Date: 21 августа 2013
Изд: Приветствие
русскому народу от Кондрата Малеванного (основателя секты
"Малеванцев"). С предисл. И. М. Трегубова. М., Посредник, 1907
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Предлагаемому
читателям „Приветствию" я считаю нужным предпослать несколько слов о том человеке,
от которого оно исходит и которого многие совсем не знают или имеют о нем смутное
и часто совершенно ложное представление.
Кондрат Алексеевич
Малеванный родился от бедной женщины в 1845 году, в городе Тараще, Киевской
губернии, и на четвертом десятке лет, задумавшись над жизнью людей, полной
неправды, стал с необыкновенной ревностью искать всюду правду. Он был и остался
до последнего времени безграмотным человеком, но это нисколько не мешало ему
путешествовать и отыскивать людей, которые дали бы ему ответы на мучающие его
вопросы, вести с ними длинные беседы, выслушивать чтение сочинений многих писателей
и разбираться во всем этом. Он родился в православной вере, но под влиянием своего,
все испытующего, глубокого ума и доброго сердца, он оставил не только полное
обрядов православие, но и принятое им затем евангелическо-баптистское,
почивающее на букве писания, исповедание; и все более и
— 2 —
более углубляясь в религиозные
и общественные вопросы, он пришел, наконец, к основанию особенной секты духовных
христиан, называемых, по его имени, малеванцами.
В основу этой
секты положено им учение, которое очень близко подходит к учению Льва
Николаевича Толстого. Он сам сказал мне: „Толстой учит тому же, что и я, только
другими словами". В своем письме к другу своему, Андрею Кобелянскому, от 26
ноября 1905 года, он пишет, между прочим, следующее: „Толстой есть великий
защитник человечества и даже всех верующих, и мы не должны пренебрегать то учение,
которое хочет весь мир просветить. Хотя он считается граф по своему титулу, но
он им не пользуется, а хочет быть только работником Творца и защитником обездоленных
братьев и сестер". И Малеванный, точно так же, как и Толстой, беспощадно и
смело обличает существующий строй русской жизни и указывает такой же, как и он,
выход из него в чистом христианстве, свободном от всяких обрядов и полном деятельной
любви, исключающей насилие. Рождение, страдания, смерть и воскресение Христа,
по учению Малеванного, означают не историческое, один только раз совершившееся,
событие, но то, что постоянно происходит в человеческой душе и во всем человечестве,
именно пробуждение добра, его рост, испытания и окончательное его торжество над
злом.
И если
европейски просвещенный Толстой привлекает к себе всеобщее внимание своими гениальными
откровениями, то казалось бы, что
— 3
—
и этот, совершенно
неграмотный человек, который пришел к тому же, к чему пришел и Толстой,
заслуживает такого же, если еще не большего внимания и удивления. Но странное
дело: в то время, как Толстой за свои открытия признан
мировым гением, Малеванного русские ученые люди сочли сумасшедшим человеком и,
соединившись с представителями церкви и государства, признавшими его вредным человеком,
заперли в дом умалишенных (сначала в Киеве, а затем в Казани), где он и провел пятнадцать
лет по август 1905 года. К счастию, простой народ оказался прозорливее ученых людей
и добрее служителей церкви и государства и не только не признал сумасшествием и
вредом для себя того, чему учит Малеванный, но, напротив, счел это для себя
спасением и стал изменять свою личную, семейную и общественную жизнь согласно
этому учению.
И
мы уверены, что если бы не только простые люди, но и наши образованные люди
усвоили это учение и распространили бы его во всем русском народе, душе которого
оно родственно, то царство свободы, равенства и братства, к которому мы все
стремимся, не замедлило бы наступить и, главное, для этого не пришлось бы
прибегать к братоубийственному междоусобию, в котором погибло уже столько лучших народных сил
и которое, если не прекратится, грозит нам еще
большими бедствиями. Русский народ в лице своих малеванцев, духоборов и других передовых
сект давно уже указал цели и средства для обновления своей жизни,
—
4 —
но наши образованные люди не
хотят их знать и навязывают русскому народу чуждые ему образцы, вследствие чего
целые миллионы лучших его людей, каковы сектанты, не идут за ними, и дело
освобождения России так медленно подвигается вперед. Не пора ли взяться за ум хоть
теперь и пойти нам поучиться не только у немецких Марксов, Бебелей и Каутских,
но и у своих серых мужиков, которые не менее их гениальны и которые, главное,
более их отвечают потребностям нашего народа.
Малеванный очень
скорбит и часто плачет о своем бедном и угнетенном народе, но в то же время он не
одобряет и тех насильственных средств его освобождения, которые предлагают и
употребляют некоторые образованные люди, и преподает своим посетителям другие советы,
которые не мешало бы принять во внимание и этим образованным людям.
К разряду таких
советов относится и то „Приветствие", которое он продиктовал мне во время
одной из моих бесед с ним и которое я записал с целью опубликовать его, на что
он охотно согласился. В то же время он подписался рукою своего сына под воззванием,
которое исходит от русских христиан разных исповеданий и которое вскоре
появится в печати под заглавием: „Долой вражду и насилие!"
Прислушаемся же
к голосу этого народного пророка и других, подобных ему, народных мыслителей и,
соединившись с ними и их многочисленными единомышленниками, мы скорее устроим жизнь
нашего народа и, главное, устроим так, как он сам того желает, а не так, как
—
5 —
хотят действующее вопреки
его лучшим стремлениям люди.
Говоря все это,
я разумею нравственно—общественную сторону учения Малеванного и других наших сектантов.
Что касается чисто религиозной, мистической стороны их учения, то я должен предупредить
читателей, что здесь они встретят много такого, что покажется им непонятным и
даже странным, но они не должны этим смущаться, помня, что сущность нашего
передового сектантства заключается не в этом, а в нравственном и общественном его
учении. Сам Малеванный говорил при мне одним из своих многочисленных посетителей,
что следует оставить споры о Боге и Христе и заняться более всего делом „нашей
матери-земли", устрояя на ней царство любви, мира и свободы.
К сожалению,
этот совет не всегда помнят даже и его последователи, которые много говорят о
Боге, Христе и разных чудесах и готовы бывают осудить того, кто не так, как они,
думают об этом.
К счастию, сам Малеванный
не таков, и он не только не осуждает, но даже называет своим сотрудником того,
кто думает о Боге и Христе иначе, чем его последователи, лишь бы только такой
человек признавал Христа, как духа любви, живущего в людях, и служил бы этой
любви.
Это „Приветствие"
было написано еще в ноябре 1905 года и тогда же было пущено мною в обращение
среди „малеванцев" в рукописном виде, но до сих пор оно не было
— 6 —
напечатано вследствие, главным образом, слишком
революционного настроения нашей передовой печати, которое мешало ей обращать
внимание на подобные призывы к мирной борьбе с неправдой и давать им место на
своих страницах.
В
настоящее время, когда, после горького опыта, такая мирная борьба с неправдой
признана многими более целесообразной, чем борьба насильственная, мы находимся
в более благоприятных условиях для опубликования этого „Приветствия", чем несколько
месяцев тому назад, почему и печатаем его с полной надеждой, что оно, как голос
одного из народных вождей, будет теперь принято с должным вниманием теми,
которые ищут верного, самим народом указываемого, пути к царству свободы,
равенства и братства.
Иван
Трегубов.
Москва, Девичье поле, дом Осиповых,
Сентябрь 1906 г.
Приветствие русскому народу
от Кондрата Малеванного.
Пишу мое приветствие
всем по родству моей родины России братиям и сестрам во Христе Иисусе, которые
веруют во единого Бога и Христа, которого называют своим
Спасителем, чтобы иметь всякое терпение против наших врагов и ненавидящих нас.
Очень грустно
видеть, что такая высокая вера, как христианская, находится только в устах наших
так называемых православных христиан, а на деле оказывается, что они не мыслили
и не мыслят о Христе Спасителе. И так продолжалось время около двух тысяч лет. А между тем название „православные христиане" должно бы им говорить,
что они стоят на стороне светлого учения своего Спасителя и не должны не только
посягать на чужую жизнь дерзкою рукою или орудием каким-либо, но и в уме не
должны иметь темной мысли, которая направляет на братоубийство, потому что
Христос за сию то любовь посвятил жизнь свою и отдал ее на
—
8 —
страдание, чтобы искупить
всю вину людей и моих братиев и сестер русских, называемых православными.
И
я жил среди них более 30 лет и не хотел никогда их оставить, но судьба моя
заставила меня оставить их, ибо я увидел, что все они не живут так, как нам гласит
евангельское слово, а только носят его в устах и за него убивают неверующих людей,
называемых евреями, и даже во время этого погрома свой своего убивает, и это душе моей унизительно, и
тяжелый камень на груди моей лежит. Я вышел из моих уз, в которых
был заточен около полтора десятка лет, и хотел было радоваться и с моими братиями
и сестрами всеми, называемыми православными, но теперь не вижу моими глазами,
чтобы имел от чего порадоваться, и доходит до моих ушей и слышу во всех уголках
моего отечества кровопролитие и насильство, грабежи и все неподобные пороки,
которых никакое животное не совершает; и слезы мои льются из очей моих и
орошают часто мою постель, и я скорблю смертельно от того, что они так поступают,
что вместо христианства навлекли на себя братоубийство и предательство своих братиев
по духу и по плоти.
Поэтому я прошу
вас именем моего Создателя, который возлюбил и омыл меня и моих братиев от всех
страстей и пороков людских, чтобы сделать из нас образ и подобие Божие не по оболочке
нашего тела, а
—
9 —
по духу светлого разума и
любви христианской, которая дороже всех благ и видимой славы человечества; и она сделала нас своими наследниками и поставила нас верными
стражами нашего отечества, которое я возлюбил и отдал всю жизнь мою за него,
потому что увидел, что оно опустошено: все на нем стали для того, чтобы только
истреблять и опустошать леса, сады, поля, реки, источники и все озера и все
удобства, необходимые для нас, и всех животных, которые даны нам Богом в
помощь и в наследство нашей жизни. И когда сего стало мало для них, они стали
строго воспрещать все земные удобства и расхищать; а вы пошли вместо леса
рубить ваших братьев и сестер, которые, каковы бы они ни были, созданы Богом. И
я прошу вас, любезные мои друзья, оставьте это, ибо в этом нет конца, — оно уже
было во все века наши, когда истребляли своих братиев и сестер, как леса и сады
и животных. И что же вышло? Они все находятся в живых. За мою бытность в России
раньше было 70 миллионов жителей, а теперь прибавилось вдвое. Значит, выходит,
что вы никого не убили, — они все живые вопиют из-под земной глубины, из невинной
крови, и молят Творца своего, чтобы отменил Он над ними все это, что лежит до
сего дня покрывалом на глазах их и занавесой на сердце. Я бы очень желал, чтобы
очи ваши увидели свет своего Спасителя и с сердца вашего
спала занавеса, и вы в нем увидели воскресшего Христа и подняли знамя, —
не ружейное и кинжальное и другое насильство, — а знамя любви
—
10 —
и мира вечного Бога, как сказано:
„блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими". Ощутите в себе
этот мир, о котором говорится: „Христос в душу мне вдохновляет мир, какой
непонятен людским умам. Ах, если бы этот мир был дарован вам! За вас я молюся,
молюся за вас. Коль Христос простил вам, вы другим извещайте, что он теперь за
вас Спасителем стал; молясь за других
и к нему прибегайте, чтобы их молитвы, как и ваши, внял. За
вас я молюся, молюся за вас" *).
Прошу
вас, любезные мне по духу и по вере братья и сестры, бросьте дубинки и железные
оружия и примите сие оружие, о котором я сказал в этих стихах, и тогда мы победим
все оружие неправды, беззакония, убийства, пьянства и все пристрастные пороки,
которые отравляют душу нашу, и соделаемся воинами Христа и Спасителя нашего,
как и сказано: „о, поднимите знамя, воины Христа, и выше вознесите воскресшего Христа,
победу за победой даруй, Бог, войскам; врагов Христос низложит всех к его ногам;
Христос венец готовит тому, кто верный был, и хочет, чтобы навеки он с ним во
славе жил; меч слова обнажите, им побеждайте страх и бодрствуйте в молитвах; вы
стойте на часах".
И я желал бы,
мои дорогие братья и сестры, чтобы вы были все такие воины над неправдою,
—————
*) Эта и последующая
выдержки взяты К. А. Малеванным из духовных песней, обращающихся среди
сектантов. Прим. И. Т
—
11 —
как и я. Я 22 года служу
моему отечеству день и ночь на моем посту и не хочу оставить его во век, ибо
оно для меня неоцененное сокровище, и я ничем не хочу заменить его, как одной
только любовью, о которой сказано: „превыше разума любовь Твоя.
Как жажду, Господь Спаситель мой, я в любви Твоей
пребывать, красоту и высоту Твою созерцать".
И я желал бы
вам, чтобы и вы увидели то новое небо и новую землю в самих себе, на которых будет
обитать одна правда, и в ней мы будем счастливы и
богаты, потому что нет ничего на свете дороже, как жизнь святая, ибо сказано:
„при жизни все, а без жизни ничто". Так было и со мной: я родился в 45-м году
от бедной вдовы, был круглый сирота и обездоленный на земле, но явилась мне
другая мать — вечная судьба, которая наградила меня своим богатством, лучшим и
непроходимым, и с ним руки мои приобрели все справедливостью. И я уверен, что
если бы все люди стали жить, как и я, то были бы все счастливы
и не было бы между ними ни раздоров, ни сопротивления, а жили бы мы, как
сказано: „ничего нет лучше, как жить братьям вместе и в любви".
Вот мы
называемся россияне старой России, а я бы хотел, чтобы в новой России мы
сделались собраны во едино, как сказано: „и будет единый
пастырь и едино стадо". И тогда мы для того, чтобы не убивать своих братьев,
перекуем все орудия, мечи, ружья и пушки на
—
12 —
косы, серпы и другие необходимые для хозяйства орудия и будем жить и
радоваться возвращенным нашим раем. Оставим развращающие людей цирки, театры,
трактиры и все прочие притоны, которые нас ограбили и мы сделались, как нищие,
а их хозяева миллионерами, почему и говорится: „вся тварь стенает и мучится до
сего дня."
Сбросим с себя это,
любезные братья и сестры, как сказано: „сбрось, душа, свой страх греховный и
возвысь твой дух ко Христу; нет нужды, что грех твой вольный
вверг тебя в нечистоту; не страшись, веруй только и мужайся о Христе, ибо он был
мучим горько лишь за грешных на кресте. Он с тебя снял согрешенья и на плоть
свою принял, чтоб грехов дать отпущенье, он себя на жертву дал; на Голгофу
возведенный всем в позор на высоту, там он, с ними вознесенный, пригвоздил их ко кресту; он принесся Отцу в жертву за людей, творивших грех,
и, приняв кончину смертну, умолил Отца за всех. Кто так мог бы, как твой
Спаситель, грешных с Богом примирить и открыть путь в Его
обитель, чтоб Творца могли хвалить? Он, проливши кровь завета, удовлетворил Отца
и открыл для всех путь света, чтоб был доступ до Творца".
И вот, любезные
читатели сего моего письма, которое я вам пишу из глубины моей души
откровенной, которая не желает ничего никому, кроме жизни и счастья и богатства
духовного
— 13 —
и естественного, что,
необходимо для нас и наших потомков, прошу вас каждого по прочтении моего
письма войти в комнату внутренности своей, осмотреть ее, что в ней есть нехорошего,
убрать ее и подготовить для белоснежной одежды, т. е. праведности, которую душа
приготовила себе искуплением для вечной славы, как сказано; „я послал к вам многих и вы их отвергли и выбрасывали из виноградника моего
и вот последний пришел и сказали: вот наследник, выбросили его и хотели было
овладеть виноградником". Вот и хозяин идет сзади. Что же тогда скажете,
что вы не знали? Вот кажется мне, хозяин уже идет, а вы все гуляете; но я желал
бы, чтобы вы оставили и чтобы застал вас хозяин в своем виде, как бросил вас, и
поставил бы вас своими лучшими наследниками. В молитве «Отче наш» мы называем отцом
своего Бога; значит мы все должны жить на земле, как братья
и сестры дорогие; из той же молитвы мы видим, что мы ожидаем царства Божия, т.
е. царства любви и мира на земле; а, между тем, нигде нет такой борьбы, как у
нас в христианстве. Но теперь отрезвим себя от всего земного хмелю и
пробудимся, как сказано: „пробудись от сна, невеста, вот к тебе жених грядет,
его любовью осветися, он тебя на век спасет".
Ибо все земное
произведение есть как невеста для своего жениха, ибо земля поливается свыше дождями
и ночными росами и дает нам благие изобилия для нас и наших животных
—
14 —
и мы едим и пьем и радуемся,
что так премудро сотворено все. И наша душа в нас есть, как семечко,
запавшее в землю; и пусть от рос благодатных появится в нас обилие любви и милосердия
к ближним своим братиям и сестрам, тем, которые ищут защиты и спасения у царей
земных и начальников и священников и прочих и прочих, но там ничего этого нет.
Поэтому мы должны найти все это прежде всего в самих себе, и
тогда мы растворим сердце до наших бедных братиев и сестер, которые страдают на
земле холодом и голодом и всякой нищетой телесной и духовной и не находят себе
наставника и покровителя, и мы напитаем и согреем их духовной и плотской пищей.
Именем моего Создателя я прошу вас об этом, как и сказано: „кто жаждет, тот прииди
и воду жизни пей бесстрашно, лишь с верой ко мне гряди. Здесь дар небес, здесь
радость, мир, здесь вечного блаженства пир".
И
я зову вас, друзья мои, не на тот пир кровавый, в который вы уже вступили, а на
пир мирный, святой, полный любви и благодати, и здесь для всех место есть, и
хлеба хватит и воды, ибо сказано: не хлебом одним только будет жив человек, а
всяким словом, исходящим из уст Божиих или наших. И вот воззрите на свет светильника,
который вам много светит со всех людей, называемых „инославными", а по
праздным словам, „сектантами", и вот с них пример возьмите: как они среди
вас обращаются и живут, так
— 15
—
и вы живите, ибо сказано в стихах:
„поправляй светильник, брат мой, не то гибнущий пловец на скалу волной гонимый
встретит гибель и конец. Так светильник пусть ваш светит, чтобы сбившийся с пути
мог при вашем ясном свете путь свой истинный найти. Так светильник пусть ваш светит,
чтобы в чувствах и делах ваш Отец был всегда виден на земле, как на
небесах".
И
вот, все мои сотрудники, желающие жить в любви, все истинные поклонники и
духовно-нравственные христиане, имеющие понятия светлого разума своего Творца,
в котором слагается весь наш дом в Его архитектуре, — всех вас прошу: не ошибайтесь
вместо кирпича нести песок и вместо железа бревно и вместо камня уголь, а
несите все свои материалы, которые не бракуются, и тогда мы будем не чужие и дальше друг другу,
а куда бы мы ни поехали и ни пошли, будем свои и ближние по родству единого любовью
соединенного семейства нашего дорогого отечества.
Станьте же, как
один человек, за свое отечество, и пусть голос правды из уст ваших пройдет от востока
до запада и с запада до востока, с юга до севера и с севера до юга, ибо как сказано:
„голос человека — голос Бога и голос Бога — голос всего человечества".
И еще желаю,
чтобы вы не отлагали надальше этого великого дела, но тотчас выступили
—16
—
все как дорогие работники
нивы, и вот тогда-то наступит для нас великая весна после этой зимы.
Так и не
отлагайте же надальше, а вонмите этому призванию, как сказано в стихах:
„Слышите ли Божий глас поющего у саду? Новым гласом он
поет: весна вечна настает, день Господень уж настал, Сион
сынов уж послал, чтобы всех вновь возродить, вечны блага им явить".
И с тем остаюсь
ваш друг и друг всего человечества отныне и во веки веков. Аминь."
Кондрат
Малеванный.
Г. Тараща, 26 ноября 1905 г.
Малеванный,
Кондрат Алексеевич (1845-1913).