Калниньш, Иоанн, свящ. Мой путь к Богу. М.: Издательский совет РПЦ, 2002.
С.
77-81, 87-88, 94-95.
Пришло
время, когда наш курс лесотехники закончил Сельхозакадемию. В руках уже был диплом, но оставался один
довольно неприятный долг: надо было ехать от военной кафедры на сборы в
Эстонию, где нас должны были утвердить командирами взводов мотопехоты. Надо
было давать присягу — дело чисто формальное, но важное. Это было солью всего
мероприятия.
Думаю,
что наша семья не была единственной, где с детских лет знали, что Латвия
оккупирована, а также то, чем была и чтό есть
свободная Латвия. СССР не был связан с моими представлениями о родине. Это настроение еще более укрепляло отношение общины к советскому
режиму как к сатанинскому. Особенно акцентировалось одно место
Священного Писания: Прежде же всего, братия мои, не
клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас:
«да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению (Иак.
5, 12) Конечно, эти слова тогда я воспринял буквально (как и сейчас это место
воспринимают некоторые протестанты) и решил, что от этого «нечистого» дела надо
уклониться. Сначала появилась мысль сразу в академии информировать
начальство о моем намерении, но как только представил себе это, так
парализующий страх сковал все мое существо. Своими соображениями я поделился с
товарищами по курсу Эдмундом и Гунвалдисом. У них
проявился истинный интерес к Богу. Никто не верил, что нечто подобное можно
сделать, я тоже.
В
Эстонию я взял с собой Новый Завет на русском языке, который не выпускал из
рук. В голове была только одна мысль: «Что скажет Бог о моей трусости? Смогу ли
я после присяги к Нему приблизить?»
Настал
момент, когда нас построили в колонну и повели на полигон стрелять. Меня
удивила странная постановка вопроса: пока не выстрелишь в мишень, которая
напоминала силуэт человека, не допускаешься к принятию присяги. Было прекрасное
солнечное утро. Я смотрел в небо и просил прощения у Бога за то, что не
способен противостоять этой военной машине. Переживания, наверное, отражались
на моем лице и в глазах, так как друзья Эдмунд и Гунвалдис
понимающе отводили взгляд. Может, это было простым совпадением, но когда мы уже
были готовы к стрельбе, прозвучал приказ о том, что сейчас будет стрелять
другой взвод. Я тяжело вздохнул. Значит, мы будем стрелять после обеда; у меня
было время собраться.
Чем
меньше времени оставалось до рокового часа, тем хуже я себя чувствовал. Опять
не хватило духа все высказать; я взял автомат и побрел с колонной вперед. Не
могу этого сделать, слишком тяжело. Господи, дай силы отказаться! Когда мы были
уже готовы к стрельбе, всех удивил очередной приказ: этот взвод стрелять будет
в другой раз. «Ну ты даешь!» — что-то похожее
пробормотал Эдмунд. Стрельбу перенесли на утро.
Ночью
я почти не спал, но утро наступило неожиданно быстро. Нас построили. Каждый должен
был зарядить магазин патронами, но я этого не сделал. Направились на полигон.
Когда надо было занять позицию для стрельбы, я подошел к командиру и сказал: «Я
верю в Бога и стрелять не могу». Знал бы кто-нибудь,
каким слабым и беспомощным я себя тогда чувствовал! Думаю, что сделал бы в этот
момент все, что потребовали, если б кто-то стал на меня кричать и угрожать. Но
наш командир оказался интеллигентным человеком, он казался совершенно не
удивленным и культурно сказал: «Что же вы раньше не сказали? Разряжайте оружие
и идите в казармы». Я ответил, что оно и не было заряжено.
Через
некоторое время меня вызвали в политотдел. Здесь тоже были культурные люди,
которые не знали, что со мной делать. Начальник штаба пытался меня переубедить,
что присяга не противоречит Библии, что они могут меня отвезти в Таллинн, где
одно духовное лицо мне все объяснит. Ответил им, что единственным авторитетом
для меня является Священное Писание, где четко обоснованы мотивы моих действий.
Меня спросили, где это написано. Я открыл книгу и процитировал несколько
выдержек относительно как присяги, так и убийств.
При
выходе из политотдела меня встретила довольно большая группа офицеров. Весть о случившемся
успела облететь не только местную воинскую часть, но, как позже оказалось, и
Латвийскую сельхозакадемию. Офицеры задавали мне многочисленные
вопросы о вере, о Боге. Один из них даже ставил меня в пример и сказал:
«Молодец, что ты сумел это сделать!» Начались дискуссии. Порой я не мог
поверить своим глазам и ушам. В этом месте и такой большой интерес к духовным
вещам, настолько большая тоска и жажда чего-то истинного, непреходящего,
вечного! Так, в сопровождении довольно большой группы, я дошел до казармы, где
стал ждать решения командования части. В такой непредсказуемой ситуации ждать
нелегко. Приходила и другая информация, полностью противоречащая предыдущей:
что этого верующего надо как следует проучить, отлупить его так, чтобы забыл не
только свою веру, но и как его зовут. Были слухи, что кто-то хотел меня убить,
но, слава Богу, я остался цел и невредим. Меня отвезли на ближайшую
железнодорожную станцию и одного отправили в Таллинн.
Прибыв
в Ригу, я понял, что и здесь никто не знал, что со мной делать. Попытка
признать меня психически невменяемым провалилась, ведь не может же больной
человек закончить вуз и получить диплом. Целую неделю, день за днем я посещал
военный комиссариат, где в каждом кабинете рассказывал о своих убеждениях и произошедшем
в Эстонии. В конце концов меня отпустили. Один офицер
высокого ранга предложил мое дело передать в прокуратуру. В тот момент слово
«прокуратура» в моем сознании деформировалось до потери его смысла, и я
простодушно ответил: «В прокуратуру так в прокуратуру». Тогда это у меня
ассоциировалось с долгим и скучным хождением по кабинетам. Ответственный офицер
долго на меня смотрел, потом сказал: «Ладно, сейчас мы тебя отпустим, но осенью
призовем опять. Если будешь продолжать свои трюки, сам будешь виноват». Потом
он посмотрел вокруг и тихо спросил: «Где ты достал Библию? Мне тоже надо».
Похожие ситуации случались постоянно, интерес к христианству был необычайно
большой. Но возникала и опасность того, что некоторые из интересующихся
христианством в критическую минуту могли подвести.
Было
такое ощущение, что я нахожусь в подвешенном состоянии, между небом и землей,
полностью чуждый окружающему миру, но в душе — свободный.
[…]
…Пришла
повестка из военкомата. Что делать? Пришел проконсультироваться ос своим
участковым терапевтом. «Что? С вашим здоровьем в армию! Исключено… Вот вам направление в больницу», — сказала врач. Три
месяца пролежал в больнице «Гайльэзерс», где никто не
мог толком понять, что со мной происходит, плохие анализы крови становились все
хуже. Проше всестороннее обследование, пока меня не перевели в 10-е отделение
Инфекционной больницы, где лежали больные циррозом печени. Увиденное там
произвело на меня неизгладимое впечатление. Истинное лицо болезни было ужасным.
Я видел, как люди борются за свою жизнь. Главное было сохранить равновесие, не
впасть в панику, не думать о болезни, не впасть в отчаяние, ибо тогда тебе
конец. Я так там намучился, что в какой-то момент стал думать, что умру. Были
зима. Решил пойти погулять в лес. Прошел довольно большой кусок, но на обратном
пути почувствовал такую слабость, что думал — не дойду до отделения, упаду
где-нибудь и замерзну. Остановился и сел на ствол упавшего дерева, возле
которого на рябине висели гроздья сочных красно-оранжевых ягод. Сорвал
несколько и съел. Господи, сколько силы было в такой ягодке! Я смог идти
дальше.
Большую
роль в той ситуации сыграла интуиция моей матери. Посетив меня, она сказала
ясно: «Ты здесь умрешь. Скорее выписывайся». Что и было сделано, вопреки воле
врачей.
[…]
Пришла
весна, и я в очередной раз получил повестку в военкомат. Там хотели убедиться,
что я не симулянт, и еще раз направили в больницу. С ужасом воображал я себе
атмосферу больницы и многочисленные анализы. Когда же все это кончится? Слава
Богу, меня на этот раз долго не мучили и повторные
анализы подтвердили правильность диагноза.
Помню,
как стоял в трусах перед комиссией. Я был вызван последним, хотя по списку был
в середине. «Ну что, будем служить?» Я указал на то, что я болен, о чем
говорится в выписке из больницы.
«Болен?
Здесь ничего не написано, а может, ты просто не хочешь служить в советской
армии?» я понял, что надо ответить правильно и разумно: «Я не отказываюсь».
«Хорошо,
будешь танкистом». Упрямо сжал зубы: «Я вам покажу танкиста»!
«Ну
а присягать и стрелять будешь?»
«Нет,
буду делать как прежде, но служить в армии не отказываюсь»
«Расскажи
нам о своей вере». Я начал с увлечением рассказывать, но через мгновение
прозвучало: «Вон, убирайся вон!»
Что
все это значит? Какой-то офицер сообщил мне, что через неделю я могу приезжать
за документами. Успокоился я только тогда, когда получил военный билет с
записью о негодности к строевой службе. Как камень с сердца свалился. Хотя
фактически труд в зоне был той же службой, может, даже и труднее. Не думаю, что
кто-то хотел бы со мной поменяться местами. Во всех этих ситуациях меня спасало
лишь то, что я действительно верил. Когда люди видели, что во всех этих
действиях нет корыстной цели, они оставляли меня в покое.