PEACE / МИР:
AN
ANTHOLOGY
OF
HISTORIC ALTERNATIVES
TO WAR
Volume
Editors:
CHARLES
CHATFIELD and RUZANNA ILUKHINA
Syracuse
University Press
МИР/PEACE:
АЛЬТЕРНАТИВЫ ВОЙНЕ ОТ АНТИЧНОСТИ
ДО КОНЦА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
АНТОЛОГИЯ
Ответственные редакторы:
Ч. ЧЭТФИЛД, P.M. ИЛЮХИНА
Москва «Наука» 1993
Мир / Peace:
Альтернатива войне от
античности до конца второй мировой войны
(Чэтфилд, Чарлз ред.) М.,
«Наука» 1993.
Ведущие редакторы:
К.М.Андерсон, С.Е.Купер,
В.И.Уколова,
Л.С.Уиттнер, А.М.Филитов,
К.Финк
Редакторы:
В.И.Исаева, Т.И.Телюкова,
В.М.Хайцман,
Н.А.Чаплыгина, А.В.Чудинов,
Я.Н.Щапов
Консультанты:
Д.Джоунс, Н.С.Иванов,
Е.А.Нечаева,
Д.Пэттерсон, С.Хаксли, У.Хейн,
К.Холль,
Д.У.Чэмберс, У.Эджертон
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список документов.......................................................................................
7
К читателю.....................................................................................................
12
Предисловие..................................................................................................
15
Введение........................................................................................................
22
Глава первая
У истоков идеи мира: с
древнейших времен до новой истории........... 28
Часть I. От античности..................................................................................
29
Гармония в естественном
миропорядке.........................................
29
Политический конфликт и мирный
правопорядок........................
33
Мир и справедливость в системе
нравственных ценностей...........
43
Часть II. К новому времени..........................................................................
51
Душевный мир и покой...................................................................
52
Духовный миропорядок
христианской империи...........................
59
Традиция справедливой войны.......................................................
65
Защита мира и проекты
прекращения войн....................................
76
Глава вторая
Гражданские инициативы и
официальные соглашения
1815-1914 годов............................................................................................
93
Часть I. Инициативы и организации.............................................................
98
Часть II. Программы международного мира............................................... 108
Либеральный интернационализм....................................................
108
Критика войны и милитаризма с
экономических позиций............
121
Социальная справедливость,
социализм и мир..............................
127
Протест против колониальной
эксплуатации................................
136
Отказ от подчинения
неправедной власти......................................
141
Часть III. Официальные международные соглашения................................ 147
Глава третья
Первая мировая война и мир:
1914-1919 годы....................................... 158
Часть I. Призывы к примирению..................................................................
160
Часть II. Неприятие войны............................................................................
168
Отказ от воинской службы по
мотивам совести............................
168
Политический протест против
войны.............................................
171
Часть III. Революционный социализм и проблемы мира............................ 177
Часть IV. Мир через социальные реформы................................................. 184
Часть V. Мир как международный правопорядок.......................................
194
Глава четвертая
Альтернативы войне и
насилию в 1919-1939 годах............................... 206
Часть I. Международное сотрудничество.................................................... 208
Часть II. Разоружение и ограничение вооружений......................................
218
5
Часть III. Моральное разоружение...............................................................
226
Часть IV. Формы ненасилия.........................................................................
238
Ненасильственное сопротивление..................................................
238
Сопротивление войне......................................................................
245
Часть V. Социалистические альтернативы................................................... 248
Часть VI. Международный мир и безопасность..........................................
257
Глава пятая
Вторая мировая война и
проблема мира в 1939-1945 годах:
в поисках прочного мира...........................................................................
275
Часть I. Ненасильственное сопротивление..................................................
278
Часть II. Отношение к оружию массового уничтожения............................ 290
Часть III. Мир через социально-экономические гарантии.......................... 301
Часть IV. Политические аспекты обеспечения международной
безопасности....................................................................................
309
Цели войны......................................................................................
309
Проекты региональных
объединений.............................................
313
Планы создания всемирной
системы безопасности.......................
322
Примечания...................................................................................................
339
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ
(Первая цифра указывает номер
главы)
1.1. Из комедии Аристофана «Мир» (421 г.
до н.э.)
1.2. Из элегии Альбия Тибулла «Против
войны»
1.3. Из «Георгик» Публия Вергилия Марона
1.4. Из трагедии Эсхила «Семеро против
Фив»
1.5. Из сочинения Ксенофонта «О доходах»
1.6. Из «Истории» Фукидида
1.7. Из сочинения Аристотеля «Никомахова
этика»
1.8. Из сочинения Платона «Государство»
1.9. Из сочинения Исократа «О мире»
1.10. Из сочинения Луция Аннея Флора «Мир
с Парфией и обожествление Августа»
1.11. Из «Истории» Полибия (II в. до н.э.)
1.12. Из оды Квинта Горация «Августу»
1.13. Из «Римской истории» Диона Кассия (I в.)
1.14. Из поэмы Гесиода «Труды и дни»
1.15. Ветхий завет: из «Книги пророка
Амоса» и из «Книги пророка Исайи»
1.16. Новый завет: «От Матфея святое
благовествование», «От Луки святое благовествование»
1.17. Новый завет: из книги «Послание к
римлянам»
1.18. Из сочинений Климента
Александрийского (II в.)
1.19. Из сочинения Лактанция
«Божественный институт» (IV в.)
1.20. Из проповеди «О причинах войны и
мира» по Русской летописи
1.21. Из заповеди Святого Франциска
Ассизского (1221 г.)
1.22. Из «Основ христианского учения»
Менно Симонса (1539-1540) и из «Информации о нидерландских меннонитах» Симона
Фредерика Руса (1743 г.)
1.23. Из «Декларации безвинного и чистого
народа божьего, называемого квакерами» Джорджа Фокса (1661 г.)
1.24. Из «Истории Екклезиаста» Евсевия
Памфилия (IV в.)
1.25. Из поучения Владимира Мономаха
1.26. Из письма Карла Великого папе
римскому Льву XIII (796 г.) и из письма Алкуина
из Йорка Карлу Великому (799 г.)
1.27. Из произведений Данте Алигьери
«Пир» и «Монархия» (XIV в.)
1.28. Из книги Фомы Аквинского «Основы
теологии» (XIII в.)
1.29. Из книги Оноре Бонне «Древо битв»
1.30. Из решения синода епископов в г.
Шарру (989 г.) «О божием мире»
1.31. Из обращения архиепископа Арльского
«Божье перемирие»
1.32. Из заявления Генриха IV «Дарованный мир»
1.33. Формула мирной программы князей на
Любечском съезде (1097 г.)
1.34. Из декларации прав индейцев
Бартоломео де Лас Касаса (1546 г.)
1.35. Из сочинения Гуго Гроция «Закон
войны и мира» (1625 г.)
1.36. Из книги Эразма Роттердамского
«Пословицы»
1.37. Из книги Эмерика Крюсе «Новый
Киней» (1623 г.)
1.38. Из трактата Уильяма Пенна «Опыт о
настоящем и будущем мире в Европе» (1693 г.)
1.39. Из произведения Жан-Жака Руссо
«Проект вечного мира» (1761 г.)
1.40. Из трактата Иммануила Канта «К
вечному миру» (1795 г.)
1.41. Из памфлета Анахарсиса Клоотса «Всемирная
республика» (1793 г.)
7
2.1. Из статьи Н. Уорчестера «Обычай
войны» (1815 г.)
2.2. Из лекции А. Умильты «К друзьям
мира» (1891 г.)
2.3. Из предисловия к книге М.Л.Селенки
«Международная демонстрация женщин в связи с мирной конференцией» (1899 г.)
2.4. Из книги Л.Э.Мид «Патриотизм и мир:
как преподавать их в школах» (1910 г.)
2.5. Из Устава Общества мира в Москве
(1909 г.)
2.6. Из книги П.Н.Милюкова «Вооруженный
мир и ограничение вооружений» (1911 г.)
2.7. Из книги В.Ф.Малиновского
«Рассуждения о мире и войне» (1903 г.)
2.8. Из выступления Э.Барритта на
Международном конгрессе мира в Брюсселе (1848 г.)
2.9. Из вступительного слова В.Гюго на
Международном конгрессе мира в Париже (22 августа 1849 г.)
2.10. Из воспоминаний И.Новикова о
Всеобщем конгрессе мира (1901 г.)
2.11. Из Нобелевской лекции Б. фон Зутнер
«Эволюция движения мира» (18 апреля 1906 г.)
2.12. Из книги А.Фрида «Основы пацифизма»
(1909 г.)
2.13. Из статьи У.Джеймса «Моральный
эквивалент войны» (1910 г.)
2.14. Из речи Р.Кобдена на Международном
Парижском конгрессе мира (1849 г.)
2.15. Из книги И.Блоха «Будущее войны в
техническом, экономическом и политическом отношениях»
2.16. Из обращения Дж.Х.Перриса «Ко
Всеобщему конгрессу мира» (1913 г.)
2.17. Из книги В.Консидерана «Последняя
война и постоянный мир» (1850 г.)
2.18. Из «Манифеста Коммунистической
партии» К.Маркса и Ф.Энгельса
2.19. Из протокола Цюрихского конгресса II Интернационала (август 1893 г.)
2.20. Из статьи Г.В.Плеханова «Сила и
насилие» (1893 г.)
2.21. Из книги Ж.Жореса «Демократия и
воинская служба» (1911 г.)
2.22. Из резолюции VII Международного социалистического конгресса в
Штутгарте по вопросу о милитаризме и международных конфликтах (август 1907 г.)
2.23. Из автобиографии А.М.Коллонтай
2.24. Из «Письма о войне» Ж.-Ж. графа де
Селлона (1830 г.)
2.25. Из речи Ф.Пасси в парламенте (1885
г.)
2.26. Из статьи Д.С.Джордана «Проблема
Филиппин» (1899 г.)
2.27. Из проекта резолюции У.Стида «Об
отказе Великобритании от обращения в арбитраж по вопросу о Южной Африке» на X Всеобщем конгрессе мира (1901 г.)
2.28. Из эссе Г.Д.Торо «Гражданское
неповиновение» (1849 г.)
2.29. Из статьи Л.Н.Толстого «Патриотизм
или мир?» (1896 г.) и из его письма «По поводу конгресса о мире» (1899 г.)
2.30. Из эссе В.Т.Хомена «Пассивное
сопротивление» (1900 г.)
2.31. Из Конвенции об улучшении участи
раненых и больных в действующих армиях (Женева, 22 августа 1864 г.)
2.32. Из Петербургской декларации об
отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 29 ноября
(11 декабря) 1868 г.)
8
2.33. Из предложений России о созыве
Международной конференции мира
2.34. Из деклараций, резолюции и
Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны I Гаагской конференции мира 1899 года
2.35. Из Конвенции о мирном решении
международных столкновений I Гаагской
конференции мира (1899 г.)
2.36. Из Заключительного акта II Гаагской конференции мира (18 октября 1907 г.)
3.1. Из воззвания А.Лафонтена «О чем
должны сказать пацифисты» (ноябрь 1914 г.)
3.2. Из «Воззвания к интеллигенции
Европы» Б.Рассела (апрель 1915 г.)
3.3. Из резолюции конференции социалистов
нейтральных стран «Воззвание к трудящимся-демократам» (Копенгаген, 17-18 января
1915 г.)
3.4. Из резолюций Международного женского
конгресса мира (Гаага 28-30 апреля 1915 г.)
3.5. Из воззвания папы Бенедикта XV «К народам и правителям воюющих стран» (28 июля 1915
г.)
3.6. Из устава британского Братства
примирения (1914 г.)
3.7. Из письма Э.Томаса к Н.Томасу (12
апреля 1917 г.)
3.8. Из декларации о войне большевистской
и меньшевистской социал-демократических фракций Государственной думы
(Петербург, 26 июля (8 августа) 1914 г.)
3.9. Из заявления К.Либкнехта в рейхстаге
(Берлин, 2 декабря 1914 г.)
3.10. Из заявления Э.Брион на судебном
процессе 29 марта 1918 г.
3.11. Из резолюции большинства съезда
Социалистической партии Америки (Сент-Луис, апрель 1917 г.)
3.12. Из проекта тезисов Р.Люксембург к
брошюре «Кризис социал-демократии» (Берлин, декабрь 1915 г.)
3.13. Из манифеста Международной
социалистической конференции в Циммервальде (сентябрь 1915 г.)
3.14. Из брошюры В.И.Ленина «Социализм и
война (Отношение РСДРП к войне)» (1915 г.) и его воззвания «К солдатам всех
воюющих стран» (1917 г.)
3.15. Из статьи К.Каутского
«Интернационализм и война» (1915 г.)
3.16. Из речи Д.Аддамс «Патриотизм и
пацифизм в военное время» (16 июня 1917 г.)
3.17. Из статьи М.Ройден «Война и женское
движение»
3.18. Из книги Р.Берна «Государство»
(1919 г.)
3.19. Из резолюций Международного
женского конгресса мира (Гаага, 28-30 апреля 1915 г.)
3.20. Из резолюции Лиги по укреплению
мира
3.21. Из речи В.Вильсона в конгрессе США
(Вашингтон, 8 января 1918 г.)
3.22. Из проекта Яна Х.Сметса «Лига
наций: практическое предложение» (16 декабря 1918 г.)
3.23. Из статута Лиги наций. Часть I Мирного договора между союзными и объединенными
державами и Германией (Париж, 28 июня 1919 г.)
4.1. Из статьи С. де Мадариаги
«Разоружение и международная организация» (1929 г.)
9
4.2. Из протокола подписания и
установления статута Постоянной палаты международного правосудия (1920 г.)
4.3. Из статута Международной организации
труда (1919 г.)
4.4. Из разъяснения Секретариата Лиги
наций по вопросу договоров о правах меньшинств
4.5. Из мандата Лига наций на Палестину
(1922 г.)
4.6. Из речи А.Бриана о Европейском Союзе
11 сентября 1930 г. в Лиге наций
4.7. Из протокола о запрещении применения
на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических
средств (17 июня 1925 г.)
4.8. Из заявления М.М.Литвинова в
Подготовительной комиссии Конференции по разоружению (30 ноября 1927 г.)
4.9. Из послания Г.Гувера Всеобщей
Конференции по сокращению и ограничению вооружений (22 июня 1932 г.)
4.10. Из резолюции Исполнительного
комитета Международной лиги женщин за мир и свободу по вопросам разоружения
(апрель 1931 г.)
4.11. Из заявления Ч.Э.Хьюза о
разоружении и ограничении вооружений (Вашингтон, 13 декабря 1921 г.)
4.12. Из договора по ограничению
военно-морских вооружений (Вашингтон, 6 февраля 1922 г.)
4.13. Из проекта конвенции о моральном
разоружении от 17 ноября 1933 г.
4.14. Из статьи К.Пейджа «Война — грех»
(1935 г.)
4.15. Из книги М.Монтессори «Обучение и
мир» (1937 г.)
4.16. Из книги М.Бубера «Национальный
очаг и национальная политика в Палестине» (1929 г.)
4.17. Из книги К.Плейн «Неврозы народов»
(1925 г.)
4.18. Из письма З.Фрейда А.Эйнштейну
(1932 г.)
4.19. Из статей М. Ганди «Доктрина меча»
(1920 г.) и «Война или мир» (1926 г.)
4.20. Из книги Р.Грегга «Власть
ненасилия» (1934 г.)
4.21. Из обращения Я.Драгуновского к
Советскому правительству 25 мая 1936 г.
4.22. Из статьи С.Вейль «Размышления о
войне» (Париж, 1933 г.)
4.23. Из «Изложения принципов»
Интернационала противников войны (1925 г.)
4.24. Из книги Г.Ласки «Экономическое
основание мира» (1934 г.)
4.25. Из доклада Р.Гильфердинга «Борьба
рабочего класса против военной опасности» на II конгрессе Социалистического рабочего интернационала
(1925 г.)
4.26. Из манифеста III конгресса Социалистического рабочего интернационала
«Международная политическая ситуация и рабочее движение» (1928 г.)
4.27. Из тезисов VI конгресса Коммунистического Интернационала «О мерах
борьбы с опасностью империалистических войн» (1928 г.)
4.28. Из резолюции VII конгресса Коммунистического Интернационала по докладу
П. Тольятти о задачах Коммунистического Интернационала в связи с подготовкой
империалистами новой мировой войны (Москва, 20 августа 1935 г.)
4.29. Из книги Дж.Ф.Даллеса «Война, мир и
перемены» (1939 г.)
4.30. Из Протокола о мирном
урегулировании международных споров, принятого V Ассамблеей Лиги наций (Женева, 2 октября 1924 г.)
10
4.31. Из Всеобщего договора об отказе от
войны (Пакт Бриана—Келлога) (27 августа 1928 г.)
4.32. Из Конвенции об определении
агрессии от 4 июля 1933 г.
4.33. Из воззвания Всемирного объединения
за мир «Мир в опасности» (1936 г.)
4.34. Из речи М.М.Литвинова на XVI сессии Ассамблеи Лиги наций (1 июля 1936 г.)
4.35. Из заявления шведского
правительства по предложенной системе взаимных гарантии в Лиге наций (1923 г.);
Из выступления шведского дипломата Э.Ундена в Лиге наций (1930 г.)
4.36. Из речи Л.Блюма, обращенной к
единомышленникам (6 сентября 1936 г.)
4.37. Из речи Н.Чемберлена в клубе «1900»
(10 июня 1936 г.), из выступлений 21 апреля 1938 г. в палате общин и по радио
27 сентября 1938 г.
4.38. Из резолюции XIX Ассамблеи Лиги наций «Положение в Европе» (1938 г.)
5.1. Из эссе В.Вульф «Раздумья о мире во
время воздушного налета» (1940 г.)
5.2. Из книги Э.Дж.Маста «Мировая миссия
пацифизма» (1941 г.)
5.3. Из записки А.Трокме «О моей позиции
в отношении войны» (5 сентября 1939 г.)
5.4. Из листовок «Белой Розы» (Германия,
1942-1943 гг.)
5.5. Из брошюры Д.Лунда «Сопротивление в
Норвегии»
5.6. Из книги В.Бриттен «Семя хаоса: что
означают массированные бомбардировки» (1944 г.)
5.7. Из доклада американских
ученых-атомщиков министру обороны США (1945 г.)
5.8. Из петиции Л.Сцилларда президенту
США об атомной бомбе
5.9. Из статьи Н.Казинса «Что-то устарело
в нас» (1945 г.)
5.10. Из речи Г.А.Уоллеса «Цена победы
свободного мира: век простого человека» (8 мая 1942 г.)
5.11. Из сборника У.Дюбуа «Демократия и
мир» (1944 г.)
5.12. Из заключительного акта Конференции
ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (1943 г.)
5.13. Из речи Г.Лемана по поводу создания
ЮНРРА (17 июня 1943 г.)
5.14. Из Устава ЮНЕСКО (1945 г.)
5.15. Англо-Американская декларация
(Атлантическая хартия) (1941 г.)
5.16. Из Декларации Правительства Советского
Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимной помощи (1941 г.)
5.17. Декларация Объединенных Наций
5.18. Манифест Вентотене (1941 г.)
5.19. Из книги Г.Н.Брейлсфорда «Как нам
решить германский вопрос» (1944 г.)
5.20. Из книги Л.Вулфа «Война за мир»
(1940 г.)
5.21. Из книги Л.Блюма «Для всего
человечества» (1943 г.)
5.22. Из книги Э.Ревеша «Анатомия мира»
(1945 г.)
5.23. Из Устава Международного Военного
Трибунала
5.24. Декларация четырех государств по
вопросу о всеобщей безопасности (1943 г.)
5.25. Из Устава Организации Объединенных
Наций
К
ЧИТАТЕЛЮ
В 1980 году в Бухаресте проходил всемирный конгресс историков. Одна из
главных тем конгресса — «идеи мира в истории». Известный итальянский историк
Манселли, выступая в дискуссии, сказал: «В истории было множество войн, и
тысячи людей постоянно думали о завоеваниях и войнах, но всегда были люди,
которые думали о мире. И в этом состоит важнейшее завоевание человечества». Я
часто вспоминаю эти слова, когда думаю о пацифизме и о миротворческих традициях
в истории.
Так называемая мирная традиция зародилась еще в глубокой древности. Во
многих трактатах античного периода и древней истории Востока говорилось о
пользе мира и добрососедских отношений. А с XV-XVII веков ведут свою
историю проекты вечного и справедливого мира. Наибольшее распространение они
получили в эпоху Просвещения. Именно тогда в трактатах и проектах было сказано,
что вечный и справедливый мир может быть не только мечтой человечества, но и
вполне достижимой реальностью.
Пацифизм оказался чрезвычайно многоликим и многоплановым феноменом. Это —
и чисто теоретические размышления о мире, о добре, зле и справедливости; это —
и конкретные планы и проекты национального и универсалистского толка.
Пацифистская идеология и мысль были часто связаны с религией, с ее
культом высшего
идеала и верой в добро и ненасилие.
Но были среди пацифистов и сторонники радикальных взглядов и действий,
считавших, что путь к миру лежит через социальные катаклизмы и конфликты.
В марксистской и особенно ленинской интерпретации «истинный» пацифизм
рассматривался сквозь призму классовой борьбы и идеологической конфронтации с
приверженцами так называемого «абстрактного» пацифизма.
В конце XIX и
особенно в XX
столетии все большее распространение получил социальный пацифизм, нашедший
выражение в Гаагских конференциях в начале XX века, в программных документах Лиги наций,
Организации Объединенных Наций и других международных организаций.
История показала нам и другую тенденцию — слова о мире стали настолько
расхожими, что ими пользовались и для оправдания агрессии и завоеваний.
Развязывая первую и вторую мировые войны, их вдохновители лицемерно говорили о
мире; лидеры тоталитарных режимов XX столетия уверяли сограждан и мировое сообщество в
своих миролюбивых устремлениях и благородных помыслах.
Так, пацифистская идеология и практика явились отражением самых
противоречивых и многообразных тенденций исторического развития. Через них
можно проследить всю трагическую историю человечества, с ее нравственными
приоритетами
12
и лицемерием,
с готовностью к самопожертвованию ради высших ценностей и идеалов и с жестокой
практикой попрания человеческой свободы и подавления инакомыслия и даже с
готовностью развязать войны, прикрываясь фальшивыми утверждениями о мире.
В истории человечества
идеи мира были связаны с деятельностью великих писателей, философов и теологов,
ученых, политиков и журналистов. Эразм Роттердамский и Конфуций, Жан-Жак Руссо и Лев Толстой, Уильям Пени и Иммануил Кант, махатма Ганди и Альберт Эйнштейн, Томас Манн и Альберт
Швейцер и сотни других имен приходят на память, когда думаешь о мирной традиции в истории, о пацифистах, оставивших неизгладимый след в мировой
истории и цивилизации.
В советской
историографии история пацифизма рассматривалась мало и весьма односторонне. Это было связано, прежде всего,
с идеологическим стереотипом, согласно которому пацифизм или «абстрактный пацифизм» представлялся космополитическим, неклассовым явлением, чуждым
идеологии социализма и
марксизма-ленинизма.
Проблема мира изучалась в контексте классовой и идеологической борьбы или внешней
политики и международных отношений в связи
с исследованием систем безопасности или борьбы
за мир «прогрессивных сил
планеты».
Такое
толкование событий и подобный подход к пацифизму соответствовали также и общей
позиции марксистской историографии в
оценке либерализма, религии, концепции ненасилия и миротворческих теорий и движений.
Следствием подобной
интерпретации событий стала явная недооценка в советской историографии мирной, гуманистической традиции, истории ненасилия и миротворчества,
пацифизма как теории, идеологии и
конкретной политической практики. Весьма незначительным было и международное сотрудничество советских ученых в этой области гуманитарных
наук. И лишь с середины 80-х годов ощущается поворот
и развитие историографии пацифизма. Начинается
издание в СССР и в России трудов
известных русских и зарубежных
историков, политологов и философов, которые
ранее были недоступны советскому читателю. Бердяев, Соловьев и Флоренский, Шпенглер
и Тойнби, Ницше и Фрейд и многие другие
— это далеко не полный список авторов, труды которых были
опубликованы за последние несколько
лет. Многочисленные теологические трактаты также стали доступными исследователям и широкой публике.
Все это
позволило советским, а затем и российским историкам и философам приступить к исследованию гуманистической мирной традиции и проблематики и впервые
за последние десятилетия начать
изучение теории и истории пацифизма.
13
В Институте всеобщей истории Российской Академии наук создается группа по
изучению идей мира в истории. Она вырабатывает широкую программу исследований, проводит
несколько конференций и круглых столов. Институт расширяет контакты с зарубежными
учеными и активно включается в международное
сотрудничество по этой проблематике. В числе российских партнеров — группы
специалистов, работающих в Европе и в Северной
Америке. Историки института получают возможность сотрудничать с Норвежским
Нобелевским Институтом и с многими другими научными и
общественно-политическими центрами,
изучающими вопросы мира в истории.
Из общего
списка новых тем и проектов, разрабатываемых в Институте всеобщей истории, я бы
выделил два пункта.
Прежде всего,
это многоплановый и первый в российской (и в советской) историографии свод
очерков по истории пацифизма. Он включил в себя статьи и материалы,
раскрывающие различные аспекты истории пацифизма в России, на Западе и на
Востоке. Надеюсь, что этот труд выйдет в свет в недалеком будущем.
И наконец, это
совместный российско-американский проект, представляемый ныне российскому
читателю. Собранные в нем документы и материалы дают исследователям и широким
кругам общественности возможность увидеть и оценить, сколь велик и многообразен
потенциал мирных и миротворческих традиций в истории и насколько важно их значение
для изучения истории человечества.
Чрезвычайно
примечательно и то, что этот труд подготовлен совместно российскими и
американскими специалистами, представителями стран, соперничество и
конфронтация между которыми составляли главное содержание длительного
исторического периода. Подобное сотрудничество и подготовленная книга как бы
символизируют новую эпоху в отношениях между двумя странами, которая
характеризуется концом «холодной войны».
Для нас указанные исследования
иллюстрируют новый подход к мировой истории, присущий современной российской
историографии. Освобожденная от прежних стереотипов, преодолевая
идеологизированное видение истории, российская историография ищет новые
критерии, открывает для себя ранее неизвестные или отвергаемые ценности исторического
развития.
И среди этих
ценностей заметная роль принадлежит идеям и теориям мира, истории и практике
пацифизма. Знакомство с ними дает
возможность лучше понять нашу историю, помогает в построении нового мира,
международной политической системы и концепции
безопасности на рубеже XX и XXI столетий.
А.О.Чубарьян
Директор
Института
всеобщей
истории РАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга,
предлагаемая Вашему вниманию, отражает долгий путь человечества в поисках
альтернатив войне. Она предназначена тем, кто интересуется философией концепций
мира и историей их развития. Материалы этой антологии, являясь выдержками из
сочинений многих авторов, иллюстрируют различные подходы к проблеме мира: от
абсолютного пацифизма до пацифизма, использующего определенные формы борьбы с
насилием, от попыток разрешать конфликты путем арбитража до создания
международных организаций, от широких миротворческих движений до
дипломатической деятельности
Документы
расположены в хронологическом порядке, при этом внутри каждого периода они
сгруппированы по тематическому принципу. И, хотя история развития идеи мира в
западной цивилизации представлена в этой книге с античных времен до 1945 г.,
наиболее полное отражение получил исторический опыт XIX и XX вв.
Под
"западной цивилизацией" мы понимаем цивилизацию, возникшую на
территории, которая простирается с востока на запад, начиная с России и кончая
Северной Америкой, а с севера на юг, охватывая Скандинавский полуостров и
бассейн Средиземного моря. Этот регион стал очагом христианства и иудаизма, впитавших
в себя культурное наследие древней Греции, Иудеи и Рима. К началу XIX в.
народы, населявшие эти земли, уже имели общую историю, общие
социально-политические, экономические и культурные традиции.
Авторы книги
глубоко убеждены, что несмотря на все разнообразие подходов к идее мира, эта
идея представляет собой одну из величайших мировых традиций. Надеемся, что за
этой книгой последуют другие, которые расскажут о миротворческих традициях
народов Азии, Африки, что позволит создать основу для всеобъемлющего изучения
идей и движений мира во второй половине XX в.
Материал,
собранный в этой книге, может быть использован и различных направлениях. Здесь
требуются некоторые пояснения. Во-первых, он позволяет проследить эволюцию идей
мира в истории западной цивилизации. Это — захватывающий и глубокий процесс.
Введение к каждой главе отражает основные идеи мира и их развитие в тот или
иной исторический период. Краткие вводные комментарии к документам в главах
поясняют, в каких формах представлены основные идеи, изложенные в частях и
разделах. Учитывая ограниченный объем издания, комментарии представлены лишь в
самом общем виде. Хронологический порядок расположения документов вовсе не
предопределяет строгой последовательности исторических событий. Более того,
публикуемые тексты отражают определенные подходы к
15
проблеме мира в меняющихся
исторических условиях. В этой связи следует отметить, что критерием включения в
книгу того или иного документа служила не только его непосредственная связь с
идеей мира, но и дальнейшая эволюция этого важного подхода к проблеме мира в
западной цивилизации, выходящая за хронологические рамки исторического периода,
к которому он относится.
Во-вторых,
возможно сравнить различные подходы к проблеме мира в рамках определенных
исторических периодов. Альтернативные идеи или периоды, выбранные для
сравнения, читатель может найти в оглавлении к книге. Отдельные, наиболее
важные, по мнению издателей, проблемы мира представлены в предисловии ко всему
тому, с остальными читатель познакомится в самой книге. Не следует забывать и о
том, что вопросы, которые кажутся нам наиболее важными сегодня, в свое время
могли и не подниматься, поэтому исторические параллели могут быть как
ошибочными, так и весьма полезными.
И, наконец, это
издание можно использовать при изучении определенных документов, касающихся тех
или иных организаций и их создателей.
Учитывая
ограниченный объем книги, многие документы приводятся в сокращенном виде, что
неминуемо привело к потере смыслового богатства и звучания несокращенного
оригинального текста. Мы призываем нашего читателя стать самому исследователем
идей мира — обратиться к первоисточникам, расширить число документов и
авторскую трактовку и обсудить возможности использования этих идей для
достижения Всеобщего мира на нашей планете в различных общественных
организациях, школах и вузах не только в США и России, но и в других странах.
Настоящее
издание есть результат совместной работы ряда ученых России и Соединенных
Штатов. С 1964 г. американские историки Совета по исследованию проблем мира в
истории занимаются изучением истории проблемы мира и миротворческих движений
совместно с учеными других стран. В 1985 г в Штутгарте в рамках Международного
конгресса исторический наук состоялись две советско-американские встречи, посвященные
этому вопросу. Три года спустя профессор А.О.Чубарьян директор Института
всеобщей истории (РАН), внес предложение о совместной с Советом работе над
проектом об идеях мира в истории.
В то время мы и
не представляли себе, как может измениться мир в течение нашего сотрудничества
и каким близким станет для нас этот российско-американский труд.
Работая
параллельно, но постоянно консультируясь друг другом, российские и американские
ученые составили список приблизительно из 400 документов, иллюстрирующих развитие
миротворческих концепций. На состоявшейся в июне 1990 г.
16
встрече в Москве в Институте
всеобщей истории этот список был несколько сокращен. В течение следующего года
дорабатывались тексты и комментарии, которые были утверждены на совместной
встрече в мае 1991 г. в Университете Радгерс. Затем, продолжая совместные
консультации, авторы завершили работу над подготовкой рукописи к печати на
английском и русском языках.
Важно отметить,
что в работе над книгой приняли участие не просто американские и российские
ученые; это были специалисты в разных областях истории, и с различными
взглядами. Отбор документов и проблем порой становились предметом напряженных
дискуссии, что свидетельствовало скорее о взаимодействии различных исторических
подходов, чем о национальных или идеологических расхождениях. И нам кажется,
что именно сейчас, с окончанием «холодной войны» и гонки вооружений, наш обзор
идей мира особенно важен.
В этой книге
представлены ключевые документы, иллюстрирующие различные идеи мира, созданные
историческим опытом западной культуры. Они отражают такие основные исторические
пласты, как возникновение национальных государств и ранний период развития
промышленности, рост тенденций взаимозависимости мира и глобальные войны XX
столетия.
Эти документы —
плод творческой мысли отдельных людей и целых движений, граждан и государств,
реформаторов, революционеров и консерваторов. Они проливают свет на источники
войны, предлагают альтернативные решения конфликтов, такие, как, например,
примирение национальных интересов, отказ от насилия, преобразование общества
или создание мирового правительства. Представленные документы свидетельствуют
об усилиях, направленных на разработку общего принципа и методов разрешения
внезапно возникающих конфликтов.
Любые
размышления о проблемах мира и причинах конфликтов предполагают наличие
определенных ценностей и идеалов, как общечеловеческого, так и социального
характера. Современная внутренняя и внешняя политика каждого государства
содержит пласты идей, заложенных в иные исторические эпохи, о чем часто
забывают. В интересах исторической правды полезно выявить, обозначить и
дифференцировать направления миротворческого мышления, дошедшего до нас через
века истории. Такова наша Задача.
В этой книге не
ставится цель оценить достоинства тех или иных альтернативных концепций. Книга
вскрывает многообразие и богатство исторической мысли о мире в традициях
западной цивилизации и представляет такую возможность нашему читателю.
17
* *
*
Издание
осуществляется при финансовой поддержке Института всеобщей истории Российской
Академии наук и Института мира США. Ответственность за мнения, выводы и
суждения, высказанные в этой книге, несут ее авторы. Ценную помощь при
подготовке книги оказали сотрудники Института всеобщей истории, Виттенбергского
университета, Джон У.Чемберс и Центр исторического анализа при Университете
Радгерс.
Дополнительный
вклад в работу над книгой внесли организация Виттенбергского университета по
повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, Центр международной
службы, колледж Стейтен Айленд городского университета Нью-Йорка, деканат
факультета искусств Университета Северной Каролины — Уилмингтона. Тельма Моррис
из публичной библиотеки Кливленда оказала помощь в работе над документами Лиги
наций, Дженнифер Свикард — в поиске документов для тома на английском языке.
Доктор П. ван ден Данген (Университет Брэдфорда, Великобритания), доктор
Д.Велакотт (Институт им. Симоны де Бовуар, Канада), доктор У.Эджертон
(Университет Индианы) дали нам необходимые научные рекомендации. Т.Беннетт,
С.Э.Купер, Э.Дарби, А.де Гранд, М.Добос, С.Хьюмэн, С.Хаксли, Р.Илюхина,
Т.Телюкова и Ю.Уишни сделали новые переводы некоторых документов.
Авторы выражают
признательность всем вышеуказанным лицам и организациям, а также издательствам Сиракуз
Юниверсити пресс (США) и «Наука» (Россия), взявшим на себя издание данного
труда в США и России.
Особые чувства
мы испытываем по отношению к нашей коллеге Валентине Ивановне Исаевой
(1945—1991), чья безвременная кончина лишила нас ее ценных знаний и ее
страстной увлеченности.
Ответственные
редакторы:
Рузанна
Михайловна Илюхина — д.и.н., закончила истор. ф-т МГУ, специалист по истории международных
отношений и миротворческих движений первой половины XX в. Автор книг «Российский
пацифизм вчера и сегодня» (вышла на французском языке: «Pacifisme et non-violence en Russie» Cahiers des la reconciliation, 1992. N 1. Paris); «Лига
наций» (1983), «Мир о стране Советов» (1963). Сотрудник Института всеобщей
истории РАН.
Чарлз
Четфилд —
доктор философии, закончил университет Вандербилта, специалист по истории США и
миротворческих движений XX в. Автор книг «American Peace Movement» (1991), «An American Ordeal: the Antiwar Movement of the Vietnam Era»
18
(в соавторстве с Ch. De Benedetti, 1990), «For Peace and Justice: Pacifism in America
1914-1941» (1971). Место работы — Уиттенбергский университет.
Ведущие
редакторы:
Кирилл
Михайлович Андерсон — к.и.н., окончил истор. ф-т МГПИ, специализируется по истории
Великобритании и утопического социализма XVII-XIX вв. Автор книги «Оуэнисты в
Великобритании» (1989). Директор Российского центра хранения и изучения
документов новейшей истории; Институт всеобщей истории РАН.
Санди
Е.Купер —
доктор философии, окончила университет Нью-Йорка, специализируется по истории
Европы, движения женщин и европейского пацифистского движения XIX в. «Patriotic Pacifism: Waging War on War in Europe, 1914-1918» (1991), «The Political Vision of Italian Peace Movements 1867-1915» (1985), «Internationalism in Nineteenth Century Europe: the Crisis of Ideas and Purpose»
(1976). Колледж Стейтен Айленд; Городской университет Нью-Йорка.
Лоуренс
С.Уиттнер —
доктор философии, окончил Колумбийский университет, специализируется по истории
внешней политики США, американского движения мира XX в. и международного
антиядерного движения. «Struggle Against the Bomb»
(vol. 1, 1993), «Rebels Against War: The American Peace Movement 1933-1983»
(1969, переиздание 1984), «American Intervention in Greece, 1943-1949» (1982), «Cold War
America» (1974); университет штата Нью-Йорк в Элбани.
Виктория
Ивановна Уколова — д.и.н., окончила истор. ф-т МГУ, специализируется по истории культуры
позднего Рима и средневековой Европы. «"Последний римлянин" Боэций»
(1987), «Поздний Рим: пять портретов» (1992), «The last Romans and European Culture» (1990), «Античное наследие и культура раннего
средневековья» (1989). Зам. директора Института всеобщей истории РАН.
Алексей
Митрофанович Филитов — д.и.н., окончил истор. ф-т МГУ, специализируется по истории «холодной
войны» и международных отношений после второй мировой войны. «"Холодная
война" в западной историографии» (1991). Институт всеобщей истории РАН.
Кэрол Финк — доктор философии, окончила
Йельский университет, специалист по истории международных отношений и
19
европейской общественной мысли XX в. «Marc Bloch: A Life in History» (1989), «German
Nationalism and the European Response, 1890-1945» (1985) (редактор), «The Genoa Conference: European Diplomacy, 1921-1922» (1984). Государственный университет Огайо.
Редакторы:
Валентина
Ивановна Исаева (1945-1991) — к.и.н., МГУ, история социально-политических учений
в классической Греции. «Исократ и проблемы греческого полиса в IV веке
до н.э.» (в печати).
Татьяна
Ивановна Телюкова — к.и.н., МГИМО, история движения мира в Нидерландах. Статьи на эту
тему. Институт всеобщей истории РАН.
Виктор
Моисеевич Хайцман — д.и.н., МГУ, история международных отношений и внешней политики СССР
в XX в. «СССР и проблема разоружения, 1945-1959: история международных
переговоров» (1970), «СССР и проблема разоружения (между первой и второй
мировыми войнами)» (1959).
Нелли
Александровна Чаплыгина — к.и.н., истор. ф-т Кишиневского государственного университета,
история Древнего Рима. «Римляне на Дунае» (1991), «Население днестровских и
карпатских земель и Рим в I—III веках н.э.» (1990). Институт
всеобщей истории РАН.
Александр
Викторович Чудинов — к.и.н., Московский государственный педагогический институт (ныне — МГПУ),
история Франции и Англии XVIII в. «У истоков революционного
утопизма» (1991), «Политическая справедливость Уильяма Годвина» (1990).
Институт всеобщей истории РАН.
Ярослав
Николаевич Щапов — д.и.н., профессор, член-корреспондент Российской Академии наук,
история России периода средневековья. «Государство и церковь на Руси в XI-XVI веках»
(1989), «Византия и южнославянское правовое наследие Руси XI-XIII веков»
(1978), «Древнерусские княжеские уставы XI-XV веков» (1976). Институт
российской истории РАН.
Консультанты:
Дороти
Джоунс — Библиотека
Ньюберри
Николай
Иванов — Институт
всеобщей истории РАН
Елена
Нечаева — Российский
центр хранения и изучения документов новейшей истории
Дэвид
Пэттерсон — Отдел
истории Госдепартамента США
20
Стивен
Хаксли — Хельсинки
(Финляндия), в настоящее время не связан с каким-либо учреждением
Удо Хейн — Калифорнийский
государственный университет
Карл Холль —
Бременский
университет
Уильям
Эджертон — Университет
Индианы
Спрингфилд, Огайо, Москва
март 1993.
P.M.Илюхина
Чарлз
Чэтфилд
ВВЕДЕНИЕ
Мир, peace, paix... В
русском языке до реформы правописания 1918 г. существовало два слова с
одинаковым звучанием. Слово "миръ" означало отсутствие ссоры,
враждебности, разлада и войны и являлось синонимом согласия, единства,
дружелюбия, дружбы и благожелательности. Слово «мiръ» означало Вселенную, в
частности Землю или человечество, а также крестьянскую общину и сход. В
современном русском языке одно слово «мир» объединяет в себе оба значения:
отсутствие войны и мир, или Вселенную.
Английское
слово Peace, как и французское paix, восходит к латинскому
термину pax и pais. Глагол to pacify образован слиянием латинских слов pacis и facere (делать
мир). В английском языке слова peace и pacify обладают широким
семантическим рядом, начиная от мира в душе человека до миропорядка в
международных отношениях и внутри общества, от гармонии до отсутствия войны.
Тот факт, что
разные значения и их оттенки передаются словами peace и мир, представляет большой
лингвистический интерес. Несмотря на все многообразие значений эти слова
отражают различные ступени человеческого опыта, связанного с беспорядком,
разладом, борьбой, войной, а также с их антонимами. Эти слова выражают
исторические чаяния, надежды и устремления человечества. Они являются отзвуком
размышлений людей о самих себе, своих судьбах и встающих перед ними дилеммах.
Чаще всего они свидетельствуют о том, что все же альтернативы войне существуют.
В Древней Руси
говорили: "Мир длится пока нет войны, война — пока нет мира"1,
т.е. мир длится ровно столько, сколько нет войны, а война длится пока не
заключен мир. Привычная смена состояния войны и мира наблюдалась в Европе в
течение нескольких столетий.
Итак, первый
вопрос, который напрашивается исходя из документов, собранных в данной книге:
происходит ли смена войны и мира спонтанно и непредсказуемо, в замкнутом круге
или существуют какие-либо реальные альтернативы? В современную эпоху люди все
чаще обращаются к своим правительствам с просьбой "дать миру шанс"2.
Однако организованное насилие длится бесконечно, а в ядерный век масштабы этого
насилия беспредельны. Можем ли мы рассчитывать на непрерываемый войнами мир, и
если да, то что для этого необходимо?
Каждая эпоха
давала свой ответ на этот вопрос. Конечно, наше время отличается от
предшествующих периодов, но мы связаны с ними, потому что внешняя политика
современных государств основана на институтах и концепциях, сформировавшихся на
протяжении всей истории. Именно потому так
22
важно для нас изучить, как к
этому вопросу относились прошлые поколения. Важно также исследовать
исторические условия, в которых жили мыслители и поборники мира с тем, чтобы
раскрыть их понимание проблем войны и мира.
Как понимать
слово мир? Прежде всего, оно подразумевает идеал гармонии и спокойствия. Часто
этот идеал воспринимался как внутреннее состояние человеческой души или
духовность общины. Некоторые из текстов, приведенные в этой книге, иллюстрируют
поиски как внутреннего, так и социального мира. Другие отражают идеалы мира в
обществе с утопических позиций. Чаще же, особенно в новое время, идеал мира
связывался с достижением социальной и политической справедливости.
Как бы то ни
было, мир всегда подразумевал отсутствие организованного насилия или войны,
т.е. определенную степень правопорядка между отдельными элементами общества.
Если идти по этому пути, проблема достижения мира превращается в проблему
установления общественного правопорядка. Но возникает и другой вопрос: является
ли мир состоянием, определяемым взаимоотношениями между независимыми
государствами, или он представляет собой политическое состояние, навязанное
наиболее могущественным государством. Любая из этих альтернатив во все времена
притягивала к себе внимание человечества. Так, в эллинистической Греции жила
надежда, что на смену непрекращающимся войнам между городами-государствами
могут прийти стабильные мирные взаимоотношения. Подобные же мысли сопровождали
и рождение современных национальных государств, отразившись в целом ряде
международных соглашений, институтов и процедур. Все они способствовали
развитию международного права, призванного определить права независимых
государств и возможности мирного решения конфликтов.
Многие из
текстов этого издания, особенно относящиеся к новому времени, выдвигают
различные методы с точки зрения их эффективности преодоления преград на пути к
достижению мира. В какой мере в них обращено внимание на причины войны? И
отражают ли эти документы всеобъемлющий подход, или же они случайны и даже
противоречивы?
Так,
существовали попытки достижения миропорядка посредством одной могущественной
державы или сильной коалиции. Когда-то люди верили, что империя Александра Македонского
привнесет порядок в эллинистический мир. Позже они стали возлагать надежды на
римское право, основанное на военной силе. В средневековой Европе роль
защитника мира отводилась римской католической церкви и «Священной римской
империи», в другие времена — нарождающейся Российской империи на востоке и
независимым национальным государствам на западе. Идея насильственного и
привнесенного извне мира стала
23
основой многих планов
установления мира в новой и современной истории.
Эта идея стала
частью рационалистических концепций имперских войн XVIII столетия, основой
Версальского договора, ознаменовавшего конец первой мировой войны, и вошла
составной частью в систему коллективной безопасности Организации Объединенных
Наций. В наше время идея эта слилась с соглашениями о гарантии суверенитета
независимых государств и с концепцией мирового правительства. В некоторых из
документов рассматривается значимость различных форм навязанного мира. Какова
их роль в определенных исторических условиях? Совместима ли идея навязанного
мира с принципами и институтами национального суверенитета?
Оба понимания
мира — и как миропорядка, обеспеченного суверенными государствами, и как
навязанного силой миропорядка — предполагают, что мир является условием
стабильности статус-кво.
В то же время
мир связывался с целенаправленными изменениями исторических условий. Эта идея
стала особенно популярной в XIX и XX вв. Предполагалось, что
военно-силовая политика не может стать методом достижения справедливого
мироустройства. Но в то же время считалось, что мир подразумевает не просто
отсутствие войны, но и соотносится с социальной справедливостью.
Таким образом,
возникает третий вопрос, требующий ответа: достаточно ли считать, что мир — это
просто отсутствие войны, или это — альтернативный общественный порядок? Иногда
война оправдывалась тем, что она является предпосылкой мира. Например,
европейские войны периода Французской революции мотивировались тем, что для
достижения мира необходима, например, социальная революция. Военные операции
Антанты и Антигитлеровской коалиции в первой и второй мировых войнах
оправдывались на том основании, что старый иерархический строй Германии
Вильгельма II, а затем и фашистский режим нацистской Германии
должны быть стерты с лица земли, чтобы расчистить путь новому демократическому
миру. Коммунистический Интернационал аргументировал необходимость классовых
войн целями установления нового строя экономической справедливости.
Мир понимался
также как неотъемлемая часть общественного прогресса. В средние века, например,
переход от феодальной раздробленности к национальной государственности
сопровождался мерами, направленными на прекращение агрессии и мирное решение
конфликтов. В XVIII в., в эпоху Просвещения, мир часто понимался как
необходимое условие социальных преобразований. Эту концепцию развивали в XIX в.
социалисты и пацифисты-интернационалисты3. После первой мировой
войны защитники мира связывали мир с социальными преобразо-
24
ваниями и глубинными
изменениями в системе идеалов и общественных ценностей, таких, как, например,
национализм, считая, что конец организованного насилия является условием
достижения справедливого миропорядка. Ныне сторонники мира связывают войны с
борьбой между сильными мира сего за свои особые интересы и стараются
приблизиться к миру путем расширения влияния миролюбивой общественности. В этой
связи многие документы нашей книги подтверждают идею о том, что мир, даже
понимаемый как отсутствие войны, исходит из концепций справедливого устройства
общества и справедливых международных отношений, основанных на принципах
соблюдения прав человека, мирного разрешения конфликтов.
Многообразие
подходов к проблеме войны и мира подсказывает нам четвертый вопрос — о
соотношении поисков мира с проблемами расы, религии, этноса, пола, общественных
и политических организаций в различных исторических контекстах. Другими
словами, будут ли найдены универсальные принципы мира или методом его
поддержания станут временные соглашения в отдельных обществах и только в
определенных исторических периодах? Как может ограниченный опыт соотноситься с
универсальными этическими принципами? Однако можно прийти к и простому выводу,
что все концепции мира отражают только интересы определенных кругов. Но можно
также предположить и то, что, хотя различные группы людей рассматривают
проблему войны со своих точек зрения, все они способствуют единому пониманию
простой проблемы — общечеловеческого сосуществования. В связи с этим
представленные нами документы можно рассматривать с точки зрении их вклада в
наше общее совокупное понимание проблемы мира.
Любые попытки
положить конец войнам или установить над ними некий контроль предполагали
наличие определенных общественных или моральных принципов. Поэтому на
протяжении всей истории люди пытались обосновать принципы мира с религиозной,
моральной и политической позиций. Эти принципы обращались и к человеческой
совести и к государственным нормам. Исходя из многообразия принципов, нашедших
отражение в этой книге, а также принимая во внимание, что в ней не представлены
культуры, выходящие за рамки западной цивилизации, задаемся вопросом о
возможности применения западных идей мира ко всей планете. Конечно, ответить на
этот вопрос, изучая только западные идеи, нельзя, но важно всегда об этом
помнить, потому что практически каждый автор считает свои принципы
универсальными.
Возникает также
пятый вопрос: какова связь между принципами мира на личностном, групповом,
национальном и международном уровне? Каково взаимоотношение между идеалами и
институтами мира? Особым вкладом иудаистской и христианской традиций явилась
идея, что мир — это универсальный
25
принцип жизни как отдельных
личностей, так и групп людей в независимых сообществах. В той или иной форме
эта идея стала основой абсолютного пацифизма, т.е. полного отказа от насилия в
человеческих отношениях. Для некоторых людей и групп людей (особенно
религиозных общин) такое неприятие насилия являлось фундаментальной основой
понимания мира: это была форма верности долгу, установленному свыше. А отказ от
воинской службы стал все более широко восприниматься как основное право свободы
совести. Это — протест против насилия как такового. Александр Солженицын писал:
«Противопоставление "мир — война" содержит логическую ошибку... Война
есть массовое, густое, громкое, яркое, но далеко не единственное проявление
никогда не прекращенного многоохватного мирового насилия. Противопоставление же
логически равновесное и нравственно-истинное есть "мир — насилие"»4.
Идея отказа от
насилия в целом может быть прослежена в ее историческом развитии на примере
представленных здесь документов. В частности, в XX в. она слилась с верой в
то, что отдельные лица и группы людей могут противостоять актам насилия путем
ненасильственных акций, достаточно эффективных на практике.
Эволюция
абсолютной этики миротворчества шла параллельно с развитием относительной
морали, известной как концепция справедливых войн. Эта традиция остается
преобладающей формой нравственных принципов западного миротворчества, хотя и
претерпела значительные изменения в эпоху тотальных и особенно грозящих ядерных
войн. Эту традицию также можно проследить в некоторых документах этого труда. В
целом такая концепция допускает оправдание войны, но лишь при определенных
условиях и в целях восстановления или достижения мирного миропорядка.
Принципы
справедливой войны составляют нравственную основу большинства
межгосударственных соглашений и организаций, призванных ограничить возможности
возникновения и ведения войной всего международного права.
В какой же
степени принципы концепции справедливых войн вносят вклад в дело мира в
современных условиях? Традиция справедливых войн исходит по меньшей мере из
утверждения, что войны могут и должны быть ограничены. Она не предполагает, что
войнам можно положить конец. Тем не менее с эпохи позднего средневековья и на
протяжении всего XVIII столетия вызревало убеждение в том, что этот
замкнутый цикл войны и мира может быть разорван совместными усилиями. В XIX в.
это убеждение еще более окрепло благодаря возросшему влиянию различных
миротворческих организаций, вносивших мирные инициативы и оказывавших давление
на правительства. Эти идеи развивались в движениях мира XX
26
столетия и отражены в ряде
дипломатических актов, принятых на государственном уровне.
Социально-политические
принципы, рожденные в прошлом столетии, воплотились во многих предложениях о
стратегии и тактике достижения международного мира. Идейная борьба, отраженная
в многочисленных концепциях и программах, порождает шестой вопрос: какова связь
между социально-политическими принципами и вопросами стратегии и тактики в деле
достижения мира? В самом деле, какие подходы наиболее приемлемы в условиях
ведения современной войны и устройства современного общества? Несмотря на
многие новые международные процедуры и учреждения, появившиеся в середине XX в.,
войны, подобно чуме, продолжают преследовать человечество.
Война — это не
только событие, это институт, созданный человеком, со своими формами
организации, экономикой, ценностями и принципами. Институт войны, называемый
милитаризмом, и его небывалый взлет в XX столетии порождают седьмой
вопрос: в чем сила милитаризма как идеологии и формы выражения политических и
экономических интересов в соотношении с миром, понимаемым как общественная
ценность и социальный институт? Можно ли ослабить позиции милитаризма, если да,
то как? Этот седьмой вопрос возвращает нас к первому, поднятому в древнерусском
изречении из Киевской летописи: являются ли война и мир фазами нескончаемого
цикла истории, или же они представляют собой альтернативы человечества?
Date: октябрь 2011,
декабрь 2013, июль 2014
Изд: Мир/Peace: Альтернативы войне
от античности до конца второй мировой
войны. Антология.
Институт всеобщей истории
РАН. М.: Наука, 1993.
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)