В ходе модернизации сельского хозяйства в Бразилии миллионы крестьян были изгнаны с земли, на которой жили и работали, крупными национальными или межнациональными фирмами, отрицающими их земельные права.
В Алагаме, на северо-востоке Бразилии, 700 крестьянским семьям было приказано уехать из имения в 13 тыс. гектаров земли.
Это обрекало крестьян на роль люмпенов в трущобах больших городов. Часть этих крестьян уже образовали Первичные христианские общества (ПХО). В ПХО с помощью церкви крестьяне величаются, молятся, обсуждают свои проблемы, приобретают веру в себя, обучаясь борьбе за справедливость, открывают для себя ненасилие — формирование групп, процесс обучения.
По инициативе ПХО крестьяне собирались для анализа ситуации. Они решили оставаться и защищать свои права — они прекратили поддержку несправедливой системы. Они обнаружили, что в соответствии с законом аграрной реформы — который никогда не применялся! — 2/3 земель Алагамы принадлежали им. Их борьба была основана на этом праве, но им предстояло лицом к лицу столкнуться с оппозицией могущественных сил региона: собственником, полицией, правящей политической партией, Трудовыми Союзами, экономическим интересом, прессой и даже церковью.
Они приняли решение действовать в соответствии с очень простыми принципами:
никогда не убивать — никогда не ранить (отвергли контр-насилие);
никогда не сдаваться, пока не достигнута цель;
всегда оставаться объединенными (едиными);
не подчиняться приказам, наносящим ущерб или травмы людям — нравственная основа.
Они пытались вступить в диалог с собственником, но получили грубый отказ.
Как добиться поддержки, достаточной, чтобы сделать переговоры возможными?
С помощью диалога они пытались завоевать две поддерживающие силы:
трудовые союзы, которые в условиях диктаторского режима боялись поддерживать крестьян. Величайшей настойчивостью и энергией крестьяне добились защиты своего дела в судах трудовыми союзами;
церковные власти: когда крестьяне решили остаться, частная полиция собственника разрушила их церковь, служившую также и местом встреч. Крестьяне встретились с епископом и уговорили его приехать и отпраздновать мессу в разрушенной церкви, чтобы по казать, что духовные власти на стороне эксплуатируемых. Епископ согласился и продолжал поддерживать их. Первые шаги создания солидарности и обретения силы.
Полиция собственника постоянно досаждала крестьянам, нападала на них, но вместо того, чтобы ответить грубостью, в полдень, когда было очень жарко, и полицейские были без укрытия и пищи крестьяне приносили им воду и рис и оставляли их, не произноси ни слова. Они знали, что полицейские зачастую — выходцы из простого народа, которые из-за необходимости кормить семью согласились служить эксплуататору. Они были убеждены, что полицию можно завоевать на свою сторону. Глубокая вера в человеческое существо и ее способности к изменению.
Полиция штата арестовала двух крестьян Алагама под тем предлогом, что они являлись лидерами сопротивления. В ту же ночь несколько сот крестьян Алагама пошли в город. Через 10 часов они уже сидели перед тюрьмой со словами: "Пожалуйста, арестуйте всех нас. Все мы приняли решение остаться на нашей земле, у нас нет лидеров". Три дня и три ночи они оставались перед тюрьмой, — они пели и молились, разговаривали с населением города о своих проблемах, пока те двое заключенных не были освобождены. Всегда оставайтесь едиными.
Чтобы оказать финансовую поддержку сопротивлению, крестьяне коллективно начали сажать маниоку. Однажды, когда 80 из них работали в поле, несколько вооруженных людей, подкупленных собственником, начали уничтожать ростки растений. Это была явная провокация контрнасилия. Если бы крестьяне побили этих людей и выгнали бы их с поля, собственник воспользовался бы этим дня того, чтобы жестоко подавить сопротивление крестьян. Последние же решили не поддаваться. Они нашли в себе силы для того, чтобы молча стоять и наблюдать, как уничтожают поле. На следующий день они засадили его снова. Когда епископ услышал об этом, он принес несколько сломанных растений в собор города; в воскресенье он рассказал своей большой аудитории, как эти презираемые крестьяне, обвиняемые в подрывной деятельности средствами массовой информации, с достоинством проявили уважение даже к своим агрессорам в борьбе за свои права. Он публично попросил оказать им поддержку, так как их дело правое. С этого момента и далее, несмотря на угрозы, стали формироваться комитеты солидарности среди интеллигенции, студентов, людей среднего класса. Даже пресса начала говорить правду об Алагаме. Возрастание солидарности.
Когда собеседник увидел, что общественное мнение начало склоняться в сторону крестьян, он решил уничтожить сопротивление. Он согнал несколько сот коров на крестьянские поля. Скот начал поедать весь урожай. Когда же крестьяне стали прогонять коров, собственник призвал армию вмешаться и защитить его собственность. Войска оккупировали всю Алагаму и блокировали ее. Казалось, что все потеряно.
Когда епископ узнал об этом, он
направился в Алагаму и, используя свой моральный авторитет, попросил
командующего офицера позволить ему присоединиться к крестьянам. "Худшее,
что может случиться, это если бразильцы начнут проливать кровь бразильцев".
Наконец, офицер согласился. По требованию крестьян после молитвы и пения
епископ сел на лошадь и вместе с крестьянами начал прогонять скот. Офицер отдал
приказ стрелять в крестьян: однако, солдаты, сами сыновья простого народа,
отказались стрелять — они видели в крестьянах своих братьев и
сестер. Возможностей для подавления больше не было. Опоры, на которые опиралась
несправедливость, были устранены. Крестьяне завоевали такую активную поддержку,
что могли состояться переговоры. Генерал, губернатор, собственник, епископ и
народная делегации провели переговоры. Земля была отдана крестьянам. Их пример
послужил тысячам других сообществ. Церковь официально взяла на себя защиту
крестьян в борьбе за право на землю.
Изд: "Ненасилие: философия, этика, политика", М., 1993. Тираж 900 экз.
Пер. О. П. Зубец и О. Горбачёвой
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)