ПРИНЦИПЫ НЕНАСИЛИЯ
Содержание
Введение. В. М. Иванов...................................................................................... 3
Проблема ненасилия в восточных религиозных традициях. В.
И. Корнев... 9
Христианство и ненасилие. В. М. Иванов....................................................... 32
Учение Л. Н.
Толстого о непротивлении злу насилием, изложенное в изречениях. Е. Д.
Мелешко....................................................................
59
Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди. О. В.
Мартышин.. 113
Пацифизм и ненасильственная альтернатива в истории. Р. М.
Илюхина 163
Контуры ненасильственного мира. Т. А. Алексеева.................................. 201
Заключение. В. М. Иванов..............................................................................
232
Введение
Советские люди живут в бурную эпоху. Миллионы их и раньше могли
бы сказать эти слова, и они были бы правы. Времен совершенно спокойных не бывает.
Однако нынешнее время характеризуется тем, что оно ставит людей перед ситуацией
обострения самых различных конфликтов — социальных, национальных, политических,
идеологических — после относительно долгого и относительно спокойного периода
гражданского мира. Мы не привыкли к противоречиям, мы не умеем их разрешать. И мы
оказались беспомощными перед силами, заинтересованными в обострении ситуации,
доведении ее до грани гражданской войны.
В стране льется кровь. Ужасы очередного межнационального
конфликта уже не так потрясают, как события в Сумгаите, когда многие из нас
столкнулись с невозможностью представить себе, как вообще возможно такое в «развитом
социалистическом обществе», как говорили еще совсем недавно. Однако сейчас, похоже,
насилие становится повседневностью в нашей обыденной жизни. Раз-
3
гул
преступности, злоба и ненависть друг к другу на фоне все ухудшающейся
экономической ситуации, карточной системы, безработицы и инфляции, острейшие
столкновения позиций по вопросам бегства некоторых республик из
«социалистического рая» — все это, казалось бы, не оставляет места для
размышлений о ненасильственной практике социальной жизни.
Однако, думается, это была бы
совершенно ошибочная позиция. Именно в периоды социальных катаклизмов в массе
населения просыпается потребность в такой общественной или религиозной идее,
которая бы давала возможность увидеть свет в конце тоннеля. Вот почему
постоянно возрождается идея ненасилия, идея непротивления злу, вот почему и
сейчас массовый интерес к Толстому, Ганди и буддизму требует своего
удовлетворения в народе.
Советские люди в этой области совершенно невежественны.
Тоталитарное государство давило и уничтожало всех одинаково, воспитывая не
терпимость и милосердие, а ненависть и злобу к врагам различного рода. В такой
атмосфере не могли произрастать зерна ненасилия, поскольку именно насилие
пронизывало всю жизнь каждого человека — борца за коммунизм.
В числе прочих жертв в машине уничтожения сталинского режима
исчезли и толстовцы — небольшой отряд последователей великого писателя, —
попытавшиеся на практике осуществить его идеи. И сейчас, когда в мире миллионы
людей и тысячи организаций прилежно изучают труды Толстого, для мно-
4
гих
из нас они пока недоступны, поскольку Полное собрание сочинений Льва Толстого
пока не переиздано, а предыдущее издание давно стало библиографической редкостью.
А ведь Толстой славен не только своими великими
произведениями, которые знает каждый школьник. И он не просто «зеркало русской
революции», а один из величайших представителей длительной мировоззренческий
традиции, и его учение сейчас широко изучается во всем мире.
Наше невежество необходимо преодолевать. Нужно учиться
терпимости и уважению друг к другу, нужно избавляться от стереотипов и привычек
борьбы и ненависти ко всему, что нам непривычно или не нравится.
Обращение к классическому наследию ненасильственных движений
должно, по мысли авторов настоящего сборника, помочь советскому читателю хотя
бы в первом приближении познакомиться с идеями сторонников ненасилия, в том
числе таких великих учителей, как Лев Толстой и Махатма Ганди.
Международный симпозиум «Этика ненасилия», на котором
присутствовали видные представители ненасильственного движения из многих стран
мира и в организации которого участвовал автор этих строк, показал, что интерес
к данной проблематике у наших людей есть, она актуальна и необходима
прежде всего для поисков практического механизма ненасильственного разрешения
общественных конфликтов. Именно практические наработки массовых
ненасильственных движений Запада и Востока вызывали наибольший интерес. Но без
теории, концепций практика мерт-
5
ва.
Невозможно без стыков соединить мировоззрение, основанное на классовой борьбе,
разрушении, ненависти к врагам, и практику мирного разрешения противоречий. В
кровавых столкновениях национальностей и социальных групп мы пожинаем плоды
воспитания на образе внутреннего врага, кто бы он ни был. И урожай,
по-видимому, обещает быть богатым.
Для того чтобы хотя бы начать процесс осознания новых
реальностей и новых подходов к обществу и людям, мы, коллектив авторов,
предлагаем читателю этот сборник, который посвящен в значительной мере изложению
идей, составляющих многовековую традицию поисков условий и механизма
мирного, ненасильственного разрешения конфликтов между людьми.
Авторы сборника — люди разные. У каждого свой подход к теме,
каждый сам выбирал аспект рассмотрения и даже способ
изложения. Читатель может сам увидеть и выбрать то, что ему больше понравится.
Но сборник составляет также единое целое по содержанию. В нем рассматриваются
основные идейные течения и мыслители, поставившие ненасилие в центр своего
учения.
Общеизвестно, что сама идея ненасилия родилась в
древневосточных религиозных культах. Она представляла собой неотъемлемую часть
общемировоззренческой парадигмы, составившей основу индуизма, буддизма,
конфуцианства. Попытку описать эту парадигму в статье, посвященной проблеме
ненасилия в восточных религиозных традициях, сделал В. И. Корнев. Он
остановился также
6
на
отличиях восточного и христианского мировоззрения.
Более подробно сущность христианского подхода к ненасилию
проанализирована в статье В. М. Иванова. Он проследил эволюцию христианского
учения, в частности в разного
рода ересях, в ходе которой не раз изменялось отношение церкви к ненасилию.
Попытку синтезировать западные и восточные подходы к
проблеме ненасилия и непротивления сделал Лев Толстой. Его учению посвящена
статья Е. Д. Мелешко, написанная в довольно необычном жанре.
Продолжателем и в какой-то мере учеником Толстого считал
себя Махатма Ганди. Он не только развил учение о ненасильственном сопротивлении,
но и на практике успешно применил его в ходе борьбы за независимость Индии. Об
этом пишет О. В. Мартышин в своей статье.
Идеи Ганди в свою очередь вызвали всплеск интереса к
ненасильственной альтернативе в истории в Европе, где эволюция протестантских
идей в соединении с практикой массовых общественных движений породила феномен пацифизма,
особенно ярко проявившийся в первой половине XX века. О сущности пацифизма пишет
Р. М. Илюхина.
В наше время проблема ненасилия разрабатывается в многообразных
формах. Охватить их все представляется невозможным, поэтому Т. А. Алексеева останавливается
только на одном аспекте формирования в условиях кризиса цивилизации ненасильственного
мира — политологическом — и показывает, какие политические и международ-
7
ные
условия могут привести к осуществлению векового идеала человечества — к
всеобщему ненасильственному миру.
Естественно, что раскрыть для советского читателя всю
полноту учения о ненасилии в одном, к тому же первом сборнике, посвященном этой
проблеме, нельзя. Собственно говоря, авторы такой задачи и не ставили. Их
задача — дать возможность познакомиться с традицией, возбудить интерес.
Возможно, что наш сборник побудит кого-то серьезно заняться этой проблемой.
Можно много спорить по поводу эффективности ненасильственных
методов борьбы, сравнивать их с насильственными, можно
критиковать утопизм мировоззрения, в том числе и религиозного, основанного на
принципе непротивления злу насилием. Можно вновь и вновь создавать образ врага
и воспитывать ненависть к нему. Но отмахнуться от мощного идейного, мировоззренческого
течения, которое, и это показывают статьи данного сборника, никогда не исчезало
в бурях и тайфунах мировых катаклизмов, больше нельзя. Если мы хотим быть
людьми, воспитанными на общечеловеческих ценностях, то
по крайней мере знать, что такое традиция ненасилия в человеческой истории и в
современном мире, мы обязаны.
Вот почему авторы настоящего сборника решились представить
свои соображения по этому поводу на суд читателя.
В. М. Иванов
Изд: Принципы
ненасилия: классическое наследие. Сб. / Отв. ред. В. М. Иванов. М.: Прогресс,
1991. (233 с. Тир. 10 000 экз.)