В.Гросси (Швейцария)

ПАЦИФИЗМ: ДОЛГИЙ ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ДОКТРИНЫ [1867-1902]

 

Термин пацифист и пацифизм появились лишь в начале XX в. Однако к тому времени пацифистское движение имело долгую историю. В его активе уже был и целый ряд междуна­родных встреч.

В Париже через сто лет после Французской революции и отмены рабства, во время Всемирной промышленной выстав­ки произошли два очень важных для пацифистского движе­ния события: первая Межпарламентская конференция и первый Всеобщий конгресс мира. После этого парламентарии и пацифисты стали проводить периодические встречи1.

Именно в 1901 г. на X Всеобщем конгрессе мира в Глаз­го несколько участников сначала неформально, а затем от­крыто выступили за введение понятий пацифист и паци­физм. Дискуссия показала, что, несмотря на видимое един­ство, движение включало различные идеологические тенденции, которые не всегда преследовали одни и те же цели. Впрочем, эти тенденции были заметны уже с самого начала пацифистского движения.

Наполеоновские войны начала XIX в. послужили импуль­сом создания первых обществ мира, которые возникли по­началу в англосаксонских странах2. Зарождению этого дви­жения способствовали и ряд других сопутствующих факто­ров.

Прежде всего, следует отметить, что в Англии и в Соеди­ненных Штатах уже в то время имелись возможности для создания ассоциаций и свободы выражения мнений, тогда как на Европейском континенте ничего подобного не было. Особо важная роль в жизни местных обществ принадлежала индивидуальным инициативам. Квакеры выступили пионера­ми в вопросах сохранения мира. Вдохновленные нравствен­ными и религиозными идеями, они основали первые общест­ва мира. В 1815 г. торговец Дэвид Л. Лодж создал Нью-Йоркское общество мира. Одновременно в Соединенных Штатах возникли и другие аналогичные общества. В 1816 г. квакер Уильям Аллен основал Лондонское общество

94

мира, которое в течение первой половины XIX в. оставалось маяком пацифистского движения в Европе. Его пропаганда за пределами Англии вскоре достигла Севера Европы и дру­гих континентов3.

Вместе с тем значительно усилились связи между амери­канскими и английскими квакерами. Так, американский кузнец Элиу Бурритт решился пересечь Атлантику, чтобы совершить в мае 1846 г. турне по Англии и основать Лигу братства, которая очень скоро уже насчитывала до 6000 членов4. Лига оказала сильное влияние на многих ли­деров английского пацифистского движения и в 1857 г. сли­лась с Лондонским обществом мира. Как признавал Ричард Кобден, без рвения и упорства квакеров никогда бы не бы­ло обществ и конференций мира5.

К тому же бурный рост промышленности и торговли сти­мулировал общественную и экономическую среду для разви­тия филантропии и благотворительности, а также и паци­фистского движения. Действительно, с конца XVIII в. Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль и другие экономисты убеди­тельно показали взаимосвязь между торговлей, промышлен­ными кругами и проблемой мира. Первыми пацифистами часто становились пасторы и экономисты6.

Например, пацифистка Присцилла Пекковер, выходец из семьи богатого кембриджского квакера использовала полу­ченное наследство для развития пацифистской пропаганды в Англии и в других европейских странах7.

Пацифисты часто задавались вопросом о причинах, по­будивших англичан заняться делом мира. Так, французский дипломат барон Поль д'Эстурвиль де Констан, получивший нобелевскую премию мира в 1909 г., хорошо знавший Анг­лию, где провел много времени еще до 1895 г., отмечал: «...характер нации должен всерьез учитываться при опреде­лении политики... Несмотря на культ атлетических видов, спорта, движения, путешествия и приключения, англичане слишком привязаны к миру и к деньгам, которые позволяют им наслаждаться этим миром»8.

Если менталитет, религиозные и экономические факторы, политические структуры были в числе главных причин, по­будивших англосаксов стать защитниками мира и инициаторами пацифистской доктрины, то на Европейском континен­те эта доктрина приобрела иную ориентацию, отразив мест­ные условия и политические реалии. В первой половине XIX в. идеи мира интересовали лишь ограниченный круг людей. Казалось, что культ войны и насилия больше при­влекал толпу, чем «слабости» общего мира, польза которых

95

во многом отрицалась их хулителями. В 1830 г. граф де Селлон основал первое на Европейском континенте Общест­во мира9. Восставший против смертной казни де Селлон по­святил последние девять лет своей жизни (1830-1839) этим двум идеям. Однако его Общество мира исчезло вместе с его смертью.

Прошло еще несколько лет, прежде чем пацифистское движение укрепилось на европейском континенте. Предвест­ников этого движения Ричарда Кобдена, Джона Брайта и Генри Ричарда привлекала скорее идея о свободных эконо­мических общинах. В лице Фредерика Пасси и Огюста Куврера Ричард Кобден нашел сторонников своих доктрин о свободном обмене во Франции и в Бельгии10. Тем не менее Пасси являлся прежде всего увлеченным последователем Бастиа, имя которого во Франции символизировало либе­ральную экономику. Пасси был сторонником его экономи­ческой системы, основанной на метафизических представле­ниях XVIII в. На Парижском конгрессе мира 1849 г. Бастиа так говорил об основах своей пацифистской идеи: «Религия и мораль не выясняют, являются ли гармоническими или ан­тагонистическими интересы людей». Они призывают людей: «Живите в мире независимо от того, выгодно это вам или нет, так как это ваш долг». Затем политическая экономия добавила: «Живите в мире, ибо ваши интересы гармоничны, а внешний антагонизм, часто вкладывающий в ваши руки оружие, являет собой грубейшую ошибку»11. Бастиа сфор­мулировал предпосылки создания всеобщего мира, который должен основываться на добрых естественных законах и да­рованной Богом гармонии. Мысль Бастиа об обязательном миропорядке содержала в себе веру в Бога12.

Пасси, так же как философ Ренувье, примыкал к протес­тантизму. Это исключительной добросовестности человек на протяжении всей своей жизни размышлял о предназначении человека и о ценности морального и религиозного воспита­ния. Подобно Бастиа, он надеялся, что человечество при­близится к Царству божьему, верил в прогресс, потому что верил во всемогущество Бога: он не мог отделить человека от творения Провидения13.

Существо идей, сформулированных Бастиа, отчасти объ­ясняет притягательную силу их воздействия на Пасси и дру­гих деятелей религиозного мира, ставших известными в па­цифистском движении Франции.

Что касается экономических взглядов, то Пасси был убежден в солидарности труда и капитала. Будучи горячим защитником частной собственности, он считал, что она слу-

96

жит гарантией обмена в обществе и что коммунисты не су­мели показать, как может функционировать общество, где человеческое усилие не компенсируется доступом к частной собственности. В области политики Пасси присоединялся к формуле Токвиля «Близкое неотвратимое и всеобщее торже­ство демократии в мире», считая презрение к демократии «презрением к человечеству»14.

Международную и постоянную лигу мира Пасси основал 21 мая 1867 г., ее президентом стал промышленник Жан Дольфюс. Созданная Пасси лига ставила целью найти прак­тические средства, чтобы предотвращать войны, сокращать постоянные армии, снижать национальную и конфессио­нальную вражду, передавать международные конфликты на решение государствам-арбитрам. Лига отличалась умерен­ными позициями и религиозной терпимостью. Поэтому нет ничего удивительного, что она привлекла внимание большо­го числа деятелей религиозного толка. В нее вошли великий раввин Исидор, протестантский пастор Мартен Пашу, отец Гиасинт Лоуйсон и отец Гратри. Не смотря на частные раз­ногласия, на заседаниях лиги шел плодотворный диалог15. Лига избегала обсуждать темы, которые могли бы задеть ее членов, или касались социальных и политических вопросов.

Пасси не прерывал отношений с английскими пацифист­скими кругами, которые с самого начала поддерживали мо­рально и финансами все его инициативы. Между лигой и Лондонским обществом мира существовало множество кон­тактов. Пасси пригласил Общество мира прислать своих представителей на первую генеральную ассамблею лиги. Па­стор Генри Ричард и сопровождавший его Эдвард Пиза приняли участие в ассамблее.

Ричард в краткой приветственной речи, подчеркнув кос­мополитический характер лиги, призвал, однако, к тому, чтобы она оставалась чисто французской организацией, не стремясь стать международной16. Он говорил о благотвор­ном влиянии его друга Кобдена на распространение идей международного арбитража в парламентских кругах и ука­зал на большую пропагандистскую работу, проводимую ораторами из Общества мира.

Пасси пригласил также Элиу Бурритта принять участие во втором заседании лиги. Однако, будучи болен, америка­нец не смог приехать во Францию, но подтвердил поддерж­ку миротворческой деятельности Пасси. Бурритт заявил, что организация должна стать движущей силой для формирова­ния на Европейском континенте подобных обществ, поддер-

97

живать отношения с обществами мира в Англии, Америке и других странах17.

В мае 1870 г. Пасси принял предложение Ричарда при­сутствовать на ассамблее Лондонского общества мира. Как заявил Пасси, Ричард останется «нашим наставником и на­шим всемирно почитаемым руководителем: самым дорогим и самым преданным из наших друзей»18.

Инициатива Женевского конгресса 1867 г. была вероят­но поддержана масонскими кругами, которые стремились установить всеобщий мир международно-правовыми средст­вами. Этот конгресс завершился 12 сентября 1867 г. созда­нием Лиги мира и свободы19. Результаты конгресса вызыва­ют множество споров прежде всего из-за состава участни­ков, представлявших различные политические и социальные круги и особенно из-за участия Гарибальди, выступившего с антиклерикальной речью, которая была встречена в шты­ки женевскими кальвинистами.

Основанная в тот же год, что и Лига Пасси, Лига мира и свободы собрала деятелей, представлявших несколько идео­логических течений — от либерального консерватизма до нигилистских и анархических идей Бакунина. Социалисти­ческий интернационал оказал некоторое идеологическое влияние на начальную деятельность лиги20. Утопический социализм Фурье, Прудона и Оуэна, а также английский ути­литаризм нашли отражение в политических и социальных устремлениях программы лиги, ставившей перед собой зада­чу создания «Соединенных Штатов Европы» (так назывался издаваемый лигой журнал). В этих целях она стремилась стать «Школой гражданского долга», программа которой служила бы образцом для европейской демократии. Рабо­тая во благо мира, можно было бы положить начало эре республики и демократии21.

Первым руководителем Лиги мира и свободы стал фило­соф и горячий республиканец Шарль Лемоннье, давний сто­ронник идей Сен-Симона. Из-за политической ситуации Ли­га избрала Женеву местом своей резиденции. Пасси с сожа­лением говорил об этом блестящем конгрессе, который несколько затмил первые этапы деятельности его собственной лиги. С тех пор он пытался придать новый импульс своему миротворчеству. В бельгийском экономисте Огюсте Куврере, члене-основателе лиги, Пасси нашел союзника, который по­будил его возобновить компанию по вовлечению новых чле­нов. Кувреру, по его словам, «не терпелось отомстить за настоящие причины нанесенного ему поражения» «и привлечь всех приличных людей» на сторону лиги22.

98

Осенью 1868 г. Пасси прибыл в Женеву, чтобы основать там секции своей Лиги. Благодаря примирительным позици­ям он сумел получить поддержку самых умеренных и кон­сервативных кругов. Он совершил также поездку в Бельгию, где укрепил отношения с Висшерсом, который также был членом лиги Пасси. С самого начала Пасси установил кон­такты с датчанином Фредериком Байером, единственным представителем Дании. Байер, которого в его первых попыт­ках развивать пацифистское течение поддерживали англо-саксонцы, был одним из редких пацифистов, которые вхо­дили в обе лиги23.

Роль квакерских кругов и британских сторонников свободного обмена на Европейском континенте была в опреде­ленной мере решающей. Хотя английское воздействие и не проявлялось открыто, Пасси нашел в нем ценного союзни­ка, который вдохновлял его в наиболее трудные моменты. Через 50 лет после создания собственной лиги он дал оцен­ку своих первых контактов с англичанами в следующих словах: «Генри Ричард был чудесным человеком, наделен­ным практическим чутьем, преданностью и талантом, с ним я работал с 1867 г. до самой его смерти в такой же заду­шевной обстановке, как и с вами; он очень старался никог­да не показывать "руку англичан" в нашей пропаганде на континенте»24.

Сейчас весьма сложно точно оценить эффективность воз­действия Ричарда и других английских пацифистов на кон­тинентальное пацифистское движение. Тем не менее Ричард имел в Европе многочисленных друзей: Куврер в Бельгии, Манчини и Склопис в Италии, Дадлей-филд в Соединенных Штатах. Ричард «в зависимости от обстоятельств ездил то туда, то сюда и заложил основы с чувством меры, которая была его сильной стороной, того, что и Кобден, — в 1869 г., т. е. нетрадиционной дипломатии, которая иногда оказывалась наилучшей из всех возможных»25.

Ассоциация молодых друзей мира посредством права бы­ла основана в Ниме 7 апреля 1887 г. группой учащихся фи­лософского класса лицея. Через две недели она уже насчи­тывала около 80 членов. Ее почетным президентом был из­бран Фредерик Пасси. Ассоциация ставила особой целью создание арбитражного трибунала со специальным кодек­сом, упразднения постоянных армий и формирование наци­ональных милиций для выполнения функций внутренней по­лиции26.

Знакомство с программой показывает, что ассоциация первоначально испытывала на себе сильное влияние идей

99

квакеров. Действительно, один из ее руководителей Ж.-А.Барнье был молодым человеком, готовившимся к ка­рьере пастора; он несколько недель провел в Англии, где жил среди квакеров. Эти пионеры абсолютного пацифизма внушили ему великие моральные принципы Евангелия, и в частности, осуждение войны — как акта противного учению Христа27.

Барнье удалось включить в первоначальный устав ассо­циации вопрос о ликвидации армий. Когда его призвали на военную службу во Франции, он отказался. Однако вскоре был вынужден выйти из ассоциации и вернуться к своим друзьям — квакерам. После его отъезда было принято ре­шение включить в устав поправку, обязывающую членов ас­социации подчиняться военным законам своей страны. Из­менение позиции свидетельствовало об отношении протесту­ющей Ассоциации к отказу от военной службы по религиоз­ным мотивам28. Это выступление против отказа от военной службы по религиозным мотивам представляло собой одну из характерных черт национальных обществ мира, которые признавали военные учреждения своей страны и не подни­мали вопроса о пользе национальной армии.

Организация в последствии называлась «Мир посредст­вом права», более чем пятьдесят лет (1887-1938) представ­ляла собой юридическое течение французского пацифизма, которое, впрочем, имело большое число сторонников в Швейцарии, Бельгии и Италии.

Национальные общества мира не получили бы столь ши­рокого развития без активного участия англичанина Ходсона Пратта. Хотя этот человек и не получил общественного признания (он несомненно был достоин нобелевской премии мира), ему принадлежала честь придания нового импульса европейскому движению мира. Коллеги Пратта считали его настоящей моделью человека будущего, или просто челове­ком мира, патриотом человечества. С начала 1830-х годов он путешествовал по Европе в поисках личных контактов с людьми, которые помогли бы ему выполнить главную зада­чу его жизни — освободить человечество от бедствий вой­ны29.

Еще будучи ребенком, Пратт сопровождал отца в его разъездах по Европе, в ходе которых имел возможность встречаться с деятелями литературы и науки. Одним из лучших его друзей был племянник Виктора Гюго Леопольд Гюго. Молодым человеком Пратт поступил на службу в Ост-Индскую компанию, будучи вместе с тем корреспонден­том журнала «Экономист». Пребывание за границей освобо-

100

дило его от предрассудков. После возвращения в Англию в 1880 г. он создал пацифистскую Ассоциацию международ­ного арбитража и мира, идеи которой о свободном обмене получали широкое распространение на Европейском конти­ненте. Ассоциация быстро обзавелась секциями в различных странах Европы и организовала конференции: в Брюсселе (1882 г.), Берне (1884) и в Базеле (1885). Среди многочис­ленных проблем фигурировали и темы международного ар­битража, положений об арбитраже в договорах, нейтрализа­ции океанских линий, учреждения Международного трибу­нала и разоружения30.

Пратт лично финансировал миротворческую пропаганду. Его можно было бы считать предшественником американ­ского филантропа, пацифиста и промышленника Карнеги, хотя его средства были неизмеримо скромнее капиталов сталелитейного магната. Пратт воплощал в себе одновре­менно теоретика и практика миротворчества. Он был неуто­мимым оратором, ему случалось читать по нескольку лек­ций в день. Хотя иногда он и бывал разочарован недостат­ком интереса к его идеям, в частности в Германии и Австро-Венгрии, но он с неизменным усердием продолжал свою миссию. В 1887 г. журналист Эрнесто Монета (Нобелевская премия 1907 г.) под влиянием идей Пратта основал Лом­бардский союз мира. На протяжении более 50 лет этот союз оставался главной пацифистской организацией на итальян­ском полуострове31.

XIX век был несомненно чрезвычайно щедр на конгрессы и международные конференции. Мир организовался. Всякое усилие должно было приводить к конкретным воплощениям. Международное пацифистское движение существовало уже несколько десятилетий. Однако ему недоставало общего ру­ководства и организации. На Парижском конгрессе мира 1878 г., собравшемся во время Всемирной выставки, участ­ники колебались между идеей создания федерации мира и бюро. Эти сомнения отражали столкновение двух направле­ний: федеративная и более умеренная тенденции, представи­тели которой считали, что момент для объединения в феде­рацию еще не наступил32.

После попытки создания федерации пацифисты на II все­общем конгрессе, состоявшемся в Лондоне в 1890 г., вновь вернулись к идее основать бюро. Фредерик Байер предста­вил там проект временного устава постоянного международ­ного бюро мира (МБМ) по образцу Международного поч­тового союза. Проект был утвержден, и МБМ было откры­то в Берне 1 декабря 1891 г., получив в Швейцарии статут

101

международного юридического лица, и в качестве такового получало субсидии от правительства Швейцарии33.

Под руководством и наблюдением административной ко­миссии из 15 человек, представлявших общества мира раз­личных стран, МБМ выполняло многочисленные функции. Оно информировало заинтересованные ассоциации и от­дельных лиц по вопросам, относящимся к пропаганде мира; разрабатывало повестку дня конгрессов и конференций; вы­полняло принятые решения, хранило архивы и создало спе­циализированную библиотеку. МБМ собирало также арбит­ражные решения и постоянно пополняло библиографию по вопросам мира34.

Первым почетным президентом МБМ стал Элие Дюкоммюн, который согласился служить делу мира при условии, что не будет получать никакого вознаграждения. Дюкоммюн полностью посвятил себя этому делу, особенно после 1896 г., когда ушел с должности секретаря Компании железнодорожных дорог Жюра-Симплон35.

Дюкоммюн поддерживал постоянные контакты с колле­гой Альбертом Гоба, секретарем Межпарламентского союза. Семья Гоба жила в Берне недалеко от дома семьи Дюкоммюна. К несчастью сотрудничество, которое стремились на­ладить обе эти организации оказалось трудно осуществи­мым. Некоторые парламентарии считали, что их деятель­ность не следует смешивать с деятельностью пацифистов. Дело в том, что первые годы существования Межпарламент­ского союза были омрачены рядом противоречий. Многие парламентарии оспаривали честь инициативы создания этой организации36. В действительности же заслуга принадлежит англичанину Ричарду Кремеру и Фредерику Пасси, кото­рые в 1889 г. созвали в Париже представителей парламен­тов.

Пропагандистская активность, которую развили Между­народное бюро мира и Межпарламентский союз (один об­щественный, а другой парламентский) свидетельствовала о стремлении объединить усилия с помощью рациональной ор­ганизации пацифистских сил. Однако не будем заблуждать­ся насчет того, что обе эти организации располагали боль­шой властью. Они служили связующим звеном между раз­личными национальными обществами мира и организовыва­ли всемирные и ежегодные конференции. Тем не менее та­ким образом пацифистское движение стремилось создать се­бе статут, доказать свое право на существование и убедить правительства в своей дееспособности.

102

За исключением некоторых благоприятных моментов, преимущественно в первые годы своего существования, обе эти организации сталкивались с многочисленными труднос­тями, в основном финансового характера. Международное Бюро мира, которое финансировалось национальными обществами и получало добровольные пожертвования и не­большую субсидию от Федерального совета Швейцарии, продолжало свою деятельность вплоть до 50-х годов, а за­тем ушло в забвение. Межпарламентский союз недавно тор­жественно отметил столетие со дня основания: он умело адаптируется к обстоятельствам, расширяя деятельность в направлении различных вопросов экономического, социального и гуманитарного характера.

Возникновение слова пацифизм относится к 1845 г. Од­нако на практике оно стало использоваться лишь после 1902 г. Следовательно, термины пацифизм и пацифист появились с некоторым запозданием, уже тогда, когда паци­фистское движение было организовано. В 1901 г. француз­ский юрист Эмиль Арно высказал пожелание о принятии этих терминов. Журнал «Мир посредством права» напоми­нал по этому поводу: «12 сентября 1901 г. на империале трамвая в Глазго, горячие друзья мира Гастон Мош, Эмиль Арно, Анри ля Фонтэн и другие, прибывшие в этот город для участия в XI всеобщем конгрессе мира, по дороге в зал заседания рассуждали о необходимости дать название своей доктрине, которая уже оформилась в систему с четко очер­ченными контурами. И слова пацифизм и пацифист выпорх­нули... и с тех пор проложили себе дорогу по всему миру»37. Пацифистам необходимо было защититься от множества нападок милитаристской партии, которая умышленно сме­шивала их с антимилитаристами, о чем пацифисты горько сожалели. Кроме того, пресса часто уподобляла их «анар­хистам», «людям без родины», «революционерам» и «антипа­триотам». Их демарш скорее объясняется стремлением отме­жеваться от того, чем они не хотели быть. Именно это утверждал д'Эстурнель де Констан: «Я имею право и даже обязан предостеречь правительства и народы против неожи­данности войны, так как в наше время война вспыхивает не потому, что ее хотят; она разражается случайно, из-за нео­сторожности, из-за глупости; и наши дети и в Германии, и во Франции станут жертвами, несомненно героическими, но жертвами этой глупости»38.

И, естественно, что Эмиль Арно, сменивший Шарля Лемонье на посту президента Лиги мира и свободы, мечтал о том, чтобы дать движение и его главным действующим ли-

103

цам особое название. Таким образом, Арно стал крестным отцом движения, которое хотя и с запозданием торжествен­но отметило «необходимое крещение». По его мнению, ни одно слово в словаре не было адекватным определению «па­цифистская партия». Нужно было найти такой термин, ко­торый охватывал бы все аспекты и в то же время имел суф­фикс «изм», как «бонапартизм, империализм, радикализм, оппортунизм, социализм, коллективизм, католицизм, протес­тантизм и т. д.»39.

В 1912 г. А.Сев отметил, что слово пацифизм не фигури­рует в перечне слов французского языка. Просмотрев почти все толковые словари, Сев обнаружил, что только «Иллюст­рированный энциклопедический словарь» в силу «счастливой непоследовательности» отважился ввести слово пацифист, дав ему следующее определение: «...политический деятель, постоянно стремящийся установить мир между нациями»40. Но большинство сторонников мира не узнавали себя в этом определении. Они не обязательно были политическими дея­телями.

Что касается слова пацифизм, то оно тоже оказалось из­гнанным из словарей. Сев приложил силы, чтобы вырабо­тать новое определение: «Пацифизм — это любовь к миру, к этому благу народов. Он согласовывается с самым чистым патриотизмом, так как рекомендует любить прежде всего свою малую родину, затем свою нацию, и, наконец, другие нации. Он ратует за мир между дружественными народами, и не запрещает им войну, когда она в известной мере навя­зана им необходимостью... пацифизм представляет собой лишь расширенный и очищенный патриотизм, окончатель­ную форму настоящего патриотизма»41.

Нетрудно понять, что столь пространное и столь неточ­ное определение могло вызвать у пацифистов лишь разоча­рование. Что должно было стать с пацифизмом во время войны? Само слово становилось символом противоречия, яблоком раздора.

В 1917 г. Теодор Рюйссен огорченно констатировал, сколь подозрительно национальная пресса, в частности га­зета «Фигаро», относится к пацифизму «плешивому и пар­шивому, от которого исходит все зло и на который ложится тяжесть ответственности в происхождении самой войны»42. Пацифизм — обескураживающий символ, ассимилируемый с пораженчеством. Пацифист же в этих условиях становится пораженцем43, антипатриотом — названия эти пацифисты ненавидят. В принципе этот термин не подходил к пацифис­там Антанты. Последние никогда не претендовали на вы-

104

ступление против Родины и еще в меньшей степени на вы­ступление против национальной обороны. Наоборот, паци­физм воплощал продолжение политики национальной обо­роны «до конца», а пацифист считался тогда «идущим до конца», экстремистом44, стремящимся довести до конца свои политические идеи.

История терминов пацифизм и пацифист имела продол­жение, французская академия только 12 ноября 1930 г. на заседании редколлегии своего словаря высказалась за оба слова. Пацифизм был определен как «теория тех, кто верит в воцарение общего мира»45. Вернемся к оппозиции, возник­шей в пацифистском движении во время обсуждения в обоих терминах.

Почетный секретарь Международного бюро мира Элие Дюкоммюн без промедления стал в направляемых им цирку­лярах именовать своих коллег «пацифистами». Однако Гастон Мош, бывший артиллерийский капитан, искушенный лингвист, полиглот и чемпион по эсперанто, с самого нача­ла враждебно отнесся к этому слову и резко одергивал Дюкоммюна: «Я обнаружил в вашем циркуляре слово "паци­фист". Какой ужас! Я умоляю Вас: оставьте этот безобраз­ный варваризм нашему другу Арно. За ним я признаю все наилучшие качества человечества за исключением качеств галантного писателя и автора. Его тяжелая и шероховатая проза всегда заставляла мои волосы вставать дыбом. Я ни­когда не соглашусь называться пацифистом, если только это слово не написать пассиф-ист или Пасси-фист! Это слишком варварски и слишком уродливо. Мы имеем воз­можность выбирать между "мирными" и "умиротворяющи­ми", или, если хотим указать на позитивную цель нашего действия, между "интернационалистами" и "федералиста­ми". Если уже обязательно принимать варваризм, то следо­вало бы отдать предпочтение слову "паисты", оно, по край­ней мере, результат правильного словообразования, но "па­цифисты" никак не подходит! Кроме того, как заметил Мошелес, слово "фист" на английском языке означает "ку­лак", и выражение to fist означает "ударить кулаком"... Слово "пацифисты" никогда нельзя принять! Каждый раз, когда Арно произносит это несчастное слово, я показываю ему кулак!»46

И тем не менее предложение Арно одержало верх, и в обиходный язык вошли предложенные им слова. Мош в конце-концов принял их и признал: «Я пацифист-реалист, то есть реформист...47».

103

Мош не был единственным сторонником применения дру­гих слов. Русский социолог Иван Новиков, симпатии кото­рого в пользу создания европейской федерации, общеизвест­ны, часто выступал в том же духе. По его мнению, социаль­ный вопрос, который воздействовал на многие европейские страны, можно было решить лишь через Европейскую феде­рацию.

Новиков выступал против названия «пацифистское дви­жение или пацифистская партия», так как считал, что про­грамма этой партии слишком ограничена. В программе па­цифистского движения должны учитываться устремления народов к счастью. «Чудесный идеал федерации» и уваже­ние всех прав в сочетании со снижением налогов должны оставаться главными целями федералистского движения. Федералисты должны вступать на путь преобразования мы­шления посредством знаний. Это преобразование должно совпасть со слиянием социальных групп в единую ассоциа­цию48.

Новиков попытался определить, какая социальная груп­па способна сыграть основополагающую роль в преобразо­вании мышления. Эта роль по праву принадлежит аристо­кратии. Увы, в начале XX в. европейская аристократия представляет собой «тело, зараженное» войной, «особой любовью к атлетическим играм», «влачащееся по дну средневе­ковой мысли», «реакционное, консервативное или ханжес­кое». Современная буржуазия «приведена в сцепление с со­циализмом» и обычно находится в лагере милитаризма и национализма. Единственное спасение придет, вероятно, от пролетариата, потому что этот класс больше других заинтересован в европейской федерации. Международный союз даст пролетариату средство подняться над нищетой, расши­рить свой политический горизонт, чтобы совершить новый 1789 год: «Третье сословие стяжало славу выработкой прав человека, четвертое сословие стяжало еще большую славу выработкой прав наций...»49.

Новиков обосновал свои положения историческими при­мерами. Христианство и ислам, считал он, показывают, что только фанатизм может увлечь толпы и преобразовать об­щество. В этом смысле социализм понял, что ему нужно, чтобы успешно стать своего рода религией. Социалисты, в глазах Новикова, являлись «единственными разумными людьми», которые могут заставить верить в лучшие време­на50.

«Федералисты» могли бы стать всемирной партией, если бы они предложили «рай на земле». Новиков излагал свои

106

убеждения следующим образом: «Я вновь повторяю, что спасение только в наступлении народных масс: когда они поймут, что мир — это хлеб, мы через несколько недель по­лучим федерацию Европы»51.

Странами, которые больше всех выступали против идей федерации, оказались империи центральной Европы. Нови­ков с сожалением констатировал, что его федералистские идеи не оказали никакого воздействия на прусский милита­ризм52.

Дискуссия пацифистов по-своему иллюстрирует столкно­вение двух различных взглядов на роль, которую пацифист­ское движение было призвано играть в обществе и в между­народных отношениях. Новиков и Мош видели в движении мира объединение, которое должно было иметь целью пре­образование человеческого мышления. В этом смысле они присоединились к идее д'Эстурнеля де Констана, старавше­гося выработать подлинную «политику мира» (носителем которой должна стать была бы интеллектуальная элита) которая постепенно стала бы основной линией поведения для главных движений в защиту мира.

Под знаменем пацифизма укрывалось несколько тенден­ций. Движение пацифистов не было единым. В 1910 г. дви­жение шло к серьезному кризису. С одной стороны, обозна­чились «сентиментальные» пацифисты, которые интерпрети­ровали мир в абстрактном и метафизическом смысле, сме­шивая его с любовью к ближнему; с другой — существова­ли «реалисты», которые стремились политически организо­вать род человеческий53.

Пацифизм стал, таким образом, «сплавом чувств добро­желательности и любви к другим людям». Этот сплав чувств выявил социолог Вильфредо Парето, так писавший о двой­ственности пацифизма: «Какой логик будет достаточно изо­щренным, чтобы объяснить нам, простым смертным, почему завоевание Египта "соответствуют праву", а завоевание Ли­вии противоречит праву? Воинственные пацифисты 1911 г. грешили или просто верили, что Юлий Цезарь, Наполеон I и другие завоеватели были простыми "убийцами"; что не было "справедливых войн", кроме, может быть, войны для защиты Родины; затем в один прекрасный день они измени­ли своим убеждениям и пожелали, чтобы другими завоева­телями любовались как героями и чтобы завоевательные войны признали "справедливыми";...»54

Таким образом, пацифизм стал двойственной доктриной, так как для обозначения одной и той же реальности име­лись два слова (пацифизм и патриотизм), что затрудняло

107

выявление противоречия. Эта двойственность проявилась в сентябре 1911 г. во время итало-турецкой войны, когда часть пацифистов превратилась в «воинственных пацифис­тов», одобряющих интервенцию Италии в Триполитанию55.

В этом конкретном случае существовало оправдательное противоречие между пацифистской теорией, которая восхва­ляла обращение в случае конфликта к арбитражу и Между­народному трибуналу в Гааге, и интерпретацией главных итальянских пацифистов, которые защищали «законное право Италии» оккупировать Триполитанию. Защита национальных интересов, понятие «справедливой войны» и пользы для Италии от оккупации этих земель представлялись в гла­зах пацифистов рациональными аргументами, тогда как на самом деле они дали возможность националистическому об­щественному мнению оказать влияние на население.

В этой связи Парето задавал вопрос о том, имеется ли логика в некоторых позициях пацифистов.

Однако это столкновение было в действительности значи­тельно более глубоким, чем это кажется: в нем были зало­жены основы англосаксонской пацифистской идеологии, с одной стороны, и идея континентальных пацифистов и фе­дералистов — с другой.

Вдохновляемые доктринами квакеров, англосаксы созда­ли блок, чтобы помешать открытому обсуждению вопроса об Эльзасе и Лотарингии. В то же время другие пацифисты, среди которых главными действующими лицами были Мош и Новиков, считали, что пришло время изменить метод ра­боты, если пацифистское движение не встанет на путь реа­лизма, оно будет обречено на бессилие. Мош считал, что во Франции в условиях милитаризма необходимо определить позицию, выработав конкретные проекты, например о праве на законную оборону. Мош утверждал: «...я считаю необхо­димым и безотлагательным четко установить, что мы не имеем ничего общего с доктриной о непротивлении злу, ко­торую Толстой и его школа хотели бы на нас взвалить, и которую мы, кажется, молчаливо взяли на себя... Честно говоря, я считаю положение очень серьезным и что мы уже слишком задержались в отречении от антимилитаризма, в какой бы форме он не проявлялся»56.

Новиков испытывал то же чувство беспокойства, что и его французский коллега. Он спрашивал, какими средства­ми удастся вывести движение «из детского и простоватого сентиментализма». Все попытки организовать пацифизм на новых конструктивных основах сталкиваются с противодействием Пекковера, д'Александера и других. Новиков не мог

108

понять, почему из повестки дня всемирных конгрессов мира постоянно исключают дискуссию по некоторым важнейшим вопросам под предлогом опасности обсуждения: «Желанием жить в облаках мы делаем себя смешными. На этом направ­лении пацифизм осужден на неизбежный провал подобно сен-симонизму и другим гуманитарным мечтаниям»57.

Всеобщие конгрессы мира должны были представлять «сердце и сознание цивилизованного мира». Новиков выска­зывал сожаление, что эти конгрессы становились ареной, где некоторые деятели пользовались возможностью выста­вить себя на показ. Они хотели получить некоторую извест­ность, предлагали доклады, которые, по его мнению, не имели ничего общего с европейской федерацией, которая должна была стать конечной целью их работ58.

Мы изложили здесь первые этапы истории европейского пацифизма. Вдохновлявшееся религиозными идеями и буду­чи по своему происхождению англосаксонским, это движе­ние быстро развивалось своими политическими и социаль­ными оттенками. С 1889 г. началось организованное оформление пацифистского движения, которое в 1901 г. по­лучило название и доктрину. Как мы видели, эта доктрина была далеко не гармоничным и единичным учением, но тем не менее ее достоинство состояло в том, что она стала объектом периодических дискуссий, в ходе которых вырабаты­вались предложения по вопросам сохранения мира, сближе­ния народов, актуальности постоянного суда и Лиги наций. Пацифисты, которых современники считали идеалистами и утопистами, заложили тем не менее основы нового между­народного миропорядка регулируемого справедливостью и арбитражной практикой. Их идеи осуществлялись после первой мировой войны в процессе создания Лиги наций.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Первый Всеобщий конгресс мира. Париж, 1889 г.; затем Лон­дон, 1890 г,; Рим, 1891 г.; Берн, 1892 г.; Чикаго, 1893 г.; Антвер­пен, 1894 г.; Будапешт, 1896 г.; Гамбург, 1897 г.; Париж, 1900 г,; Глазго, 1901 г.

2 Историки англосаксонского пацифистского движения стали объектом изучения многих исследователей. См., например, Brock P. Pacifism in Europe to 1914. Princeton, 1972; Idem. Pacifism in the United States: from the colonial aria to the First World War. Princeton, 1968; Linden van der W.H. The Inter-

109

national Peace Movement 1815-1854, Amsterdam, 1987. P. 1-38, 115-204, 269-316, 417-480, 515-578; Be ales A.C.F. A Short Account of the Organized Movements for International Peace. L., 1931. P.45-65; Sсhоu A. Histoire de l'lnternationalisme: Du Congres de Vi-enne jusqu'a la premiere guerre mondiale (1914). Oslo, 1963. T.3. P.36-90; Lubelsky-Bernard. N. Les mouvements et les ideologies pacifistes en Belgique 1830-1914. Bruxelles, 1977. Ti. P.20-38.

3 Возникновение общества мира в 1880-е годы в Австралии, Япо­нии и Китае также явилось результатом пропаганды англо-сак­сонских пацифистов. Формирование этих обществ, скорее фор­мальное, чем эффективное, происходило в рамках религиозных миссий и благодаря деятельности пастора Уильяма Джонса. См.: Kongelige Bidliotek, Copenhager (далее — KB). Nks 2976. Peckover aBajer, 23. Mar. 1889.

4 См.: Linden van der W.H. Op. cit. P. 196-203.

5 См.: Brock P. Pacifism in Europe... P.400,367: Idem. Pacifism in the United States...

6 Schumpeter J. Imperialisme et classes sociales. P., 1919. P. 117; Bozanquer H. Free Trade and Peace in the nineteenth Century. Kristiania, 1924; Schou A. Histoire de l’internationalisme... P. 121-137; Lubelski-Bernard N. Les mouvements... P. 56-72.

7 Biograpical Dictionary of Modern Peace Leaders. Westport, 1985. P. 736-738.

8 ADS. 12J - 118. Доклад № 247 д'Эстурнеля де Константа министру иностранных дел. 12 августа 1893 г.

9 См.: Sell on J.-J. Mes reflexions. Geneve, 1829; Weisz L. J.J. de Sellon, ein schweizerischer Vorkampfer der Friedensidee. Zurich, 1929; Rens I. Giesen K.-G. Jean-Jacques de Sellon: Pacifiste et precurseur de l'esprit de Geneve // Revue suisse d'histoire, 1985. Vol. 35, № 3. P. 261-287.

10 См.: Biographical Dictionary... 1985. P. 108-110, 171-174, 803-805, 178-179, 730-732.

11 Цит. по кн.: Potonie-Pierre E. Histoire du mouvement paci­fique. Berne, 1899. P. 50-51.

12 См.: Silberner E. La guerre et la paix dans l'histoire des doc­trines economiques. P., 1957. P. 85.

13 Forissier M. Un eveilleur d'ames le Pere Gratry 1805-1872. Lausanne, 1949. P. 176; Bonet-Maury G. Frederic Passi, libre croyant // Paix par le Droit (далее — P.D.) 10-25 sept. № 17-18. 1912. P. 547.

14 Guуot Y. «L'economiste» dans Paix par le Droit, № 12. 25.6.1912» P. 402-403.

15 Chauvin, abbe. La pere Gratry. P., 1911. P. 339-340; Passy F. Quelques souvenirs de ma propagande pacifique. Revue des Revues, 1900. 14 Aug. P. 356-362; Linden van der W.H. Op. cit., PP. 639-669; ct Lubelski-Bernard N. Op. cit. P. 75-92. Отец

110

Гатри не разделял мнения, которого придерживались другие члены лиги. См.: BRU, Ms. Fr. 2966.

16 Premiere Assembled generate, 8 juin 1868, 2-eme ed. Paris, Biblioteque de la paix. Ligue internationale et permanente de la paix. P., 1869. P. 78-79.

17 ADS, 12J-471.

18 P.D. oct. 1910, № 10. P. 596 e s.

19 См.: Bulletin du Congres de la paix de Geneve. 1867. 9 sept. № 2. P. 147; Sarfatti M. La nascita del moderno pacifismo democ-ratico e il Congres international de la Paix di Cinerva nel 1867. Mi-lano, Edizione Comune di Milano, Quaderni del Risorgimento, № 3; Babel A. La premiere internationale ses debuts et son activite к Geneve de 1867a 1870 // Melanges d'etudes economiques et sociales offerts a W.E.Rappard. Geneve, 1944. P. 288-309.

20 См.: Bareity J., Fleury A.Mouvements et initiatives de la paix dans la Politique internationale. Bern, 1987. P. 25 et s.

21 Umi 1 ta A. L'oeuvre de la Ligue internationale de la Paix et de la liberte et la section suisse. Neuchatel. 1891. P. 5; Ducommun E. Resume d'un discours prononce a Grenoble le 27 avril 1890 (Ligue internationale de la paix et de la liberte). Geneve, 1890. P. 26.

22 См.: Biographical Dictionary... 1895. P. 557-558; Premiere Assemblee generate... P. 28-29; ADS, 12J-470.

23 См., например: письма Луи Адора к Пасси 2.10.1868 г., Байера к Пасси 6.3..1868 г. (ADS, 12J-471), Пратта к Байеру 25.8.1886 г., Ришара к Байеру 24.7.1885 г., Лемонье к Байеру 17.9.1883 г. (К.В.).

24 Международное бюро мира.

25 Passy F. Ceux qu'il faut honorer... P. 597-598.

26 KB, Барнье к Байеру, 18.4.1887; K.B. Association des jeunes Amis de la paix. Programme. Statuts, Nimes, Chastenier, s.d.

27 См.: Вabut H. Les origines de la Paix par le droit. P.D., 1928. Nf 4-5. avr. P. 170-171.

28 Ibid. P. 171, 1938. № 6-7-8. Mai-juin-juilet. P. 257.

29 См.: P.D. 1910. Dec. № 12. P. 653; Bariety J., Fleury A. Op.cit. P. 65-70.

30 ADS. 12J-470; см.: Bulletin du XII-е Congres universel de la paix Rouen et Le Havre 1903. Berne, 1903. P. 175.

31 Ducommun E. Precis historique du mouvement en faveur de la paix. Berne. 1899. P. 6; Combi M. Ernesto Teodoro Moneta, Pre-mio Nobel per la Pace 1907. Milano, 1968; Ri vsa S. Note sul con­cetto di pace internationale nel pensiero di E.T.Moneta, Universita degli studi di Milano.FacoIta dell lettere e filosofia, 1975-1976? G г о s s i V. Ernesto Teodoro Moneta gebrochene Stimme des Friedens, dans Der Friedens-Nobelpreis von 1905 bis 1916. P., 1988. T. 2. P. 106-113.

32 См.: Lyons S.S.L. Internationalism in Europe 1815-1914. Leyden, 1963: Bajer F. Les origines du Bureau international permanent de la paix. Copenhague, 1905. P. 2.

33 Proceeding of the Universal Peace Congress Held in Westminster Town Hall. London, from ql4th to 19th July 1890. L., 1890. P. 216-217; Peckover P. Story of the Foundation of the International Peace Bureau, Wisbech s.d. P. 7; Duсоmmun E. Precis historique... P. 23.

34 Ducommun E. Precis historique... P. 23-24.

35 См.: Monnieг V. Notes et Documents pour servir a la bibliographie d'Elie Ducommun. // Revue europeenne de science sociales. 1984. T. 22. № 67. P. 139-164; Simon W. Das Permanente Inter­nationale Friedensburo — schweiger Konsens // Friedensnobelpreis... P. 152-159.

36 См.: Lubelski-Bernard N. Op.cit. P. 537-544; Les origines de l'Union interparlementaire. P.D. 1910. № 2. P. 115-116; P.D. 1910. № 3. mavr. P. 189. Avr. № 4. P. 247.

37 P.D. 1930. Dec. № 12. P. 504.

38 D'Estou rnelles de Constant. Le rapprochement franco-allemand n'est pas un reve // P.D. 1914. 10 Jan. № 1. P. 1-2.

39 Arnaud E. Le pacifiste et ses detracteurs. P. Berne, 1906. P. 27; Idem. Le pacifisme // Les Etats-Unis d'Europe (далее — EUE). 1901. № 2. См. также: Holl K. Pazifismus Geschichtliche Grundbegriffe: Historische Lexikon zur politischsozialen Sprache in Deutschland. Stuttgart, 1978. T. 4. P. 767-787.

40 Seve A. Le Pacifisme et le Patriotisme // ADPD, 1912. P. 61, note

41 Ibid. P. 62.

42 Ruyssen T. Les deux pacifismes // P.D. 1917. 10-25 Juin. № 11-12. P. 229.

43 Это слово появилось в словаре в 1915 г. См.: словарь Le Petit Robert. P., 1981. P. 469.

44 Это слово появилось в словаре в 1922 г. См.: Ibid. P. 1056.

45 P.D. 1930. Dec. № 12. Р. 504.

46 NU BIP, 88/5. Moch a Ducommun. 1901. 12 Dec.

47 ADS. 12J-471.

48 Nоviсоw J. Comment accroitre l'efficacite du mouvement paci­fiste: Dizieme Congres universel de la paix. Glasgow, 1901. L., 1901.P. 12: Idem. La possibilite du bonneur // Bibliothbgue paci­fiste internationale, Seconde serie: № 1. P., 1904. P. 141,158.

49 Novicow J. La possibilite... P. 160-161, 163, 166.

50 Novicow J. L'avenir de la propagande pacifique (extrait de «la Revue»). P., 1901. P. 7. SF. ADS, 12J-414. В 1900 г. Новиков опубликовал работу под названием: La Fed­eration europeenne (P., Alcan, 1900, 793 p.), где анализировал препятствия, достоинства и средства достижения европейской федерации. Эта книга была призвана стать путеводной для пацифистов. См.: P.D. 1901. Avr. № 4. Р. 173-174.

112

53 SF, Les Congres de la paix. Се qu'ils sont et ce qu'ils devraient. (Manuscrit dactilographie de Novicow), s.l., s.d. (probablement 1908). P. 4.

54 Pare to V. Traite de sociologie generale. Lausanne; P., Vol. l.№ 1078. P. 571.

55 Ibid., Vol. 2. № 1559/1. P. 903.

56 BIP. 23/2.

57 Новиков к Фриду 28.2.1908.

58 Ibid.

113

 

 

Изд: «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М., ИВИ РАН, 1998.

(290 с. Тир. 600 экз.)

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Date: 2 июля 2008

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz