Миротворчество и
христианское разрешение конфликтов

 

 

ГЛАВА 5

ЧЕТЫРЕ ПОДХОДА

К УРЕГУЛИРОВАНИЮ

КОНФЛИКТОВ

 

Рон Клаассен

Система урегулирования конфликтов

(Из материалов к семинару «Основной курс

по урегулированию конфликтов и посредничество»)

 

Модель сокращения

эмоциональных и финансовых затрат

во время разрешения конфликта

 

Существует четыре основных пути, которые мы применяем с целью разрешения конфликта.

 

№ 1 Властное принуждение

Это происходит, когда один человек или конфликтующая сторона имеет возможность принудить другого человека делать что-либо, чего тот не хочет.

 

 

[Кружок означает того, кто осуществляет решение.]

 

№ 2 Внешний авторитет

Это происходит, когда чьи-либо навыки, закон или другой внешний источник, не вовлеченные в этот конфликт, используются участниками конфликта и помогают им принять решение.

 

 

141

 

№№ 3 & 4 Совместное разрешение конфликта

Это происходит, когда стороны в конфликте самостоятельно приходят к соглашению о том, как им лучше разрешить конфликт. Иногда им необходима помощь со стороны, но это только посредническая помощь. Соглашение не принимается до тех пор, пока участники не договорятся по принятому решению.

 

 

Существующие социальные системы (семья, школа, предприятие, нация, суд) обычно используют все четыре перечисленных пути для разрешения своих конфликтов. Опыт и исследования показывают, что каждый из этих четырех методов по-разному влияет на эмоции, а также финансовые затраты людей, участвующих в конфликте.

Схема показывает, что когда предпочтение отдается методам №1 и 2, то уровень стресса при разрешении конфликта увеличивается, а эффективность падает. И, наоборот, если чаще применяются методы №3 и 4, то уровень стресса при разрешении конфликта понижается, а эффективность возрастает.

 

 

Существует четыре главные причины, из-за которых совместные методы разрешения конфликта не применяются.

 

142

 

1. Потому что сторонам в конфликте не хватает необходимых навыков и стратегий.

2. Потому что людям и предприятиям недостает организованности и структуры.

3. Потому что никто не предлагает, не поощряет, и не помогает сторонам применять методы 3 и 4.

4. Потому что мы смотрим на конфликты через призму нашего предубеждения, которое состоит в том, что тот, кто совершил проступок, нарушил правила, — должен быть наказан.

 

© 1995, Рон Клаассен, Центр миротворчества и изучения конфликтов.

 

 

Рон Клаассен

Четыре подхода к разрешению споров

(Из материалов к семинару «Основной курс

по урегулированию конфликтов и посредничество»)

 

Властное принуждение

 

Властное принуждение определяется как способность принудить кого-либо делать то, чего тот предпочел бы не делать.

 

 

Форма: агрессивные действия или атака, лишение людей каких-либо преимуществ, которыми они обладают.

Решение вопроса о том, кто имеет больше власти, часто заканчивается разрушительным противоборством. Никто не может заранее знать, как далеко может зайти одна из сторон в своем нападении или отступлении.

Примеры: война, забастовка, борьба за занимаемое положение, уход со встречи.

 

Внешний авторитет

 

Мы прибегаем к помощи внешнего авторитета, когда мы полагаемся на существующий стандарт или авторитетную личность, которые для нас являются олицетворением законности и справедливости, и которые могут определить того, кто прав, и то, что нужно делать.

 

 

Форма: выработанные правила, свод законов, контракты, документы, судьи (иногда это могут быть неофициально принятые стандарты, такие как договор о сотрудничестве или паритет, прецедент, равноправие сторон, традиция старшинства).

Иногда обе стороны согласны использовать этот метод, но иногда случается, что одна из сторон к этому принуждается.

 

144

 

Временами стороны имеют разное понимание стандарта, или разные правила, которые они применяют в одной и той же ситуации.

 

Совместное разрешение конфликта

 

Совместное разрешение конфликта происходит тогда, когда каждая из сторон участвует в принятии решения, которое не становится окончательным до тех пор, пока обе стороны его не одобрят. Иногда этот процесс может быть неформальным, а иногда он проходит в форме формальных переговоров или посредничества. Существует два системных метода для совместного разрешения конфликтов: «Примирение несправедливостей» и «Примирение интересов».

 

 

Интересы — это нужды, ценности, волнения, страхи, желания. Интересы лежат в основе чьей-либо позиции. Ваша позиция в конфликте — это то, что вы уже решили сделать. Ваши интересы — это то, что послужило причиной для вашего решения.

Примирение интересов, а не позиций, действует по двум причинам: (1) для каждого интереса может быть выработано несколько возможных позиций, которые могут его удовлетворить, (2) за несовместимыми позициями находится больше совместимых интересов, чем несовместимых.

Примирение несправедливостей — это процесс прощения, в котором стороны: (1) взаимно признают несправедливость, (2) восстанавливают равенство до возможного уровня, и (3) принимают соглашения, которые проясняют будущие намерения.

 

© 1996, Рон Клаассен, Центр миротворчества и изучения конфликтов.

 

 

Рон Клаассен

Упражнение: модель четырех подходов

(Из материалов к семинару «Основной курс

по урегулированию конфликтов и посредничество»)

 

Ниже приведены примеры того, как я понимаю модель четырех подходов применительно к некоторым конфликтам, или в ситуациях принятия решений. Попробуйте определить, какая из четырех моделей (№1 — властное принуждение, №2 — внешний авторитет, №3 и 4 — совместное разрешение конфликта) подходит к данным ситуациям, a затем проверьте, совпадают ли ваши ответы с моими. Каждом утверждение обозначено заглавной буквой; ключ к ответам приведен в конце статьи.

A. Начальник говорит подчиненному: «Делай, как я тебе сказал, иначе будешь уволен». Если работник не хочет потерять работу, он знает, что ему ничего не остается, как подчиниться приказанию.

Б. Два сельских жителя спорят о том, где должна проходить граница, разделяющая их огороды. Они решили обратиться за помощью к местному начальству.

B. Два ученика спорят о том, кто должен быть дежурным по классу. Староста класса помогает им разрешить эту проблему, и они приходят к совместному решению, которое устраивает обоих.

Г. Два друга решили взять видеокассету напрокат и посмотреть фильм. Но, как выяснилось, они хотят смотреть разные фильмы. После короткого обсуждения они решили, что в этот выходной они посмотрят один фильм, а в следующий выходной другой фильм. Когда друг спросил об этом споре, они сказали, что разрешили его успешно.

Д. Двум работникам дали деньги и поручили купить компьютер для офиса. Но они не смогли согласиться в том, какую модель компьютера покупать. Они поговорили об этом с начальницей отдела и попросили ее решить вместо них.

Е. Два товарища не могут решить, в какой закусочной им поесть. В конце концов, один из них не выдерживает и уходит, говоря другому: «Позвони мне завтра».

Ж. Два партнера по бизнесу спорят о том, как им поделить деньги, оставшиеся после ликвидации их дела. Они

 

146

 

просят их общего друга прийти и помочь им договориться об этом. Во время встречи с другом оба партнера принимают решение, которое они считают справедливым и которое позволит им разделить деньги по-дружески.

З. Ребенок собирается перебегать через дорогу на красный свет и может попасть под машину. Взрослый пешеход, видя надвигающуюся опасность, хватает ребенка на руки и несет его к зазевавшимся родителям.

И. Два студента, которые вместе оформляют плакат, не согласны насчет правописания слова. Они находят это слово в словаре, где дается правильное написание. Их спор разрешается.

К. Два партнера, организовавших бригаду по ремонту квартир, решили расширить свой бизнес. Каждый из них подумал, как это сделать, но они пришли к разным заключениям. Один из них предложил нанять еще одного маляра, а другой — мастера по кладке плитки. В конце концов, они решили, что должны принять в свою бригаду маляра.

Л. Грабитель держит пистолет у головы женщины и требует, чтобы она отдала свою сумочку. Женщина отдает сумочку, и тот убегает.

М. Милиционер арестовал и доставил в отделение мужчину, который намного превысил скорость вождения своего транспортного средства, находясь в нетрезвом состоянии.

Н. Супруги хотят куда-нибудь поехать на выходные. Жена хочет выехать в пятницу вечером, а муж в полдень в субботу. После некоторого обсуждения о том, почему они хотят выехать в свое время, они договорились, что лучше всего поехать в субботу утром.

О. Одно государство угрожает другому войной и сообщает, что войска приведены в боевую готовность и могут выступить в любое время. Политический лидер, уважаемый обеими сторонами, встречается с руководителями этих стран и помогает им выработать несколько соглашений по конфликтным вопросам, и военные действия удается предотвратить.

П. Во время игры в футбол два школьника не согласны в том, как продолжать игру, если мяч попал в линию. Они спрашивают школьного тренера и следуют правилам, которые он им объясняет.

 

147

 

P. Девочка-подросток и ее родители спорят о том, в какое время она должна возвращаться по вечерам. Они выслушивают друг друга и стараются найти путь решения проблемы сообща. В конце концов, они находят компромиссное и обоюдно устраивающее их решение.

С. Мальчик разбил окно в доме у соседа. Из-за этого соседи, которые раньше были друзьями, больше не разговаривают друг с другом. Другой сосед пригласил к себе домой мальчика, его семью и соседей, чье окно было разбито, и помогает им поговорить о том, что случилось, и решить, как исправить эту ситуацию.

 

Ключ: А-1; Б-2; В-3; Г-4; Д-2; Е-1; Ж-3; 3-1; И-2; К-4; Л-1; М-1; Н-4; О-З; П-2; Р-4; С-3.

 

Общей чертой всех примеров, которые относятся к модели №1, является то, что только одна сторона имеет возможность контролировать ситуацию, а другая сторона либо не имеет выбора, либо должна подчиняться.

Общей чертой всех примеров, относящихся к модели №2 является то, что они имеют внешний критерий или человека, которые помогают им в принятии решения, или определяют курс дальнейших действий.

Общей чертой всех примеров, относящихся к модели №3, является то, что стороны в конфликте достигают обоюдного решения или соглашения о дальнейших действиях с помощью третьей стороны.

Общей чертой примеров, относящихся к модели №4, является то, что стороны в конфликте достигают обоюдного решения или соглашения без посторонней помощи.

 

© 1996, Рон Клаассен, Центр миротворчества и изучения конфликтов.

 

Марк Чапп

Переговоры

(Статья из сборника «Посредничество

и содействие: учебное пособие»)

 

Каждый из нас ведет переговоры. Когда двое или более людей хотят прийти к соглашению, они вступают в переговоры. Многие люди склонны думать о переговорах только как об официальном процессе, на который приглашаются представители сторон, работающих над соглашением по поручению. Примером таких переговоров являются переговоры о контракте между профессиональным союзом и руководством предприятия или переговоры о торговле между двумя странами.

Наиболее распространенный взгляд на переговоры в американском обществе состоит в том, что переговоры рассматриваются как соревнование, где побеждающий присваивает все. Прибыль для одной стороны означает убыток для другой стороны. Этот взгляд на переговоры основан на подходе к конфликту «выигрывает А, проигрывает Б», когда делается акцент на агрессивные стратегии, властное воздействие и манипуляцию. К этим методам прибегают, чтобы достигнуть преимуществ над противником. Недостатки такого подхода очевидны, так как одна из сторон находится на грани того, чтобы потерять все, и отношения между сторонами страдают независимо от того, кто выигрывает.

Неудовлетворенные переговорами по типу соревнования, многие считают, что для них остается только одна альтернатива — компромисс. В этом случае компромисс выражает для них сущность переговоров. Каждая сторона должна предпринять серию шагов, чтобы достичь соглашения и договориться о некоторой середине. Вы уступаете немного, следовательно, вы немного получаете. Хотя этот подход менее деструктивный, он игнорирует много творческих предложений. Кроме того, не все проблемы могут быть решены методом компромисса. Когда два человека решили пожениться, но хотят жить в разных городах, то их компромиссное соглашение жить в городе посередине, не является подходящим решением, которое можно было бы воплотить в жизнь.

 

149

 

Более творческий подход к переговорам — это сотрудничество или интеграция. Вместо того чтобы пытаться обыграть противника, или найти компромисс, этот подход нацелен на принятие решений, которые удовлетворяют целям и интересам обеих сторон. Вместо соревнования друг с другом стороны подчеркивают свою общность и работают совместно, чтобы устранить различия. Это подразумевает взаимозависимость, при которой обе стороны работают вместе, стремясь сохранить их отношений. Сотрудничество основано на доверии и свободном доступе к информации. Решения принимаются, когда разногласия разрешаются положительно. Имеется совместное авторство в принятии любых решений и коллективная ответственность за будущие пути развития. Такой тип переговоров также называется «принципиальные переговоры». Этот метод, ставший классическим, был разработан в 1981 году американскими социологами Роджером Фишером и Уильямом Юри27.

 

Переговоры как сотрудничество

 

Стадии, принципы процесса переговоров из книги Фишера и Юри «Путь к согласию».

1. Установите и определите проблему; отделите людей от проблемы.

2. Определите и обсудите интересы и нужды каждой стороны; концентрируйтесь на интересах, а не на позициях.

3. Предложите варианты и альтернативные решения; предлагайте варианты перед принятием решения.

4. Оцените и выберите подходящие альтернативы, изберите объективные критерии и стандарты.

 

© 2000, Меннонитское служение примирения, США.

Печатается с разрешения издательства.

—————

27 Р. Фишер и У. Юри. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990.

 

Рон Клаассен

Переговоры: примирение интересов

(Из материалов к семинару «Основной курс

по урегулированию конфликтов и посредничество»)

 

1-я ступень: знакомство и основные правила

 

1. Знакомство.

2. Коротко сформулируйте конфликт, который вам нужно разрешить (пользуйтесь определениями).

3. Обсудите модель четырех подходов и договоритесь, что вы хотите использовать подход №4 — совместное разрешение конфликта или подход №3 — переговоры. (На диаграмме обведен «субъект» решения конфликта.)

 

 

4. Осудите схему «Обязательство быть конструктивным» и договоритесь, что вы будете конструктивны, и сосредоточьтесь на решении проблемы. (См. схему на с. 177).

* Позвольте (одной из сторон) вести переговоры. Дайте знать, если процесс ведения переговоров вам не представляется справедливым. Не прерывайте говорящих.

* Будьте искренни, насколько это возможно.

* Не употребляйте оскорбительных слов, прозвищ или ругательств.

* Будьте готовы обобщить или перефразировать сказанное вашим оппонентом.

 

2-я ступень: определите интересы

 

1. Одна из сторон просит другую сторону коротко описать имеющуюся проблему. (Установите определенное время, 2 — 3 минуты для каждой стороны).

* Сторона А описывает, а сторона Б суммирует сказанное.

* Сторона Б описывает, а сторона А суммирует сказанное.

 

151

 

2. Попросите каждую из сторон собственноручно написать на листе бумаги свои интересы. Есть определенные причины, из-за которых каждый участник конфликта придерживается своей позиции. Есть вещи, которые важны для участников этого конфликта.

3. Составьте список на отдельном листе бумаги (чтобы каждый мог его видеть), записывая по одному интересу от каждого участника, до тех пор пока все интересы, перечисленные каждой стороной, не будут внесены в этот список. Участники могут не включать все интересы, которые они записали. Они могут использовать некоторые дополнительные интересы, которые придут им на ум, во время того как пишется список. Не записывайте дважды один и тот же интерес.

4. Спросите у присутствующих, есть ли среди записанных интересов те, которые исключают друг друга. Если ответ «нет», что случается чаще всего, то перейдите к пункту 5, приведенному ниже. Если ответ «да», то попытайте договориться о несовместимых интересах, либо приостановите обсуждение, чтобы решить противоречие другим путем, возможно используя вмешательство авторитетных лиц. Очень часто, когда интересы кажутся несовместимыми, они, на самом деле, являются утверждением позиции, а не лежащего в ее основе интереса, который должен отвечать на вопрос: «Почему вы придерживаетесь этой позиции?». О тех интересах, которые кажутся несовместимыми, вновь задайте вопрос: «Почему?».

5. Спросите, будут ли найденные решения удовлетворять всем интересам сторон, приемлемы для участников и для разрешения их конфликта? Если ответ «да», перейдите к 3 ступени. Если ответ «нет», то спросите, имеются ли дополнительные интересы (это значит, что не все интересы были включены в составленный ранее список).

 

3-я ступень: составьте список возможных

вариантов решения проблемы

 

1. Попросите каждую сторону составить список самостоятельно. Это время для творческого мышления. Пусть каждый из участников разработает свои варианты, которые будут удовлетворять всем их интересам (предлагаемое правило: если участник думает включить в свой список только

 

152

 

один вариант, то посредник должен предложить ему выработать минимум 3 варианта). Предлагаемые варианты могут удовлетворять только части, или всем перечисленным интересам. Некоторые из вариантов могут быть юмористическими, либо предлагающими необычный выход из положения.

2. Попросите участников перечислить все их варианты. Пусть они вначале перечислят их без обсуждения. Посредник должен вести себя осторожно на этой ступени, чтобы не оценивать, не критиковать и не хвалить какой-либо из предлагаемых вариантов.

 

4-я ступень: оцените и выберите

подходящий вариант

 

1. Оцените все перечисленные варианты, основываясь на том, чтобы они удовлетворяли всем интересам сторон.

2. Выберите один или несколько вариантов решения, которые бы удовлетворяли всем интересам (или наибольшему числу интересов, если не всем), изменяя, приспосабливая и сочетая варианты, которые были предложены. Если вы в конце этой ступени будете иметь более, чем один приемлемый вариант, то сделайте ваш окончательный выбор посредством жребия.

 

5-я ступень: договор

 

1. Запишите договор (соглашение) на листе бумаги. Прочитайте его еще раз, делайте необходимые изменения до тех пор, пока стороны не будут согласны с тем, что договор отражает то, о чем они договорились.

2. Спросите каждого участника, считают ли они этот договор продуманным, приемлемым и укрепляющим их отношения в будущем?

3. Пусть участники предложат дату, время и место для последующей встречи. Если они предлагают разные даты, то выберите наиболее раннюю дату. (Объясните им заранее то, как вы будете принимать решение, если они не будут согласны о дате их последующей встречи). Включите дату последующей встречи в договор.

4. Пусть каждая сторона подпишет договор.

5. Поздравьте и поблагодарите друг друга за напряженную работу и сотрудничество, приведшие к этому договору. Подчеркните, что доверие растет, когда достигнутые согла-

 

153

 

шения исполняются. Доверие снижается, если мы не желаем приходить к соглашению или если мы не выполняем наши обещания по заключенному договору.

 

6-я ступень: последующая встреча

 

1. Прочтите договор.

2. Спросите, сохраняются ли все договоренности?

3. Если ответ «нет», то попросите человека, говорящего «нет», указать на ту часть договора, которая не выполняется. Попросите другую сторону суммировать сказанное таким образом, чтобы человек, сказавший «нет», сказал: «Да, это то, что я имел в виду». Спросите, предусматривает ли настоящий договор, как поступать в этом случае. Или задайте вопрос: «Нужно ли изменить договор?». Также спросите: «Должны мы рассматривать данную ситуацию, как новую проблему и конфликт?».

4. Если стороны согласны, что договор исполняется, то поздравьте друг друга, прославляя Бога. Напомните сторонам, что доверие растет, когда принятые соглашения соблюдаются.

 

© 1999, Рон Клаассен, Центр миротворчества и изучения конфликтов.

 

 

«Меннонитское служение примирения»

 

Позиции против интересов

(Статья из сборника «Посредничество

и содействие: учебное пособие»)

 

Содействовать сторонам в конфликте, чтобы они могли сосредоточиться на интересах, а не на позициях, — это важная стратегия, лежащая в основе всех стадий переговоров и посредничества.

 

Определение позиций и интересов

 

Позиции

Позиции — это утверждения или требования, которые выдаются за решение проблемы. Стороны в конфликте думают и говорят по привычке, используя терминологию позиций, утаивая друг от друга важную информацию, планы и истинное положение дел. Попытки договориться с точки зрения позиций ведут к тупику или компромиссу, но редко к творческим решениям, при которых обе стороны выигрывают.

 

 

Интересы

Интересы более откровенны, чем позиции и отражают важнейшие нужды каждой стороны, которые должны быть удовлетворены и урегулированы. Интересы — это причины, стоящие за позициями, и они включают такие понятия, как

 

155

 

нужды, беспокойства, и надежды. Интересы могут возникать, исходя из реального положения дел, административных факторов или эмоций конкретного человека.

 

 

Анализ интересов помогает конфликтующим сторонам в следующем.

* Понимание собственных интересов увеличивает знание о себе и своих возможностях.

* Понимание собственных интересов помогает прийти к новым идеям.

* Понимание интересов другой стороны ведет к признанию основных нужд других людей.

* Стороны понимают, что они разделяют много общих интересов, например необходимость финансовой безопасности, прекращение враждебности, безопасность жизнедеятельности и т. д.

 

Стратегии для определения интересов

 

* Сделайте список интересов каждой стороны в порядке их внесения, включая основные гуманитарные потребности.

* Перефразируйте принятые позиции как интересы. «Вы не должны держать собаку» станет: «Нас беспокоит громкий лай вашей собаки, когда мы спим».

* Спросите, почему выдвигается определенное требование, чтобы обнаружить глубинный интерес. Например: «Скажите мне, почему это так важно для вас?», «Что

 

156

 

именно вас беспокоит в этой ситуации?», «Чем вы обеспокоены больше всего?».

* Спросите, почему определенные предложения не удовлетворительны, чтобы лучше понять, чем обеспокоена другая сторона. Например: «Помогите мне разобраться, почему вы думаете, что предлагаемое решение не подходит?», «Скажите, что в данном случае вам кажется несправедливым?», «Объясните мне, как это на вас влияет?».

* Укажите человеку, что некоторые из его интересов совпадают с интересами его противника в конфликте. Например: «Выглядит так, что вы оба обеспокоены тем, что...», «Для вас обоих является важным эффективное общение...».

* Проверьте новые решения, которые удовлетворяют совместным интересам. Продумайте заранее, как они будут работать. Например: «Скажите мне, что вам может помочь в этой ситуации?», «Как бы вы хотели разрешить эту проблему, если она повторится снова?».

 

© «Меннонитское служение примирения».

 

 

Примеры позиций и интересов

 

Примеры позиций                      Возможные интересы

 

Закрой окно!                                  Устранить сквозняк или шум снаружи,

                                                         так как человеку нужно

                                                         сконцентрироваться на чем-то.

 

Заплатите деньги за                     Человеку нужно оплатить собственные

квартиру немедленно,                  счета, он нуждается в деньгах, или он

или я подам на вас в суд!             хочет иметь надежный доход со

                                                         сдачи жилья.

 

Либо мы пойдем смотреть          Человек не хочет смотреть фильм,

кино, которое я хочу, либо          демонстрирующий насилие, он хочет

мы никуда не пойдем!                  хорошо провести время.

 

Я хочу, чтобы вы подняли           Человек хочет зарабатывать столько

мою зарплату!                                же, сколько и другие, исполняя ту же

                                                         работу, он хочет справедливого

                                                         отношения.

 

© 2000, Меннонитское служение примирения,

США. Печатается с разрешения издательства.

 

 

Рон Клаассен

Как мы примиряем интересы

(Из материалов к семинару «Основной курс

по урегулированию конфликтов и посредничество»)

 

Как определять основные интересы?

 

Одним из основных препятствий, мешающих определить наши интересы, является страх раскрыть важную информацию о себе. Следуя стилю соперничества, мы осторожно удерживаем информацию, которой владеем, раскрывая только то, что поддерживает нашу правоту. Когда мы придерживаемся стиля сотрудничества, мы верим в то, что чем большей информацией располагают все участники конфликта, тем к лучшему решению они смогут прийти.

Наши интересы и нужды являются причиной, из-за которой мы принимаем какую-либо позицию. Эти, лежащие в основе нашей позиции, нужды и беспокойства могут быть невыраженными, неясными и, возможно, противоречивыми. Подумайте о своих нуждах, страхах, желаниях, страстях и т. д. Напишите их на листе бумаги, сначала только для себя лично. Затем задайте вопрос относительно каждого интереса: «Какие будут для меня последствия, если я раскрою эту информацию другой стороне, или если я утаю эту информацию?».

Не беспокойтесь о точности на этом этапе процесса. Попытка разрешить конфликт — это не точное математическое вычисление. Столкновение с конфликтом включает смешанные чувства и изменяющиеся ощущения. Осознайте, что каждая сторона в конфликте имеет многочисленные интересы.

Поймите, что наиболее важные интересы — это наши основные потребности, такие как:

* Безопасность

* Экономическое благосостояние

* Чувство связи с близкими людьми

* Признание нас другими людьми

* Руководство собственной жизнью

* Вера и ценности

* Справедливость и законность

 

159

 

Попросите людей, с которыми вы не согласны, рассказать вам об их переживаниях, связанных с вашим несогласием. Слушайте внимательно, так, чтобы вы могли суммировать то, что они вам сказали. (Помните, слушание и перефразирование не означают, что вы согласны с вашим собеседником.)

Поговорите о ваших переживаниях и интересах. Сосредоточьтесь на описании ваших переживаний, относящихся к несогласию, и ваших интересах, лежащих в основе вашей позиции. Если вы сосредоточитесь на описании ваших интересов и переживаний, вы избежите проблемы, которая случается, когда интересы другой стороны не ценятся, или выставляются неважными. Попросите другую сторону суммировать ваши переживания и интересы.

Когда вы описываете свои переживания и определяете интересы, запишите их на листе бумаги, чтобы присутствующие могли их видеть.

Если вы хотите, чтобы другие люди учитывали ваши интересы, то помогите им определить их собственные интересы.

 

Основные препятствия в представлении

вариантов решения

 

Преждевременное осуждение (наше критическое чувство, готовое обрушиться на любую идею).

Поиск одного ответа (мы стремимся уменьшить расхождение в позициях, вместо того чтобы расширить число предлагаемых вариантов решений).

Предположение, что решение может быть в пользу только одной стороны (вы либо получаете его, либо его получает ваш соперник — ничьих не бывает).

Мнение, что другая сторона сама должна решать свою проблему, поэтому вы не обязаны предлагать им свои варианты.

Узость ума (изменить свое мнение при получении новой информации — это достоинство, а не слабость). Открытый ум — не поверхностный ум.

 

160

 

Как придумывать варианты

 

Будьте уверены, что каждый участник понимает разницу между предложением вариантов, их обсуждением и окончательным принятием решения.

Идеи, которые могут быть полезны при предложении вариантов, следующие.

* Составьте список интересов и нужд на листе бумаге, чтобы каждый участник мог его видеть.

* Смените обстановку (найдите такое место, где вы можете сосредоточиться).

* Сначала работайте над вашим вариантом лично. Пусть каждый из участников записывает свои идеи.

* Запишите все свои идеи так, чтобы другие участники могли их видеть, и напомните всем присутствующим, чтобы они воздержались от критики. Сядьте не напротив друг друга, а лицом к доске или стене, на которой помещен список.

Разработайте варианты, различные по силе действия.

 

Сильные                                       Слабые

 

Реалистичные                               Административные

Долговременные                          Временные

Всесторонние                               Частичные

 

Как выбирать оптимальное решение

 

Начните оценивать предложенные варианты в свете основных интересов или нужд. Предложен ли такой вариант, который удовлетворяет всем основным интересам? Если ни один из вариантов не удовлетворяет всем интересам, то попробуйте совместить разные варианты или измените решение таким образом, чтобы оно учитывало основные интересы сторон.

Если вы не можете найти один вариант, который учитывает все интересы, то изберите те, которые приведут ко взаимной выгоде участников.

Если вы не можете выбрать вариант, который удовлетворяет всем вашим интересам, изберите тот, который более важен для вас и для другой стороны. Есть ли среди предло-

 

161

 

женных вариантов такой, который удовлетворяет вашим основным интересам?

Теперь время еще раз хорошо подумать о внешних авторитетах, которые могут оказать помощь в принятии решения (изучение Библии, воспоминание о разрешении похожих ситуаций, предыдущие решения или совет мудрых консультантов). Может быть, вы захотите, чтобы какой-то авторитетный человек, которому вы доверяете, мог предложить свой вариант, основанный на списке с вашими интересами и вариантами.

Рассмотрите последствия каждого варианта. Рассмотрите также последствия на тот случай, если вы не достигните соглашения.

Проверьте свою позицию и мотивы, а не взгляды стороны. Остаетесь ли вы конструктивным?

Если вы не можете выработать сильные варианты (смотрите выше), то, может быть, вы согласитесь на более слабые?

До этого момента вы все еще идете путем совместного разрешения конфликта (модель №3 — 4).

Если вы все же не можете согласиться на какой-либо вариант, то, возможно, вам нужно перейти к модели №2 «Внешний авторитет». Так как вы не можете прийти к какому-либо решению, то вы, возможно, согласитесь на выбор человека, которого вы считаете способным принимать справедливые решения. Возможно, вы последуете его совету. Вы можете попросить этого человека вынести подходящее решение вместо вас, пользуясь вашим списком интересов и вариантов. Либо вы можете начать весь процесс сначала, предоставив вашему сопернику более веские аргументы в защиту своей правоты. И, наконец, вы можете пригласить юриста, который рассмотрит ваш случай. Этот подход называется «арбитраж». Это подход в духе соперничества, но он менее официален и обычно проходит быстрее, чем официальное рассмотрение дела в суде.

Помните, что в любой момент переговоров вы можете возвратиться к модели №3 — 4 «Совместное разрешение конфликта», если другая сторона тоже на это согласна.

 

© 1999, Рон Клаассен, Центр миротворчества и изучения конфликтов.

 

 

Рон Клаассен

Упражнение: конфликт в офисе

(Из материалов к семинару «Основной курс

по урегулированию конфликтов и посредничество»)

 

Задание

 

1. Внимательно прочтите текст, описывающий конфликтную ситуацию, и описание проблемы каждым сотрудником.

 

Участники конфликта

 

Сотрудница А

Сотрудник Б

 

Конфликтная ситуация

 

Сотрудница офиса А и сотрудник Б работают вместе уже 2 года. Они выполняют разную работу, но иногда они делают совместные проекты, для которых им нужно получать информацию друг от друга.

Поначалу они работали вместе хорошо, но по прошествии времени их начало раздражать поведение друг друга, и их отношения ухудшились.

Несколько раз они жаловались друг на друга начальнику, который давал им советы о том, как они могут работать совместно, но это не помогало.

За последнюю неделю каждый из них побывал у начальника и потребовал, чтобы другой работник был переведен в соседний отдел, либо им придется уйти самим.

 

Сотрудница А считает, что:

* Сотрудник Б много говорит. Даже, если он говорит по делу, то он не может остановиться.

* Б часто мешает А, когда она пытается сосредоточиться на выполнении работы.

* Б сплетничает о сослуживцах.

* А попросила Б записывать для нее важную информацию по работе, но Б этого не делает.

 

163

 

Сотрудник Б считает, что:

* А ведет себя недружелюбно, не обращает на нот и мания, избегает его во время перерыва. В прошло любил с ней поболтать.

* А не сопереживает сослуживцам, которые имеют бытовые проблемы, и которым можно помочь.

* А предложила записывать важную информацию по работе и отдавать ей, но Б считает, что это пустая трата времени, потому что он все это может ей сказать устно за пару минут, а не тратить время на писанину.

2. Постарайтесь представить себя на месте одного из сотрудников. Допустим, что вы решили урегулировать ваш конфликт с сослуживцем, используя процесс «Переговоры: примирение интересов» (с. 151-154).

3. Возьмите лист бумаги и ручку. Приступите к разрешению вашего конфликта, следуя инструкциям по каждому пункту схемы (ступени 1 — 5). Запишите возможные диалоги между вами и другой стороной в конфликте.

Если у вас есть возможность, то вы можете выполнить это упражнение в паре с другим человеком.

 

© 1999, Рон Клаассен, Центр миротворчества и изучения конфликтов.

 

 

Элис Прайс

Посредничество: краткий обзор

(Статья из сборника «Посредничество

и содействие: учебное пособие»)

 

В то время как различные формы посредничества уже много лет существовали в некоторых странах, популярность посредничества в Северной Америке начала быстро возрастать только в начале семидесятых годов. Влияние посредничества распространилось на международные переговоры высшего уровня, а также и на переговоры местного масштаба, которые разрешают ссоры между соседями. Сторонников посредничества можно найти в системе судопроизводства, среди университетских профессоров, местных активистов и среди школьников, которые добровольно проводят посредничество в школе.

 

Что такое посредничество

 

Используя более простую терминологию, посредничество — это процесс, в котором участвует третья сторона, с ее помощью участники конфликта обсуждают свои проблемы и спорные вопросы и находят взаимно удовлетворяющее решение. В типичных случаях это добровольный процесс, в котором стороны выбирают третью сторону или посредника. Посредник не должен вставать на сторону участников конфликта или настаивать на решении. Его роль состоит в том, чтобы помогать сторонам в определении их нужд и интересов, выработке вариантов решений и составлении письменного договора. Среди распространенных моделей для разрешения конфликтов посредничество — это форма переговоров при содействии третьей стороны, назначаемой самими участниками конфликта. Посредничество отличается от арбитража, судебного процесса и других разбирательств, включающих сбор фактов и оценку, в которых присутствует атмосфера противостояния, а решения принимаются третьей стороной.

 

Почему посредничество привлекает людей

 

Некоторые люди считают посредничество более практичным. Споры, диспуты требуют массу времени и средств, чтобы решть их традиционными законными путями. Они мо-

 

165

 

гут разрешаться быстрее и с меньшей затратой средств посредством программ по альтернативному разрешению конфликтов. Такие программы финансируются американскими судами, предприятиями, частными агентствами или местными добровольческими центрами. Степень разрешения споров в этих программах посредничества высокая, достигает 80% и выше.

Других людей посредничество привлекает не только по утилитарным (практическим) причинам. Разрешение диспута — не единственная цель посредничества. Оно также является средством поднятия авторитета отдельных людей или групп, которые могут высказать свои нужды и принять собственное решение в ходе посредничества. Так как посредничество включает внимательное слушание и диалог, его потенциал для изменения людей и преобразования проблем больше, чем прямая работа на достижение результата. Разрешение конфликта путем посредничества укрепляет отношения людей, поощряет понимание и приносит взаимную выгоду, что в свою очередь изменяет сообщество людей к лучшему.

 

Почему именно эта модель

 

Процесс посредничества далее является достаточно типичным процессом, который развился в Северной Америке за несколько последних десятилетий. Подобный процесс посредничества может быть найден в учебных пособиях, публичных, частных и общественно организованных программах по всей Америке и Канаде (сегодня посредничество проникает и в другие зарубежные страны через распространение литературы и учебных пособий).

«Меннонитское служение примирения» полагает, что в основе преобразования конфликта лежат наши убеждения, включающие понимание самих себя, других людей и окружающего мира, построенные на вере. По мере роста нашего понимания других людей и их культур мы сталкиваемся с трудностями в передаче модели посредничества как рецепта для расовых и этнических групп в Америке и за ее пределами. Мы также выступаем против применения посредничества как метода быстрых решений в сложных спорах или в ситуациях несправедливости и беззакония властей.

 

166

 

Мы надеемся, что процесс посредничества, предложенный ниже, будет использоваться разумно, с учетом более широкого контекста, во избежание неверного истолкования этого материала и работы «Меннонитского служения примирения». Мы приглашаем читателей заимствовать, изменить или, возможно, отвергнуть эту модель, с учетом: (1) определенной обстановки и культуры, (2) с учетом вашего собственного таланта как миротворца, (3) с учетом вашего собственного, а также других людей, понимания посредничества.

 

© 1995, Меннонитское служение примирения, США.

Печатается с разрешения издательства.

 

 

Рон Классен

 

Процесс посредничества:

общее представление

(Из материалов к семинару «Основной курс

по урегулированию конфликтов и посредничество»)

 

1. Определите суть конфликта и кто должен быть вовлечен в его разрешение.

2. Организуйте встречу с каждой из сторон в частном порядке, чтобы выслушать их взгляд на конфликт. Объясните им, как будет проходить процесс разрешения конфликта. Пригласите каждую из сторон к добровольному участию в совместном разрешений конфликта. Получите подтверждение о том, что стороны обязуются быть конструктинивными, делать все, что в их силах для успешного разрешении проблемы.

Если какая-либо из сторон не желает добровольно участвовать в совместном разрешении конфликта и быть конструктивной, то это значит, что эта сторона не готова к вашему посредничеству.

3. Установите время и место для совместной встречи.

4. Проведите эту встречу.

а) Знакомство.

б) Посредник кратко объясняет суть посредничества.

* Цель — успешно разрешить проблему.

* Определить конфликт, который должен быть решен.

* Подтвердить добровольное участие и обязательство найти наилучшее решение для обеих сторон.

* Объясните свою роль как посредника.

в) Объявите основные правила

* Стороны доверяют посреднику вести посредничество.

* Стороны должны дать знать посреднику, если они считают посредничество несправедливым.

* Стороны говорят по очереди, не перебивая друг друга.

* Стороны должны суммировать, сказанное друг другом.

г) Придерживайтесь стадий процесса «Примирение интересов» (см. материал на с. 151-154) или «Примирение не-

 

168

 

справедливостей» (с. 170-172), либо совместите ступени этих процессов по своему усмотрению.

Применяйте процесс «Примирение несправедливостей», когда одна из сторон считает, что она пострадала от проступка другой стороны.

д) Запишите договор, включив в него дату последующей встречи. В некоторых случаях письменный договор может не составляться. В этом случае попросите каждую из сторон своими словами сказать то, о чем они договорились друг с другом.

е) Договоритесь о последующей встрече и поздравьте стороны с разрешением конфликта.

 

© 1999, Рон Клаассен, Центр миротворчества и изучения конфликтов.

 

 

Рон Клаасен

 

Посредничество: примирение

несправедливостей

(Из материалов к семинару «Основной курс

по урегулированию конфликтов и посредничество»)

 

I стадия: индивидуальная встреча

с каждой стороной

 

1. Обсудите определение конфликта (конфликт — это нормальное явление, он таит в себе как положительные возможности, так и опасности).

2. Обсудите четыре возможных пути ответа на конфликт (№1 — Властное принуждение; №2 — Внешний авторитет; №3 — 4 — Совместное разрешение конфликта). Подтвердите готовность использовать урегулирование конфликта через посредничество.

3. Кратко опишите суть процесса посредничества (II стадия, пункты 2 — 6).

4. Выслушайте точку зрения участника на его конфликт (используйте активное слушание). Сформулируйте суть конфликта в его понимании.

5. Пригласите участника к совместному разрешению конфликта (модель №3).

* Если он согласен, то обсудите последующие ступени посредничества.

* Если он не уверен или не согласен, то обсудите другие альтернативы (I стадия, пункт 2).

 

II стадия: совместная встреча сторон и посредника

 

1. Выступление посредника.

а) Сделайте общее вступление о цели встречи.

б) Определите конфликт, который нужно разрешить (используйте определение).

в) Обсудите четыре пути разрешения конфликта и готовность каждой стороны использовать модель №3 — Совместное разрешение конфликта.

г) Объясните свою роль как посредника.

д) Объявите основные правила.

 

170

 

* Стороны доверяют посреднику вести посредничество.

* Стороны должны дать знать посреднику, если посредничество кажется им несправедливым.

* Стороны не должны прерывать друг друга.

* Участникам предлагается быть, насколько возможно, искренними друг с другом.

* Стороны должны суммировать сказанное друг другом.

2. Укажите на несправедливость, совершенную по отношению к другой стороне и опишите свои переживания.

а) Первый участник (А) описывает, а другой участник (Б) суммирует.

б) Стороны меняются местами: участник Б описывает, а участник А суммирует.

3. Восстановите равенство.

а) Что необходимо предпринять в данный момент, чтобы исправить несправедливое положение дел? (Возможные варианты: принести извинения, уплатить за повреждение, предоставить публичное объяснение и т. д.).

б) Оцените предложенные варианты. Являются ли они приемлемыми для сторон и содействующими укреплению их будущих отношений?

4. Обсудите будущие планы.

а) Какие договоренности необходимы, для того чтобы в будущем такие проблемы не возникали, или решались конструктивно?

б) Обсудите ответственность каждой стороны в случае нарушения договора в будущем.

в) Как стороны будут поступать при возникновении нового конфликта?

г) Обсудите дату последующей встречи.

5. Напишите договор.

а) Запишите, как проходил процесс посредничества: указание на несправедливость, восстановление равенства, обсуждение будущих планов.

б) Прочитайте договор вслух. Изменяйте его до тех пор, пока каждый участник не будет согласен, что соглашение точно отражает достигнутую ими договоренность.

 

171

 

в) Каждая сторона дает оценку договору. Является ли принятое решение продуманным, приемлемым и укрепляющим будущие отношения сторон?

6. Заключение.

а) Стороны должны подписать договор. Подписи на договоре важны, так как они обязывают стороны хранить их соглашение.

б) Поздравьте стороны с успешно принятым договором.

 

III стадия: последующая встреча

 

1. Прочтите договор. Спросите у обеих сторон, сохранялись ли договоренности?

2. Если ответ «нет», то определите проблему и обсудите возможности ее разрешения. Если стороны достигли нового соглашения, то назначьте еще одну встречу.

3. Если ответ о сохранении договоренностей «да», то поздравьте стороны с их успехом.

 

© 1999, Рон Клаассен, Центр миротворчества и изучения конфликтов.

 

 

Дэвид Брубэйкер и Рон Крэйбилл

 

Когда применять посредничество

(Статья из сборника «Посредничество

и содействие: учебное пособие»)

 

Чем руководствоваться, решая вопрос

о проведении посредничества

 

Растущая популярность посредничества как альтернативного метода разрешения споров ускорила проникновение этого процесса во все сферы американского общества. Посредничество используется в деловых спорах, при разрешении общественных и семейных проблем, конфликтах в церкви, для примирения пострадавшего и обидчика, в школах, в вопросах о защите окружающей среды, в переговорах между фермерами и арендаторами, в международных и этнических конфликтах и в урегулировании конфликтов между рабочими и работодателями. Однако посредничество не является панацеей. Хотелось бы, чтобы посредничество использовалось чаще, но необходимо помнить, что не все конфликты могут быть разрешены с помощью посредничества. Нужно знать, какой процесс применять в определенном споре, и когда его применять. Это будет способствовать более успешному разрешению проблем.

Ниже приведены руководящие принципы для решения вопроса о применении посредничества.

 

Посредничество не может заменить

консультацию христианского психолога

 

Когда одна или более сторон в конфликте эмоционально нездоровы, или находятся в стрессовой ситуации, при которой разумное обсуждение проблемы невозможно, посредничество нужно отменить или отложить. Но будьте осторожны, не позволяйте какой-либо стороне скоропостижно заключать, что их противник умственно нездоров или имеет злые намерения. В случае, когда необходима психологическая помощь, Кристофер Мур28 предлагает направлять человека к соответствующим специалистам. Мур в «Коде пове-

—————

28 Кристофер У. Мур. Процесс посредничества: практические стратегии для разрешения конфликта. США, 1996.

 

173

 

дения профессионального посредника» утверждает: «Посредничество не должно проводиться с участниками, находящимися под воздействием алкоголя или других наркотических веществ, а также с тем, кто страдает психическим заболеванием и неспособен мыслить ясно».

Это не запрещает посредничество как добавочное средство наряду с психологическим консультированием. Как сказал посредник Джоси Медина: «Хотя посредники и не психологи, но посредничество может приносить исцеление». Процесс разрешения конфликта может содействовать выздоровлению. В этом случае нужно учитывать следующий вопрос: «Возникла ли эмоциональная проблема у данного человека как результат конфликта, или она существовала у него и раньше?». Посредничество хорошо помогает при разрешении остро возникших проблем, но не решает проблемы, которые имеют хронический характер.

 

Посредничество не должно использоваться

под принуждением

 

Посредничество — добровольный процесс (исключая криминальные случаи). Людям не должны приказывать или требовать от них участия в посредничестве. Примирение происходит только в случае добровольного участия сторон. Доступно объясняйте, что если человек не желает посредничества, то у него есть другие альтернативы. Угрозы и принуждение несовместимы с посредничеством.

 

Посредничество не должно применяться там,

где нарушен закон

 

Когда были нарушены законы или пострадали люди, то общество и церковь должны остановить преступление. Действия в этом случае неизбежно приводят к конфликту, так как обидчик осуждается за его поведение. Спешить проводить посредничество в этом случае нежелательно, хотя оно и может быть уместно на более поздних этапах. К примеру, «Программа по примирению пострадавшего и обидчика» успешно проводит посредничество, восстанавливая отношения между пострадавшим и обидчиком. Однако такое посредничество проводится только после того, как обидчик признает свою вину за совершенное преступление.

 

174

 

Посредничество не проводится

при отсутствии квалифицированных

посредников

 

Посредничество — это особый процесс, который требует подготовки и практики. Человек, не владеющий навыками посредничества, может быть полезен в роли помощника, защитника или даже участника обсуждения при решении конфликта. Однако эти роли не следует путать с ролью посредника. Каждый человек должен временами выступать в роли миротворца, помогая своим друзьям или членам семьи, которые конфликтуют, но это не является профессиональным посредничеством. Ложное истолкование посредничества исказит понимание самого процесса, введет в заблуждение участников конфликта и мнимого посредника.

 

Посредничество не проводится,

если имеется дисбаланс власти

 

Посредничество эффективно, в частности, потому что оно помогает достичь равновесия власти у конфликтующих сторон. Например, это происходит, если поставить президента компании на один уровень с посредником, избранным рабочими. Для большого числа споров, особенно в обществе, которое ценит демократию, баланс власти помогает в принятии решений. В других ситуациях и культурах такой баланс власти может отсутствовать.

Рассмотрим, например, какую-либо традиционную культуру, в которой житель нарушает строго соблюдаемое правило этого сообщества. Согласно обычаю, старейшины деревни собираются для обсуждения и решения возникшей проблемы. Но вместо этого приезжий посредник из Северной Америки понуждает конфликтующие стороны провести посредничество. Старейшины разрываются между желанием ублажить приезжего и своим обычаем подчиняться авторитету. Если старейшины поведут себя с обидчиком на равных, то это принизит их в глазах жителей деревни. Мы также не можем рассчитывать на то, что в будущем старейшины захотят изменить свой обычай.

 

175

 

Посредничество не должно проводиться с целью

подавления или революции

 

«Посредничество уместно для разрешения общественных конфликтов, если обе стороны хотят перераспределить ресурсы, разрешить трудный спор или снизить напряжение в отношениях. В других случаях посредничество может содействовать авторитетной группе людей добиться принудительного сотрудничества от другой стороны (Джим Лу).

Говоря об эффективности посредничества в разрешении споров, необходимо учитывать, что этот процесс может быть противопоказан, если он применяется слишком рано, для разрешения поверхностных вопросов, а не основных причин конфликта. Меньшинства или зависимые группы особенно страдают от неверно применяемого посредничества. Джон Пол Ледерах считает, что сущим кошмаром будет попытка применить этот метод для разрешения столкновения между Розой Парк (темнокожая американка, объявившая протест в 60-х годах против правила, запрещающего чернокожим сидеть на местах, предназначенных для белых) и автобусной компанией Монтгомери, которая пыталась принудить ее следовать этому правилу. Если пострадавшей стороне не предоставлена возможность заявить о причиненной несправедливости посредством сопротивления, которое обостряет конфликт, такая сторона будет еще больше угнетена посредником, даже если у последнего хорошие намерения.

Шесть приведенных выше причин против проведения посредничества отнюдь не являются полным списком. Так же мы не думаем, что эти предупреждения являются полной инструкцией, подходящей для любой ситуации. Вместо этого наша основная цель — предупредить читателя, что посредничество, как и любой другой метод, не может применяться во всех спорах и конфликтах.

 

© 1988, Меннонитское служение примирения, США.

Печатается с разрешения издательства.

 

Рон Клаассен

 

Обязательство быть конструктивным

(Из материалов к семинару «Основной курс

по урегулированию конфликтов и посредничество»)

 

 

Высокий уровень

 

Состояние конфликта

 

 

 

Низкий

уровень

 

Высокий

уровень

Обязательство быть

конструктивным

 

Состояние

конфликта

 

 

 

Низкий уровень

 

 

© 1995, Рон Клаассен, Центр миротворчества и изучения конфликтов.

 

 

Рон Клаассен

Обязательство быть конструктивным

(Статья из сборника «Посредничество

и содействие: учебное пособие»)

 

В любом конфликте можно выделить три главные составляющие: люди, проблемы и процесс.

Иногда кто-либо из участников конфликта говорит: «Давайте просто решим эту проблему. Давайте оставим в стороне все наши личные проблемы». Я не думаю, что это возможно. Я думаю, что каждый раз, когда вы решаете проблему, отношения между вами и тем, кто вовлечен в конфликт, будут также подвергаться влиянию. И наоборот, если работать над улучшением отношений, то это будет оказывать влияние на решение проблемы. Я наблюдал на практике, что взаимодействие между этими двумя факторами не может и не должно игнорироваться.

Зачастую попытка найти совместное решение конфликта между двумя людьми или в группе выглядит как процесс, требующий большой затраты времени и сил. Иногда это может привести к разочарованию. Мы можем быть намного результативнее и эффективнее, если во время разрешения конфликта будем сами себе напоминать об обязательстве быть конструктивными. Я выбрал этот аспект отношений в конфликте, потому что верю, что это более значимо, чем простое напоминание о важности отношений.

Давайте вместе рассмотрим схему. Вертикальная линия на этой схеме обозначает проблемы в конфликте. Слова «высокий уровень» означают, что данная проблема для меня важна. Слова «низкий уровень» означают, что эта проблема для меня не является важной. Обсуждая какую-либо проблему, мы все находимся на этой вертикальной линии, между отметками высокого и низкого уровня.

Горизонтальная линия обозначает мое обязательство быть конструктивным в связи с проблемой, которую мы обсуждаем. Слова «высокий уровень» означают, что я желаю действовать таким образом, чтобы найти конструктивный путь решения проблемы для всех сторон. Слова «низкий уровень» означают, что я не хочу действовать путем, который указывает на мое желание находить конст-

 

178

 

руктивное решение для обеих сторон. Это значит, что мои действия будут разрушительными, по крайней мере, для одной из сторон.

 

Конструктивные переговоры

 

Я использую эту схему, чтобы помочь моим студентам определить их готовность к применению метода посредничества для урегулирования конфликтов. Эта схема помогает определить возможность продолжения посредничества, особенно если оно наталкивается на какие-либо препятствия.

Во время моей первой встречи с конфликтующими сторонами, индивидуально или совместно, я рисую эту схему и объясняю ее присутствующим. В конце моего описания я предлагаю каждому участнику постараться поддерживать высокий уровень на вертикальной линии, в отношении решаемой проблемы, и на горизонтальной линии, в отношении обязательства быть конструктивным. С помощью этой схемы я даю знать участникам, что у них есть возможные варианты поведения в споре.

Затем я спрашиваю их о готовности придерживаться поведения, соответствующего правому верхнему квадранту моей схемы. Я говорю им, что понимаю, как время от времени они могут забывать об этом и оказываться на левой половине схемы, поэтому я прошу их разрешить мне напоминать им о правой половине диаграммы во время посредничества.

Я говорю конфликтующим сторонам, что для меня как посредника важно, чтобы стороны были согласны придерживаться правого верхнего квадранта схемы. В этом и состоит смысл посредничества, что люди согласны решать свои проблемы совместно и конструктивно. Часто во время индивидуальных встреч один из участников конфликта говорит мне, что он мог бы вести себя соответственно правой половине схемы, но он не уверен, что его противник будет делать то же самое. В таком случае я напоминаю, что это моя ответственность. Я начинаю посредничество только тогда, когда обе стороны пообещают, что будут придерживаться позиции, соответствующей правой половине схемы.

После этого я вновь прошу стороны подтвердить, что они готовы работать конструктивно. Если обе стороны дают положительный ответ, то я начинаю процесс посредничества, рисуя на бумаге схему, и говорю: «Я встречался с вами по

 

179

 

отдельности, и каждый из вас уверил меня, что он будет придерживаться позиции правого верхнего квадранта схемы, не так ли?». Если кто-либо скажет «нет», то посредничество начинать не следует.

Одна из проблем, которую я наблюдаю в моей практике состоит в том, что когда мы не приходим к соглашению по проблеме (за разумно короткое время), то часто думаем, что нам надо сделать выбор между обязательством быть конструктивными и решением проблемы (то есть отстаиванием своих убеждений).

Другая проблема, которую я наблюдал, — это затруднение в отношении чувств, которые мы испытываем, и решением о том, как нам действовать. Иногда, когда у меня нет достаточно конструктивных (положительных) чувств, решение действовать конструктивно выглядит как игра, как что-то не настоящее, фальшивое или, по крайней мере, не соответствующее моему внутреннему состоянию. Я считаю, что это нормальное явление, и что по мере разрешения проблемы мои чувства придут в соответствие с обязательством быть конструктивным. Иногда, если проблема скоро не решается, то жить с раздвоенными чувствами становит все труднее.

Я думаю, что такое чувство похоже на то, что подразумевал Иисус, говоря: «Любите врагов ваших». Иисус считал, что это для человека возможно, и это есть воля Божья, чтобы оставаться конструктивным даже с теми, кто имеет другие цели и воззрения по решаемой проблеме.

 

Конструктивное миротворчество

 

Я думаю, что любое миротворчество начинается с решения, хотя бы одного из участников, быть конструктивным. Самая легкая ситуация в достижении мира — когда вторая сторона тоже решит быть конструктивной. Я всегда могу решить, что я буду конструктивным, независимо от того, находится ли другой участник на конструктивной стороне, или нет.

Библейский мир шалом определяется как мир, который возникает в результате хороших отношений. Библия не говорит, что мир существует тогда, когда нет никаких различий или конфликтов. Вместо этого, мир шалом — это такой вид мира, при котором возникший конфликт будет решать-

 

180

 

ся конструктивным путем. Здесь важно подчеркнуть, что я не предлагаю сдавать свои позиции относительно проблемы, которая вас беспокоит. Я предлагаю лишь помнить о том, что обязательство решить проблему тоже находится на нашей схеме. Это означает, что можно оставаться верным обязательству быть конструктивным, а также и решению проблемы.

У меня нет гарантии, что все будет так, как я планирую или желаю, но мой выбор поддерживать безусловное обязательство быть конструктивным — это, в моем понимании, значит следовать Божьей заповеди любви. Слова из отрывка 1 Иоанна 4 гласят: «Бог есть любовь» (агапе — любовь без условий). Те, кто любит (агапе — это и есть безусловное обязательство быть конструктивным), — знают Бога. Те, кто не любит (не агапе — не следует обязательству быть конструктивным), — не знают Бога.

 

© 1995, Меннонитское служение примирения, США.

Печатается с разрешения издательства.

 

Рон Клаассен

Модель миротворчества

 

 

Когда соглашения достигнуты и сохраняются,

тогда доверие возрастает.

 

Модель миротворчества: Библейский взгляд;

http://peace.fresno.edudocsApeacemakingModelBP.pdf

http://peace.fresno.edudocsApeaceraakingModel.pdf

 

© 1996, Рон Клаассен, Центр миротворчества и изучения конфликтом

 

Рон Клаассен

Модель миротворчества

 

(Сокращенный вариант статьи «Модель

миротворчества: Библейская перспектива»)

 

Решение быть конструктивным

 

Модель миротворчества начинается обычно с того, что хотя бы одна из сторон конфликта принимает решение быть конструктивной, несмотря на то что другая сторона не ведет себя конструктивно. Другой участник тоже может решить, если захочет, принять участие в разрешении конфликта и быть конструктивным. Если это происходит, то тогда возникает благоприятная ситуация для осуществления трех основных элементов (признание несправедливости, восстановление равенства и прояснение будущих намерений), помещенных в центральной части схемы.

 

А. Признание несправедливости

 

Когда участники конфликта решили быть конструктивными, тогда они способны полнее описывать то, что они чувствуют, и прислушиваться к чувствам тех, кто испытывает несправедливость. Важно, чтобы всем сторонам была предоставлена возможность высказаться, для того чтобы их переживания были услышаны теми, кто их должен услыщать и понять. Вопрос: «Все ли несправедливости обсуждены?», должен задаваться несколько раз, пока все участники не ответят «да». Необходимо вновь и вновь прояснять ситуацию, пока все не будут уверены в том, что их переживания были услышаны. Факты описания несправедливости и выражения чувств одинаково важны.

 

Б. Восстановление равенства

 

Выслушивание каждого участника, как он переживал то, что с ним случилось, ведет к пониманию того, что нужно сделать, чтобы расставить все на свои места. Иногда будущие намерения (третий элемент схемы) нужно прояснить прежде, так как это будет содействовать восстановлению равенства. Приношение извинений по поводу причиненной несправедливости часто происходит во время восстановления равенства. Восстановление равенства обычно является ком-

 

183

 

бинацией усилий (что-то, что обидчик может сделать, чтобы исправить повреждение) и благодати (не требовать того, что уже невозможно исправить). Равенство восстановлено, когда обидчик и пострадавший обоюдно согласны с тем, что для решения проблемы было сделано все, что возможно. Иногда искренность обидчика и его раскаяние на ранних стадиях миротворчества увеличивают долю благодати, которую являет пострадавший. Также благодать может испытываться пострадавшим спустя некоторое время, если принятый договор соблюдается.

 

В. Прояснения будущих намерений

 

В этой части модели миротворчества участники договариваются о том, как их действия будут отличаться в будущем, чтобы не повторилось прежнее насилие и несправедливость, и чтобы их отношения оставались цивилизованными. Никто точно не знает, какие детали должны быть включены в договор, но предпринимается попытка прояснить будущие намерения, чтобы стороны были уверены в том, что их отношения улучшатся. В дополнение к этому большинство договоров признает возможность того, что соглашение может быть изменено, если при последующей встрече откроется, что договор не действует так, как это предполагалось. Я советую составлять письменные соглашения, чтобы избежать последующих затруднений, которые могут привести к новым конфликтам по поводу самого договора.

После того как договор принят, полезно проводить последующие встречи, на которых можно узнать, соблюдаются ли договоренности, а также можно заменить части договора, которые не работают. Во время встречи договор вновь просматривается, и у каждой стороны есть шанс выразить свое мнение. Это также означает, что каждая сторона ответственна за сохранение договора. Если договоренности соблюдались, то можно только поздравить участников и запланировать новую встречу в будущем, пока нужда в таких встречах не отпадет. Если договоренности не сохранялись, то необходимо выяснить причину этого, признаться в нарушении, восстановить равенство насколько возможно и заключить новые или дополнительные соглашения. Последующая встреча должна быть вновь назначена, чтобы каждый участник убедился, что договоренности сохраняются. Это ре-

 

184

 

альная ответственность, и только в этом случае доверие между сторонами растет. Если же стороны не желают достижения соглашений и соблюдать их, то доверие понижается.

 

Проблемы в понимании модели миротворчества

 

Одна из проблем в описании модели миротворчества (признание несправедливости, восстановление равенства и прояснение будущих намерений) состоит в том, что читатель может предположить, что это стадии, которым необходимо строго следовать. В дополнение к этому читатель может подумать, что каждая стадия должна быть завершена, перед тем как переходить к следующей. Иногда это действительно так, но часто случается, что одна из стадий может быть не закончена, когда мы переходим к следующей. Большинство примеров из моей практики включает описанные стадии, но их порядок может различаться в зависимости от ситуации. Таким образом, модель миротворчества — это не ступенчатый процесс.

Другая проблема этой модели в том, что объяснения для каждой из ее частей могут создать впечатление, что есть только один определенный путь действий на каждой стадии. Я верю, что существует столько же разных путей действия на каждой стадии, сколько существует конфликтов.

 

Любовь, прощение и доверие

 

Я также включил в модель миротворчества такие важные для меня понятия, как любовь агапе, прощение и доверие.

 

1. Любовь агапе

 

Когда я использую слово любовь в моей модели, то я имею в виду греческое слово агапе, которое является одним из нескольких слов, переводящихся как «любовь». Греческое слово агапе обозначает то, что очень похоже по значению на обязательство быть конструктивным. Это означает не нежные чувства в отношении другого человека, но заботу о нем и умение ценить его. Агапе — это обязательство, которое каждый из нас берет на себя, поэтому слова модели «односторонний путь» расположены под словом любовь агапе. Я использую понятие любовь в этой модели, потому что любовь агапе, или обязательство быть конструктивным, создает благоприятные условия, при которых возможно прощение.

 

185

 

2. Прощение

 

Я слышу от людей о том, что когда они проходят через все ступени модели миротворчества, то они испытывают чувство прощения. Чем полнее стороны переживают каждую ступень модели, тем глубже они испытывают прощение. Это больше, чем слова. Прощение переживается сильнее, когда обидчик и пострадавший после длительной подготовки встречаются лицом к лицу, возвращаются к диалогу, и когда их судьба не безразлична друг другу. В это время они способны прийти к соглашению.

 

3. Доверие

 

Когда люди достигают соглашения, тогда начинает расти доверие. Когда стороны сохраняют договоренности, то доверие возрастает еще больше. Если какая-либо из сторон не желает достигать соглашения, то доверие уменьшается. Если соглашение достигнуто, но одна из сторон его не соблюдает, доверие снижается. Это очень предсказуемо. И последнее, когда соглашения заключены, соблюдаются, и каждая сторона это признает, тогда доверие возрастает значительно.

 

Заключение

 

Я надеюсь, что модель миротворчества внесет вклад в диалог, ведущийся нами по темам несправедливости и насилия. Я также надеюсь на то, что эта модель будет содействовать попыткам по установлению мира в наших домах, сообществах, школах, церквях, судах и даже в международных отношениях.

 

© 2003, Рон Клаассен.

 

 

 

Изд: "Миротворчество и христианское разрешение конфликтов". Составители Оксана Бевз и Долтон Раймер, СПб, "Библия для всех", 2007

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Date: 2010 г.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz