ТЕОДОР ПАРКЕР

А вот что писал о войне другой великий проповедник освобождения — Теодор Паркер:

"Война — дело страшно несправедливое. Война — отрицание христианства, оскорбление вечного божественного закона любви. Человеческая жизнь, которая губится без пощады на войне, священна. Пройдитесь по самым заброшенным закоулкам города, заговорите с самым несчастным грязным оборванцем, и вы убедитесь, что и он кому-нибудь дорог, и он чей-нибудь брат, муж или сын. Материнское сердце трепетало любовью к нему еще раньше, чем он родился; его мать, нежно прижимая его к своей груди, обливала его слезами, молилась за него. Бог создал его и его бессмертную душу! какой же грех после этого проливать его кровь! На войне вы посылаете на убой сотни тысяч людей, и каждый выбивается из сил, чтобы уничтожить противника. Пушки бросают свои ядра и картечь, мортиры — свои бомбы, свистят ружейные пули, работают копья и сабли, все павшие растаптываются железными подковами лошадей. Из оставшихся в живых многие явятся калеками: кто без руки, кто без ноги, кто без глаза, а кто и так искалечен, что его не узнает родная мать. Сочтите сиротские дома в разных государствах, посетите госпитали и инвалидные дома, и вы увидите, во что обошлась человечеству военная слава знаменитых полководцев. Где война, там прекращается действие нравственного закона, хитрость и сила становятся единственными вождями людей. На войне люди обучаются воровать и убивать, и, возвращаясь с нее, они часто становятся язвой своего родного села и позором для матерей, их родивших".

И.Горбунов-Посадов. Освободители черных рабов. М., Посредник (№ 767), 1910.

 

Можно разными способами отрицать Христа: во-первых, можно грубо кощунствовать, издеваться над его величием. Но такой способ не опасен. Религия слишком дорога людям, чтобы чьи-либо насмешки могли отнять ее у них. Но есть и другой способ: это называть Христа Господом и не исполнять его заповедей; заглушать его словами свободную мысль и прикрывать, освящать его именем все безумия, заблуждения и грехи людей. Этот второй способ особенно опасен.

Чтό должен получить невежественный человек от ученого? Знания. — Каковы обязанности доброго человека по отношению к дурному? Должен ли первый делать зло второму? Отнюдь нет. Добрый человек обязан учить злого добру. — Современное уголовное законодательство в высшей степени нелепо, так как оно делает преступника из человека только наполовину виноватого и страшно усиливает ненависть озлобленных и мстительных людей. Я убежден, что ангел человеколюбия своими золотыми крыльями разрушит и обратит в пыль все тюрьмы.

Я достаточно пожил, чтобы видеть весь ужас существующего порядка вещей. Государство основано на силе, а не на любви. В наше время оно такое же, как и в феодальный период. "Христианское государство" — это такая же аномалия, как квадратный круг. Наши законы с самого начала отнимают чувство человеческого достоинства у одной половины человечества и приносят ее в жертву другой, быть может, худшей половине. Наши тюрьмы не исправляют, а создают преступников; семнадцать двадцатых преступлений совершаются против собственности; а это доказывает, что в начале собственности есть что-то неладное. Само общество производит преступников, а потом вешает их. — Церковь еще хуже; это — колоссальная ложь; она основана на букве библии и на догмате непогрешимого вдохновения. Это приют для глупцов, притон для низких, темных людей.

Разве не учит нас христианская религия, что сильный должен помогать слабому? Разве это ничего не значит? Каждая богадельня в Массачусетсе свидетельствует о том, что церкви не исполняют своего долга, что христиане лгут, называя Иисуса своим учителем, а людей братьями. Каждая тюрьма — это памятник, на котором написано железными буквами, что мы все еще язычники. А эти страшные, отвратительные виселицы, воплощение смерти, предназначаемые "христианским государством" для тех несчастных, которых оно само же сделало преступниками, — каким бесчестием для нас являются они! Отнимая жизнь у какого-нибудь бедняги, кровь которого взывает к Богу против Каина девятнадцатого века, виселица в то же время красноречиво указывает на тот ужасный позор, в котором мы живем.

Ничто так не спасительно для нас, как широкая, благородная терпимость. Я должен быть терпим в отношении к своему ближнему, хотя бы я знал, что он заблуждается. Я должен быть снисходительным к его неведению, его порокам, даже к его нетерпимости. Вот единственное надежное правило: если кто оскорбит тебя, дай себе слово тут же на месте никогда не делать зла ни ему, ни другим. Легко терпеть человека, которого считаешь глупым или совершенно неправым; но надо быть терпимым и к тем людям, которых не считаешь глупыми или совершенно неправыми.

Теодор Паркер. О вопросах религии. Изд-е "Свободного Слова", № 48, 1901.