Некоторые черты об обществе духоборцев *).

 

(Записка 1805 года).

 

Во второй половине прошлого столетия открылось в России такое общество, существование коего во всем государстве по всем обстоятельствам казалось бы невозможным среди простого народа, народа по большей части непросвещенного и привязанного к одним наружностям в религии, без познания духа оной. Вдруг являются люди, не только отвергающие все обряды и наружные установления греко-российской церкви, но даже не приемлющие и наружного крещения водою и причащения тела и крови Христовой — под видом хлеба и вина.

По натуральному следствию, таковые люди не могли быть оставлены в покое, как со стороны соседей, так и со стороны самого правительства, тем паче, что никто не знал и не понимал их духа. Они отвсюду терпели почти беспрестанные гонения: каждая встреча с попом, с исправником или заседателем вовлекала их в следствия и в заключение; каждая встреча с соседями сопровождаема была ужасными для них ругательствами и обидами, каждый их поступок делал их в глазах других извергами и возмутителями общего спокойствия. Высшее правительство судило о них

————————

*) Первоначально было напечатано в „Русской Старине".

 

 

— 4 —

 

большею частию по донесениям низшего начальства, и они нередко посылались в ссылку, как государственные преступники.

Таким образом гонения духоборцев не прежде должны были кончиться, как в кроткое и мирное царствование Александра I *).

В 1801 году находившиеся в Слободско-Украинской губернии, для обревизования оной, сенаторы: Лопухин и Нелединский-Мелецкий — первые открыли пред государем людей сих в настоящем виде, и по представлениям сих ревизоров его величество, желая отделить духоборцев, как в Слободско-Украинской, так и в Новороссийской губерниях, высочайше дозволил им сделать переселение на Молочные воды.

В прошлом 1804 году просили о подобном туда переселении и находящиеся в Тамбовской и Воронежской губерниях духоборцы. Но прежде нежели объяснено будет, кто они таковы, должно рассмотреть их происхождение, образ жизни, также и их учение.

 

I. Происхождение духоборцев.

 

Название духоборцев дано им уже в 1785 году, и вероятно бывшим тогда екатеринослав-

————————

*) Гонения на духоборцев начались с 1792 года, когда екатеринославский губернатор писал в Петербург, что „все зараженные иконоборством не заслуживают человеколюбия", ибо ересь их особенно опасна и соблазнительна для последователей тем, что „образ жизни духоборцев основан на честнейших правилах и важнейшее их попечение относится ко всеобщему благу, и спасение они чают от благих дел". Духоборцы были приговорены к сожжению, но помилованы и сосланы в Сибирь.

 

 

— 5 —

 

ским архиепископом. Сим названием, конечно, хотели тогда означить ересь, содержащую учение духоборцев, так как непоклонение иконам названо иконоборческою ересью; но духоборцы сами, производя название сие от „духа", к объяснению оного говорят, что они духом Богу служат и духом бодрствуют. Итак, по их истолкованию надлежало бы называть их духоборцами. Прежде того правительство называло их иконоборцами, а их учение иконоборческою ересью, так как они отвергают между прочим и поклонение иконам. Чернь называла их всякими ругательными именами, но более всего молоканами и фармазонами: молоканами потому, что они не наблюдали постов и ели во время оных молоко и мясное; а слово фармазон есть испорченное, и есть тоже, что масон (франк-масон). Что касается до них самих, то они всегда называли и называют себя просто христианами, а прочих мирскими людьми.

Начало их происхождения им самим неизвестно, ибо они, как простолюдины и безграмотные, не имеют у себя никакой истории: предание также не сохранило между ними о том памяти. Они говорят только, что происходят от трех отроков: Анания, Азария и Мисаила, пострадавших за непоклонение образу Навуходоносора. Без сомнения, чрез то хотят сказать, что они так же страждут и готовы страдать за непоклонение иконам и за отвержение церемоний и обрядов наружной церкви.

Общество духоборцев доныне было общество рассеянное. Они нигде не составляли из

 

 

— 6 —

 

себя целых селений, но в разных селениях жили только по нескольку семейств. Сверх того они рассеяны и по всем странам России; кроме некоторых полуденных ее губерний, братья их есть в Архангельске, в Азове, в Георгиевске, в Ставрополе, в Коле, даже в Иркутске и в самой Камчатке. Они уверяют также, что многие из их братьев находятся в Германии и Турции; но в Германии они больше гонимы, нежели между магометанами.

Сношения между находящимися в России бывают по случаям, когда, например, кому-нибудь из их собратий случится быть в тех местах за своими нуждами, или по торговым оборотам; в случае же нужды посылают иногда и нарочных.

 

 

2. Образ их жизни и правления.

 

Если не касаться до правил исповедания веры, то духоборцы могут служить образцом в домашней и общественной жизни для крестьян. В 1792 году екатеринославский губернатор Коховский в донесении своем к бывшему тогда генерал-прокурору между прочим представлял, что последователи духоборческой ереси ведут жизнь примерно хорошую и, уклоняясь от пьянства и праздности, пекутся неусыпно о своем домостроительстве, и суть благонравны. Государственные подати и другие общественные повинности они всегда несли исправно, даже часто в излишестве противу прочих крестьян, по причине всегда чинимых им от сельского начальства притеснений вся-

 

 

— 7 —

 

кого рода. Леность и пьянство не терпимы у них до того, что зараженных сими пороками исключают они из своего общества.

Но как скоро касаются до таких обязанностей их и действий, в кои хотя несколько входит вероисповедание, то тут открывается совершенное несходство и даже противоположность их в сравнении с прочими крестьянами.

Духоборцы вовсе не ходят в наружную церковь, не поклоняются иконам, во время молитвы не делают на себе рукою крестного знамения, не наблюдают обыкновенных постов и не участвуют в веселостях и развратных делах мирских людей. Вот сколько причин, совершенно отделяющих их от всякого обыкновенного общества крестьян, и также служивших всегдашним поводом и к беспрестанному их гонению.

Духоборцы думают, что всякая наружность в деле спасения вовсе бесполезна, и что наружная церковь, по причине падения истинного христианства, сделалась вертепом разбойников; и потому признают церковь единую, святую, соборную и апостольскую, которую Господь явлением Своим собрал, осиял и осиявает и украшает дарованиями Духа Святого и которая потому есть собрание верных и истинных христиан.

В сем уверении они делают между собою частые собрания из своих собратий; однакож не имеют для того особо назначенного какого-либо места, так как в месте не находят они никакой святости, но собираются друг к

 

 

— 8 —

 

другу без всякого различия. Они не назначают также для сего и особых каких-либо дней, почитая их все равными и не имея никаких праздников: всякий день свободный бывает днем их собрания. Впрочем, собрания сии большею частию бывают в обыкновенные церковные и царские праздники, когда прочие мирские люди не работают; потому что если бы стали они работать во время сих праздников, то тем навлекли бы на себя ругательства мирян и могли бы подвергнуться истязаниям за пренебрежение государственных установлений. Таким образом всякий из них может сделать у себя собрание, когда захочет, приглася к себе всю собратию. Если же таковое собрание делает недостаточный, который не имеет чем накормить собравшихся к нему, то прочие доставляют ему и нужную к ужину пищу, или иногда приносят оную с собою, ибо в собраниях они и ужинают. Пришед в собрание, они приветствуют друг друга, мужчины мужчин, а женщины женщин, взявшись друг с другом правыми руками, делая друг другу три поклона и целуясь троекратно; при начале каждый читает свою молитву. Три поклона и троекратное целование делают они во имя Три-Vпостасного Бога, в очищение плоти и для отогнания гордости; рука за руку берутся в знак союза и любви, благовещания, познания разума, познания тайного Бога внутри себя.

В продолжение собрания читают молитвы один после другого, какие кто знает; поют все вместе псалмы и поучаются слову Божию. А как все почти не умеют читать, а потому

 

 

— 9 —

 

не имеют у себя и книг, то все сие производится в собрании изустно. Священников обыкновенных у них нет; они признают священника единого праведного, преподобного, не лживого, не скверного, отлученного от грешников и превознесенного превыше небес — Христа: он един и учитель их. Итак, в собраниях поучаются они слову Божию друг от друга; всякий может говорить, что знает, в назидание своей собратии: даже самые женщины из того не изъемлются, ибо, говорят они, и женщины имеют разум, а свет в разуме. Молятся, стоя или сидя, как случится.

При окончании собрания также бывает троекратное целование, как и при начале оного, и после того братия расходится по домам.

Все, сказанное здесь о времени и месте, относится к тем только духоборцам, кои жили или живут еще рассеянно по селениям, вместе с прочими крестьянами; что же касается до переселившихся на Молочные воды, то они делают собрания свои на открытом воздухе в двух кругах: круг мужчин и круг женщин.

Наиболее уважаемая в обществе духоборцев добродетель есть братолюбие. У них нет между собою собственности; но каждый имение свое почитает общим. По переселении их на Молочные воды, они доказали сие на самом деле; ибо они сложили там все свои пожитки в одно место, так что теперь у них общая денежная касса, одно общее стадо и в двух селениях два общих хлебных магазина. Каждый брат берет из общего имения все, что ему

 

 

— 10 —

 

ни понадобится. Странноприимство — также не последняя между ними добродетель, ибо с проезжающих чрез их селения не берут они ни за постой, ни за пищу. Впрочем, дабы братья их со временем не могли развратиться от пристающих у них сторонних людей, то для сего построен на Молочных водах особый общественный дом, где должны останавливаться все таковые проезжающие. Здесь также пристают и угощаются светские начальники на счет общества, и тут же хранится у них общественная сумма.

К ближнему духоборцы сострадательны; самые местные начальства, при всех возводимых на них клеветах, ни один раз засвидетельствовали пред высшим правительством, что они в нуждах оказывают ближним пособие и великие благотворения. Они жалостливы даже к домашнему скоту, ибо никогда почти не бьют оного.

Строго также наблюдается между ними почтение детей к плотским родителям и вообще младших летами к старшим, хотя сии старшие и даже родители не присваивают себе над ними никакой власти, почитая себя духовно им равными.

Наказаний между братьями нет никаких, кроме исключения из общества. Сие исключение бывает за такие только поступки, из коих общество ясно видит, что в исключаемом потерян уже дух христианства, и кои могут подать соблазн другим братиям. Но прежде такого исключения каждый из братии, как скоро заметит в ком подобный поступок, по точ-

 

 

— 11 —

 

ному смыслу Священного писания, напоминает ему, что он делает худо; если проступившийся от того не усовестится, то увещевается при двух или при трех братиях; если не послушается трех, то обличается в целом собрании; но если и тогда останется упорным, то решительно уже исключается из общества.

Бывают однакож примеры, хотя весьма редкие, что некоторые из их братии, не сделав явно никакого поступка, по которому бы могли подлежать исключению из общества, сами собою оставляют его, без сомненья для того, чтоб пожить по своей воле без всякого принуждения: случалось даже, что жены оставляли своих мужей. Таковых они не удерживают, но дают им свободу, наделив притом по возможности и имуществом.

Впрочем, исключенные из их общества и сами собой отделившиеся могут и опять приняты быть в оное, если совершенно раскаются в своих проступках и оставят развратную жизнь; чему также нередко бывают примеры.

Упражнения их обыкновенные, смотря по званию, кто в каком из них находится. Таким образом купец занимается купечеством, а земледелец — земледелием. Но как большая часть из них суть земледельцы, то и обыкновеннейшее их упражнение есть земледелие: некоторым образом предпочитают даже сие благородное упражнение всем прочим.

В обществе их совершенно нет никаких старшин, кои бы управляли и распоряжали обществом; но общество управляет всеми и каждым. Письменных постановлений и правил

 

 

— 12 —

 

также нет у них никаких. Судя по обыкновенному духу простого народа, в обществе духоборцев должно бы кажется быть разногласие и беспорядок; однакож такового беспорядка никогда у них не замечено. На Молочных водах до трех и даже до пяти малолюдных семейств уживаются в одной большой избе.

Что касается до управления семейств, в частности взятых, то слабость и нужды женского пола, неопытность юношей и воспитание не пришедших в возраст детей, конечно, требуют уже другого порядка. В каждом семействе, натурально, должен быть старший, и сей старший есть родитель по плоти. Долг его есть промышлять о нуждах своего семейства, смотреть за поступками детей, исправлять их недостатки и научать закону Божию. Когда умирает родитель, то место его заступает старший из братьев; а в случае неспособности сего последнего, в управление семейства вступает другой, способнейший.

Образ воспитания у духоборцев самый простой и единственный. Как скоро дитя начинает говорить и понимать, то родители начинают изустно обучать их кратким молитвам и псалмам, пересказывают им что-нибудь из священного писания, и таким образом всегда продолжают наставлять их изустно в христианском законе. Когда же дети выучат несколько молитв и псалмов, то вместе с другими ходят в собрания, читают в свою очередь выученные ими молитвы и поют с прочими псалмы. Впрочем, и кроме родителей каждый из духоборцев за долг считает научить чему-

 

 

— 13 —

 

нибудь полезному всякое дитя своей собратии, как скоро имеет к тому случай, и удержать от зла, если то в нем заметит.

При таковом воспитании дух родителей мало-по-малу переходит и в их детей; образ мыслей глубже в них вкореняется и их склонность к добру сильнее утверждается добрыми примерами. Уверяют, и очень естественно, что между множества детей каждый отличить может духоборческих детей от всех прочих, как колосья пшеницы между овсом.

 

 

3. Учение духоборцев.

 

1) Главнейший догмат исповедания духоборцев есть служение и поклонение Богу духом и истиною. Всякую наружность, яко ненужную в деле спасения, отвергают.

2) Они не знают никакого символа веры, но говорят только о себе, что они веры Иисусовой. Известный в наших церквах символ веры они читают, и все содержащееся в нем признают за истину; но полагают его в числе обыкновенных своих псалмов.

3) Бога признают в трех лицах единого - неисповедимого. Веруют, что памятью мы уподобляемся Богу-Отцу, разумом — Богу-Сыну, волею — Богу-Духу Святому; также первое лице, — свет — Отец Бог наш; второе лице — живот — Сын-Бог наш, и третье лице — покой — Свят Дух Бог наш.

Изображение Три-Vпостасного Бога в натуре: Отец — высота, Сын — широта, Дух Святый — глубина. Сие же берут и в нравственном

 

 

— 14 —

 

смысле: Отец высок, и никто не может выше его возглаголать; Сын широк разумом; глубины Духа никто не может испроведать.

4) Понятие, которое они имеют о Христе, основано на евангельском учении: они признают пришествие его во плоти, деяния, учение и страдание; но более все то берут в духовном смысле и утверждают, что все, что содержится в евангелии, должно совершиться в нас. Таким образом Христос должен в нас зачаться, родиться, возрастать, учить, страдать, умереть, воскреснуть и вознестись; и в сем-то они полагают процесс нового рождения, или обновления человека. Они говорят, что сам Иисус был и есть евангелие вечное, живое и посылал оное словом проповедывать. Он сам есть слово и пишется токмо на сердцах.

5) Веруют, что кроме Бога и Христа Его, нигде нет спасения; но если Бог не призывается от чистого сердца, то и Он сам спасти человека не может.

6) К спасению человека нужна несомненная вера во Христа; но вера без дела мертва, так, как и дела без веры. Bера же живая одна и есть сердечное принятие евангелия.

7) В рассуждении крещения говорят, что они крестятся словом во имя Отца и Сына и Святого Духа, как Христос заповедал апостолам, сказав: шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Крещение сие совершается тогда, когда человек покается чистым желанным сердцем и взывает к Богу: тогда оставляются ему грехи

 

 

— 15 —

 

его, и он уже думает о Боге, а не о мире. Сие едино крещение исповедуют они во оставление грехов.

Новое рождение и крещение духовное, по их разумению, есть одно и то же. Средство к достижению нового рождения есть живая вера в Бога и молитва. Знаки рожденного или крещенного свыше, суть дела нового человека.

Впрочем, крещение сие имеет, по их мнению, седмь состояний или степеней:

Первое крещение есть оставление грехов; второе — познание мира, или разумение пути Господня; третье — речение слова Господня, или глагол Божий; четвертое — елеосвящение, или освящение молитвы; пятое — исповедание духовное; шестое — причащение духовное; седьмое — кровемучение или смирение. Кровь означает покрывало слова Божия. Сия же седьмая степень означает еще у них и соединение с Богом.

Если кто достиг до соединения с Богом, в чем полагают они седьмую степень духовного крещения, или нового рождения, тот живет уже в Боге; и таковой духовными очами может зреть и ангелов.

Наружное крещение водою почитают бесполезным и говорят, что вода смывает только нечистоту наружного тела.

8) Они полагают, что каждому истинному христианину даются два имени: одно плотское, при плотском рождении от родителей его даваемое; а другое духовное, которое нарицает ему Небесный Отец при духовном его рождении, соответственно его делам. Сие последнее

 

 

— 16 —

 

имя никому здесь неизвестно, а познано будет в вечности.

9) Исповедуются в своих грехах Богу Небесному, благому и милосердному, отпускающему все наши согрешения, — молитвами. В грехах противу своих собратий исповедуются пред всеми и просят у них прощения. Запираться в грехах, когда другие их узнают, почитается у духоборцев великим преступлением: если по троекратном увещании таковой не усовестится, то его отвергают от общества; они сильно охуждают то, когда человек называет себя грешником, делает из того род похвальбы и ложного смирения, и как бы извиняясь тем, но притом не старается исправить себя от своих грехов. Когда человек пал, то тотчас должен встать, просить у Бога прощения с сокрушенным сердцем и всеми силами остерегаться, чтоб паки не впасть в подобный грех.

10) Что касается до причащения, то они причащаются во всякое время святым и животворящим, бессмертным и страшным тайнам во оставление грехов духовно, внутренно восприятием в себя слова Божия, которое есть Христос; а таковое причащение, как говорят они, проницает человеческий разум сквозь костей и мозгов.

Таинство причащения тела и крови Христовой под видом хлеба и вина не приемлют, говоря, что хлеб и вино входят во уста, как обыкновенная пища, и ничего душе нашей не пользуют.

11) Пост полагают они не в качестве

 

 

— 17 —

 

пищи, но в воздержании от объядения и других пороков, в чистоте, в кротости и смирении духа. Воздержание от мяс, по словам их, не приносит душе никакой пользы.

12) Святых почитают, но не призывают на помощь, говоря, что они угодили Богу собственно для себя: мы должны только им подражать, что и называют они призывать их дело.

Впрочем, они не почитают дела угодивших Богу праведников — все без разбора святыми: таким образом они судят, что когда Николай Чудотворец на соборе ударил Ария в щеку, то тогда от него отступило слово Божие, и он смешал редьку с медом.

13) Брак у них не почитается таинством и совершается по одному взаимному согласию молодой четы. Поелику нет между духоборцами никакого предпочтения по богатству и знатности фамилии, то родители вовсе не мешаются у них в браки детей. Церемонии и обрядов притом также не бывает никаких: довольно для сего одного согласия молодых супругов и обещания жить вместе. Иногда однакож случается, что брак их не прежде делается явным, как когда уже супруга понесет младенца. Впрочем, как скоро мужчина познает девицу, то он не может отказаться иметь ее своею женою; в противном случае он исключается из общества. Сему же наказанию неминуемо подвергаются и прелюбодеи, если бы случились оные.

Разводов, в намерении вступить в брак с другими лицами, у них никогда не бывает, ибо сие было бы также прелюбодейство. Но если

 

 

— 18 —

 

бы обе стороны пожелали не знать друг друга для сохранения чистоты, то сие, конечно, зависит от них самих. Муж по смерти жены и жена по смерти мужа могут паки вступить в брак до трех раз, чему однакож почти не бывает примеров, ибо, говорят они, христианин обязан укрощать плоть свою, а не похотствовать.

14) Усопших поминают они добрыми делами и никакого уже другого поминовения по них не творят: праведных Сам Господь помянет во царствии Своем. Таким образом они не молятся уже за умерших, почитая то для них после смерти бесполезным. Впрочем, кончину христианина не называют они смертию, но изменением; а потому и не говорят, что брат наш умер, но брат наш изменился.

При погребении усопших, обрядов у них не бывает никаких: также никто об них и не плачет, кроме детей, но и в тех почитается сие одною слабостью. Когда духоборцы жили скрытно, то тела умерших их собратий погребались обыкновенным образом на общем кладбище; но когда они сделались явны, то хоронили своих умерших в особенных местах.

15) Сотворение первого человека исповедуют они таким же образом, как говорится о том в священном писании, то есть, что тело его взято от земли, и что Бог вдунул в него дыхание жизни. До падения он был чист и непорочен, и тело имел лучшего и совершенного сложения, или, по их выражению, он был в мирном теле. Падение полагают в преступлении заповеди Божеской.

 

 

— 19 —

 

Они говорят, что тело в человеке от земли, кости от камня, жилы от корня, кровь от воды, волосы от травы, мысль от ветра, благодать от облака. Сие объясняется известным мнением, что человек есть малый мир.

О душе человеческой говорят, что она есть сила в Боге, а Бог в человеке.

16) Рассуждая о грехе наследственном, они согласны, что от злых родителей большею частию родятся и злые дети, но притом утверждают, что грехи родителей не препятствуют спасению детей, и что в деле спасения каждый сам за себя должен дать Богу ответ.

17) В рассуждении блаженного состояния праведных и рая, говорят, что царство в силе, а рай в словеси и что души праведных в руце Божией, а потому не прикоснется к ним и мука; в рассуждении же мучения грешных и ада (полагают), что грешные души во тьме ходят, чающе себе скорой погибели, и что ад стоит на злобе.

О переселении душ после смерти рассуждают, что человек делом оправдится и делом погибнет; что дело приводит каждого в свои места, и что после смерти нет уже покаяния.

18) Что касается до общего воскресения праведных и грешников, то духоборцы в суждении о сем не входят, предоставляя то единому Богу.

19) Вообще они неохотно или и вовсе не входят в изъяснение таинственных вещей с людьми, мало им известными, основываясь в том на изречении Спасителя, сказавшего: не

 

 

— 20 —

 

мещите бисера перед свиньями. Они говорят, что теперь еще не время открывать сии вещи и что оные скоро всем известны будут.

Равным образом и на вопрос: как скоро ожидают они пришествия Христова, отвечали, что, судя по делам, в мире творящимся, надобно ему быть скоро.

20) Дабы человеку спасти душу свою, то для сего не полагают они нужным быть в их обществе. Они говорят, что дело приводит ко спасению, и для того нужно только уразуметь путь Господень и исполнять его.

21) Театр, по мнению их, есть школа сатанинская, где сам сатана и диавол присутствуют. Плясуны, как на театрах, так и на прочих увеселениях уподобляются гусям, которые весною с маткою выходят на траву, скачут и прыгают, но все остаются гусями и познания о Боге не имеют; когда же приходит мороз, то они садятся и прячут свои ноги.

22) В убранстве покоев духоборцы не поставляют никакого греха; напротив того, говорят еще, что человеку христианину прилично жить чисто и опрятно (чем они и сами, по их уверенно, отличались всегда от прочих крестьян в их селениях), нужно только смотреть, чтоб дух не был привязан к сим убранствам.

То же думают они о картинах в покоях, о портретах известных людей и даже изображениях святых. Они говорят, что таковые картины служат украшением дома и приятны для глаз; но поклоняться им отнюдь не должно, и есть грех смертельный.

 

 

— 21 —

 

23) О бритье бород и употреблении табаку они говорят, что поелику ни борода, ни воздержание от табаку не составляют еще христианина, то ни в том, ни в другом не полагают ни малейшей важности. Если бы им, как крестьянам, прилично было ходить без бород, то бы они без всякого затруднения согласились себе оные выбрить.

24) Когда духоборцы жили в России скрытным образом, то необходимость, конечно, заставляла и их исполнять тогда для виду наружные обряды греко-российской церкви; но поелику они их внутренно нимало не уважали, то дабы не обнаружить образа мыслей своих, всякому обряду, всякой вещи, принадлежащей к наружному богослужению, давали особые свои значения и истолкования в духовном смысле. Например, рассуждая о просфорах, они говорят, что:

Первая просфора есть согласие православной веры; вторая — любовь не лицемерная; трития — поучение в правом достоинстве; четвертая — принятие святых тайн; пятая — просветитель.

Приобыкнув к такому иероглифическому выражению мыслей, они придают нравственное значение и многим другим предметам; так, например, каждому дню седмицы приданы у них следующие значения, в роде кратких нравоучительных значений:

Понедельник — вся дела Господня поведа. Вторник — второе рождение человека. Среда — зовет Господь людей ко спасению. Четверток — чтите Господа и святых Его.

 

 

 

— 22 —

 

Пятница — пой, прославляй имя Его. Суббота — бойся суда Господня, дабы не погубить душу свою в неправде. Воскресенье — воскресни от мертвых дел и прииди к царствию небесному.

Семь небес означают у них семь евангельских добродетелей, таким образом:

Первое небо есть смирение; второе — разумение; третье — воздержание; четвертое — братолюбие; пятое — милосердие; шестое — совет; седьмое — любовь; там живет и Бог.

Подобно сему двенадцать христианских добродетелей изображаются у них в виде двенадцати друзей. Сии друзья суть:

1) Правда — человека от смерти избавляет.

2) Чистота — человека к Богу приводит.

3) Любовь — иде же любовь, тамо и Бог.

4) Труды — телу честь и душе вспоможение

5) Послушание — скорый путь ко спасению.

6) Неосуждение — без труда человеку спасение.

7) Рассуждение — всей добродели свыше.

8) Милосердие — от него человека сам сатана трепещет.

9) Покорение — Самого Христа Бога нашего дела.

10) Молитва с постом — она человека с Богом соединяет.

11) Покаяние — нет закона и заповеди выше его.

12) Благодарение — радостно Богу и ангелам Его.

Кто поймет сих дванадесять друзей, за того человека заступят дванадесять ангелов и снесут душу его в царство небесное.

 

 

— 23 —

 

Для образца предлагаются также здесь и две молитвы из тех, какие читаются у них в собраниях:

 

1.

 

К кому пойду от Тебя, Господа моего, от лица Твоего к кому убегу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, Ты тамо еси; аще возьму крылья мои рано, вселюся в последние моря, тамо рука Твоя наставит меня и удержит меня десница Твоя. К кому пойду и где обрящу вечный живот, аще не в Тебе — Создателе моем? К кому пойду и где обрящу утешение, радость, пристанище, покой душе моей? К кому пойду от Тебе, Господи Боже мой, Ты глаголы живота имаши в Себе? Ты еси источник живота, податель всех благ Твоих. Возжажда к Тебе душа моя, возжажда к Тебе сердце мое, Боже живота моего! Усладимся пресвятого Твоего имени, пресладкого Господа моего Иисуса; да уранена им будет душа моя, да уязвено будет мое сердце, да ничто же будет мне любезнейше во всем житии моем, паче Пресвятого Твоего Духа; будут сладки Словеса Твои гортани моей и устам моим, паче меду; оправдания Твоя вожделенны мне будут, Господи, паче злата; камения честна много слаще, паче меда и сота.

 

2.

 

Како Тебе мы имеем любити Господа своего; Ты бо еси живот мой, Ты бо еси мое спасение, слава и похвала; Ты бо еси моя богатства,

 

— 24 —

 

вечная сокровища; Ты бо еси моя надежда и упованиеe; Ты бо еси мое радование, вечный покой; лучше ли мне любить вещь суетную, или вещь безвестную, превратную или погибельную, ложную, нежели Тебе, истинного живота моего? Живот Ты еси, мое спасение: сего ради всю надежду мою, вся упования моя, вся желанья моя в Тебе едином полагаю. Тебе, Господи! взыщу всем сердцем моим, всею душою моею, всем помышлением моим; к Тебе единому во углубление имам вся внутренняя, членова мнози; к Тебе единому излиюсь; весь буду в Тебе, а Ты во мне. Увем и познаю Тебе во истинном, во едином истинного Бога-Господа, Его же послал Иисуса Христа. Во свете Твоем узрим свет благодатно Твоего Пресвятого Духа.

—————

Духоборцы, приезжавшие в прошлом, 1804 г., в Санкт-Петербург для испрошения своим собратиям дозволения к переселению на Молочные воды, при обратном их отъезде в свои места, пред самым праздником Рождества Христова, будучи вопрошаемы, не лучше ли им провести праздник в Санкт-Петербурге и после оного уже отправиться в путь, сказали: для нас все равно, потому что праздник с нами, внутри нас.

Когда же увещаемы были, чтобы, поселясь на Молочных водах, жили они тихо и скромно и не старались обращать в свою секту, то отвечали, что все, что надобно, уже посеяно; что им не нужно более об оном стараться и что теперь настало время жатвы, а не посева.

—————

 

 

Издания „Посредника".

Религиозные движения в Западной Европе.

 

Жизнь древних христиан. Ц. 3 к.

Очерки истории инквизиции. В. Величкиной, книга I, ц. 1 р.

Содержание: Упадок христианства с появлением церкви. Борьба церкви с свободными течениями в христианстве — с альбигойцами, вальденсами, апостольскими братьями и т. д. Крестовые походы церкви и государства на свободных христиан, — Насилия церкви над евреями и магометанами. Инквизиция во Франции, Италии и Испании. Борьба церкви с свободными христианами в Нидерландах. Борьба реформаторов с церковью и церковническим государством. Уничтожение инквизиции.

Рассказы из истории инквизиции. Н. Гусева, ц. 12 к.

Содержание: Гонения на христиан. Распространение христианства. Крещение царя Константина и союз церкви и государства. Преследования еретиков. Вселенские соборы и дух нетерпимости среди духовенства. Первые казни за несогласие в вере. Преследования язычников. Развитие ересей. Борьба православных и еретиков. Споры о почитании икон. Павликиане и их казни. Распущенная жизнь духовенства. Альбигойцы; сущность их учения; возвышенность их жизни. Крестовые походы против альбигойцев. Учреждение инквизиции. Допросы, пытки, казни. Борьба с инквизицией. Испанская инквизиция. Великий инквизитор Фома Торквемада. Преследование евреев. Борьба Лютера с католицизмом. Уничтожение инквизиции.

Е. Свешникова. Франциск Ассизский, ц. 1½ к.

Н. Гусев. Борец за правду Иероним Саванаролла, ц. 3 к.

Е. Жилина - Дьяконова. Иван Гус. С приложением очерка Н. Гусева «Ученики и последователи Гуса». (Печатается).

Петр Хельчицкий. Сеть веры. Перевод с чешского. Ц. 40 к.

Из статьи Л. Н. Толстого о Хельчицком: «В книге «Сеть веры» мы находим простое, ясное, сильное и правдивое обличение того ужасного обмана, в котором жили и живут люди, веруя в самое чуждое истинному христианству и воображая, что они исповедуют христианское учение, и ясное указание того единого благого пути жизни, который открыт был людям Христом, указание на то, чем должно бы быть христианское общество по учению его основателя и чем оно стало при извращенном учении».

В. Ольховский. Назарены в Венгрии и Сербии. (Преследования за веру и христианскую жизнь в XIX и XX веке). Ц. 30 к.

М. Таубе, проф. Христианство и международный мир. (Против войны. История отношений христианства к войне и военному делу). Ц. 25 к.

 

 

 

Date: 6 декабря 2013

Изд: Некоторые черты об обществе духоборцев. Записка 1805 года. М., «Посредник», 1906

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)