СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
I. Святоотеческая традиция
ШАЛИМОВ
О.А. (Россия).
Отношение
ранних отцов церкви к проблеме насилия
II. Нонконформистские секты и церкви
БРОК П.
(Канада).
Отношение к
ненасилию в пацифистских сектах
в средние
века и раннее новое время (Перевод О. А. Шалимова)
ПАВЛОВА
Т.А. (Россия).
Принцип
ненасилия в учении ранних квакеров:
документальное
оформление доктрины
ТИССЕН-НЭЙШН
М. (Великобритания).
Политика
Иисусова и политика Джона Ховарда Йодера:
экуменический
вклад меннонитов в миротворчество
(Перевод
Д. А. Сдвижкова)
ГРУШКО К.П.
(Россия).
Стивен
Греллет и практика ненасилия в первой половине ХIХ в.
ХАЙНЦ Д.
(Германия).
Адвентисты
седьмого дня и отказ от участия в военных действиях:
историческая
перспектива (Перевод И. Хайнц)
III. Россия и мир на рубеже столетий
СДВИЖКОВ
Д.А. (Россия).
Идеи
ненасилия в образованных слоях Германии и России
накануне
Первой мировой войны
ЭДЖЕРТОН У.
(США).
Загадка
влияния учения Л. Толстого
на мировое
сообщество (Перевод Т. А. Павловой)
IV. Учения Востока
ЧАКРАБОРТИ
С.К. (Индия).
Ахимса (ненасилие) в индийском
этосе
(Перевод
Д. А. Сдвижкова)
РОЩИН М.Ю.
(Россия).
Шейх
Абдульвахид из Хабщи
(реальный
опыт суфизма как миротворческой ветви ислама)
V. Альтернативы насилию в XX столетии
КОЛОСОВА
В.О. (Россия).
Русские
философы в эмиграции о войне, мире и ненасилии
ПАВЛОВА
Т.А. (Россия).
Концепция
ненасилия в публицистике А. Солженицына
(60-е -
начало 80-х годов)
VI. Публикации
БАЛАБАНОВ
Г.О.
О призыве в
Советскую Армию духоборов и молокан
Публикация
и вступительная статья С.А. Иниковой (Россия).
КИНГ М.
Л.-МЛ.
Письмо из
бирмингемской городской тюрьмы.
Вступительная
статья Р. Джонсона (Канада)
Перевод
и пояснительная статья Т. А. Павловой
Послесловие
Резюме
Список
авторов
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тема ненасилия
является совершенно новой в нашей историографии. Вплоть до последнего
десятилетия уходящего века изучение ее в официальной науке было невозможно:
всеподавляющая идеология режима строилась именно на восхвалении и возведении в
ранг добродетели насильственного решения политических, экономических, социальных,
национальных, религиозных и даже художественных и культурных проблем.
Революционное насилие с легкой руки К. Маркса объявлялось двигателем прогресса,
«повивальной бабкой истории». Религиозно-философское учение Л. Толстого о
непротивлении злу насилием громилось и осмеивалось словами известной ленинской
статьи, а заодно с этим разгонялись и подвергались гонениям толстовские
коммуны, существовавшие до конца 30-х годов, и приверженцы так называемых мирных
церквей — баптисты, меннониты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники и др.
Само Евангелие было под негласным запретом — его нельзя было ни купить в
открытой продаже, ни взять почитать в библиотеке.
В то же
время в зарубежной исторической литературе тема ненасилия активно изучалась,
особенно в последние 50 лет: выходили монографии и обзорные труды, собирались
конференции и симпозиумы, разрабатывались философия и история, стратегия и
технология ненасильственного сопротивления и мирного разрешения конфликтов. Во
многих странах, как на Западе, так и на Востоке, общественное мнение сейчас
склоняется к тому, что в конце XX столетия глобализация
процессов исторического развития и распространение ядерного оружия сделали
принцип насилия смертельной угрозой цивилизации, и потому поиск альтернатив
насилию стал насущной необходимостью. Недаром 2000 год и все последующее
десятилетие объявлены ЮНЕСКО годами культуры мира и ненасилия.
Современные
западные ученые, следуя принципам ненасилия, разработанным М. Ганди, отмечают
особый характер теории и практики ненасилия. Первое, что отличает ее — это
неразрывная сращенность с нравственными принципами. Если насилие всегда
нуждается во лжи, чтобы оправдать себя, то ненасилие — это по существу синоним
истины, считал М. Ганди. Его практика ненасильственного сопротивления
основывалась на таких понятиях, как любовь, терпение, смирение и самопожертвование.
Только полное единство мысли, слова и действия может привести к свободе и силе,
сохраняющей, а не разрушающей мир — к «политике добра», разработанной Ганди.
Второй особенностью проблемы ненасилия является ее связь с кризисом языка,
отмечающимся повсеместно в современном мире. В статье «Война и кризис языка»
Т. Мертон еще в 1971 г. подчеркивал разрыв между словом и действием, в
результате чего язык оказывается отравленным двусмысленностью, формальными
клише, псевдонаучным жаргоном и эпидемией абстракций и формализма, «которые
маскируют полную черствость и нравственную глухоту, а по существу — презрение к
человеку». Именно упадок языка и культуры общения как часть распада западной
культуры позволяет понять, с точки зрения Т. Мертона, роль ненасилия в
современном мире. Слова о мире, любви и цивилизации стали пустыми, пишет он;
только реальное следование принципу ненасилия, т. е. истине, может вернуть мир
к подлинно нравственным мыслям, словам и действиям1.
В 90-е годы
в нашей стране проблема ненасилия привлекла внимание философов, некоторых
независимых социальных групп и ассоциаций, а также последователей ряда
религиозных учений. По программе «Этика ненасилия» при Институте философии РАН
были проведены международные конференции и семинары; вышло в свет несколько
книг по этике ненасилия, были защищены диссертации2. Это помогло,
во-первых, поднять проблему ненасилия как существенно важную для современного
мира и, во-вторых, обозначить и обсудить основные философские понятия и
определения, прямо к ней относящиеся. Философам удалось показать, что в
современном техногенном обществе в связи с распространением оружия массового уничтожения,
глобальным засорением Земли и околоземной атмосферы создается угроза выживанию
человечества. Помимо этого возникает «угроза потери личности» из-за открывшихся
в последнее время благодаря средствам массовой информации, особым технологиям и
развитию массовой культуры возможностей манипуляции сознанием. Поэтому на
данном этапе перед человеческим сообществом встает вопрос об отказе от
господствовавшего в течение веков культа силы, отказе от «старых менталитетов
техногенной цивилизации» и переходе к новому видению мира. Стратегия ненасилия
должна стать одним из важнейших компонентов этого нового видения.
В названных
выше исследованиях философов со всей ясностью обозначена бесперспективность
ответа насилием на насилие, злом на зло. Подчеркнуто, что принцип ненасилия
основан на нравственных ценностях — признании «приоритета добра, любви и
человеческой жизни». Разработана мысль об отрицательном и положительном смысле
понятия «ненасилие»: в отрицательном смысле ненасилие означает отказ от
применения силы, непротивление злу; в положительном — использование силы
противления злу, но силы «созидательной и миротворческой», «силы правды, души,
справедливости, любви». Соответственно ненасилие может быть пассивным и
активным. Пассивность при столкновении со злом может оказаться вредной: «она
противостоит активному ненасилию и должна быть безусловно отвергнута». Более
того, не всякое применение силы является насилием. Опираясь на рассуждения
замечательного русского философа первой половины века И. Ильина в трактате «О
сопротивлении злу силою», где критикуется религиозно-философское учение Л.
Толстого, современные философы считают, что применение силы, даже физической,
не всегда является насилием, ибо насилие предполагает умышленное зло, нанесение
вреда другому.
В
философских работах наших современников указывается на связь идеи и практики
ненасилия с христианским учением, и не только с ним. Принципы ненасилия
исповедовали и индуизм, и буддизм, и даосизм. Согласно этим учениям, следовать
принципу ненасилия невозможно без постоянной внутренней работы,
самосовершенствования, воспитания своего «внутреннего человека». Признается,
что проблема ненасилия — это «особая проблема, не умещающаяся в привычные
категориальные рамки». Это теория, прямо переходящая в практику, и практика,
постоянно обогащаемая теорией. Она связана с такими понятиями, как «совесть»,
«душа», «добро» и «зло», «любовь», «прощение».
Наконец, в
философских работах последнего десятилетия, посвященных проблеме ненасилия,
отмечается, что в XX веке ненасилие превратилось в массовую
социальную практику, разработало свою стратегию и технику
социально-политической борьбы, разрешения конфликтов и посредничества,
гражданского неповиновения и сопротивления — и это явилось значительным
«нравственным свершением» человечества.
В то же
время в понятийном аппарате проблемы ненасилия остается еще много неясного, и
это относится прежде всего к историческому ее аспекту. Так, вряд ли можно
согласиться с утверждением, что до второй половины XX века насилие, определяемое
как нанесение человеку физического вреда и материального ущерба, связанное со
злом, враждой, ненавистью, играло положительную роль и отчасти являлось
«условием, предпосылкой... возвышающего человека мирного труда» и что «в общем
историческом балансе разрушительная работа насилия перекрывалась созидательной
мощью человеческой солидарности»3.
Нет ясности
в оценке того исторического переворота, которое осуществило в отношении к
насилию христианство. Чего стоит, например, утверждение: «Христианская этика
разделяет принципиальные ценности гуманистического ненасилия»4.
Получается, что «гуманистическое ненасилие» (если таковое вообще существовало)
возникло раньше христианского учения, хотя гуманизм как историко-философское
понятие восходит к эпохе Возрождения в Европе. В другом труде христианская
этика характеризуется как «этика любви», «непротивления злу силой»; но не как
«этика ненасилия»: в доказательство приводится эпизод с изгнанием торгующих из
храма (Мф. 21.12-13)5. Значит ли это, что христианство (не
историческое, а данное в Евангелиях) проповедовало насилие? Или, наоборот,
полное, пассивное непротивление злу? Вспомним слова апостола: «Наконец, братия
мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие
Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша
брань не против плоти и крови, но против... мироправителей тьмы века сего,
против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы
могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6.10-17). Не
эти ли слова вдохновляли хорошо знавшего Писание священника Мартина Лютера
Кинга, когда он размышлял о тактике ненасильственного сопротивления?
В отличие
от приведенного выше утверждения, что христианская этика не является этикой
ненасилия, в книге «Ненасилие: философия, этика, политика» высоко оценивается
вклад христианства в преодоление насилия. Этот вклад в сравнении с
ветхозаветной этикой закона определяется как «открытие измерений» любви, даже к
врагам, и правды, что предполагает решительный отказ от всех форм насилия и несправедливости;
открыв эти «измерения», Христос тем самым «разорвал спираль насилия» и
призывал, подставляя в ответ на удар другую щеку, обращаться к совести
противника, понуждать его к изменению. Это и есть «ненасильственное
сопротивление»6. Подобные неясности и противоречия еще раз убеждают
в том, сколь необходимо тщательное исследование вклада христианского учения в
решение проблемы ненасилия, а также исторической роли христианства в
формировании и развитии различных доктрин, теорий ненасилия и практики
ненасильственных действий.
Религиозно-философское
учение Л. Толстого о непротивлении злу насилием и воздействие его на
становление практики ненасильственного сопротивления, разработанной М. Ганди,
а позднее продолженной М. Л. Кингом, также нуждается в изучении.
Представляется, что в ряде случаев толстовское учение смешивается, а иногда
отождествляется с христианским, как оно выражено в Евангелиях, посланиях апостолов
и творениях Отцов Церкви. Здесь, конечно, необходима большая работа по
разграничению ненасильственного по сути духа христианства, духа любви, и
крайностей учения Л. Толстого. Так, например, Христос нигде прямо не встает в
оппозицию к государственным установлениям Римской империи, тогда как великий
русский писатель, переписывавший Евангелие по своему разумению, отвергал
государство и его институты: армию, суды, чиновничий аппарат.
Понятия
«ненасилие» и «непротивление»; «активное и пассивное ненасилие»; «абсолютное и
относительное ненасилие»; «ненасильственное сопротивление» и «пацифизм»;
«примирение» и «прощение» нуждаются в дальнейшей разработке и уточнении. Так,
создается впечатление, что ненасилие обязательно предполагает активное сопротивление
злу. Непротивление также «больше, чем отказ от закона насилия». Оно тоже имеет
позитивный нравственный смысл и «переводит человеческую активность в план
внутреннего нравственного совершенствования», т. е. не является пассивным. Сам
Толстой «понимает непротивление как позитивную силу любви и правды». Более
того: «Толстовская революция нацелена на коренное изменение духовных основ
жизни, превращение врагов в друзей»7. Чем тогда непротивление
отличается от ненасилия?
Наконец,
философские исследования, посвященные проблемам ненасилия, ограничиваются XX
веком и, как признают сами их авторы, сосредоточены большей частью на
социально-политических движениях и акциях.
Несколько
прояснить картину помогает сборник «Антология ненасилия», выпущенный
социально-просветительской группой «Голубка» совместно с рядом университетов и
организаций США8. Это отрывки из произведений выдающихся теоретиков
гражданского неповиновения, непротивления злу и ненасильственных действий — Г.
Торо, Л. Толстого, М. Ганди, М. Л. Кинга, а также из книг известных современных
авторов, разрабатывающих философию, понятийный аппарат и технологию
ненасильственного сопротивления и мирного решения конфликтов; среди них Дж.
Фейхи, Дж. Шарп, Р. Айслер и др. Представленные в этой антологии материалы
прежде всего свидетельствуют о том, что ассоциативные связи понятия «ненасилия»
чрезвычайно емки и многогранны. Это и стремление к обществу, в котором отношения
между людьми основаны на взаимной любви, сотрудничестве и поддержке, и пути
выхода из экологического и ядерного тупика, и политическая теория социальной
трансформации, и идея справедливости, и образ жизни, и философия, и технология
мирного решения конфликтов. Они также указывают историческую перспективу
альтернативы насилию: примеры ненасильственного сопротивления можно найти в
Древнем Риме, в истории раннего христианства, в эпизодах Войны за независимость
в Северной Америке, в русской революции 1905 г., в истории оккупации стран
Европы войсками фашистской Германии и т. д.
Наиболее
ценным в этой книге являются, на наш взгляд, раскрытые в ней конкретные
методики ненасильственного сопротивления, разработанные современной западной
наукой, а также то общее представление о духовных, философских,
психологических и общественно-политических аспектах ненасилия, которые она дает
читателю. Документы, собранные в ней, помогают, кроме того, внести некоторую
ясность в терминологию. Так, ясно, что понятие «ненасилие» следует отличать от
понятия «ненасильственные действия», которое включает в себя десятки
специфических форм протеста, отказа от сотрудничества и вмешательства без
применения физической силы. Очевидно также, что метод ненасильственных
действий и пацифизм — не одно и то же. Пацифизм в словаре терминов,
разработанном Институтом А. Эйнштейна в США, определяется как «учение, принципиально
отвергающее любое насилие» и всякое участие в войнах и насильственных революциях.
Пацифизм может поддерживать ненасильственную борьбу или выступать против нее,
когда она оказывается слишком конфликтной9.
В 1997 г.
вышла в переводе с английского небольшая книжка бесед известного проповедника,
выходца из Индии Джидду Кришнамурти «Вне насилия», которая представляет другое,
не менее существенное направление в ненасильственной альтернативе. Признавая
бесперспективность насилия, Дж. Кришнамурти, в отличие от сторонников прямых
ненасильственных действий, ищет пути индивидуального выхода из тупика вражды и
насилия. Он, как и многие другие до него, исходит из приоритета внутреннего, а
не внешнего, вечного, а не временного, всеобщего, а не частного, и обращается к
таким вневременным категориям, как любовь, истинная свобода, жизнь и смерть,
вера, высшая реальность. Для победы над ненавистью и враждой в мире, считает
он, каждому человеку следует прежде всего преодолеть ненависть и вражду внутри
себя, пережить «внутреннюю революцию». Для этого необходима практика
медитации, возвращения к своему собственному «я», к не зараженному внешней
пропагандой и суетой «религиозному уму», к внутреннему покою. «Изменение в
обществе, — пишет он, — имеет второстепенное значение; оно произойдет неизбежно
и естественно, когда вы, как человеческое существо, связанное с другими,
осуществите это изменение в себе самом»10.
Сознавая
всю ответственность и испытывая все трудности первопроходцев, авторы настоящего
сборника ставили себе задачей начать изучение исторического аспекта проблемы
ненасилия. Это лишь первый шаг на пути к освоению важной и актуальной темы,
часть большого проекта «Альтернативы насилию в истории», задуманного группой
сотрудников Института всеобщей истории РАН. При этом мы стремились обратиться
как к достаточно изученным в мировой литературе сюжетам — ненасильственным
учениям и поведенческой практике средневековых сект и мирных церквей Нового
времени, теории и тактике ненасильственного сопротивления, так и к относительно
новым темам ненасилия в творениях Отцов Церкви, православных философов-эмигрантов
первой половины XX века и публицистике такого видного
представителя ненасильственного правозащитного движения в Советском Союзе, как
А. Солженицын. Мы затронули также темы восточных ненасильственных учений —
индуистской ахимсы и мусульманского суфизма.
Мы исходили
из того, что ненасилие является сложным и многоплановым понятием, включающим в
себя целую гамму различных значений и смысловых оттенков. В частности, к
ненасилию следует относить как положительные активные действия, так и
сознательное отрицание всяких действий: не-участие, не-голосование,
не-вовлеченность, не-присутствие, отказ от лжи и т. п. Кроме того, теория и
история ненасилия примет крайне обедненный характер, если относить к ней
только массовые политические или экономические акции. Во всех современнейших
исследованиях этой темы отмечается внутренняя, духовная, сокровенная,
индивидуальная сторона; признается, что миротворец, посредник в конфликте и
вообще человек, сопротивляющийся насилию путем ненасилия, должен проделать
большую духовную работу, пройти через самоочищение и достигнуть внутреннего
покоя. Только это может дать силу для противления злу и для жертвы. В этом
смысле призыв Серафима Саровского к «стяжанию духа мирна» также принадлежит
истории ненасилия. Мы стремимся в своих исследованиях учитывать и эту
внутреннюю, индивидуальную сторону. Здесь огромную пищу дает, конечно,
христианское учение, призывающее не только не допускать внешнего насилия
(вспомним эпизод с Петром, отсекшим ухо рабу первосвященника — Мф. 26.51-53;
Мк. 14.47; Лк. 22. 50-51; Ин. 18. 10-11), но и в помыслах хранить доброе
отношение к ближним, не гневаться, не завидовать, не осуждать и т. п. То есть
приверженность ненасилию может быть сугубо индивидуальной, и от этого она
ничуть не теряет своего исторического значения. Сам Л. Толстой в ответ на
высказанное ему желание одного молодого человека вступить в толстовскую общину,
сказал: «Зачем община?... Если в ком есть что хорошее, пусть этот свет
распространяется вокруг него там, где он живет» (См. с. 158-159 настоящего
сборника). Такая позиция весьма характерна и для учений Востока.
Мы
осознаем, что в этом направлении предстоит еще большая работа, и не претендуем
на исчерпывающий, обобщающий охват темы ненасилия. Мы скорее ставим проблему,
нежели разрешаем ее. В дальнейшем следует изучить массовые ненасильственные
действия, отмечаемые с древнейших времен истории человечества; особый интерес
при этом представляют попытки ненасильственного сопротивления тоталитарным
режимам в Германии, России и других странах. Необходимо обратить внимание на
духовные учения Запада, и особенно Востока, которые в историческом плане
изучены недостаточно. Тщательного изучения требуют современные теории,
методики и практика ненасильственного сопротивления, в том числе и внешнему
агрессору. Наконец, нельзя оставлять без внимания индивидуальную работу известных
и малоизвестных мыслителей, искателей, духовных вождей человечества.
* * *
Мы выражаем
глубокую благодарность дирекции Института всеобщей истории, при неизменной
поддержке которой осуществлялась задуманная работа, а также Меннонитскому
Центральному Комитету и Центру миротворчества и общественного развития в Москве
(проект TACIS / PHARE), финансовая поддержка
которых позволила нам в обозримые сроки завершить наш труд; а также сотрудникам
Исторической библиотеки, Института научной информации по общественным наукам и
библиотеки Фонда русского зарубежья, оказавшим неоценимую помощь в подборе
необходимых для исследования материалов. Мы благодарим также наших рецензентов
д. и. н. Л. П. Репину и д. и. н. Л. Г. Истягина за вдумчивые доброжелательные
отзывы.
1
См. Bharadwaj L. К. The Power of Language and the Language
of Power// Human Peace & Human Rights. The Journal of the Commission on the
Study of Peace and Human Rights. International Union of Anthropological and
Ethnological Sciences. Vol. 12, No. 2, Fall 1999, pp. 3-7.
2 Этика ненасилия.
Материалы международной конференции. М., 1991; Ненасилие: философия, этика,
политика. М., 1993; Опыт ненасилия в XX веке.
Социально-этические очерки. М., 1996; Киселев B. C.
Учение о ненасилии Мартина Лютера Кинга и движение за гражданское равноправие в
США. Дисс... канд. ист. н. М., 1996.
3 Ненасилие: философия,
этика, политика. С. 5.
4 Там же. С. 25.
5 Опыт ненасилия в XX
веке. С. 6.
6 Ненасилие: философия,
этика, политика. С. 26-27.
7 Опыт ненасилия в XX
веке. С. 254-255, 264.
8 Антология ненасилия.
Москва — Бостон, 1992.
9 Там же. С. 127.
10 Кришнамурти Дж. Вне
насилия. М., 1997. С. 38.
Изд: «Ненасилие
как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.