ЯСНАЯ ПОЛЯНА

 

Выпуск 8.

 

 

Сентябрь – ноябрь 1989

 

РИГА

 

 

Хотя в последние несколько лет о духоборцах уже появлялись статьи в некоторых газетах и журналах, предлагаемый ниже обзор их истории до начала 30-х годов дает возможность лучше разобраться, лучше понять многие стороны жизни этих сильных духом, самоотверженных и так часто гонимых людей.

 

ВАЛЕНТИН БУЛГАКОВ *

 

ДУХОБОРЦЫ **

 

/*/ Булгаков Валентин Федорович /1886 – 1966/, в 1910 году был секретарем Л.Толстого.

/**/ Название статьи дается условно, поскольку в имеющейся в распоряжении редакции рукописи ряд страниц поврежден, в том числе отсутствует и авторское заглавие. Статья печатается в сокращении.

 

Впервые официально название "духоборцы" употреблено било в правительственном указе в 1799 г., причем тут же было упомянуто, что духоборцы уже "издавна в России умы и сердца развращают".

Первым вождём секты был некто СИЛУАН КОЛЕСНИКОВ, очень развитой и даровитый человек. Другим выдающимся древним духоборческим учителем является ИЛЛАРИОН ПОБИРОХИН.

В чем же, кратко, заключаются основы духоборческого учения?

Духоборцы учат, что сам Бог присутствует в душе каждого человека и ведет его своим Словом. Иисус - это само вечно живое Евангелие, навеки вписанное в сердца людей. Цель страдания Христа заключается в том, чтобы дать людям живой пример деятельной любви и самоотречения.

Так как Божество, по их понятию, присутствует в душе каждого человека, то душа и является истинным храмом этого Божества.

Нравственные понятия духоборцев таковы: все люди по природе равны. Какие бы то ни было внешние отличия не существенны, деление на властвующих и подвластных несправедливо. Духоборцы не противятся властям насилием, но в тех случаях, когда власти принуждает их к тому, что противоречит их убеждениям, они выходят из повиновения властям. Одним словом, духоборцы являются теми истинно-свободными людьми, для которых собственная совесть стоит бесконечно выше того или иного внешнего авторитета, той или иной вне лежащей силы. Они освободили себя сначала изнутри, и тем самым приблизились к обладанию внешней свободы и независимости.

Недозволительна и присяга, клятва, и потому духоборцы отказываются от присяги. Случай к этому представляется часто при призывах на военную службу. Но и ношение оружия, и вообще воздействие на другого человека насилием и вооруженную борьбу с врагом, а стало быть, и солдатчину, и войны духоборцы как христиане отвергают. С самого начала существования духоборческой секты появились среди ее приверженцев отказывающиеся от военной службы. Правда, всеобщей воинской повинности в то время еще не существовало /она введена была в местах, где проживали духоборцы, только в 1886 году/, но все равно солдаты рекрутировались по жребию. Кроме того, среди духоборцев было много казаков, обязанных служить.

Нетрудно представить, как самодержавное русское правительство отнеслось к нашим новаторам.

По словам сенатора Лопухина, еще в 1801 году обследовавшего положение духоборческой общины по приказанию императора Александра I, "никакая секта в России до того времени не была так остро преследуемая, как духоборцы. Разными образами истязали их, целыми семействами ссылали в тяжкие работы, заключали в самые жестокие темницы. Некоторые из них сидели в таких камерах, где ни стоять во весь рост, ни лежать протянувшись нельзя было. Генерал-губернаторы личной властью ссылали их целыми семействами на каторгу и на поселение в Сибирь, и сослана их была таким образом не одна тысяча".

Но великое учение по видимому, было рождено или, по крайней мере, усвоено великими, сильными душами. Никакие преследования не могли заставить духоборцев отказаться от своих убеждений. Напротив, эти преследования и мучения как бы усиливали героический дух сектантов.

 

Коренное, хотя и временное, изменение в судьбе духоборцев произошло со времени вступления на престол императора Александра I /царствовавшего с 1801 no 1824 год/.

Император Александр I лично заинтересовался судьбой духоборцев. В первый же год своего царствования Александр I вернул на родину множество духоборцев, сосланных в Сибирь. Выход был найден в том, чтобы изолировать духоборцев в какой-либо одной, малонаселенной области и внутри этой области предоставить им полную свободу убеждений и жизни по этим убеждениям.

На основании особого царского указа, все духоборцы за время с 1804 по 1808 год переселены были из разных губерний России в Мелитопольский уезд Таврической губернии на обширные плодородные, но еще не заселенные земли.

Духоборцы, славящиеся своим здоровьем, силой, трудолюбием и трезвым нравственным образом жизни, очень быстро освоились с новым положением. К концу 1808 г. у них уже было девять деревень. Поля духоборцы начали обрабатывать сообща, а урожай делили поровну. Устроены были, однако ж, и запасные магазины хлеба на случай неурожая и голода. Некоторые усовершенствования в сельском хозяйстве переняты были духоборцами у их соседей - немецких сектантов меннонитов. Не ограничиваясь хлебопашеством и скотоводством, духоборцы с успехом вводили у себя также многие отрасли промышленности, между прочим, производство красивых поясов и особого покроя шерстяных шапочек. Что касается вообще одежды, то мужчины, под влиянием меннонитов, частью усвоили немецкий покрой платья, но зато женщины остались верны старому русскому костюму. Они, впрочем, никогда не употребляли колец, серег и браслетов.

Что касается нравственной стороны жизни духоборцев в начале XIX столетия, то даже местные губернаторы в своих донесениях в Петербург удостоверяли, что духоборцы ведут жизнь примерную, от праздности и пьянства уклоняется, пекутся о хозяйстве, о семье, общественные повинности выполняют аккуратно, как со своими, так и с посторонними вежливы и обходительны.

Духоборческая община в полном смысле процветала.

 

Идиллия продолжалась недолго. Как только в 1824 г. скончался император Александр I, все переменилось для духоборцев. Новый царь Николай I, младший брат Александра, солдат и жандарм по натуре, только что подавивший восстание декабристов в Петербурге, и в сектантском вопросе повел совершенно новую политику. Правительство Николая I пришло к заключению, что оставление духоборцев в Таврической губернии, к тому времени уже достаточно заселенной православным населением, является весьма опасным, вследствие того влияния, какое они оказывают на окружающих. Нужно переселить всех духоборцев вместе куда-нибудь еще дальше, например, - на Кавказ, во вновь завоеванные у турок области. Там они будут уже совсем отрезаны от русского населения. В силу высочайшего указа 1839 г. 5000 духоборцев должны были бросить насиженные места, дома и обработанную землю в Таврической губернии и, в течение нескольких лет большими партиями переселиться с женами и детьми в Елизаветпольскую губернии и в Карскую область за Кавказом, вблизи турецкой границы. Им предоставили для разработки новую пустыню, да еще с неблагоприятным, холодным и сырым климатом и дурными почвенными условиями, высоко в горах.

И что же? Духоборцы с необыкновенной твердостью приняли удар. О, если бы они знали, что они и теперь переселяются не в последний раз и что, в конце концов, их дорога гонимых за веру поведет их далеко-далеко за океан?!

Надо ли говорить, что прожив несколько десятилетий на месте нового поселения, хотя и в худших условиях, духоборцы снова создали благоустроенную, красивую, вполне благополучную материальную жизнь? Если бы не внешние препятствия, они бы, наверное, и до сих пор жили за Кавказом.

Но трудно переносило самодержавное правительство существование этого "государства в государстве", этого острова свободы и истиной духовной, хотя и не церковной культуры среди моря невежественного, задавленного нуждой и насилием населения. Духоборцев не оставляли в покое.

В 1886 г. в Закавказье была введена всеобщая воинская повинность. Тогда возобновились среди духоборцев отказы от военной службы. Тогда же появился среди них новый, сильный и талантливый вождь ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРИГИН /род. в 1860 г./. Ему надлежало сыграть исключительную роль в духоборческой истории.

Я предполагаю, однако, что читателю могло броситься в глаза в моем изложении одно противоречие. Я сказал, что духоборцы не признают никаких властей и никаких внешних авторитетов, а вместе с тем перечислил уже ряд вождей, являющихся настоящими правителями для общины. Мне кажется, что это противоречие - только кажущееся. Дело в том, что духоборцы не признают власти, навязывающей себя людям и при этом действующей насилием, между тем, как они подчинялись и подчиняются своим вождям добровольно. Не может быть речи и о насилии в действиях вождей: цели вождя являются и целями общины. Очевидно, тут есть какой-то предел и для духоборцев. Стоя сами по своему моральному уровню на голову выше других людей, они все же без лишнего лицемерия признают себя недостаточно сильными, чтобы обходиться без вождей.

Приход Петра Веригина прошел не совсем благополучно. Кандидатуру молодого, начитанного и способного духоборца указала, умирая, предшествующая руководительница Лукерья Васильевна Калмыкова. Огромное большинство духоборцев признало Веригина своим вождем, но у него нашелся соперник в лице родного брата умершей Калмыковой - Губанова. За спиной у Губанова стоял умный и честолюбивый духоборец Зубков, заведывавший при Калмыковой материальными делами общины. Видя, что большинство все же идет за Веригиным, губановская партия меньшинства решилась - вопреки всем нравам и обычаям духоборчества - прибегнуть к нечестному приему, в целях удержаний в своих руках материальных преимуществ. Пользуясь тем, что духоборцы по своим делам никогда не обращались к властям и поэтому не имели на руках документов, которые могли бы подтвердить принадлежность общине имущества, губановцы заявили властям, что имущество это принадлежало Калмыковой лично и что теперь оно должно по законам перейти к ее брату и наследнику Губанову.

Власти знали, что заявление губановцев неверно, но они рады были подорвать значение Веригина.

Между тем, власти не ограничились присуждением общинного имущества в личную собственность Губанову. Надо было еще глубже деморализовать и дезорганизовать среду опасных сектантов.

Полиция арестовала Веригина, взвалив на него ложное обвинение. Это было 26 февраля 1887 г. С этого дня начинается непрерывное 15-ти летнее скитание Петра Веригина по тюрьмам и ссылкам. С этого же дня начинается и вся та удивительная последняя борьба духоборцев с царским правительством, которая в конце концов привела их к массовому переселению из России в Канаду.

Со своей стороны, Веригин, под влиянием пережитого и передуманного, пришел к заключению о необходимости для духоборцев вообще держаться более строгой и последовательной линии поведения. Он поддерживал своих единомышленников в их протесте против правительственного насилия и, в частности, в стремлении не участвовать в этом насилии, т. е. в отказах от исполнения воинской повинности. Веригин предлагал своим единомышленникам собрать все имеющееся у них от старых времен оружие и ожечь это оружие публично на большом костре. Сожжение оружия должно было послужить символом окончательного разрыва духоборцев со старым миром.

Это состоялось в ночь с 28 на 29 июня 1895 г. одновременно в трех различных местах: в Карской области, в Елисаветпольской и в Тифлисской губерниях. В первых двух местах сожжение произведено было почти беспрепятственно. В Карской области лишь на другой день после сожжения явился полицейский офицер в сопровождении конной стражи и приказал собрать остатки сожженного оружия. При этом около 60 человек духоборцев, запасных солдат, заявило о своем отказе служить дальше на военной службе и вернуло офицеру свои солдатские билеты. 15 из них были арестованы.

В Ахалкалакском уезде Тифлисской губернии произошло более серьезное столкновение с властями.

На сожжение оружия здесь собралось более 2000 человек духоборцев. В течение двух ночей большое количество оружия было сожжено духоборцами под пение молитв и псалмов. Власти были ложно информированы, будто духоборцы замышляют не то восстание, не то переход через Турецкую границу и бегство из России, и отправили к месту события вооруженное войска. Конные казаки напали на беззащитную толпу и жестоко избили ее нагайками, не разбирая ни мужчин, ни женщин, лошади наскакивали на людей, сбивали с ног, топтали их...

Избитую толпу повели к губернатору, прибывшему вслед за войсками и находившемуся в соседней деревне.

"Когда мы шли, - вспоминал позднее один духоборец, - мы, было, начали петь псалмы, но командир запретил пение, а вместо этого приказал казаками петь бесстыдные песни, так что мы стыдились, слушая...

Губернатор был еще далеко, когда командир его заметил и тотчас закричал: "Шапки долой!" Старички спросили его: "Почему же шапки долой? Если он подъедет, так он поздоровается с нами, и тогда уж мы будем знать, как нам отвечать, а, может быть, он и вовсе не поздоровается - зачем же нам тогда снимать шапки?"

"Тогда командир опять закричал: "В плети! Ура!" А скова набросились на нас казаки и били плетьми, да так жестоко, что на месте, где мы стояли, - трава покрылась кровью...

"Губернатор же проехал мимо деревни в деревню Богдановку, собрал там тех, кто не присутствовал на сожжение оружия, и набросился на них с ругательствами. Тут один из них, Федор Шляхов, вынул из кармана свой красный солдатский билет и протянул его губернатору, заявляя, что он больше служить не будет. Губернатор так рассердился, что ударил Шляхова своей тростью. Тогда другие заявили, что они не будут ни служить, ни повиноваться какому бы то ни было начальству.

"Тогда губернатор приказал жестоко бить духоборцев плетьми".

Так же беззащитно и покорно стояли в Бомбее и Пешаваре приверженцы великого Ганди перед избивавшими и мучившими их английскими полицейскими. Да, старый мир жестоко мстит всем тем, кто находит настоящую дорогу к освобождению из его цепей. Мстит, но победить все же уже не может.

Страдания духоборцев - этих истинных предшественников гандистов - достигли высшего предела, когда вслед за избиением последовала еще так называемая экзекуция - новый вид бесчеловеческого наказания. Два казацких отряда поселены были в духоборческих селениях. Они стояли три дня в каждой деревне. Они врывались в улицы и дворы и отбирали у духоборцев все, что им нравилось, а если где недостаточно находили, так били людей плетьми. Они творили много и других насилий над беззащитным духоборческим населением.

После экзекуции начали духоборцев совсем гнать из их деревень, сначала по пяти семейств из каждой деревни, потом по десять, а через несколько дней одну большую партию за другой. Их переселяли снова - в разные деревни Кавказа. Имущество духоборцев продано было за бесценок, и на новых местах им пришлось обзаводиться всем снова.

 

—————

 

Льву Толстому и его ближайшим друзьям В. Черткову, П. Бирюкову и И. Трегубову, авторам знаменитого воззвания "Помогите!" о помощи преследуемым, обязаны были духоборцы тем, что об их страданиях узнала наконец вся Россия. Общественное мнение было возмущено. Найти средство помочь духоборцам, оказалось, однако, не так легко, ввиду того, что обе стороны - правительство и духоборцы - стояли на непримиримых позициях. Ведь при всей своей кротости, не могли же, например, духоборцы признать воинскую повинность!

Вот тогда-то и стал вопрос о выселении духоборцев из России. Нужна была официальная просьба от духоборцев. " И вот, Петр Веригин писал из Сибири к императрице Александре Фёдоровне. Письмо в самых простых, задушевных и искренних выражениях описывало страдания духоборцев, "виновных только в том, что они, по возможности, стараются стать христианами", кончалось просьбой или предоставить духоборцам место в России, где они могли бы жить спокойно, или разрешить им выселиться за границу, в Англию или в Америку.

Несмотря на то, что послание, очевидно, отступало от правил и тона, предписываемых придворным этикетом, оно достигло своей цели, духоборцам разрешено было выселиться за пределы России, в страну, какую они изберут, но, однако же, без права возврата.

И вот, начинается новый, исключительный по значению и глубоко трогательный, акт духоборческой эпопеи: переселение за океан в Канаду.

Для этого переселения прежде всего нужно было собрать средства, так как русское правительство не предоставляло духоборцам ни копейки. Тут опять помог Лев Толстой, который во-первых обратился с письмом к разным состоятельным лицам с просьбой о пожертвованиях для духоборцев, а во-вторых, предоставил на дело переселения весь гонорар /около 20000 рублей/, полученный им за только что написанный тогда роман "Воскресение". В то время Толстой уже отказывался от гонораров за свои произведения, но для духоборцев он сделал исключение.

На собранные таким образом деньги нанято было четыре океанских парохода, которые четырьмя партиями и перевезли около 7300 духоборцев в Канаду.

Трогательно было расставание духоборцев с родной землей. Первый пароход "Лейк Гурон" с 2000 духоборцев отошел из Батумской гавани 10 декабря 1898 г.

Рассказывает Леопольд Суллержицкий, сопровождавший эту партию.

"В канадском порту Сен-Джон поджидали прибытия парохода с духоборцами представители канадского правительства, делегация квакеров, которые тоже в значительной степени помогали духоборцам материально в организации переселения, и огромная толпа народа. На всех новоприбывшие произвели исключительно благоприятное впечатление своей опрятностью, мужественностью и высоким ростом, вежливыми, достойными манерами и красивыми, здоровыми лицами.

Однако, был момент, когда толпа встречавших немного смутилась. Именно, ответив на первые приветствия, духоборцы вдруг все сразу опустились на колени и, склонившись головой до земли, поклонились встречавшим. Те не знали, как это понять, пока представитель духоборцев не объяснил, что он и его братья и сестры кланялись в землю не смертным людям, а тому Духу Божьему, который живет в них, и который соединяет их всех воедино, своих и чужих. Это заявление произвело опять-таки отличное впечатление. Духоборцев ласково встретили, накормили и распределили кое-как на временные квартиры в нескольких соседних городах".

С помощью займа у квакеров /который был скоро возвращен духоборами/, а также на небольшие деньги, выданные духоборцам как эмигрантам, перевозившей их пароходной компанией приобретены были теплая одежда и кое-какой сельскохозяйственный инвентарь. Приступлено было к постройке жилищ, к запашке земли. Но скота не хватало. Не хватало и мужских рук, потому, что большинству прибывших в Америку духоборцев мужчин пришлось для заработка наняться на работы по проведению новых шоссейных и железных дорог. И вот, случалось часто, что за неимением лошади, женщины духоборки по 15 и по 20 человек впрягались в плуг и на себе распахивали почву девственных американских прерий. Титанический труд понадобился, чтобы так или иначе обосноваться на новом месте! Но духоборцы, и мужчины и женщины, не боялись никакого труда.

Случалось также, что духоборцы переживали тяжелые минуты не только в материальном, но и в моральном отношении. В записках Л. Суллержицкого есть много любопытных наблюдений из области взаимоотношений русских мужиков и канадцев. В свободное время от работы духоборцы собирались обыкновенно вместе в большом блокгаузе для беседы и пения псалмов. Звуки общего пения нередко привлекали англичан. Англичане входили без церемоний, рассаживались где придется в самых непринужденных, "американских" позах, иногда закидывая ноги на скамью. Непринужденно, не снимая даже шапок, оглядывали собрание, закуривали трубки, не замечая или не желая замечать, что никто из духоборцев не курит. Комната наполнялась клубами табачного дыма. Сплевывая на пол, незванные гости начинали обмениваться двусмысленными шуточками, громко хохотать. Англичан особенно поражала у духоборцев теория "несопротивления злу насилием". Она никак не укладывалась в головах воодушевленных поклонников бокса. Местные спортсмены часто нарочно раздражали духоборцев, особенно молодых, чтобы вызвать их на сопротивление, и казались очень разочарованными, когда им это не удавалось.

Так или иначе, все трудности, как материального так и духовного характера, были преодолены, через один год духоборцы имели уже до тысячи ими самими выстроенных прочных, теплых домов. Поля были разработаны. Мужчины хорошо зарабатывали на стороне. Прокормление для всей общины во всяком случае, было уже обеспечено.

Кстати сказать, все духоборцы являются вегетарианцами, так что посторонние наблюдатели /например, немецкие публицисты/ называют их: "народ вегетарианцев". Переход к вегетарианству, равно как и укрепление рационализма в религии и большая последовательность в проявлении отрицательного отношения к войне, к оружию и к военной службе, обусловлены были влиянием идей Л. Н. Толстого. Проводником этих идей в духоборческую среду явился талантливый П. В. Веригин, поддерживавший личные отношения как с Л. Н. Толстым, так и со многими из его друзей и единомышленников.

Сам Веригин вырвался из сибирского пленения и прибыл к своим собратьям в Канаду только в 1902 году. Приезд его имел огромное значение.

Через несколько лет община положительно цвела.

Однако, уже в 1908 году духоборцы лишились и этой новой, с таким трудом поднятой и возделанной земли, - на этот раз благодаря грубому вмешательству в их судьбу со стороны правительства Канады. Это звучит невероятно, но это так. И приходится только снова и снова удивляться необычайному терпению и мужеству, с которым перенесли духоборцы и этот новый, свалившийся на их голову удар.

Духоборцы получили землю в Канаде на правах аренды. Они не озаботились, однако, добыть каждый для себя личное свидетельство на право владения землей. И вот канадское правительство потребовало от них именно этого, т. е. записи земельных участков на имя отдельных собственников. Но духоборцы сознавали себя общиной, коммуной, к частной собственности не стремились и в предложении канадского правительства увидели лишь посягательство на общинную форму их жизни. Между тем, от них потребовали еще как от новых граждан Британской империя, присяги на верность королю. Ясно, что и на это духоборцы не могли пойти. Петр Веригин не без оснований ответил правительству: "После того, как духоборцы не кашли для себя возможным присягать русскому царю и перенесли за это много гонений, для них не имело бы никакого смысла покидать родную страну и переезжать в Канаду для того, чтобы здесь присягнуть английскому королю". Правительство заявило, что в случае неподчинения у духоборцев будут отобраны предоставленные им земли. Духоборцев не устрашало и это. Требования правительства были окончательно отклонены.

Тогда правительство объявило занимаемые духоборами земли свободными. Тысячи претендентов, иммигрантов из разных стран, явились, чтобы воспользоваться "освободившейся" таким образом землей. Духоборцам ничего не оставалось, как покинуть эту, прекрасно разработанною ими, колоссально выросшую в своей стоимости, землю с возделанными полями, построенными духоборцами домами, проведенными ими дорогами, вырытыми их руками колодцами - и переселиться на новые места.

Под руководством Петра Веригина еще раз взяли на себя духоборцы жребий гонимых и из канадской провинций Саскачевань, где они было расселились по прибытии из России, переселились в другую, канадскую же, более теплую и подходящую по климату провинцию - Британскую Колумбию. Тут уже духоборцы надельной земли не просили. Вся земля была куплена /разумеется в долг/ на личное имя главы общины П. В. Веригина.

Впрочем, новый шаг - отказ от обработанной уже земли и заведенного хозяйства в Саскачевани - не всем оказался под силу. Большое количество духоборцев приняло требования правительства и осталось в Саскачевани.

Так, под влиянием тяжелых экономических и политических условий, великая коммуна духоборцев раскололась на две части.

Великой потерей бала для духоборцев смерть их любимого вождя П. В. Веригина 29 октября 1924 года. Петр Васильевич погиб безвременно при железнодорожной катастрофе. На смену ему был вызван из России его сын - Петр Петрович Веригин. Подобно тому, как отец преследовался царским правительством, так сын, руководивший духовной и материальной жизнью оставшихся еще в пределах России и проживавших частью на Дону, частью на Кавказе нескольких тысяч духоборцев, преследовался советским правительством. Он находился в Москве, в тюрьме, и ожидал скорой ссылки в Туркестан, когда, путем дипломатических отношений, удалось исходатайствовать для него визу на отъезд в Канаду. Как когда-то и остальные духоборцы, П. П. Веригин был выпущен из "новой" России без права возврата.

 

Перейдем теперь прямо к современному состоянию духоборческой общины.

Как живут теперь духоборцы в Америке? Сколько их? Как организовано их хозяйство? Как протекает духовная жизнь? Остались ли духоборцы верны принципам христианского коммунизма и антимилитаризма, принципам трудовой земледельческой жизни и нравственного совершенствования?

Хотя мне лично не довелось до сих пор побывать в Канаде, но благодаря счастливой случайности, я располагаю вполне аутентичными сведениями о канадских духоборцах, сведениями, полученными из первых рук, именно из личного общения с выдающимися членами духоборческой общины.

14 июня 1931 года, проживая в Праге, в Чехословакии, получил я из Нью-Йорка от П. П. Веригина телеграмму следующего содержания: "Делегация духоборцев, состоящая из 6 членов, выезжает 14 июня из Нью-Йорка на пароходе "Бремен", направляясь в Европу. Пожалуйста, выезжайте навстречу делегации и возьмите на себя помощь и руководство в том деле, которое ей поручено. Подробности - письме, которое везет с собой делегация".

У меня уже прежде были сношения с духоборцами. Между прочим, при моем посредстве духоборцами распространено было несколько сот долларов среди болгар, пострадавших от страшного землетрясения в 1928 году. Я не мог дать себе ясного отчета в том, в каком собственно деле понадобилась теперь духоборцам моя помощь, но я знал, что эти люди слов на ветер не бросают и даром ничего не предпринимают. Поэтому я пошел навстречу желанию Веригина, выехал к 20 июня, ко дню прибытия "Бремена" в приморский город Бремергафен в Германии, встретил духоборцев /обратив их внимание на себя большим плакатом с русской надписью: "Братьям-духоборцам - привет!"/, проводил их до Берлина, устроил в недорогом отеле, показал им вегетарианскую столовую и затем принял участие в том деле, которое поручено было им общиной.

Дело состояло в том, чтобы добиться визы для въезда в Советскую Россию и войти в отношения с советским правительством по вопросу о переезде всех оставшихся в России духоборцев в Америку. Последние, жестоко преследовались "коммунистическим" правительством. Американские собратья готовы были им помочь чем только могли: ассигнованием средств на переезд их через океан, устройством на сельскохозяйственные и другие работы в Америке и т. д. К тому же, П. П. Веригин видел свою специальную, историческую задачу в воссоединении всех духоборцев в одном месте. Я охотно взялся помочь, чем мог братьям духоборцам.

Мы вместе с делегациями посетили неоднократно советское посольство на улице Унтер-ден-Линден, вместе сочиняли и отправляли прошения на имя Калинина и Сталина, беседовали со случайно наехавшим в то время в Берлин Луначарским, привлекли в качестве ходатаев за наше дело выдающихся представителей берлинской интеллигенции и других влиятельных европейцев. /Под письмом, отправленным в Москву, стояли подписи: проф. Алберта Эйнштейна, Артура Голичера, Отто-Лемана-Руссбюльта /председателя германской лиги прав человека и гражданина/, проф. Фр. Зигмунда-Шультце, ген. фон. Шенаиха, Ромена Роллана, Виктора Маргерита, Жоржа Пиоша, Феннера Броквея, Георга Ленсбери и Дж. Кенворти/. И затем ждали ответа на наше ходатайство.

В свободное время мы осматривали Берлин, посещали музеи и знакомились с представителями передовых общественных, религиозных и пацифистских организаций, в свою очередь проявлявших огромный интерес и исключительное внимание к милым заокеанским гостям.

Делегация состояла из трех мужчин и трех женщин, точнее - трех отцов и трёх взрослых их дочерей. Во главе делегации стоял выдающийся духоборец, один из директоров общины Г. В. Верещагин.

Здесь не место останавливаться подробнее на деятельности берлинской духоборческой делегации. Скажу сразу, что советской властью во всем было духоборцам отказано - даже в возможности хотя бы на один день и хотя бы в сопровождении от самой границы советских агентов посетить Москву для непосредственных переговоров с правительством, - не говоря уже о разрешении пребывающим в Советской России духоборцам выселиться в Америку. Возможно, что московская власть не захотела повторять недавнего опыта с немецкими крестьянами меннонитами, бегство которых из Советской России произвело огромное впечатление на цивилизованный мир.

Проживая с делегацией в Берлине в течение около трех месяцев я, разумеется, имел случай не раз подробно беседовать с членами делегации о жизни духоборцев в Канаде. И вот какая картина вырисовывалась передо мной на основании их простых и искренних братских рассказов.

Духоборцы проживают в четырёх провинциях Канады: Британской Колумбии, Саскачеване, Альберте и Манитобе. Общее число американских духоборцев за последние десятилетия сильно возросло. В 1899 г. их было 7380 человек. Ныне число всех, проживающих в Америке духоборцев равняется 15000. Из этих 15000 приблизительно 1 тысяча человек рассеялась по городам, слилась с американским населением и уже не имеет ничего общего с основной частью духоборцев. 7000 человек проживает в общине, в коммуне, а остальные 7000 - в качестве самостоятельных фермеров. Последние, выступив из коммуны, тем не менее сохранили свою верность главным духоборческим принципам: остались за немногими исключениями вегетарианцами, противниками военной службы и т. п. Мало того, новому руководителю обданы П. П. Веригину удалось добиться организационного воссоединения всего "духоборческого народа": именно, независимо от тех органов управления, какие существуют в общине-коммуне, вся масса канадских духоборцев, т. е. община и фермеры вместе признают авторитет общего Центрального исполнительного комитета именованных духоборцев Канады. Некоторые общедухоборческие дела решаются именно этим комитетом, причем характерно, что во главе его стоит не Веригин и не какой-либо другой представитель общины, а духоборец фермер. Последнее обстоятельство, очевидно, должно быть приписано общему чутью и такту Веригина.

Административный центр коммуны находится в городке Бриллианте, расположенном в Британской Колумбии, в очень живописной холмистой местности, на берегу красивой и широкой, с прекрасно кристально-прозрачной водой реки Кутеней. Мимо проходит великая Канадская железная дорога, пересекающая всю Канаду от берегов Атлантического до берегов Тихого океана, от города Монреаля до города Ванкувера.

Если смотреть сверху, с окрестных скал, то прямо внизу у реки можно видеть духоборческий городок. Рельсы, железнодорожная станция. Огромные корпуса мармеладной фабрики, элеватор, госпиталь, электрическая станция, две лавки, школа - все эти строения кирпичные, явление исключительное в Канаде вне городов /а Бриллиант, конечно, является скорее поселком, чем городом/. За рекою, в бесконечную даль простирается слегка волнистая цветущая равнина. По ней, на огромном расстоянии раскинуты среди прекрасно возделанных полей, фруктовых садов и рощ духоборческие села, вернее хутора. Хутора эти построены на определенном расстоянии /метров 150-200/ друг от друга и как правило, состоят из двух прекрасных кирпичных двухэтажных домов с общим двором и огородом. Обилие зелени, внутренняя планомерность всего поселения, ослепительный блеск реки действуют на зрителя, кто бы он ни был, чарующе. Бриллиант построен уже после переселения духоборцев в Британскую Колумбию и само название присвоено было городку по желанию духоборцев.

В городке, а главное, в окружающих его хуторах проживает до 6000 членов духоборческой коммуны. На отделенные Саскачевань и Альберту приходится лишь 1000 человек /не считая духоборцев фермеров/. В каждом духоборческом селе или хуторе проживает обыкновенно от 80 до 100 человек.

Все дома в селах построены по одному и тому же плану. Нижний этаж разделен на два помещения. Одно является залой для собраний, приема гостей и т. д., другое - кухней-столовой, где приготовляется обед и где духоборцы обедают за общими длинными столами. /Приготавливается общий вегетарианский обед хозяйками-духоборками, по очереди/. В верхнем этаже дома имеется ряд жилых комнат, из которых каждая представляется одной семье. Взрослый юноша или взрослая девушка получают также отдельную комнату. Вокруг домов всегда много цветов.

Тех, кто приезжает к духоборцам в первый раз, поражает цветущий вид населения. Только что посетивший в Канаде духоборцев известный швейцарский писатель Вернер Циммерман так описывает внешность духоборцев: "Редко когда встречал я людей столь красивых и цветущих здоровьем. До глубокой старости редко испортится у них хоть один зуб. Заразные болезни неизвестны. Большинство - краснощеки..."

Прибавлю, что духоборцы обращаются к врачам и медицине лишь в исключительных случаях. Они говорят, что лучшим лекарством от всех болезней является хорошая жизнь, и это лекарство имеется у них в достаточной степени.

По основной профессии, унаследованной от предков духоборцы - земледельцы, но так как часто приходится им жить в гористых и лесистых местностях, то в Канаде среди них процветает и лесной промысел. Община является собственницей паровой пилы. Кроме того, занимаются канадские духоборцы разведенкам ягод и фруктовых садов. Около этого дела выросла прекрасно оборудованная, отлично идущая фабрика фруктовых консервов и мармелада, также принадлежащая общине. Изделия этой фабрики распространены по всей Америке.

Далее духоборцы являются прекрасными плотниками и каменщиками, способными и к самостоятельной выработке строительных планов. Все жилые дома и другие общинные здания построены самими духоборцами, без участия специально приглашенных архитекторов.

Общине принадлежат два кирпичных завода, несколько мельниц, а также фабрика водопроводных труб.

Работать духоборцам приходится много и тяжело, но живут они очень чисто. Пища - не только достаточная, но даже изобильная. Да и работа лучше спорится, благодаря тому, что работают вместе. Иной раз выйдут девушки человек по 50, да с песнями на работу - так англичанам-фермерам даже завидно становится...

Кстати, духоборцы поют очень хорошо. В Берлине все восхищались пением шести членов духоборческой делегаций. Музыкальных инструментов, согласно традиции, духоборцы не употребляют, но их пение звучит как орган.

Конечно, духоборцев подкрепляет в их трудах и жизни их религиозно-нравственное мировозрение. Все на нем основано. Без него ничего бы не было. В возможность коммунизма материалистического, политического, насильственного духоборцы не верят.

Мы уже знаем, что внешние проявления религиозной жизни у духоборцев - как, например, обстановка их молитвенных собраний, обычаи, связанные с рождением детей, браком, погребением умерших - чрезвычайно просты и незамысловаты. Ни каких бы то ни было намеков на церковный культ, ни духовенства у духоборцев нет.

Женятся духоборцы по любви и по взаимному согласию молодых людей. Родители никогда не препятствуют браку. Большинство браков совершается между молодыми людьми в возрасте от 20 до 23 лет. Женятся духоборцы на "всю жизнь". Браки постоянны. Но если брак несчастлив или неудачен, муж и жена могут свободно разойтись. Правда, их перед этим уговаривают "старики" примириться, не расходиться. Но если уговоры не помогают, никто не принуждает ко взаимному сожительству насильно. И что же, много разводов среди духоборцев? Нет, очень мало.

В большинстве семей бывает от 5 до 6 детей.

Не надо добавлять, что мужчина и женщина пользуются во всех отношениях равным положением и равными правами в общине духоборцев.

К старикам духоборцы относятся любовно и почтительно. Но и духоборцы - не ангелы. Среди них могли случаться и преступления. И, однако, когда я стал допытываться, бывают ли например кражи у духоборцев, то собеседник мой, директор общины Г. В. Верещагин долго морщил лоб и напряженно припоминал. "Да - сказан он - было две кражи". Подумайте, две кражи за 30 лет жизни духоборцев в Америке! Но потом оказалось, что и кражи - не были кражи, а всего только детские проказы: 15-летний мальчик отвинтил какую-то часть у велосипеда проезжего англичанина, и еще что-то в этом роде. Я даже рассмеялся.

- Да у нас и нельзя украсть-то, - возразил мне духоборец. - Ну, украдете вы корову, а куда вы ее денете? Отведете на соседний участок? Так ведь она все равно будет общая!...

Более серьезных преступлений, как, например, убийства, совсем не бывает.

Правда, попадаются беспокойные, неприятные, люди. Они могут и повредить. Тогда, их дело разбирается "старичками", и виновный для исправления переводится из одной "духовной семьи", т. е. села в другую. Если он не исправится и тут, его переводят в третью. И тут уже обыкновенно виновный одумывается, исправляется...

Так рассказывают духоборцы. Так разрешена у них проблема суда. Они не сажают в тюрьмы - они только меняют среду для провинившегося - и тот одумывается, "выздоравливает". Разве это не мудрость? И разве это не является недостижимым идеалом для нашей юриспруденции? Но опять-таки, это стало возможным только на основе христианско-коммунистического общества, какое представляют духоборы.

По переселению в Америку, духоборы вели долгий бой с канадским правительством за право не посылать детей в правительственные школы. Они готовы были завести свои школы. Но правительство отказывало и до сих пор отказывает им в этой привилегии. Положение создалось очень тяжелое. Правительственной школе духоборцы не доверяли, своей не было, и дети оставались без образования. Несколько лет тому назад духоборцы, скрепя сердце, подчинились и приняли английскую школу. Дети их обучаются сейчас в школах на английском языке. Дома матери обучают детей русскому языку, главным принципам религий в духоборческом понимании, пению старинных русских песен и религиозных псалмов. Женщина как воспитательница играла всегда и теперь играет исключительную роль у духоборцев.

Духоборцы хотели бы укрепить, если возможно, упор против односторонне-школьного влияния на детей и молодежь. Не имея права открыть свои школы, они с легкой руки Веригина и приглашенного им в 1927 году в качестве советника друга Л. Н. Толстого П. И. Бирюкова /скончавшегося в 1932 г. в Женеве/, решили предпринять некоторые шаги в области внешкольного образования духоборческой массы. Стараниями П. И. Бирюкова основана первая духоборческая библиотека /в основу которой легло большое книжное собрание самого Павла Ивановича, принесенное им в дар общине/. Открыта читальня. Книга завоевывает все больше и больше внимания среди духоборцев, особенно среди молодежи.

Директором общины Г. В. Верещагиным - заведующим народным образованием и здравохранением - организованы и в Британской Колумбии, и в Саскачеване кружки самообразования, имеющие большой успех. Молодежь собирается не только для совместного чтения, но и для обсуждения прочитанного.

До последнего времени духоборцы жили, если не изолированно от остального света, то все же вполне самостоятельно, не в экономическом, а именно в духовном отношении. Известные влияния, как, например, влияние Толстого или влияние технического прогресса, они могли воспринимать, но переваривали все тотчас же по своему. А главное, организационно стояли всегда особняком, своей группой, своей силой, не входя ни в какие более крупные объединения общего характера. В начале текущего 1932 года они сделали одно исключение. Шагнули к миру, или объединили свой шаг по пути к добру и прогрессу с шагом другой, однородной по своим заданиям, организации. Именно, духоборцы вошли как группа в состав Интернационала противников войны.

Интернационал противников войны /War Resisters International/ является достаточно известной на международном форуме радикально-антимилитаристической организацией, поэтому излишне здесь говорить о нем подробно. Особенностью организация является тот пункт устава, согласно которому каждый член ее дает личную подписку-обязательство не принимать участия ни в какой войне, ни в международной, ни в гражданской, и бороться за отстранение всех причин, вызывающих войну: "Война - преступление против человечества". Тут нет колебаний, нет никаких "постольку-поскольку". Да или нет? - ответ должен быть дан каждым простой, ясный и категорический.

26 января 1932 года международный Совет Интернационала противников войны, по моему предложению, обратился к П. П. Веригину с предложением и горячим призывом побудить руководимую им общину присоединиться на правах самостоятельной группы к этой организации.

"Нам хорошо известно, говорилось между прочим в этом письме, подписанным председателем Феннером Броквеем, генеральным секретарем Ренхемом Брауном и мною, как одним из членов совета, - история и современное состояние общины духоборцев. Нам известен весь путь великой борьбы вашей общины за идеалы мира, братства и равенства. Подкрепленная подвигом и великими жертвами борьба эта закончилась вашей победой как внутри России, так и вне ее. Отказавшись от войны и военной службы и установив в своей среде справедливый социальный порядок, вы являетесь в настоящее время поистине одним из передовых отрядов человечества и примером для всех мыслящих и идущих людей..."

Вот какой организации, следовательно, духоборцы поверили. Вот в какой форме нашли они для себя возможным сотрудничество. И если борьба против войны и насилия есть выражение истиной культурности человека и общества, в таком никто не смеет и духоборцев причислять к обскурантам и врагам культуры.

 

Есть у духоборцев меньшинство, 400 - 500 человек так называемых "Сынов Свободы", которые упорно отказываются иметь что-либо общее с культурой, цивилизацией, школами, правительством и т. д. "Сыны Свободы" занимаются исключительно земельным трудом. Землю в собственность не покупают и арендной платы за нее не вносят /они представляют делать это за них основной, большой духоборческой общине/. Детей своих ни в какие школы "Сыны Свободы" не посылают, штрафов и наказаний за это не боятся. Кажется, нет между "Сынами Свободы" или "свободниками", как они в просторечии называются, и основной массой духоборцев никаких глубоких принципиальных различий, которые могли бы отделять одних от других и часто превращать их в два враждебных стана. В действительности, дух фанатизма, присущий "свободникам", делает из них не вождей, не вдохновителей, не передовых борцов за духоборческие идеалы, а какое-то чужеродное тело в общей массе духоборческого народа, превращает их из помощников и сотрудников в бессознательных врагов общего дела.

Особенно одна сторона в поведении и привычках "свободников" осложняет их отношения с общиной, да и не только с общиной, а и со всем внешним миром, в том числе и с канадскими обществом и правительством. Именно, если "свободники" чем-либо недовольны в отношении к ним общины ли духоборческой, правительственных ли органов - они раздеваются все донага - мужчины и женщины и в таком виде все вместе с пением и выкриками в состоянии чрезмерного возбуждения парадируют по населенным окрестным местам и соседним городам.

Явление это новое и наносное. Ничего подобного у старых духоборцев не было. Кто был первым "соблазнителем" части духоборцев, сказать сейчас трудно.

Так как шествия в голом виде продолжаются систематически в течение многих лет, то естественно, что они вызывает большое раздражение против "сынов свободы" и в собственной духоборческой среде, которая в целом вовсе не желает, чтобы ее смешивали со "свободниками" и в американском населении, и у местной полиции - ведь последним приходится ловить голых людей и прекращать их шествие.

Так доведением прекрасных, здоровых принципов до бессмыслицы "свободники" компрометируют имя духоборцев и снижают значение их исторического подвига.

Конечно и у основной общины духоборцев могут быть и ошибки, и недостатки. Вот тут-то и должны помочь "свободники", помочь разумным советом, помочь избытками духовности и любовности, - если таковые у них имеются. "Голывством" же и праздным осуждением никому и ничему не поможешь.

Надо не дать умереть тому действительному духовному содержанию, которое скрыто в недрах духоборской души. Надо не забывать того высшего и лучшего, что создано великой духоборческой традицией. Надо объединиться всем духоборческим течениям и группировкам в служении основному и главному.

Оба последних вождя провозгласили три лозунга, долженствующие руководить всей жизнью каждого истинного духоборца. Лозунги эти следующие:

 

1. ТРУД И МИРНАЯ ЖИЗНЬ

2. СЫНЫ СВОБОДЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ РАБАМИ ТЛЕНИЯ

3. БЛАГО ВСЕГО МИРА НЕ СТОИТ ЖИЗНИ ОДНОГО РЕБЕНКА

 

Лозунги всеобъемлющие и пройдет, быть может, еще несколько столетий, пока все человечество научится воплощать всю жизнь в соответствии с требованиями, выраженными в этих лозунгах. Духоборцы стоят, быть может, ближе других людей к возможности такого перевоплощения. На этом пути они должны объединиться, на этом пути и пожелаем им дальнейших успехов!

Пожелаем также, чтобы более широкие круги цивилизованного общества присмотрелись ближе к поучительному примеру духоборцев и позаимствовали из этого примера то, что может помочь нам преодолеть сегодняшнее состояние всеобщего взаимного недоверия, озлобления, нужды, страха перед новыми социальными катастрофами, атавистического преклонения перед ореолом физической военной силы и мощи и кажущейся безвыходности.

На самом деле выход есть, и это выход надо искать, подобно духоборцам, и в своём сердце, и в разумной, не братоубийственной, а мирной, кооперированной инициативе.

 

Прага.

Ноябрь 1932 г.