекта получил свое отражение в Уставе Лиги наций (док. 3.23).

Лига наций сформировалась как постоянно действующая организация с секретариатом и штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). Ее руководящим органом была ежегодная Ассамблея, с участием всех государств-членов, Исполнительная власть делегировалась Совету, состоявшему из представителей союзных держав-победительниц1'5, а также четырех других избранных государств.

Лига была призвана разработать план всеобщего разоружения, осуществлять надзор за управлением бывшими колониями побежденных государств. На нее возлагалась разработка процедуры по предотвращению агрессивных войн, в том числе с помощью Постоянной палаты международного правосудия. Лига наций была призвана защищать гуманные условия труда и справедливое обращение с населением колоний. Она должна была контролировать торговлю оружием и охранять свободу торговли, а также обеспечивать международный контроль над здравоохранением.

 

195

 

Лига наций возвела в закон выдвигавшиеся в XIX в. идеалы и способствовала этим развитию международного сотрудничества. Однако, хотя Лига должна была изменить межгосударственную систему, смыслом ее деятельности было обеспечение безопасности. Правда, принцип абсолютного суверенитета был сохранен путем введения в Устав принципа единогласия при принятии решений.

Тем не менее идеалы международного сотрудничества не могли быть реализованы из-за господствующей в международных отношениях политики с позиции силы. Поэтому Устав Лиги наций санкционировал только ограничение силовых методов политики в создании нового миропорядка. Применение силы допускалось с целью принуждения передачи спорных вопросов на арбитражное или судебное решение, а военные действия признавались как последнее средство и как законное национальное право.

Новые формы международного сотрудничества изменили под ходы к вопросу о суверенитете, однако подчинить этот принцип; всемирному правительству общего согласия не удалось. Все понимали, по признанию В. Вильсона, что Лига была лишь начальным этапом. Действительно же безопасный международный миропорядок требовал более сильных структур, основанных на более четком консенсусе по отношению к проблеме мира, чем идеи, преобладавшие в конце первой мировой войны.

 

№ 3.19

Из резолюций Международного женского конгресса мира

(Гаага, 28-30 апреля 1915 г.)

 

Уважение национальности

 

Международный конгресс женщин, признавая право народов на самоуправление, подтверждает, что никакой передачи территорий не должно осуществляться без согласия мужчин и женщин, проживающих на них, и требует, чтобы ни один народ не был лишен автономии и демократического парламента.

 

Арбитраж и примирение

 

Международный конгресс женщин, полагая, что война является отрицанием прогресса и цивилизации, призывает правительства всех наций прийти к соглашению рассматривать будущие международные спорные вопросы посредством арбитража и примирения.

 

Международное давление

 

Международный конгресс женщин призывает правительства всех наций прийти к соглашению объединиться в осуществле-

 

196

 

нии социального, морального и экономического давления на любую страну, которая обратится к силе оружия вместо того, чтобы решить вопрос посредством арбитража или примирения.

 

Демократический контроль внешней политики

 

Поскольку война обычно развязывается не массами людей, которые ее не желают, а отдельными группами, представляющими особые интересы, Международный конгресс женщин требует, чтобы внешняя политика подвергалась демократическому контролю, и заявляет, что он может признать демократической только такую систему, которая включает равное представительство женщин и мужчин.

 

Предоставление политических прав женщинам

 

Поскольку объединенное влияние женщин всех стран является одной из наиболее мощных сил по предотвращению войны и поскольку женщины могут нести полную ответственность и осуществлять эффективное влияние на события, только если они имеют равные политические права с мужчинами, Международный конгресс женщин требует предоставления женщинам политических прав.

 

Третья Гаагская конференция

 

Международный конгресс женщин требует созыва Третьей Гаагской конференции непосредственно после окончания войны.

 

Международные организации

 

Международный конгресс женщин требует, чтобы организация сообщества наций получила дальнейшее развитие на основе инструктивного мира и включала бы в себя:

(а) В развитие Международного суда в Гааге постоянный международный суд для решения вопросов или противоречий юридического характера...

(б) В продолжение конструктивной работы Гаагской конференции — постоянную международную конференцию, проводящую регулярные заседания, в которых женщины принимают участие... для выработки практических предложений по дальнейшему международному сотрудничеству между государствами. Эта конференция должна быть построена таким образом, чтобы она могла формулировать и проводить в жизнь... принципы справедливости, равенства и доброй воли...

Международная конференция должна назначить Постоянный совет по примирению и расследованию для решения международных конфликтов...

 

Всеобщее разоружение

 

Международный конгресс женщин, защищая всеобщее разоружение... [обеспеченное] международным соглашением, призы-

 

197

 

вает в качестве шага к этой цели, чтобы все страны... прекратили изготовление оружия... и осуществляли контроль этого в международном масштабе...

 

Торговля и вложения

 

Конгресс призывает к тому, чтобы во всех странах была установлена свобода торговли, чтобы моря были свободными и торговые пути открыты для всех наций на равных условиях...

 

Национальная внешняя политика

 

Международный конгресс женщин требует признания всех секретных договоров недействительными... создания национальных комиссий и созыва международных конференций для научного изучения и выработки принципов и условий постоянного мира, что может послужить вкладом в развитие международной федерации...

 

Женщины в национальной и внешней политике

 

Международный конгресс женщин объявляет важным как в национальном, так и в международном смысле вопрос о введении в практику принципа предоставления женщинам всех гражданских и политических прав и обязанностей на тех же основаниях, что и мужчинам.

Bourne R.S. Toward an Enduring Peace: A Symposium of Peace Proposals and Programs, 1914—1916. N.Y., 1971. P. 254—58.

 

№ 3.20

Из резолюций Лиги по укреплению мира

 

Мы верим, что было бы желательным для Соединенных Штатов присоединиться к Лиге наций, подписав следующее:

Во-первых. Все спорные вопросы, возникающие между подписавшимися сторонами и неурегулированные путем переговоров, в соответствии с установленным в договорах, должны быть переданы на рассмотрение с целью принятия решений, с учетом их достоинств и вопросов, являющихся сферой их компетенции.

Во-вторых. Все другие вопросы, возникающие между подписавшимися сторонами и неурегулированные путем переговоров, передаются в Совет примирения на слушание, рассмотрение и выработку рекомендаций.

В-третьих. Подписавшиеся стороны должны совместно использовать свои экономические и военные силы против того: государства из их числа, которое вступает в войну или осуществляет акты враждебности против другого государства, подпи-

 

198

 

савшего резолюцию до того, как любой возникший вопрос будет передан в вышеуказанные органы.

В-четвертых. Подписавшиеся стороны должны время от времени проводить конференции с целью формулирования и систематизации правил международного права, которые, если одна из сторон в установленный период времени не выскажется против, станут принципами, на основе которых Трибунал будет принимать решения по вопросам, определенным в п. 1.

The Framework of a Lasting Peace / Ed. Leonard S. Woolf. L, 1917. P. 61—62.

 

№ 3.21

Из речи Вудро Вильсона в конгрессе США

(Вашингтон, 8 января 1918 г.)

 

Мы вступили в эту войну, потому что случившиеся попрания права чувствительно задели нас и сделали невозможной жизнь нашего собственного народа до тех пор, пока право не будет восстановлено и не будет гарантий того, что эти нарушения никогда не повторятся. Поэтому мы требуем в этой войне.., чтобы мир стал безопасным и пригодным для жизни..

 

Программа всеобщего мира является поэтому нашей собственной программой, и эта программа, являющаяся как мы видим, единственно возможной, сводится к следующему:

1. Открытый договор о мире, достигнутый путем открытого обсуждения мирных условий, после которого никакие частные международные соглашения не будут допускаться, и дипломатия должна будет всегда действовать открыто и на глазах общественного мнения.

2. Безусловная свобода плавания на морях за пределами территориальных вод, как в мирное, так и в военное время, за исключением тех случаев, когда моря могут быть закрыты в целом или в своих отдельных частях путем международных выступлений в исполнение международных договоров.

3. Устранение, поскольку это представляется возможным, всех экономических барьеров и установление равенства в условиях торговли между всеми нациями, согласившимися заключить мир и объединившимися для его поддержания.

4. Должны быть даны и приняты соответствующие гарантии в том, что национальные вооруженные силы будут уменьшены до пределов, необходимых для поддержания внутренней безопасности.

5. Свободное, откровенное и безусловно беспристрастное рассмотрение всех колониальных притязаний, основанное на строгом соблюдении того принципа, что при разрешении всех таких

 

199

 

вопросов о суверенитете, интересы народов, которых это касается, должны соблюдаться наравне со справедливыми требованиями того правительства, права которого должны быть определены.

6. Освобождение всей русской территории и такое разрешение всех вопросов, затрагивающих Россию, которое гарантирует ей самое лучшее и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной беспрепятственной возможности принять независимое решение относительно ее собственного политического развития и национальной политики и которое обеспечит ей радушный прием в сообществе свободных наций при том образе правления, который она сама для себя изберет, а также всяческую поддержку, в которой она может нуждаться и которую она сама может пожелать...

14. Должна быть образована по особому соглашению всеобщая лига наций в целях создания взаимных гарантий политической независимости и территориальной неприкосновенности как великих, так и малых государств.

Вильсон В. Американские условия всеобщего мира. М., 1919. С. 5—7.

 

№ 3.22

Из проекта Яна X. Сметса

«Лига наций: практическое предложение»

(16 декабря 1918 г.)

 

...Для Лиги недостаточно просто быть чем-то вроде механизма, собираемого в случаях крайней необходимости при появлении признака войны... Как сделать так, чтобы Лига прочно вошла в структуру нашей международной системы?

...Развитие цивилизации всегда шло в направлении создания Лиги наций... Государства же в своем стремлении к власти пытались выйти за пределы национальных границ. В результате возникают империи, состоящие из различных наций...

Попытка создания империй или лиг наций на основе неравенства, зависимости и угнетения более мелких национальных единиц потерпела неудачу, и надо вновь все начинать сначала на новой основе и в самом широком масштабе. Война освободила колоссальные стихийные силы, которые даже больше, чем сама война, несут ответственность за этот перелом. На месте больших империй мы находим карту Европы, испещренную небольшими нациями, зарождающимися государствами, брошенными территориями...

Моя точка зрения заключается в том, что небольшие зарождающиеся неудавшиеся лиги наций были уничтожены не для того, чтобы освободить место национальному индивидуализму или анархии, а для более крупной и лучше организованной

 

200

 

Лиги наций. Европа уничтожена, и преемником ее великого наследия должна стать Лига наций...

Каковы те основные принципы, которыми должна руководствоваться Лига в своей территориальной политике, как главный наследник и потомок ушедших империй? За последние дна года они были суммированы в общую формулу — Никаких аннексий, самоопределение наций.

 

Устройство Лиги

 

...Лига будет представлять собой постоянно действующую конференцию правительств входящих в нее государств в целях обеспечения совместной международной деятельности и определенных установленных областях, не посягая на независимость этих государств. Лига будет включать в себя всеобщую конференцию, совет и суды по примирению и арбитражу. Всеобщая конференция, где каждое государство-член будет иметь одинаковое количество голосов, будет периодически созываться с целью обсуждения представленных советом вопросов. Это будут вопросы, касающиеся международного права или урегулирования конфликтов, общих предложений об ограничении вооружения и обеспечения мира на Земле. Другие резолюции, представленные на обсуждение советом до того, как они получат одобрение правительств-членов Лиги...

Совет будет являться исполнительным комитетом Лиги и будет состоять из... полномочных представителей великих держав, а также из поочередно назначаемых представителей других держав и небольших государств, при некотором большинстве великих держав. Меньшинство, составляющее более трети от общего числа голосов может наложить вето на любое действие или резолюцию совета... В функции совета входит:

а) осуществлять функцию исполнительного органа или осуществлять контроль в соответствии [с мандатами] или с международными соглашениями или конвенциями; б) управление и контроль над любой собственностью международною значения, как, например, международные водные пути, реки, проливы, железные дороги, укрепления, аэродромы и т. д, в) разработка и представление на одобрение правительств общих принципов международного права, соглашений об ограничении вооружений и сохранения мира на земле.

 

Лига и мир во всем мире

 

...Новая организаций мира должна стать не чем-то дополнительным, внешним, навязанным уже существующей структуре. Это должно быть органическим изменением, она вплетается в саму ткань нашей политической организации и вытекает из природы политической жизни...

Пока члены Лиги будут представлять свои разногласия на рассмотрение для получения решения или рекомендации со

 

201

 

стороны внешней власти, их обязательство перед Лигой будет выполняться и после этого они будут свободны в своих действиях, вплоть до вступления в войну.

Может показаться, что это слабая позиция, и... все же максимум того, чего можно достичь при современном состоянии международного общественного мнения и практики, — это создание временного промежутка до того, как враждующие стороны обретут свободу для вступления в войну, объявление обязывающего моратория или отсрочки, в течение которой стороны могут договориться не прибегать к крайним мерам, а ждать результатов расследования или рассмотрения их вопроса в суде... Каковы же, меры наказания по отношению к той стороне, которая нарушает соглашение о соблюдении моратория? Это основной вопрос в отношении дела сохранения мира на земле. Без эффективной меры, направленной на соблюдение моратория, Лига останется всего лишь благим устремлением, не отмененным, но и не применяющимся законом...

...Мирный договор должен предусматривать положение, что если один из членов Лиги нарушит соглашение [решение арбитража или совета не вступать в войну, и не вступать в войну против государства-члена, подчиняющееся решению арбитража или Совета], он тем самым вступает в войну со всеми членами Лиги, которые подвергают его экономическому и финансовому бойкоту... Пока на всех членов Лиги возлагается принятие таких мер, совет может рекомендовать, какие из сил, сухопутные или морские, будут способствовать обеспечению этих мер...

...Если будущий мир на земле надо сохранять, то недостаточно просто создать организацию, деятельность которой будет направлена на урегулирование международных конфликтов после того, как они уже возникли, необходимо разработать такой инструмент управления, который бы боролся с источниками и причинами конфликтов...

...Чтобы придать стабильность прогрессу, преодолеть силу торможения, из-за которой столько социальных сил пропало впустую в прошлом, а особенно в этой войне, потребуются укрепляющая, контролирующая регулирующая сила. Все эти великие задачи способна выполнять только Лига наций. Отвечая жизненной необходимости и пользуясь такой уникальной исторической возможностью, Лига призвана ознаменовать новую эру в истории человечества и стать гарантией мира для всех народов, великим интернационалом для пролетариата всех национальностей, а также воплощением и живым выражением морального и духовного единства всей человеческой расы.

Miller D. H. The Drafting of the Covenant. N.Y, 1928. Vol. 2. P. 23—60.

 

202

 

№ 3.23

Из статута Лиги наций

Часть I Мирного договора

между союзными и объединенными державами и Германией

(Париж, 28 июня 1919 г.)

 

Высокие Договаривающиеся Стороны,

принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности, важно

принять некоторые обязательства не прибегать к войне,

поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести,

строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств,

установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов, принимают настоящий Статут, который учреждает Лигу Наций.

Статья 1. Первоначальными членами Лиги наций являются те из подписавшихся, имена которых значатся в Приложении к настоящему Статуту, а также государства, равным образом названные в Приложении, которые присоединятся к настоящему Статуту безо всяких оговорок...

Все государства, доминионы или колонии, которые управляются свободно и которые не указаны в Приложении, могут сделаться членами Лиги, если за их допущение выскажутся две трети собрания, поскольку ими будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства и поскольку они примут положения, установленные Лигой касательно их военных, морских и воздушных сил и вооружений.

Всякий член Лиги может после предварительного, за два года, предупреждения выйти из Лиги...

Статья 5. Поскольку не имеется определенно противоположных постановлений.., решения Собрания или Совета принимаются единогласно Членами Лиги, представленными в собрании...

Статья 8. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением.

Совет... готовит планы этого ограничения в целях рассмотрения и вынесения решения различными правительствами...

[Члены Лиги согласны], что частное производство снаряжения и военного материала вызывает серьезные возражения...

Статья 10. Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целость и

 

203

 

существующую политическую независимость всех членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения, совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.

Статья 11. Определенно объявляется, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из членов Лиги, интересует Лигу в целом, и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций. В подобном случае Генеральный секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого члена Лиги.

Статья 12. Все члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что они ни в каком случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета...

Статья 13. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, по их мнению, быть разрешенным третейским судом, и если этот спор не может быть удовлетворительно урегулирован дипломатическим путем, то вопрос будет полностью подвергнут третейскому разбирательству...

Статья 14. Совету поручается подготовить проект Постоянной палаты Международного суда и представить его членам Лиги...

Статья 15. Если между членами Лиги возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, и если этот спор не будет подвергнут третейскому разбирательству... то члены Лиги соглашаются представить его Совету...

Статья 16. Если член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto16 рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги или нет.

В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении экономических и финансовых мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи, чтобы сократить до минимума могущие проистечь из них потери и неудобства...

 

204

 

Может быть исключен из Лиги всякий член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута. Исключение выносится голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете.

Статья 19. Собрание может от времени до времени приглашать членов Лиги приступить к новому рассмотрению договоров, сделавшихся неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир.

Версальский мирный договор. Под ред. Ю.В.Ключникова и А.Сабанина. М., 1925. С. 7-15.

 

 

 

Date: октябрь 2011, декабрь 2013, июль 2014

Изд: Мир/Peace: Альтернативы войне от античности до конца второй мировой войны. Антология.

Институт всеобщей истории РАН. М.: Наука, 1993.

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)