Настоящий труд связан с важным и в значительной мере новым направлением в исторической науке — изучением теории и практики доктрины миротворчества и ненасилия. Он посвящен исследованию проблем истории пацифизма в странах Европы, Азии и Америки на протяжении многих столетий — с древности вплоть до Второй миро­вой войны. Впервые в отечественной исторической науке он дает обобщенную картину развития пацифизма как теории и как конкрет­но-исторической практики. В частности исследуются проблемы ста­новления пацифистской идеи, ее развития на заре Нового времени, по­явления обществ мира в Европе в XIX веке, создания пацифистской доктрины в Европе и Азии и воплощения ее в жизнь в деятельности антивоеных обществ.

Авторский коллектив включает в себя как российских, так и зару­бежных ученых (Англия, Германия, США, Франция, Швейцария, Япо­ния), специализирующихся в области западного, восточного и россий­ского пацифизма.

 

ISBN 5-201-00492-Х

ББК 63.3

без объявл.

 

© Коллектив авторов, 1997

© Институт всеобщей истории РАН, 1997


А.О.Чубарьян

ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемая читателю книга представляет собой ре­зультат труда коллектива историков, работавших над про­ектом по истории миротворчества и пацифизма.

Еще сравнительно недавно эта тема была почти запретна. В нашем политическом и идеологическом лексиконе паци­физм трактовался как «абстрактный» или буржуазный, как космополитическое течение, чуждое нашим представлениям об истории, о классовой борьбе и о социальных процессах.

Институт всеобщей истории РАН уже выпустил книгу о русском пацифизме — теме фактически новой и неизвестной ни нашему, ни зарубежному читателю.

В новом труде авторы пытаются дать общие представле­ния о формировании и эволюции миротворческих идей с ан­тичности и до наших дней.

Интерес к книге обусловлен рядом факторов. Прежде всего, речь идет об исторических традициях, об их роли в нашей истории и в современной жизни. Идеи не­насилия и миротворчества зародились в глубокой древности, они составили важную часть древних философских и поли­тических сочинений. Эта традиция возродилась к XIVXV векам, а начиная с XVII века наполнила многочисленные проекты вечного и справедливого мира, ставшие особенно популярными в XVIII и XIX столетиях.

На международном конгрессе историков в Бухаресте из­вестный итальянский историк Манселли говорил, обращаясь к многочисленной аудитории: «Всем известно, что мировая история наполнена множеством войн и конфликтов, но сле­дует помнить, что в истории всегда были люди, которые ду­мали о мире».

Эта «мирная традиция», объединявшая людей самых раз­ных профессий и знаний, составила тот важный и неотъем­лемый компонент мировой истории, который привлекает се­годня внимание многих исследователей в различных стра­нах.

Следующий вопрос относится к самому понятию «ненаси­лия» и пацифизма. В мировой историографии существуют разнообразные толкования этих явлений и их включения в контекст мировой истории. В разные исторические периоды они выражались в определенных философских или просве­тительских идеях и трактатах, либо проявлялись в конкрет­ных проектах, пактах и соглашениях.

5

В то же время пацифизм и в более широком плане нена­силие весьма часто рассматриваются исследователями как некая всеобщая тенденция, как постоянный компонент исто­рии человечества.

И это сочетание конкретно-исторического и общетеорети­ческого смысла пацифизма влияет на характер исследова­тельских тем и проектов по истории пацифистских идей и движений.

Широкая трактовка идей мира, ненасилия и миротворче­ства приводит к тому, что их исследование объединяет спе­циалистов различных дисциплин — историков, философов, психологов, правоведов и политиков, и придают им ком­плексный характер.

Разумеется, историки имеют свой специфический взгляд на эти явления, что и нашло выражение в предлагаемой книге. Для нас, историков, важны, прежде всего, два аспек­та этой проблемы. Это — место пацифистских идей и дви­жений в конкретных исторических условиях той или иной эпохи и одновременно это — эволюция миротворческих идей, рассмотрение вопроса о пацифизме по вертикали, на протяжении веков.

В исследовании истории пацифизма в более узком плане наибольший интерес представляет изучение многочисленных конкретных мирных проектов, существовавших в истории на протяжении многих веков. В Европе они весьма часто прямо связывались с проектами объединения и переустройства Ев­ропы. Вспомним проекты аббата Сен Пьера и Ж.-Ж.Руссо во Франции, И.Канта — в Германии, У.Пенна в Англии и В.Малиновского — в России.

Для всех них вечный и справедливый мир был не только высшей целью и императивом, но и средством федеративно­го или конфедеративного переустройства европейского кон­тинента.

Вышедшие из-под пера философов и общественных дея­телей, эти проекты выражали настроения сравнительно уз­кого слоя, как правило не связанного с властями или даже оппозиционного им.

Но в конце XIX — начале XX века начал зарождаться так называемый «официальный» пацифизм. На Гаагских конференциях на рубеже веков, в рамках Лиги Наций и на правительственном уровне отдельных стран предлагались разнообразные проекты и способы достижения мира.

Они, разумеется, были, как правило, связаны с конкрет­ными политическими и дипломатическими целями и расче-

6

тами, но и в них часто содержались новые трактовки идей мира.

В рамках ряда международных организаций и особенно в ООН шла большая работа по кодификации и правовому оформлению правовых норм и утверждению идей мира и не­насилия. Эта работа завершилась принятием ряда важных документов, устанавливающих понятия «мира», «агрессии», «ненасилия» и т. д.

Новый этап в эволюции идей и практики пацифизма был связан с появлением и распространением ядерного оружия. Его часто так и называли — «ядерный пацифизм».

Речь шла о необходимости поставить преграду распрост­ранению или запретить ядерное оружие. На уровне общест­венности были широко распространены разнообразные мас­совые акции и движения против атомного оружия.

В 80-х годах этот общественный пацифизм соединился с официальным. Именно на уровне глав государств и прави­тельств были приняты хорошо известные международные акты, декларации и документы, ставящие преграду на пути распространения ядерного оружия и направленные на его запрещение.

Акции и решения, направленные против ядерного ору­жия, составили важный неотъемлемый компонент в процессе окончания «холодной войны».

Но пацифизм 70—80-х годов имел еще одну важную осо­бенность как в международном плане, так и внутри отдель­ных стран. Он входил составной частью в движение за пра­ва человека; многие диссидентские акции в разных странах проходили под лозунгами мира и ненасилия, против приме­нения силы, в защиту принципов демократии и свободы.

Пацифизм в широком плане связан еще с одной важной особенностью исторического процесса. Речь идет о проблеме нравственности в истории и в политике. Некоторые исследователи и деятели общественности скептически воспринимают важность, а скорее возможность применения нравственных категорий в политике. Между тем, нам представляется, что проблемы морали, нравственный фактор и в истории вооб­ще, и в политике в частности, составляют не просто возмож­ное, но и необходимое условие политической деятельности.

Конечно, слишком часто общество сталкивается с от­ступлениями и с нарушениями принципов этики и морали, но ли отступления не только не отменяют, а лишь подчер­кивают важность привития и утверждения в обществе прин­ципов и норм морали и нравственности.

7

И в этом комплексе моральных императивов идеи мира и ненасилия занимают важное место.

Пацифизм и миротворчество прямо связаны и с религиоз­ными вероучениями. На протяжении многих веков религиоз­ные идеи мира, добра и справедливости очень часто вдох­новляли пацифистов и сторонников мира. В более широком плане связь пацифизма и религии составляла существенный компонент все той же более общей проблемы морали и нравственности в истории.

Можно выразить надежду, что издание представляемой книги, подводящее итог деятельности коллектива историков, явится важным стимулом для продолжения исследований пацифизма и миротворчества в истории человечества.

8

 

 

Изд: «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М., ИВИ РАН, 1998.

(290 с. Тир. 600 экз.)

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Date: 2 июля 2008

 

 

Сайт управляется системой uCoz