Date: 21 августа 2013

Изд: Приветствие русскому народу от Кондрата Малеванного (основателя секты "Малеванцев"). С предисл. И. М. Трегубова. М., Посредник, 1907

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 

Предлагаемому читателям „Приветствию" я считаю нужным предпослать несколько слов о том человеке, от которого оно исходит и которого многие совсем не знают или имеют о нем смутное и часто совершенно ложное представление.

Кондрат Алексеевич Малеванный родился от бедной женщины в 1845 году, в городе Тараще, Киевской губернии, и на четвертом десятке лет, задумавшись над жизнью людей, полной неправды, стал с необыкновенной ревностью искать всюду правду. Он был и остался до последнего времени безграмотным человеком, но это нисколько не мешало ему путешествовать и отыскивать людей, которые дали бы ему ответы на мучающие его вопросы, вести с ними длинные беседы, выслушивать чтение сочинений многих писателей и разбираться во всем этом. Он родился в православной вере, но под влиянием своего, все испытующего, глубокого ума и доброго сердца, он оставил не только полное обрядов православие, но и принятое им затем евангелическо-баптистское, почивающее на букве писания, исповедание; и все более и

 

 

— 2

 

более углубляясь в религиозные и общественные вопросы, он пришел, наконец, к основанию особенной секты духовных христиан, называемых, по его имени, малеванцами.

В основу этой секты положено им учение, которое очень близко подходит к учению Льва Николаевича Толстого. Он сам сказал мне: „Толстой учит тому же, что и я, только другими словами". В своем письме к другу своему, Андрею Кобелянскому, от 26 ноября 1905 года, он пишет, между прочим, следующее: „Толстой есть великий защитник человечества и даже всех верующих, и мы не должны пренебрегать то учение, которое хочет весь мир просветить. Хотя он считается граф по своему титулу, но он им не пользуется, а хочет быть только работником Творца и защитником обездоленных братьев и сестер". И Малеванный, точно так же, как и Толстой, беспощадно и смело обличает существующий строй русской жизни и указывает такой же, как и он, выход из него в чистом христианстве, свободном от всяких обрядов и полном деятельной любви, исключающей насилие. Рождение, страдания, смерть и воскресение Христа, по учению Малеванного, означают не историческое, один только раз совершившееся, событие, но то, что постоянно происходит в человеческой душе и во всем человечестве, именно пробуждение добра, его рост, испытания и окончательное его торжество над злом.

И если европейски просвещенный Толстой привлекает к себе всеобщее внимание своими гениальными откровениями, то казалось бы, что

 

 

3 —

 

и этот, совершенно неграмотный человек, который пришел к тому же, к чему пришел и Толстой, заслуживает такого же, если еще не большего внимания и удивления. Но странное дело: в то время, как Толстой за свои открытия признан мировым гением, Малеванного русские ученые люди сочли сумасшедшим человеком и, соединившись с представителями церкви и государства, признавшими его вредным человеком, заперли в дом умалишенных (сначала в Киеве, а затем в Казани), где он и провел пятнадцать лет по август 1905 года. К счастию, простой народ оказался прозорливее ученых людей и добрее служителей церкви и государства и не только не признал сумасшествием и вредом для себя того, чему учит Малеванный, но, напротив, счел это для себя спасением и стал изменять свою личную, семейную и общественную жизнь согласно этому учению.

И мы уверены, что если бы не только простые люди, но и наши образованные люди усвоили это учение и распространили бы его во всем русском народе, душе которого оно родственно, то царство свободы, равенства и братства, к которому мы все стремимся, не замедлило бы наступить и, главное, для этого не пришлось бы прибегать к братоубийственному междоусобию, в котором погибло уже столько лучших народных сил и которое, если не прекратится, грозит нам еще большими бедствиями. Русский народ в лице своих малеванцев, духоборов и других передовых сект давно уже указал цели и средства для обновления своей жизни,

 

 

— 4 —

 

но наши образованные люди не хотят их знать и навязывают русскому народу чуждые ему образцы, вследствие чего целые миллионы лучших его людей, каковы сектанты, не идут за ними, и дело освобождения России так медленно подвигается вперед. Не пора ли взяться за ум хоть теперь и пойти нам поучиться не только у немецких Марксов, Бебелей и Каутских, но и у своих серых мужиков, которые не менее их гениальны и которые, главное, более их отвечают потребностям нашего народа.

Малеванный очень скорбит и часто плачет о своем бедном и угнетенном народе, но в то же время он не одобряет и тех насильственных средств его освобождения, которые предлагают и употребляют некоторые образованные люди, и преподает своим посетителям другие советы, которые не мешало бы принять во внимание и этим образованным людям.

К разряду таких советов относится и то „Приветствие", которое он продиктовал мне во время одной из моих бесед с ним и которое я записал с целью опубликовать его, на что он охотно согласился. В то же время он подписался рукою своего сына под воззванием, которое исходит от русских христиан разных исповеданий и которое вскоре появится в печати под заглавием: „Долой вражду и насилие!"

Прислушаемся же к голосу этого народного пророка и других, подобных ему, народных мыслителей и, соединившись с ними и их многочисленными единомышленниками, мы скорее устроим жизнь нашего народа и, главное, устроим так, как он сам того желает, а не так, как

 

 

— 5 —

 

хотят действующее вопреки его лучшим стремлениям люди.

Говоря все это, я разумею нравственно—общественную сторону учения Малеванного и других наших сектантов. Что касается чисто религиозной, мистической стороны их учения, то я должен предупредить читателей, что здесь они встретят много такого, что покажется им непонятным и даже странным, но они не должны этим смущаться, помня, что сущность нашего передового сектантства заключается не в этом, а в нравственном и общественном его учении. Сам Малеванный говорил при мне одним из своих многочисленных посетителей, что следует оставить споры о Боге и Христе и заняться более всего делом „нашей матери-земли", устрояя на ней царство любви, мира и свободы.

К сожалению, этот совет не всегда помнят даже и его последователи, которые много говорят о Боге, Христе и разных чудесах и готовы бывают осудить того, кто не так, как они, думают об этом.

К счастию, сам Малеванный не таков, и он не только не осуждает, но даже называет своим сотрудником того, кто думает о Боге и Христе иначе, чем его последователи, лишь бы только такой человек признавал Христа, как духа любви, живущего в людях, и служил бы этой любви.

Это „Приветствие" было написано еще в ноябре 1905 года и тогда же было пущено мною в обращение среди „малеванцев" в рукописном виде, но до сих пор оно не было

 

 

— 6

 

напечатано вследствие, главным образом, слишком революционного настроения нашей передовой печати, которое мешало ей обращать внимание на подобные призывы к мирной борьбе с неправдой и давать им место на своих страницах.

В настоящее время, когда, после горького опыта, такая мирная борьба с неправдой признана многими более целесообразной, чем борьба насильственная, мы находимся в более благоприятных условиях для опубликования этого „Приветствия", чем несколько месяцев тому назад, почему и печатаем его с полной надеждой, что оно, как голос одного из народных вождей, будет теперь принято с должным вниманием теми, которые ищут верного, самим народом указываемого, пути к царству свободы, равенства и братства.

Иван Трегубов.

Москва, Девичье поле, дом Осиповых,

Сентябрь 1906 г.

 

 

 

Приветствие русскому народу от Кондрата Малеванного.

 

Пишу мое приветствие всем по родству моей родины России братиям и сестрам во Христе Иисусе, которые веруют во единого Бога и Христа, которого называют своим Спасителем, чтобы иметь всякое терпение против наших врагов и ненавидящих нас.

 

Очень грустно видеть, что такая высокая вера, как христианская, находится только в устах наших так называемых православных христиан, а на деле оказывается, что они не мыслили и не мыслят о Христе Спасителе. И так продолжалось время около двух тысяч лет. А между тем название „православные христиане" должно бы им говорить, что они стоят на стороне светлого учения своего Спасителя и не должны не только посягать на чужую жизнь дерзкою рукою или орудием каким-либо, но и в уме не должны иметь темной мысли, которая направляет на братоубийство, потому что Христос за сию то любовь посвятил жизнь свою и отдал ее на

 

 

8

 

страдание, чтобы искупить всю вину людей и моих братиев и сестер русских, называемых православными.

 

И я жил среди них более 30 лет и не хотел никогда их оставить, но судьба моя заставила меня оставить их, ибо я увидел, что все они не живут так, как нам гласит евангельское слово, а только носят его в устах и за него убивают неверующих людей, называемых евреями, и даже во время этого погрома свой своего убивает, и это душе моей унизительно, и тяжелый камень на груди моей лежит. Я вышел из моих уз, в которых был заточен около полтора десятка лет, и хотел было радоваться и с моими братиями и сестрами всеми, называемыми православными, но теперь не вижу моими глазами, чтобы имел от чего порадоваться, и доходит до моих ушей и слышу во всех уголках моего отечества кровопролитие и насильство, грабежи и все неподобные пороки, которых никакое животное не совершает; и слезы мои льются из очей моих и орошают часто мою постель, и я скорблю смертельно от того, что они так поступают, что вместо христианства навлекли на себя братоубийство и предательство своих братиев по духу и по плоти.

 

Поэтому я прошу вас именем моего Создателя, который возлюбил и омыл меня и моих братиев от всех страстей и пороков людских, чтобы сделать из нас образ и подобие Божие не по оболочке нашего тела, а

 

 

— 9 —

 

по духу светлого разума и любви христианской, которая дороже всех благ и видимой славы человечества; и она сделала нас своими наследниками и поставила нас верными стражами нашего отечества, которое я возлюбил и отдал всю жизнь мою за него, потому что увидел, что оно опустошено: все на нем стали для того, чтобы только истреблять и опустошать леса, сады, поля, реки, источники и все озера и все удобства, необходимые для нас, и всех животных, которые даны нам Богом в помощь и в наследство нашей жизни. И когда сего стало мало для них, они стали строго воспрещать все земные удобства и расхищать; а вы пошли вместо леса рубить ваших братьев и сестер, которые, каковы бы они ни были, созданы Богом. И я прошу вас, любезные мои друзья, оставьте это, ибо в этом нет конца, — оно уже было во все века наши, когда истребляли своих братиев и сестер, как леса и сады и животных. И что же вышло? Они все находятся в живых. За мою бытность в России раньше было 70 миллионов жителей, а теперь прибавилось вдвое. Значит, выходит, что вы никого не убили, — они все живые вопиют из-под земной глубины, из невинной крови, и молят Творца своего, чтобы отменил Он над ними все это, что лежит до сего дня покрывалом на глазах их и занавесой на сердце. Я бы очень желал, чтобы очи ваши увидели свет своего Спасителя и с сердца вашего спала занавеса, и вы в нем увидели воскресшего Христа и подняли знамя, — не ружейное и кинжальное и другое насильство, — а знамя любви

 

 

— 10 —

 

и мира вечного Бога, как сказано: „блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими". Ощутите в себе этот мир, о котором говорится: „Христос в душу мне вдохновляет мир, какой непонятен людским умам. Ах, если бы этот мир был дарован вам! За вас я молюся, молюся за вас. Коль Христос простил вам, вы другим извещайте, что он теперь за вас Спасителем стал; молясь за других и к нему прибегайте, чтобы их молитвы, как и ваши, внял. За вас я молюся, молюся за вас" *).

 

Прошу вас, любезные мне по духу и по вере братья и сестры, бросьте дубинки и железные оружия и примите сие оружие, о котором я сказал в этих стихах, и тогда мы победим все оружие неправды, беззакония, убийства, пьянства и все пристрастные пороки, которые отравляют душу нашу, и соделаемся воинами Христа и Спасителя нашего, как и сказано: „о, поднимите знамя, воины Христа, и выше вознесите воскресшего Христа, победу за победой даруй, Бог, войскам; врагов Христос низложит всех к его ногам; Христос венец готовит тому, кто верный был, и хочет, чтобы навеки он с ним во славе жил; меч слова обнажите, им побеждайте страх и бодрствуйте в молитвах; вы стойте на часах".

 

И я желал бы, мои дорогие братья и сестры, чтобы вы были все такие воины над неправдою,

—————

*) Эта и последующая выдержки взяты К. А. Малеванным из духовных песней, обращающихся среди сектантов. Прим. И. Т

 

 

11 —

 

как и я. Я 22 года служу моему отечеству день и ночь на моем посту и не хочу оставить его во век, ибо оно для меня неоцененное сокровище, и я ничем не хочу заменить его, как одной только любовью, о которой сказано: „превыше разума любовь Твоя. Как жажду, Господь Спаситель мой, я в любви Твоей пребывать, красоту и высоту Твою созерцать".

 

И я желал бы вам, чтобы и вы увидели то новое небо и новую землю в самих себе, на которых будет обитать одна правда, и в ней мы будем счастливы и богаты, потому что нет ничего на свете дороже, как жизнь святая, ибо сказано: „при жизни все, а без жизни ничто". Так было и со мной: я родился в 45-м году от бедной вдовы, был круглый сирота и обездоленный на земле, но явилась мне другая мать — вечная судьба, которая наградила меня своим богатством, лучшим и непроходимым, и с ним руки мои приобрели все справедливостью. И я уверен, что если бы все люди стали жить, как и я, то были бы все счастливы и не было бы между ними ни раздоров, ни сопротивления, а жили бы мы, как сказано: „ничего нет лучше, как жить братьям вместе и в любви".

 

Вот мы называемся россияне старой России, а я бы хотел, чтобы в новой России мы сделались собраны во едино, как сказано: „и будет единый пастырь и едино стадо". И тогда мы для того, чтобы не убивать своих братьев, перекуем все орудия, мечи, ружья и пушки на

 

 

12

 

косы, серпы и другие необходимые для хозяйства орудия и будем жить и радоваться возвращенным нашим раем. Оставим развращающие людей цирки, театры, трактиры и все прочие притоны, которые нас ограбили и мы сделались, как нищие, а их хозяева миллионерами, почему и говорится: „вся тварь стенает и мучится до сего дня."

 

Сбросим с себя это, любезные братья и сестры, как сказано: „сбрось, душа, свой страх греховный и возвысь твой дух ко Христу; нет нужды, что грех твой вольный вверг тебя в нечистоту; не страшись, веруй только и мужайся о Христе, ибо он был мучим горько лишь за грешных на кресте. Он с тебя снял согрешенья и на плоть свою принял, чтоб грехов дать отпущенье, он себя на жертву дал; на Голгофу возведенный всем в позор на высоту, там он, с ними вознесенный, пригвоздил их ко кресту; он принесся Отцу в жертву за людей, творивших грех, и, приняв кончину смертну, умолил Отца за всех. Кто так мог бы, как твой Спаситель, грешных с Богом примирить и открыть путь в Его обитель, чтоб Творца могли хвалить? Он, проливши кровь завета, удовлетворил Отца и открыл для всех путь света, чтоб был доступ до Творца".

 

И вот, любезные читатели сего моего письма, которое я вам пишу из глубины моей души откровенной, которая не желает ничего никому, кроме жизни и счастья и богатства духовного

 

 

— 13

 

и естественного, что, необходимо для нас и наших потомков, прошу вас каждого по прочтении моего письма войти в комнату внутренности своей, осмотреть ее, что в ней есть нехорошего, убрать ее и подготовить для белоснежной одежды, т. е. праведности, которую душа приготовила себе искуплением для вечной славы, как сказано; „я послал к вам многих и вы их отвергли и выбрасывали из виноградника моего и вот последний пришел и сказали: вот наследник, выбросили его и хотели было овладеть виноградником". Вот и хозяин идет сзади. Что же тогда скажете, что вы не знали? Вот кажется мне, хозяин уже идет, а вы все гуляете; но я желал бы, чтобы вы оставили и чтобы застал вас хозяин в своем виде, как бросил вас, и поставил бы вас своими лучшими наследниками. В молитве «Отче наш» мы называем отцом своего Бога; значит мы все должны жить на земле, как братья и сестры дорогие; из той же молитвы мы видим, что мы ожидаем царства Божия, т. е. царства любви и мира на земле; а, между тем, нигде нет такой борьбы, как у нас в христианстве. Но теперь отрезвим себя от всего земного хмелю и пробудимся, как сказано: „пробудись от сна, невеста, вот к тебе жених грядет, его любовью осветися, он тебя на век спасет".

 

Ибо все земное произведение есть как невеста для своего жениха, ибо земля поливается свыше дождями и ночными росами и дает нам благие изобилия для нас и наших животных

 

 

— 14 —

 

и мы едим и пьем и радуемся, что так премудро сотворено все. И наша душа в нас есть, как семечко, запавшее в землю; и пусть от рос благодатных появится в нас обилие любви и милосердия к ближним своим братиям и сестрам, тем, которые ищут защиты и спасения у царей земных и начальников и священников и прочих и прочих, но там ничего этого нет. Поэтому мы должны найти все это прежде всего в самих себе, и тогда мы растворим сердце до наших бедных братиев и сестер, которые страдают на земле холодом и голодом и всякой нищетой телесной и духовной и не находят себе наставника и покровителя, и мы напитаем и согреем их духовной и плотской пищей. Именем моего Создателя я прошу вас об этом, как и сказано: „кто жаждет, тот прииди и воду жизни пей бесстрашно, лишь с верой ко мне гряди. Здесь дар небес, здесь радость, мир, здесь вечного блаженства пир".

 

И я зову вас, друзья мои, не на тот пир кровавый, в который вы уже вступили, а на пир мирный, святой, полный любви и благодати, и здесь для всех место есть, и хлеба хватит и воды, ибо сказано: не хлебом одним только будет жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих или наших. И вот воззрите на свет светильника, который вам много светит со всех людей, называемых „инославными", а по праздным словам, „сектантами", и вот с них пример возьмите: как они среди вас обращаются и живут, так

 

 

— 15 —

 

и вы живите, ибо сказано в стихах: „поправляй светильник, брат мой, не то гибнущий пловец на скалу волной гонимый встретит гибель и конец. Так светильник пусть ваш светит, чтобы сбившийся с пути мог при вашем ясном свете путь свой истинный найти. Так светильник пусть ваш светит, чтобы в чувствах и делах ваш Отец был всегда виден на земле, как на небесах".

 

И вот, все мои сотрудники, желающие жить в любви, все истинные поклонники и духовно-нравственные христиане, имеющие понятия светлого разума своего Творца, в котором слагается весь наш дом в Его архитектуре, — всех вас прошу: не ошибайтесь вместо кирпича нести песок и вместо железа бревно и вместо камня уголь, а несите все свои материалы, которые не бракуются, и тогда мы будем не чужие и дальше друг другу, а куда бы мы ни поехали и ни пошли, будем свои и ближние по родству единого любовью соединенного семейства нашего дорогого отечества.

 

Станьте же, как один человек, за свое отечество, и пусть голос правды из уст ваших пройдет от востока до запада и с запада до востока, с юга до севера и с севера до юга, ибо как сказано: „голос человека — голос Бога и голос Бога — голос всего человечества".

 

И еще желаю, чтобы вы не отлагали надальше этого великого дела, но тотчас выступили

 

 

16 —

 

все как дорогие работники нивы, и вот тогда-то наступит для нас великая весна после этой зимы.

 

Так и не отлагайте же надальше, а вонмите этому призванию, как сказано в стихах: „Слышите ли Божий глас поющего у саду? Новым гласом он поет: весна вечна настает, день Господень уж настал, Сион сынов уж послал, чтобы всех вновь возродить, вечны блага им явить".

 

И с тем остаюсь ваш друг и друг всего человечества отныне и во веки веков. Аминь."

 

Кондрат Малеванный.

Г. Тараща, 26 ноября 1905 г.

 

Малеванный, Кондрат Алексеевич (1845-1913).