INSTITUTE OF WORLD
HISTORY
RUSSIAN ACADEMY OF
SCIENCE
THE LONG WAY OF
RUSSIAN PACIFISM
Ideal
of International and Inner Peace in
Russian
Religio-philosophical and Socio-
political
Thought
Moscow — 1997
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
долгий путь
РОССИЙСКОГО
ПАЦИФИЗМА
Идеал международного и внутреннего мира
в религиозно-философской и общественно-
политической мысли России
Москва — 1997
ББК 63(3)
Ответственный редактор:
доктор исторических наук
Т. А. ПАВЛОВА
Редакционная коллегия:
П. Брок (Канада), Р. М. Илюхина
(Россия),
Л. Клиппенштейн
(Канада), А. О. Чубарьян (Россия)
Ответственный секретарь:
О. А. Шалимов (Россия)
Editorial Board:
Т. Pavlova (Editor-in-Chief),
P. Brock (Canada),
R. Ilukhina (Russia),
L. Klippenstein (Canada),
A. Chubaryan (Russia)
Academic Secretary: O. Shalimov (Russia)
ACKNOWLEDGEMENTS
The Editorial Board and the Authors of this collective
work express their deep gratitude to its inspirer Professor Peter Brock
(University of Toronto, Canada), who generously gave to it not only a lot of
work, but also his moral and financial support. We thank also the Mennonite
Church of Canada, Professor David McFadden (USA) and Professor Daniel Heinz
(Austria) who kindly gave us financial support. And last but not least we
express mostly cordial gratitude to the Directory Board of the Institute of
World History whose benevolent attitude, moral and material support made the
publishing of history of Russian Pacifism possible.
ISBN
5-201-00483-0
© Коллектив авторов,
1997
© Институт всеобщей
истории РАН, 1997
© Анна Черных,
оформление, 1997
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий труд, созданный международным коллективом
исследователей, принадлежит к новому направлению в исторической науке — так
называемым "peace
studies",
изучению теории и практики мирной доктрины. Уникальной его особенностью
является попытка показать историю российской мирной идеи в ее международном и
внутреннем аспектах, охватив при этом практически все этапы развития
отечественной истории, от древнейшего периода до наших дней.
В первых главах показано, что идеал мира существовал в
народном сознании еще с домонгольского периода; он прослеживается на материале
фольклора, летописей, житийных преданий и литургической практики русской
православной церкви; исследуются идеи мира в общественной мысли XVII-XIX вв.
Большое внимание уделено апостолу ненасилия Л. Н. Толстому, оказавшему
существенное влияние на развитие идей пацифизма во всем мире. Специальная глава
посвящена сектантскому пацифизму и отказу от военной службы в Российской
империи. Рассматриваются международные аспекты деятельности российских пацифистов
на рубеже XIX
и XX вв., в частности
становление российских обществ мира, Гаагская конференция 1899 г., а также
деятельность выдающихся пацифистов-международников И. Блиоха и Я. Новикова. На
не известных до сих пор архивных материалах основаны исследования деятельности
Объединенного Совета религиозных обществ и групп (ОСРОГ), а также признанных
поборников мирной доктрины — квакеров в годы гражданской войны и становления советского
режима. Особо высвечена такая крупная, хотя и мало известная на Западе фигура,
как художник, поэт и мыслитель Максимилиан Волошин, личным примером показавший живучесть
и действенность мирной доктрины в страшные годы войны и террора. Последняя
глава вскрывает историю подпольных диссидентских движений мира в период
"холодной войны". Уделено внимание пацифизму
"шестидесятников", деятельности Московской группы "Доверие"
и показана роль независимых миротворческих движений в окончании "холодной
войны".
5
Среди авторов коллективного труда — и маститые профессора,
известные во всем мире, и совсем молодые, еще не "остепенившиеся"
исследователи. Кроме сотрудников Российской Академии Наук, свой вклад сделали и
писатели, и журналисты, и церковнослужители — из США, Канады, Великобритании,
Италии, России.
Редколлегия и авторы настоящего коллективного труда выражают
глубокую благодарность его вдохновителю профессору Питеру Броку (Университет
Торонто, Канада), оказавшему ему не только большую моральную, но и финансовую
поддержку. Мы благодарим также за финансовую поддержку Меннонитскую Церковь Канады,
профессора Дэвида МакФаддена (США) и профессора Даниеля Хайнца (Австрия).
Наконец, мы выражаем самую сердечную признательность Дирекции Института
Всеобщей Истории РАН, благожелательное отношение, поддержка и материальная
помощь которой сделала возможным выход истории Российского пацифизма в свет.
ВВЕДЕНИЕ
Исследования, собранные в этом томе, рассматривают теорию и
практику мирной доктрины, существовавшей и развивавшейся в России со времен средних
веков и до наших дней. Поскольку книга эта открывает собою новую область
исторического знания, естественно, что ряд тем в ней ожидают дальнейшего
исследования. История мирной доктрины как подраздел исторической науки
медленно, но неуклонно завоевывает признание в послевоенную эпоху. В России же
она появилась только после падения коммунистического режима, и появление ее
обязано самоотверженным усилиям небольшой группы историков, философов и
политологов. Без них создание этой книги не было бы возможным. Здесь к ним
присоединились ученые из Западной Европы и Северной Америки, которых их
предыдущие исследования привели к изучению того или иного аспекта истории
мирной доктрины в России.
Многообразие мирных теорий и миротворческой деятельности,
рассматриваемое авторами, имеет широкий диапазон. Они охватывают не только
безусловный пацифизм Льва Толстого и его последователей, а также религиозных
сект, таких как менониты — германского происхождения — и местных духоборов. Они
включают также защитников мирной доктрины менее абсолютного характера: деятелей
Русской Православной церкви, поборников Просвещения и мыслителей XIX века, "патриотических
пацифистов" (выражение Сэнди Купер), таких как Иван Блиох и Яков Новиков,
и бесстрашных антимилитаристов эпохи "холодной войны". Эти мужчины и
женщины, которые часто вели свою работу в таких враждебных обстоятельствах,
которые редко испытывали защитники мира в Западной Европе или Северной Америке,
каждый сделал свой вклад в построение российской мирной традиции, какой бы хрупкой
и подверженной по временам насильственным срывам эта традиция ни была. Лев
Толстой, конечно, остается главнейшей фигурой, которую следует высветить на
долгом пути российского миротворчества. Но исследования показывают, что в
действительности на этом пути существовали многие другие, чьи мысли о мире и
чья деятельность в защиту мира заслуживают того, чтобы их лучше знали — как
внутри, так и вне России.
7
Эти исследования, публикация которых стала возможной
благодаря поддержке Института Всеобщей истории Российской Академии Наук,
означают только начало. Я с нетерпением ожидаю от историков мирной доктрины
дальнейших межнациональных усилий с тем, чтобы пролить свет на наследие
российских идей мира и мирной активности. Только тогда возможно будет провести
существенные параллели и различия между российским наследием мира и мирными
традициями в других странах.
Питер
Брок
Почётный профессор истории
Университет Торонто
8
Изд: «Долгий
путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.