Часто отмечалось, что Н[енасильственное]Г[ражданское]С[опротивление] не могло бы быть эффективным против такого беспощадного завоевателя, как Гитлер. Однако, действительность подтверждает много случаев эффективных ненасильственных действий против нацистской оккупации, особенно в Норвегии, Дании и Нидерландах.
Во время нацистской оккупации норвежский министр "Министр-Президент" Видкан Квислинг намеревался установить фашистское Корпоративное государство, выбрав преподавателей в качестве первой "корпорации". Для этого он создал новую организацию преподавателей с принудительным членством. Было создано также принудительное фашистское юношеское движение.
Подполье призвало преподавателей к сопротивлению. От 8 до 10 тыс. преподавателей в стране поставили свои подписи и адреса под текстом, распространенным подпольем, который был адресован церкви, к которой принадлежал Квислинг, и Департаменту образования, и в котором говорилось, что они не могут принять участия в фашистской системе образования молодежи: "Я не могу рассматривать себя в качестве члена новой организации преподавателей". Правительство пригрозило им увольнением и затем на месяц закрыло все школы. Учителя вели уроки на дому. Несмотря на цензуру, вести о сопротивлении распространялись. Десятки тысяч писем протеста от родителей хлынули в правительственные офисы.
После того как учителя бросили вызов этим действиям, около 1000 мужчин-учителей были арестованы и заключены в концлагеря. Дети собирались и пели на железнодорожных станциях, когда учителей провозили в вагонах для скота. В лагерях гестапо установило атмосферу террора, намереваясь индуцировать капитуляцию. Находящихся на голодных пайках учителей подвергали "пыточной гимнастике" в глубоком снегу. Только немногие сдались, "обработка" продолжалась. Школы открылись вновь, оставшиеся преподаватели рассказали своим ученикам об отказе членства в новой организации и о значении долга совести.
Распространились слухи о том, что если преподаватели не уступят, то некоторые из арестованных будут убиты. После трудной внутренней борьбы преподаватели, которые не были арестованы, почти все без исключения решили оставаться твердыми.
Тогда, в вагонах для скота и на переполненных пароходах арестованные преподаватели были переправлены в лагерь около Киркенеса, на далеком севере Норвегии. Их содержали в северных условиях, они выполняли опасную работу.
Их страдания, однако, укрепили мораль на внутреннем фронте и поставили перед режимом Квислинга проблемы, вынудившие его во время посещения школы близ Осло кричать на учителей так громко, что его было слышно в школьном дворе: "Вы, учителя, испортили мне всё!" Испугавшись дальнейшего отчуждения норвежцев, Квислинг в конце концов приказал освободить преподавателей. Спустя восемь месяцев после арестов, последние преподаватели вернулись домой, где встретили триумфальный прием.
Новая организация преподавателей Квислинга никогда не была создана и школы никогда не были использованы для фашистской пропаганды. После того, как Квислинг столкнулся с дальнейшими трудностями, насаждая корпоративное государство, Гитлер приказал ему полностью оставить этот план.
Изд: "Ненасилие: философия, этика, политика", М., 1993. Тираж 900 экз.
Пер. О. П. Зубец и О. Горбачёвой
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)