Андреас Майслингер

 

Франц Ягерстаттер и Леопольд Энглейтнер

 

Появления биографии уроженца Верхней Австрии Леопольда Энглейтнера я ожидал в течение довольно долгого времени. Надо признать, что далеко не каждая издаваемая книга обладает настоящей ценностью. Нередко книги лишь воспроизводят уже известные всем факты, встречаются и такие, что попросту полны ошибок. И потому читателю не всегда удается получить ясную картину. Зачастую название книги многое обещает, а содержание ее оказывается лишь искусственно раздутой газетной статьей.

Но к данной книге, позволяющей узнать историю жизни австрийского Свидетеля Иеговы, сказанное ни в коей мере не относится. В последние десятилетия все возрастающая популярность устных рассказов дала нам множество записанных для потомства биографий людей, происходящих из самых разных слоев общества. Исторические исследования обратились к жизням людей самых рядовых. И по ходу этих исследований в поле зрения историков (по преимуществу молодых) попадали люди, принадлежавшие к самым разным социальным группам. Но большинство написанных и изданных биографий было посвящено тем, кто исповедовал левые — социалистические или коммунистические — идеалы. В качестве примера можно упомянуть о множестве книг и документальных фильмов, посвященных австрийцам, которые были участниками гражданской войны в Испании.

Преследование Свидетелей Иеговы не игнорировалось австрийскими историками. Опубликованный Dokumentationsarchiv des Österreichischen Widerstandes (DÖW, «Центр документов австрийского сопротивления») исчерпывающий документальный отчет о сопротивлении и преследованиях в отдельных федеральных землях содержит обширную информацию о Свидетелях Иеговы. Но кроме этого отчета мы, до появления долгожданной книги Бернарда Раммерсторфера, посвященной одному, конкретному Свидетелю, которому пришлось испытать преследования со стороны национал-социалистов, практически ничего больше не имели. И книгу он написал захватывающую. Это мое мнение разделяется историком Детлефом Гарбе, а уж он-то, автор фундаментального труда о судьбе Свидетелей Иеговы в Третьем Рейхе, «Between Resistance and Martyrdrom» («Между сопротивлением и мученичеством»), заслуживает полного доверия.

Бернарду Раммерсторферу не просто удалось написать захватывающую книгу, он не пожалел сил на то, чтобы проверить каждую, даже самую мелкую подробность, подтвердить точность всего, о чем рассказал ему Леопольд Энглейтнер. Одно лишь составление именного указателя к этой книге заставило ее автора проверить не только написание имен, но и любое сделанное Леопольдом Энглейтнером утверждение. Подобная скрупулезность отличает (увы) далеко не каждую записанную со слов того или иного человека книгу.

Настоящую причину, по которой я с таким нетерпением ожидал появления этой книги, составляет мой интерес к личности Франца Ягерстаттера. Я родился в 1955-м году в Санкт-Георгене, стоящем на границе между Зальцбургом, Верхней Австрией и Баварией. Еще в детстве отец рассказал мне историю фермера из Санкт-Радегунда, казненного потому, что он отказался сражаться на стороне Гитлера. Я помню, что уже тогда ходили разговоры о тесном контакте Ягерстаттера с «Исследователями Библии», как назывались в то время Свидетели Иеговы. В действительности и его тетка (Мария), и двоюродный брат (Иоганн Губер) принадлежали к числу Свидетелей. К сожалению, об отношении самого Франца Ягерстаттера к Свидетелям Иеговы почти ничего не известно. Эрна Путц пишет в ее биографии Ягерстаттера, что он «вел с ними многочисленные теологические дискуссии», которые «стали одной из причин его глубокого интереса к религиозным проблемам».

Леопольд Энглейтнер вспоминает о разговоре, который состоялся у него с Иоганном Губером. Вскоре после Второй мировой войны двоюродный брат Ягерстаттера рассказывал Энглейтнеру о трудностях, с которыми он столкнулся в Санкт-Радегунде после того, как отказался от католической веры. Согласно воспоминаниям Энглейтнера о том, что говорил ему Губер, последнему даже отказывались продавать в деревне молоко. Единственным человеком, который не относился к нему, ставшему Свидетелем Иеговы, с презрением, была мать Ягерстаттера, дом которой регулярно посещал Губер. И хотя сам Ягерстаттер, как о том рассказывают, поначалу относился к Свидетелям пренебрежительно, в дальнейшем стал задавать им очень серьезные вопросы. Но изучением Библии он не занимался. Энглейтнер подчеркивает расстояние, отделявшее Франца Ягерстаттера от Свидетелей Иеговы, и совершенно не пытается представить его одним из них.

Несмотря на то, что после того, как в 1964-м году в Соединенных Штатах увидела свет написанная Гордоном Цаном (Gordon Zahn) книга «In Solitary Witness: The Life and Death of Franz Jägerstätter» («Одиночное свидетельство. Жизнь и смерть Франца Ягерстаттера»), и этот фермер из австрийского Иннвейртеля стал одним из наиболее известных противников Адольфа Гитлера, я все же хочу привести здесь его короткую биографию.

Франц Ягерстаттер родился 20 мая 1907-го года в Санкт-Радегунде, неподалеку от стоящего на реке Инн города Браунау Верхняя Австрия. Родители его были бедны настолько, что не смогли даже пожениться.

Его растила бабушка. В 1917-м году мать Франца, Розалия, вышла замуж за фермера Генриха Ягерстаттера, усыновившего Франца. Он жил на ферме приемного отца, и дед его заботился о том, чтобы мальчик побольше читал. Франц был живым и веселым ребенком. В 1936-м он женился на глубоко религиозной девушке Франциске Шванингер. В этом браке, по всем свидетельствам очень счастливом, родились три дочери — Розалия, Мария и Алоизия. В 1938-м Франц Ягерстаттер проголосовал против присоединения Австрии к Германскому Рейху. В 1940-м его призвали в армию. Он прошел начальную армейскую подготовку и присягнул на верность Адольфу Гитлеру. В апреле 1941-го года Франца освободили по инициативе бургомистра его городка от службы и перевели в резерв. Когда в 1943-м его призвали вторично, он уже созрел для того, чтобы отказаться от службы в Вермахте по соображениям совести. 9 августа 1943-го года Франца Ягерстаттера казнили в Берлине.

Кинорежиссер Аксель Корти, основываясь на уже упоминавшейся книге американского пацифиста Гордона Цана, снял о Ягерстаттере фильм «Der Fall Jägerstätter». Главную роль в нем сыграл Курт Вайнцейрль. Фильм вызвал такой интерес, что австрийское телевидение показало его дважды с промежутком всего в пять месяцев. Решительный отказ Франца Ягерстаттера служить в немецком Вермахте, во главе которого стоял Адольф Гитлер, вызвал споры, продолжающиеся и по сей день, — даже после того, как 26 октября 2007-го года Ягерстаттер был причислен к лику блаженных. В ходе этих споров, нередко принимающих ожесточенный характер, позицию Ягерстаттера раз за разом сравнивают с позицией Свидетелей Иеговы, хотя такое уподобление поверхностно. И все же данная биография одного из Свидетелей Иеговы, которого изучение Библии привело к мысли о невозможности быть одновременно «солдатом Христа и солдатом национал-социализма», как выразился Франц Ягерстаттер, является для спорящих сторон точкой соприкосновения.

Книга Бернарда Раммерсторфера позволяет нам сопоставить поведение Ягерстаттера с поведением Леопольда Энглейтнера. Оба родились в бедности и примерно в одно время. Оба были воспитаны как католики и искали на свои вопросы ответы, отличные от тех, что предлагали им окружающие. Но, если Леопольд Энглейтнер нашел эти ответы у Свидетелей Иеговы, Франц Ягерстаттер католической церкви никогда не покидал, хоть и вступил в конфликт со своим приходским священником и даже с епископом Линца.

Именно этот конфликт и делает очевидным принципиальное различие между ним и Свидетелями Иеговы. В конце концов, Францу Ягерстаттеру пришлось противиться нажиму со стороны церкви и принимать свое решение самостоятельно, тогда как Энглейтнер и другие Свидетели опирались на одобрение руководителей их религиозной общины. Верно, впрочем, и то, что (см. главу этой книги «Отвага при смене религии в 1930-х и преследования при австрофашизме») Энглейтнеру пришлось преодолевать сопротивление не менее сильное, чем то, с каким столкнулся Ягерстаттер. Несмотря на поддержку, получаемую им от братьев по вере, Энглейтнер вынужден был отстаивать свои убеждения в среде, которая относилась к нему в лучшем случае неодобрительно, а в худшем — с открытой враждебностью. И, тем не менее, политические взгляды Ягерстаттера и Энглейтнера были прямо противоположными. Если бы они повстречались, то, наверное, нашли бы общую почву в том, что касалось серьезного изучения Библии, но в отношении Дольфуса и Шушнига к согласию не пришли бы. Лично мне очень хотелось бы, чтобы приверженцы Франца Ягерстаттера и Свидетели Иеговы встретились и обсудили сходства и различия двух этих противников национал-социализма, опиравшихся в своих взглядах прежде всего на Библию. Мы обладаем лишь фрагментарной информацией о разговорах, которые Ягерстаттер вел со Свидетелями Иеговы, но книга, которую мы теперь получили, позволяет заинтересованному читателю свести Ягерстаттера и Энглейтнера в воображаемом диалоге.

Андреас Майслингер

 

Энгельберт Дольфус (нем. Engelbert Dollfuß, 4 октября 1892 — 25 июля 1934) — австрийский политический деятель, лидер Христианско-Социальной Партии. Канцлер Австрии 1932-1934. Убит путчистами.

Курт Алоис Йозеф Иоганн Эдлер фон Шушниг (нем. Kurt Alois Josef Johann Edler von Schuschnigg) (14 декабря 1897, Рива дель Гарда, Австро-Венгрия — 18 ноября 1977, Инсбрук, Австрия; с 1919-го года — Курт Шушниг) — федеральный канцлер Австрии (1934-1938 годы).

 

Политолог из Инсбрука Адреас Майслингер имеет большой опыт исследовательской работы. В 1987-м году он был приглашенным доцентом университета Нового Орлеана. Он также работал в Еврейском университете Иерусалима, а в 1990-м участвовал в проводившемся в Яд ва-Шеме семинаре по Холокосту. С 1992-го по 1996 он печатался в журнале «Jüdische Rundschau» («Еврейское обозрение»), который издается в Базеле, Швейцария, а с 1992-го исполняет обязанности научного руководителя «Дней современной истории в Браунау» (Braunauer Zeitgeschichte-Tage). В том же году он основал «Австрийскую мемориальную службу Холокоста» sterreichischer Gedenkdienst) — альтернативу обязательной в Австрии военной службы. Интерны этой службы работают во всех основных институтах, занимающихся исследованиями Холокоста. В 2000-м Майслингер выступил в Браунау с инициативой проекта «Дом ответственности» (Haus der Verantwortung). www.maislinger.net

 

 

Бернард Раммерсторфер. «Несломленная воля». М., «Особая книга», 2009. Стр. 21-26.