Асланов Л. А.

ВОЙНА АГНЦА
(Из книги "Культура и власть")

...Этические стандарты квакеров основывались в меньшей степени на любви друг к другу и спокойствии, а в большей — на внутренней борьбе, которую каждый вел с самим собой. Моральные стандарты ранних квакеров были столь высокими, что немногие могли их выдержать. Христианские идеалы, отраженные, в частности, в нагорной проповеди, безграничны в своих требованиях, и это тем более верно в отношении пуританской Англии. Острая борьба была почти неизбежна вследствие пуританского требования как внутренней, так и внешней чистоты.

Внутреннюю борьбу всегда было труднее вынести, чем внешнюю. Сторонний наблюдатель может понадобиться для того, чтобы помочь человеку увидеть себя правдиво: психиатр может предоставить такую возможность в той же мере, что и квакерские собрания. Квакерские священники, наподобие современных психологов, знали много способов, которые позволяли сознанию избежать столкновения с невыносимой правдой. Техника квакерских проповедников была массированной атакой на все угрызения совести в их слушателях.

Квакеры дисциплинировали друг друга, например, публично сурово выговаривали за аморальное поведение. Но чаще проступки квакеров предавались публичному порицанию в мягкой манере. Квакеры рисковали, вызывая обиду у человека его открытым осуждением. Такая практика использовалась большинством квакерских священников только после глубокой борьбы с самим собой. Это было главным достижением. Людская вера в то, что горькая правда не вызовет катастрофы и, возможно, даже даст положительный эффект, означала непоколебимую веру в себя и в других людей.

Ранние квакеры проповедовали такую трансформацию мира, которую сами пережили посредством внутренней борьбы. Их проповеди об этике были очень подробными, и их целью всегда была полная духовная конверсия. Эта кампания ради победы Света во всем мире была построена на жестоких суждениях и обвинениях. Пуритане упрекали квакеров за то, что последние мало упоминали о любви к Господу и мало выражали любовь друг к другу. Но квакеры считали, что мир возможен только в результате обмена суждениями, прямыми, бескомпромиссными. Воззвания квакеров, по существу, означали, что все люди по природе злы, и надежда только на Свет. Они верили, что то, что было Богом в сознании людей, будет осуждать их.

Пуритан и квакеров объединяла вера в то, что Божья милость состоит не столько в прощении грехов, сколько в даруемой моральной силе. Нет никакого сомнения в том, что повиновение Духу вело к кампанейщине, а не к моральному кодексу. Но ставшему квакером надлежало изменить все привычки, которые хотя бы отчасти считались злыми. Став квакером, надо было менять свою деятельность по определенному стандарту, который был наступательным, а не оборонительным. Эта деятельность со временем меняла и сознание.

Все манеры квакеров были направлены на то, чтобы сломить гордость. Осуждение гордости и самоволия было сердцевиной «войны ягнят» — так они назвали кампанию борьбы со своими недостатками. Даже протест против социального неравенства не означал у квакеров требования социальных реформ, а был атакой на гордость и средством для духовной конверсии.

Примечание

По поводу этого текста мы уже побеседовали с Сергеем Грушко:

== Хотел Вас спросить, насколько это всё адекватно? т. е. было ли всё это в реальности: "война ягнят", атака на гордость в такой форме, жестокое осуждение, моральная сила, а не любовь, изменение сознания и т.п. — ведь сейчас, насколько могу понять, у квакеров такого нет.

== Текст вполне адекватно передает реалии раннего и квиетистского периодов квакерской истории. Есть правда некоторые нюансы, которые выглядят странными. Например, использование сочетания "квакерские священники". В то время у квакеров не было какой-то особой группы священников. Возможно речь идет о ministers — проповедниках.

То, что у автора переводится как "война ягнят", в современной квакерской традиции переводится как "война агнца" — оружие внутреннее (а не внешнее).

В первой половине 19 века сектантские моменты у квакеров стали ослабевать. И в течение второй половине того же века исчезли полностью. Период квакерской истории примерно с 1895 года уже прямо называется либеральным.



Изд: Л.А.Асланов "Культура и власть". Философские заметки. М., Изд-во ИТРК, 2001.

Сайт управляется системой uCoz