…Среди многих истинно благородных мыслей, гуманных и справедливых, которые вы стараетесь внушить детям, есть, увы, отдельные положения, отражающие, как мне кажется, опасную и, более того, ошибочную идеологию.
Вы сохранили верность культу Французской революции и ее апостола Мишле. Я восхищаюсь и революцией и Мишле, но это не мешает мне судить о них. Я считаю их в большой мере ответственными за то, что наши современные демократии в своей предвзятости и безрассудстве зашли в гибельный тупик. В самом деле, революция породила "нацию" и национализм. Революция начала "справедливые и освободительные войны", обманчивая идеология которых с самого начала служила прикрытием для насилия и грабежа. Нет оснований перекладывать на Наполеона вину за трагический ход событий, который еще в пору Законодательного собрания предчувствовали великие деятели революции, когда противились войне, все же развязанной жирондистами. Достойно сожаления, что люди до сих пор еще обманываются, повторяя слова Мишле о "дружественных войнах". Хороша дружба, которая уже с созыва Конвента выражалась в изгнаниях, постоянном попрании человеческих прав и прав других народов, а с установления режима Директории безо всякого стыда и совести обнаружила свою жестокость и алчность! Горе малым народам! Швейцарии пришлось это испытать на собственной шкуре. Против Берна воевали, чтобы выпотрошить бернские сундуки и переправить награбленное в Париж; в кантоне Во подняли восстание во имя независимости, а затем, когда там была образована "Леманская республика", упразднили ее, чтобы обеспечить себе стратегическую дорогу на Симплонский перевал. "Право наций свободно располагать собой", — революция постоянно его попирала, по примеру старых монархий, и только добавила к старому греху насилия еще и новый грех — ложь о независимости, хотя уже давно, еще задолго до того, как Наполеон стал консулом, никто не верил в эту независимость.
Гениальный Мишле — свидетель далеко не беспристрастный. Он говорит о революции, как крестоносец о богоматери и святых. Его надо тщательно проверять. "Войны революции" Шюкэ и бесчисленные мемуары открывают нам на многое глаза! Прочтите хотя бы воспоминания Бартелеми о Швейцарии (где он был послом во времена Конвента и Директории). Полезно также ознакомиться с мемуарами эмигрантов, ибо официальная французская история чрезвычайно однобока.
Все мы из Франции — жертвы этой идеологии нашей революции, и мы распространили заразу по всей Европе. Только так можно объяснить почти всеобщее безумие в 1914 году, когда все и вся утверждали, что умирают и убивают ради "вечных принципов", а на деле все нации стремились под этим флагом удовлетворить самые низменные аппетиты и самую жестокую ненависть. Спору нет, тяжело подвергать пересмотру все догматы, которым привык свято верить, однако это необходимо, — иначе нельзя освободить от их тлетворного гипноза нашу гибнущую цивилизацию. Сколько высоких и, казалось бы, бесспорных принципов на практике становятся вредными и нелепыми! Взять хотя бы тот, который я сам горячо приветствовал: "Право наций свободно располагать собой..." Да, разумеется! Но взгляните, как осуществляют этот принцип прибалтийские и балканские страны! Каждая страна (а каковы ее границы в пространстве и времени?) требует восстановления своего владычества в тех пределах, в каких оно существовало в самый благоприятный для нее исторический период, то есть когда она расширялась за счет других. И, стало быть, каждая заявляет свое право распоряжаться другими, как своим добром. А это значит — нескончаемые войны. Всякая упраздненная империя дробится на десятки мелких империй с такими же хищническими инстинктами. Не ясно ли теперь, что Декларация прав приводит лишь к ожесточенной схватке взаимно исключающих друг друга прав, — вот почему дальновидность и сама жизнь требуют обязательного дополнения, — Декларации обязанностей. И разве не обязанность каждого народа поступиться частью своих прав ради общего счастья народов Европы и всего мира?
В потоке Французской революции смешались самые разные, великолепные и ужасные, силы, которые с самого начала вырвались из-под управления тех, кто вызвал их к жизни (или верил, что вызвал). Ныне эти силы продолжают потрясать мир, меж тем даже лучшим демократам не хватило решимости взять эти силы под контроль, не говоря уж о том, чтобы направить их в нужное русло. Вот такого-то строгого контроля я и требую. В противном случае первыми жертвами падут европейские демократии.
13 апреля 1925 г.
"Против националистической идеологии, порожденной Французской революцией" — письмо Роллана автору труда "Учебник Гражданского воспитания", изд. 1925 г. Письмо датировано 13 апреля 1925 года, вошло в сб. "Через революцию — к миру". На русский язык ранее не переводилось.
Изд: Р.Роллан. Собрание сочинений в 14 тт., т. 13, М., "ГИХЛ", 1958
Пер: с французского В. Курелла
Date: 16-17 декабря 2002
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)