Миротворчество и
христианское разрешение конфликтов
Посвящение
Посвящается
моим первым студентам,
ныне
выпускникам Донецкого христианского
университета,
которым мне посчастливилось
преподавать
курс «Христианская психология»
в 1999
году. Их пытливые вопросы о разрешении
конфликтов
послужили стимулом для создания
этого
сборника. «И да владычествует в сердцах
ваших мир Божий, к которому мы и призваны
в одном
теле» (Колоссянам 3:15).
ЧАСТЬ 1
ВСТУПЛЕНИЕ
И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ГЛАВА 1
ВСТУПЛЕНИЕ
Этот сборник состоит из
перевода статей и глав из книг, созданных различными американскими христианскими
авторами. Эти авторы принадлежат к анабаптистам Северной Америки. Основные
темы, которые они затрагивают в своих работах, — миротворчество и церковь,
библейское понимание конфликта, разрешение конфликтов в церкви и христианское
лидерство. Авторы этих статей и книг впервые делятся своими идеями и
переживаниями по проблеме церковнного конфликта с русскоязычными христианами, проживающими
как в странах бывшего СССР, так и в Америке. Материалы этого сборника
рассчитаны на широкую христианскую аудиторию, включая
пасторов и лидеров церквей, а также верующих, которые заинтересованы в том, чтобы
понимать природу церковных конфликтов и пути их эффективного разрешения.
Большинство материалов
для этого сборника было предоставлено Центром миротворчества и изучения
конфликтов при университете Фрезно Пацифик с разрешения бывшего директора
Центра и соавтора этого сборника Долтона Раймера. Читатель познакомится с
историей образования Центра миротворчества в конце первой главы. Этот Центр
тесно связан с Меннонитской братской церковью, которая, в свою очередь,
исторически принадлежит к анабаптистской традиции. Чтобы лучше понять историю
образования Центра миротворчества, необходимо прежде рассмотреть историю возникновения
анабаптизма и, в частности, историю Меннонитской братской церкви, которая может
быть неизвестна нашим читателям.
История
анабаптистского движения
Для того чтобы
познакомить читателя с возникновением и развитием анабаптистского движения, мы
должны начать с истории протестантской Реформации, начавшейся в XVI веке. Ниже предлагается краткий
исторический обзор, основанный на книге американского историка церкви Джона А.
7
Тевза (1912 — 1979)
«История Меннонитской братской церкви: пилигримы и пионеры» (1975).
Анабаптистское движение
явилось продолжением протестантской Реформации, инициатором которой в 1517 году
был Мартин Лютер. Группы анабаптистов, или «перекрещенцев», возникли в таких европейских
странах, как Швейцария, Моравия, Южная Германия и Голландия. Анабаптисты,
которых историки часто относят к радикальным реформаторам, были согласны с
реформаторами (в основном Лютером и Цвингли) по основным христианским доктринам
спасения и оправдания верой по благодати. Однако анабаптисты настаивали на более
радикальных переменах в доктринах и церковной практике. Наиболее спорными между
анабаптистами и реформаторами были следующие вопросы: свободная церковь или
государственная церковь? Крещение верующих или крещение младенцев? Религиозная
терпимость или преследование еретиков?
Лидеры анабаптистского
движения нашли сторонников и сформировали свои собственные общины в нескольких
европейских странах. Эти общины столкнулись с преследованием, исходящим как со стороны католиков, так и протестантов
(лютеранских и реформатских церквей). Ниже приводится история одной из таких
групп, члены которой назвали себя меннонитами.
Менно
Симонс и меннониты
История меннонитской
церкви тесно связана с именем ее основателя и духовного лидера голландца Менно
Симонса (1496 — 1561). Менно Симонс был католическим священником в Голландии.
Под влиянием идей Реформации он начал сомневаться в истинности некоторых
католических доктрин. Менно не нашел подтверждений для этих доктрин (доктрина
пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа во время мессы и доктрина
крещения младенцев) в Новом Завете. Он убедился, что римская католическая
церковь ошибалась в отношении этих учений. В 1536 году Менно Симонс прекратил
свое служение в католической церкви и стал лидером и пастором одной из
преследуемых групп мирных анабаптистов в Голландии.
Менно был не согласен
не только с католической церковью, но и с теми анабаптистами, которые прибегли
к ору-
8
жию и насилию. Эта
революционная группа, или, как они сами себя называли, «пророки Духа»,
захватила Мюнстер, город в северо-западной Германии, и образовала «Мюнстерское
царство» в 1535 году. Члены этой группы насильно крестили жителей города, практиковали
многоженство и убивали тех, кто не исполнял их приказаний. В этом же году это
движение было подавлено с помощью армии. Менно Симмонс осудил насилие в
Мюнстере. Он и его последователи настаивали на отказе от войн и насилия.
Последующие двадцать пять лет своей жизни Менно посвятил служению в общине мирных
анабаптистов, которые стали называться меннонитами в 1540-х годах. Тевз подвел
итог служению М. Симмонса в своей книге: «Менно проповедовал Евангелие, обучал
новообращенных, организовал общину, защищал их веру от внешних и внутренних
атак и направлял все братство по пути к более глубокому пониманию благодати и
истинного христианского учения» (1975, с. 10).
После смерти М. Симонса
в 1561 году меннониты продолжали увеличиваться численно, образовав новые общины
в Голландии, северной Германии и Польше. Среди меннонитских доктрин центральное
место было отведено доктрине истинной церкви, которая учила о спасении по
благодати, крещении верующих, добровольном членстве в церкви, жизни в Духе
Святом и ученичеству. Главное место в жизни и ученичестве меннониты отводили
«этике любви и непротивлению во всех человеческих отношениях» (Тевз 1975, с.
12).
Переселение
и увеличение численности
меннонитов
Интенсивные
преследования меннонитов со стороны правительства Голландии вынудили их стать
беженцами и переселиться в Германию и Пруссию. В 1780-х годах прусский император
запретил меннонитам покупку земли в Пруссии в ответ на их практику
непротивления и отказ платить налоги, которые шли в поддержку государственной
церкви и армии.
В этот же исторический
период русская императрица Екатерина II издала манифест 1763 года, который
разрешал иммигрантам из Европы покупку земли в Украине и России и гарантировал
иностранцам полную религиозную свободу и освобождение от военной службы. В
результате такой мяг-
9
кой колониальной
политики многие меннониты из Пруссии переселились в Украину и Россию в конце XVIII и начале XIX века. Две меннонитские колонии —
Хортица и Молочная — были образованы соответственно в 1789 и 1804 годах. В
1830-х годах в этих колониях насчитывалось 58 меннонитских деревень, которые
были независимы от местного населения, так как имели свою собственную
администрацию, систему образования и религию. Некоторые из историков отмечают,
что с течением времени религиозная жизнь в этих колониях постепенно пришла в
упадок и характеризовалась низким уровнем морали и духовности. Например, в
некоторых меннонитских церквях крещение верующих превратилось в крещение
взрослых, которое не учитывало личное посвящение Иисусу
Христу как условие для крещения. Частичное затухание духовной жизни было
вызвано религиозной и культурной изоляцией меннонитских колоний от окружающего
мира и недостатком духовного руководства.
Рождение
Меннонитской братской церкви
В 1860-х годах
религиозная жизнь меннонитских колоний возродилась под влиянием немецких пиетистов1, баптистских проповедников и путешествующих
евангелистов, которые произносили пламенные проповеди перед верующими колоний о
свободной благодати, ученичестве и миссионерстве. Это способствовало ряду
религиозных пробуждений в различных старых меннонитских церквях в Молочной и
Хортице и привело к организации Меннонитской братской церкви в 1860 году.
Несмотря на преследования (аресты и административные запреты), которые
последовали со стороны старых меннонитских церквей и местной администрации
колоний, Меннонитская братская церковь продолжала свое развитие и в итоге была
признана царским правительством в 1866 году, получив полные религиозные и
гражданские привилегии.
—————
1 Немецкий пиетизм — религиозное
движение XVII — XVIII веков, возглавленное Филиппом Спенсером (1663 — 1727) в Германии,
которое проповедовало внутреннее посвящение и моральную чистоту (Марк Нол,
Евангельский словарь теологии, 2001).
10
Меннонитская
братская церковь в южной
России
с 1860-х по 1914 год
С 1860-х и по 1914 год
социально-экономическая и религиозная жизнь меннонитских колоний, и в частности
Меннонитской братской церкви, переживала период расцвета и быстрого развития.
Церковь испытывала большой рост, насаждала церкви в таких районах России, как
Кавказ, средняя Волга и Сибирь, где были образованы новые меннонитские
поселения. С самого начала своего существования Меннонитская братская церковь
подчеркивала евангелизм и миссионерское служение.
Несмотря на то что царское правительство строго запрещало евангелизм
среди русского и украинского населения, меннонитские братья в содружестве с
немецкими баптистами начали свидетельствовать местному населению. В результате
в 1869 году Абрам Унгер, старейшина меннонитских братьев, крестил украинца
Ефима Цимбала, который «без приглашения [по собственному желанию] примкнул к
группе крещаемых [меннонитов]» (Вордин 1993, с. 106)2. Однако, как
замечает П. Тевз: «Миссионерская работа меннонитских братьев не привела к
образованию меннонитских братских церквей среди русских» (с. 98). Новообращенным
среди русских и украинцев меннонитские братья советовали присоединяться к баптистской
церкви. Одной из причин такого совета было то, что меннониты и русские верующие
имели значительные культурные и этнические различия (например, меннониты проводили
свои служения на немецком языке или диалекте). Другая причина, по которой
русским советовалось стать членами баптистской церкви, состояла в том, что
меннонитские братья старались уважать царское постановление о запрещении проповедования
среди русских людей и обращения их в свою веру. Меннонитские братья понимали,
что царское правительство могло их наказать за миссионерскую работу, лишив
привилегии, освобождающей от военной службы. После манифеста 1905 года, который
принес религиозную свободу для русских и украинских евангельских христиан и
баптистов, меннонитские братья расширили свое миссионерское служение среди
русского населения. Они оказывали поддерж-
—————
* Меннониты и баптисты
/ составитель Пол Тевз, издано в Канаде, 1993.
11
ку нескольким русским
братьям и распространяли Библии и религиозные трактаты среди русских и
украинцев.
Сложные
послевоенные годы
После начала Первой мировой войны в 1914 году меннониты, проживающие на
территории Российской империи, столкнулись с серией трагических событий (война,
революция, террор, голод, эмиграция и высылка из страны), которые привели к
полному исчезновению всей организованной религиозной и экономической жизни в
украинских и русских меннонитских колониях. Особенно тяжелые страдания пришлось
пережить меннонитам после Октябрьской революции 1917 года. В послереволюционные
годы (1918 — 1921) меннониты сначала столкнулись с анархией — банд Махно, а
позднее они пострадали от террора гражданской войны. Было подсчитано, что более
чем 2200 меннонитов погибли в этот период от рук махновских бандитов, а также в
результате эпидемий. Кроме этого, в 1920 — 1921 годах меннониты пережили
страшный по своим размерам голод, который развился в результате засухи и
хищения посевного зерна. К счастью, многие меннониты, а также украинцы и русские
были спасены от голода усилиями благотворительной организации Центральный меннонитский
комитет (Mennonite Central Committee, MCC). Эта организация была образована в
1920 году в Америке. Комитет организовывал доставку продуктов питания для тысяч
голодающих людей в России и Украине, невзирая на их национальность или
вероисповедание.
Массовая
эмиграция в Канаду
и
Северную Америку
Все вышеперечисленные
события, включая подавление религиозной свободы со стороны коммунистического
режима, явились причиной массовой эмиграции меннонитов из России в Канаду (1923
— 1930 гг.). Это была вторая по масштабу волна эмиграции. Первая группа
меннонитов эмигрировала в США и Канаду в 1870-х годах.
С 1923 по 1930 год 20
тысяч меннонитов выехали из России и Украины и расселились в Канаде. В 1930
году небольшая группа беженцев (256 человек) смогла переселиться в Соединенные
Штаты, где их встретили другие меннонит-
12
ские группы, которые
эмигрировали ранее (некоторые из мигрировали из Германии и Швейцарии в XVIII веке и из России — в XIX веке).
Во время советского периода
меннонитские братья, оставшиеся в России, присоединились к
баптистской церкви были зарегистрированы вместе с Союзом баптистов. В
Советском Союзе насчитывалось около 22 тысяч братских меннонитов, которые посещали
служения и поклонялись Богу вместе с евангельскими христианами и баптистами в Казахстане,
Киргизии и Западной Сибири.
Этот краткий исторический
обзор, рассказывающий о развитии Меннонитской братской церкви, показывает, что
ее образование уходит корнями в XVI век и связано с анабаптистским движением, сложное
развитие которого происходило в Западной и Восточной Европе с XVII по XIX век. С самого начала группа мирных
анабаптистов-меннонитов отличалась от других протестантских групп тем, что
отвергала «власть меча», отказываясь от насилия при самозащите и от военной
службы. Эти идеи позднее стали называть термином «непротивление». Несмотря на
преследования, страдания и угрозы их физическому выживанию, меннониты сохранили
свою веру и понимание христианства. Их учение о религиозном плюрализме и
терпимости, отказ от государственной церкви и установление добровольного членства
в церкви позже были приняты другими христианскими учениями.
Современная
Меннонитская церковь
и
развитие миротворчества
Этот параграф описывает
основные события и явления, которые повлияли на развитие миротворчества в
современной Меннонитской церкви. Факты, приведенные ниже, остновываются на
исследовании историка Пола Тевза (1996) «Меннониты в американском обществе,
1930 — 1970».
С 1930-х по 1960-е годы
меннониты в Америке столкнулись с политическими, экономическими и социальными
переменами. Им пришлось пережить Вторую мировую войну,
войны с Кореей и Вьетнамом и холодную войну. Эти события, а также послевоенные
изменения в экономике и дви-
13
жение по защите
гражданских прав, бросали вызов меннонитскому мировоззрению и традициям.
Основным учением
меннонитов, которое выделяло их из американской культуры, была теология
непротивления. Вышеперечисленные события волновали меннонитов и заставляли их
задумываться об их мирной теологии, а также о значении роли Иисуса Христа и Его
воплощении на земле. Меннониты вновь ставили вопросы: «Достаточно ли тихого,
пассивного христианского свидетельства? Могут ли они требовать от своего
правительства, чтобы оно действовало в соответствии с христианской этикой?».
Миротворчество
и меннонитская теология
В 1960-х и 1970-х годах
некоторые из меннонитских теологов пытались ответить на эти сложные вопросы.
Наиболее известным среди них был Джон X. Йодер. Позиция Йодера предлагала
более активную «мирную теологию». Он верил, что христиане должны активнее
свидетельствовать государству, следуя примеру пророков Древнего Израиля. В
своих сочинениях Йодер указал несколько причин, исходя из
которых христиане должны свидетельствовать своему правительству: (1)
Иисус Христос является Господом всей человеческой истории; (2) Иисус заповедал
любить своих ближних; и (3) христиане должны увещевать согрешающих братьев и
сестер, то есть американских национальных лидеров, которые в большинстве своем
считают себя христианами.
Согласно Йодеру, Иисус
Христос пришел установить царство и мессианское сообщество среди Своих последователей, которые будут продолжать обличать
несправедливости угнетателей. В соответствии с тем, как Йодер понимает роль
Иисуса Христа, христиане обладают полномочиями противостоять насилию и
принуждению в обществе, организации или семье. Они также должны
свидетельствовать против расовой дискриминации, социальных и экономических
несправедливостей и политической коррупции посредством отказа поддерживать эти
несправедливые практики, применяя методы ненасильственного сопротивления
(протесты, бойкоты, забастовки и т. д.). Йодер считает, что методы
ненасильственного сопротивления сложны и требуют специ-
14
альной подготовки при
их использовании. Более того, плата за применения этих методов иногда может
быть высокой, потому что она включает страдания и даже смерть. Для Йодера это и
составляет смысл подражания Иисусу Христу и несение
Его креста.
Новые
инициативы в миротворчестве
В 1970-х годах
меннонитское понимание непротивления, которое включало сознательный протест
против войны и отказ от службы в армии, было трансформировано и дополнено новыми
методами миротворчества. Как уже упоминалось выше, несколько причин (политические,
социальные и теологические) повлияли на возникновение активного миротворчества.
Долтон Раймер в своей статье «К целостному пониманию мира: путь XX столетия» хорошо суммировал новые
инициативы миротворчества периода семидесятых:
Семидесятые были периодом
плодотворных нововведений. К этому времени относится возникновение и
повсеместное распространение термина «разрешение конфликта»... Тогда же начала
расти популярность посредничества как альтернативного пути для разрешения
конфликтов... Начали возникать программы примирения подростков, которые обучали
школьников разрешать их собственные конфликты. В городах начали открываться
общественные центры посредничества, где добровольцы-посредники разрешали
конфликты местного масштаба.
В середине 70-х в меннонитских
кругах Канады и Америки была начата «Программа по примирению жертв преступлений и обидчиков»... В 1979 году при участии
«Центрального меннонитского комитета» была образована «Меннонитская служба
примирения», а декадой позже — «Международное служение примирения» (1989). В
1984 году... была сформирована «Христианская команда миротворцев» (с. 7)3.
В 1990-х годах в ответ
на вышеперечисленные инициативы в области миротворчества, а также в ответ на
растущее число христиан, желающих быть посредниками, в некоторых меннонитских
учебных заведениях были введены предметы по разрешению конфликта. Одним из
первых был Восточный меннонитский университет в Вирджинии, который
—————
3 Долтон Раймер. 2003. «К целостному
пониманию мира: путь XX столетия». Статья из журнала «Путь» 32(1):3-9,
издаваемого в США.
15
открыл факультет
конфликтологии в 1993 году. Подобным факультет был открыт в университете Фрезно
Пацифик в Калифорнии.
Во вступлении к этому
сборнику читателям было обещано познакомить их с историей возникновения факультета
конфликтологии, а также с историей развития Центра миротворчества и изучения конфликтов
при университете Фрезно Пацифик. Ниже приводится интервью бывшего директора
этого Центра профессора Долтона Раймера, в котором он рассказывает об истории и
развитии Центра и о его программах.
Интервью
с бывшим директором
Центра
миротворчества и изучения
конфликтов
Долтоном Раймером
Когда и кем был
организован Центр миротворчества и изучения конфликтов?
Центр был образован при
университете Фрезно Пацифик, который является меннонитским высшим учебным
заведением, расположенным в городе Фрезно, штат Калифорния (США).
Почему был
организован Центр?
Рон Клаассен и я
совместно возглавляли этот Центр. Еще в 1980-х годах мы начали встречаться с
Роном и делиться информацией о том, чем мы тогда занимались, — Рон как
посредник, работающий с людьми, и я как преподаватель и администратор
университета. В конечном итоге эти встречи и обсуждения привели к образованию
Центра.
С начала 1980-х годов
Клаассен работал директором Программы по примирению жертв преступлений
и их обидчиков, одной из первых программ, открытых в городе Фрезно. Эта
программа организует встречи жертв с теми, кто совершил преступления против
них. Встречи проходят под руководством посредника, который помогает провести
переговоры и исправить ситуацию, насколько это возможно. В то время как
Клаассен образовывал и возглавлял эту программу, я, как профессор и
администратор университета, разрабатывал учебную программу, включающую предметы
по разрешению конфликта и по миротворчеству.
16
Продолжающиеся
обсуждения и разговоры между нами привели к разработке плана, который мы предложили университету и который объединил бы работу, проводимую
мной в университете, с практической работой, проводимой Роном Клаассеном. Руководство
университета приняло наше предложение, и в 1990 году Центр был образован под нашим
совместным руководством.
Центр
преследовал несколько целей: (1) углубить изучение конфликтов и миротворчества;
(2) обеспечить преподавание предметов в области конфликтологии; (3) проводить
семинары и консультации для руководителей, церковных лидеров и лиц,
заинтересованных в разрешении конфликтов, как во Фрезно, так и в окрестных
городах; (4) содействовать и проводить посредничество для частных лиц и организаций,
вовлеченных в конфликты.
Использовали ли вы
какие-либо существующие на то время модели, когда образовывали Центр?
Мы следовали модели
организации центра или института. Центр или институт отличается от факультетов
в университетах тем, что центр имеет больше свободы, чем факультет, в том,
чтобы объединить преподаваемые теории с практической работой.
В нашем случае Центр
координирует работу университетского факультета по конфликтологии, проводит
занятия со студентами-бакалаврами, магистрами, а также оказывает практические
услуги церквям и жителям. Услугами Центра также пользуется Меннонитская
братская библейская семинария, которая включает наш семинар «Основной курс по
урегулированию конфликтов и посредничество» в свои программы.
Каковы главные
задачи Центра?
С самого начала основная
деятельность Центра была направлена на разрешение конфликтов и миротворчество в
сферах, тесно связанных с повседневной жизнью людей, а именно в семьях, школах,
церквях и в коллективах.
В своих семинарах и
образовательных программах Центр стремится дать
студентам необходимые теоретические знания, а также и практические навыки.
Академические программы Центра соединяют в себе библейское, историческое и социальное
понимание конфликта, миротворчества и методов разрешения конфликтов.
17
Программы Центра
позволяют проверить предлагаемы теории на практике, что, в свою очередь,
стимулирует их практическое применение.
Какие программы и
услуги предлагает Центр?
Прежде всего Центр несет ответственность за все семинары и преподаваемые
курсы в области конфликтологии, предлагаемые университетом. Центр также
предлагает услуги преподавания своих курсов Меннонитской братской библейской
семинарии. Курсы и семинары проводятся для студентов-бакалавров и магистров, а
также для тех, кто желает повысить свою квалификацию в области разрешения конфликтов.
Во-вторых, Центр
предлагает услуги по программе восстановления справедливости4.
В рамках этой программы Центр выступает спонсором ежегодной конференции по теме
«Восстановление справедливости», а также устраивает собрания для участников
Программы по примирению жертв преступлений и их
обидчиков. Центр проводит семинары, консультации и оказывает организационную
поддержку людям и организациям, заинтересованным в развитии новых программ по
примирению между потерпевшими и их обидчиками. Центр совместно с организацией
«Фрезно за восстановление справедливости» помогает местному населению воплотить
в действие принципы восстановительного правосудия и применять их в
государственных и частных организациях, школах, учреждениях города Фрезно и
прилежащих районах.
В-третьих, Центр принимает
участие в Программе по урегулированию конфликтов в школах. Участвуя в этой
программе, Центр тесно сотрудничает со школьной администрацией города и
учителями, для того чтобы на практике применять принципы восстановления
справедливости, принципы, помогающие поддержать школьную дисциплину.
В-четвертых, Центр
проводит семинары и предлагает услуги посредничества
как для частных лиц, так и для мест-
—————
4 Программа восстановления
справедливости — это теория судебного правосудия, которая рассматривает
преступление как действие, направленное против человека или группы, а не против
государства. Жертвам уделяется больше внимания, и они получают компенсацию от
обидчиков (извинение, денежная компенсация, общественные работы). Эта программа
стала популярна в США Канаде, Англии и Австралии в 1980-е годы.
18
ных организаций,
включая церковь, школы, предприятия, «иные инстанции и т. д.
И последнее. Центр
имеет международную программу, которая готовит лидеров и преподавателей для
учебных заведений, связанных с церквями или церковными организациями в других
странах. Работники Центра непосредственно проводят семинары и тренинги в других
странах, в основном с целью подготовки местных кадров.
Какие достижения Центра
вы считаете наиболее важными?
С точки зрения
областей, в которых работает Центр, я считаю особенно важной деятельность в
области «Программы восстановления справедливости» и в области школьной дисциплины.
С точки зрения учреждений, на которые центр пытается повлиять, наиболее важными
являются церковь, судебная и школьная системы.
Какое положительное
влияние Центр оказывает на местных жителей?
Центр оказывает
положительное влияние на людей разными путями. В настоящее время Центр
направляет свои основные усилия на поддержку организации «Фрезно за восстановление
справедливости», которую я уже упоминал. Центр уже
много лет поддерживает местную «Программу по примирению жертв
преступлений и обидчиков», направляет работу этой программы и предоставляет
помещение при университете для сотрудников, работающих в рамках этой программы.
Как уже было замечено, Центр делает большой акцент на работу в школах. Центр
также положительно влияет на людей и местные учреждения посредством проведения
семинаров и оказания посреднических услуг по разрешению конфликтов.
Как вы себе
представляете будущее Центра?
Уважение и доверие
приходят со временем, и они необходимы для успеха в будущем. За время своего
существования Центр приобрел уважение и доверие в глазах церковных лидеров,
образовательных учреждений и местных жителей. Для успешного будущего необходимо
продолжать зарабатывать это уважение и доверие.
19
Центр будет продолжать
строить свою деятельность исходя из прошлых достижений, развивая свою работу в
области «Программы восстановления справедливости» и восстановления дисциплины в
школах, проводя курсы и семинары, научные исследования и публикуя свои
материалы.
Центр также продолжит
свою работу по подготовке преподавателей и лидеров из других стран в области
разрешения конфликтов. Центр будет оказывать помощь вновь образующимся учебным
программам и центрам в других странах, чтобы они могли адекватно развиваться.
Как, по-вашему, опыт
Центра и его материалы могут обогатить русскоязычных христиан?
Я полагаю, что эти
христиане не отличаются от всех остальных христиан. Мы знаем, что должны любить
друг друга и жить в мире, но часто разногласия отдаляют нас друг от друга.
Мой отец был плотником.
Я стал преподавателем, но я также люблю делать предметы из дерева. Однако мой
ящик с инструментами не такой большой, как у моего отца. Я также знаю, что без
необходимых инструментов мне трудно сделать хорошую вещь. Иногда я беру взаймы
инструменты из ящика моего отца, чтобы сделать свою работу хорошо.
Конфликты и
миротворчество подобны этому примеру. Я знаю, что хочу построить мир, но мне не
хватает нужных инструментов. Я должен, образно говоря, иметь ящик с инструментами.
Поэтому в нашем Центре миротворчества мы создаем и совершенствуем инструменты для
разрешения конфликтов и миротворчества. Мы с радостью делимся этими
инструментами с другими людьми. Когда мы это делаем, то знаем, что инструменты,
требуемые для работы в другой культуре, могут отличаться от наших.
Поэтому мы приглашаем людей из других стран и культур подумать
вместе нами, какие инструменты могут понадобиться в их культурном контексте. Мы
обязуемся работать совместно с теми, кто, как и мы, заинтересованы в создании и
усовершенствовании инструментов, которые необходимы в созидании наших домов,
церквей, школ, сообществ и наций.
20
Заключительные
комментарии
Из всего
вышеизложенного мы можем заключить, что меннониты имеют богатые традиции в
миротворчестве, которые уходят корнями в XVI столетие и которые продолжают развиваться
в настоящее время. Возникает следующий вопрос: как миротворческие инициативы,
возникшие в американской культуре, могут применяться в других культурах? Миротворцы-меннониты,
которые работают в других странах (например, Рон Крэйбилл и Джон Пол Ледерах),
часто повторяют в своих публикациях, что их метод подходит не для всех культур.
Иногда то, что работает в одном месте, не работает в другом. Меннонитские
специалисты в области управления конфликтами напоминают своим коллегам и читателям,
что они не имеют готовых ответов, а вместо этого предлагают местным лидерам и
всем интересующимся пропускать предлагаемые идеи через их культурный фильтр и
адаптировать материал в соответствии с местной культурой. Этот совет также распространяется
на материалы, включенные в этот сборник.
Другой вопрос, который
могут поднять наши читатели: существовали ли миротворческие традиции и
инициативы в русской культуре? Один из современных российских ученых, А.
Дмитриев, в своей книге «Конфликтология» (2003) анализирует историю развития
конфликтологии в России. Ниже приводятся некоторые из его выводов.
1. Демократические
традиции, учреждения и процессы, которые необходимы для более эффективного
управления конфликтами, отсутствовали в русской до- и
послереволюционной политике. Русские цари и позднее коммунистическая партия
часто прибегали к насилию как средству контроля над людьми. Русские люди стали
верить в то, что насилие является наиболее простым и коротким путем для разрешения
конфликтов и достижения поставленных целей.
2. С начала XIX столетия точка зрения на конфликт в
России основывалась на марксистском понимании конфликта, которое вытеснило все
другие, немарксистские, теории конфликта (например, теорию Вебера).
Марксистская теория объясняет социальные конфликты существованием противоположных
социальных классов (например, капиталистов и рабочих), которые сражаются за
свои интересы и по-
21
литическую власть.
Маркс и позже Ленин считали, что конфликт исчезнет в бесклассовом обществе.
Более того, Ленин верил, что только насильственная революция может ликвидировать
социальные классы и исключить социальные конфликты в будущем. Однако эта
утопическая мечта не сбылась, и люди в советском обществе часто вступали в
конфликты. Наиболее острым был конфликт между элитой коммунистической партии,
имевшей определенные льготы и привилегии, и рядовыми членами общества, которые
этого не имели.
3. В результате
адаптации марксистской социологии и конфликтологии коммунистическое
правительство запретило конфликтологические исследования в социологии и психологии.
Однако в 1990-х годах, после падения коммунистического режима, такие
исследования были начаты в Российской академии наук (Москва). В Академии наук и
в российских университетах конфликт в основном изучается различными учеными с
точки зрения юриспруденции.
4. Несмотря на столетия
политического насилия и его применения при разрешении
конфликтов, в русской культуре существовала традиция ненасилия и пацифизма. Наиболее
выдающимся представителем этой традиции был известный русский писатель Л. Н.
Толстой (1828 — 1910). Свое учение о непротивлении злу насилием Толстой изложил
в книге «Царство Божие внутри вас», написанное в 1893 году. Пацифизм и традиции
ненасилия были характерны для молокан и духоборов, предшественников русских
протестантов, а также для евангельских христиан, баптистов и адвентистов
седьмого дня. В конце XVIII и начале XIX века многие мужчины, принадлежащие
к этим религиозным группам, отказывались от военной службы в армии из-за своих религиозных убеждений5. Толстому было известно
об этом движении верующих-пацифистов. Он поддерживал его и вел переписку с 32
заключенными, отбывающими тюремное наказание за отказ от воинской службы. Более
того, Толстой помог группе пацифистов-духоборов (7000 человек) эмигрировать в
Канаду в 1899 году, спасая их от правительственного преследования. Благодаря
публи-
—————
5 Питер Брок. Свет во тьме светит:
Толстой и осужденные за отказ от военной службы в царской России // Славянское
и Восточно-Европейское обозрение, 2003. № 4 (81). С. 683-697.
22
кации книг Толстого за
рубежом, его учение о ненасилии и поддержка пацифизма были известны в других
странах мира. В частности, учение Толстого повлияло на выдающихся деятелей и
миротворцев, Мохандаса Ганди и Мартина Лютера Кинга.
Изучая материалы этого
сборника, читателю полезно помнить о том, что идея ненасилия не была чуждой для русской культуры и что участие русских верующих в
движении против насилия имело ценность для мирового сообщества.
Таким образом, составители
надеются, что материалы, включенные в этот сборник, написанные меннонитами и
другими авторами «мирных церквей», помогут обогатить понимание конфликта и
познакомят с новыми методами или предоставят средства для эффективного
разрешения конфликтов, которые читатели смогут применять в их личной, семейной
и церковной жизни.
ЧАСТЬ 2
БИБЛЕЙСКИЙ
ВЗГЛЯД НА КОНФЛИКТ
Предисловие
Вторая часть сборника
включает в себя главы 2 и 3. Вторая глава «Библейская идея мира» открывается
отрывком книги Рональда Крэйбилла «Восстанавливая разрушенное: оказание помощи
в конфликте». Эта книга была написана в 1981 году, когда Крэйбилл был
руководителем Меннонитского служения примирения. В то время издавалось мало
литературы, посвященной теме миротворчества. Крэйбилл был одним из первых, кто
описал свой опыт работы в качестве миротворца. Для нашего сборника мы избрали
главу «Библия о примирении», в которой Крэйбилл дал теологическое обоснование
служения примирения.
Вторая глава сборника
продолжается статьей «Шалом: избранный путь», написанной
Долтоном Раймером. Эта статья входит в книгу «Посредничество и содействие:
учебное пособие», которая была опубликована в 2000 году. В своей статье Раймер
напоминает современным христианам о важности Божьего видения мира и о
библейских путях ответа на конфликт.
Статья «Избранные
отрывки из Библии на тему конфликта» написана Кэролин Шрок-Шенк и также взята
из указанной книги.
Третья глава второй части
сборника «Понимание конфликта» содержит статьи и главы из книг, которые дают
общее представление о конфликте, включая его определение, структуру, динамику,
причины конфликта и уровни его выраженности. Статьи, написанные Роном
Клаассеном и Полом Ледерахом, принадлежат к материалам семинара «Основной курс по
урегулированию конфликтов и посредничество» (2001). Эти статьи содержат краткую
информацию и диаграммы по перечисленным темам.
Шрок-Шенк — автор
статьи «Представление о конфликте и его преобразование», которая является
частью книги «Миротворчество и конфликт: практические навыки для преобразования
конфликта» (1995). Шрок-Шенк поясняет и иллюстрирует теоретические принципы
конфликтологии.
Статья «Уровни сложности
конфликта» написана Спидом В. Лизом и входит в его книгу «Прохождение вашей
церкви через конфликт», изданную в 1996 году. Этот материал мо-
27
жно использовать как
средство для понимания уровней сложности и выраженности конфликта в вашей
церкви.
Далее приведены статья
и глава с толкованием главы 18 Евангелия от Матфея. Этот текст
трактуется как библейское руководство по разрешению конфликтов. Элэйн
Эннс анализирует Матфея 18 в статье «70 х 7: теология примирения», извлеченной
из книги «Посредничество и содействие: Учебное пособие».
Марлин Джешке является
автором статьи «Метод приобретения учеников», входящей в его книгу
«Приобретение учеников в церкви: восстанавливая евангельское служение», которая
была опубликована в 1988 году. В этой работе обсуждаются важные вопросы церковной
дисциплины, а также практическое применение Матфея 18. Несмотря на то что книга была написана почти двадцать лет назад, она все
еще остается важной в области церковной дисциплины. Ведущий христианский журнал
«Христианство сегодня» (август, 2005 г.) признает Джешке одним из авторитетных экспертов
в области церковной дисциплины и называет эту его книгу «наиболее известной современной
публикацией по церковной дисциплине».
Мы надеемся, что главы
2 и 3 сборника познакомят наших читателей с некоторыми теологическими и
теоретическими идеями, связанными с пониманием конфликта. В целом,
представленная точка зрения на конфликт разделяется «мирными» церквями Северной
Америки и Канады. Мы думаем, что этот материал может быть полезен для ознакомления
с тем, как христиане в этих странах понимают конфликт.
О.Бевз
Изд:
"Миротворчество и христианское разрешение конфликтов". Составители Оксана Бевз и Долтон Раймер, СПб,
"Библия для всех", 2007