ИОАНН ВОИН.
————
РАССКАЗ
ИЗ ВРЕМЕН ПЕРВЫХ ХРИСТИАН.
Ек. С. Некрасовой.
ИЗДАНИЕ
„ПОСРЕДНИКА".
№ 20.
МОСКВА.
1911.
Иоанн
воин.
(Рассказ из времен первых
христиан).
———
I.
То было давно,
когда в Греции царствовал император Юлиан. Царь этот был язычник и строго
преследовал христиан. Но кто раз уверовал в Христа,
тот не смущался никакими стро-
— 3 —
гостями,
— и число христиан, несмотря на преследования Юлиана, все увеличивалось. Даже
среди его воинов были такие, которые стали в душе отказываться от языческих
богов и принимать учение Христа.
Таков был молодой, храбрый юноша Иоанн. Он был силен, здоров и был исправный солдат.
Раз император отдал приказ, чтобы Иоанн взял воинов и шел на христиан.
Иоанн собрал отряд и повел его в ту
область, где скрывались христиане.
Но дорогой стал думать: против кого он
идет, на кого хочет поднять руку?
— 4 —
На христиан? — За что же? Что дурного
сделали они? Да и сам он разве не христианин?! „Я сам люблю Христа, сам молюсь
Ему и сам пойду убивать людей?"
Так думал Иоанн, подвигаясь все дальше
вперед. Дорога, между тем, шла лесом. Время было летнее, жаркое. Солнце жгло и
ярким светом обливало неподвижно стоящие в воздухе ветви деревьев и их
темно-зеленую листву. Разные большие и малые птички порхали по веткам; слышалось
их разноголосное щебетание.
Воины шли молча, утомленные длинной
дорогой и удушливым жаром.
— 5 —
Иоанн шел впереди. Казалось, он не
столько был утомлен дорогою, сколько измучен думами. Лицо его выражало сильную
озабоченность.
„Сколько пролито крови и прольется еще! —
думал он. — И зачем, кому нужна она?.. Зачем эта вражда? Эта брань людей? И
вражда против кого же? Против тех, кто понял, что грешно жить только для себя!
Они, эти люди, поняли святые слова Спасителя: „Люби ближнего, как самого
себя"; они поняли и стали жить и поступать так. И
за это их велят преследовать! И за это их велят бить! За то, что они лучшие из
людей!.. И я, я сам, должен поднять на них руку.
— 6 —
Нет!
пусть бьют, пусть мучают меня, пусть… я не могу, не могу…"
Взволнованный, он не чувствовал ни
усталости, ни голода, хотя время было уже позднее. Наступала ночь. Она застигла
войско в дороге, в чаще леса. Воины расположились на травке и, утомленные,
скоро заснули крепким сном.
Не спал один Иоанн. Мысль, как спасти
„лучших из людей", не давала ему покоя. Он сидел, прислонившись спиной к
стволу большого старинного дерева, которое своими длинными ветвями расстилалось
над ним, словно крыша, а впереди расстилалась небольшая полянка, над ней — не-
— 7 —
бесный свод, весь в
звездах. Иоанн смотрел на небо, на звезды и словно там искал помощи.
Кругом было тихо.
В воздухе никакого движения, ни
малейшего ветерка, а жара, казалось, стояла такая же удушливая, как днем.
Вдруг где-то вдали раздался лай собаки.
Иоанн встрепенулся, повернул лицо в ту сторону,
откуда доносился лай. Но в лесу было так темно, что самый зоркий глаз не
различил бы ничего даже в двух шагах.
Лай раздался снова и на этот раз более
явственно. Несомненно, поблизости было жилье, были люди.
— 8 —
Скоро послышались голоса. Минут через
пять Иоанн уже различал слова: кто-то отчетливо, громко произносил молитву, а
несколько других женских и мужских голосов повторяли ее.
Иоанн напряженно слушал, затаив дыхание.
Но вот голоса смолкли, и опять настала
мертвая тишина. А Иоанн словно замер; он продолжал
сидеть в прежнем положении, с вытянутой шеей и лицом, обращенным в чащу леса.
„Тебе, Бога, хвалим".
„Тебе, Господа, исповедуем…" запело
вдруг несколько детских голосов, которые Иоанн в первую минуту принял было за хор
— 9 —
небесных
ангелов, — так стройно, так хорошо было пение.
Теперь уже не оставалось никакого
сомнения — неподалеку были христиане. Они, верно, скрылись в лесу, боясь
царского преследования. И проснись теперь хоть один воин из отряда Иоанна, они погибли.
Пение, между тем, становилось все громче
и громче, число поющих возрастало, а тоненькие детские голоса своими
закатистыми переливами, казалось, того и гляди, разбудят воинов.
Иоанн, вне себя от страха за участь
христиан, осторожно поднялся на ноги и тихо, едва касаясь земли, стал
пробираться в ту сторону, откуда неслось пение.
— 10 —
Идти
пришлось ощупью, медленно. Он то распутывал ветви, заграждавшие дорогу, то
натыкался на пень, некстати подвернувшийся под ноги, то на толстые столетние
стволы, которые, словно стена, шли в ряд, один возле другого. И ему
беспрестанно приходилось сворачивать то направо, то налево.
Шелест ветвей, близкий шум шагов разом
заставили смолкнуть поющих.
Но Иоанн стоял
уже среди них, среди христиан.
— Не бойтесь меня! не бойтесь! — громко
и ясно раздался его молодой голос среди смолкнувшей толпы, в ночной тишине. —
— 11 —
Идите
отсюда!.. идите скорее! спасайтесь! Войско царское близко…
И тихо, почти без шума, задвигалась
толпа — их было до трехсот человек — тихо, без шума, снялась с места.
Иоанн стоял неподвижно, словно прирос к
земле, стоял до тех пор, пока замер последний малейший шелест от удалившейся
толпы.
II.
На другой день воины поднялись рано, —
вместе с восходом солнца.
Иоанн был уже тут. Он сидел на прежнем
месте, у дерева. На лице его не было и тени той грусти, озабоченности, того
— 12 —
беспокойства,
которое поражало вчера. Взор его был радостный.
Воины не приметили его радости: им было
не до Иоанна. Они мерно шагали по большой дороге.
Перед их глазами виднелся город. Там
надеялись они застигнуть врасплох христиан; радовались, что скоро конец походу
и, может быть, удастся кое-чем поживиться. Поэтому все они были веселы,
разговорчивы и много болтали между собой.
— Уж не будет от меня пощады этим
христианам, — говорил один, самый рослый, самый здоровенный
солдат. — Авось, удастся раскроить не один христианский череп, размозжить не
одну башку…
— 13 —
— Авось, и не с пустыми руками домой
вернемся! — сказал его товарищ, низенький, тщедушный, с ястребиными глазами. —
Хоть и говорят: христиане — нищие, богатств не собирают, а все кое-какое добро,
чай, найдется!
— И уж искалечим же их — вот как!
Кажется, ни единого в цельном виде по начальству не
представим.
— Это уж беспременно,
— подхватил третий, который шел тут же рядом и которого товарищи прозвали
весельчаком. — Зачем ему, например, в тюрьме хоть бы две ноги? Одной — так и то
много! Куда ее? В поход не ходить, на маршировку тоже не потребуют.
— 14 —
Все захохотали, всем показалось смешно.
— Да, уж оборудуем на славу, лишь бы
добраться!..
Так говорили и грохотали воины, входя по
пыльной дороге в город с узкими улицами и невысокими каменными домами.
Они скоро отыскали дом, где для них было
отведено помещение: большая, просторная комната, кругом лавки, высеченные из
камня, посреди большой стол.
Воины первым делом уселись к столу и
принялись полдничать.
Иоанн, между тем, разговорился с
хозяином квартиры, который только что поставил на стол сосуд с чем-то горячим.
Хозяин был ярый язычник:
— 15 —
он
ненавидел христиан и готов был хоть сам идти на них с дрекольями.
— Они теперь в лесу притаились,
неподалеку от города, — сказал он; — в том самом лесу, по которому вам путь
лежал. Стоит там ветхая избушка с тайным подземельем; туда скрылись они. Там их
убежище, там и молитвы свои совершают. Я
их дня два как выследил. А те, что скрыться не успели, хвала богу, все
схвачены, и теперь тюрьма ими битком набита. Хвала нашему богу, сидят в холоде
и голоде. Небось, голод скоро их в разум приведет,
откажутся скоро от своей выдуманной веры…
— 16 —
И долго еще продолжал в таком духе
говорить хозяин, но Иоанн давно не слушал его. Он
смотрел своими большими голубыми глазами как бы промеж предметов в
пространство, ничего не видя, не замечая перед собой: видимо, он что-то крепко
обдумывал.
Воины, как скоро успели пополдничать, поотдохнуть, стали приставать к Иоанну, чтобы скорей,
сейчас, не откладывая, вел их в то место, где, как говорил хозяин, укрылись
христиане.
Иоанн повел. Но ни страха, ни
беспокойства не выражало лицо его: напротив, оно как-то радостно улыбалось.
Идти пришлось недолго. Избуш-
— 17 —
ка
стояла неподалеку от того места, где ночевал в лесу отряд Иоанна. Избушка была
большая, ветхая и почти совсем ушла в землю. Вместо двери в ней была какая-то
щель.
Воины один за другим протискались,
вошли.
В избе не было ни души: пусто, ничего
кроме голых стен и небольшого деревянного стола. На столе — недоеденный ломоть
хлеба да глиняный с отбитым краем кувшин, а в нем — остатки вина. Видно, люди
ушли наскоро, вдруг.
После долгих поисков воины нашли в полу отверстие.
Это был ход в подземелье. Но кому идти первому? Воины долго спорили ме-
— 18 —
жду
собой; никто не решался, каждый трусил.
— Неровен час —
может, там и засада, — говорили они.
Но когда увидали, что
Иоанн спокойно спускается один в темное отверстие, каждый начал
тесниться за ним и показывать перед другими свою храбрость.
Подземелье представляло нечто в роде погреба. В самом далеком углу, у потолка, тускло
горела лампада. Ее свет, освещая крошечный уголок закоптелого потолка и таких
же черных стен, делал остальную часть подземелья словно бы еще темней. Образов
перед лампадой не было, — полочка, на которой они стояли, была пуста.
— 19 —
Воины, как спустились, бросились
обшаривать по всем углам. Но ничего, кроме мышей и крыс, которые проскальзывали
промеж их пальцев и рук, ничего не нашли и с ругательствами поднимались по
лестнице, с ругательствами выходили из избушки.
— Хоть бы что оставили! Только одних
крыс не пожрали! — ворчали они, возвращаясь с пустыми руками в город.
Воины были сильно раздражены.
Иоанн был весел.
Всю следующую ночь, когда воины спали
крепким сном и храпели так громко, что можно было дивиться, как только не
разбудят они друг друга своим храпом, — всю эту ночь Иоанн про-
— 20 —
вел
в раздумьи. Он лежал тут же на лавке среди воинов. Он
думал теперь, как помочь тем, которые сидят в темницах, — голодные, холодные и,
может быть, отчаиваются, слабеют.
Эта мысль о страдающих братьях,
страдающих ради Христа, так беспокоила, так мучила его, что он и эту вторую
ночь не мог сомкнуть глаз.
Едва он закрывал глаза, ему виднелась
темная, сырая тюрьма, холодный каменный пол, воздух сырой, словно туман, а
кругом тихо, как в могиле. И тут, в этом каменном мешке — живые люди! люди, у
которых впереди муки, пытки, длинные страдания,
— 21 —
и
единственною избавительницей от всего этого — смерть!
«И я не иду утешать их, не иду на
помощь, пальцем не двину, чтобы облегчить их страдания! И называюсь после этого
христианин?! До сих пор даже знака не подал, что они не всеми забыты, что я, ну
хоть я, помню их!»
Иоанн приподнялся и сел на лавке.
«И в чем выказал я, что я христианин? —
продолжал он по-прежнему бичевать себя. — В чем? В том, что тихонько дал знать
христианам, чтобы они скрывались, бежали. Разве не сделал бы того же самого и
язычник, который не любит крови и кото-
— 22 —
рый уверен, что об этом никто не
узнает, что ему за это не достанется? Нет! если ты действительно христианин, ты
должен быть с ними, должен вместе страдать, вместе открыто исповедывать!..
А я?!.»
Иоанн был в большом волнении. Его
темно-каштановые волосы беспорядочно спутаны; глаза блистали беспорядочным
блеском; все лицо горело; руки судорожно сжимали одна другую, а уста
произносили слова ужаса над самим собой, над собственным бездействием.
Поспешно он поднялся с лавки, быстро набросил
на плечи верхнее платье, схватил мешок сухарей, бутылку с вином, остав-
— 23 —
шуюся от дороги, и
свой кошелек с деньгами, — и стремительно бросился на улицу, словно боялся, что
его кто-нибудь остановит.
III.
Иоанн бежал прямо к зданию тюрьмы. Еще
вчера он расспрашивал хозяина, как пройти туда, потому теперь шел смело, словно
то был свой город.
Тюремное здание, как и все подобные
здания, было мрачно. У ворот стояли часовые; некоторые из них дремали.
Иоанн умолял впустить его; он плакал.
Стража, видя его волнение и слезы,
думала, что он сумасшедший, —
— 24 —
да
и время ночное: кого ж в такую пору впускают в темницы? Одни из сторожей
смеялись, другие прогоняли его с угрозами, а третьи… третьи
просили денег и давали обещание пустить.
Иоанн отдал все, что с ним было: и
кошелек, и бутылку вина, и даже верхнее платье… В
руках у него оставался только мешок с сухарями. С таким гостинцем он вошел в
темницу.
Это было сырое подземелье, мрачное,
мертвое. Кругом было так темно и так безмолвно тихо, словно здесь не было ни
одной живой человеческой души. Никто не пошевельнулся, когда застучал дверной
замок и запела заржавевшая
— 25 —
от
времени и сырости петля. Двери снова затворились; замок снова щелкнул, — и Иоанн остался в темнице.
Из отдаленного угла слышались вздохи и
шепот молитвы.
Иоанн громко сказал:
— Во имя Христа! я брат ваш, и пришел
ободрить вас! Где вы и много ли вас?
В ответ были десятки слабых голосов.
Все, кто имел силы отвечать, отвечали:
— Это ангел! — Наш ангел-хранитель! —
Господь послал тебя к нам! Когда же, скажи, когда кончатся наши страдания? —
Нас много… много здесь…
Иоанн сказал им, кто он, как и зачем
проник сюда.
— 26 —
Между сидевшими
в темнице было много больных и много старых. У стариков,
несколько дней лежавших неподвижно на сыром каменном полу, на многих местах
тела были раны — пролежни; многие совсем истощились без пищи и умирали с
голоду.
Иоанн старался чем-нибудь облегчить
страдания каждого. Молодым, обессилевшим от голода, предлагал сухарей, — другим
перевязывал раны; для повязок рвал собственную одежду, — а тех, что
обессилевали в страданиях, умолял бодриться, не отступать от правды.
Уже давно рассвело, уже давно за стенами
тюрьмы шла обычная
— 27 —
дневная
жизнь, а Иоанн все продолжал свое дело любви.
Тюремное начальство уже давно совершало
свой обычный обход и подошло теперь к темнице мучеников. Щелкнул замок и
растворились двери. Слуги с горящими факелами прошмыгнули первые и стали по
бокам входа. Все подземелье разом осветилось.
На полу грудами лежали тела живых и
мертвых мучеников; изнеможденные, посиневшие, едва
прикрытые лохмотьями, а то и совсем обнаженные — кости
и кожа — они больше походили на скелеты мертвецов, чем на живых людей. По середине тюрьмы, между тел, стоял Иоанн, полуобнаженный:
на нем висели только кло-
— 28 —
чья его прежней одежды. Правая рука,
сложенная крестом, высоко поднималась кверху, словно у Иоанна
Крестителя, когда тот проповедывал; глаза устремлены
на небо.
— Наш Бог там, Он подкрепит нас!.. —
громко, горячо говорил Иоанн в ту минуту, когда шумной толпой вошло начальство
и в изумлении остановилось.
— Кто это? — Откуда этот человек? — Как
проник сюда? — Кто впустил его? Схватить! связать его! — раздалось за-раз несколько грозных, повелительных голосов.
И Иоанн не успел
докончить начатой речи, как стража схватила его и поволокла из темницы.
— 29 —
Скоро донесли царю, что начальник его
отряда, Иоанн — христианин, что он не преследует, а помогает христианам.
Юлиан отдал приказ заковать Иоанна в
тяжелые цепи и заключить в темницу, а сам в это время пошел войною на персов.
Долго тянулась война, долго Иоанн сидел в темнице, долго не было над ним ни суда, ни
следствия. Долго бы и еще сидеть ему, если бы царь не умер во время похода.
На его место вступил другой,
который, по случаю своего воцарения, велел выпустить узников на свободу.
Вместе с другими выпустили и Иоанна.
— 30 —
С этих пор Иоанн бросил военную службу и
отдал себя на служение ближнему. Он не ушел в
монастырь, как уходили другие. Он говорил:
— Бог велит не уходить от людей, а
любить их, помогать им. В жизни у каждого много горя, много тяжелого. Иногда
одному человеку с своим горем и не справиться. Вот тут
и помочь ему. Пусть каждый смотрит на человека в нужде и горе, как на родного
брата, пусть помогает ему, заботится о нем, — так велит Христос.
И Иоанн не только
говорил так, но и поступал. Он всю свою жизнь отдал людям обиженным,
нуждающимся: их горе,
— 31 —
их
беда были его собственной бедою, его собственным горем. О себе он словно совсем
забыл и вспомнил только тогда, когда стал умирать.
— Похороните, — сказал он, — меня там,
где лежат бедные, всю жизнь на других трудившиеся.
И его положили при дороге с бедняками.
Конец.
— 32 —
Date: 5 ноября 2015
Изд: Е. С. Некрасова. Иоанн Воин.
Рассказ из времен первых христиан. Издание «Посредника», № 20. М., 1911.
OCR: Адаменко
Виталий (adamenko77@gmail.com)