«ЧИСТОЕ ГОСУДАРСТВО» И АНТИМИЛИТАРИЗМ:

В. А. ШЕЛКОВ И «BEPНЫЕ И СВОБОДНЫЕ АДВЕНТИСТЫ

СЕДЬМОГО ДНЯ» В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Даниэль Хайнц

 

От автора: Благодаря своей глубокой, кажущейся почти мистической религиозности, которая преодолевала все конфессиональные границы, благодаря дружелюбному и открытому людям характеру, своему сопереживающему сердцу и готовности выступить за справедливость и мир, она незаметно изменяла мир и людей вокруг себя. Мы никогда не забудем Татьяну Павлову.

 

Главный удар в преследовании адвентистов в советское время пришелся на долю всесоюзной церкви истинных и свободных адвентистов седьмого дня, небольшой, но очень активной деноминации, которая выказала удивительную стойкость перед лицом атеистического коммунизма1. Это отколовшаяся часть от официально зарегистрированной церкви адвентистов седьмого дня, не признанная советскими властями. Несмотря на этот факт, что вынуждало эту организацию действовать подпольно, её богословские принципы и внутренняя жизнь были лучше известны на Западе в советское время, чем официально зарегистрированные адвентисты,

26

благодаря подобным статьям в самиздате, которые они публиковали и вывозипи за границу в относительно большом количестве. Руководителем группы «Верный остаток», как участники этого движения в адвентизме называли себя сами, был В. А. Шелков, пюдовитый писатель, который провёл около 25 лет в заключении за свои религиозные убеждения. Последний суд, приговоривший Шелкова к 5 годам работ в лагере усиленного режима, состоялся в марте 1979 года. Главная особенность личности В. А. Шелкова и всей адвентистской литературы — поразительно твердая позиция против вмешательства государства в религиозные дела и в вопросы совести верующих. Эта позиция явилась основной причиной раскола среди адвентистов в 1928 году, и с тех пор и до настоящего времени является предметом разногласий.

С начала возникновения советской эры адвентисты седьмого дня были обречены на конфликт с атеистическими властями в связи с некоторыми жизненно важными положениями их учения. Они верят в то, что Библия — единственное указание от Бога, которая учит правильному пониманию истины в жизни, и уделяют особенно важное значение второму пришествию Христа (отсюда их название: адвентисты — ждущие пришествия) и соблюдению десяти заповедей, особенно четвертой и шестой, касающихся соблюдения субботы и убийства человека.

Эти две заповеди, а также и апокалиптическое поведение адвентистов, выражающееся в особенно нетерпеливом ожидании второго пришествия Христа, и породило разногласия между ними и советскими властями. Адвентистский принцип соблюдения субботы стал прямым противоречием советской практике, где суббота являлась обычным рабочим и учебным днём. Советские власти постоянно преследовали адвентистов за их отказ работать и посылать детей в школу в субботу. Кроме того, буквальное толкование шестой заповеди «Не убий» привело к пацифистскому движению в российской адвентистской вере. Поскольку советский закон требовал, чтобы каждый молодой человек, достигший 18 лет, поступал на двухлетнюю военную службу, эта склонность адвентистов к пацифизму вызвала неодобрение советских руководителей. Во время Второй мировой войны это стало очень злободневным вопросом, когда отказ от военной службы адвентистов (многие из которых были немецкого происхождения) истолковывался как государственная измена и жестоко наказывался2.

27

После раскола 1928 года принцип отделения церкви от государства стал отличительным знаком «Верного Остатка». Этот вопрос широко обсуждался в их публикациях. Особенно критичным было их отношение к тому, что они называли госатеизмом. Госатеизм — это прямое вмешательство государства в религиозные дела посредством санкционированной регистрации общин и членов общин, ограничений в религиозном образовании, ограничений в миссионерской деятельности и лишения права жить в соответствии с личными убеждениями через принуждение работать и учиться в субботу и выполнять обязанности военной службы. Стих из Евангелия от Матфея 22:21 «Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу» часто цитируется адвентистами в качестве защиты их убеждений относительно взаимоотношений церкви и государства. Борьба «Верного остатка» против госатеизма и их готовность исповедывать свою веру несмотря на их противоречия с советской идеологией принесли им большие страдания. Жизнь Владимира Андреевича Шелкова — яркий тому пример.

 

 

Жизненный путь В. А. Шелкова — путь страданий

 

Шелков родился 20 января 1895 года в селе Большая Вышка на юге Украины. Его отец был состоятельным крестьянином, который воспитывал своих детей в баптистской вере. В 1923 г. Шелков приступил к служению в адвентистской оощине. В 1927 году он был рукоположен в сан проповедника. Шелков критиковал лояльность, которую руководитель церкви адвентистов Г. Лебсак и большинство пасторов проявляли по отношению к советскому режиму. В 1929 г., после того, как на церковь был наложен государственный контроль посредством официальной регистрации, произошел его окончательный разрыв с церковью. Шелков наотрез отказался от какого бы то ни было сотрудничества с правительством, как, например, регистрация или служба в армии, и тем самым поддержал позицию адвентистской диссидентской группировки в

28

России, возглавляемую Генрихом Оствальдом, которая первоначально возникла в Германии во время Первой мировой войны (адвентисты-реформисты). Под их влиянием Шелков вместе с П. Маньжурой организовал в начале 30-х годов свое собственное реформистское движение «Всесоюзная церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня» и в 1936 г. стал заместителем председателя этой организации. 1931-1934 гг. Шелков провел в заключении в лагере Березово на севере Урала. С 1934 по 1945 гг. как пастор он вынужден был работать подпольно и постоянно менял место своего жительства. В мае 1945 г. в Пятигорске Шелков был вновь арестован. В течение многих месяцев он подвергался постоянным допросам и многочисленным пыткам и, в конце концов, 24 января 1946 года за антисоветскую агитацию был приговорен военным трибуналом к смерти через расстрел. После того как он провел 55 дней в камере смертников, смертный приговор был заменен 10 годами лишения свободы в трудовом лагере в Спасске около Караганды, где находился самый большой сталинский лагерный комплекс. После смерти Маньжуры в лагере в 1954 г. Шелков был назначен председателем всесоюзной церкви. После своего освобождения из лагеря он проживал в Джамбуле (Казахстан), где в 1957 году был вновь арестован. Следующие 10 лет он провел в лагерях: 1957-59 — в Выхаревке, Чуне и Ново-Чунке (Сибирь), расположенных вдоль так называемой «железной дороги смерти», 600-километровой железнодорожной магистрали от Тайшета до Братска, которая была построена исключительно силами заключенных трудовых лагерей. Еврейский эмигрант Абрам Шифрин встретил В. А. Шелкова в тюрьме в 1954 году и был покорен его несгибаемой преданностью и целеустремленностью. В одном из своих писем Шифрин пишет: «Мы с Шелковым говорили день и ночь. Позднее, в лагерях в Сибири и в Потьме мы жили и работали вместе с ним. Я никогда не видел его сердитым, обиженным или негодующим по поводу того, как к нему относились. Мы пережили ужасные времена, но было такое впечатление, что для него всё это имело скрытый смысл и он всегда был в состоянии поддерживать свою внутреннюю веру»3. 1959-67 Шелков провел в лагере в

29

Потьме (Урал), где он впервые встретился с правозащитниками, среди которых был А. Гинзбург4 это знакомство с политическими диссидентами наложило значительный отпечаток на его дальнейшую работу, что вылилось после его освобождения в образование самого крупного подпольного издания в стране «Верный свидетель». Под его руководством вышли богатейшие публикации самиздата, которые освещали не только богословские вопросы, но в которых также обсуждались темы, связанные с взаимоотношением государства и церкви, свободы совести и религии, прав человека и т. д. Эта литература являлась основополагающим духовным оружием религиозного крыла советского движения за права человека и распространялась на Западе в переводе на английском языке. В лице коммунизма Шелков видел власть библейского антихриста. В 1978 г. в Ташкенте Шелков был вновь арестован. Судебный процесс, получивший широкую огласку, на который приехал А. Сахаров в качестве защитника, но допущен до суда не был, приговорил Шелкова к 5 годам лишения свободы через отбывание срока в трудовом лагере. Для 83-летнего человека это было равносильно смертному приговору. Шелков умер в 1980 г. в результате нечеловеческих условий жизни в месте заключения в Табаге около Якутска.

Шелков является автором внушительного списка публикаций, включая серию из 8 томов под общим названием «Справедливая война за свободу совести против диктатуры государственною атеизма». Этот труд содержит также обширные материалы по вопросу

30

о конституционных и легальных основах прав человека. Нам известно по крайней мере 22 названия его публикаций, содержащих проповеди, доктринальные основы, исторические исследования адвентизма и библейские трактаты — всё это было напечатано адвентистским самиздатским издательством «Верный свидетель»5.

 

Идеальное правительство

 

Шелков полагал, что адвентисты как дети Божьи и будущие жители «небесного царства» не имеют ничего общего с царствами этого мира. Иметь какой бы то ни было контакт с атеистическим правительством является грехом, поэтому Шелков осуждал официально зарегистрированную часть церкви адвентистов за их готовность к регистрации. Он говорил: «Верные адвентисты седьмого дня свободны от духовно оскверненного союза с царствами этого мира, свободны от поклонения образу зверя, свободны от греховной регистрации и несущего смерть статистического учета, свободны от каких бы то ни было заблуждений и лжи великого Вавилона». Государственная религия — это явное противоречие: какой бы достойной она ни была, и как бы ни были высоки её идеалы, она остаётся частью земного разрушительного режима. Роль правительства — управлять государством, а не вмешиваться в верования своих граждан. В своей книге самиздата «Единственный идеал» он говорит: «Идеальное правительство должно быть пристрастным. Государство не должно вмешиваться в сферу религии. «Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мат. 22:21). Решение  верить или не верить является вопросом совести каждого человека отдельно, и государство не имеет права вмешиваться. Материализм атеизма также является своего рода верой, религией и, поэтому, не может быть официальной верой, и не имеет права быть насажденным через государственное образование. Эта, как и любая другая идеология должна быть частным делом каждого отдельного человека. Принцип отделения церкви (и религии) от государства и школы в равной степени касается отделения государственного атеизма от государства и школы...» Шелков

31

рассматривает государственную регистрацию как вмешательство и поэтому осуждает её: государственная регистрация религиозных организаций способствует объединению религии с государством и, следовательно, различного рода вмешательству в религиозные дела, что явно противоречит декрету Ленина от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и государства от школы и церкви». Руководители официально зарегистрированных религиозных организаций стали прислужниками полиции и выполняют свои обязанности перед государством посредством предательства своих невинных собратьев по вере, которые отличаются от них только тем, что являются свободными и верными божественным идеалам, не связанными с официальной бюрократией. Ни одной религии или организации не может быть навязана правительственная регистрация. Шелков высоко оценил позицию Ленина, выраженную в этом декрете, которая была разработана им и другими марксистами еще до революции. В своей книге «Декрет Ленина и другие официальные материалы» он пишет: «Чистое советское государство, руководимое В. И. Лениным, с самого начала своего существования уделяло большое внимание вопросам совести и полного равенства всех без исключения граждан ... в плане реального, действительного обеспечения полной свободы совести и равенства всех граждан»6.

По мнению Шелкова идеальное правительство должно занимать нейтральную позицию по отношению к религии, как это было отмечено в вышеуказанном декрете. Однако очень скоро это гуманное отношение к верующим было забыто и на смену ему пришел воинствующий атеизм, выплеснувший всю ярость своего невежества через своих приспешников — сверхрьяных авторов-антирелигиозников и атеистов, которые не имеют ни малейшего понятия о том, что такое подлинная свобода совести и которые занимаются только лишь самостоятельным углубленным исследованием и философским осмысливанием сложнейших проблем свободы совести и равенства всех граждан вместо того чтобы обратиться к первоисточникам, трудам В. И. Ленина. К. Маркса и других марксистов, к постановлениям партии и правительства, изданным еще при жизни Ленина.

Шелков также высоко ценил глубоко гуманную позицию вождя русской революции, выраженную в «Декрете Совета Народных

32

Комиссаров от 4 января 1919 года об освобождении от воинской повинности», который разрешал освобождение от военной службы по религиозным мотивам. Шелков восторженно заявляет, что этот декрет, «принятый по инициативе и за подписью В. И. Ленина, являет собой яркий пример дальнейшего развития и юридического закрепления В. И. Лениным принципов действительной свободы совести для верующих граждан в свободном социалистическом государстве... Вот так мудро, вместе с тем просто, деликатно и гуманно В. И. Ленин разрешил этот, казалось бы сложный вопрос, причем разрешил так, что не ущемились ни интересы искренне верующих граждан, ни интересы государства, при этом осталось нетронутым и конституционное, гарантированное право действительной свободы совести»7. Следует только припомнить военную обстановку того времени, когда разрабатывался и был принят этот декрет. Это были месяцы напряжённых боёв, которые Красная Армия, уже уставшая и обессиленная от тягот мировой войны 1914-1918 гг., вела на фронтах гражданской войны, время колебания среднего крестьянства, поставлявшего основные контингенты призывников, что выражалось в уклонении от военной службы и дезертирстве из армии и что всячески поощрялось организаторами кулацких мятежей. Принимая во внимание все эти обстоятельства. Шелков с большим уважением пишет о принципиальности, последовательности и великодушии Советской власти в отношении военного вопроса: «Если вспомнить, в какое время и при каких обстоятельствах был издан этот ленинский государственный декрет, то станет еще более ясным, что при издании этого декрета Ленин не руководствовался какими-то временными преходящими соображениями, как это сейчас мы слышим от некоторых атеистов, но имел действительную принципиальную заботу о том, чтобы обеспечить искренним верующим подлинную, полную свободу совести и религии во всем её объёме и чтобы не пострадал кто-нибудь невинно за свои чисто религиозные убеждения... Поэтому тем более кажется странным, что сейчас в мирное время, этот ленинский государственный декрет предан забвению, как будто бы он никогда и не существовал... И место ленинского гуманизма ныне заняли репрессии и насилия над свободой совести со стороны образа, копии папского зверя в его незаконном посягании на общечеловеческие равные права верующих граждан и их детей

33

в вопросах религии, а особенно в вопросе всеобщей воинской повинности»8.

После смерти В. И. Ленина в 1924 году российское антимилитаристское движение стремительно пришло в упадок. К этому времени «Объединённый совет религиозных общин и групп», организованный в 1918 году, которому было поручено разработать принципы внедрения в жизнь основных положений декрета от 4 января 1918 года для отказников от военной службы, в сущности прекратил свое существование. Также и адвентисты были представлены в этом Совете во время его наивысшей активности в 1920 г. через своего председателя Г. И. Лебсака9. Тем не менее с ростом давления со стороны правительства ситуация резко изменилась и российские адвентисты в 1924 году на Всероссийском съезде церкви адвентистов седьмого дня, проходившем в Москве, встали на путь компромисса в отношении исторически сложившейся позиции церкви отказа от участия в военных действиях10. На этом съезде было подписано заявление, призывавшее адвентистов к участию в военных действиях, хотя окончательное решение по этому вопросу оставлялось на усмотрение каждого члена церкви в отдельности в соответствии с его совестью. Эта позиция в какой-то степени может рассматриваться как законная с точки зрения мирового адвентизма, хотя, как правило, адвентисты не поощряют своих членов к службе в армии. Тем не менее, эта позиция была изменена на следующем съезде адвентистов в 1928 году заявлением, что военная службы является «христианским долгом», и любой, кто отрицает это и учит противному должен быть объявлен «еретиком» и исключен из членов церкви11. Эта капитуляция привела к расколу в церкви адвентистов в Советском Союзе и отделению

34

небольшой группы, представляющей собой пацифистскую оппозицию, называвшуюся «Верные и свободные адвентисты седьмого дня», возглавляемую Шелковым, и ставшую широко известной на западе в 30-е годы. В официальном компромиссе адвентистов 1924 и 1928 годов Шелков видел основание нечистой адвентистской религии, поскольку официальный адвентизм уступил нечистому государству, что выразилось в уклонении от божественного принципа отделения церкви от государства. Этот компромисс он комментирует следующим образом: «Вот типичный образец мешанины, своего рода коктейля из льстивых угоднических заявлений, непомерных восхвалений, заверений во всесторонней поддержке по принципу спекулянтов-торгашей — «вы нам, мы вам», поддержке даже в том, что противоречит первоначальному адвентистскому учению и связано с нарушений 6-ой заповеди Закона Божьего. Это была «плата» лже-АСД за официальность существования и признанность со стороны госатеизма, за покров под тенью крыл духовного Египта в «общем букете верующих граждан СССР», это было формирование госрелигии лже-адвентизма, находящейся на поводу и в услужении у атеистического образа, копии папского зверя в нашей стране... Это уже сознательная уступка нечистой государственности в процессе формирования лжеадвентистского образа, копии папского зверя — этого блудно-союза церкви лже-АСД с нечистой атеистической государственностью. И по этому вопросу нужна «просветительная» (читай: затуманивающая, затемняющая) работа на съездах и в общинах, чтобы никто не осуждал преступный союз и уступки государств) со стороны церкви лже-АСД... Так в нашей стране под влиянием духа мира сего, под влиянием умопомрачающей тайны беззакония — сатанинского драконовского духа, действующего в сынах противления, окончательно, трагически и катастрофически оформился лже-адвентизм, превратившийся в госрелигию, казённую, зарегистрированную, состоящую на службе у атеистического образа папского зверя и покорно исполняющую все его безбожные, антирелигиозные рамки, запреты и предписания»12. Из позиции В. А. Шелкова, представленной выше, понятно, почему это движение называлось «остаток» или «Верные и свободные адвентисты». «Верные» — потому что они остались верными четвертой (заповедь о субботе) и шестой («Не убий») божественным заповедям, следуя

35

примеру ранних христиан (Шелков даже цитирует отцов церкви Оригена и Тертуллиана в поддержку христианского принципа отказа от ношения оружия); «свободные» — потому что они остались свободными от того, что они рассматривают как рабское угодничество государственной атеистической диктатуре, навязанное, к примеру, через регистрацию их общин (что таким образом является «образом зверя» по 14 гл. Откровения). В своих работах Шелков идентифицирует «зверя» с принципом государственной религии («нечистая религия»), который неверно был использован прошлом католической и православной церковью и теперь воплотившийся в материалистическо-атеистическую «религию» советского государства. Шелков никогда не уставал противопоставлять это «нечистое государство» своему идеалу «чистого государства», в котором вера — это личное дело совести каждого человека, которая может быть исповедана в добровольной религиозной организации, в то время как государственная власть строго ограничивается поддержанием мира, законности и порядка. Движение Шелкова представляло собой в советское время одну из наиболее активных пацифистских групп. Численность «Верных и свободных адвентистов седьмого дня» в 1990 г. составляла приблизительно 4000 человек. Предполагается, что между 1940 и 1980 гг. более 380 молодых людей, принадлежавших этому течению, отказались от военной службы и были подвергнуты заключению сроком от 3 до 12 лет в лагерях специального режима, ссылкам, пыткам, и даже смерти. Потеря своего харизматического лидера в связи со смертью Шелкова привела его организацию к трениям и расколам, которые значительно ослабили Верных и свободных адвентистов седьмою дня и их пацифистские стремления. Их также не пощадили и крайне сектантские тенденции13. Но Шелков будет всегда занимать заметное место в истории российского пацифистского движения.

 

36

 

1 О зарождении и развитии группы «Верные и свободные адвентисты седьмого дня» и о жизни В. А. Шелкова см.: М Sapiets. V. A. Shelkov and the True and Free Seventh-Day Adventists of the USSR // Religion in Communist Lands, Vol. 8, No. 3, 1980. P. 201-217; L. Alexeyeva. Soviet Dissent. Contemporary Movements for National, Religious, and Human Rights. Middletown, Connecticut / USA, 1985. P. 232-243 (перевод этой статьи см. в. Л. Алексеева. Верные и свободные адвентисты седьмого дня // История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс-Москва, 1992. С. 166-175); D. Heinz. Wladimir Schelkowadventistischer Märtyrer // Stufen. Zeitschrift des Adventistischen Wissenschaftlichen Arbeitskreises. No 32/1, 1985. P. 15-18; S. Reiners. Russia: The Anguish of Adventism, Grand Rapids, Minnesota / USA, 1985; M. Sapiets. True Witness. The Story of Seventh-Day Adventists in the Soviet Union. Keston, 1990. P. 42-252.

 

2 О современном отношении адвентистов к военной службе см.: Пчелинцев А. В. Право не стрелять: альтернативная гражданская служба. М., 1997. С. 65-66; Исторический обзор вопроса об отношении адвентистов к военной службе см. в: Д. Хайнц. Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях в Российской империи. // Долгий путь российского пацифизма. Под общ. ред. Павловой Т. А. М., 1997. С. 172-176; Д. Хайнц. Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива. // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни. Под общ. ред. Павловой Т. А. М., 2000. С. 116-127.

 

3 См.: К. Murray. Soviet Seventh-day Adventists // Religion in Communist Lands. Vol. 5, No. 2, 1977, P. 93; в письме С. Райнеру от 21 апреля 1985 г. Е. Шифрин, в то время директор «Research Centre for Prisons. Psychprisons and Forced Labor Concentration Camps of the USSR, Israel» дал следующую характеристику личности Шелкова: «Владимира Шелкова я встретил впервые в 1954 году в пересыльной тюрьме г. Тайшета... Меня удивила внешность этого старца: белоснежная борода, голубые ясные глаза и спокойствие в лице, как будто он сидел и беседовал дома... Просидели мы в этой камере около 10 дней и подружились, так как Шелков и его зять излучали на всех окружающих дружелюбие, ласку, тепло и любовь. Делали они это ненавязчиво, естественно. Всё это привлекало меня к ним. Разговоры наши были на тему о Библии: они были большими знатоками Библии. В свободное от работы время Шелков или читал … или беседовал с людьми: многие хотели поговорить с ним, так как он умел успокоить и дать хороший совет людям, которые были в беде, гневе или отчаянии. И я видел много раз его молящимся: в молитве он забывался, не воспринимал окружающего, весь отдавался связи с Творцом… Лишь глубокая  вера в Творца сохранила Владимира Шелкова до смерти в лагере человеком целеустремленным к Духу». Schelkow-Sammlung, Historisches Archiv der Siebenten-Tags-Adventisten in Europa, Friedensau, Deutschland, в дальнейшем сокращенно ААЕ.

 

4 L. Alexeyeva. Soviet Dissent. P. 235-237.

 

5 Некоторые из книг В. А. Шелкова, выпущенные самиздатом, находящиеся в фондах ААЕ: Основы истиной свободы совести и равных прав; Гонения на истинных христиан; Международно-правовые документы о правах человека — декларация, конвенция, пакты; Законодательство о культах от 8 апреля 1929 года.

 

6 Шелков В. А. Декрет Ленина и другие официальные материалы. Самиздат. С. 57. ААЕ.

 

7 Там же. С. 64-66.

 

8 Там же. С. 66-67.

 

9 Об отказе от военной службы в период межу двумя мировыми войнами см.: P. Brock. Soviet Conscientious Objectors, 1917-1939: A Chapter in the History of Twentieth-Century Pacifism. Toronto, 1999; Idem. Testimonies of Conscience Sent from the Soviet Union to the War Resisted International 1923-1929. Toronto, 1997.

 

10 См.: Отчет пятого всесоюзного съезда адвентистов седьмого дня (юбилейный), состоявшегося с 16 по 23 августа 1924 г. в Москве в 3-м доме Советов. М., 1924, ААЕ.

 

11 См, Отчет шестого всесоюзного съезда адвентистов седьмого дня, состоявшегося с 12 по 19 мая 1928 г. в Москве по Большой Якиманке, 31, в храме св. Петра и Павла. Киев, 1928, ААЕ.

 

12 Шелков В. А. Религия чистая и нечистая. Самиздат. С. 78-82, ААЕ.

 

13 Характеристику официальной церкви адвентистов седьмого дня Верных и свободных адвентистов седьмого дня см.: Падение звезды. 1976/77. (Место публикации не указано). ААЕ.

 

 

 

Изд: «Из истории миротворчества и интеллигенции». Сборник памяти Т.А.Павловой, М., ИВИ РАН, 2005.

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Date: январь 2009

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz