Настоящий
труд связан с важным и в значительной мере новым направлением в исторической
науке — изучением теории и практики доктрины миротворчества и ненасилия. Он
посвящен исследованию проблем истории пацифизма в странах Европы, Азии и
Америки на протяжении многих столетий — с древности вплоть до Второй мировой
войны. Впервые в отечественной исторической науке он дает обобщенную картину
развития пацифизма как теории и как конкретно-исторической практики. В
частности исследуются проблемы становления пацифистской идеи, ее развития на
заре Нового времени, появления обществ мира в Европе в XIX
веке, создания пацифистской доктрины в Европе и Азии и воплощения ее в жизнь в
деятельности антивоеных обществ.
Авторский
коллектив включает в себя как российских, так и зарубежных ученых (Англия,
Германия, США, Франция, Швейцария, Япония), специализирующихся в области западного,
восточного и российского пацифизма.
ISBN 5-201-00492-Х
ББК 63.3
без объявл.
© Коллектив
авторов, 1997
© Институт
всеобщей истории РАН, 1997
А.О.Чубарьян
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая
читателю книга представляет собой результат труда коллектива историков,
работавших над проектом по истории миротворчества и пацифизма.
Еще
сравнительно недавно эта тема была почти запретна. В нашем политическом и
идеологическом лексиконе пацифизм трактовался как «абстрактный» или
буржуазный, как космополитическое течение, чуждое нашим представлениям об
истории, о классовой борьбе и о социальных процессах.
Институт
всеобщей истории РАН уже выпустил книгу о русском пацифизме — теме фактически
новой и неизвестной ни нашему, ни зарубежному читателю.
В новом
труде авторы пытаются дать общие представления о формировании и эволюции
миротворческих идей с античности и до наших дней.
Интерес к
книге обусловлен рядом факторов. Прежде всего, речь идет об исторических
традициях, об их роли в нашей истории и в современной жизни. Идеи ненасилия и
миротворчества зародились в глубокой древности, они составили важную часть
древних философских и политических сочинений. Эта традиция возродилась к XIV—XV
векам, а начиная с XVII века наполнила многочисленные проекты
вечного и справедливого мира, ставшие особенно популярными в XVIII
и XIX столетиях.
На
международном конгрессе историков в Бухаресте известный итальянский историк
Манселли говорил, обращаясь к многочисленной аудитории: «Всем известно, что
мировая история наполнена множеством войн и конфликтов, но следует помнить,
что в истории всегда были люди, которые думали о мире».
Эта «мирная
традиция», объединявшая людей самых разных профессий и знаний, составила тот
важный и неотъемлемый компонент мировой истории, который привлекает сегодня
внимание многих исследователей в различных странах.
Следующий
вопрос относится к самому понятию «ненасилия» и пацифизма. В мировой
историографии существуют разнообразные толкования этих явлений и их включения в
контекст мировой истории. В разные исторические периоды они выражались в
определенных философских или просветительских идеях и трактатах, либо
проявлялись в конкретных проектах, пактах и соглашениях.
5
В то же
время пацифизм и в более широком плане ненасилие весьма часто рассматриваются исследователями
как некая всеобщая тенденция, как постоянный компонент истории человечества.
И это
сочетание конкретно-исторического и общетеоретического смысла пацифизма влияет
на характер исследовательских тем и проектов по истории пацифистских идей и
движений.
Широкая
трактовка идей мира, ненасилия и миротворчества приводит к тому, что их
исследование объединяет специалистов различных дисциплин — историков,
философов, психологов, правоведов и политиков, и придают им комплексный
характер.
Разумеется,
историки имеют свой специфический взгляд на эти явления, что и нашло выражение
в предлагаемой книге. Для нас, историков, важны, прежде всего, два аспекта
этой проблемы. Это — место пацифистских идей и движений в конкретных
исторических условиях той или иной эпохи и одновременно это — эволюция
миротворческих идей, рассмотрение вопроса о пацифизме по вертикали, на
протяжении веков.
В
исследовании истории пацифизма в более узком плане наибольший интерес
представляет изучение многочисленных конкретных мирных проектов, существовавших
в истории на протяжении многих веков. В Европе они весьма часто прямо
связывались с проектами объединения и переустройства Европы. Вспомним проекты
аббата Сен Пьера и Ж.-Ж.Руссо во Франции, И.Канта — в Германии, У.Пенна в
Англии и В.Малиновского — в России.
Для всех
них вечный и справедливый мир был не только высшей целью и императивом, но и
средством федеративного или конфедеративного переустройства европейского континента.
Вышедшие
из-под пера философов и общественных деятелей, эти проекты выражали настроения
сравнительно узкого слоя, как правило не связанного с властями или даже
оппозиционного им.
Но в конце XIX
— начале XX века начал зарождаться так называемый
«официальный» пацифизм. На Гаагских конференциях на рубеже веков, в рамках Лиги
Наций и на правительственном уровне отдельных стран предлагались разнообразные
проекты и способы достижения мира.
Они,
разумеется, были, как правило, связаны с конкретными политическими и
дипломатическими целями и расче-
6
тами, но и
в них часто содержались новые трактовки идей мира.
В рамках
ряда международных организаций и особенно в ООН шла большая работа по
кодификации и правовому оформлению правовых норм и утверждению идей мира и ненасилия.
Эта работа завершилась принятием ряда важных документов, устанавливающих
понятия «мира», «агрессии», «ненасилия» и т. д.
Новый этап
в эволюции идей и практики пацифизма был связан с появлением и распространением
ядерного оружия. Его часто так и называли — «ядерный пацифизм».
Речь шла о
необходимости поставить преграду распространению или запретить ядерное оружие.
На уровне общественности были широко распространены разнообразные массовые
акции и движения против атомного оружия.
В 80-х
годах этот общественный пацифизм соединился с официальным. Именно на уровне
глав государств и правительств были приняты хорошо известные международные
акты, декларации и документы, ставящие преграду на пути распространения
ядерного оружия и направленные на его запрещение.
Акции и
решения, направленные против ядерного оружия, составили важный неотъемлемый
компонент в процессе окончания «холодной войны».
Но пацифизм
70—80-х годов имел еще одну важную особенность как в международном плане, так
и внутри отдельных стран. Он входил составной частью в движение за права человека;
многие диссидентские акции в разных странах проходили под лозунгами мира и
ненасилия, против применения силы, в защиту принципов демократии и свободы.
Пацифизм в
широком плане связан еще с одной важной особенностью исторического процесса.
Речь идет о проблеме нравственности в истории и в политике. Некоторые исследователи
и деятели общественности скептически воспринимают важность, а скорее
возможность применения нравственных категорий в политике. Между тем, нам
представляется, что проблемы морали, нравственный фактор и в истории вообще, и
в политике в частности, составляют не просто возможное, но и необходимое
условие политической деятельности.
Конечно,
слишком часто общество сталкивается с отступлениями и с нарушениями принципов
этики и морали, но ли отступления не только не отменяют, а лишь подчеркивают
важность привития и утверждения в обществе принципов и норм морали и
нравственности.
7
И в этом
комплексе моральных императивов идеи мира и ненасилия занимают важное место.
Пацифизм и
миротворчество прямо связаны и с религиозными вероучениями. На протяжении
многих веков религиозные идеи мира, добра и справедливости очень часто вдохновляли
пацифистов и сторонников мира. В более широком плане связь пацифизма и религии
составляла существенный компонент все той же более общей проблемы морали и
нравственности в истории.
Можно
выразить надежду, что издание представляемой книги, подводящее итог
деятельности коллектива историков, явится важным стимулом для продолжения
исследований пацифизма и миротворчества в истории человечества.
8
Изд: «Пацифизм
в истории. Идеи и движения мира», М., ИВИ РАН, 1998.
(290 с.
Тир. 600 экз.)