Андреас Майслингер
Франц Ягерстаттер и Леопольд Энглейтнер
Появления биографии уроженца Верхней
Австрии Леопольда Энглейтнера я ожидал в течение довольно долгого времени. Надо
признать, что далеко не каждая издаваемая книга обладает настоящей ценностью.
Нередко книги лишь воспроизводят уже известные всем факты, встречаются и такие,
что попросту полны ошибок. И потому читателю не всегда удается получить ясную
картину. Зачастую название книги многое обещает, а содержание ее оказывается
лишь искусственно раздутой газетной статьей.
Но к данной книге, позволяющей узнать
историю жизни австрийского Свидетеля Иеговы, сказанное ни в коей мере не
относится. В последние десятилетия все возрастающая популярность устных
рассказов дала нам множество записанных для потомства биографий людей,
происходящих из самых разных слоев общества. Исторические исследования
обратились к жизням людей самых рядовых. И по ходу этих исследований в поле
зрения историков (по преимуществу молодых) попадали люди, принадлежавшие к
самым разным социальным группам. Но большинство написанных и изданных биографий
было посвящено тем, кто исповедовал левые — социалистические или
коммунистические — идеалы. В качестве примера можно упомянуть о множестве книг
и документальных фильмов, посвященных австрийцам, которые были участниками
гражданской войны в Испании.
Преследование Свидетелей Иеговы не игнорировалось австрийскими историками. Опубликованный Dokumentationsarchiv des Österreichischen Widerstandes (DÖW, «Центр
документов австрийского сопротивления») исчерпывающий документальный отчет о
сопротивлении и преследованиях в отдельных федеральных землях содержит обширную
информацию о Свидетелях Иеговы. Но кроме этого отчета мы, до появления
долгожданной книги Бернарда Раммерсторфера, посвященной одному, конкретному
Свидетелю, которому пришлось испытать преследования со стороны
национал-социалистов, практически ничего больше не имели. И книгу он написал
захватывающую. Это мое мнение разделяется историком Детлефом Гарбе, а уж он-то,
автор фундаментального труда о судьбе Свидетелей Иеговы в Третьем Рейхе, «Between Resistance and Martyrdrom» («Между
сопротивлением и мученичеством»), заслуживает полного доверия.
Бернарду Раммерсторферу не просто удалось
написать захватывающую книгу, он не пожалел сил на то, чтобы проверить каждую,
даже самую мелкую подробность, подтвердить точность всего, о чем рассказал ему
Леопольд Энглейтнер. Одно лишь составление именного указателя к этой книге
заставило ее автора проверить не только написание имен, но и любое сделанное
Леопольдом Энглейтнером утверждение. Подобная скрупулезность отличает (увы)
далеко не каждую записанную со слов того или иного человека книгу.
Настоящую причину, по которой я с таким
нетерпением ожидал появления этой книги, составляет мой интерес к личности
Франца Ягерстаттера. Я родился в 1955-м году в Санкт-Георгене, стоящем на
границе между Зальцбургом, Верхней Австрией и Баварией. Еще в детстве отец
рассказал мне историю фермера из Санкт-Радегунда, казненного потому, что он
отказался сражаться на стороне Гитлера. Я помню, что уже тогда ходили разговоры
о тесном контакте Ягерстаттера с «Исследователями Библии», как назывались в то
время Свидетели Иеговы. В действительности и его тетка (Мария), и двоюродный
брат (Иоганн Губер) принадлежали к числу Свидетелей. К сожалению, об отношении
самого Франца Ягерстаттера к Свидетелям Иеговы почти ничего не известно. Эрна
Путц пишет в ее биографии Ягерстаттера, что он «вел с ними многочисленные
теологические дискуссии», которые «стали одной из причин его глубокого интереса
к религиозным проблемам».
Леопольд Энглейтнер вспоминает о
разговоре, который состоялся у него с Иоганном Губером. Вскоре после Второй
мировой войны двоюродный брат Ягерстаттера рассказывал Энглейтнеру о
трудностях, с которыми он столкнулся в Санкт-Радегунде после того, как отказался
от католической веры. Согласно воспоминаниям Энглейтнера о том, что говорил ему
Губер, последнему даже отказывались продавать в деревне молоко. Единственным
человеком, который не относился к нему, ставшему Свидетелем Иеговы, с
презрением, была мать Ягерстаттера, дом которой регулярно посещал Губер. И хотя
сам Ягерстаттер, как о том рассказывают, поначалу относился к Свидетелям
пренебрежительно, в дальнейшем стал задавать им очень серьезные вопросы. Но
изучением Библии он не занимался. Энглейтнер подчеркивает расстояние,
отделявшее Франца Ягерстаттера от Свидетелей Иеговы, и совершенно не пытается
представить его одним из них.
Несмотря на то, что после того, как в 1964-м
году в Соединенных Штатах увидела свет написанная Гордоном Цаном (Gordon Zahn) книга «In Solitary Witness: The Life and Death of Franz Jägerstätter» («Одиночное
свидетельство. Жизнь
и смерть Франца Ягерстаттера»), и этот фермер из австрийского Иннвейртеля стал
одним из наиболее известных противников Адольфа Гитлера, я все же хочу привести
здесь его короткую биографию.
Франц Ягерстаттер родился 20 мая 1907-го
года в Санкт-Радегунде, неподалеку от стоящего на реке Инн города Браунау
Верхняя Австрия. Родители его были бедны настолько, что не смогли даже
пожениться.
Его растила бабушка. В 1917-м году мать
Франца, Розалия, вышла замуж за фермера Генриха Ягерстаттера, усыновившего
Франца. Он жил на ферме приемного отца, и дед его заботился о том, чтобы
мальчик побольше читал. Франц был живым и веселым
ребенком. В 1936-м он женился на глубоко религиозной девушке Франциске Шванингер.
В этом браке, по всем свидетельствам очень счастливом, родились три дочери —
Розалия, Мария и Алоизия. В 1938-м Франц Ягерстаттер проголосовал против
присоединения Австрии к Германскому Рейху. В 1940-м его призвали в армию. Он
прошел начальную армейскую подготовку и присягнул на верность Адольфу Гитлеру.
В апреле 1941-го года Франца освободили по инициативе бургомистра его городка
от службы и перевели в резерв. Когда в 1943-м его призвали вторично, он уже
созрел для того, чтобы отказаться от службы в Вермахте по соображениям совести.
9 августа 1943-го года Франца Ягерстаттера казнили в Берлине.
Кинорежиссер Аксель Корти, основываясь на
уже упоминавшейся книге американского пацифиста Гордона Цана, снял о
Ягерстаттере фильм «Der Fall Jägerstätter». Главную
роль в нем сыграл Курт Вайнцейрль. Фильм вызвал такой интерес, что австрийское
телевидение показало его дважды с промежутком всего в пять месяцев. Решительный
отказ Франца Ягерстаттера служить в немецком Вермахте, во главе которого стоял
Адольф Гитлер, вызвал споры, продолжающиеся и по сей
день, — даже после того, как 26 октября 2007-го года Ягерстаттер был причислен
к лику блаженных. В ходе этих споров, нередко принимающих ожесточенный
характер, позицию Ягерстаттера раз за разом сравнивают с позицией Свидетелей
Иеговы, хотя такое уподобление поверхностно. И все же данная биография одного
из Свидетелей Иеговы, которого изучение Библии привело к мысли о невозможности
быть одновременно «солдатом Христа и солдатом национал-социализма», как
выразился Франц Ягерстаттер, является для спорящих сторон точкой
соприкосновения.
Книга Бернарда Раммерсторфера позволяет
нам сопоставить поведение Ягерстаттера с поведением Леопольда Энглейтнера. Оба
родились в бедности и примерно в одно время. Оба были воспитаны как католики и
искали на свои вопросы ответы, отличные от тех, что предлагали им окружающие.
Но, если Леопольд Энглейтнер нашел эти ответы у Свидетелей Иеговы, Франц
Ягерстаттер католической церкви никогда не покидал, хоть и вступил в конфликт
со своим приходским священником и даже с епископом Линца.
Именно этот конфликт и делает очевидным
принципиальное различие между ним и Свидетелями Иеговы. В конце концов, Францу
Ягерстаттеру пришлось противиться нажиму со стороны церкви и принимать свое
решение самостоятельно, тогда как Энглейтнер и другие Свидетели опирались на
одобрение руководителей их религиозной общины. Верно, впрочем, и то, что (см.
главу этой книги «Отвага при смене религии в 1930-х и преследования при австрофашизме»)
Энглейтнеру пришлось преодолевать сопротивление не менее сильное, чем то, с
каким столкнулся Ягерстаттер. Несмотря на поддержку, получаемую им от братьев
по вере, Энглейтнер вынужден был отстаивать свои убеждения в среде, которая
относилась к нему в лучшем случае неодобрительно, а в худшем — с открытой
враждебностью. И, тем не менее, политические взгляды Ягерстаттера и Энглейтнера
были прямо противоположными. Если бы они повстречались, то, наверное, нашли бы
общую почву в том, что касалось серьезного изучения Библии, но в отношении
Дольфуса и Шушнига к согласию не пришли бы. Лично мне очень хотелось бы, чтобы
приверженцы Франца Ягерстаттера и Свидетели Иеговы встретились и обсудили
сходства и различия двух этих противников национал-социализма, опиравшихся в
своих взглядах прежде всего на Библию. Мы обладаем
лишь фрагментарной информацией о разговорах, которые Ягерстаттер вел со
Свидетелями Иеговы, но книга, которую мы теперь получили, позволяет заинтересованному
читателю свести Ягерстаттера и Энглейтнера в воображаемом диалоге.
Андреас Майслингер
Энгельберт Дольфус (нем.
Engelbert Dollfuß, 4
октября 1892 — 25 июля 1934) — австрийский политический деятель, лидер
Христианско-Социальной Партии. Канцлер Австрии 1932-1934. Убит
путчистами.
Курт Алоис Йозеф Иоганн Эдлер фон Шушниг
(нем. Kurt Alois Josef Johann Edler von Schuschnigg) (14
декабря 1897, Рива дель Гарда, Австро-Венгрия — 18 ноября 1977, Инсбрук,
Австрия; с 1919-го года — Курт Шушниг) — федеральный канцлер Австрии (1934-1938
годы).
Политолог из Инсбрука Адреас Майслингер
имеет большой опыт исследовательской работы. В 1987-м году он был приглашенным
доцентом университета Нового Орлеана. Он также работал в Еврейском университете
Иерусалима, а в 1990-м участвовал в проводившемся в Яд ва-Шеме семинаре по
Холокосту. С 1992-го по 1996 он печатался в журнале «Jüdische Rundschau»
(«Еврейское обозрение»), который
издается в Базеле, Швейцария, а с 1992-го исполняет обязанности научного
руководителя «Дней современной истории в Браунау» (Braunauer Zeitgeschichte-Tage). В том же году он основал «Австрийскую мемориальную
службу Холокоста» (Österreichischer Gedenkdienst)
— альтернативу обязательной в Австрии
военной службы. Интерны этой службы работают во всех основных институтах,
занимающихся исследованиями Холокоста. В 2000-м Майслингер выступил в Браунау с
инициативой проекта «Дом ответственности» (Haus der Verantwortung). www.maislinger.net
Бернард Раммерсторфер. «Несломленная
воля». М., «Особая книга», 2009. Стр. 21-26.