Девятайкина Н.И.

ПЕТРАРКА КАК ФИЛОСОФ И ПОЛЕМИСТ
(фрагмент)

Для понимания масштабности Петрарки как личности, философа, публициста, поэта немало дает его творческая биография. Она далеко не ординарна, вполне отразила в себе дух эпохи и общественные запросы.

Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 г. в семье Пьетро ди Паренцо ди Гардзо, прозванного Петракко, и Элетты Каниджани. Пьетро был флорентийцем, нотариусом, принимал участие в политической жизни процветающей республики, избирался в коллегию приоров, принадлежал к партии «белых» гвельфов, в 1302 г. был изгнан победившими «черными» вместе с Данте и многими другими; его имущество конфисковали29.

По воле судьбы Петрарка родился вне Флоренции, вскоре оказался вне Италии и первую половину жизни провел за пределами родины. Но его отец был активным гражданином сильной республики, впитавшим в себя воздух демократии и свободы. Это не могло не отразиться на сыне. Да и сама социально-экономическая и политическая атмосфера Италии не могла не наложить глубокого отпечатка на формирование Петрарки как личности, поэта, мыслителя.

Пребывание за пределами страны он называл временем изгнания. Он так и писал: «Я родился от достойных, среднего достатка, или, точнее, почти бедных родителей, в Ареццо, в изгнании»30. Потом в семье Пьетро Петракко появится еще один сын — Герардо (1307). Франческо был нежно привязан к брату: они вместе учились, вместе жили; когда судьба их развела, Петрарка тяжело это переживал (Герардо из-за смерти любимой женщины в 1343 г. постригся в монахи и уехал в отдаленный монастырь), навещал брата, писал ему в течение всей жизни умные и теплые письма, заботился о нем.

В 1307 г. Пьетро перевозит семью в Пизу, а в 1312 — в Авиньон, куда с переселением папского престола перебралось много итальянцев. «Авиньонским изгнанием» впоследствии назовет гуманист время пребывания в этом городе и проклянет его как гнездо самых низких пороков. Достанется всему высшему клиру, папам от резкого пера гуманиста. Авиньон сыграл немалую роль в личной судьбе Петрарки, в формировании его критических взглядов.

Лет с пяти-шести Петрарка начал заниматься, как это было принято, грамматикой, риторикой, логикой. Уже с этого времени он, по словам Боккаччо, «выказывал блестящие способности»31, с восторгом «пил нежное молоко детской науки», наслаждался свободой, домашним «покоем, отдыхом в полях, тишиной; его вовсе не расстраивало, что домом служила соломенная подстилка»32. Семья жила в городке Карпентрас, где Петрарка и подружился с Гвидо Сетте, ставшим на всю жизнь одним из самых близких ему людей. «С этого времени, — говорит Петрарка, — мы пошли по жизни одним путем, и наша дружба будет длиться до смерти»33.

1316-1320 гг. Франческо проводит в Монпелье, куда его отсылают изучать право. И там ему пришлись по душе покой, мир, оживленная городская жизнь, масса школяров, множество учителей. Уже в эти юные годы он так серьезно увлекается поэтами-классиками, что однажды отец бросает в огонь их сочинения, дабы вернуть сына к юридическим наукам. В 1318 г. приходит первое горе: смерть матери. 14-летний сын изливает свое горе в стихах о «лучшей из матерей». (Потом он назовет внучку именем матери — Элеттой.)

В 1320 г. отец посылает юного Петрарку для продолжения обучения в Болонью, знаменитый центр изучения римского права. «Какие там были студенческие сборища, какой порядок, какая забота о нас, какие учителя... было столь много великих умов», — вспоминает Петрарка34. Ему были радостны царящие в Болонье мир, изобилие, свобода, веселье. Здесь же Аполлон, угадав в нем своего будущего сына, «начал трогать его душу прекрасным пением пиэрид и божественными стихами» (р. 254). Многочисленные знакомые уже читали стихи поэта, но отец, в отличие от обитателей Парнаса, не видел будущей славы сына и настойчиво советовал ему бросить поэзию, которая не принесет ни чести, ни богатства. Франческо продолжал тайно писать, поскольку не находил в себе сил усердно заниматься законами, «применение которых искажалось бесстыдством людей» 35.

В юношеские годы складывается характер Петрарки: любовь к свободе, к природе, покою, неутомимая тяга к знаниям, огромное уважение к настоящим учителям, активная жизненная позиция. Он участвует в студенческих волнениях в Болонье, из-за которых на какое-то время даже прерывает занятия; всей душой ненавидит феодальные распри, братоубийственные войны городов, хищную политику папства, тиранические козни правителей. В это же время возникает тяга к нравственной философии. По словам Боккаччо, «он стал старательно подражать философам-этикам, более всего Цицерону и Сенеке» (р. 257). В 1326 г. умер отец. Вскоре Петрарка бросает занятия юриспруденцией и вместе с братом возвращается в Авиньон. Поэт был уже столь известен, что «видные люди начали искать знакомства с ним»36. Заметим, как менялись в обществе взгляды и вкусы: поэтического слова ждут теперь, а не пренебрегают им, как прежде. 6 апреля 1327 г. в церкви св. Клары поэт встретил свою любовь — молодую, очень красивую женщину, которая долго оставалась незнакомой, не могла ответить взаимностью на любовь и вошла в мировую литературу под именем Лауры. Благословенный «день, месяц, лето, час и миг» этой встречи запечатлен в одном из лучших сонетов, а два больших цикла стихов составили бессмертную славу Петрарке. Боккаччо, при всем уважении к учености старшего друга, не считал любовные сонеты безделкой, умалявшей его достоинства. Он включил их в число важнейших проявлений «божественного дара» поэта. И полагал, что, если бы Петрарка бросил писать стихи, потомки обвинили бы его в том, что он зарыл талант в землю. Кстати, тот же Боккаччо первым усомнился в реальности Лауры, считая, что ее имя употребляется аллегорически вместо лаврового венца (р. 257). Петрарка опровергал подобные домыслы. На склоне лет он кратко, но с достоинством пишет, что «в юности страдал жгучей, но единой и пристойной любовью и еще дольше страдал бы ею, если бы жестокая, но полезная смерть не погасила уже гаснущее пламя»37. (Лаура умерла во время эпидемии чумы в 1348 г.)

Большую роль в судьбе Петрарки сыграло знакомство с семейством Колонна. После смерти отца он остался в сущности без средств к существованию. Встал вопрос о будущей профессии. К юридической практике Петрарка питал отвращение. Оставалось поприще клирика. Решение принять духовный сан сделало Петрарку капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. Так началось их знакомство, потом и дружба, переписка с другими членами семьи. Весьма существенны суждения Боккаччо о причинах избрания Петраркой поприща клирика: чтобы удобнее было избегать суеты мирских дел. И дальше: «Преимуществами духовных лиц он почти не пользовался и не хлопотал о них. Более всего отвергал он милости, предлагавшиеся папами... А упорнее всего отвергал он прелатства» (р. 260). Скромное церковное звание в то время часто являлось синекурой, не требующей от человека службы, но дававшей ему известные средства. Так было и с Петраркой, у которого благодаря этому появилась возможность отдаться творческим занятиям. Богатства он так никогда и не нажил. «Я всегда глубоко презирал богатство, не потому, чтобы не желал его, но из отвращения к трудам и заботам, его неразлучным спутникам»38.

«Авиньонский период» (1327-1337) был плодотворным для поэта. Именно в это время он начинает усиленно изучать и разыскивать античных классиков (список его любимых книг, составленный около 1333 г., содержит 50 имен), совершает истинный подвиг: подготавливает научное издание знаменитых «Декад» Тита Ливия, сведя разрозненные куски вместе, выправив и прокомментировав их. В 1333 г. Петрарка получает возможность съездить в Париж (где его восхитили толпы школяров и горячность споров в университете), Фландрию, Брабант, Германию; в Льеже он находит в монастырской библиотеке две речи Цицерона «В защиту поэта Архия».

По возвращении из долгого путешествия Петрарка в апреле 1336 г. совершает знаменитое восхождение на Мон-Ванту, горную вершину в окрестностях Авиньона39. В конце 1336 г. по приглашению семьи Колонна он впервые побывал в Риме, который полюбил всем сердцем.

Он целыми днями осматривал памятники архитектуры, узнавая их по описаниям античных авторов, бродил в развалинах, сопоставляя увиденное с прочитанным. О своих впечатлениях он написал Джованни Колонна: письмо полно восхищения самими руинами, преклонением перед величием древнего Рима40. Возможно, с этого времени начинает вызревать в Петрарке мысль о необходимости возрождения «вечного города» как центра Италии, об объединении вокруг него всех государств и областей. Петрарка с радостью принял в 1341 г. почетное звание римского гражданина, но считал своей родиной всю Италию, перешагнув тот узкомуниципальный патриотизм, который был характерен для его современников. Изгнание, оторванность от одного места позволили глубже понять драматическую ситуацию всей Италии, не заслоненную стеной местных интересов и политических устремлений. Гуманист много сил и таланта отдал делу примирения итальянских государств.

Следующий период в жизни Петрарки исследователи обозначают как «первую остановку в Воклюзе» (1337-1341). Как объясняет сам поэт, вернувшись из путешествий, он не мог более переносить ненависть и отвращение «к этому гнуснейшему Авиньону» и стал искать какого-нибудь убежища. Он нашел крошечную, но уединенную, очень уютную долину в пятнадцати милях от Авиньона. Это и был знаменитый Воклюз, где Петрарка, к изумлению многих друзей, купил скромный домик. «Сладкоречивый поэт, — пишет Боккаччо, — желая совершенствовать свой талант и испытать свои силы в трудах, пока кипят молодые годы, начинает избегать человеческого общества, наслаждаться одиночеством, устремляясь в крутые горы под вечную сень деревьев» (р. 257). Петрарка искал условий для реализации творческих возможностей, для раскрытия себя. И нашел их в Воклюзе, где были «либо написаны, либо начаты, либо задуманы почти все сочинения»41. Здесь пишется множество сонетов, успешно продвигается поэма «Африка» на латинском языке42, «великое и удивительное произведение, написанное так, что кажется созданным не человеческим, но божественным талантом» (р. 258). «Африка» повествует о героическом прошлом Италии и о выдающейся личности — Сципионе. Вот что волнует Петрарку в тиши Воклюза: история родины и имена, достойные подражания. Очевидно, в конце 1337 г. он принимается за трактат «О знаменитых мужах»: к 1343 г. было написано 23 биографии античных деятелей43.

В Воклюзе у Петрарки родился сын Джованни. По юридическим нормам это был внебрачный ребенок (священники-католики не имели права жениться), но в Авиньоне того времени подобное событие не считалось чрезвычайным и аморальным, покровители и друзья плохое о Петрарке не думали. Петрарка старался быть хорошим отцом, заботился об образовании сына, о его будущем, но Джованни умер молодым человеком. В 1343 г. родилась дочь Франческа. Многие годы они прожили вместе; благодаря Франческе и ее семье сохранилось много рукописей, черновиков, личных вещей поэта (все они находятся в музее в Арква).

Живя в Воклюзе, Петрарка вовсе не сделался отшельником. Напротив, он много думал о том, как закрепить за своим именем прочную славу поэта и ученого. Результатом хлопот и усилий явилась знаменитая коронация Петрарки на Капитолии 8 апреля 1341 г. Она была не только личным триумфом поэта, но и попыткой поставить поэзию на тот уровень, который она занимала в древнем Риме, отвоевать ей почетное место в системе тогдашней учености, отстоять как полноправную сферу творческой деятельности. Петрарке был вручен диплом, благодаря которому он среди прочего получил звание магистра, профессора поэтических искусств и истории, а также все привилегии, от этого проистекающие. Тем самым в глазах средневековых докторов-схоластов он перестал выглядеть недоучившимся студентом, получал равные с ними права. Как пишет Р.И.Хлодовский, в возрождении традиций Древнего Рима в общественной жизни и литературе Петрарка видел закономерное возвращение к народным началам великой итальянской культуры, забытым в пору господства теологии, схоластики, феодального варварства, средневековой раздробленности.

Восторженно, без тени зависти описывает коронацию поэта Боккаччо: «...он прибыл в Рим, где весьма почетно был принят сенатом и римским народом из-за своих выдающихся заслуг и по просьбе короля Роберта. Один из сенаторов, Орсо дельи Орсини, известнейший граф Ангвиллара, в шестые иды апреля 1341 г. в присутствии всего клира и народа произнес длинную, цветистую, восторженную речь, прославляющую муз... Он торжественно увенчал поэта лаврами, потом красиво и многоречиво выразил ему признательность. Нет необходимости говорить о том, какая радость охватила римских граждан, не только знатных, но и плебеев, — это каждый легко может представить себе» (р. 259). Обратим внимание: с одной стороны, римский граф и аристократия всенародно признают заслуги Петрарки, а с другой — его восторженно принимает римский народ. Очевидно, людям оказались близки его полные горячей любви сонеты, его «Африка», пробуждающая мечты о восстановлении былой славы Рима. Это проливает свет на вопрос о социальной направленности творчества первого гуманиста, которого отдельные авторы до сих пор упрекают в элитарности44. Небезынтересен и такой факт: неаполитанский король Роберт, по традиции перед коронованием экзаменовавший Петрарку, не почел для себя унизительным просить гуманиста стать его наставником в поэзии. Но у Петрарки достало смелости и независимости «деликатно отказаться от столь почетной обязанности, потому что душа его к этому времени уже стремилась к более возвышенному» (р. 258). Муза Петрарки никогда не была на службе у меценатов. Нам коронация интересна еще и тем, что Петрарка произнес там речь — «Слово», в котором излагал свое понимание поэзии и ее задач, говорил о призвании поэта к славе45.

Декабрь 1343 — начало 1345 г. — «остановка в Парме», где Петрарка сначала жил почетным гостем своих студенческих друзей, правителей Корреджо, а потом купил скромный домик. Первые девять месяцев были периодом особой творческой активности: он продолжает работать над «Африкой», сонетами, заканчивает одну из книг нового трактата «О достопамятных делах»46. Однако к середине 1344 г. обстановка в Парме сильно меняется, ее правители оказываются в серьезных политических затруднениях. Город осаждают войска маркиза Феррары и миланского архиепископа. Драматическая ситуация в Парме породила величайшую из канцон Петрарки — «Италия моя», — проникнутую чувством патриотизма и ненавистью к феодальным усобицам, терзающим родину47. К февралю 1345 г. дело принимает такой оборот, что Петрарка вынужден был в одну из ночей бежать из Пармы. Он возвращается в Воклюз.

Начинается «вторая остановка в Воклюзе». Свободная и спокойная жизнь в деревенском краю казалась раем после пармских ужасов и дорожных передряг. В эти годы Петрарка пишет трактат «Об уединенной жизни», «Буколики», «О монашеском досуге»48. В Воклюзе Петрарку застало известие о народном восстании в Риме, во главе которого встал Кола ди Риенци. Гуманист восторженно приветствовал победу республики в «Вечном городе». За четыре-пять месяцев он написал римскому трибуну и народу несколько обширных писем, начинавшихся и кончавшихся прославлением свободы и величия Рима. В начале августа Петрарка пишет Кола пять эклог, в которых в завуалированной форме прославляет римское восстание и его предводителя. Петрарка продолжал поддерживать и защищать Кола в обстановке усиливавшейся враждебности к нему; в этой связи он пошел на разрыв с дорогим ему семейством Колонна (еще одно свидетельство независимости его гражданской позиции). Существуют предположения, что Петрарка намеревался ехать в Рим к Кола, но в начале пути его застало известие о поражении восстания. Однако многие годы после этого он следил за судьбой Кола, способствовал его вызволению из папской тюрьмы. И даже в самом конце жизни в одной из инвектив вспоминал о его благородном начинании.

В 1350 г. Петрарка совершает поездку в Рим, побывав по пути туда или оттуда в Вероне, Мантуе, Ареццо. В этом году состоялась первая встреча его с Боккаччо, который очень хотел привлечь знаменитого поэта во Флоренцию. Там готовилось открытие кафедры словесности в недавно возникшем университете. Боккаччо понимал, что Петрарка был бы прекрасной кандидатурой на роль профессора поэзии и истории. Но поэт был сыном изгнанника, надо было рассказать о нем Флоренции, а также показать Петрарке, что флорентийцы его знают и ценят: Боккаччо берется за «Жизнеописание Петрарки», не преминув отметить в заголовке, что поэта считают флорентийцем. Он добился от приората официальных бумаг, но не получил от гуманиста обещания вернуться в город на Арно. Тот написал благодарственное письмо приорату, но от кафедры отказался. Это — одна из неясных пока страниц в биографии первого гуманиста. Можно предположить, что его отталкивала мысль о схоластической учености, царившей тогда во многих университетах, необходимости вращаться среди чуждых по духу людей. Очевидно, он не хотел терять и драгоценной независимости, упускать время, необходимое для исполнения многих творческих замыслов.

Известно, что Петрарка позже побывал во Флоренции, был знаком с членами флорентийского кружка гуманистов, переписывался с ними, одному (Франческо Нелли) даже посвятил сборник «Старческих писем». А.Н.Веселовский говорил о влиянии Петрарки на этот кружок. Что касается Боккаччо, отказ не помешал дружбе первого гуманиста с ним: они встречались еще несколько раз, горячо обсуждая вопросы философии, литературы, поэзии; переписывали друг для друга свои и чужие сочинения (Боккаччо — всю поэму Данте «Божественная комедия»), постоянно писали друг другу умные, теплые, интересные, содержательные письма. В завещании Петрарка отказал Боккаччо некоторые книги и денег на теплую шубу, чтобы тот не мерз холодными ночами, сидя за чтением или письмом.

Лето 1351 — май 1353 г. — «третья остановка в Воклюзе», где Петрарка с жаром берется за неоконченные сочинения. За короткое время он пишет 12 новых биографий античных мужей, продолжает работу над «Триумфами», где поэтически размышляет о славе, времени, целомудрии, любви, смерти, вечности49. Для наставника неаполитанского короля Людовика Тарентского составляется «Письмо о воспитании правителя» 50 . Оно вызвало резонанс, так же как и письма к императору Карлу IV с призывами умиротворить Италию. По-прежнему резкой критике подвергается политика папства — и Климента VI, и особенно его преемника Иннокентия VI. Антипапские инвективы вошли в состав «Писем без адреса». Туда же были включены послания к Кола и римскому народу51.

Петрарке пришлось трижды покидать Италию. В 1353 г. он возвращается в нее и оседает до конца жизни. Первым городом, в котором он остановился по возвращении, был Милан. Он принял приглашение его правителей Висконти после долгих уговоров, упрашиваний и твердого обещания полной свободы и уединения. «Наш великий итальянец, — пишет Петрарка одному из друзей в августе 1353 г., — принял меня с такой любезностью и с такими почестями, каких я не заслужил и не ждал, а если признаться по правде, то и не желал»52. Начинается «миланский период» биографии гуманиста (1353-1361). Петрарка время от времени выполнял дипломатические поручения Висконти, стремясь использовать свой авторитет и талант для установления мира и единства Италии. Он дважды брал на себя ответственнейшую миссию переговоров с императором, которые имели место в Мантуе в декабре 1354 г. и потом в Праге. С целью примирения Венеции и Генуи Петрарка был с официальной миссией у дожа Венеции (начало 1354 г.), потом писал ему о пагубности войны для всей Италии. У Петрарки несомненно начало вызревать новое, национальное сознание необходимости объединения всей Италии.

Как и прежде, напряженно работает он как писатель и мыслитель. Видимо, в мае 1354 г. была начата работа над трактатом «О средствах против превратностей судьбы», который среди многих других важнейших моментов содержит свидетельства независимости идейной позиции гуманиста. Он включил в трактат несколько диалогов против тирании, в которых миланские правители легко могли узнать методы своего правления и отношение к ним Петрарки. В это время он завершает две блестящие инвективы — одну против авиньонского кардинала Жана де Карамана, другую против некоего врача, папского лекаря. Наиболее интересная часть этих сочинений — защита поэзии, искусства, античности от нападок схоластов53.

Петрарке настолько все связанное с Авиньоном было враждебно и ненавистно, что он в начале осени 1361 г., не раздумывая, отказывается от почетного и доходного места папского секретаря. Четырежды разные папы хотели видеть его в этой роли, и ни разу Петрарка не дал согласия. Это ли не свидетельство его независимости. «Я всеми силами избегал тех, чье даже имя казалось мне противным свободе»54.

В 1361 г. Петрарка бежал от чумы, свирепствовавшей в Милане, сначала в Падую, потом в Венецию, «ища не столько приятности, сколько душевного покоя и тишины»55. Этот город, по словам гуманиста, «был более благополучен и спокоен в сравнении с другими из-за благоразумия граждан и своего месторасположения»56. Высокая оценка Петраркой «благоразумия» венецианцев, симпатии к ним — один из показательных штрихов в его отношении к республиканскому строю вообще. В Венеции Петрарка планировал осесть насовсем, заключил с сенатом соглашение о передаче ему дома на берегу залива, недалеко от дворца Дожей, с условием оставить республике свою драгоценную библиотеку. Петрарка мечтал о публичной библиотеке на базе его книг: вот еще один момент для характеристики его общественных позиций.

Весь «венецианский период» (до 1368 г.) Петрарка, как обычно, много читал, неустанно писал. В это время он начинает составлять сборник «Старческих писем» (к 1374 г. их было 125). В первой половине 1365 г. Петрарка познакомился с четырьмя молодыми венецианскими философами, которые признавали только Аристотеля. Они навещали поэта, беседовали с ним и пришли к выводу, что он человек добрый, но неученый, коли не ценит Аристотеля так высоко, как они, не признает метафизику и формальную логику в их традиционном варианте. Аристотелики распустили слух о невежестве Петрарки, чем он был возмущен и решил достойно ответить. В результате возникла инвектива «О невежестве своем собственном и многих других» (1367), где гуманист отстаивает свои взгляды на решающую роль моральной философии, горячо и остроумно полемизирует с аристотеликами57.

Последние годы (1369-1374) Петрарка провел в Аркве, в десяти милях от Падуи, куда его уговорил переехать правитель города Франческо Каррара, лично прибыв за поэтом. Он очень хотел, чтобы Петрарка жил в городе, но уступил его настоятельным просьбам поселиться в деревне, где вместе с ним жила семья дочери, работало несколько переписчиков. Дом сохранился. Петрарка был консультантом при росписи большого зала дворца Каррара, который украшался портретами знаменитых людей античности, чьи биографии были составлены гуманистом. Начинали сильно тревожить болезни, но, вопреки им, Петрарка за несколько месяцев до смерти едет с миссией в Венецию, где выступает с речью перед сенатом. И хотя голос его был слаб и прерывался, речь возымела действие: мир был заключен.

В падуанский период Петрарка написал два глубоких политических сочинения — «Инвективу против того, кто хулит Италию» (1373) и письмо-трактат, посвященный правителю города, «О наилучшем управлении государством», где более всего настаивает на справедливости, любви к народу, к Италии58. Он по-прежнему активен в переписке.

В эти годы Петрарка спешит закончить, дошлифовать свои сочинения: трактат «О знаменитых мужах», «Триумфы», «Книгу песен», «Старческие письма». Он успевает даже составить завещание, свидетельствующее о его скромных достатках, но щедром и благодарном сердце. Он хотел никого не забыть, не обидеть. Но одновременно гуманист задумывает новые труды, размышляет над новыми вопросами. По его признанию, ему не хватило бы и четырех жизней, чтобы привести в исполнение все намерения.

Уже первый биограф ставил Петрарку на одну доску с античными писателями и философами — Гомером, Горацием, Вергилием, Цицероном, Сенекой, последующие гуманисты будут ставить выше, прежде всего — в области моральной философии. Уже из рассказа Боккаччо Петрарка рисуется как всесторонне развитая личность, человек образованный, владеющий даром речи, талантливый, активный, беззаветно преданный науке и литературе, влюбленный в античность, благородный, с развитым чувством достоинства, внутренне и внешне красивый, добродетельный и мудрый. Сочинения Петрарки оказались удивительно созвучными эпохе, он сам — по-настоящему современным мыслителем. Есть многие свидетельства того, с каким нетерпением ждали друзья гуманиста, образованные люди того времени, студенты окончания того или иного трактата, поэмы, нового сонета. Письма по дороге к адресату многократно переписывались, и порою получатель узнавал содержание послания позднее, чем нетерпеливые читатели и почитатели таланта Петрарки. По словам Боккаччо, «молва о нем шла по всему свету» (р. 253).

Даже скупые свидетельства писем самого гуманиста могут дать представление о популярности его произведений. Так, в одном из них к тому же Боккаччо он говорит: «...мне хорошо известна ваша (имеется в виду кружок флорентийских гуманистов. — Н.Д.) жадность до всяких сочинений, особенно моих»; в другом: «Сочинение мое уже всем известно и широко разошлось»59. Он держал несколько переписчиков и все-таки не успевал выполнять просьбы даже самых близких людей. После смерти гуманиста (19 июля 1374 г.) к его секретарю со всех сторон посыпались заказы на копирование сочинений поэта: от папы и императора, от правителей, друзей, поклонников из Венеции, Тосканы, Неаполя, Прованса, Франции, Фландрии, Богемии. Десять переписчиков прибавилось к уже работающим60. Сочинения Петрарки было престижным иметь в собственных библиотеках61.

Из автобиографических свидетельств Петрарки одно заслуживает быть упомянутым в самом конце маленького рассказа о нем. Он пишет: «Я был одарен умом скорее ровным, чем острым, способным на изучение всякого благого и спасительного знания, но преимущественно склонным к нравственной философии и поэзии»62. Это склонность оказалась исторически связанной с идейными потребностями того времени, сделала Петрарку первым философом итальянского Возрождения, перешагнувшим порог старого. Главное, что он сумел сделать — поставить по-новому почти все мировоззренческие вопросы, рожденные запросами общества.

Примечания

29 Много лет спустя Флорентийское государство признает свою вину и возвратит имущество наследникам.

30 Петрарка Ф. Письмо к потомкам // Петрарка Ф. Избранное. М., 1974. С. 14.

31 Boccaccio J. De vita et moribus domini Francischi Petrarchae de Florentia // Solerti A. Le vite di Dante, Petrarca e Boccaccio scritto al secolo decimosesto. Vailand, 1904. P. 253. (Далее отсылки на страницы этого издания даются в скобках вслед за приводимым текстом.)

32 Петрарка Ф. Письмо к Гвидо Сетге // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984. Вып. 1. С. 84, 887.

33 Там же. С. 83.

34 Там же. С. 87.

35 Петрарка Ф. Письмо к потомкам. С. 16.

36 Там же.

37 Там же. С. 11.

38 Петрарка Ф. Письмо к потомкам. С. 10.

39 Особую известность это восхождение получило благодаря письму Петрарки к Диониджи из Борго Сан Сеполькро, очень важному для понимания духовного развития поэта. См.: Петрарка Ф. Книга писем о делах повседневных. IV, 1 // Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. С. 84-91 (далее: Повседн. Римская цифра означает номер книги, арабская — письма).

40 Петрарка Ф. Повседн. VI, 2. С. 101-106.

41 Петрарка Ф. Письмо к потомкам. С. 18.

42 Petrarca Fr. Africa // Edizione nazionale delle opere di Fr.Petrarca. Firenze, 1926.

43 Petrarca Fr. De viris illustribus / Ed. G.Martellotti. Firenze, 1964.

44 Tripet A. Petnuque ou la comwissance de soi. 1967. P. 30, 40-49, 178.

45 Baron H. From Petrarch to Leonardo Bruni. Chicago, 1968.

46 Petrarca Fr. Rerum memorandorum libri // Francisci Petrarchae opera, quae extant omnia. Basileae, 1581. P. 392-495.

47 См.: Петрарка Ф. Сонеты, избранные канцоны... CXXVIII. С. 370-373.

48 Petrarca Fr. Bucolicum carmen. Roma, 1968; Idem. De otio religiosorum // Petrarca Fr. Opere latine. Torino, 1975. Vol. I.

49 Petrarca Fr. Rime e Trionfi. Brescia, 1972.

50 Petrarca Fr. Familiaram rerum. XII, 2 // Edizione nazionale delle opere di Fr. Petrarca / Ed. V.Rossi. Firenze, 1926-1942.

51 Petrarca Fr. Sine nomine. Lettere polemiche e politiche.

52 Петрарка Ф. Повседн. XVI, 11. С. 163.

53 Книги 1 и 3 «Инвектив против врача» впервые были переведены на русский язык В.В.Бибихиным. См.: Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. С. 234-255; Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1. С. 17-26.

54 Петрарка Ф. Письмо к потомкам. С. 12.

55 Петрарка Ф. Письмо к Гвидо Сетте. С. 95.

56 Там же.

57 См. об этой инвективе выше.

59 Petrarca Fr. Invectiva contra eum...; Idem. De optima respublica administranda / Ed. V.Ussani. Padova, 1922.

59 Петрарка Ф. Повседн. XXII, 2. С. 207; XXIII, 19. С. 218.

60 Billanovich G. Gli inizi delta fortuna di Fr.Petrarca. Roma, 1947. P. 15.

61 Antonovics A.V. The library of cardinal Domenico Capranica // Cultural aspects of Italian Renaissance. N.Y., 1976. P. 145.

62 Петрарка Ф. Письмо к потомкам. С. 13.



Изд: Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., РОССПЭН, 1998.

Date: 2011

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Сайт управляется системой uCoz