Я.Г.Кротов

УКРАИНСКОЕ

 

20 августа 2014

БРИТАНСКУЮ КОРОЛЕВУ — В ЛУГАНСК или КАК ОСТАНОВИТЬ ВТОРЖЕНИЕ РОССИИ

Один западный политик сказал, что о помощи Украине войсками не может быть и речи. Надо переписать Будапештский меморандум и все прочие, добавив фразу мелким шрифтом (как на рекламах): "данные обязательства не подкрепляются военной силой любого размера, любой формы, любого запаха". Впрочем, неважно. Есть более простой и бескровный вид помощи. Если все британские сэры и французские пэры во главе с королевой, все депутаты бундестага и все министры Германии во главе с Меркель, да все министры и парламентарии Франции и Греции, да с ними на каждого по три помощника и пятеро журналистов отправятся на автобусах или автомобилях (королева, конечно, в карете) на российско-украинскую границу, где идут бои, и поживет там с месяц — думаю, бои сразу прекратятся, а месяца хватит для надежного обустройства границы.

Если королева ещё пригласит с собою на прогулку дочерей и сыновей Путина, Медведева, в общем, всяких ласковых телят, сосущих и Россию, и Запад — те ведь не устоят, снобизм возьмёт верх — то бои прекратятся уже, когда караван перевалит через Карпаты.

* * *

Если серьезно — близко к этому поведение американцев, сугубо частных волонтеров-добровольцев, которые отправлялись в Колумбию и там просто жили по деревням. Правительственные эскадроны смерти, выискивавшие "бунтарей" для зверской расправы, избегали заходить в деревню, если знали, что там живет американец, пусть даже не Рембо и не миллионер, а простая пенсионерка из Айдахо (об этом статья-свидетельство Мэри Матисон в интересном сборнике "Мир возможен" — http://krotov.info/lib_sec/13_m/mir/vozm_2.htm#col).

Мы живем стереотипами прошлого. Есть войска, есть мирные жители, которым положено прятаться, дабы не бить убитыми. Ганди, к примеру, мыслил иначе — но при этом не призывал к бунту и партизанской войне.

Если бы сегодня все, кто остался в Донецке — тысяч триста человек — вышли бы из убежищ и пошли (все вместе!!!) туда, где сидят интервенты с коллаборационистами, те бы не стали стрелять. Триста тысяч человек — это выше порога возможного. Если бы миллион украинцев из других городов безо всякого оружия подошел бы к дыре в границе с Россией — не посмели бы их убить. Вот подлинно анархистское, либертарианское, христианское, буддистское, суфистское, хасидическоеназывайте как хотите, в общем, человеческое — решение вопроса войны.

 

19 августа 2014

По проповеди 10 августа 2014 г.

Буря и пожар, — два страшных образа набрасываются на нас, когда в храме за богослужением читают сперва апостола Павла о Дне – дне с Большой Буквы, дне Суда – а потом Евангелие о хождении по водам. Спасение оказывается не избавлением от несчастий и потрясений. Спасение и есть несчастье, потрясение – потому что ну какое же счастье в том, чтобы оказаться под судом или в середине огромного озера в момент бури. Иисус не прекращает бурю, Он приходит в момент бури, и Пётр выскакивает за борт, когда буря.

Господь приходит не тогда, когда нам счастливо и уютно. Да, Библия говорит однажды, что Бог не в буре, а в тихом дуновении ветра – при этом Библия спорит сама с собою, потому что веками евреи считали явлением Бога смерч, самум, но вдруг Бог говорит «нет». Это не означает, что Бог открывается нам, когда мы всё вокруг привели в порядок, смедитировали в позу фикуса-лотоса. В такие моменты никакого Бога не надо, и без Него хорошо. Это означает, что тихое дуновение ветра – в сердце тьмы, в сердце урагана. Вокруг война, но в центре – Бог, и миротворчество не в том, чтобы прекратить войну (стараться надо, но это же не только от нас зависит, а нельзя быть в заложниках у воюющих). Миротворчество в том, чтобы и в центре войны быть миром. Да, вокруг Страшный Суд, а у меня – шесть христианских соток и на них евангельский домик, и мне ничего не страшно. Таков образ апостола Павла – но он дополнен грозным предупреждением: ты, мужик, помни, что евангельского в твоём домике только подвал, куда ты прячешься во время артобстрела, а всё остальное это надо посмотреть, евангельское оно или какое.

Самое же страшное – не война, не комета, не лихорадка Эбола, а наша ссора с соседом – вот Страшный Суд. Вот артобстрел. Мы в этой ссоре уверены в своей правоте (как и всякий воюющий), и на Страшном Суде этой уверенности придёт конец. Любая война страшна не тем, что гибнет миллион человек, а тем, что гибнет один. Всякий миллион – это всего лишь один, и ещё один, и ещё один, и так считай, да не смей засыпать… Война и начинается, когда засыпает сердце и не считает одного, а считает миллионами. Любая глобальная катастрофа состоит, как огромное сооружение из конструктора «Лего», из крошечных деталек – и эти детальки и есть суть катастрофы.

Пётр начал тонуть, потому что поверил, что может идти по воде ко Христу один. Он бросил тех, кто был в лодке. В этом проявилось его маловерие, в этом оказалась его слабость. Каждый строит свой дом, но этот дом – на общей земле, в одном небесном граде Иерусалиме, с общим теплоснабжением, с общим электричеством. Общие коммуникации – и судится то, что мы строим на этих коммуникациях и как. Человечество, Церковь – это Дом Божий, и этот дом, с нашей точки зрения, есть вывороченная конструкция, дом наизнанку, потому что он не укрывает нас от чужих взглядов, от непогоды, а прямо наоборот – открывает нас. Спасение не в том, чтобы отделиться от тех, в ком мы видим обузу, помеху, тяжесть, а в том, чтобы соединиться с ними. Не бежать от ближних ко Христу, а принять Христа в лодку, где мы как шпроты набиты с ближними – и тогда, возможно, буря не прекратится, но станет не страшна, и на фундаменте веры появится дом, стены которого не трещат, крыша которого не протекает, окна которого не покрываются грязью, потому что это дом Духа Святого.

 

МИФЫ О МЛАДЕНЦАХ ЦАРСТВЕННЫХ И НЕ ОЧЕНЬ

Австралийка Оксана Крис возмущается рашизмом «карловчан» — той части белоэмигрантской Церкви, которая не присоединилась к Московской Патриархии по повелению Путина, а живёт самостоятельно. В частности, в Сиднее есть церковь «во имя святых царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников российских», настоятельствует там священник Владимир Цуканов. Госпожа Крис после несколько месяцев отсутствия зашла в церковь и с ужасом обнаружила в продаже листовки с историей о том, как украинцы распинают младенцев, да и в проповеди настоятеля о том же говорилось. Переубедить настоятеля она не смогла и излила свою печаль миру.

Только вот какая тонкость… Во-первых, Цуканов – не потомок белоэмигрантов, а совершенно советский человек из Курска, большой рашистский патриот — естественно, с удовольствием по церковной линии эмигрировавший в Австралию в 2001 году. Во-вторых, он воспитанник священника Льва Лебедева – печально известного и алкоголизмом, и черносотенным патриотизмом, духовного наставника союза «Казаки Черноземья». В-третьих и в главных, а название самого храма какое? «Во имя царственных мучеников»! А ведь название напоминает, что мифу о мальчике, которого распяли украинцы, предшествовал миф о мальчике – царевиче Алексии – которого убили латыши и евреи.

Когда белоэмигранты канонизировали царскую семью (и «всех новомучеников»), я писал – под псевдонимом, в «Вестнике РХД» — что налицо большое лукавство. Канонизируют царскую семью, мотивируя тем, что она – одна из многих, кто погиб от большевистского террора, что все проблемы, связанные с монархией, не повод лишать людей подобающей им чести. Но почитать сразу после канонизации станут (и стали!) царскую семью не как одну из многих, а как особую, «царственную». В этом почитании был сильнейший элемент антисемитизма, веры в то, что убийцы совершили некий страшный богоборческий ритуал, голову бывшему царю отрезали и т.п.

Так что удивляться, что рашизм не ограничен Московской Патриархией, не приходится. В самой России много священников и мирян уходят из Московской Патриархии – но в 99 случаях из 100 уходят в более реакционные группы. Как и оппозиция Путину в 99 случаях из 100 – более националистическая, более антизападническая, более агрессивная. Недаром митр. Вениамин Федченков, вспоминая Гражданскую войну, писал, что бесы были по обе стороны фронта. Собственно, это были не бесы, а бес – один и тот же дух насилия и тьмы, только две команды состязались за право лучше послужить сатане. Победили ленинцы, но и побеждённые, верни они себе власть, были бы не теми, кого нафантазировал Аксёнов в «Остров Крым», а тоже вполне себе Гиркиными и Ежовыми, только с французским прононсом. Отсылки к белогвардейской эстетике в российском милитаризме — не случайность, как и отсылки к эстетике гитлеровской. Рознь между красными и белыми, ленинцами и гитлеровцами вторична в сравнении с их сходством в агрессии, глухоте и бесчеловечности.

 

17 августа 2014

ВОЙНА ВЕЛИКАНОВ С ГУЛЛИВЕРОМ

Меркель описала вторжение России как введение в Украину "военных поставок, военных советников и вооруженных людей".

Это не "дипломатический язык". Дипломатический язык знает слово "вторжение", умеет назвать ("объявить") войну войной.

Нормальный мир живет в мире информационном и в мире частном, приватизированном. Поэтому качественно изменился язык войны. Раньше он был обращен к королям и царям, теперь — к гражданам. Собственно, и милитаристская пропаганда появилась лишь в Новое время, время частного человека. Раньше слово шло за войной, теперь — впереди. Раньше военная пропаганда оправдывала уже случившееся, теперь — готовит еще не совершенное. Все потому, что изменился субъект войны. Раньше пушечное мясо гнали в бой, не спрашивая его мнения, теперь его мнение и есть причина боя.

Не стоит считать сдержанность Запада (Меркель только образчик) предательством. Формально — да. Представим себе, что Черчилль в сентябре 1939 году призывает Гитлера ограничить введение в Польшу вооруженных людей! Однако, Черчилль говорил не от себя. Настроение британцев было боевое. Сегодня, если обвинять в предательстве, то всех западных людей — зажрались, окаменели сердцами. Но это именно риторика российского милитаризма. Да и не только его — на самом Западе много людей, любящих говорить о "закате Запада", его беззащитности — это полноценные милитаристы. Гитлер говорил о необходимости дать отпор евреям, нынче его преемники говорят о исламской угрозе, о китайской угрозе, да и о русской угрозе тоже, на самом деле, очень даже поговаривают очень даже малосимпатичные люди. Наиболее невежественные, узколобые, хищные — в общем, подобия Путина.

Сдержанность Запада — не предательство, и не подкуплен Запад. Кое-кого подкупили, кое-кого просто купили, но считать, что средний европеец за понюшку газа родную Украину предаст, — иррационально. Европеец медлит произнести слово (как там у Пушкина? "ужели слово найдено"), потому что держит свое слово и знает ему цену. Легко дать адекватный ответ Путину, но результатом будет не защита Украины. Результатом должно быть вторжение в Россию — как Россия не остановилась в 1812 году, изгоняя европейцев, а двинулась до Парижа. Украинцы уверяют Европу, что это так же нужно сделать, как победить Гитлера, но у Европы другой, более свежий пример — Саддам Хуссейн.

Россия больше похожа не на Германию, а на Ирак или, того хуже, Пакистан, а вообще-то она похожа на самое себя, в этом и кошмар. При Гитлере сохранялись многие нормальные институты, даже суды (не все) были независимы. Была нормальная экономика. Школы и институты были не так поражены гитлеризмом, как современные российские — путинизмом. В этом смысле сравнение Путина с Гитлером давно уже неверно, потому что недостаточно. Конечно, напрашивается ответ: а русские трусы, они не дадут такого отпора, который бы дали нормальные люди. Но ведь всякий милитаризм порождается именно трусостью.

Трус — преопаснейший человек, очень агрессивный человек. Особенно если у него есть атомная бомба. Об этом приходится напоминать вновь и вновь. Европейцы помнят Чернобыль, а вот украинцы и русские (кажется, даже белорусы), забыли. Взрыв самой маленькой атомной бомбы будет иметь неимоверно больший эффект для всей планеты — не потому, что за ним последуют другие, а сам по себе. Эффект любого орудия падает после его использования — но атомное оружие противоположного рода, его основной вред нарастает после взрыва.

Так что Меркель правильно говорит — точнее, отказывается говорить. Понятно, что так бесконечно тянуться не может, но, можно надеяться, что мы сейчас являемся, действительно, свидетелями не только нового типа агрессии, но и нового типа отражения агрессии — когда на безумие лиллипута с атомной бомбой великаны отвечают как лиллипуты без атомной бомбы, отвечают, накидывая одну веревочку за другой на агрессора.

Гулливера такое поведение приводит в бешенство. Он кричит, что началась третья мировая война, еще немного, закричит про геноцид русских и вторжение марсиан. Его бешенство объяснимо — с ним отказываются говорить на привычном ему языке. На его ложь ему отвечают не ложью, не правдой, а успокаивающим говорком психиатра. Гулливера очень пугают веревочки — он помнит, как ими связали его лиллипуты и представляет, насколько хуже будет после великанов.

Можно ли было такими же веревочками связать Гитлера, — спросит русский рашист, который привык стращать всех и вся Гитлером, оправдывать свой милитаризм тем, что "с фашистами иначе нельзя". Можно было! Но Гитлер был не каким-то марсианином — он был порожден не национальными особенностями немцев. Гитлер был патологической формой антикоммунизма, ему уступали и его поощряли- не только немцы, свой нацизм был во всех странах Запада — в надежде, что он истребит коммунистическую угрозу. Не надо было уступать! А так запустили вирус — и пришлось запускать Вторую мировую войну, чтобы того, кем надеялись победить Россию. Бой злу надо давать на ранних рубежах. В нынешней истории с Украиной рубеж, конечно, не самый ранний, но все же и не самый безнадежный.

Армии Запада могут освободить Украину от России, но не могут сделать главного: спасти Россию от России. Впрочем, в любом случае русский, живущий в России, не может и не должен желать появления армий Запада в своей стране. Свои проблемы мы должны решать сами, причем, что важно, тоже не военными переворотами и не вооруженными бунтами, не холопским трындежом про коррупцию, не озлобленным ворчанием и редкими эпатажами, а все теми же лиллипутскими веревочками — принципиальностью, открытостью, политическими, гражданскими и просто человеческими союзами между собою.

ЗА СОКРАЩЕНИЕ МОЛОДЦЕВАТЫХ ОВЕЦ

Цитирую с изъятием бранных слов: "Командир батальона "Донбасс" Семенченко сказал, что они в Лисичанске после его освобождения увидели работающий спокойно Лисичанский ГОВД с вооружёнными милиционерами. Милиционеры сказали, что ничего не могли сделать против боевиков. "Донбасс" их разоружил. Официальный сайт УМВД в Луганской области. Их там 388. По численности — батальон. Прокуратура г. Лисичанска. Человек 50-70. СБУ г. Лисичанска — ещё 50-70- человек. Подразделение Грифон — охрана Лисичанского суда, прокуратуры — ещё человек 50. По самым скромным оценкам около 600-700 "правоохранителей".

Вот об этом я и долдоню. Тоталитаризм начинается с раздутых штатов "правоохранителей" — молодцов, заточенных для борьбы с овцами, с законопослушными гражданами. А настало время защищать родину — и на фронт против волков пошли библиотекари и программисты, потому что молодцы заявили, что они молодцы эксклюзивно против овец.

Вы думаете, почему Путин не лезет, скажем, в Германию? Потому что там давно подсократили вот этих "правоохранителей", да и армия — мала как золотник. Генералов раз в десять меньше, чем в Украине. Это очень укрепляет обороноспособность государства! Чего и всем странам желаем!

 

12 августа 2014

УДОБСТВО ВОЙНЫ И ДИСКОМФОРТ МИРА

[Для "Радио Свобода"]

Российский милитаризм, как и всякий, пронизан страхом. Об этом много сказано.

Много указано обстоятельств, которые могли сформировать этот страх – начиная с ленинского террора и заканчивая террором, который можно назвать нео-ленинистским. Нео-ленинистский террор выдаёт себя за миротворческие операции или, на худой конец, согласен называется войной за освобождение очередной «россии» — «Новороссии», «Абхазороссии», «Приднестроссии» и т.п.

Однако, страх не является первопричиной душевного слома, порождающего агрессию. Страх лишь следствие лжи.

Конечно, при этом надо отличать страх от испуга. Человек не рождён для страха, но испуг – очень полезная физиологическая реакция, позволяющая реагировать на опасность. Страх – явление чисто человеческое, как и способность говорить. Именно извращение способности говорить порождает страх.

Человек не рождён лгать, но человек не рождён и убивать или насиловать. Человек начинает лгать не потому, что боится, а потому что ложь – удобна. Ложь чуть-чуть подправляет реальность, делая её более комфортной для того, кто лжёт.

Ложь, конечно, лишь паразитическое извращение творческой способности человека. Фантазия, воображение, изобретательность тоже делают мир удобнее – но ложь требует меньше труда. Она без труда утверждает, что вытащила рыбку из пруда, хотя купила её в магазине.

В нормальных условиях нормальный человек лжёт ежедневно, лжёт часто, лжёт непроизвольно и незаметно для себя, но столь же незаметно, часто и ежедневно обстоятельства вынуждают его обнулять свою ложь и жить не по ней, а по правде. «Обстоятельства» — это и Бог Творец, и люди, от самых близких до случайных встречных, это, наконец, собственная творческая энергия.

Нормальные условия и нормальные люди, однако, есть явление ненормальное и, скажем осторожно, редчайшее. Во всяком случае, науке неизвестное, никем пока не встреченное, хотя и многократно описанное. Реальность ненормальна, патология – наша повседневность. Поэтому ложь пронизывает всё бытие человеческое. Только вот нюанс: все люди лгут, но некоторые люди лживее других. Вот здесь и начинаются владения страха.

В основе российского царства страха лежит ложь имени Ленина. Не Ленин придумал эту ложь, но Ленин превратил эту ложь в основу российской жизни – точнее, нежити. Это ложь цинизма («все сволочи, лжецы и волки»), это ложь материализма («душу придумали эксплуататоры народных масс, чтобы те не бунтовали»), это ложь рабства («путь к свободе лежит через покорность»). По отдельности каждая ложь – отнюдь не новая, но ленинский террор приготовил такой сатанинский коктейль из этих ядов, возвёл всё в такую степень, что результат налицо, и этот результат – Раша. Россия до Ленина была отсталой европейской провинцией и одновременно отсталой азиатской провинцией, благодаря Ленину она превратилась в метрополию лжи – прежде всего, самообмана.

Неужели комфортно жить в мире, где все окружающие сволочи, никому нельзя доверять и каждого нужно по возможности порабощать и угнетать? Разве не удобнее жить в реальном мире, где доверие – факт, а недоверие – патология? И почему реальность не вразумляет сошедшую с ума страну?

Реальность вразумляет – отсюда и агрессия. Если сумасшедший, возомнивший, что жена хочет его отравить, вдруг окажется поставленным перед фактом, что у него нет жены, он либо впадёт в ступор, либо взбесится. Ленин пришёл к власти на лжи о том, что жить плохо из-за самодержавия, а хорошо жить – при диктатуре («людоед не прав, а волкодав – прав», как сформулировал Солженицын ленинский бред). Лет через пять, когда развеялся дым гражданской войны, стало очевидно, что самодержавие, конечно, не сахар, но и отнюдь не главное зло, а диктатура имеет к хорошей – человечной, мирной, честной – жизни такое же отношение, как виселица к весам. Стало – да не для всех. Тогда и стали обеспечивать комфорт самообмана и обмана, уничтожая тех, кто предпочитал правду.

Так что же, опять демагогическое «жить по лжи» как панацея? Наступать на грабли Солженицына, который очень даже жил по лжи, во всяком случае, как «общественный деятель», за что и получил элитную дачку себе и дом на Таганке под свой фонд? Как различить-то, где она – ложь?

А не надо различать. Это как раз тот случай, когда лечить симптом – уже победа над болезнью. Конечно, недурно, если каждый отдельный житель России озаботится узнать правду – о России, о себе, о жизни, о Западе и Востоке, о НАТО и АТО. Однако, улита едет, когда-то будет, а жить надо сейчас. Так вот – «не убий». Это даже важнее, чем «не лги». Вычеркнуть всякое насилие и агрессию из средств жизни. В том числе – и прежде всего – насилие и агрессию под видом миротворчества. Пусть вокруг гибнут люди, пусть задыхаются миллиарды – не сметь помогать! В Крыму плохо? Пусть плохо – не лезь. А куда залез – вылези, из Абхазии, из Молдавии («Приднестровья»), из Украины.

Да, ручонки шаловливые так и тянутся к автомату, чтобы помочь страждущим детям и взрослым, которых задавила хунта киевская, машина натовская, военщина американская. А ты себя по рукам, по рукам!

Битье себя по рукам и языку актуально не только для генералов и кремлевских пропагандистов. Широки лампасы у генералов, велика диагональ у придворных шутов, но они – всего лишь марионетки штатского населения. И Путин – не источник зла, а сточная яма, куда слились все страхи и фобии, все обманы и самообманы нас, жителей Раши. Что всё дело в Путине и в коррупции кооператива «Озеро» — это ведь тоже самообман, и преопаснейший, на нём к власти может придти зло куда худшее, и куда более удобное.

Война удобна – это и означает «всё спишет». Мир, реальность, любовь – сплошной дискомфорт. Человек не камень, который стремится к равновесию с окружающей средой, уравнивая с ней свою температуру. Равновесие человека – это колоссальная неравновесность добра, когда на искушения цинизма, материализма, фанатизма, национализма, которые подмяли под себя Россию, превратил её в Рашу, отвечаешь принципиальностью, идеализмом, доверием к людям – к людям, а не к начальству, дьявольская ведь разница – и гуманизмом. Не надо бояться этих слов, они правильные. Да, жить в реальном мире не так удобно, как гнить в окопе своей и чужой паранойи, но мы же не картошка, а люди, пусть и в отчаянных обстоятельствах. Это наше отчаяние, и хотя нас, увы, надо победить, чтобы мы не разрушили миротворчеством планету, но наше отчаяние никто, кроме нас, не может и не должен победить. А мы – и можем, и должны.

 

ПРОТИВ ПЕССИМИАНСТВА И ЦИНИЗМОЛОГИИ

Дмитрий Быков, «Новая газета», 9.8.2014:

«Я ничего не смог остановить. Все были в курсе, все учились в школе. Оно, конечно, как ни вьется нить, а быть концу, — но хоть замедлить, что ли… В стремительно глупеющей стране, который год плетущейся по кромке, никто бы не прислушался ко мне — витии, знаешь, были и погромче, — история всегда кругом права, но в море этой глупости и злобы я мог найти какие-то слова. Но не нашел. И все пошло, как шло бы без нашего участия».

На фоне Быкова откровенно кающийся в поддержке власти Архангельский выглядит героем, как ни двусмысленно его покаянье. Быков не кается ни единым словом — а ведь есть, очень есть за что. Вовсе не пытался остановить – поддерживал. Прежде всего, травил «неправильно верующих». Об этом многие теперь забыли – кроме тех, кого травили. А ведь запрет иностранного продовольствия – лишь логическое завершение запрета «иностранных религий». Быков травил «чеченских террористов» и оправдывал «антитеррористическую» политику Путина — а ведь «борьба с киевской хунтой» лишь логическое продолжение усмирения Чечни. Быков защищал погром Сахаровского центра – а ведь его организовывали молодчики ровно того ти, которые сейчас громят Донецк и Луганск. Он поддержал разгон НТВ.

Так что какое уж там «я не смог ничего остановить». Дмитрий Львович и был, и остался не просто опорой режима, а одним из творцов. Потому что неустанно проповедовал, как и Архангельский и миллионы других, что «ничего изменить нельзя». И в этом тексте проповедует то же самое: «проку нет», «теперь уже на всех один финал». Именно из этих заклятий и растет деспотизм, потому что если «проку нет», то зачем что-то делать? Зачем с кем-нибудь объединяться (и Д.Л.Быков объединяется исключительно с теми, кто может помочь продвижению его текстов, организации его выступлений и т.п.).

Назвать Путина плохо выкрашенным идолом – не означает выступить против Путина, если при этом не сказано «давайте объединимся для свержения этого идола». А если сказано, что идола не остановить, то это уже и ложь, призывающая служить идолу. Быков, кажется, возмущен лишь тем, что идола никак не покрасят «хорошо».

Как-то Быков назвал себя «как бы весь из себя такой оппозиционер». Наполовину сказал правду – на первую половину. Любые его правильные слова (а их много) обесценены тем, что вставлены в проповедь пессимизианства и цинизмологии. Не для того, чтобы кого-то убедить – потому и популярен Д.Л.Быков, что с присвистом проповедует пофигизм, который большинство жителей России исповедуют, пришепетывая. Прочтет плохо выкрашеный идол, что все идет, как идет, без нашего участия – и одобрительно хмыкнет, и велит не трогать «Новую газету», потому что именно это отчаяние, именно «уши выше лба не растут» и «плетью обуха не перешибешь» – основа его власти, а вовсе не насилие и ложь.

Я понимаю, что слишком часто пишу о Д.Л.Быкове – в сравнении с тем, что писать о нем вообще не следует. Но ведь я за его текстами не слежу – они попадаются на глаза в блогах людей, крайне мне симпатичных. Хотя, на мой взгляд, после того, как Новодворская печатно назвала Быкова подлецом, после того, как Трауберг буквально рыдала, рассказывая, как Быков сперва вытряс из нее в больнице интервью, а потом переврал – ну о чем говорить? Но это знают не все, и это, наверное, не так уж важно для посторонних. А важно, что банка с ядом, на которой написано «яд», не так опасна, как банка с ядом, на которой написано «как бы все из себя такое противоядие». И если человек отзывается на проповедь «усе кончено, осталось погибнуть с музыкой» — этому человеку нужно сказать: «Ай, бросьте! Ничего не кончено!! Все только начинается!!!»

 

6 августа 2014

АРС СОСТРАДАНДИ

С одной стороны, противно, тревожно и тяжело быть изгоем. С другой — а может, оно воля Божия? Чтобы малость подрихтовать мою эгоизму? Ведь то, что я испытываю сейчас в России, испытывали христиане при Адриане, цыгане при королеве Виктории и Гитлере, геи в любой стране в любые времена, женщины в любом патриархальном обществе (а все общества — патриархальные). Не какие-то ужасные гонения, а постоянное, ровное отторжение, неприятие, пропасть тем более давящую на психику, что она совершенно невидима. Вокруг обычнейшие люди — они любят, ссорятся, дают концерты и ходят на концерты, а также в церковь или в синагогу или еще куда, да и общаются с тобой — но ты твёрдо знаешь, что в случае малейшего изменения ситуации они не только не заметят твоего ареста, твоей гибели, но и одобрят, проголосуют, приложат руку. Что ж, очень полезный и продуктивный опыт. Не страдание, никоим образом не страдание. Ничего экзистенциального, не "бездны на краю", а хождение по болоту — но, если трезво принять эту реальность, то очень бодрит и освобождает.

 

ВРАНЬ ДУХОВНАЯ

Это я о сегодняшнем заявлении Московской Патриархии по Украине ( http://www.patriarchia.ru/db/ text/3700707.html). Омерзительное заявление РПЦ МП о том, что в Украине греко-католики и неканоничные православные ведут агрессию против миротворящей УПЦ МП. Написано в лучших чекистских традициях. Ну, конечно же, миллионы православных, пользующихся храмами РПЦ МП, нимало не отвечают за подобную гадость? Впрочем, замечу, что, насколько мне известно, позиция негосударственных православных России — владыка Лурье, владыка Прокопьев и др. — ничуть не лучше, против вторжения России в Украину никто из них не высказывался. С экуменизьмой борются — это важнее! Тщательно отслеживают, с кем из инославных молятся иерархи МП. Ну да, святые отцы ведь ничего про границы Украины не заявляли, о правовом государстве не рассуждали и права человека в каноны не позаботились внести. Владыка Рафаил Прокопьев приглашал меня в июле на собор своей Церкви — я не поехал по недостатку времени, но хорош бы я был, коли приехал бы — ведь там отдельно заклеймили за экуменизм Украинскую Автокефальную Православную Церковь, от которой и владыка Рафаил имеет поставление. Отмежевались. Насколько я понимаю, не без помощи владыки Григория Лурье, который на этом соборе — к некоторому моему удивлению — присутствовал.

 

5 августа 2014

КАК БЫТЬ С РАШИЗМОМ

Наткнулся на красивейший ролик — танец картвелийских воинов... Интересно, сколько людей способны без личной встречи с отморозком в десантном беретце понять, что никакой разницы между пьяным садистом и этими картвелийскими воинами нет? Что любая красота войны — хоть остроногие грузины, хоть мохнатые шапки британской королевы хоть хор мормонов, исполняющих "Знамя республики" (тут особый сарказм, п.ч. мормоны воспевают ту самую армию, которая заставила их в конце XIX века поступиться принципами), хоть ухающие грозно викинги-берсеркеры, не говоря уж о шлемоблещущем Ахилле, — это все те же бандюганы с луганской дороги, только пробывшие у власти достаточно долго, чтобы заплатить постановщикам за гламуризацию?

Рашизм — он не в Кремле. А в том, что двое милейших и лично мне знакомых и дружественных людей в комментариях на голубом глазу исповедуют веру в то, что жизнь — джунгли, государства — хищники, не будешь жрать сам, сожрут тебя... Что можно глядеть на жизнь иначе они либо не представляют, либо полагают, что всякие декларации о ненасилии — лицемерие и подстава. Даю им ссылку на солидную монографию о государстве без насилия как цели гражданского общежития — нет, читать некогда, защищаться надо. И вот я проехал сейчас полторы тысячи километров по Бельгии и Германии — и там нет людей с такой психологией, во вс. сл., в таких товарных количествах. А в России — только с такой. Но ужо я ея переубедю!

Засада не в том, что любой милитаризм отвратителен в любой упаковке. А в том, что вся российская жизнь — с ее институтами, искусством, литературой — это вот ровно то, что разовьется в Луганске-Донецке, если засевшие в них бандиты получат в свою распоряжение средства. Появится у них и своя внутренняя оппозиция — типа Павловских-Навальных-Быковых — появится "Эхо Луганска" и т.п.... И нормальные люди — ведь большинстве в Луганске-Донецке нормальные — привыкнут к этому и будут исповедовать веру в то, что все в мире бандюги, что все люди сволочи, и надо быть сволочнее других, чтобы выжить..

Я не очень настроен спорить с носителями принципа "человек человеку волк", этой основы рашизма (впрочем, и нацизма, который тоже выдавал свою агрессивность за "биологический закон"). Совсем не настроен. Они составляют большинство окружающих меня людей, они большинство среди тех, кто моложе меня (в России, только в России). С каждым спорить — недлинный остаток жизни растратится втуне.

Не очень я настроен и выяснять, откуда растет такое умонастроение. Во-первых, как историк я знаю, откуда оно растет. Во-вторых, как человек я знаю, что это неважно. В любое мгновение человек может перемениться, причем радикально. Но менее всего такой перемене способствует призыв "Переменись" ("покайся" в старом переводе). Человек сразу возмущается — "ты кто такой, чтобы меня учить!"

А что способствует? Да как сказать... С одной стороны, все. Вся реальность вопиет: перестань бояться! Преодолей фобии, это возможно, как бы рано они в тебе не сформировались!! С другой стороны, ничего не способствует. Ведь фобии каждый день подкрепляемы изнутри ежеминутным поведением человека, и самые мирные сигналы извне перетолковываются в пользу паранойи. Все традиции российской жизни — как человек работает, как общается в семье, как отдыхает — подкрепляют паранойю. Куда тут просунуться благодати или разуму? Если качество жизни улучшается — это для параноика доказательство того, что его паранойя себя оправдала, что благодаря мерам предосторожности (так он именует агрессию) жить стало лучше. Если качество жизни ухудшается (что чаще и что предстоит сейчас) — это для параноика доказательство, что его паранойя не напрасна, что враги перекрывают кислород.

Вот и понятно, почему у Запада такая вялая реакция на проблемы соседей. Почему не остановили вовремя сербов, почему не защитили грузин и молдаван, почему сейчас не защищают украинцев. Ведь жертвами российской агрессии оказываются не все, а те, кто ослаблен, у кого нарушен иммунитет, у кого внутри тоже налицо и паранойя, и фобия, и — неплохой симптом — коррупция. Истерический патриотизм, кстати, тоже неблагоприятный симптом — истерика именно от того, что люди паникуют, сознавая, как глубоко их страна развращена тем же духом, который на них напал. Если бы Украина была более европейской страной — хотя бы в вопросе о сексуальных меньшинствах, не говоря уж о честности — Европа помогала бы ей охотнее. Точно так же на улице человек охотнее даст 20 долларов прилично одетому человеку, чем доллар — вонючему бродяге. К счастью, перепад между Европой и Украиной все-таки меньше.

Так то помощь пострадавшему, а что уж говорить о помощи нападающему. Россия — как клинок, у которого есть крохотные части из суперзакаленной стали — вся эта мразь, именуемая "силовиками". Эти части хрупки, они никогда бы ничего не добились, если бы за ними не было мощного пласта из довольно рыхлого железа, — все те врачи, учителя, компьютерщики, бизнесмены, религиозные деятели, которые "не желают лезть в политику", строят свою личную жизнь, пытаются жить в России как жили бы в Англии или США. При этом, правда, исповедуя те же взгляды на жизнь как борьбу скорпионов в банке, что вдохновляют "силовиков". В Англии и Германии люди такого типа безвредны, потому что их ничтожное меньшинство среди нормальных граждан, а в России они — главная опасность и ресурс агрессии.

Просвещение тут не поможет. Запад худо-бедно (скорее худо, но все же) уж так просвещал Россию в 1990-е — но как об стенку горох. Человек начинается не с головы, а с сердца. Надо смириться с тем, что мы не всесильны. Ничего нельзя добиться не только штыками, но и книгами, и поучениями, и личными примерами. Зло — в том числе, коллективное, народное — случается. Остается его изолировать, чтобы клыки никого не поранили, и стараться подавать сигналы внутрь Мордора в целом и отдельных его душ в частности. Там, в Мордоре, есть ведь свои источники сигналов о правде. Они не импортированы — если только не считать вынос младенца из роддома импортом. Правда постоянно самозарождается в сердцах, на это и главное надежда. Родничок правды в своем сердце беречь, расчищать, а о чужом — кто может, пусть молится, кто не может молиться, пусть хотя бы тосты поднимает за смягчение злых сердец.

 

УКРАИНСКОЕ

Глупо и малополезно взывать к помощи мирового сообщества, напирая на то, что Россия угрожает Украине. Какое дело англичанину или индонезийцу до Украины; его беспокоит Индонезия или Англия. Разумно и результативно взывать к помощи, напирая на то, что Россия угрожает свободе украинских геев и лесбиянок, свободе совести украинских протестантов и немосковских православных, свободе бизнеса украинских мелких и средних предпринимателей (с крупными Кремль найдет общий язык). Вот это будет понятно любому индонезийцы, британцу, нигерийцу — ведь сексуальная ориентация, бизнес и вера есть и у них.

 

2 августа 2014

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ИЛИ АНТИЛЛИГЕНЦИЯ

Если интеллигент не хочет стать антиллигентом, он должен не "пасти народы", не просвещать окружающих, не "спасать родину", а заниматься наукой, литературой, искусством (кто к чему способен). И тогда спасется родина, что бы ни означало это слово, просветятся окружающие и народы запасутся вечным. Не надо бояться, что профессионализм в своем деле ведет к аморализму. К аморализму ведет непрофессионализм в жизни — но профессионал в профессии всегда будет и профессионалом в жизни. Академик Сахаров — яркий пример, генерал Григоренко — еще пример. А кто средненький физик или средненький генерал, тот, если и подастся в диссидентство, будет средненьким диссидентом, бузотером и кое-какером в политике.

Ненавижу тексты (и, видимо, разговоры, но я в них не участвую, а тексты попадаются на глаза) о том, что русская интеллигенция должна просвещать народ и тем вносить свой вклад в спасение страны. Во-первых, вспоминаются мошенники-чиновники начала 90-х, которые объясняли, что получили контрольный пакет акций какого-нибудь завода, потому что внесли "интеллектуальный вклад". Во-вторых, под "просвещением" обычно понимается бездарное пережевывание плохо понятых поверхностных теорий в стиле Тойнби или Фукуямы. Себя лучше бы просвещали, а туда же — народ... В-третьих, только мало просвещенный человек делает идола из просвещения. Но даже мало просвещенный человек может многое сделать для спасения всего, что нуждается в спасении, просто путем объединения вокруг определенных (по возможности, правильных) принципов с другими людьми. Вот на объединении — реальном, партийном, движенческом — все и заканчивается. Величие Новодворской, между прочим, не в ее текстах, а в ее умении объединяться. Да, с немногими. Но ведь другие и с двумя не объединятся! Лежим каждый в своем спальнике и просвещаем вселенную молнией — туда-сюда, туда-сюда, вжик-вжик...

ВОЙНА КАК АНТИ-ЖИЗНЬ

Сегодня в Мюнхене на Карлсплац наткнулись на митинг — небольшой, человек сорок — кажется, против немецкого милитаризма. В смысле, что не следует воевать с Россией. Я не стал вылезать вперед и объяснять, что нельзя сравнивать ситуацию 1914 года с 2014-м. Даже если бы знал немецкий. К чему? Выступавшие явно — леваки-маргиналы. А может, я ошибся и неверно понял лозунги (см. фото в комментарии)?

Важнее другое. Споры о войне (и необходимости защищать родину — этой главной идейной опоры войны) редко касаются главного. А главное — в том, что война это грязное дело. Любая война. Абсолютно для всех сторон. Даже если бы возможна была справедливая война (а она невозможна — критерии невыполнимы), все равно она была бы грязным, нечеловеческим делом. Это как любовь, только наоборот. Любовь — чистое дело, и секс в любви — чист. А война — грязное дело, и убийство в войне — грязь. Все патриотические разговоры и возгласы — это до фронта, до реальности военного бардака и палачества. Потому что война есть бардак и палачество.

Я сейчас встречаю десятки, даже сотни украинских микроблогов с патетическими записями про войну. В основном, это патетика девичья, женская. Тыловая, в любом случае — в окопах не до патетики. Сочувствовать этой патетике не могу, да и не нужно. А могу и должен сказать то, что говорили все честные и умные люди, прошедшие войну: не обманывайтесь, война уродует победителей так же, как побежденных. Даже больше. Конечно, я не хочу победы российского милитаризма, не хочу Раши «от тайги до британских морей». Глюпые немцы не понимают, что Путин не остановится ни в Праге, ни в Вене, будет переть, пока не остановят. Конечно, рано или поздно остановят, но зачем же поздно. В любом случае, кто остановит — не будет счастлив. Будет болен. На всю жизнь изувечен. Свободен, героичен, но — изувечен. И к этому надо готовиться сейчас — морально и финансово, чтобы лечить героев.

На самом-то деле, вылечить нельзя. Война есть антимир, антибытие, не просто смерть, но антижизнь. Лучше всего об этом сказал Лев Толстой — вояка, настоящий вояка, не какая-нибудь девица с чепчиком. Много говорят о том, что Толстой саркастически описал богослужение, но куда важнее, как он раздел войну и патриотизм. Самые пронзительные его строки — в «Войне и мире», когда он описывает расстрел французами русских (якобы мародеров) на Девичьем поле:

«С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога».

Я не призываю украинцев сдаваться в плен Раше. Я призываю задуматься. Считаете нужным воевать — ну что ж. Но воевать — один грех, а обманывать себя — другой грех. Вот хотя бы его не совершайте. Хуже всего от самообмана ведь будет солдату, тому, кто реально стреляет — ведь на фронте все обманы развеиваются мгновенно, если человек не совсем одурел от идейности. Черная, гнусная, грязная работа. Даже анти-работа. Честь и слава тем, кто ее делает? Да нет, какие уж там честь и слава... Слезы и помощь, коли уж на то пошло, и не столько сейчас помощь — современная война не терпит дилетантизма — а потом помощь. Не славословиями, не славословиями, и уж не патриотизмом...

Один российский философ насилия призывал воевать с любовью — убивать вражеского солдата с любовью к нему, ну и, конечно, с любовью к своей родине, это уж само собой. Прошло сто лет, и войны продолжаются, хоть и стало их много меньше, и вновь нападают, и первый порыв — убить напавшего во имя любви.

Вздор, иллюзии и падение в архаику. Напавший одушевлен любовью к справедливости, к миротворчеству, к России или к Новороссии — это его проблемы, он потому и напал. А ты — не отвечай любовью к справедливости, к миротворчеству, к родной Боголупии или Лупобогии. Если уж отражаешь нападение — отражай, но как отгоняешь комара. Комара ведь отгоняют без любви к миру от комаров? Просто отгоняют?

Воюй, как чистишь отхожее место — с отвращением, старашаясь не вдыхать вонищу, не во имя чистоты, а просто потому, что — ну, надо, так ее перетак. Оставим энтузиазм... Впрочем, некому оставить энтузиазм — поверь, и напавшие вовсе не любят того, во имя чего воюют. Они либо демагоги (кто на самом верху, тот уж точно достаточно умен, чтобы понимать, что «любовь к отечеству» — фикция, как и само «отечество), либо люди, которые решают свои реальные психологические проблемы бегством в мир иллюзорных «отечеств», «родин», «патриотизмов» и прочих оперативных фантомов.

Теоретически защитник справедливого дела страдает иначе, нежели агрессор. Практически — увы, оба страдают одинаково. Психологическая травма от того, что убил человека на войне — одинакова у напавшего и у обороняющегося. "Цель не оправдывает средства" — это ведь и об этом.

 

31 июля 2014

ВПК — ЭТО НЕ ВЛАДИМИРО-ПУТИНСКИЙ КОМПЛЕКС

Вижу много статей о том, что скоро российская номенклатура скинет Путина как скинула Хрущева, Павла I и пр. Возможно! Только из этого вовсе не обязательно последует вывод войск из Украины, включая Крым и прочие пацифистские вкусности. "ВПК" — это не Владимиро-Путинский Комплекс, это военно-промышленный комплекс. Большой ужас, начинающийся с маленьких буковок. Путин — лидер одного из кланов этого комплекса.

Собственно, в масштабе страны воспроизводится историей любого русского села, где на должность старшого выбирают последовательно каждого, чтобы мог попользоваться. Побывали у кормила и представители идеологического клана номенклатуры (Сталин), и чекистского (Андропов), много от хозяйственников, теперь вот шпионский клан. Воевала Россия при всех. Потому и называется "комплекс". В нормальных странах — комплексные обеды, в России — комплексные войны, то есть, войны, ведущиеся всеми. Придет к власти Шойгу и военный клан (кстати, до сих пор ни разу у власти не бывший — но в истории всегда бывает небывшее) — будут воевать, будут. Придет к власти Навальный и клан клерков (что было бы логично, ведь это теперь один из самых многочисленных кланов) — будут воевать.

Путина снять и судить само собой, а деконструкция милитаризма российского — само собой. Деконструкция ВПК, конечно, утомительное занятие, но единственное, на которое стоит тратить интеллектуальный и политический ресурс.

 

УКРАИНСКОЕ

Когда я читаю "У России великое прошлое, изумительное настоящее и блистательное будущее" мне смешно. Но когда я читаю об Украине: "Мы страна с безупречной военной стратегией, гибкой тактикой и непобедимой армией" — мне страшно. Потому что гордыня, самоослепление и прочие гадости — это верный путь к поражению, в том числе, к военному положению. Вообще нынешняя война России и Украины ужасна тем, что воскресли стереотипы мышления, которые в нормальном мире уже лет 80 как крепко похоронены. В т.ч. "гордость за свою страну" и пр., и пр.... Видимо, нельзя идти убивать, не вздрючив себя таким вздором. Хотя — вон, пример Померанца... Вообще, похоже, вздрючивают себя как раз те, кто не воюет... Неправильно это, друзья, неправильно и опасно.

30 июля 2014

УКРАИНСКОЕ

Читаю у Тымчука: " В освобожденных населенных пунктах остается под видом мирных жителей значительное количество террористов (особенно сложная ситуация – в н.п. Дзержинск)". Пожимаю плечами: "как вы яхту назовете"... "Дзержинск" хуже "Бериевска"... По-моему, надо сразу по освобождении президентским указом заменять все эти советские названия на прежние либо придумывать новые. Даже "Донбасс" — гадость... аббревиатура...

* * *

Вчера имел случай говорить с немцами (на современном койне — английском) об Украине, о том, что украинцы хотели бы помощи войск НАТО против России, и что появление хотя бы малого нато-режимента сразу бы охолонуло Россию. Еще о том, что я возмущен дурным нейтралитетом Германии, но что сам полагаю правду не в войне и предпочел бы попасть в рабство, чем жертвовать чужими жизнями ради свободы. А сейчас подумал: Украина должна предложить НАТО направить войска на помощь "Донецкой республике". Если европейцы считают, что донецко-луганские это вроде боснийцев-хорватов и не понимают, какова ситуация на самом деле — что ж, пусть высаживаются в Донецке и Луганске защитить несчастных от киевской хунты. Разворачивают пушки дулами на Харьков... Ну, конечно, военная комендатура, проверка документов, высылка из независимой ДНР иностранцев — то есть, людей без украинского гражданства... И все — мыльный пузырь незамедлительно сдувается... На самом-то деле знают они все, знают, но жмутся. И Украина бы жалась, если бы ей предложили пойти войной на Индию в защиту Кашмира.

 

27 июля 2014

ПРОТИВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Спросили моего мнения о том, действительно ли русская культура один из истоков русского милитаризма, действительно ли ненависть к ней справедлива и на ближайшие десятилетиями мы вынуждены будем испытывать те же муки остракизма, что британская культура в глазах индийцев или немецкая в глазах евреев.

Вопрос неверно поставлен. Прилагательное "русский", "немецкий", "английский" применительно к слову "культура" — глубоко ошибочно. Как не бывает национальной науки, конфессиональной геометрии и т.п., так не бывает национальной культуры. Это сейчас только становится ясно. Культура всегда персоналистична. Культурный русский — одной цивилизации с культурным индийцем или немцев, а не с милитарным русским. Пенять на Вагнера за Освенцим — признак безкультурья. Воевать с культурой завоевателя, чтобы обрести свободу — глупо. У завоевателя по определению не бывает культуры, только оружие.

Вовсе не бескультурная утопия Ганди, не призыв к прялке вместо британской школы освободил Индию. Ганди победил, потому что принадлежал к культуре мира — и эта культура была у него одна с сэром ученым атеистом Бертраном Расселом.

Сегодняшняя борьба бывших угнетенных Российской империи с "русской культурой" — это борьба с псевдокультурой. Запретили въезд куда-то Кобзону — помилуйте, причем тут культура? Кобзон, Задорнов и т.п. — это даже не "низовая культура", это просто шуты в казарме. "Культурой" их можно назвать лишь в том же смысле, в котором биологи говорят о "культуре бактерий", выделенной в чашке Петри.

Так что Бог в помощь всем, кто хочет бороться с "русской культурой"! Все, что победите — ваше. Я с удовольствием отдаю на растерзание и русскую, и украинскую, и английскую культуру. Толстой и Шевченко, Бердяев и Рассел от этого так же не пострадают, как Майя Плисецкая от запрета Кобзону выступать в Латвии.

 

26 июля 2014

КРУГОВОЕ КРОВОПИТИЕ

Защитники российского милитаризма часто говорят, что их любимая империя лучше всех, потому что у неё не было бенефициаров. Вот британцы от Британской империи имели выгоду — комфорт, прогресс, деньги. Французы от Французской империи имели выгоду, немцы от Германской, а русские не приобретали никаких благ.

«Бенефициар» и означает «благоприобретатель». Например, «церковная бенефиция» — живет человек в Риме, нимало не священник, но ему дан в бенефицию монастырь в Испании, он получает от этого монастыря доходы.

Конечно, это ложь, что русские от своих завоеваний имели только головную боль. История, как и налоговая полиция, даже не улыбается на такие заявления, а просто показывает на всякие материальные блага и сухо говорит: «Не врите!» Соболя и нефть, алмазы и газ, наконец, просто возможность не убирать свою землю, а переселяться на новую и загаживать её, — это выгода.

Важнее, однако, та правда, которая есть в заявке российских империалистов. Выгоду русские получали, но она не была и не есть главное — поэтому так тщетны все попытки объяснить неминуемый из-за войны экономический крах России.

Бывают ведь не только бенефициары — бывают малефициары. «Малюс» на латыни — зло (добро — «бонус»). Российская империя создавалась не для бенефициаров, а для малефициаров. Не выгода приобреталась, а зло. Почему, собственно, «империя зла» исключительно точное.

Какое зло приобретает человек, созидающий империю ценой собственного материального процветания, иногда и ценой жизни своих близких? Зло самоутверждения, зло гордыни, зло самого страшного эгоизма — коллектива. Личный эгоизм ещё можно побороть, но коллективный...

Круговая порука милитаризма — это как круговое кровопитие. Море крови и все движутся вокруг него и лакают, лакают, облизываются и гордо говорят: «Необъятно!» Или даже «мы спасли мир». О да — спасли мир от свободы и жизни, спасли для себя, чтобы тянуть из мира соки.

Конечно, приобретение зла — не добро и никакой радости малефициару не приносит. Зато приносит — послушайте малефициаров-то, они вполне откровенны — «стабильность», «безопасность». Стабильность смерти духовной. Безопасность безличности.

Конечно, сам малефициар полагает, что он получил нечто глубоко позитивное — бессмертие и воскресение. Коллективизм есть попытка стяжать бессмертие помимо Бессмертного. «Нет, весь я не умру, душа в заветной роте мой прах переживёт».

Мало того, что это вздор — умрёт служивый, а рота как была безликой многоножкой, так и останется. Хуже, что и живёт такой коллективистский милитаризм и тоже не испытывает никакой радости. Он ненавидит не только тех, кого еще не завоевал — «Запад», «бандеровцев», «азиатов», «кавказцев». Он ненавидит и тех, с кем в одной казарме, рычит на жену, бьет детей, оплевывает генералов и даже вождя. И вождь не слишком возражает — у кругового кровопития свой ритуал.

Для бенефициара войн главное — приобрести возможность безбранно поговорить с друзьями, сходить на базар в субботу, пообщаться с соседями, развлечься выборами мэра, обсуждая, дискутируя, пропагандируя. Это столь важные для него блага, что ради них он и отказывается от войн, уходит из колоний и даже пускает к себе бывших покорённых — надо же с кем-то жить бок-о-бок.

Длля малефициара главный лозунг: «А за базар ответишь!» Базар, рынок для малефициары — средоточие хаоса, вулкан, способный уничтожить его шизоидный мирок. Говорить? «Парламент не место для говорильни!» Высказывать взгляды? «Нечего базар разводить!» Дискутировать? Нет уж — клеймить, ворчать, бранить, ругать, взвинчивать друг друга в истерике, — это для малефициара «общение», это и только это у него общее с соседями по казарменной своей среде.

Ведь кроме бенефиаров есть бенефакторы – благотворители, а на каждого малефициарымалефактор, сиречь злодей. И малефактор – вторичен. Не будет нуждающихся в благотворительности – не будет благотворителей. Не будет нуждающихся в Крыму – не будет завоевания Крыма (кстати, не бескровного – но малефициарам смерть четырех человек безразлична, ему мульен подавай, тогда он расчувствуется).

Можно ли из малефициаров перейти в бенефициары? Упаси Бог! Надо просто становиться нормальным человеком, который выгоды получает не от завоеваний, а от собственного труда, удовольствие — от общения, кайф — от мирно провоходящих дискуссий. Это возможно — в конце концов, когда-то всё человечество было коллективом людоедов, а нынче лишь малая часть. Ждать, пока малефициары вымрут, не надо и опасно, а то как бы они сами всех не вымерли. Лучше обратим внимание на слабое место малефициаров — они ведь проявляют нормальное здравомыслие, превосходные навыки критического мышления и даже человеколюбие в вопросах, которые касаются лично их. Он тоже предпочитает быть здоровым и богатым, а не бедным и больным, и если уверен, что другие малефициары его не осудят или не заметят, то живёт вполне разумно, кротко и даже творчески.

Злу оставляется та часть жизни, которую малефициар считает второстепенной. Сбросить атомную бомбу на кого-нибудь за тридевять земель, отторгнуть чей-нибудь крем, которым всё равно он пользоваться не собирается — нет проблем. Вот на уровне «своя рубашка ближе к телу» — дело другое.

Вот и надо объяснять малефициарам, что и тело его, и рубашка размером много больше, чем он видит в зеркале. Что радиация от атомной бомбы, сброшенной на Киев, заставит и его светиться подмосковными вечерами, что безусловно убавит некоторую долю их дороговизны. Что кушать людей вредно для здоровья, что бы ни утвержали по этому поводу те, кого он считает безвредными учителями своей жизни. Что, в конце концов, найдётся на каждого малефициара велиал — и тогда небо не покажется с овчинку, а станет с овчинку.

Что делать с малефициарами? Объяснять? Да. Просвещать? Нет. Объяснение — личный акт, просвещение — безличный, а в безличности малефициар всегда сильнее, это его стихия. Объяснять, не перебарщивая, а то неровён час и свою личность погубить, и чужой не помочь родиться. Но — объяснять, и молиться, чтобы страховка не подвела. Какая страховка? А это уж каждому по вере — у кого верёвка, у кого книжка, у кого Творец мира, у кого всё вместе.

 

14 июля 2014

БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ

Смысл этих слов легче понять от противоположного: "на войне как на войне". Идет война — пленных не брать, с врагом не цацкаться, не ныть... "Блаженны миротворцы" на языке ненависти и будет "ныть".

"На войне как на войне" — это как "в разрухе так в разрухе". Разруха — так становись ногами на унитаз! Разруха — не время чистить ботинки! Разруха — порви на ближнем рубашку, пусть не оскорбляет чувства окружающих целой рубашкой!

"Все для фронта" несовместимо с "все для победы". Для победы над разрухой нужно где-то разруху прекратить. Подмести, вымыть окна, расставить все по местам. Для победы на войне нужно — кстати, и с точки зрения военных — прежде всего иметь "надежный тыл", то есть пространство, где нет войны. Если в передовую превратится вся страна — значит, враг победил.

Миротворчество это когда на войне не как на войне. Господь Иисус, в конце концов, тоже жил "на войне". На войне фундаменталистов-фарисеев с религиозной расхлябанностью. На войне государственников-саддукеев с либерастами-еретиками. На войне израильских патриотов с греко-римскими оккупантами.

"На войне как на войне" означает "вы как хотите, а я на войне хочу жить, быть, существовать!" На войне не до Голгофы! На войне можно и нужно сообщать властям о местонахождении идейного диверсанта типа этого христосика...

Подлянка в том, что "на войне как на войне" кричат обычно те, кого военные называют тыловыми крысами. Те, кто не дрожит под пулями, да и не слышит пуль. К жестокости призывают те, у кого в садике под окном соловьи поют, а не танки грохочут.

Евангелие в том, что есть и там, где танки, люди, которые на войне не как на войне. Именно эти люди добились появления писаных законов войны. Эти люди не убьют поднявшего руки врага. Эти люди не будут материться, как матерятся обитатели тыла в своем бессилии, не будут поливать грязью врага, потому что они знают — враг такой же человек, как и ты. Не все эти люди безоружны, а многие и с оружием, и стреляют, и победу обеспечивают именно такие люди, а не палящие во все стороны психопаты, но эти люди не дадут забить до смерти пойманного с поличным шпиона. Эти люди не стреляют в детей, хотя из детей врага может вырасти враг. Это люди не видели Бога в лицо, они видели в лицо смерть, но эти люди — доверенные лица Бога, а не смерти, свидетели Воскресения и братья Христа.

 

9 июля 2014

НЕ РУССКИМ ПРИЗЫВАТЬ К ПЕРЕГОВОРАМ С РОССИЕЙ

Я не очень слежу за политикой, но до меня докатилось, что Глинка и другие, менее уважаемые мною люди призывают "неважно, кто начал, важно, кто кончит", "пусть Порошенко сядет за стол переговоров с Путиным". Мне кажется, это серьезная нравственная ошибка.

Пацифизм и миротворчество далеко не всегда призывают к мирным переговорам. Очень часто они молчат как Господь Иисус Христос перед Пилатом. В частности, не гражданам России чего-либо требовать от Украины, даже если эти граждане доказали свое неприятие войны. Французы или папуасы могут себе позволить такие призывы, а мы — не можем. Положение в пространстве и кровавый цвет паспорта имеют значение. Мы можем — и, пожалуй, должны — требовать одного: отставки президента и правительства, отвода войск и паравойск из Украины, возвращения Крыма. Более того, именно сейчас мы — миротворцы — должны требовать от всех, кто считает себя оппозиционерами — внятного осуждения агрессии России.

В условиях войны борьба с российской коррупцией вместо борьбы с российским милитаризмом — это соучастие в милитаризме, вольное или невольное поощрение войны. Некоррумпированный агрессор много опаснее коррумпированного.

Возможно — и почти наверное — занять такую позицию означает потерять и те скудные возможности, которыми оппозиция сейчас располагает. Могут запретить любую благотворительность. Что ж, это будет не вина тех, кто сказал правду, а вина тех, кто разрешает добро только в комплекте с ложью. Выбор во время войны не между благотворительностью и ее отсутствием, а между поощрением убийц и противостоянием убийцам. Не всякий должен противостоять с оружием в руках, а вот со словом правды — всякий. Если противостоять без оружия будут все, война прекратится. Войны начинаются не с первого выстрела, а с миллионной лжи и заканчиваются не миллионным выстрелом, а миллионной правдой.

Говорить правду, а не распространять конформизм на всю планету, не пытаться изгнать милитаризм лукавством.

Надо же использовать уникальную ситуацию — пожалуй, такое же новое явление в истории как эта война. Агрессия России против Украины — новое явление уровнем подлости и лживости. У этого явления есть обратная сторона: окоп наполовину пуст. В России нет всех прелестей военной цензуры и настоящей милитаристской истерии. Тут еще возможно говорить правду и призывать к миру — по-настоящему призывать, а не лукаво. Надо это использовать.

 

8 июля 2014

В ЗАЩИТУ РАССЛАБЛЕННОСТИ

(1) Есть такая штука — тор-браузер, для анонимного выхода в сеть.

(2) Мой почтовый адрес — 123022, Москва, Пресненский вал, дом 8, кор. 3, кв. 283 (кстати, он указан и в регистр. данных сайта krotov.info, и в разделе "расписание богослужений" на сайте). Это на случай, если интернет в России совсем закроют, а почитать мои тексты захочется. Могут, конечно, и компьютеры запретить... Но бумага-то останется, хотя бы туалетная! Она даже в гайдаровскому году была!!! Главное без паники, самая временная паника хуже самых вечных мук. Да и не думаю я, что интернет совсем ликвидируют — для номенклатуры он останется, и до 90-го передавали через жел. занавес за границу всякие пленки-бумажки, так и тут найдутся способы передать.

Главное трезвость. Без самообмана. Чтобы жизнь не превращалась в сплошное "ах-кто-бы-мог-подумать". АКБМП. НБД! — Надо было думать!

Я, когда трезвый, вижу, что живу в Донецкой народной республике, только тут камуфляж посерьезней, а по сути — то самое. Ну и что? Главное — живу, а не трясусь и не ложусь под стрелковых.

Анекдот моего дедушки — думаю, довоенный, в смысле, до Первой мировой войны. Еврей сидит и думает:

- Из каждого положения всегда есть два выхода. Если война не начнется — хорошо, если начнется, есть два выхода — призовут меня или не призовут. Если не призовут — хорошо, если призовут, два выхода — оставят в тылу или пошлют на фронт. Оставят в тылу — хорошо, на фронт — два выхода: пошлют в атаку или не пошлют. Не пошлют — хорошо, пошлют — два выхода: убьют или нет. Не убьют — хорошо! Убьют — два выхода: попаду я в рай или в ад. Попаду в рай — хорошо!! Попаду в ад — два выхода: зажарят меня на сковородке или нет. Не зажарят — хорошо!!! Зажарят — два выхода: съест меня сатана или не съест. Не съест — хорошо! Съест.... Да, тут уж только один выход, но я хотя бы смогу расслабиться.

 

2 июля 2014

Культура есть система, в которой один элемент неотделим от другого (как и в бескультурьи). Если мы решаем жить в культуре, где можно захватить кусок чужой страны ради своей безопасности или величия, то мы оказываемся в той же самой культуре, где половина населения — крепостные, и где место В.В.Путина — в тверской деревне, на козлах, и односельчане порют его за гулеж от жены и подворовывание у соседей.

* * *

Как хорошо, что гуманистов мало. Пошутил про китайцев — сразу какой-нибудь китаец на тебя набросится с упреком — мол, у нас в Китае наводнение, а ты шутишь. Что ж, пошутим про нигерийцев. Но нигериец тут же: ах, у нас девочек похитили, а ты про нас шутишь. Остается шутить про людей. Гуманистов так мало, что за человечества никому не жалко, никто себя с ним не отождествляет. Все его только бранят — оно и такое, и сякое, и мусор не выносит, и телетворному влиянию смиев поддается...

ПЕРЕЕДЕТ ЛИ ПУТИН В КИЕВ?

В 1831 году Тютчев написал стихотворение, оправдывающее расправу России с взбунтовавшейся Польшей. Мол, "мы над горестной Варшавой Удар свершили роковой" не корысти ради, а токмо безопасности для: "Да купим сей ценой кровавой России целость и покой!".

Совесть, однако, малость мучала поэта — ведь Польша не собиралась завоевывать Россию или истреблять русских, причем тут "целость", "покой"? Так что поэт пошел по второму кругу — мол, мы устроили резню "не за коран самодержавья", нас одушевляло "не чревобесие меча". Мы хотим

"Славян родные поколенья

Под знамя русское собрать

И весть на подвиг просвещенья

Единомысленных, как рать".

К вопросу о том, как важно понять иерархию ценностей врага. Тютчев — пацифист и демократ, чему свидетельством "коран самодержавья" и "чревобесие меча". Но пацифист он во-вторых, демократ в-третьих, во первых он милитарист. Не "империалист". "Империализм" лишь псевдоним милитаризма. Империалист лишь делает вид, что ему нужна империя — государство большого размера. Ему нужна вся планета. Будет переть вперед, пока не встретится с собственным хвостом.

Милитаристу "славянское единство" — лишь один этапов "человечьего общежитья". Если бы русские действительно были славянофилами, они бы не завоевывали или отпустили бы на свободу неславянских своих подданных.

Милитарист лжет — лжет и себе, и другим — уверяя, что подчинение, завоевание есть лишь переходный этап на пути к равенству и гармонии. Завоевали Польшу, сожгли польского орла, но из его пепла, — фантазирует Тютчев, — воскреснет Феникс славянского единства. Подчиним себе украинцев, но из пепла украинской независимости воскреснет еще какой-нибудь пеникс.

Что это ложь проверяется очень просто: эй, милитарист, а давай пожертвуй собой ради всеобщей гармонии! Давай на костре сожжем не одноглавого орла, а двуглавого? Нормальная курица и курица-мутант, невелика разница ж? Все равно ж воскреснет? Нет? Ну хотя бы согласись с тем, чтобы столицей была не Москва, а Киев! А? Какая тебе разница? Махнемся не глядя — язык империи пусть остается русским, но столица — в Киеве? Ну если единство, так ведь нет разницы? Или наоборот — столица в Москве, а госязыкукраинский?

В ответ — прикладом по зубам... Не всегда физически, но духовно — непременно.

 

30 июня 2014

КРОВЬ РЕШЕТОМ

Прочел, что украинцы единодушно осудили перемирие. Не могу согласиться. Худой мир — в том числе, как односторонний отказ стрелять — лучше доброй бойни. Майдан — идеал пацифистский, а не боевой, и только в качестве мирного явления Майдан и начинался, и вызывал симпатию.

Худое перемирие лучше доброй перевойны. Многие беспокоятся о судьбе своих близких на оккупированных территориях. На мой взгляд, тут прагматически даже близко не просматривается необходимость военных действий (я уж не говорю о высших принципах мира и т.п.). Если близкому человеку в Славянске и т.п. грозит опасность, нужно помочь этому человеку уехать. А не требовать послать туда солдат — от этого опасность лишь возрастёт многократно. Так что пока проблема такова, что надо делать три вещи: (а) эвакуация из зоны боевых действий всех желающих; (б) закрытие границы; (в) блокада оккупированного региона — чтобы побудить людей регион покидать. В последнем пункте я не очень уверен, но первые два — непременно. Без них любые боевые действия — что воду решетом носить. Точнее, кровь решетом носить.

Более того: воевать, когда в Киеве и других вполне свободных территориях так и не вычищены коррупционеры из армии — это убийство собственных солдат. Это вообще позор. Вот тут надо стучать кулаком, материться и т.п., а не у меня в блоге.

Чистить нужно отнюдь не армию, во всяком случае, прежде всего не армию. Армия — как пистолет. Если пистолет, пусть даже отлично начищенный, в руках у дебила или подонка, от него один вред.

Проблема востока Украина не та, что там слишком воюют. Украинцы пока вообще не воюют — этот бардак не война, а просто проявление импотенции украинского государства. Но, даже если они вдруг начнут воевать как американцы — это будет не лучше... Еще раз: проливают кровь, чтобы скрыть отсутствие более действенных, хотя менее кровавых мер. Почему не арестованы господа вроде этого... кума Путина, забыл фамилию... Медведчук. Много "почему"... Кернес на свободе... Ну да, еврей, да еще раненый... Если в Украине произошло восстановление государственного порядка (как я рассматривал Майдан), то прежде всего нужно не кровь проливать, а посадить тех, кто совершал преступления при бандитском режиме. Пока — под следствие, но посадить. Думаю, там преступлений — экономических — было предостаточно на несколько веков отсидок.

Легко фуфыриться и выкатывать грудь колесом, требуя, чтобы кто-то другой за тебя кровь проливал. Трудно самому добиться увольнения и посадки хотя бы одного-единственного чиновника, который украл деньги на бронежилеты. Легко из благополучной Чехии призывать к войне, трудно добиться от чешских властей и общества бойкота российских товаров, дипломатов, церковников, разного рода михалковых. Ведь стелются перед ними! Ведь берут у них деньги!! Для культурного и человеческого бойкота не нужно ждать никаких общеевропейских решений.

 

14 июня 2014

РАЗНОЕ

Государственничество есть род аутизма. Человек, который боится общаться с подобными себе, пытается выстраивать отношения с людьми через государство. Тотальное неумение общаться по горизонтали ведет в ад тоталитарной вертикали.

КТО СЧИТАЕТ ДРУГИХ МАРИОНЕТКАМИ, САМ — ЗАГОТОВКА ДЛЯ БУРАТИНО

Самое неверное и потому самое опасное в реакции на происходящее — это вера в то, что причина рашизма в переходе телевидения к Путину (на днях прочел у Шендеровича). Вот вернуть телевидение демократам — и все будет хорошо. Я уж не говорю о том, что в 90-е телевидение было в руках у тех, кто сейчас ходит в демократах — ну и что? А ничего! И это не только потому, что, на самом деле, демократы 90-х были демократами процентов примерно но 35,7%. Главное — человек свободен, и не телевидение оболванивает людей, не водка спаивает человека, а человек хлещет водку и выбирает веру в телевидение. Или — не выбирает. Если по телевидению говорят то, что человеку не по душе, так и не поверит. Так что все много хуже — ответственность не на одном Путине, а на сотне миллионов путиных, и все много лучше — у всех, от Путина до последнего рашиста, остается возможность измениться. И мы должны приложить все усилия, чтобы эту возможность реализовать. Конечно, скорее, наши усилия должны быть обращены к детям, но и к взрослым тоже. А считать, что все решает "оболванивание", что человек по природе марионетка — ну, конечно, кроме себя, любимого... Это и есть корень тоталитаризма, и неважно, тоталитаризм это рашистский или либерально-имперский, или даже "как бы весь из себя либеральный".