К ИСТОРИИ АНТИВОЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

В ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

*

Р. М. Илюхина, Т. Г. Нефедова

 

В политической истории Веймарской республики заметную роль играли пацифистские движения, представители которых стремились к искоренению войн методами ненасильственной борьбы. И в наше время различные пацифистские организации составляют важную часть общего движения за мир 1. В ФРГ их активные и решительные формы протеста выходят за рамки пацифизма довоенных лет, это можно назвать скорее пацифизмом «воинствующим» 2.

Актуальность данной темы диктуется еще и тем, что немецкое пацифистское движение 20-х годов пока не стало объектом специальных исследований советских историков, в то время как буржуазная историография ФРГ уделяет ему большое внимание. В последние годы в западногерманской историографии отчетливо проявилось либеральное направление, представители которого ведущее место в движении за мир отводят буржуазно-пацифистским силам 3. Представители консервативного направления, выступая с антикоммунистических позиций, напротив, изображают пацифистское движение как деятельность агентов Коминтерна и Москвы 4. Практически во всех работах игнорируются влияние Великой Октябрьской социалистической революции в России, Ноябрьской революции в Германии, значение советской внешней политики мира.

Все это требует исследования истории немецкого пацифизма как органической части проблемы формирования общедемократических движений против войны.

Успешное изучение истории пацифистского движения в Веймарской республике ведется учеными ГДР. Группа историков

—————

1 См.: Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 137.

2 См.: Чернов А. В. Антивоенное движение в ФРГ. М., 1982; Пробл. мира и социализма. 1985. № 12. С. 77-78.

3 Scheer F. К. Die Deutsche Friedensgesellschaft (1892-1933): Organisation, Ideologie, politische Ziele: Ein Beitrag zur Geschichte des Pazifismus in Deutschland. Frankfurt a. M., 1982; Holl K. Die deutsche Friedensbewegung in der Weimarer Republik: Organisation, Konzepte, Aktionen, Scheifern // Friedensbewegungen in Vergangenheit und Gegenwart. Hamburg, 1985. S. 90—101; Riesenberger D. Geschichte der Friedensbewegung in Deutschland: Von den Anfangen bis 1933, Gottingen, 1985.

4 Das Deutsche Reich und der zweite Weltkrieg. Stuttgart, 1979. Bd. 1; Pazifismus in der Weimarer Republik: Beitrage zur historischen Friedensbewegung. Paderborn, 1981; Playing at Peace: A Study of the Peace Movement in Great Britain and the Federal Republik of Germany. L., 1983.

 

157

 

под руководством Д. Фрикке занимается этими вопросами в рамках исследовательского общества «История буржуазных и мелкобуржуазных партий и союзов в Германии (1789 —1945 гг.)»5. В Центральном институте истории АН ГДР в Берлине Р. Шуманн изучает пацифистское движение как составную часть движения за мир в Веймарской республике, справедливо рассматривая его как потенциального союзника в антифашистской борьбе пролетариата 6.

В. И. Ленин, характеризуя пацифизм как течение идеологического и политического характера, четко определяя его общую идейно-политическую направленность («буржуазные пацифисты мечтают о вечном мире без свержения ига и господства капитала», они полагают, будто «капитализм может развиваться без империализма, без войн» 7), в то же время подчеркивал неоднозначность пацифизма, необходимость «изучать особый случай, каждую державу» 8.

В Германии усиление антивоенного, в том числе и пацифистского, движения было связано с трагическим опытом первой мировой войны, с миролюбивой программой Великой Октябрьской социалистически революции в России, Ноябрьской революцией, которые способствовали росту антимилитаристских настроений и радикализации антивоенных сил 9. Деятельность Коммунистической партии Германии создавала условия для совместных выступлений пролетарских и непролетарских отрядов антивоенного движения.

Вместе с тем поражение Германии в войне, грабительский характер Версальского договора, попранное чувство национального достоинства способствовали сохранению традиций милитаризма и активизации националистической, реваншистской пропаганды 10, что затрудняло вовлечение масс в антивоенную борьбу. Миролюбивые силы, по словам Д. М. Проэктора, вынуждены были бороться «против несломленной реакции», так как «Германия оставалась милитаризованной не только в смысле имеющегося

—————

5 Sturm lautet das Gewissen, 1830 — 1945: Nichtproletarische Demokraten auf der Seite des Fortschritts. В., 1980; Deutsche Demokraten: Die nichtproletarischen demokratischen Krafte in der deutschen Geschichte, 1830 bis 1945. В., 1982; Lexikon zur Parteiengeschichte: Die burgerlichen und kleinbiirgerlichen Parteien und Verbande in Deutschland (1789—1945). Koln, 1983-1987. Pd. 1-4.

6 Beitrage zum Friedenskampf der KPD in der Weimarer Republik. В., 1984; Schumann R. Amsterdam, 1932; Der Weltkongress gegen den imperialistischen Krieg. В., 1985.

7 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 378; Т. 31. С. 172.

8 Там же. Т. 49. С. 376; Т. 45, С. 70. О ленинских взглядах на пацифизм см. подробно: Илюхина Р. М. Идейно-политическая эволюция пацифизма (1917 — 1939) // ВИ. 1986. № 12. С. 37-59.

9 См.: Международное рабочее движение: Вопросы истории и теории. М., 1980. Т. 4. С. 149-151, 155-201.

10 См.: Гинцберг Л. И. Рабочее и коммунистическое движение в Германии в борьбе против фашизма (1919—1933). М., 1978. С. 11-12; Галкин А. А. Германский фашизм. М., 1967. С. 329—330.

 

158

 

в стране количества солдат и оружия, но и, что еще важнее, духовно» 11.

Подъем антимилитаристских настроений в первые годы Веймарской республики выразился в значительном увеличении численности старейшей и наиболее влиятельной пацифистской организации Германии — Немецкого общества мира, основанного 9 ноября 1892 г.12 и вобравшего в себя характерные черты пацифизма Веймарской республики. Во главе его стоял философ и историк, вице-президент Международного бюро мира в Женеве Л. Квидде. В руководство общества входили известная общественная деятельница Германии Е. Штеккер, редактор берлинской газеты «Вельт ам монтаг» X. Герлах. В 1919 —1926 гг. количество членов общества мира возросло с 6 тыс. до 30 тыс. человек, а число местных групп достигло 300 13. Они были объединены в так называемые рабочие общества или земельные союзы, создаваемые по территориальному принципу. Например, активностью отличались западногерманское и южновестфальское рабочие общества. В 1924 г. они объединились в западногерманский земельный союз с центром в Хагене, во главе которого стоял публицист социал-демократ Ф. Кюстер 14. К середине 20-х годов подобные территориальные объединения имелись в Западной Германии, Южной Вестфалии, Шлезвиг-Гольштейне, Северной Германии и некоторых других областях 15. Позиции Немецкого общества мира были наиболее сильны в юго-западных и западных областях Германии, где влияние милитаристских кругов было слабее и где в пацифистских организациях довольно значительным было представительство рабочих.

В послевоенные годы в результате оживления и распространения в стране антимилитаристских настроений произошло изменение социальной структуры немецкого пацифистского движения за счет увеличения числа рабочих, полупролетарских и мелкобуржуазных элементов. По данным историков ГДР, к середине 20-х годов около половины членов Немецкого общества мира являлись представителями рабочего класса 16. Эти рабочие, как подчеркивал пленум ИККИ в 1927 г., «готовы искренне бороться против войны, но они... не видят еще ясных путей... В этом лежит источник туманного „пацифизма", пацифизма чувств» 17.

Соответственно после войны изменилась и партийно-политическая ориентация: значительно усилились позиции социал-демо-

—————

11 Проэктор Д. М. Фашизм: путь к агрессии и гибели. М., 1985. С. 33.

12 Scheer F. К. Op. cit. S. 47.

13 Friedens-Warte. 1923. Н. 9/10. S. 335. (Далее: FW).

14 Ibid. 1924. Н. 1/3. S. 89.

15 Ibid. 1925. Н. 3. S. 87.

16 Deutsche Demokraten... S. 232.

17 Коммунистический Интернационал и война: Документы и материалы о борьбе Коминтерна против империалистической войны и в защиту СССР. М.; Л., 1928. С. 87.

 

159

 

кратов, объявивших себя «реалистическими пацифистами» 18. Около половины членов Немецкого общества мира примыкали к СДПГ 19, лидеры которой использовали «смутные пацифистские настроения пролетариата», «оформляли этот пацифизм в позицию и давали ему то или иное фальшивое принципиальное обоснование» 20.

Сохранилась и традиционная партийная ориентация, особенно в руководстве Немецкого общества мира, на Немецкую демократическую партию (НДП), члены которой составляли его четвертую часть21. Л. Квидде, X. Герлах, юрист В. Шюкинг, дипломат Г. Кесслер и др., будучи видными представителями буржуазного пацифизма, являлись членами НДП.

Политические установки этих партий по проблемам войны и мира, будучи или недостаточными, или неэффективными, или просто неосуществимыми, разнородность социальной структуры тех сил, которые пополнили пацифистское движение после окончания первой мировой войны, а также политическая обстановка Веймара, заполненная острой борьбой между крайне поляризованными взглядами и партиями, обусловили формирование двух направлений в пацифизме периода Веймарской республики — либерального и демократического22, которые, в свою очередь, разделялись на многочисленные течения. Следует отметить, что в Германии 20-х годов (по сравнению с другими странами) демократические (левопацифистские) группы отличались особенно сильными позициями. Они оказали воздействие на радикализацию пацифистского движения, в том числе Немецкого общества мира, что ярко проявилось при обсуждении его программы на VIII конгрессе немецких пацифистов в Берлине и на чрезвычайной конференции общества мира в Касселе в 1919 г.

Представители либерального направления (Л. Квидде, В. Шюкинг, Г. Веберг) поддерживали внешнюю политику правящих кругов Германии, Версальский мир и «общее замирение», возлагая надежды на Лигу наций как инструмент по поддержанию мира 23. Левое направление, представлявшее демократические группировки, выразителями взглядов которых были Е. Штеккер, Ф. Кюстер, писатели и публицисты К. Хиллер, К. Осецкий, требовало радикализации Общества мира, активных форм антимилитаристской борьбы совместно с рабочим классом 24.

Принятая в 1919 г. новая программа Общества мира отражала взгляды обоих направлений. В ней выдвигались задачи борьбы с пропагандой войны, устранения тайной дипломатии, обеспечения

—————

18 О «реалистическом пацифизме» см.: Идеология международной социал-демократии в период между двумя мировыми войнами. М., 1985. С. 50—94.

19 FW. 1927. Н. 11. S. 323.

20 Коммунистический Интернационал и война. С. 87.

21 Pazifismus in der Weimarer Republik. S. 24, 142.

22 О различных направлениях в пацифизме межвоенного времени см.: Илюхина Р. М. Указ. соч. С. 60—65.

23 Achter Deutscher Pazifistenkongress. Charlottenburg, 1919. S. 33, 53.

24 Ibid. S. 35, 38, 43, 62, 172.

 

160

 

права наций на самоопределение, защиты национальных меньшинств, упразднения воинской повинности, полного разоружения государств, международного контроля над колониями. Особо подчеркивалась роль Лиги наций как инструмента мира 25. Под воздействием демократических кругов Немецкое общество мира еще в декабре 1917 г. приветствовало мирные инициативы Советской России, а 6 января и 15 февраля 1918 г., несмотря не противодействие буржуазного руководства, обратилось с запросом в рейхстаг, где осудило позицию немецкой делегации на переговорах в Брест-Литовске, критиковало политику аннексий, выступало за принцип самоопределения народов, приветствовало Совет Народных Комиссаров как «правительство мира» 26. В 1919 г. Немецкое общество мира приняло резолюцию протеста против вмешательства стран Антанты в дела Советской России 27.

Другие пацифистские организации в разработке своих программ ориентировались на различные течения, формировавшиеся в Немецком обществе мира. Наиболее типичным представителем либерального пацифизма стала созданная в 1918 г. Немецкая лига в поддержку Лиги наций, провозгласившая целью распространение идеалов этой международной организации в Германии 28. Государственный деятель, член католической партии Центра М. Эрцбергер, дипломат, член НДП Й.-Г. Берншторф являлись в разное время председателями лиги, В. Шюкинг — заместителем председателя (1918 — 1932 гг.). В конце 1924 г. число членов лиги, среди которых были видные политики, дипломаты, представители монополистических кругов (рейхсканцлер В. Куно, президент Рейхсбанка Я. Шахт и др.), возросло до 2 тыс. человек29.

Наиболее влиятельной христианско-пацифистской организацией либерального направления был Союз немецких католиков за мир. Его программа, принятая в апреле 1924 г. на заседании союза в Хильдесхайме, содержала положения об осуществлении христианских заповедей в международных отношениях, об отказе от всеобщей воинской повинности и вступлении Германии в Лигу наций. Выдвигалась также задача противодействия националистической и милитаристской пропаганде, осуждались идеи реванша, но вместе с тем предполагалась и ревизия Версальского договора 30. Организаторами союза были католические священники М. Йохам, Й. Краль, М.-Й. Метцгер, Ф. Штратман. В 1921 г. союз насчитывал 1200 членов31., ориентировался на партию Центра и оказывал влияние на католические рабочие объединения.

На левом фланге формировались демократические группы. Одной из наиболее активных был Союз участников войны за мир,

—————

25 FW. 1926. Н. 10. S. 329-330.

26 Ibid. 1923. Н. 1/2. S. 56; Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 1. S. 678.

27 Sturm lautet das Gewissen... S. 328—329.

28 Satzung der Deutschen Liga fur Volkerbund. В., 1918. S. 2.

29 Lexikon zur Parteiengeschichte. Koln., 1983. Bd. 2. S, 9.

30 FW. 1924. H. 12. S. 347.

31 Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 2. S. 711.

 

161

 

основанный в 1919 г. Здесь сотрудничали К. Осецкий, поэт и публицист К. Тухольский, известные журналисты и общественные деятели О. Лееман-Руссбюльдт, К. Феттер, Э. Гумбель, группировавшиеся вокруг либеральной газеты «Берлинер фольксцайтунг». Союз участников войны за мир получил широкую известность среди миролюбивых сил Германии в связи с инициативой создания массового движения под лозунгом «Никогда вновь войны!». В 1920 — 1923 гг. были организованы массовые демонстрации и митинги, в которых принимали участие десятки тысяч людей. Эти антивоенные манифестации, по словам К. Осецкого, являлись «выражением воли немецкого народа к миру» 32.

К демократическому направлению принадлежал союз «Новое отечество», созданный в 1914 г. и в начале 20-х годов насчитывавший около 200 членов 33. Им руководили X. Герлах, Е. Штеккер и левый социал-демократ Г. Штрёбель. В Заявлении союза от 26 ноября 1918 г. подчеркивалось, что он будет стремиться к освобождению страны «от гнета капитализма, который препятствует установлению мира между народами» 34. Союз поддержал Ноябрьскую революцию, потребовал создания демократической республики, осудил блокаду Советской России. Несмотря на то что союз не смог до конца преодолеть пацифистские взгляды, он, как подчеркивают историки ГДР, оставался «на переднем крае борьбы непролетарских демократов против немецкого империализма и милитаризма» 35.

В целях установления добрососедских отношений с Францией в декабре 1921 г. по инициативе союза было создано общество «Франция — Германия» 36, а в январе 1922 г. подписан совместный манифест «К демократам Германии и Франции» 37.

В то же время союз «Новое отечество» по примеру Французской лиги за права человека был переименован в Немецкую лигу за права человека, во главе которой до 1926 г. стоял О. Лееман-Руссбюльдт, а затем К. Гроссман. Численность лиги возросла к 1924 г. до 1011 членов 38. Она унаследовала демократические, антимилитаристские традиции союза, что было зафиксировано в программе лиги 39, и вела активную антивоенную пропагандистскую деятельность, борясь за буржуазно-демократические права и свободы, против классовой юстиции и реакционных сил.

Сильны были демократические тенденции в Союзе религиозных социалистов Германии, который опирался на группы рабочих-христиан в Берлине, Бадене, Пфорцхайме, Тюрингии, Саксонии. Некоторые священники, особенно в промышленных областях

—————

32 FW. 1923. Н. 6. S. 208.

33 Lehmann-Russbuldt О. Der Kampf der Deutschen Liga fur Menschenrechte. В., 1927. S. 127.

34 Sturm lautet das Gewissen... S. 318.

35 Deutsche Demokraten... S. 224.

36 Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 1. S. 358, 749.

37 Lesebuch Weimarer Republik: Deutsche Schriftsteller und ihr Staat von 1919 bis 1933. В., 1982. S. 61.

38 Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 1. S. 358, 749.

39 FW. 1931. H. 6. S. 186.

 

162

 

(Э. Фукс, Э. Эккерт, К. Кляйншмидт), призывали к поддержке пролетариата в его борьбе за социализм, против милитаризма и войны на основе «соединения марксизма и религии» 40.

В антивоенном движении активное участие принимали также Всемирная молодежная лига (немецкое отделение), Немецкий пацифистский союз студентов, Союз сторонников школьной реформы, Союз защиты материнства. Большое влияние на пацифистские круги оказывал Союз противников военной службы, образованный в 1919 г. в качестве немецкого отделения Интернационала противников войны. Он издавал еженедельник «Противник военной службы» и к 1926 г. насчитывал около 3 тыс. членов 41. Главным методом антивоенной борьбы союз выдвигал отказ от военной службы, поддержки любой войны 42. В заявлении, которое должен был подписать каждый, кто вступал в эту организацию, содержалось обязательство отказа от военной службы, производства оружия и военных материалов, денежных пожертвований и других действий, «которые способствовали бы организованному убийству» 43.

В 1921 г. в координационных целях был создан Немецкий картель мира, объединивший 14 организаций. На его базе проводились пацифистские конгрессы (в 1920 г. в Брауншвейге, в 1921 г. в Эссене, в 1922 г. в Лейпциге и в 1926 г. в Гейдельберге). Ведущие позиции в картеле занимало Немецкое общество мира, а в начале 20-х годов представители его либерального направления.

Первый серьезный конфликт в Немецком картеле мира был связан с оккупацией Рурской области и политикой «пассивного сопротивления», провозглашенной правительством Куно в 1923 г. В условиях революционного кризиса осенью 1923 г. призыв лидеров Немецкого общества мира к поддержке «пассивного сопротивления», а самого Л. Квидде к тесной связи с правительством, в политике которого берлинское руководство видело истинно пацифистские методы антивоенной борьбы 44 встретил противодействие демократических групп. Западногерманское и южновестфальское рабочие общества отклонили политику «пассивного сопротивления» и потребовали отставки правительства Куно 45. Именно на этой платформе и произошло слияние обоих рабочих обществ в Западногерманский земельный союз.

Реакционные круги рассматривали миролюбивые движения как существенное препятствие на пути милитаризации страны. «Имея 14 —15 млн марксистов, пацифистов и т. п., — вещал в 1926 г. Гитлер, — вы не можете вести никакой борьбы — ни развернуть приготовления внутри страны, ни начать настоящей

—————

40 Beyer H Der religiose Sozialismus in der Weimarer Republik // Deutsche Zeitschrift fur Philosophie. 1960. H. 11/12. S. 1466-1467.

41 Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 1. S. 237.

42 FW. 1931. H. 10. S. 313.

43 Das Ziel: Jahrbiicher fur geistige Politik. В., 1920. S. 171.

44 FW. 1923. H. 3. S. 100-101.

45 Ibid. H. 4/5. S. 168-169.

 

163

 

войны» 46. Вместе с тем правящие круги еще ориентировались на гибких буржуазно-либеральных политиков (типа Г. Штреземана) или правых социал-демократов (типа Г. Мюллера), искусно сочетавших пацифистскую риторику с реакционной и милитаристской политикой.

Начало в 1924 г. частичной стабилизации капитализма сопровождалось усилением милитаристских и реваншистских сил. По мнению ученого из ГДР К. Нусса, с того времени начался новый этап в развитии рейхсвера: вооружение германской армии сочеталось с первыми планами агрессивной войны, растущими экспансионистскими устремлениями 47. Значительно усилился в те годы так называемый черный рейхсвер — система полулегальных союзов и обществ, финансируемых по тайным статьям бюджета. Не случайно поэтому внимание пацифистских организаций было обращено на усиливавшуюся милитаризацию страны, борьбу с черным рейхсвером и его покровителями. Основные методы борьбы включали митинги и собрания, запросы в рейхстаг, распространение антивоенных листовок и плакатов, публикации в прессе, выступления по радио. Под лозунгом «Этой системе — ни единого гроша!» повел борьбу против возрождения вооруженных сил Немецкий картель мира.

3 января 1924 г. по инициативе Лиги за права человека Картель мира обратился с запросом в рейхстаг о «противозаконном расширении рейхсвера», с требованием «беспощадно пресекать все нарушения закона» 48. В декабре 1925 г. специальный комитет картеля направил депутатам рейхстага меморандум, где разоблачалось сотрудничество рейхсвера и националистических союзов Германии 49.

Решительную позицию в этом вопросе занимал Западногерманский земельный союз. В 1925 г. его представители на Дортмундской конференции Общества мира выступили с докладом о необходимости сокращения рейхсвера. Несмотря на оппозицию руководства (Л. Квидде, Г. Веберг и др.), резолюция в поддержку доклада была принята большинством голосов 50. В апреле 1926 г. союз выступил с критикой республиканских партий, согласившихся на значительное увеличение бюджета рейхсвера, и с требованием последовательной борьбы с «ядром нового немецкого милитаризма» 51.

Острой была и публицистическая деятельность пацифистских организаций. В 1925 г. члены Немецкой лиги за права человека — Э. Гумбель, Б. Якоб, Г. Ланге, О. Лееман-Руссбюльдт, Л. Персиус, П. Шёнайх — опубликовали меморандум о тайном вооружении Германии под названием «Белая книга о черном рейхсвере», где

—————

46 Гинцберг Л. И. Рабочее и коммунистическое движение в Германии... С. 197.

47 Nuß К. Militar- und Wiederaufrüstung in der Weimarer Republik: Zur politischen Rolle und Entwicklung der Reichswehr. В., 1977. S. 143.

48 FW. 1924. H. 1/3. S. 87-88.

49 Ibid. 1926. H. 1. S. 25.

50 Ibid. 1925. H. 10. S. 315.

51 Ibid. 1926. H. 6. S. 192.

 

164

 

содержались многочисленные данные о незаконном расширении рейхсвера, что, по словам авторов, усилит для Германии трудности на международных переговорах и негативно скажется на борьбе рабочего класса за свои права52. Борьбу против нелегального вооружения развернул демократический еженедельник «Вельтбюне», где на протяжении 1925 — 1926 гг. в статьях К. Мертенса, Б. Якоба, К. Тухольского и др. разоблачалось «насаждение прусского духа». С обличительными статьями против милитаризма выступал еженедельник «Дас андере Дойчланд» — орган Западногерманского земельного союза. «Рейхсвер — вдохновитель всех происков против нового народного государства (т. е. Веймарской республики.Авт.), — писал журнал. — Эта надежда и опора всех тех, кто жаждет наступления самой черной реакции» 53.

Антимилитаристский курс отражал демократические тенденции немецкого пацифизма. Вместе с тем на позиции многих пацифистов по внешнеполитическим вопросам большое влияние оказывали идеи либерального пацифизма. Преувеличенные надежды на роль Лиги наций, методы арбитража, моральные факторы в консолидации мирового сообщества, нерешительность в осуждении агрессивных акций в значительной степени обусловили непоследовательность, а зачастую и несостоятельность в подходах к ключевым вопросам международных отношений. Такого рода установки доминировали, например, в оценке политики Локарно.

Большинство организаций Картеля мира не смогли понять сущность этой политики. Немецкое общество мира оценило Локарнский договор как «путь к осуществлению целей пацифизма», а вступление Германии в Лигу наций как «итог борьбы за утверждение идей лиги» 54. Аналогично оценивали Локарно Немецкая лига в поддержку Лиги наций, Союз немецких католиков за мир. Немецкая лига за права человека приветствовала соглашение, якобы обеспечивающее гарантию франко-германской и германо-бельгийской границ, хотя и признавала, что Локарнский пакт «нужно было бы дополнить урегулированием восточных границ» 55.

Только немногочисленные левопацифистские силы выступили против локарнской политики. В 1926 г. К. Осецкий высмеивал панический страх буржуазных политиков перед несуществовавшей «большевистской угрозой» и осуждал попытки Г. Штреземана добиться любой ценой сговора с западными державами 56. Против политики Локарно выступили ряд членов Немецкого общества мира, среди них Штеккер, Хиллер, Фёрстер, Мертенс, а также Союз противников военной службы 5?. Однако позиция этих сил

—————

52 Weissbuch uber die schwarze Reichswehr. В., 1925. S. 30—31.

53 Das andere Deutschland, unabhangige Zeitung fur entschiedene republikanische Politik: Eine Auswahl (1925-1933). Konigstein, 1980. S. 77.

54 FW. 1926. H. 3. S. 66; H. 11. S. 347.

55 Ibid. 1927. H. 4. S. 113.

56 Кривуля В. И. Он ненавидел войну. М., 1966. С. 67.

57 Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 1. S. 685—686; Rote Fahne. 1926. 3. Jan.

 

165

 

не повлияла на общую оценку локарнской политики. Поэтому правящие круги пользовались пацифистской риторикой, которая обеспечивала им поддержку со стороны пацифистски настроенной части общественного мнения, для прикрытия своих реальных целей внешней политики. В этой связи характерно высказывание коллеги Г. Штреземана по фракции в рейхстаге Штольберга-Вернигероде накануне вступления Германии в Лигу наций: «Именно в нашем теперешнем положении мы должны включить в свой лексикон фразы о мире, примирении народов и т. д., не поддаваясь, однако, подобно фантазерам-пацифистам, этому обману» 58.

КПГ была единственной партией, которая разоблачала империалистический характер «духа Локарно». Широкая пропаганда марксистских взглядов на природу войн, методы поддержания мира способствовали преодолению ограниченности пацифистских взглядов. Политический опыт первой половины 20-х годов приводил к тому, что многие организации Картеля мира меняли свои позиции, которые становились более радикальными. Это нашло отражение в новых программных установках и активизации методов борьбы. Со второй половины 20-х годов, на наш взгляд, можно говорить о новом периоде в эволюции пацифизма как периоде окончательного размежевания либеральных и демократических сил в движениях мира, времени решительных выступлений лево-пацифистских демократических организаций против войны и фашизма, их совместных или параллельных действий с коммунистами и массовыми организациями рабочего класса.

В июле 1926 г. в рамках Картеля мира образовалась Группа революционных пацифистов во главе с К. Хиллером, считавшая, что возможно применять «революционную силу в определенной политической ситуации», что «главный источник войн кроется в капиталистическом общественном порядке» 59. По ряду положений (отношение к Лиге наций, СССР, западным державам) позиция группы совпадала со взглядами КПГ 60. Призывая к организации массового антивоенного движения, как указывал позднее в своих мемуарах К. Хиллер, группа стремилась к «красному единству» 61, т. е. к совместным действиям с коммунистами. В 1929 г. положение о содействии «красному единству» и единому фронту «революционных социалистов всех лагерей» было внесено в устав организации 62. К группе примкнули Е. Штеккер, К. Тухольский, Ф. Лешницер, А. Штайнигер и др. Впоследствии одни из членов группы (Ф. Лешницер, А. Штайнигер) вступили в КПГ, другие (Е. Штеккер, А. Гольдшмидт, К. Тухольский) стали надежными союзниками рабочего класса, третьи колебались между мелкобуржуазной революционностью и буржуазным либерализ-

—————

58 Цит. по: Руге В. Указ. соч. С. 183.

59 FW. 1926. Н. 9. S. 288.

60 Ibid. 1927. Н. 10. S. 311.

61 Hiller К. Rote Ritter: Erlebnisse mit deutschen Koramunisten. В., 1980. S. 12.

62 FW. 1929. H. 6. S. 173.

 

166

 

мом. При всей непоследовательности, как подчеркивала «Роте фане» в 1927 г., группа «стояла на почве классовой борьбы» и была готова идти вместе с пролетариатом 63.

К концу 1926 г. Группа революционных пацифистов объединилась с Союзом противников военной службы, Союзом свободной социалистической молодежи, Немецким пацифистским союзом студентов, Союзом за радикальную этику, Объединением друзей религии и мира, Лигой молодежи мира в единый Союз радикально-пацифистских групп Германии во главе с Е. Штеккер, К. Хиллером и Э. Тразольдом. В связи с объединением Группы революционных пацифистов с менее радикальными организациями программа созданного союза утратила ряд антиимпериалистических положений. Союз выступал против любой войны, воинской обязанности, за всеобщее разоружение 64.

В 1926—1927 гг. на основе Западногерманского земельного союза сформировалась группа левых пацифистов во главе с Ф. Кюстером. Печатный орган союза «Дас андере Дойчланд» распространялся тиражом в 10 тыс. экз.65 и, по словам историков из ФРГ X. Доната и Л. Виланда, стал одним из «влиятельных журналов радикального послевоенного пацифизма в Германии» 66.

В 1926 г. группа Кюстера выступила против берлинского президиума Немецкого общества мира по вопросу о разоружении Германии и задачах пацифистов в этой связи, доказывая, что планы германской военщины, части общественности, охваченной настроениями пруссачества, ориентируются на вооружение и войну 67. В апрельском заявлении 1927 г. Кюстер и его сторонники выдвинули новую программу, направленную на превращение Общества мира в «сильную организацию, способную воздействовать на позиции политических партий по вопросам вооружения». Группа требовала перехода к действенным методам антивоенной борьбы с опорой на рабочих б8. Такая позиция Западногерманского земельного союза была одобрена большинством участников Эрфуртской конференции Общества мира (октябрь 1927 г.), которая приняла решение о поддержке основных идей «Дас андере Дойчланд», а Кюстер был избран сопредседателем общества 69.

Политические взгляды социал-демократа Кюстера и его сторонников причудливо соединяли демократические антивоенные цели и пропаганду пацифистского метода индивидуального отказа от военной службы. В 1927 г. Кюстер, стремясь воплотить на практике идею массового пацифистского движения, явился инициатором кампании по сбору подписей за отказ от военной службы. Эта акция в мае—июне проводилась в Цвиккау, где было собрано

—————

63 Rote Fahne. 1927. 1. Marz.

64 FW. 1926. H. 9. S. 288.

65 Scheer F. K. Op. cit. S. 427.

66 Das andere Deutschland. S. XXXVI.

67 Weltbuhne. 1926. H. 39. S. 490.

68 Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 1. S. 686.

69 FW. 1927. H. 11. S. 322.

 

167

 

86 482 подписи 70, а в сентябре того же года была проведена в городах Рейнской области и Вестфалии, где удалось собрать 150 тыс. подписей 71. Движение за отказ от военной службы, распространенное в 20-е годы, хотя и усиливало атмосферу антимилитаризма, однако не принесло в тот период позитивных результатов. Как впоследствии подчеркивалось на VII конгрессе Коминтерна, оно облегчало репрессии буржуазии и мешало «завоеванию трудящихся масс, особенно солдатских масс, на сторону массовой борьбы против империалистической войны» 72. Непоследовательность идейных взглядов группы Кюстера проявилась и в том, что в отличие от Группы революционных пацифистов она не смогла четко определить свои позиции, особенно в вопросах внешней политики СССР и программы разоружения.

Наиболее последовательной в антимилитаристских и антиимпериалистических взглядах была группа, сформировавшаяся вокруг еженедельника «Вельтбюне», во главе которого с 1926 г. стал К. Осецкий 73. Писатели и публицисты, сотрудничавшие в «Вельтбюне» во второй половине 20-х годов, — К. Тухольский, Б. Якоб, Э. Вайнерт, Л. Ренн, К. Мертенс и др. — считали главной задачей борьбу с подготовкой новой войны. К журналу тесно примыкала Немецкая лига за права человека. В 1927—1932 гг. «Вельтбюне» стал одним из самых популярных демократических и антимилитаристских изданий Германии. Этот еженедельник с его многочисленными клубами К. Тухольский называл «трибуной, с которой выступает вся левая Германия» 74.

Изменение политической позиции «Вельтбюне», подчеркивал О. Гротеволь, отражало эволюцию передовой немецкой интеллигенции от либерально-демократических убеждений к интернационализму 75. Действительно, программа группы «Вельтбюне» была направлена на развитие Германии по пути мира, на ликвидацию немецкого милитаризма, установление добрососедских отношений и поддержку СССР. Члены группы отчетливо видели империалистический источник военной опасности, выступали против германского милитаризма, военных союзов, ремилитаризации, блокирования верхушки рейхсвера с реакционными, и в частности фашистскими, кругами. Публицисты «Вельтбюне» стремились к созданию «немецкой левой», понимая под этим объединение всех демократических и антивоенных сил 76. Усиление левопацифистского течения во второй половине 20-х годов было настолько

—————

70 Ibid. H. 8/9. S. 266.

71 Revolution des Friedens. В., 1932. S. 87.

72 VII Конгресс Коммунистического Интернационала и борьба против фашизма и войны: Сб. документов. М., 1975. С. 389.

73 См. о нем: Кривуля В. И. Указ. соч.; Сапожникова Г. Н. Карл Осецкий — борец против войны и фашизма // ЕГИ, 1985. М., 1986. С. 139 — 143.

74 Tucholsky К. Gesammelte Werke. Hamburg, 1961. Bd. 3. S. 113.

75 Weltbühne. 1956. Н. 22. S. 673.

76 Лембрикова Б. С. Журнал «Вельтбюне» в общественно-политической борьбе (1914—1933 гг.) // Учен. зап. ЛГУ. 1960. № 284. Сер. филол. наук. Вып. 57. С. 122.

 

168

 

очевидным, что министерство внутренних дел Германии с беспокойством отмечало «радикализацию немецкого пацифизма» 77.

Качественно новой чертой, характеризовавшей левопацифистские силы, и особенно их наиболее демократические элементы, была линия на сближение с коммунистами, на солидарность с внешней политикой СССР, и в частности с советскими предложениями по разоружению. В заявлении Группы революционных пацифистов от 29 июля 1927 г. «Об угрозе войны против России» подчеркивалось, что «существование СССР, начавшего осуществлять идею справедливого общества, поставлено на карту. В этой войне революционеры не должны быть нейтральными. Советская Россия не должна погибнуть» 78. В том же году Немецкая лига за права человека решительно осудила провокации против СССР и выступила против участия Германии в «политике окружения империалистическими державами Советской России» 79. Лига приветствовала советские предложения по разоружению и призывала Картель мира к их поддержке. Один из митингов, проведенных лигой, «Роте фане» назвала «впечатляющим митингом в поддержку СССР» 80.

Позиция же Немецкого картеля мира и, в частности, Немецкого общества мира в отношении советских предложений по разоружению не была столь однозначной. Например, острая дискуссия развернулась на митинге в Берлине 8 марта 1928 г., когда Е. Штеккер, О. Лееман-Руссбюльдт и другие представители левопацифистских сил выступили с критикой позиции Лиги наций по вопросам разоружения и приветствовали советские предложения как «единственную возможность... действительно способствовать делу мира». Сторонники же либерального направления (Л. Квидде, В. Шюкинг, Г. Веберг), напротив, поддержали Лигу наций, сомневаясь в «искренности» советской мирной политики 81. Подобная ситуация сложилась и на конференции Немецкого общества мира в Эрфурте в октябре 1927 г., где на повестке дня стоял вопрос «Германия, Россия и проблема мира» 82. В целом же большинство членов Немецкого общества мира выступали в поддержку советских предложений. Так, рядовые члены общества в июне 1928 г. направили депутатам рейхстага — членам СДПГ, НДП и партии Центра — обращение, где требовали поддержки «всеобщего радикального разоружения в духе женевских предложений Советского Союза» и заявили, что внешняя политика Германии должна «воспринять основные идеи русских предложений» 83.

Поддержка советских инициатив в области разоружения

—————

77 Sturm lautet das Gewissen... S. 372; см. также: Сапожникова Г. Н. Антивоенное движение в странах Европы в межвоенный период, 1917—1939., М., 1985. С. 73.

78 FW. 1927. Н. 10. S. 311.

79 Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 1. S. 754.

80 Rote Fahne. 1927. 17. Dez.

81 ЦГАОР СССР. Ф. 4459. On. 2. Д. 259. Л. 187-188.

82 Там же. Д. 147. Л. 731-732.

83 FW. 1928. Н. 7. S. 219.

 

169

 

и выступлениях немецких сторонников мира сочеталась с борьбой против милитаризации Германии в ходе широкого движения протеста против решения правительства (август 1928 г.) о строительстве серии броненосцев. «Вельтбюне» расценил эту акцию как начало гонки вооружений, осудил нейтральную позицию некоторых пацифистов, предательскую линию социал-демократов и поддержал идею КПГ о проведении референдума. «Смысл предложения Пика и коммунистов ясен, и его следует поддержать», — писал Осецкий 84.

Решительная позиция «Вельтбюне» оказала влияние и на Немецкое общество мира. Хотя президиум общества 20 сентября 1928 г. отклонил требование Ф. Кюстера о поддержке движения протеста против строительства броненосца, на конференции в октябре 1928 г., проходившей в Нюрнберге, несмотря на противодействие Л. Квидде, В. Шюкинга и др., была принята резолюция о противодействии политике милитаризации 85. Местные группы общества осенью 1928 г. выступали против решения правительства, а Западногерманский земельный союз призвал своих членов «поддержать народные движения протеста, возглавляемые КПГ» 86. Однако, несмотря на то что рядовые члены Немецкого общества мира выступили против милитаристского курса, его президиум не пошел на прямое сотрудничество с коммунистами, призвав «проводить агитационную работу без организационной связи с компартией» 87. Такую же позицию заняло и руководство Немецкого картеля мира. Однако Группа революционных пацифистов тесно сотрудничала с коммунистами в работе созданного в 1928 г. Комитета по подготовке референдума против строительства броненосца. Группу революционных пацифистов представлял К. Хиллер, а КПГ — В. Пик 88.

Антимилитаристская борьба коммунистов и левых пацифистов оказала влияние на отношение последних к правительственным партиям. По словам историка ФРГ К. Холля, в конце 20-х годов в Немецкой демократической партии «уже не было места пацифистской альтернативе» 89. 21 октября 1928 г. в правлении НДП 53 члена из 74 выступили в защиту правительственного решения о строительстве броненосца 90. После этого часть пацифистов вышла из НДП или отошла от активной деятельности в партии. Левопацифистские силы Немецкого картеля мира, в частности Группа революционных пацифистов, Немецкая лига за права человека, потребовали исключить из картеля Немецкую

—————

85 Weltbühne. 1928. Н. 37. S. 387.

86 FW. 1928. Н. 12. S. 375.

87 Lexikon_zur Parteiengeschichte. Bd. 1. S. 688. FW. 1928. H. 10/11. S. 323.

88 Hiller K. Op. cit. S. 16.

89 Imperialismus im 20. Jahrhundert: Gedenkschrift für George W. F. Hallgarten. München, 1976. S. 171.

90 Quellen zur Geschichte des Parlamentarismus und der politischen Parteien. Düsseldorf, 1980. 3. R: Die Weimarer Republik. Bd. 5: Linksliberalismus in der Weimarer Republik. S. 477.

 

170

 

лигу в поддержку Лиги наций, большинство которой принадлежало к НДП и придерживалось правительственного курса 91.

Усилились противоречия между Союзом немецких католиков за мир и католической партией Центра. Левое крыло союза во главе со священниками М. Метцгером и Ф. Штратманом, выступив с критикой партии Центра в связи с ее поддержкой строительства броненосца, заявило, что будет поддерживать на выборах 1928 г. кандидатов, которые «проводят политику мира, а не политику вооружений» 92. «Рейхстаг, — писал журнал «Фриденскемпфер», орган Союза немецких католиков за мир, — который выделяет 700 млн марок на военные расходы и 80 млн на строительство броненосца, не служит задачам социального мира и международного взаимопонимания» 93. Отход от поддержки партии Центра проявился и на выборах 1928 г., когда Союз немецких католиков за мир поддержал кандидата Христианско-социальной партии, члена союза Н. Элена 94.

Усилилось и недовольство среди пацифистов — членов СДПГ. Побывав на одном из собраний социал-демократов летом 1928 г., П. Шёнайх отмечал: «После собрания многие его участники говорили мне, что находят все партийное руководство СДПГ слишком милитаристским... Рурский конфликт и тайные вооружения были этапами на пути к кризису партии» 95. Особенно резкую критику вызвала военная программа партии, принятая Магдебургским съездом в 1929 г. Вопрос об отношении к ней особо обсуждался на конференции Общества мира в Брауншвейге в сентябре 1929 г. «К сожалению, социал-демократическая военная программа предусматривает дальнейшее вооружение Германии», вынужден был констатировать Г. Штрёбель, выступая на конференции. Он призывал «усилить влияние на правительственные партии в пацифистском духе» 96.

Таким образом, во второй половине 20-х годов нарастало размежевание в пацифистском движении, которое сопровождалось попытками консолидации левопацифистских сил, их параллельными выступлениями с коммунистами. Немногочисленное лево-пацифистское течение оказывало глубокое воздействие на радикализацию пацифистского движения в целом.

В годы экономического кризиса (1929—1933 гг.), когда в стране насчитывалось 6 млн безработных, когда доверие народных масс к парламентской демократии было основательно поколеблено и фашизм обрушился на левые силы страны, стремясь мобилизовать народные массы вокруг ультраконсервативных лозунгов 97, значи-

—————

91 FW. 1927. Н. 11. S. 341.

92 Pazifismus in der Weimarer Republik. S. 110.

93 Ibid.

94 Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 2. S. 712.

95 Schoenaich P. von. Zehn Jahre Kampf für Frieden und Recht, 1918—1928. Hamburg; Bergedorf, 1929. S. 214.

96 FW. 1929. H. 9. S. 272.

97 См.: Проэктор Д. М. Указ. соч. С. 37.

 

171

 

тельная часть пацифистов отошла от активной борьбы. Но и тогда нацисты считали пацифистское движение серьезной опасностью и призывали правительство ужесточить против него репрессии.

Начало 30-х годов было отмечено серией политических процессов над левыми пацифистами; их приговаривали к различным срокам тюремного заключения, газеты закрывали. Запрещалось проведение антивоенных и антифашистских митингов. Ярким примером стал инцидент в Альтенбурге (Тюрингия), где в ноябре 1930 г. местные группы Немецкого общества мира, рейхсбаннера, профсоюзов и СДПГ предполагали организовать митинг с выступлением X. Герлаха. Однако власти Тюрингии отменили его, ссылаясь на то, что подобные митинги в Апольде и Эйзенахе «проходили слишком бурно» 98. Все более разнузданными становились бесчинства и угрозы фашистов в адрес пацифистов, членство в пацифистской организации зачастую было сопряжено с риском для жизни. Все это способствовало сокращению численности пацифистских организаций. В Немецком обществе мира численность снизилась с 25 тыс. членов в 1927 г. до 5 тыс. в начале 1933 г (1930 г. — 18 тыс. человек, 1931 г. — 14 тыс.) 99. К концу 1932 г. в Германии осталось лишь 11 пацифистских организаций из 35 100.

Антифашистская деятельность стала ведущей в группе «Вельтбюне». «Флаг, которому я присягаю, — писал К. Осецкий, — это отныне не флаг выродившейся республики, это знамя единого антифашистского движения» 111. «Вельтбюне» раскрывал связь фашизма с монополистическими кругами, изобличал Гитлера как «изощренного агента крупного капитала» 112. Разоблачая социальную демагогию фашизма, левые пацифисты справедливо заявляли, что национал-социализм используется правящими кругами как «надежный заслон против большевизма» 113.

В условиях экономического кризиса, когда установление нацистской диктатуры стало непосредственной опасностью, антифашистская борьба заняла доминирующее место в деятельности пацифистских организаций. Для пацифистов фашизм был прежде всего проявлением антигуманизма, «возвратом к средневековью». Возможная победа НСДАП справедливо расценивалась ими как великое несчастье немецкого народа, удар по демократии, срыв планов разоружения, подготовка новой войны. Последовательный антифашистский курс «Вельтбюне» оказал воздействие на другие пацифистские организации и группы, перед которыми остро встал вопрос об эффективности прежних и поисках новых методов борьбы. Еще в 1929 г. К. Осецкий обращался к членам Союза противников военной службы: «Когда в момент объявления войны прилетят огромные эскадрильи самолетов, чего будут стоить ваши

—————

98 Das andere Deutschland. S. 229—230.

99 Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 1. S. 668.

100 Peace Jear-Book. L, 1933. P. 215-216.

101 Weltbuhne. 1947. H. 9. S. 375.

102 Ibid. 1929. H. 51. S. 896; 1931. H. 41. S. 542; H. 52. S. 949.

103 Ibid. 1930. H. 42. S. 570.

 

172

 

заявления: „Я не участвую? Я отказываюсь?!" Нет, отказ от военной службы еще не решает дела. Уже в мирное время надо ликвидировать адские гнезда, где изготовляются инструменты войны» 104.

В 1929 г. председателем Немецкого общества мира был избран Ф. Кюстер, президентом — П. Шёнайх, что значительно усилило демократические позиции общества, которое, по словам жены Кюстера И. Кюстер, стало с тех пор «антимилитаристской совестью Веймарской республики» 105. Приход нового руководства означал, как справедливо писала историк из ГДР Р. Шуман, «политизацию немецкого пацифизма... создание предпосылок для практической политической борьбы немецкого пацифизма против угрозы войны и наступающего фашизма» 106. Стоявшие на позициях активной антифашистской борьбы две крупнейшие левые организации картеля — Немецкое общество мира и Немецкая лига за права человека — в 1929 г. вышли из его состава.

Согласно новой программе, принятой в Брауншвейге в сентябре 1929 г., Немецкое общество мира выступило против фашизма под лозунгом «Стальной шлем и свастика — гибель для Германии!» 107, предлагая альтернативу общественного развития страны — создание «другой Германии», «республики без компромиссов с реакцией». В 1930 г. на конференции общества во Франкфурте-на-Майне говорилось о необходимости создания единого фронта всех пацифистов для борьбы с фашизмом. В речи П. Шёнайха подчеркивалась важность совместных действий с рабочими 108.

Общие цели борьбы против фашизма сближали позиции лидеров Немецкого общества мира с КПГ, однако непоследовательность и антикоммунистические предрассудки некоторых из них мешали установлению единства действий. В начале 30-х годов произошло сближение Немецкого общества мира с левыми силами СДПГ. По инициативе Ф. Кюстера (вышедшего в июне 1931 г. из СДПГ) левыми социалистами — членами Немецкого общества мира в сентябре 1931 г. было создано Рабочее общество в поддержку лево-социалистической политики. По мысли Кюстера и его сторонников, эта организация должна была стать «надпартийной, независимой от КПГ и СДПГ» 109. Вскоре Рабочее общество присоединилось к созданной левыми социалистами 4 октября 1931 г. Социалистической рабочей партий Германии 110. С того времени руководство СДПГ запретило своим членам принимать участие в работе Немецкого общества мира 111.

—————

104 Weltbuhne. 1929. Н. 8. S. 28.

105 Das andere Deutschland. S. XII.

106 Schumann R. Zur Problematik des Begriffes «Pazifismus» und zur Zusammenarbeit von Kommunisten und Pazifisten in der von dem Amsterdamer Weltkongress gegen den iraperialistischen Krieg ausgehenden Bewegung in Deutschland // Beitrage zum Friedenskampf der KPD in der Weimarer Republik. В., 1984. S. 122.

107 Sturm lautet das Gewissen. . . S. 391—395. Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 1. S. 689. Scheer F. K. Op. cit. S. 553.

См. о ней: Кульбакин В. Д. Германская социал-демократия, 1924—1932 гг. М., 1978. С. 204-216. Scheer F. К. Op. cit. S. 555.

 

109

 

Антифашистскую позицию заняли левопацифистские круги в Союзе немецких католиков за мир. «Фашизм, — заявил один из лидеров левых в союзе, В. Бробейль, — действует в интересах капитала». Другие руководители левого крыла подчеркивали готовность выступить с коммунистами против фашизма 112. На конференции союза в 1930 г. левокатолические силы выступили против антисоветской пропаганды. «Подготовка к войне, — заявил священник из Мангейма, руководитель Союза религиозных социалистов Эккерт, — вот основа для преследований христиан. Капиталистическая система — вот источник гонений на них». В. Хаммельрад подчеркнул в своей речи, что «господство пролетариата было бы лучше для страны, чем господство толстосумов» 113.

С антифашистской платформой выступил Союз религиозных социалистов, который на Штутгартской конференции в 1930 г. принял резолюцию, где подчеркивалась «опасность фашизма для христиан». Члены союза призывали к борьбе с фашизмом, разоблачали действия руководства евангелической церкви, поддерживавшего нацистов 114. Против фашизма выступал в своем новом журнале «Фриденсфронт» Союз противников войны, организовавший довольно значительные антифашистские акции в начале 30-х годов115.

Стремление к единству действий с коммунистами и рабочим классом, характерное для большинства пацифистских организаций того периода, с наибольшей силой проявилось во время подготовки и проведения Всемирного антивоенного конгресса в Амстердаме в 1932 г.

Инициатива созыва конгресса сначала не получила поддержки ряда крупных международных пацифистских организаций, в том числе и немецких, так как многим из них, по справедливому замечанию историка из ГДР X. Хабеданка, было трудно принять решение об участии в конгрессе, где большинство делегатов придерживались принципа революционного насилия 116. Не случайно Г. Веберг отмечал чрезвычайно бурные дебаты среди пацифистов по вопросу о задачах конгресса и участия в нем 117.

Резко отрицательную позицию по отношению к конгрессу занял Л. Квидде. В августовском номере журнала «Фриденсварте», печатного органа Общества мира, он опубликовал статью, в которой расценил конгресс как «коммунистическое мероприятие», осуждал участие в нем пацифистов, считая, что «вряд ли имеются более сильные противоречия, чем разногласия между большевизмом и пацифизмом» 118. Редактор «Фриденсварте» Веберг по существу поддержал мнение Квидде, утверждая, что конгресс «плохо подго-

—————

112 Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 2. S. 714.

113 Deutsche Demokraten... S. 289.

114 Lexikon zur Parteiengeschichte. Bd. 1. S. 274.

115 Ibid. S. 239.

116 Habedank H. Der Feind steht rechts. В., 1965. S. 160.

117 FW. 1932. H. 10. S. 304.

118 Ibid. H. 8. S. 227—229.

 

174

 

товлен и задуман как коммунистическая демонстрация», а принятые им документы свидетельствовали о «недоверии по отношению к пацифистским кругам» 119. В мае 1932 г. в Берлине был образован подготовительный комитет, куда наряду с коммунистами вошли А. Эйнштейн, Г. Манн, П. Шёнайх, Е. Штеккер, К. Гроссман. Большинство пацифистов Немецкой лиги за права человека, Союза сторонников школьной реформы, Немецкого общества мира, Группы революционных пацифистов, Лиги защиты материнства, Всемирной молодежной лиги (немецкое отделение) поддержали идеи конгресса и приняли участие в его подготовке 120. Лидер Немецкого общества мира П. Шёнайх, беспартийный врач Ф. Бёнхайм и коммунист В. Мюнценберг возглавили немецкую делегацию на Амстердамском конгрессе 121, которая была самой многочисленной — 759 человек. По возвращении из Амстердама под председательством Ф. Бёнхайма был создан Немецкий комитет борьбы против империалистической войны, в который наряду с представителями КПГ и пролетарских массовых организаций вошли П. Шёнайх, Е. Штеккер, О. Лееман-Руссбюльдт, А. Эйнштейн и Г.Манн122.

Наиболее последовательной в антифашистской борьбе в условиях жесточайших репрессий по-прежнему была группа «Вельтбюне», которая поддерживала линию КПГ на создание единого фронта борьбы против фашизма, выступая за «рабочий блок» коммунистов и социалистов 123.

Во время президентских выборов весной 1932 г. группа призвала левые силы отдать свои голоса вождю немецких коммунистов Э. Тельману. К. Осецкий писал: «Проводить левую политику — значит помогать борьбе представителей левых сил, Тельман — единственный выход, все остальные — более или менее ярко выраженная реакция» 124.

После установления фашистского режима на пацифистские организации обрушились репрессии. За многими пацифистами закрылись ворота тюрем и концлагерей, оставшиеся эмигрировали, продолжая борьбу с фашизмом.

Своеобразие немецкого пацифизма в период Веймарской республики заключалось в том, что его эволюция в силу исторических условий была связана только с 20-ми и началом 30-х годов, т. е. чуть более чем за десятилетний период немецкий пацифизм прошел путь, характерный для пацифистских движений в других странах Европы и США за все межвоенные годы.

—————

119 Ibid. S. 305.

120 Schindler В. Die Rolle des Antikriegskampf bei der Entwicklung einer neuen Massenbewegung gegen die faschistische Gefahr in Deutschland (Mai 1932 bis August 1932) // Beitrage zum Friedenskampf der KPD in der Weimarer Republik. S. 40.

121 Schumann R. Amsterdam, 1932. S. 869.

122 Ibid. S. 168-169.

123 Weltbühne. 1932. H. 18. S. 652.

124 Sturm lautet das Gewissen... S. 406.

 

175

 

Для немецкого пацифистского движения то время соединило в себе позитивный и негативный исторический опыт. Страдая от разобщенности и отсутствия реалистической антивоенной программы, оно не стало тогда массовым и эффективным. В этом смысле очевидна и недостаточность ненасильственных, «законных» форм борьбы, превалировавших во многих пацифистских организациях.

Важной особенностью немецкого пацифизма было наличие в нем влиятельных демократических левопацифистских сил, взаимодействующих с рабочим классом и его коммунистическим авангардом.

Мужественная борьба демократических левопацифистских групп против милитаризма и фашизма сыграла заметную роль в формировании немецкого антифашистского движения 30-х годов, движения Сопротивления, а также в складывании традиций антивоенной борьбы в целом. «Мы, — писал в статье «Коммунисты и пацифисты» В. Гернс, член президиума и секретариата правления ГКП, — испытываем уважение к Берте фон Зутнер и Карлу фон Осецкому, к тем, кто продолжает их пацифистские традиции в наши дни. Нас связывает с ними много общего...» 125.

—————

125 Пробл. мира и социализма. 1982. № 11. С. 78.

 

 

Изд: Ежегодник германской истории, 1987. М., 1988. С. 157 — 176.

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Date: август 2012

 

Сайт управляется системой uCoz