Право "религиозных меньшинств" на альтернативную гражданскую службу

Конституция РФ ст. 59 ч. 3:
"Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службы".

Документ Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ: "(18) Государства - участники
(18.1) отмечают, что Комиссия по правам человека Организации Объединенных Наций признала право каждого отказываться от военной службы по убеждениям совести;
(18.2) отмечают меры, принятые в последнее время рядом государств - участников, с тем, чтобы разрешить освобождать от обязательной военной службы на основании отказа по убеждениям совести;
(18.4) соглашаются рассмотреть вопрос о введении, где это еще не было сделано, различных форм альтернативной службы, которые совместимы с мотивами отказа по убеждениям совести, причем такие формы альтернативной службы в принципе не будут связаны со службой в боевых частях или не будут иметь гражданский характер какого - либо наказания;
(18.5) сделать информацию по этому поводу доступной общественности;
(18.6) оставят на рассмотрение в рамках Конференции по человеческому измерению соответствующие вопросы, связанные с освобождением от обязательной военной службы, где таковая существует, отдельных лиц на основании отказа от службы в вооруженных силах по убеждениям совести и будут обмениваться информацией по этим вопросам".

Любой молодой человек в возрасте 18 - 27 лет имеет полное и законное право на прохождение альтернативной гражданской службы (далее АГС). Данное право является фундаментальным и основным для лиц призывного возраста. В независимости от возраста, проживания, национальности, религиозной принадлежности молодой человек может воспользоваться этим правом.

Фундаментальные (основные) права человека включает в себя: "Свобода от неправомерного ареста и заключения, пыток, несправедливого суда, жестокого и необычного наказания и вторжения в личную жизнь. Свобода мысли, слова, собраний, религии, прессы, передвижения и участия в управлении государством. Права на продовольствие, жилье, охрану здоровья и образование".

В данном случае, свобода мысли, совести и религии позволяет отстоять закрепленное право в Конституции РФ на АГС. К настоящему времени во многих регионах РФ выиграно достаточное количество судебных дел по поводу отказа молодых людей от военной службы. Как правило, - это люди с пацифистскими или гуманистическими убеждениями и взглядами на мир. Число подобных отказников преобладает в своей массе. В свою очередь, молодые люди с религиозными убеждениями составляют незначительный процент, но именно они нуждаются в большей защите их законных прав и интересов. Это связано с тем, что отказ от воинской повинности по религиозным убеждениям существует в религиозных конфессиях, принадлежащих к т.н. "малым религиозным группам" на территории РФ. Преимущественно, в данную группу попадают: "Свидетели Иеговы", "Адвентисты Седьмого Дня", баптисты, меннониты, "Духовное единство" (толстовцы) и др. В силу своей малочисленности подобные организации испытывают на себе дискриминационную политику государства, традиционных религиозных конфессий, которые формируют с подачи РПЦ устойчивый негативный образ в общественном сознании. Данные религиозные организации выставляются как "тоталитарные секты", "деструктивные культы", "экстремистские религиозные группировки" и т.п. Таким образом, прослеживается не только дискриминация по отношению к организации в целом, но и опосредовано, к верующим лицам призывного возраста. Подобные общественные кампании наносят существенный удар по чувствам верующих людей. У религиозно ориентированных граждан вырабатывается позиция отчуждения от социума, государства, принципиальная позиция конфронтации с официальными институциональными образованиями. Происходит замыкание таких конфессий на самих себе, их локализации и ограниченности. Многие члены общины отходят от активного социального служения в обществе, происходит обособление. Вокруг этих организаций формируется "информационный вакуум", закрепляется образ врага и сектанта. Потому молодым верующим намного сложнее отстоять право на АГС, в отличие, например от своих сверстников, имеющих пацифистские убеждения. Двойное отрицательное отношение общественности: с одной стороны к АГС вообще, с другой к религиозным "сектантам" в частности, существенно ограничивает и попирает основные права человека у данной категории людей, что противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах (Ратифицирована РФ), статья 26:

"Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту от дискриминации по какому бы то ни было признаку, как то: расе, цвету коже, полу, языке, религии, политическим и иным убеждениям, национальному или социальному происхождению, имущественному положению, рождению, или иному обстоятельству".

Таким образом, защита прав на АГС у религиозно ориентированных людей представляется особенно актуальной и значимой в разрезе вышеперечисленных фактов. Следовательно, для реформирования всех институтов власти, отвечающих за военные реформы, необходимо проводить долгосрочную и последовательную политику в отношении АГС:
1. Принятие закона об АГС, который должен стать механизмом реализации соответствующего конституционного положения о праве граждан выбирать способ служения обществу. Нужно отметить, что в настоящее время Россия осталась практически единственным государством, которое не имеет подобного закона, за исключением стран, где есть профессиональная армия.
2. Введение в действие института АГС, который бы позволил личности возможность реализовать свой духовный потенциал не в ВС, а в сфере гражданских отношений. Кроме того, институт АГС стал бы одной из эффективных ступеней к профессионализации армии.
3. Интеграция накопленного зарубежного и отечественного опыта в отношении АГС и применение к местным реалиям регионов. Например, использование положительного опыта правозащитных организаций
("Мемориал", г. Пермь). 4. Проведение тематических общественных кампаний, широких публичных мероприятий. Изменение общественного мнения, формирование положительного мнения по отношению к АГС (как вариант - "Служить Родине можно по-разному").
5. Выпуск периодических изданий, тематических страниц и передач в СМИ. Разработка специальных брошюр, листовок, памяток, книг по данной тематике.
6. Широкое информирование общественности, особенно молодых людей о своих конституционных правах и способах их защиты, институте АГС в целом.
7. Проведение тематических семинаров, лекций, тренингов, "круглых столов", конференций. Предоставление консультаций гражданам правозащитными организациями.
8. Формирование молодежных движений и объединений пацифистской, гуманистической и антимилитаристской направленности.
9. Создание экспертных комиссий и правозащитных групп по защите верующих призывников различных религиозных конфессий, особенно т.н. "малых религиозных групп".
10. Широкая активизация правозащитных, просветительских организаций, всего некоммерческого сектора в целом, как одного из гаранта защиты прав человека.
11. Введение в регионах страны института "уполномоченного по правам человека" (омбудсмана).
12. Отменить унизительную процедуру доказательства собственных убеждений в судах, как противоречащих Конституции России, статье 29
(3): "Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них".

Поэтапная и последовательная реализация вышеперечисленных условий приведет к подлинному реформированию армии и становлению института АГС в российских условиях, гарантирующего защиту конституционных прав лиц призывного возраста (в т.ч. религиозных меньшинств) в соответствии с отечественными и международными нормами.

Автор: Горюнов Д. В., аспирант кафедры философии ПГТУ.
Телефон: (3422) 48-77-28


Сайт управляется системой uCoz