В Интернете встречаются упоминания о том, что Франческо Петрарка в свое время проходил, говоря современным языком, альтернативную гражданскую службу вместо обычной военной:
Кстати, традиция альтернативной службы закладывалась еще в средневековье. В Италии в те стародавние времена «отказники» отвечали за чистоту в отхожих местах. Среди «отказников» были и такие выдающиеся личности, как Петрарка и Данте. — "Нужна ли такая альтернатива армии?"
Известно, что еще в XIII веке в Италии монахи-францисканцы отказывались присягать своим феодальным государям, чтобы не быть обязанными носить и применять оружие. Их наказывали, используя на самых унизительных и грязных работах. Например, в Болонье они чистили городские отхожие места и строили канализацию. Кстати, среди "отказников" были Данте, Петрарка, Джотто... — Оксана Мытько "Альтернатива штыку и окопу"
Ни подтвердить, ни опровергнуть эти сообщения не удалось.
Из биографии Франциска Ассизского:
Франциск с его гениальным чутьем придумал нечто новое: внести монастырский дух в семью и в общество. Для этого нужно было учредить еще один орден — такой, в котором не возникало бы конфликта между потребностями духа, жаждущего совершенства, и непреложными обязанностями, накладываемыми положением в миру. Так положено было начало Третьему ордену. В 1221 году Франциск, поддержанный кардиналом Уголино, написал Устав нового ордена и передал его людям. Устав состоял из нескольких основных положений: от вступающих требовалось исповедовать христианскую веру, полностью повиноваться Католической Церкви, исполнять обязанности, предписываемых собственным статусом, в скромности, супружеском целомудрии и в духе самопожертвования; запрещалось также носить оружие. — А. Яковелли. «Жизнеописание святого Франциска Ассизского, Супруга госпожи Бедности».
Но Петрарка был не мирянином-терциарием, а священником-францисканцем, которые и не должны были служить, и всеобщего призыва тогда не было.