ТЕОДОР
ПАРКЕР
А вот что
писал о войне другой великий проповедник освобождения — Теодор Паркер:
"Война
— дело страшно несправедливое. Война — отрицание христианства, оскорбление вечного
божественного закона любви. Человеческая жизнь, которая губится без пощады на
войне, священна. Пройдитесь по самым заброшенным закоулкам города, заговорите с
самым несчастным грязным оборванцем, и вы убедитесь,
что и он кому-нибудь дорог, и он чей-нибудь брат, муж или сын. Материнское сердце трепетало любовью к нему еще раньше, чем он
родился; его мать, нежно прижимая его к своей груди, обливала его слезами,
молилась за него. Бог создал его и его бессмертную душу!
какой же грех после этого проливать его кровь! На войне вы посылаете на убой
сотни тысяч людей, и каждый выбивается из сил, чтобы уничтожить противника.
Пушки бросают свои ядра и картечь, мортиры — свои бомбы, свистят ружейные пули,
работают копья и сабли, все павшие растаптываются железными подковами лошадей. Из оставшихся в живых многие явятся калеками: кто без руки,
кто без ноги, кто без глаза, а кто и так искалечен, что его не узнает родная
мать. Сочтите сиротские дома в разных государствах, посетите госпитали и
инвалидные дома, и вы увидите, во что обошлась человечеству военная слава
знаменитых полководцев. Где война, там прекращается действие нравственного
закона, хитрость и сила становятся единственными вождями людей. На войне люди
обучаются воровать и убивать, и, возвращаясь с нее, они часто становятся язвой
своего родного села и позором для матерей, их родивших".
И.Горбунов-Посадов.
Освободители черных рабов. М., Посредник (№ 767), 1910.
Можно
разными способами отрицать Христа: во-первых, можно грубо кощунствовать,
издеваться над его величием. Но такой способ не опасен. Религия слишком дорога
людям, чтобы чьи-либо насмешки могли отнять ее у них. Но есть и другой способ:
это называть Христа Господом и не исполнять его заповедей; заглушать его
словами свободную мысль и прикрывать, освящать его именем все безумия,
заблуждения и грехи людей. Этот второй способ особенно опасен.
Чтό должен получить невежественный человек от ученого? Знания. — Каковы
обязанности доброго человека по отношению к дурному?
Должен ли первый делать зло второму? Отнюдь нет. Добрый человек обязан учить злого добру. — Современное уголовное законодательство в
высшей степени нелепо, так как оно делает преступника из человека только
наполовину виноватого и страшно усиливает ненависть озлобленных и мстительных
людей. Я убежден, что ангел человеколюбия своими золотыми крыльями разрушит и
обратит в пыль все тюрьмы.
Я
достаточно пожил, чтобы видеть весь ужас существующего порядка вещей.
Государство основано на силе, а не на любви. В наше время оно такое же, как и в
феодальный период. "Христианское государство" — это такая же
аномалия, как квадратный круг. Наши законы с самого начала отнимают чувство
человеческого достоинства у одной половины человечества и приносят ее в жертву
другой, быть может, худшей половине. Наши тюрьмы не исправляют, а создают
преступников; семнадцать двадцатых преступлений совершаются против
собственности; а это доказывает, что в начале собственности есть что-то
неладное. Само общество производит преступников, а потом вешает их. — Церковь
еще хуже; это — колоссальная ложь; она основана на букве библии и на догмате
непогрешимого вдохновения. Это приют для глупцов, притон для низких, темных
людей.
Разве не
учит нас христианская религия, что сильный должен помогать слабому?
Разве это ничего не значит? Каждая богадельня в Массачусетсе свидетельствует о
том, что церкви не исполняют своего долга, что христиане лгут, называя Иисуса
своим учителем, а людей братьями. Каждая тюрьма — это памятник, на котором
написано железными буквами, что мы все еще язычники. А эти страшные,
отвратительные виселицы, воплощение смерти, предназначаемые "христианским
государством" для тех несчастных, которых оно само же сделало
преступниками, — каким бесчестием для нас являются они! Отнимая жизнь у
какого-нибудь бедняги, кровь которого взывает к Богу против Каина
девятнадцатого века, виселица в то же время красноречиво указывает на тот
ужасный позор, в котором мы живем.
Ничто так
не спасительно для нас, как широкая, благородная терпимость. Я должен быть
терпим в отношении к своему ближнему, хотя бы я знал, что он заблуждается. Я
должен быть снисходительным к его неведению, его порокам, даже к его
нетерпимости. Вот единственное надежное правило: если кто оскорбит тебя, дай
себе слово тут же на месте никогда не делать зла ни ему, ни другим. Легко
терпеть человека, которого считаешь глупым или совершенно неправым; но надо
быть терпимым и к тем людям, которых не считаешь глупыми или совершенно
неправыми.
Теодор Паркер. О
вопросах религии. Изд-е "Свободного Слова",
№ 48, 1901.