Байард Растин был афро-американским лидером, который работал в Братстве Примирения, борясь за равные права для всех американцев в 1960-х годах. Когда он писал эту историю, слова "цветной" и "негр" были вполне обычными, хотя сейчас они считаются грубыми и не используются.
Между выступлениями в университетском городке Среднего Запада я зашел в небольшой ресторан, чтобы купить себе гамбургер и стакан молока. Я просидел там некоторое время и заметил, что на меня нарочито не обращают внимания. Подождав минут десять, я решил объясниться. Я подошел к официантке, встал прямо перед ней, так что она не могла не заметить меня, и сказал:
— Я хотел бы заказать гамбургер.
— Простите, — ответила она, — но мы не можем здесь обслуживать... ээ... ээ... вас... цветных людей.
— Кто за это отвечает? — спросил я.
Она ответила двумя жестами — первым указала в сторону женщины, стоявшей в глубине комнаты, а потом прижала палец к губам, явно умоляя меня не втягивать ее в эту историю.
Я направился прямо к женщине, стоявшей возле кофеварки в глубине ресторана.
— Я хотел бы знать, почему меня здесь нельзя обслужить? — спросил я..
— Ну... понимаете... ээ... — замялась она, — это потому... ээ, что... мы не делаем этого в нашем городе. Цветных не обслуживают ни в одном ресторане.
— Почему? — спросил я.
— Потому что они грязны, — сказала она, — и не хотят работать, и потому что если я начну их обслуживать, все выйдут отсюда, и что тогда будет с моим бизнесом?
Я вынул из кармана доклад местного отдела Братства Примирения. Там объяснялись многие реальные факты преступности несовершеннолетних, безработицы, буйного поведения и подобных пороков, которые, как многие полагали, особенно характерны для негров. Вместе с ней мы рассмотрели все эти факты. Одну за другой, мы разрешили все проблемы, которые помешали бы ей обслужить меня, за исключением экономической проблемы.
— Вы когда-нибудь обслуживали негров? — спросил я.
— Нет, — ответила она настороженно.
— Тогда почему вы думаете, что это обидит ваших клиентов?
И я попросил ее сделать эксперимент с целью расширения демократии. Немного поколебавшись, она согласилась на следующих условиях: что я буду сидеть за столиком лицом к ресторану в течение десяти минут и не буду есть свой гамбургер. Мы сосчитаем число людей, которые выйдут или не войдут в него из-за меня. Если мы увидим хотя бы одного такого человека, я уйду сам. Если нет, я смогу съесть свой гамбургер.
Я ждал пятнадцать минут. Потом она подошла ко мне, забрала мой холодный гамбургер, положила передо мной горячий и просто сказала:
— Что вы хотите пить?
Позднее я узнал от негров и белых, живших в этом городе, что миссис Даффи продолжала обслуживать в своем ресторанчике негров без каких-либо осложнений и конфликтов, что было смелым поступком с ее стороны в то время.
Изд: Сила Добра. Рассказы о Ненасилии и Примирении. М., 2004
Пер: с английского Т.А.Павловой
Date: 25 октября 2011
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)